-
-
Уже на следующий день предпринимаем
попытку подняться по этой дороге на
хребет. Вначале это — настоящая лесная
дорога, но постепенно она превращается
в тропу с сохранившимися кое-где метками
на деревьях. По мере подъёма появляются
участки нерастаявшего снега, скрывающие
тропу. И — после очередной метки на
дерева тропа «растворяется» в лесу.
Всё-таки май — не сезон для пеших
путешествий в Абхазских лесах!
Возвращаемся на дорогу и движемся по
ней в сторону перевала Анчхо. Снега
даже на асфальте становится больше, и
в нём буксуют джипы с экскурсиями. Уже
под вечер мы поднимаемся до 1900м, в
урочище Каменистая поляна под перевалом
Анчхо. Ночуем, а с утра преодолеваем
перевал. Дорога под самым перевалом
скрыта снежником, и для движения по
нему оказываются нелишними серьёзная
трекинговая обувь и трекинговые палки.
На самом перевале стоит дощатая хижина
с рыжей крышей и громадными щелями в
стенах. Внутри — лавка, железная печка
и 2 топора. Непонятно, зачем печка при
таких щелях в стенах? Разве только для
экзотики...
Когда во время наших лыжных
походов по Северу мы встречали подобные
строения, предпочитали им ночлег в
неотапливаемой палатке в снегу. С
перевала хорошо видны Главный Кавказских
хребет и верхняя часть котловины Псху.
Спускаемся в лес по «серпантину» На
высоте 1500м снег на дороге исчезает.
Зато — мы подходим к бродам через
Агурипсту. Глубина-то и небольшая -
чуть выше колена, и низкая температура
воды нас не пугает. Но — скорость течения
представляет серьёзную проблему. Такие
броды правильно переходить в ботинках,
с рюкзаком, расстегнув его пояс, используя
одну палку максимальной длины, держа
е1ё в 2-х руках. А ещё лучше вместо палки
использовать шест из сырого дерева
длиной не меньше 2- метров и диаметром
7-8см, упираясь им в дно как можно дальше
от себя вниз по течению. Кроме того, мы
связываемся верёвкой и по очереди
страхуем друг друга, как положено, с
берега.
То, что к преодолению таких
бродов нужно относиться со всей
серьёзностью, подтвердилось уже в селе
Псху, где нам рассказали, что 2 года
назад на этом самом броде из группы в
3 человека погибли двое. После 3-х бродов
дорога становится «веселее». На деревьях
уже — полноценная листва; начинают
появляться огороженные поляны со
старыми строениями. На некоторых из
них пасётся скот с колокольчиками. Все
признаки близкого жилья. На ответвлении
дороги к Санчарскому перевалу стоит
пограничный пост. Само село — единственная
улица, протянувшаяся километра на 2.
Побеленные дома, как в Кубанских
станицах. Магазин (закрытый, впрочем)
и пекарня. Новая, недостроенная ещё,
церковь.
Взлётная полоса, которую
пытаются рыхлить свиньи. Есть школа и
медпункт.
-
Электричество — от собственной
мини-ГЭС. В домах стоят холодильники,
телевизоры и стиральные машины. Но - с
октября и до середины - конца июня село
отрезано от внешнего мира из-за глубокого
снега на перевале. Иногда прилетает
самолёт, но регулярного авиасообщения
нет.
-
В селе никто точно не знает, в
каком состоянии мост через Бзыбь возле
устья Решавы. Похоже, через перевалы
на побережье или никто из них вообще
не ходит, или давно не ходил. Только
пограничники из местных кое-что нам
подсказывают по предстоящему маршруту.
Продолжаем путь уже по тропе вдоль
Бзыби. Она вьётся над обрывами, и трудно
представить, как по этой тропе осенью
1942-го могла пройти Санчарская группировка
наших войск с тяжёлым вооружением!
Впрочем, коровы по этой тропе успешно
«путешествуют», значит, пройдёт и лошадь
с вьюком.
Дойдя до моста, обнаруживаем
его в плачевном состоянии. Дощатый
настил частично обрушен, а на последних
метрах 20 у противоположного берега и
вовсе отсутствует. Для переправы же по
тросам у нас не хватает ни снаряжения,
ни альпинистской подготовки.
Приходится
принимать непростое решение о возвращении
своим маршрутом к Рице через заснеженный
перевал Анчхо. Дойдя до села, устраиваемся
на ночлег у пожилой пары: тётя Клава и
дядя Боря. Хозяин рассказывает, как во
время войны 1992 года в село проникла
грузинская разведгруппа из 8 человек,
но была здесь задержана. На этом война
для Псху закончилась.
-
Ночью затихший было дождь
переходит в ливень, и к утру вода в реках
поднимается ещё больше. Возникают
проблемы даже при переходе притоков
Агурипсты, которые позавчера мы
«перемахнули» ,не заметив. Хорошо, что
пограничники подсказали нам, как
избежать 2-х верхних бродов, пройдя
слабой тропой по правому берегу. Но —
нижний брод в месте впадения Грибсты,
где нужно форсировать 3 рукава, встаёт
перед нами непреодолимой преградой.
Да, есть навесная тросовая переправа,
но её тележка находится на противоположном
берегу.
Переходить по узкому наклонному
бревну без ветвей и перил тоже не
решаемся. Досрочно останавливаемся на
ночлег в надежде, что к утру вода спадёт.
Но - утро встречает нас моросящим дождём
и таким же мощным течением на бродах.
Ещё раз взвешиваем шансы на переправу
по тонкому тросу. И в это время замечаем
ещё ниже по течению громадное дерево,
упавшее поперёк реки. По нему в итоге
и удаётся переправиться.
В итоге- к 3-м
часам дня мы вновь на перевале Анчхо.
Снега, конечно, за прошедшие 3 дня стало
намного меньше. Из-под снега показался
памятник защитникам Кавказа в ВОВ,
которого мы не видели по пути в Псху.
До вечера успеваем даже спуститься
почти до асфальтовой дороги. К 10-ти утра
следующего дня - мы снова у озера Рица.
-