Из Тувы в Монголию

Идет загрузка карты ...
СПб - Екатеринбург - Абакан - Кызыл - Эржей - Эрзин - оз. Торе-Холь - граница - Байантес - Цецерлег - Мурен - Хатгал (оз. Хубсугул) - Мурен - Улаанбаатар - Наушки - Слюдянка - Екатеринбург - СПб. Вдвоем. На карте:синие линии (кроме 9-10) - автобус, желтые - автостоп, красные - платные машины, зеленая - поезд (электричка). Линия 9-10 должна быть полностью зеленой. Ко всем линиям и значкам есть разъясняющие подписи и фотографии на карте. Участок 2-4 можно значительно приблизить, как и некоторые другие. Рассказу соответствует приблизительно участок 6,5-8
Самый сложный и интересный отрезок пути 

Автостоп в Монголии Автостоп в Монголии
Вспоминая сейчас автостоп в Монголии, кажется невероятным, что до Баянтеса мы, неискушенные автостопщики, смогли доехать без денег. Это же целых 300 километров от монгольской границы! Преодолели мы их на 2х машинах примерно за 36 часов, из которых ехали примерно 8, а все остальное время ждали, спали, пили чай, играли в нарды и просто бездельничали. И вот добродушный водитель выбросил нас в 30 километрах от Баянтеса рядом со скоплением юрт, объяснив, что он здесь родился. Тогда мы еще не знали, что это был наш последний автостоп в Монголии (не считая русских сейсмологов, подкинувших 20 км до российской границы спустя неделю), поэтому удовлетворенно кинули рюкзаки и приготовились к долгому ожиданию.

Было около 4х часов дня, и у нас оставалась немалая надежда на торгашей, возвращающихся с ярмарки в Эрзине в Улаанбаатар или даже Китай. Но никаких торгашей не случилось, как не случилось никаких машин совсем, если не считать одного фургона, переполненного людьми, вещами, и даже юртой – семья переезжала, причем недалеко. Переселенцы застряли в яме в 10 метрах от нас, Олег помог им выбраться, они поулыбались, подарили конфеты, загрузились обратно и поплелись до некого нового и, наверное, лучшего места обитания.

Вечерело, и с заходом солнца скот начал стягиваться к своим юртам. Мы были к юртам ближе, чем они, поэтому в определенный момент, мы оказались окружены крупными и мелкими рогатыми животными. Меня это совсем не радовало, ибо их дружелюбность не была очевидной, а Олег особо не парился и снимал закат.

Двухкомнатная юрта Двухкомнатная юрта
И вот скот пришел домой, солнце уже скрылось за холмами и в юрты начали возвращаться их обитатели: кто на лошадях, кто на мотоциклах, кто прибегал на своих шустрых детских ножках. Мы неизбежно превратились в объект внимания наших соседей, и после пары честно проигранных партий в шашки уже сидели в юрте в ожидании ужина. Вернее, делали вид, что в ожидании. На самом деле, пару дней назад Олег сильно траванулся потрошками торехольских баранов, что надолго отбило у него желание употреблять в пищу любые продукты животного происхождения. Да и меня после меню смотрителей турбазы Торе-Холь тоже одолевали серьезные сомнения в аппетитности мясопродуктов. Не тратя времени даром, мы начали развлекать народ, а именно, жителей двухкомнатной (!) юрты, и, по совместительству, 3 поколения одной семьи, коих набралось около 7 человек. До ужина мы использовали почти все заранее предусмотренные нами методы развлечения аборигенов, даже горелку зажгли. А на следующий день, когда осознали, что только счастливая случайность в виде какого-нибудь заблудившегося УАЗика поможет нам отсюда выбраться, мы уже жалели, что ничего не припрятали на десерт.

Утренняя дойка скота Утренняя дойка скота
Дедушка Дедушка
Приготовление сливок Приготовление сливок
Перед обедом.. Перед обедом..
Баскетбольная площадка Баскетбольная площадка
Не вдаваясь в подробности, скажу, что за ВЕСЬ следующий день мимо нас не проехало НИ ОДНОЙ машины, уезжающей в нужном направлении хотя бы на пару километров. Весь день мы провели с этим семейством. День был не самым легким, учитывая то, что мы постоянно находились в поле чьего-нибудь внимания и наблюдения. Как подопытные животные. К нам подходили разные люди, просили сделать или показать разные вещи, пытались рассказать что-нибудь нам по-монгольски (при этом напрочь игнорируя язык жестов), накормить, напоить, хоть как-нибудь занять… И мы не отставали: показывали все свои вещи, рассказывали (активно используя язык жестов), старались научить тому, что умеем сами, нехотя запихивали в рот очередную масляную булочку, делая вид, что запиваем ее жирным чаем, отказывались от другой еды, наблюдали за ними в ответ (Олег иногда даже в отместку), радовались тем редким минутам, когда на нас никто не смотрел, и можно было расслабиться …

В общем, когда начало вечереть, мы поняли, что еще одного такого дня мы не выдержим. Главный дедушка (он же мастер шашек), видимо, утомился не меньше нас, и как-то мельком предложил отвести нас за деньги до Цецерлега, откуда, по его утверждению, уехать должно было быть гораздо легче. Когда совсем стемнело, мы поняли, что у нас нет другого выбора: либо надеяться на счастливый случай, либо не тратить время и нервы и валить сразу. Мы предпочли определенность и пошли к деду соглашаться на его предложение.

Какие-то неведомые нам особенности национального характера затянули процесс переговоров еще на 3 часа, из которых торги заняли не более 15 минут. В эти 3 часа мы стали объектами не только наблюдения, но и обсуждения. Обсуждение проходило с различной интенсивностью, его участники также варьировались, но их численность всегда была примерно равна 15. Мы в обсуждении не участвовали совсем, а среди участников были как члены семьи, так и незнакомые нам люди, заехавшие на пирожки, и даже дети. Точно суть обсуждения мы не так и не уловили, но, насколько мы поняли, они решали, ехать или не ехать. «За» то, чтобы ехать, видимо, было недостаточно веских причин: только желание нам помочь (включающее в себя желание нас спровадить) и надежда на то, что бензина потратится меньше, чем включено в цену нашей перевозки (40 000 тугриков). «Против» казалось гораздо больше: завтра в 7 утра нужно ехать за тетрадками и учебниками на 1 сентября, а поездка до Цецерлега и обратно занимает 6 часов; непонятно, куда мы пойдем спать по приезду; да и ехать темно; внучка боится ночевать без деда; невесту (то бишь меня) отпускать придется… И это только наши предположения насчет причин затянувшегося обсуждения. Не удивлюсь, если они просто каждую субботу после ужина обсуждают рост поголовья скота, и все остальные дела откладываются, пока не будет решено, сколько козлов можно зарезать на следующей неделе, а мы просто все неправильно поняли.

Стоит сказать, что в отсутствие солнца, когда воздух заметно холодает, монголы переодеваются в национальную одежду. Особые модники также надевают ремни с огромными фигурными бляшками и расшитые шапочки. Смотря на них, понимаешь, что в Монголии мало что поменялось за последние 700 лет, разве что быт стал более увлекательным, благодаря электричеству от солнечных батарей. И вот представьте, сидят 15 таких монголов на кушетках и на коврах в юрте, вокруг печки, и 2 с половиной часа спорят, высказываются и смеются по-монгольски, попивают чай с молоком из пиал, а иногда замолкают, задумчиво уставившись в нашу сторону. В каждом путешествии бывает такой момент, когда понимаешь, что находишься в абсолютно другом мире, и тогда все происходящее становится предельно сюрреалистично, а ощущаешь себя не реальным человеком, а персонажем. На те пару часов я превратилась в главного героя фильма про путешествия во времени.

Как же мы обрадовались, когда, наконец, поехали. Шел уже 11й час, когда мы впятером погрузились в машину. Еще час мы ездили по окрестным юртам. В результате состав пассажиров слегка поменялся, а количество увеличилось до 7ми. Еще через 3 часа мы достигли Цецерлега, полчаса пытались дозвониться двум каким-то людям и прорваться в чей-то дом, разбудив тем самым с полсотни окрестных собак, и, наконец, достигли финальной точки длинного дня – двора единственной в Цецерлеге гостиницы. Палатку ставили вшестером, радовались ей собранной вдевятером, а потом мы неожиданно обидели всех этих добрейших, хоть и назойливых, людей. Отец семейства (не путать с главным дедом)спросил, можно ли им залезть внутрь палатки, а мы не разрешили. С нашей стороны это действительно было несколько нетактично, но мыслями мы уже были одни и более чем готовы спать, соответственно, притворяться гостеприимными сил уже не было. Сейчас, вспоминая как поникли их улыбки, я, конечно, чувствую себя виноватой… А вдруг действительно они в первый и последний раз в жизни видели (и даже собирали!) современную палатку (теоретически, опыт с брезентовыми экземплярами у них мог быть в советское время), а мы лишили их единственной возможности посидеть внутри… Сейчас можно утешать себя только тем, что, благодаря отказу, они раньше вернулись к семье и успели вовремя съездить за тетрадками.

Магазин в Цецерлеге Магазин в Цецерлеге
Перед 1м сентября Перед 1м сентября
Мы проспали до 10, и я пошла в магазин за завтраком. Перед магазином стоял вполне цивильный УАЗик, который также оказался общественным транспортом в Мурен. Водитель назвал цену 15 000 тугриков, что было относительно недорого за 250 километров, но мы пока еще не окончательно утратили веру в монгольский автостоп. После завтрака мы сразу же бодро вышли на дорогу на Мурен и приземлились на холме. Там мы и просидели до заката. Опять ни одной машины. В этот раз СОВСЕМ ни одной, даже до соседних юрт, даже полностью забитой. Только мотоциклы и лошади. Один раз даже увидели, как на мотоцикле типа ИЖ, помимо двух человек, едет два барана: один привязан к багажнику, другой – на руках у пассажира.

Этим вечером мы окончательно потеряли веру в автостоп в Монголии, и попытались найти транспорт в Цецерлеге, но выяснилось, что даже за деньги нам не удастся свалить раньше, чем на следующий день. Мы смирились и решили побаловаться вечером местным пивком, дабы поднять боевой дух. Еще разорились на овощи, напросились во двор все той же гостиницы, приготовили рагу, поболтали по-английски с местной шпаной и легли спать пораньше, чтобы не пропустить транспорт на Мурен.

Очередная починка транспорта Очередная починка транспорта
Да, в транспорт мы вписались, да еще в какой! Это была самая убитая машина из виденных мной в жизни. УАЗ типа «буханка». Заводилась она исключительно с толкача, глохла, перегревалась каждые 1,5 часа; про зеркала, дворники и приборную панель ее хозяева забыли уже лет 30 назад. Ко всему прочему, один раз нам пришлось поменять колесо, а когда спустилась ночь, ничего не оставалось делать, как остановиться ночевать при каком-то дворе: у бедного средства передвижения работала только одна передняя фара и одна красная задняя. В темной монгольской ночи по холмистому ландшафту и разбитой дороге, частенько размытой ручьями шириной от метра до 10 метров, далеко на такой машине не уедешь. Можно еще припомнить скорость этого монстра при подъеме в гору и еще какой-нибудь дефект, но достаточно сказать, что на преодоление расстояния в 250 километров нам понадобились целые сутки! В начале нашего пути мы злились, потом всем стало смешно, а когда мы привычно перегрелись за 500 метров до таблички Мурен, и всей командой вывалили покурить, мне показалось, нас всех охватило некое объединяющее волнение, сродни трепету, испытанному когда-то воинами Чингисхана, добравшимися, наконец, до Руси, усталыми, но вознагражденными за все лишения самим фактом достижения цели, в существование которой они уже почти перестали верить… Правда наши соратники довольно быстро сумели вернуть нас с небес на засушливую земную степь: при взятке полицейскому, дежурившему под той самой табличкой Мурен, выяснилось, что все это время в машине ехало 3 мешка трупиков каких-то грызунов среднего размера и Олег даже успел на них поспать. Бе!

Даа.. Участок пути от Баянтеса до Мурена был, пожалуй, самым сложным в нашем путешествии.

Комментарии
Editor24.02.11, 09:15
Спасибо большое за ценную информацию! 
Antraksa23.02.11, 22:25
Виза в Монголию 
Не требуют ничего. Мы фотографировались непосредственно в Кызыле. И это все, что мы делали. Анкеты взяли и заполнили в самом консульстве. Стоит что-то около 2х тыщ... Я потеряла записи, поэтому точнее не скажу. Сбор оплачивается в банке на соседней улице. Мы делали на 14 дней. Насколько я поняла, так без проблем они дают на срок до 30 дней одноразовую.
Editor22.02.11, 19:23
приглашение требуют? стоимость? 
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Монголия
еще маршруты
О Маршруте