республика Карелия / Водный туризм | Самостоятельная поездка | Спортивный туризм

Карелия – это маленькая жизнь. Водный поход на байдарках (август 2014 года)

28 июля - 10 августа 2014 г.
Дорога и немного истории
Дорога в Карелию.

От Ставрополя до Карелии ехали на небольшом минивене. Бессменный наш водитель, он же восьмой участник ставропольской команды Олег, показал просто верх выдержки – 36 часов за рулем без остановок на отдых (не считая нескольких небольших остановок на перекус). Ехали через платные трассы, что значительно сократило время в пути. Проезжая через Москву постояли изрядно в пробке. Проезжая Тверскую область попали во мглу дыма торфяных пожаров – сезонная болезнь этой местности. Выезжали 28-го июля в ночь, а 30-го на рассвете уже проезжали Старую Ладогу, что на границе Ленинградской области и республики Карелия. Утренняя дорога через Карелию порадовала нас своей живописной  красотой. Дорога пробивалась сквозь стены хвойного леса, изредка сменяющегося березовыми рощами. Просветы полян были укутаны ковром из тумана. Сказочный туман огибал деревья и кусты, слоился, растворяясь в лесной чаще.

Около девяти утра мы уже были на базе Экотурсервиса, что на берегу реки Шуя в местечке Сайвожпорог между поселками Матросы и Половина. На место мы прибыли на целых 12 часов раньше расчетного, что дало нам времени для дополнительных экскурсий. На базе мы с женой быстро познакомились с ребятами из группы, которая накануне вернулась из похода. На своей машине они собирались в Петрозаводск, а нам надо было с пользой провести незапланированно освободившееся время.

Историко-культурная часть путешествия.

Таким незатейливым образом мы вдвоем оказались на набережной на берегу Онежского озера у причала комет. Комета – это небольшой корабль на подводных крыльях, онежский водный автобус. Стоит сказать, что Онежское озеро - второе по величине озеро Европы. Оно вдвое мельче Ладоги (максимальная глубина 120 м) и содержит в 3 раза меньше воды. Но онежская вода очень высокого качества: она чище ладожской и даже байкальской. Протяженность озера с севера на юг - 248 км с запада на восток 96 км. Береговая линия, особенно в северной части, сильно изрезана. Здесь много мысов, заливов, губ и островов. Общее число последних - 1500, что в 2,5 раза больше, чем на Ладоге. На одном из них находится архитектурный памятник мирового уровня - Кижский погост, являющийся визитной карточкой Карелии. Именно его мы и собирались посетить. Тут же на причале в кассе взяли билет на ближайшую комету до острова Кижи.

Комета

Кижский погост включен в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Ансамбль Кижского погоста стал основой для создания на острове известного всему миру музея-заповедника. В нем собраны памятники архитектуры, предметы быта, иконы, которые на протяжении трех последних столетий создавались в русских, карельских и вепсских деревнях разных районов Обонежья, а также в Северной и Южной Карелии. Музей, общая территория которого насчитывает 10 тыс. га, находится в 68 км от Петрозаводска на острове Кижи, входящем в состав Кижских шхер.

Кижский погост

Поражает своей красотой и величием храм Преображения Господня. Размером с десятиэтажный дом, храм выполнен полностью из дерева - сосна, ель, осина. Лемех на двадцати двух его куполах меняет свой цвет в зависимости от освещения, вспыхивая золотом на закате. Помимо основного ансамбля в памяти оставила яркий след часовня Михаила Архангела. Специально для туристов звонарь дает своеобразный мастер-класс своего искусства. Звук колоколов звонницы просто завораживает своей красотой. Ранее никогда не проявляя интереса к звонарному искусству, я застыл, открыв рот от восторга.

Кроме памятников, составляющих основную экспозицию, на территории музея-заповедника находится несколько старинных деревень.

Вечером, после возвращения на базу, наша команда пополнилась – приехали наши друзья из Сочи. А за ужином познакомились с инструктором Георгием, который будет сопровождать нас в походе и при необходимости наставлять на путь истинный. Очень добродушный и веселый парень оказался.

Утром 31-го июля мы все дружно отправились в город Сортавала, что в 240 километрах от Петрозаводска. Там на пристани уже ждал своих пассажиров Метеор (судно на подводных крыльях аналогичное Комете), который должен был доставить нас на остров Валаам на Ладожском озере.

Ладожское озеро – крупнейшее пресноводное озеро в Европе. Ожерелье островов (шхер), разделенных между собой лабиринтом проливов, раскинулось у северного берега. Некоторые из них ощетинились гранитными утесами, почти отвесно уходящими в холодные глубины вод. Другие подставляют волнам свои покатые каменные спины. В глубине заливов зеленеют маленькие островки, покрытые деревьями. Главной достопримечательностью Северной Ладоги является группа скалистых островов, сложенных прочными гранитами и диабазами, которая расходится в северо-западной части озера. Острова были заселены ещё в Х веке, с XII века принадлежали Новгороду. Монастырь, который был также и оборонительной крепостью, существует с XIV века. В 1611 году острова разорены шведами, монастырь разрушен; восстановлен в 1715 году. С 1918 по 1940 год в составе Финляндии. С 1940 года в составе России.

Название главного острова Валаам происходит от финно-угорского "валамо" – высокая, горная земля. Монахам это название показалось созвучным имени библейского пророка, и они нарекли его Валаамом. На протяжении веков, когда единственным хозяином был монастырь, остров превратился в единый ландшафтно-архитектурный комплекс. Были возведены церкви, часовни, скиты и хозяйственные постройки; проложены дороги, соединены мостами острова, прорыты каналы и дренажные сети; посажены непривычные здесь деревья, заложены сады и огороды. До наших дней сохранились: Спасо-Преображенский собор, колокольня, надвратная церковь Петра и Павла, Успенская церковь, гостиница, конюшенный и водопроводный дома, постройки Белого и Красного скитов. В настоящее время Валаам - это действующий монастырский комплекс, активно восстанавливающий свое былое величие. Важное замечание – в связи с особым статусом острова попасть на него и посмотреть все достопримечательности можно только через официальную паломническую службу Валаамского монастыря.

Вечером вновь пополнение – семейная пара из Питера, хорошие друзья Георгия. Теперь команда в полном составе.