республика Карелия / Водный туризм | Самостоятельная поездка | Спортивный туризм

Карелия – это маленькая жизнь. Водный поход на байдарках (август 2014 года)

28 июля - 10 августа 2014 г.
Дневник похода.
День первый.

Хорошенько выспались после вчерашней прогулки по Валааму. Ближе к обеду на базу подъехал микроавтобус с прицепом. Началась погрузка снаряжения на поход. На автобусе нас забросили в поселок на озере Сямозеро в 70 км от Петрозаводска по Суоярвской трассе.

Сямозеро. Первая найтовка

На песчаном пляже разгрузили снаряжение и сразу первое обучение – правильная найтовка и распределение груза в байдарке. Удивленно разглядываем фартуки и юбки, неуклюже учимся натягивать их на кокпит байдарки. После небольшого перекуса встаем на воду. Начинается второй этап обучения – управление байдаркой. Неумело зигзагами проходим пару километров по глади озера, входим в реку Сяпся (второе ее название Сяньга).

Общая протяженность реки около 50 км. Начало река Сяпся берет из озера Сямозеро и впадает в озеро Вагатозеро. Питается течением многочисленных ручьев и болот. Скорость течения на плесах 1-3 км в час. Ширина реки в среднем 25-35 метров, минимальные сужения - 10 метров, максимальные - 50-70 м. По большей части берега в низовье реки заболочены. В зависимости от уровня воды имеет от 5 до 7 порогов, лишь часть которых можно классифицировать 1 категорией сложности.

По реке идти уже веселей. Вскоре (метров через 300) перекат, ниже второй. Они носят гордое название «Каракульский порог», хотя едва ли это можно назвать  порогом. Через 10 км еще один перекат, расположенный под авто и железнодорожным мостами. Сразу за ним - еще один, подлиннее (около 600 метров). На протяжении нескольких километров идут болота, затем берега начинают повышаться. Здесь находим место для ночевки.

Место оказалось черничное. Два шага от места ночевки в лес и ты стоишь на ковре из мха, поросшем кустиками черники. Изредка попадается голубика и костяника. Вечером попробовал забросить удочку у берега реки, но на дне оказалось слишком много коряг. После потери блесны решил переключиться на чернику.

День второй.

Психологически, наверное, самый сложный день маршрута. Утром многие почувствовали, что тело все-таки имеет руки. После кашки с черникой быстренько собрали лагерь и встали на воду. Прошли местечко «Манин мост». Это действительно полуразрушенный мост и его опора, пожалуй, самое большое препятствие на реке Сяпся. Последние несколько лет мост ремонтируют энтузиасты. За ним еще один автомобильный мост. Около него порожек с крутым поворотом струи. В нашем случае, при малой воде, многие сели на мель и пришлось немножко протащить байдарки. Дальше река вновь входит в болота. На этом участке расположены 400-метровые несложные шиверы Горбункоски и Сарикоски с островами под левым берегом.

Р. Сяпя

Белая лилия

После полудня пристаем к берегу на обед. До Вагатозера остается около 2 часов хода. Последние 2-3 км перед Вагатозером река совсем успокаивается. Настают часы нудной и изнурительной гребли. Лишь красота белых лилий, изредка растущих близ берега, да дикие утки, вспархивающие с водной глади прямо перед носом, радуют душу и глаз.

Выйдя в озеро, слева видим два мыса один за другим. На втором находим великолепнейшее место для стоянки с двумя песчаными пляжами, заботливо сложенной топкой для походной бани, сбитым столом и лавками.

Вагатозеро

День третий.

Дневка. Отдых. Рыбалка.

За мысом, на котором находился наш лагерь, берега озера начинают сужаться. Постепенно появляется течение. Здесь начинается Шуя.

Утром на разгруженной байдарке мы с женой подошли к «входу» в реку. До полудня я закидывал удочку, а жена периодически подгребала к более удобному для ловли рыбы месту. Еще двое ребят из нашей команды тоже рыбачили на своей байдарке неподалеку от нас. Погода стояла солнечная и сухая. Когда желание укрыться в тени пересилило азарт рыбалки, а на борту байдарки было три щуки с окунем, решили плыть домой. Ребята пришли тоже не с пустыми руками. После обеда произошло разделение – кто-то активно взялся за приготовление ухи, а кто-то за постройку походной бани. Вечером все были сытые, чистые и довольные. Наваристая уха и жаркая баня вернули силы в уставшие руки.

Вагатозеро.

День четвертый.

Заходим в Шую. Река интересней и мощней Сяпси. Шуя (южно-карельское «Глубокая») - одна из крупнейших рек Карелии. Она берет начало из озера Суоярви (главный ее исток, р. Куккаусйоки) и впадает в Петрозаводскую губу Онежского озера. Основные притоки левые: Тарасйоки с Ирстой, Сяпся с Малой Суной, Кутижма.

Средний уклон реки Шуя на маршруте 0,55 метр на километр. Ширина реки 70-100 м, течение 1-1,5 км/час, местами и более. На порогах сужения до 20-40 м. Препятствия представляют собой шиверы длиной от 50 до 1000 м, как правило, с хорошо выраженным судовым ходом. Есть и локальные пороги со сливами до 1,5 м. Однако в этот день сложных порогов мы не проходили, можно лишь выделить Киндасовскую шиверу и автомобильный мост в Киндасово.

Причалили на обед у деревни Киндасово. Набираем с собой чистой колодезной воды, а через несколько часов движения после Киндасово делаем лагерь. По дороге к стоянке обгоняем несколько групп на катамаранах и рафтах – убеждаемся в популярности Шуи на практике.

День пятый.

Р. Шуя

Дневка в сосновом лесу. Черничная дневка на одном из красивейших разливов Шуи. Утром попробовали половить рыбу, но что-то клева не было. Зато окружающий нас хвойный лес был богат на ягоду. В течение дня по парам или поодиночке кто-то скрывался в лес на часик, а потом возвращался ..с синими губами ..руками ..и как минимум тарелкой, полной ягоды.

Сбор черники

А ближе к ночи устроили своего рода карельский кинотеатр - просмотр звездопада с ведерком черники и чаем на травах вместо попкорна и кока-колы. Очень вкусно и очень красиво!

День шестой.

Пожалуй, самый веселый и активный день. Именно в этот день мы прошли большую часть всех интересных порогов на маршруте: Верхняя и Нижняя площадки, Кутижмский, Юманишки. Все-то уже опытные, матерые. Пороги нам не по чем. Вот она, радость после Вагатозера и Сяпси.

Большой Толи

На сегодня наш путь заканчивается на пороге Большой Толь (Большой Толи). К месту стоянки прибыли рано и времени покататься на пороге у нас более чем достаточно. Чем мы, собственно, и занимались всю оставшуюся половину дня. Ребята, кому лень было таскать байдарку, прошли порог самосплавом. Кроме нас желающих покататься на Большом Толи было неимоверное множество: кто-то на рафтах, кто-то на байдарках, кто-то на катамаранах, кто-то на каяках. На нашем и соседнем берегу стояло еще несколько групп водников. Даже дикие утки сплавлялись по порогу по левой (более спокойной) протоке. Собственно, если бы не утомительное перетаскивание байдарки по берегу, и мы бы так и катались на пороге до самой темноты.

Вечером уже привычные, но от этого не менее приятные, разговоры у костра за кружкой ароматного чая и просмотром звездопадного неба. Теплый вечер сам собой располагал к тому, что бы спать в одном только спальнике на открытом воздухе оставив свою палатку.

День седьмой, он же финальный.

Утро, достойное руки художника. Шумящий Толь под белой полупрозрачной шалью тумана стелящейся вдаль по разливающейся после порога глади реки. Немножко ниже по течению шаль тумана пронизывают иглы стволов берез на островке посреди Шуи. Две стены соснового леса по берегам создают великолепный багет для этой туманной картины.

После завтрака мы с женой решили еще немного покататься на Большом Толи – пару раз прошли порог в левую протоку. Спокойнее гораздо, но выгребать сложнее, требуется слаженная работа гребцов. Накатавшись, не спеша собираем лагерь.

Перед выходом на воду делаем праздничный обед с черничным тортом. Жора говорит торжественную речь – разбор итогов похода, обсуждение личных успехов в деле управления байдаркой и бивачном быту. Конечно же, групповое фото на память.

Выходим на воду воодушевленные и в тоже время немного грустные от того, что путешествие подходит к концу и этот выход на воду завершающий. За речью Жоры и тортом совсем забываем о брате Большого Толи – Малом Толи. Тоже вполне серьезный порог. Кто-то из ребят забыл надеть юбки. Полная байдарка воды как результат чрезмерной беспечности. Хорошо что, обошлось без оверкиля. Но не стоит терять бдительность раньше времени. Через пару часов мы проходим небольшую шиверу именуемую как Сайвожпорог и чалимся в заводи. Это и есть финишная точка нашего похода. Мы вернулись обратно к базе.

После разгрузки снаряжения идем в баню. Усталости от недельного похода как будто и не было. Вечером нас ждет шашлык и чай с калитками – традиционной карельской выпечкой. Сытые и довольные идем спать в гостевой домик.

Наша команда (пор. Большой Толи)