республика Карелия / Водный туризм | Самостоятельная поездка | Спортивный туризм
 

Карелия – это маленькая жизнь. Водный поход на байдарках (август 2014 года)

28 июля - 10 августа 2014 г.
Начало нашего путешествия 
Все началось с идеи более похожей на маленькую мечту.

Я часто ездил на различные сплавы по рекам Адыгеи и Архыза, но никогда до этой поездки не участвовал в водном походе. И именно эта идея меня увлекла. Мне захотелось чего-то большего, чем просто сплав на час. Вообще хотелось бы отметить, что тема водного туризма очень слабо развита на Северном Кавказе. Да - есть множество мест, где устраивают небольшие коммерческие сплавы. Но нет ни одной спортивной организации, клуба или федерации спорта. Нет увлеченных людей и их последователей… почти нет. Пожалуй, единственное исключение – федерация рафтинга республики Адыгея. Есть своя федерация рафтинга и в Краснодарском крае, но ее деятельность менее активна.

В одной из своих поездок в Адыгею кто-то из инструкторов рассказывал про водный поход в Карелии и дал контакты Экотурсервиса. Прошло достаточно времени, что бы идея водного похода переросла в цель. За это время я собрал много информации о Карелии, о ее красотах и достопримечательностях, о технике сплава по бурной воде.


…почему Карелия?

В Росси есть четыре основных «Мекки» для водного туризма: Алтай, Урал, Карелия, Кавказ. Все они прекрасны по-своему. Но в Карелии, помимо уникальной природы, есть своя историческая и культурная изюминка. Это знаменитые монастыри и храмы, расположенные на островах: Валаамский архипелаг (Ладожское озеро), Соловецкие острова (Белое море), остров Кижи (Онежское озеро). Карелия – это место, где были записаны лучшие образцы русского героического эпоса о богатыре Илье Муромце, а также знаменитый карело-финский поэтический эпос Калевала.


…почему байдарки?

Наверное, потому, что в байдарке ты находишься ближе к воде, чувствуешь ее лучше, ощущаешь каждый камешек в реке, ловишь каждую каплю брызг, проходя препятствия на воде. К тому же байдарка более маневренная и быстрая по сравнению с рафтом или катамараном. Техника управления большим судном (рафт, катамаран) – это техника управления байдаркой (каяком) разложенная на отдельные элементы, за которые отвечает уже не один человек, а команда. Тем самым поход на байдарке дает гораздо больше в плане приобретения и развития личных навыков, а именно навыков сплава по бурной воде.


Как все начиналось?

Конечно же, все началось с книг. И первой была книга Шилова «На байдарках по Карелии». Именно из нее я почерпнул несколько интересных для себя маршрутов. Пожалуй, одной из популярнейших рек для сплава в Карелии является Шуя со своим знаменитым порогом «Большой толь». Второй книгой была «Сольфеджио белой воды» Валентина Юрина. Она дала мне много для понимания техники управления байдаркой.  Потом под руку попал путеводитель по достопримечательностям Карелии и понеслось…

Выбрав оптимально комфортное время для похода (начало августа - еще тепло, уже нет нашествия комаров, и созрела черника) начал организационную подготовку: сбор группы для похода, бронирование экскурсий, поиск вариантов трансфера, поиск вариантов аренды снаряжения и т.д. Изначально планировал собрать участников среди друзей и знакомых, но позже оставил эту идею. Действительно желающих ехать на реку за 2500 км оказалось многим меньше, чем я ожидал. Задействовал все доступные средства «агитации», и в итоге к февралю собрал основной костяк команды. На общем собрании у меня дома за чаем решили к походу добавить экскурсионную программу, а именно посещение Валаамского монастыря. Стоит сказать что, в конечном итоге команда из Ставрополя набралась совсем небольшая – восемь человек. Однако всего участников похода было двенадцать. Оставшихся людей, из Питера и солнечного города Сочи, мы встречали уже в Карелии.

Дорога и немного истории 
Дорога в Карелию.

От Ставрополя до Карелии ехали на небольшом минивене. Бессменный наш водитель, он же восьмой участник ставропольской команды Олег, показал просто верх выдержки – 36 часов за рулем без остановок на отдых (не считая нескольких небольших остановок на перекус). Ехали через платные трассы, что значительно сократило время в пути. Проезжая через Москву постояли изрядно в пробке. Проезжая Тверскую область попали во мглу дыма торфяных пожаров – сезонная болезнь этой местности. Выезжали 28-го июля в ночь, а 30-го на рассвете уже проезжали Старую Ладогу, что на границе Ленинградской области и республики Карелия. Утренняя дорога через Карелию порадовала нас своей живописной  красотой. Дорога пробивалась сквозь стены хвойного леса, изредка сменяющегося березовыми рощами. Просветы полян были укутаны ковром из тумана. Сказочный туман огибал деревья и кусты, слоился, растворяясь в лесной чаще.

Около девяти утра мы уже были на базе Экотурсервиса, что на берегу реки Шуя в местечке Сайвожпорог между поселками Матросы и Половина. На место мы прибыли на целых 12 часов раньше расчетного, что дало нам времени для дополнительных экскурсий. На базе мы с женой быстро познакомились с ребятами из группы, которая накануне вернулась из похода. На своей машине они собирались в Петрозаводск, а нам надо было с пользой провести незапланированно освободившееся время.


Историко-культурная часть путешествия.

Таким незатейливым образом мы вдвоем оказались на набережной на берегу Онежского озера у причала комет. Комета – это небольшой корабль на подводных крыльях, онежский водный автобус. Стоит сказать, что Онежское озеро - второе по величине озеро Европы. Оно вдвое мельче Ладоги (максимальная глубина 120 м) и содержит в 3 раза меньше воды. Но онежская вода очень высокого качества: она чище ладожской и даже байкальской. Протяженность озера с севера на юг - 248 км с запада на восток 96 км. Береговая линия, особенно в северной части, сильно изрезана. Здесь много мысов, заливов, губ и островов. Общее число последних - 1500, что в 2,5 раза больше, чем на Ладоге. На одном из них находится архитектурный памятник мирового уровня - Кижский погост, являющийся визитной карточкой Карелии. Именно его мы и собирались посетить. Тут же на причале в кассе взяли билет на ближайшую комету до острова Кижи.

Комета
 

Кижский погост включен в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Ансамбль Кижского погоста стал основой для создания на острове известного всему миру музея-заповедника. В нем собраны памятники архитектуры, предметы быта, иконы, которые на протяжении трех последних столетий создавались в русских, карельских и вепсских деревнях разных районов Обонежья, а также в Северной и Южной Карелии. Музей, общая территория которого насчитывает 10 тыс. га, находится в 68 км от Петрозаводска на острове Кижи, входящем в состав Кижских шхер.

Кижский погост

Поражает своей красотой и величием храм Преображения Господня. Размером с десятиэтажный дом, храм выполнен полностью из дерева - сосна, ель, осина. Лемех на двадцати двух его куполах меняет свой цвет в зависимости от освещения, вспыхивая золотом на закате. Помимо основного ансамбля в памяти оставила яркий след часовня Михаила Архангела. Специально для туристов звонарь дает своеобразный мастер-класс своего искусства. Звук колоколов звонницы просто завораживает своей красотой. Ранее никогда не проявляя интереса к звонарному искусству, я застыл, открыв рот от восторга.

Кроме памятников, составляющих основную экспозицию, на территории музея-заповедника находится несколько старинных деревень.

Вечером, после возвращения на базу, наша команда пополнилась – приехали наши друзья из Сочи. А за ужином познакомились с инструктором Георгием, который будет сопровождать нас в походе и при необходимости наставлять на путь истинный. Очень добродушный и веселый парень оказался.

Утром 31-го июля мы все дружно отправились в город Сортавала, что в 240 километрах от Петрозаводска. Там на пристани уже ждал своих пассажиров Метеор (судно на подводных крыльях аналогичное Комете), который должен был доставить нас на остров Валаам на Ладожском озере.

Ладожское озеро – крупнейшее пресноводное озеро в Европе. Ожерелье островов (шхер), разделенных между собой лабиринтом проливов, раскинулось у северного берега. Некоторые из них ощетинились гранитными утесами, почти отвесно уходящими в холодные глубины вод. Другие подставляют волнам свои покатые каменные спины. В глубине заливов зеленеют маленькие островки, покрытые деревьями. Главной достопримечательностью Северной Ладоги является группа скалистых островов, сложенных прочными гранитами и диабазами, которая расходится в северо-западной части озера. Острова были заселены ещё в Х веке, с XII века принадлежали Новгороду. Монастырь, который был также и оборонительной крепостью, существует с XIV века. В 1611 году острова разорены шведами, монастырь разрушен; восстановлен в 1715 году. С 1918 по 1940 год в составе Финляндии. С 1940 года в составе России.

09

Название главного острова Валаам происходит от финно-угорского "валамо" – высокая, горная земля. Монахам это название показалось созвучным имени библейского пророка, и они нарекли его Валаамом. На протяжении веков, когда единственным хозяином был монастырь, остров превратился в единый ландшафтно-архитектурный комплекс. Были возведены церкви, часовни, скиты и хозяйственные постройки; проложены дороги, соединены мостами острова, прорыты каналы и дренажные сети; посажены непривычные здесь деревья, заложены сады и огороды. До наших дней сохранились: Спасо-Преображенский собор, колокольня, надвратная церковь Петра и Павла, Успенская церковь, гостиница, конюшенный и водопроводный дома, постройки Белого и Красного скитов. В настоящее время Валаам - это действующий монастырский комплекс, активно восстанавливающий свое былое величие. Важное замечание – в связи с особым статусом острова попасть на него и посмотреть все достопримечательности можно только через официальную паломническую службу Валаамского монастыря.

Вечером вновь пополнение – семейная пара из Питера, хорошие друзья Георгия. Теперь команда в полном составе.


Дневник похода. 
День первый.

Хорошенько выспались после вчерашней прогулки по Валааму. Ближе к обеду на базу подъехал микроавтобус с прицепом. Началась погрузка снаряжения на поход. На автобусе нас забросили в поселок на озере Сямозеро в 70 км от Петрозаводска по Суоярвской трассе.

Сямозеро. Первая найтовка
 

На песчаном пляже разгрузили снаряжение и сразу первое обучение – правильная найтовка и распределение груза в байдарке. Удивленно разглядываем фартуки и юбки, неуклюже учимся натягивать их на кокпит байдарки. После небольшого перекуса встаем на воду. Начинается второй этап обучения – управление байдаркой. Неумело зигзагами проходим пару километров по глади озера, входим в реку Сяпся (второе ее название Сяньга).

Общая протяженность реки около 50 км. Начало река Сяпся берет из озера Сямозеро и впадает в озеро Вагатозеро. Питается течением многочисленных ручьев и болот. Скорость течения на плесах 1-3 км в час. Ширина реки в среднем 25-35 метров, минимальные сужения - 10 метров, максимальные - 50-70 м. По большей части берега в низовье реки заболочены. В зависимости от уровня воды имеет от 5 до 7 порогов, лишь часть которых можно классифицировать 1 категорией сложности.

По реке идти уже веселей. Вскоре (метров через 300) перекат, ниже второй. Они носят гордое название «Каракульский порог», хотя едва ли это можно назвать  порогом. Через 10 км еще один перекат, расположенный под авто и железнодорожным мостами. Сразу за ним - еще один, подлиннее (около 600 метров). На протяжении нескольких километров идут болота, затем берега начинают повышаться. Здесь находим место для ночевки.

Место оказалось черничное. Два шага от места ночевки в лес и ты стоишь на ковре из мха, поросшем кустиками черники. Изредка попадается голубика и костяника. Вечером попробовал забросить удочку у берега реки, но на дне оказалось слишком много коряг. После потери блесны решил переключиться на чернику.


День второй.

Психологически, наверное, самый сложный день маршрута. Утром многие почувствовали, что тело все-таки имеет руки. После кашки с черникой быстренько собрали лагерь и встали на воду. Прошли местечко «Манин мост». Это действительно полуразрушенный мост и его опора, пожалуй, самое большое препятствие на реке Сяпся. Последние несколько лет мост ремонтируют энтузиасты. За ним еще один автомобильный мост. Около него порожек с крутым поворотом струи. В нашем случае, при малой воде, многие сели на мель и пришлось немножко протащить байдарки. Дальше река вновь входит в болота. На этом участке расположены 400-метровые несложные шиверы Горбункоски и Сарикоски с островами под левым берегом.

Р. Сяпя

 

Белая лилия

После полудня пристаем к берегу на обед. До Вагатозера остается около 2 часов хода. Последние 2-3 км перед Вагатозером река совсем успокаивается. Настают часы нудной и изнурительной гребли. Лишь красота белых лилий, изредка растущих близ берега, да дикие утки, вспархивающие с водной глади прямо перед носом, радуют душу и глаз.

Выйдя в озеро, слева видим два мыса один за другим. На втором находим великолепнейшее место для стоянки с двумя песчаными пляжами, заботливо сложенной топкой для походной бани, сбитым столом и лавками.

Вагатозеро
 

День третий.

Дневка. Отдых. Рыбалка.

За мысом, на котором находился наш лагерь, берега озера начинают сужаться. Постепенно появляется течение. Здесь начинается Шуя.

Утром на разгруженной байдарке мы с женой подошли к «входу» в реку. До полудня я закидывал удочку, а жена периодически подгребала к более удобному для ловли рыбы месту. Еще двое ребят из нашей команды тоже рыбачили на своей байдарке неподалеку от нас. Погода стояла солнечная и сухая. Когда желание укрыться в тени пересилило азарт рыбалки, а на борту байдарки было три щуки с окунем, решили плыть домой. Ребята пришли тоже не с пустыми руками. После обеда произошло разделение – кто-то активно взялся за приготовление ухи, а кто-то за постройку походной бани. Вечером все были сытые, чистые и довольные. Наваристая уха и жаркая баня вернули силы в уставшие руки.

Вагатозеро.
 

День четвертый.

Заходим в Шую. Река интересней и мощней Сяпси. Шуя (южно-карельское «Глубокая») - одна из крупнейших рек Карелии. Она берет начало из озера Суоярви (главный ее исток, р. Куккаусйоки) и впадает в Петрозаводскую губу Онежского озера. Основные притоки левые: Тарасйоки с Ирстой, Сяпся с Малой Суной, Кутижма.

Средний уклон реки Шуя на маршруте 0,55 метр на километр. Ширина реки 70-100 м, течение 1-1,5 км/час, местами и более. На порогах сужения до 20-40 м. Препятствия представляют собой шиверы длиной от 50 до 1000 м, как правило, с хорошо выраженным судовым ходом. Есть и локальные пороги со сливами до 1,5 м. Однако в этот день сложных порогов мы не проходили, можно лишь выделить Киндасовскую шиверу и автомобильный мост в Киндасово.

Причалили на обед у деревни Киндасово. Набираем с собой чистой колодезной воды, а через несколько часов движения после Киндасово делаем лагерь. По дороге к стоянке обгоняем несколько групп на катамаранах и рафтах – убеждаемся в популярности Шуи на практике.


День пятый.

 

Р. Шуя

Дневка в сосновом лесу. Черничная дневка на одном из красивейших разливов Шуи. Утром попробовали половить рыбу, но что-то клева не было. Зато окружающий нас хвойный лес был богат на ягоду. В течение дня по парам или поодиночке кто-то скрывался в лес на часик, а потом возвращался ..с синими губами ..руками ..и как минимум тарелкой, полной ягоды.

Сбор черники

А ближе к ночи устроили своего рода карельский кинотеатр - просмотр звездопада с ведерком черники и чаем на травах вместо попкорна и кока-колы. Очень вкусно и очень красиво!


День шестой.

Пожалуй, самый веселый и активный день. Именно в этот день мы прошли большую часть всех интересных порогов на маршруте: Верхняя и Нижняя площадки, Кутижмский, Юманишки. Все-то уже опытные, матерые. Пороги нам не по чем. Вот она, радость после Вагатозера и Сяпси.

Большой Толи

На сегодня наш путь заканчивается на пороге Большой Толь (Большой Толи). К месту стоянки прибыли рано и времени покататься на пороге у нас более чем достаточно. Чем мы, собственно, и занимались всю оставшуюся половину дня. Ребята, кому лень было таскать байдарку, прошли порог самосплавом. Кроме нас желающих покататься на Большом Толи было неимоверное множество: кто-то на рафтах, кто-то на байдарках, кто-то на катамаранах, кто-то на каяках. На нашем и соседнем берегу стояло еще несколько групп водников. Даже дикие утки сплавлялись по порогу по левой (более спокойной) протоке. Собственно, если бы не утомительное перетаскивание байдарки по берегу, и мы бы так и катались на пороге до самой темноты.

Вечером уже привычные, но от этого не менее приятные, разговоры у костра за кружкой ароматного чая и просмотром звездопадного неба. Теплый вечер сам собой располагал к тому, что бы спать в одном только спальнике на открытом воздухе оставив свою палатку.


День седьмой, он же финальный.

Утро, достойное руки художника. Шумящий Толь под белой полупрозрачной шалью тумана стелящейся вдаль по разливающейся после порога глади реки. Немножко ниже по течению шаль тумана пронизывают иглы стволов берез на островке посреди Шуи. Две стены соснового леса по берегам создают великолепный багет для этой туманной картины.

После завтрака мы с женой решили еще немного покататься на Большом Толи – пару раз прошли порог в левую протоку. Спокойнее гораздо, но выгребать сложнее, требуется слаженная работа гребцов. Накатавшись, не спеша собираем лагерь.

Перед выходом на воду делаем праздничный обед с черничным тортом. Жора говорит торжественную речь – разбор итогов похода, обсуждение личных успехов в деле управления байдаркой и бивачном быту. Конечно же, групповое фото на память.

Выходим на воду воодушевленные и в тоже время немного грустные от того, что путешествие подходит к концу и этот выход на воду завершающий. За речью Жоры и тортом совсем забываем о брате Большого Толи – Малом Толи. Тоже вполне серьезный порог. Кто-то из ребят забыл надеть юбки. Полная байдарка воды как результат чрезмерной беспечности. Хорошо что, обошлось без оверкиля. Но не стоит терять бдительность раньше времени. Через пару часов мы проходим небольшую шиверу именуемую как Сайвожпорог и чалимся в заводи. Это и есть финишная точка нашего похода. Мы вернулись обратно к базе.

После разгрузки снаряжения идем в баню. Усталости от недельного похода как будто и не было. Вечером нас ждет шашлык и чай с калитками – традиционной карельской выпечкой. Сытые и довольные идем спать в гостевой домик.

Наша команда (пор. Большой Толи)
 

Заключительная глава 
Дорога домой.

Утром после завтрака с грустью прощаемся с друзьями из Питера, солнечного города Сочи и с нашим инструктором и гидом Георгием. Впереди нас ждут 2500 километров скучной дороги в родной Ставрополь. Уезжаем с грустью и большим желанием вернуться в сказочную Карелию вновь. В душе остался след от путешествия как от маленькой жизни в совершенно ином прекрасном мире под названием Карелия.


Эпилог и еще немного историко-культурной части.

Еще до похода по пути в Карелию, проезжая Старую Ладогу все заприметили старинную крепость. Каменная крепость, построенная в конце ХV века и модернизированная в XVI веке на мысу, образованном реками Ладожка и Волхова. Ее невозможно не заметить, проезжая через город. Тогда, по дороге в Карелию остановиться не решили, было очень рано, и горизонт подавал лишь первые намеки на рассвет. А вот на обратном пути мы были у крепости около полудня и с удовольствием ее осмотрели.

Если будете ехать в Карелию на машине, очень советую остановиться в Старой Ладоге и потратить пару часов на посещение одноименного музея-заповедника - там красиво.

 
Крепость в Старой Ладоге

 

В заключение хотелось бы выразить огромную благодарность нашему водителю Глушкову Олегу за стойкость и оптимизм, инструктору Георгию Толкачеву за помощь и добрые советы, а так же всему коллективу Экотурсервиса за исключительную организацию похода!

 
 

Комментарии
О Маршруте