Дорога туда

Фото 5. Прощай, Европа. Здравствуй, Азия Фото 5. Прощай, Европа. Здравствуй, Азия
Фото 6. Первая остановка Фото 6. Первая остановка
Фото 7. Первый завтрак Фото 7. Первый завтрак
Фото 8. Зеленая стоянка Фото 8. Зеленая стоянка
Фото 9. На улицах Омска Фото 9. На улицах Омска
Фото 10. Ночевка у озера Фото 10. Ночевка у озера
Фото 11. Утро туманное Фото 11. Утро туманное
Фото 12. По просторам Сибирской равнины Фото 12. По просторам Сибирской равнины
Фото 13. Поля и луга Фото 13. Поля и луга
Фото 14. Болота и  перелески Фото 14. Болота и перелески
Фото 15. Июльская гроза Фото 15. Июльская гроза
Фото 16. Пробка у деревни Н. Пойма Фото 16. Пробка у деревни Н. Пойма
Фото 17. Земляк застрял Фото 17. Земляк застрял
Фото 18. Федеральная "трасса" М53 Фото 18. Федеральная "трасса" М53
Фото 19. Иллюстрация к песне "Эх, дороги...!" Фото 19. Иллюстрация к песне "Эх, дороги...!"
Фото 20. Город Братск Фото 20. Город Братск
Фото 21. Река Лена вблизи г. Усть-Кут Фото 21. Река Лена вблизи г. Усть-Кут
Фото 22. Речные просторы. Река Лена Фото 22. Речные просторы. Река Лена
Фото 23. Все дальше вдоль БАМа Фото 23. Все дальше вдоль БАМа
Фото 24. В пыли забвенья былая слава Фото 24. В пыли забвенья былая слава
Фото 25. Обелиски прошедшей эпохи Фото 25. Обелиски прошедшей эпохи
Фото 26. Когда-то здесь кипела жизнь Фото 26. Когда-то здесь кипела жизнь
Фото 27. На охране непонятно чего Фото 27. На охране непонятно чего
Фото 28. Дорога для ралли Фото 28. Дорога для ралли
Фото 29. Мост через р. Кунерма Фото 29. Мост через р. Кунерма
Фото 30. Река Киренга Фото 30. Река Киренга
Фото 31. Таежная речка Фото 31. Таежная речка
Фото 32. Вперед к Байкальскому хребту Фото 32. Вперед к Байкальскому хребту
Фото 33. К перевалу Дабан Фото 33. К перевалу Дабан
Фото 34. Перевал Дабан взят Фото 34. Перевал Дабан взят
За  первые три часа прошли около трехсот километров и у символической границы Европы  и  Азии сделали  остановку (Фото 5, 6).
  Дорога оказалась великолепной по качеству, практически пустынной и «безгаишной», что позволило на большинстве участков держать скорость более 100 км/час.  Ночь застала у Нижнего Тагила, где повернули на Восток. Пришлось сбавить обороты и ехать медленнее. Периодически  останавливались и сверялись с картой, так как дальше никто из нас дороги не знал.
  После полуночи мои товарищи заснули, а я продолжал пробираться через  встречавшиеся на пути населенные пункты.  Проехали  Невьянск, Реж, Артемовский, Ирбит, Байкалово и, судя по пройденному километражу, вскоре должна была показаться Тюмень. 
  Километров за тридцать до города  асфальт  закончился,  началась  ухабистая гравийная дорога. По ней и выехали к «круглому» тюменскому перекрестку, откуда начинается объездная дорога мимо города.  Уже через полчаса Тюмень осталась позади, нам предстоял  следующий перегон в  шестьсот  километров  до  Омска. 
   За городом остановились на завтрак (Фото 7). Пора было подкрепиться и сменить водителя. Проведя за рулем более двенадцати часов, в том числе ночь,  к шести утра я уже был никакой. 
  Дальше машину повел Володя Кудымов.  По мере удаления от Тюмени сплошные хвойные леса  постепенно сменились перелесками, а к Ишиму и они исчезли, растворившись в  унылых  болотисто-степных  пространствах.
  Дорога от Тюмени на Омск приличного качества, почти пустынная и позволяет ехать  с высокой скоростью.  Только на одном участке  где-то в районе  Омутинского, на протяжении около двадцати километров дорожное покрытие   основательно  искорежено пучением грунта.  Смотреть по этой трассе, в общем-то, не на что.  Она проложена, минуя  населенные пункты (кроме г. Ишима), так что, лучшим времяпровождением  для пассажира  является сон. Пока я ему предавался, мои товарищи за шесть часов «проглотили» более четырехсот километров и на подъезде  к Омску остановились на обед. 
  Расположились в живописной березовой роще (Фото 8), хорошо подкрепились  и  после  непродолжительного  отдыха  продолжили путь.
  Через полтора часа показался Омск.  Шел четвертый час пополудни. Я снова сел за руль, не желая перекладывать на других  ответственность  за  сохранность  машины  при  езде по чужому городу. 
  Несмотря на имевшийся у нас план Омска, проскочили отворот на объездную  дорогу  и  «забурились» прямо в центр (Фото 9).  Указатели потеряли,  так  как  многие улицы были перекрыты «гаишниками» в  связи с праздником – Днем города. 
  Покрутившись по нарядному, расцвеченному флагами городу, поняли, что сами будем выбираться долго.  Пришлось обратиться к местному водителю, который  подробно  рассказал, как попасть на трассу до Новосибирска.  Потеряли  не менее часа,  прежде чем, наконец, выехали  из Омска и продолжили  путь  на  Восток. 
  Когда солнце уже клонилось к закату, остановились у большого озера.  Провести  вторую  ночь в  машине никому из нас не хотелось, да, и, в конце - концов, мы не в ралли участвовали, а отдыхали в отпуске. Поэтому, предложение  разбить возле этого озера  лагерь для ночевки,  было  принято  единогласно.
   Переехали на противоположный от дороги берег,  нашли  хорошую  полянку, ну, а дальше: «здесь под каждым под  кустом,  нам  готов  и стол и дом» (Фото 10).  Даже уху сварили из пары десятков  небольших  рыбок,  выловленных  на  скорую руку.  Костер,  палатка, дружеские разговоры за ужином  –  отлично провели вечер и хорошо отдохнули ночью.
  Утро пришло с густым туманом.  Выехали после  восхода  солнца, когда туман немного рассеялся (Фото 11).  Опять под колеса «полетели» десятки  километров  Великой Сибирской равнины.
   Кто ездил по трассе Омск-Новосибирск, знает,  что ландшафт  здесь не отличается разнообразием. Бесчисленные березовые перелески, обширные заболоченные луга, многочисленные озерца,  да  редкие островки засеянных полей – вот его основные составляющие. (Фото 12,13,14).
  Дорога на большинстве участков отличная по качеству, но езда по ней достаточно утомительна из-за нескончаемой длины, монотонности окружающего пейзажа, немногочисленности транспорта и отсутствия населенных пунктов.  Так что,  настигшая нас гроза, оказалась весьма кстати, заставила встряхнуться и приложить   какие-то  дополнительные  усилия  для  ее  преодоления (фото 15).
   Уже в Новосибирской области остановились еще на одном озере, куда попали, увязавшись за местной  машиной с лодкой на крыше.  Там же обменяли более четырех часов на полтора десятка окуней, из-за чего в Новосибирск въехали затемно.  Город по указателям проскочили как-то незаметно и безболезненно. Запомнился он только длиннющим мостом через реку Обь.  
  Всю следующую ночь, сменяясь за рулем, ехали.  Позади  остались города Кемерово и  Красноярск.  Первый чиркнули, видимо, по рабочим окраинам и запомнился он убогими халупами вдоль дороги, а вот от Красноярска вообще никаких воспоминаний не осталось, кроме европейского автобана на протяжении примерно тридцати-сорока километров после города.  Где-то прочитал, что этот кусок дороги был построен в рекордные сроки к приезду Путина, когда тот был президентом.  Умеют, когда  приспичит.
  Больше ничего в этих городах  не запомнилось.  Когда рулишь сам, - не до окружающей обстановки,  а когда  не за рулем – спишь.  Утром уже в  Канске позавтракали и немного отдохнули. 
   А вот направление (слово «дорога» рука не поднимается написать) по которому пришлось двигаться после Канска, запомнится на всю оставшуюся жизнь.
   Сначала возле деревни Нижняя Пойма проторчали часа полтора в громадной пробке, возникшей из-за фур, перегородивших длиннющий  тягун, покрытый раскисшей после дождя глиной (Фото 16,17).  Спасибо одному смелому и умелому мужику на джипе, который рискнул пробить дорогу мимо одной из них буквально в десяти-пятнадцати сантиметрах и все постепенно «просочились» в это горлышко. 
  Затем, помнится перед Тайшетом, попали на остатки асфальтированной дороги, которая выглядела так, будто ее массировано бомбили с самолетов, пытаясь уничтожить колонну вражеской техники (Фото 18,19). И это продолжалось на протяжении шестидесяти или семидесяти километров.  Домой нам уже было далеко, а цели еще не достигли, поэтому пришлось тащиться со скоростью 15-20 км/час,  чтобы сохранить машину.
   Зато, у водителей, с грохотом проносящихся навстречу, японских иномарок, перегоняемых из Владика,  была другая задача – быстрей достичь точки назначения. Блажен несведущий: «счастливые» покупатели подержанных японских машин, где-нибудь в Западной Сибири или на Урале, даже не представляют, через ЧТО и КАК приходится пройти их железным «коням»,  прежде  чем  попасть  к  ним  в  руки.
  В общем, такого Ужаса, гордо именуемого федеральной трассой М53,  видеть из окна автомобиля больше не пришлось.  Даже в Монголии, где побывал через два года,  такого не было . 
  Этот кусок «дороги» измотал больше, чем все пройденное до этого расстояние.  Но,  все когда-нибудь кончается,  закончился и он.  Дальше, расслабились на приличном асфальте и в предвкушении начала завершающей   фазы  нашего  путешествия. 
  Однако,  случился большой облом.  В  Тайшете местный водила, к которому  обратились с вопросом «Как проехать прямой дорогой на Братск?», поведал нам печальную историю о том, как несколько дней назад на этой дороге в болотной грязи застрял ЗИЛ-131 и его до сих пор не могут вытащить. После этого, видимо, глядя на наши удрученные физиономии,  дал совет ехать в сторону Иркутска  до Тулуна, а уж оттуда подниматься к Братску.
   Других вариантов не было, пришлось нам  до Братска пройти в три раза большее расстояние, чем планировали. Дорога от Тайшета до Тулуна тоже оказалась не лучшего  качества, зато дальше до Братска летели по отличному асфальту.  Тем не менее,  город проехали уже ближе к  сумеркам (Фото 20),  а плотину  Братской ГЭС в поселке Энергетик - вообще  затемно.
  До конечной цели оставалось около шестисот километров, поэтому решили на ночлег не останавливаться, а продолжать ехать. Скорость, естественно упала, потому что от Братска дорога представляет собой  гравийку,  хоть и довольно ухоженную.
   К  середине ночи, когда за рулем был Володя,  машину занесло на гравии, и она зацепила днищем какую-то кочку на дороге.  Мы с Виктором проснулись от резкого маневра  и  рева  двигателя.  Сразу стало  понятно, что  глушитель  не  в  порядке.  Насобирали по обочинам больших камней, соорудили нечто вроде эстакады. Осмотр показал, что оторвана труба резонатора. Извлекли из багажника приготовленную на такой случай отожженную проволоку, как смогли, закрепили трубу в нужном положении - звук уменьшился до терпимого уровня.  Дальше решили не рисковать, до рассвета  кемарили  в  машине.  Когда небо начало сереть, размялись, прогнали  остатки так и не состоявшегося толком  сна,  поехали дальше.
  Через пару часов прибыли в Усть-Кут. Городок представляет собой  практически одну улицу,  она же - дорога,  растянутую почти на тридцать километров вдоль реки Лена.  Он имеет большой речной порт и во времена строительства БАМа являлся основной перевалочной базой для завоза материалов.  Сейчас  значение порта  упало,  БАМ построен, но, тем не менее,  город не производил  впечатления  умирающего.  Проехали его  чуть более,  чем  за  час,  включая  время на заправку и поиск автомастерской. К сожалению, отремонтировать машину не удалось,  все  было закрыто.
   За Усть-Кутом дорога идет вдоль  Лены. Перед глазами разворачиваются живописные пейзажи реки и окружающих  холмов  покрытых  лесными  массивами  (Фото 21,22).  Через пару десятков километров после  Усть-Кута  Лена уходит Север, а дорога, параллельно  железнодорожной магистрали,  следует на Восток (Фото 23).  Через каждые пятьдесят-шестьдесят километров за окном проплывают БАМовские поселки и станции, названия которых до сих пор помнятся из газет и телепередач нашей  юности. Звездный,  Ния,  Магистральный, Улькан,  строились комсомольцами тех лет и являлись символами  покорения сибирских просторов.
  Сейчас они, вместе с помпезными стелами на окраинах,  представляют собой печальное зрелище. Покрытые многолетним слоем пыли, с разоренными коробками  многоэтажных домов, брошенные бывшими героями, они, поневоле, навевают мысли о нашей российской безалаберности  и  неумении  разумно тратить  деньги (Фото 24,25,26,27).
   Да  и  железная дорога, похоже, оказалась не сильно востребованной.  За весь день  езды вдоль нее встретили только два поезда,  из которых,  один - грузовой и один - рабочий в три вагона. 
  За Ульканом качество дороги заметно  ухудшилось (Фото 28).  Местами она вообще представляет  собой  полотно,  пробитое  в скальном грунте с большим количеством камней и неровностей. Приходилось пробираться по таким участкам с величайшей осторожностью.  О том, что она необходима, постоянно напоминал рык сломанного глушителя.
  Но основным препятствием для нормальной езды,  все-таки, являлись  мосты через реки (Фото 29).  Всего их насчитали семнадцать штук, из которых десять – деревянные.  Они вполне проходимы для грузовиков или УАЗов,  а вот о проезде легковушек, видимо,  давно  уже  никто  не  заботится.  На двух-трех мостах даже пришлось закладывать  кусками бревен пробоины   в  настиле.
  Но, все эти трудности с лихвой окупались красотами мест, по которым  проезжали.   Чистые реки,  густая  тайга и появившиеся на горизонте горы (Фото 30,31,32) делали дорогу интересной, возбуждали азарт и желание  ехать все дальше и дальше.
  За  Кунермой  горы заметно приблизились,  дорога пошла вверх (Фото 33).  Это начался  подъем  на  перевал  Дабан  Северо-Байкальского  хребта.  Высота  перевала в верхней точке  составляет примерно тысячу метров  над уровнем  моря, но и ее оказалось достаточно, чтобы на конечном участке  заставить машину ехать только на первой передаче. Крутой серпантин и гравийное покрытие дороги явились серьезной нагрузкой на двигатель,  он  начал  перегреваться.  Чтобы  не  закипеть, пришлось включить  на  полную  мощность  печку. 
   Так, изнывая от жары,  миновали перевал  и  оказались  в  Бурятии.  На  восточных  склонах  гор  еще  кое-где  лежал  снег, потянуло свежим  ветерком  с  Байкала (Фото 34).
   Дальше дорога пошла заметно  под  уклон.  Километров за полсотни перед Северобайкальском  она расширилась  до  неимоверных  размеров,  выровнялась  и позволила  гнать  как по асфальту.  Проехали санаторий Гоуджекит  с  его  горячими источниками,  слева  замелькала  речка  Тыя.  Наконец,  уже в сумерках  выскакиваем на большую асфальтированную площадку.  На краю воздвигнута стела в БАМовском стиле с огромной  надписью «Северобайкальск».  Внизу под горой,  на которой находимся,  видны скопления электрических огней, за ними  угадывается темная громада  Озера.   Все, мы почти у цели.
   Звоним Сергею,  и через двадцать  минут едем  за  «Нивой»  на дачу к его другу Виктору.  Нас, оказывается, ждали.  Приготовлена  комната  для  ночлега,  холодильник  затарен  всем  необходимым.
  Как водится, немного посидели за знакомство, все переговоры и дела отложили на завтра, а сегодня было только одно желание – упасть и выспаться в горизонтальном положении. Хозяева ситуацию поняли,  препятствовать  не  стали.
  На этом, наш  путь к  Байкалу завершился.  Пять тысяч триста километров были пройдены, в общей сложности, чуть более чем за четверо суток.  Поездом, конечно, быстрее (от Перми идет трое суток), но затраченное время  стоило  полученных впечатлений.  
  А, ведь, это была только прелюдия.
  

Комментарии
Guest26.11.09, 17:23
мы простых путей не ищем 
мы простых путей не ищем!!!
Guest26.11.09, 17:21
!!!! 
мы простых путей не ищем!!!
Sme24.10.09, 00:45
Супер 
Отличное путешествие, по хорошому - завидую, мечтаю на следующий, либо через год - тоже на Байкал.
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Россия
еще маршруты
О Маршруте