Круиз по Байкалу

Фото 1. Байкальские "дачи" Фото 1. Байкальские "дачи"
Фото 2. Улицы Северобайкальска Фото 2. Улицы Северобайкальска
Фото 3. На привокзальной площади Фото 3. На привокзальной площади
Фото 4. Местный ЦУМ Фото 4. Местный ЦУМ
Фото 5. Вся команда Фото 5. Вся команда
Фото 6. К старту готовы Фото 6. К старту готовы
Фото 7. И здесь есть "новые байкальские" Фото 7. И здесь есть "новые байкальские"
Фото 8. Ветер и брызги в лицо Фото 8. Ветер и брызги в лицо
Фото 9. "Побурханили" Фото 9. "Побурханили"
Фото 10. Западный берег Байкала Фото 10. Западный берег Байкала
Фото 11. Отроги Байкальского хребта Фото 11. Отроги Байкальского хребта
Фото 12. Тайга и горы Фото 12. Тайга и горы
Фото 13. Славное море... Фото 13. Славное море...
Фото 14. Это рука Москвы поставила Фото 14. Это рука Москвы поставила
Фото 15. Первая стоянка Фото 15. Первая стоянка
Фото 16. Горячо, но хорошо! Фото 16. Горячо, но хорошо!
Фото 17. Еще лучше...!!! Фото 17. Еще лучше...!!!
Фото 18. Бодрит водичка! Фото 18. Бодрит водичка!
Фото 19. За мысом Котельниковский Фото 19. За мысом Котельниковский
Фото 20. Готовимся к рыбалке Фото 20. Готовимся к рыбалке
Фото 21. Устье речки Куркула Фото 21. Устье речки Куркула
Фото 22. Разведем костерчик... Фото 22. Разведем костерчик...
Фото 23. Вода везде найдет дорогу Фото 23. Вода везде найдет дорогу
Фото 29. Ужин под звездами Фото 29. Ужин под звездами
Фото 30. "Щучье" озеро Фото 30. "Щучье" озеро
Фото 31. Охота на щук Фото 31. Охота на щук
Фото 32. "Моржи" Фото 32. "Моржи"
Фото 33. Экстремальный заплыв Фото 33. Экстремальный заплыв
Фото 34. Хо - ро - шу - шша !!! Фото 34. Хо - ро - шу - шша !!!
Фото 35. Отметились Фото 35. Отметились
Фото 36. А нам - можно! Фото 36. А нам - можно!
Фото 37. Попробуем здесь... Фото 37. Попробуем здесь...
Фото 38. "Клевое" место -"Черные камни" Фото 38. "Клевое" место -"Черные камни"
Уж солнце позолотило вершины гор Уж солнце позолотило вершины гор
Фото 40 ... а мы все плывем Фото 40 ... а мы все плывем
Фото 41. Здесь солнце садится за горы, а не за крыши домов Фото 41. Здесь солнце садится за горы, а не за крыши домов
Фото 42. Вечерний штиль Фото 42. Вечерний штиль
Фото 43. Закат к непогоде Фото 43. Закат к непогоде
Фото 44. Утренняя рыбалка на реке Кабанья Фото 44. Утренняя рыбалка на реке Кабанья
Фото 45. Очередной Фото 45. Очередной
Фото 56. Горячие источники в Хакусах Фото 56. Горячие источники в Хакусах
Фото 57. Бухта Аяя Фото 57. Бухта Аяя
Фото 58. К пешему маршруту готовы Фото 58. К пешему маршруту готовы
На следующее утро проснулся рано.  Видимо, уже  настроился на дорожный  ритм,  и  нескольких  часов полноценного  сна  хватило  для отдыха.  Вышел взглянуть,  куда  мы  приехали.   Стояла  чудесная солнечная погода.  Вдоль горизонта синела полоска  водной глади, окаймленная гребнем гор.  Это был виден кусочек Байкала.
  Мы находились на берегу узкого  Г- образного залива,  тянущегося вдоль озера, и отделенного от него косой, заросшей  березняком.  Скорее всего, это устье  какой-то речушки или ручья.  Левый  берег залива представляет собой сплошную стену, стоящих впритык друг к другу,  двух и трехэтажных  домиков. Видимо, первоначальное их назначение - гаражи для лодок, но постепенно они были надстроены и стали использоваться хозяевами  как  дачи (Фото 1).
   С тыльной стороны дачного поселка вплотную к домикам проложена подъездная  дорога,  а за  ней расположились  огороды.  Находится это место на северной окраине города, в полукилометре от городского пляжа, расположенного еще дальше в сторону Нижнеангарска – поселка-спутника Северобайкальска (15 км).
  Как потом  выяснилось,  многие владельцы этих своеобразных дачек пребывают в статусе безработных и летом постоянно здесь проживают, так или иначе, промышляя на озере.  Покатать на моторке или катере по Байкалу  группу залетных туристов и получить за это какие-то деньги,  для них – большая удача.  Поэтому, совсем  не  обязательно ехать к конкретным людям.  Обо всем можно договориться   на  месте.  Аналогичная  ситуация  и  в  городском  яхтклубе,  где  можно  нанять  яхту.
  Пока я рассматривал окружающий пейзаж, а потом, на  скорую руку, смывал с машины дорожную пыль, встали мои товарищи, и подъехали  хозяева.
  Сообща сварганили завтрак, за которым оговорили  финансовые вопросы и наметили план действий.  Конкретных  цифр  не  привожу: времени с тех пор прошло не мало и экономическая ситуация в стране изменилась.  Скажу лишь, что торговаться и договариваться можно.  Мы,  первоначально запрошенную суточную сумму оплаты аренды лодки и услуг сопровождения, опустили примерно до половины нашего общего  дневного  заработка дома.  120 литров бензина для лодочного мотора  купили  за свой счет.
  Выезд наметили на следующее утро. Текущий же день посвятили подготовке лодки и всей необходимой амуниции, а затем беглому знакомству с городом.
  В общем-то,  в Северобайкальске, особенно и знакомиться не с чем.  Это - типичный советский городишка о тридцати тысячах жителей, нарисованный  за  раз  в какой-нибудь столичной проектной  конторе,  и наспех сляпанный во времена строительства БАМа.  Центр представляет собой набор стандартных бетонных коробок, разбросанных по широченным улицам (Фото 2), а на окраинах - частное жилье и обслуживающие город предприятия.  Его градообразующая основа – железная  дорога,  на которой  занято  большинство работающего населения.
  Побывали на привокзальной площади (Фото 3),  побродили по главному торговому центру  (Фото 4),  где приобрели сувениры, и, самое актуальное  для нас, – купили новый резонатор к машине.  На этом осмотр города закончили. Во второй половине дня  съездили в поселок Нижнеангарск, получили разрешения на посещение Фролихинского заказника, а затем  поехали к Сереге домой  в  баню.  Вот здесь  по-настоящему  расслабились  и  в  следующую  ночь  отоспались  за  всю дорогу.
  Утром, не спеша, позавтракали, покидали в лодку канистры с бензином, рюкзаки, удочки, напялили спасательные жилеты (кстати, везли их с собой, у местных запасных нет), загрузились  сами  и  отправились в круиз по Северному Байкалу (Фото  5,6).
  Залив оказался довольно длинными и мелким, глубиной не более полутора  метров.  Выезжали из него долго, на малой скорости.  Многие дома стоят прямо у кромки воды, и даже небольшая волна захлестывает  фундаменты.  Плыли,  как будто по венецианскому каналу, и не покидало ощущение, что тебя буравят десятки глаз, а ты, в свою очередь,  подсматриваешь  за чужой жизнью.
  Наконец, прошли недавно отстроенные хоромы местных олигархов (Фото 7), парни прибавили газу, - в лицо полетели брызги разбиваемых лодкой байкальских волн (Фото 8). Сердце наполнилось восторгом: ведь мы захотели,  и вот - покоряем просторы  Великого  Озера.
  Однако шли на полном газу не долго.  Минут через пятнадцать после  выхода из устья залива, наши аборигены заглушили мотор и, молча, извлекли  на  свет  божий  бутылку водки.   Мы в недоумении переглянулись.
«Надо побурханить» - пояснили они. Стали наблюдать, в чем это заключается.  Сергей налил в рюмку водки, обмакнул в нее безымянный палец,  побрызгал на четыре стороны света, а остатки выпил. Затем эту процедуру проделал каждый из нас.
  Оказывается, «бурханить» - это  бурятский обычай задабривать перед путешествием местных байкальских духов, делится с ними чем-нибудь ценным, в данном случае, водкой. Он стал традицией и его сейчас придерживаются и буряты, и русские – все, кто отправляется в плавание по Байкалу. Остатки водки выпили просто так:  не оставлять же на потом  начатую  бутылку (Фото 9).
  Ублажив всех богов, и не забыв себя,  поплыли  дальше.  Наш курс – на Юг, вдоль западного берега озера.
   Во время  путешествия нам здорово везло с погодой. Ветер был минимальный,  все время светило солнце, температура днем держалась  около  двадцати пяти градусов.   Вот и сейчас был почти полный штиль,  лишь временами  порывы ветра покрывали поверхность воды  легкой рябью.
   Что сразу бросилось в глаза, так это абсолютная прозрачность воздуха. Даже противоположный берег просматривался почти в деталях.  По этой причине, а также из-за низкой точки наблюдения, очень сильно скрадывалось расстояние  до него.  Казалось, что минут двадцать хода, -  и ты окажешься на другой стороне озера,  а ведь до нее в этом месте более  сорока  километров.
  Ближний же берег, от которого плыли в паре-тройке километров, разворачивался  перед  нами  во  всей красе.  Мимо проплывали  то песчаные пляжи,  то каменистые обрывы,  поросшие по верху тайгой,  бухты чередовались  с  мысами.
   За  мысом  Слюдянский  как-то неожиданно к воде подступили горы. Начались отроги  Байкальского хребта (Фото 10, 11),  который на большое расстояние протянулся вдоль западного берега озера.  Здесь стоило бы остановиться и сходить на  Слюдянские  озера, находящиеся буквально в пяти ста метрах от берега, но мы их проигнорировали.  Не терпелось доехать до какой-нибудь речки и порыбачить.
  А озера эти интересные. Они такие же чистые и прозрачные, как Байкал, только вот вода в них за лето прогревается  и можно спокойно купаться.  Информацию и подробности обо всех достопримечательностях, которые проплывали,  нам  щедро  выдавали  Серега  с  Виктором.  Они хорошо знали,  за  что получили деньги.
  Через полтора часа после выхода из Северобайкальска показался мыс Лударь,  а за ним – старинное рыбацкое село Байкальское. Ему уже более двух  сотен лет.  В  село можно  проехать  по автомобильной дороге (42 км от Северобайкальска) и здесь она заканчивается.  Дальше до острова Ольхон ни дорог, ни населенных пунктов по западному берегу Байкала нет: горы.
  Думаю, что жители этого села тоже не избалованы деньгами, и с кем-то из них вполне можно договориться и о стоянке машины, и об аренде лодки с проводником.  Заезжать в село не стали.  Это имеет смысл, если есть желание купить копченого омуля, а нам закупками заниматься  было рано.
  Прошли на полном газу еще около полутора часов.  За бортом - все тот же пейзаж:  справа - тайга и горы (фото 12),  слева - огромная водная поверхность и тоже горы, только маленькие (Фото 13).  За все время плавания встретили лишь один прогулочный катер, на палубе которого тусовались  десятка полтора туристов.
  Пару  раз углублялись в живописные заливы,  видели плещущуюся рыбу. На наши просьбы остановиться и порыбачить, получали ответ,  что вся рыбалка впереди, и мы должны дойти до мыса Котельниковский.
  Постепенно  прямо по курсу на берегу начали вырисовываться какие-то строения, и лодка свернула туда.  При ближайшем рассмотрении это оказался  комплекс вполне  современных зданий (Фото 14).  Причалили  к берегу возле пирса (Фото 15).  Не успели выгрузиться, как были атакованы местной охраной.  Но,  после  разговора  охранников с  Сергеем и Виктором,  от нас отстали.
  Мы прибыли в  санаторий,  принадлежащий  москвичам.  Они неспроста оттяпали  этот кусок берега и прилегающую территорию. Здесь, недалеко от мыса Котельниковский, находится выход сернистых горячих вод, обладающих лечебным действием.  На их базе и был построен некими московскими инвесторами  этот инструмент отъема  денег  у  российского населения.  Чубайсовская гидра приватизации дотянулась и  досюда:  то, чем могли пользоваться все, стало принадлежать немногим. Впрочем, это – отступление.
  Наши парни предложили раздеваться и лезть в одну из десятка природных ванночек,  разбросанных вдоль берега.  Некоторые  из них  отделены от  Байкала  лишь  каменистым  перешейком  шириной чуть более полуметра, и  хорошая волна  свободно через  него перехлестывает.  Именно поэтому,  вода в ванночках такая же прозрачная, как и в самом озере.
  Вот в такой  водоем мы сообща и залезли (Фото 16).  Скажу я вам, уважаемые...!!! Сделать это оказалось непросто.  Температура воды где-то градусов за пятьдесят!  Сначала все свернулось, а потом долго не разворачивалось.  Зато, когда попривыкли,  испытали несравненный кайф.  Это что-то типа японской бани.  Но,  мы-то - русские.  Естественно,  потянуло охладиться: Байкал – под рукой. С учетом того, что вода в озере не  выше 13 градусов,  попытайтесь  представить  ощущения, когда в него залазишь после  предшествующего  прогрева.  Думаю,  все равно, не получится.  Это надо испытать …,  это… - как в прорубь после парилки  (Фото 17,18).
  Так мы закаливались часа два,  пока окончательно не обессилели.  Заодно приняли изрядную дозу ультрафиолета, - солнце к этому времени уже не на шутку разгулялось.
  Закрепили оздоровительные процедуры рюмкой водки (на нее сбежались, вдруг подобревшие, охранники)  и  поплыли дальше.
  Прошли мыс Котельниковский (Фото 19).  Следующая остановка - возле устья речки Куркула (Фото 20,21).  Здесь нам была обещана грандиозная рыбалка.
  Причалили,  выгрузили вещички.  Парни начали устраивать костер (Фото 22), а нас отправили вверх по речке.  Однако, чтобы  попасть на нее выше устья, пришлось сначала попотеть, взбираясь на скалу,  сквозь которую пробито русло  перед впадением в Байкал (Фото 23).  Рыбачить  было  рекомендовано  на  перекатах  или  в  омутках  за  ними.
  Поднялись вверх по речке около трех километров (Фото 24), таких мест оказалось не мало (Фото 25), но, что-то мы делали не так, и на троих поймали всего пяток хариусов весом 200-300 граммов.
  К нашему возвращению, все уже было готово к обеду,  и он не заставил себя ждать. Хорошо подкрепились на ярком байкальском солнышке,  причем, не только физически, но и морально.  Серега с Виктором оказались отличными рассказчиками, знали множество  рыбацких баек и  историй из своей богатой практики общения с Байкалом (Фото 26).  Они снова вселили в нас оптимизм.  И не зря.
   Ближе к концу дня, когда попробовали порыбачить в устье речки, оторвались по полной программе.  Серега показал, как  настроить, так называемую «балду», - три-четыре поводка с мушками  на двухметровом куске лески после тяжелого поплавка, - и дело пошло.
   Мечешь эту снасть, как можно дальше, на границу потока,  и на обратной медленной подмотке следует поклевка (Фото 27).  Хариус не крупный, до 300 граммов, но нам  был важен сам процесс.  За час рыбалки «затарили» два трехлитровых котелка.
  Тем временем солнце скрылось за горами,  незаметно подкрадывалась темнота (Фото 28).
  Дальше решили не ехать.  Разбили полноценный лагерь,  и посвятили вечер уничтожению пойманной рыбы с водочкой:  в ухе, малосольную,  жаренную,  «на рожнах» - никогда больше не ел столько рыбы за раз.  Этот первый вечер на Байкале, проведенный под яркими звездами,  под шум речки  и  плеск волн,  запомнился надолго (Фото 29).
  Утром  ждало очередное  развлечение.
   После часа хода на Юг свернули в какую-то протоку, под острым углом впадающую в  Байкал.  Через несколько сотен метров оказались в  озере приличных размеров, заросшем травой (Фото 30).  Наши проводники  остались  на берегу, а нам посоветовали цеплять к удочкам блесны  и  ловить  с  лодки  щук.
   Ну, что ж, переоснастили удочки, сели за весла и начали очередную байкальскую рыбалку (Фото 31).  Впрочем, рыбалкой  это  можно назвать с большой натяжкой.  Скорее, заготовка  рыбы.
   Сложность заключалось лишь в поиске хоть мало-мальски чистого окна воды и попадании туда блесной. Если удавалось  провести  блесну  несколько метров, следовала  поклевка и  щучка на полтора-два  килограмма  оказывалась  в  лодке.
  После поимки восьми щук  решили проверить, кем же они питаются.  У нас с собой были черви, которых привезли из дома. Настроили поплавочные удочки и к щукам,  буквально за полчаса,  добавили около трех  килограмм  симпатичных  плотвичек.
  Никто из нас не относится к любителям рыбалки по принципу «поймал-отпустил», рыбы для еды было уже вполне достаточно, поэтому  достигнутым  результатом  удовлетворились.
  Покинув «щучье» озеро, остановились на песчаном пляже.  Наши парни  занялись копчением-жарением рыбы,  а  мы  устроили  себе  пляжный отдых.  Вода в Байкале хоть и холодная, но при соответствующем моральном настрое, да  на  жарком солнышке,  купание в ней доставляет  несравнимое  удовольствие (Фото  32, 33, 34).
  Незаметно подошел обед.  Опять хорошо посидели под рыбу.  А после сытного обеда и водных процедур захотелось вздремнуть. В результате дальше отправились только в третьем часу дня.
  Теперь ехали в Байкало-Ленский заповедник, где на одном из кордонов жил  егерь - приятель Сергея.
  На кордоне были встречены весьма дружелюбно, так как жена егеря оказалась нашей землячкой.  Немного пообщались, получили разрешение  порыбачить на территории заповедника  и, после засвидетельствования места пребывания (Фото 35,36), отправились к рекомендованным,  так называемым, «черным камням» (Фото  37,38).
  Рыбачили тем же способом, что и в устье речки Куркула, только результат был совершенно другой.  Здесь, хоть и реже, ловился приличный, до шестисот  граммов,  хариус.  Тащить такого - одно удовольствие.  Мелочь  начали отпускать. После поимки каждым пяти-шести хороших  экземпляров,  рыбалку прекратили.  Спросите,  где фотки рыбы?  Отвечаю:  не до фоток было, да и цифровики имеют гадкое свойство – истощать батарейки,  когда они больше всего нужны.
   Теперь предстояло пройти еще пару десятков километров вдоль западного берега озера и переправиться на противоположную сторону.  Солнце уже заметно клонилось к закату (Фото 39).
  У мыса Покойники повернули на Восток.  Оценивая в начале поездки ширину Байкала,  я даже представить себе не мог его истинных  размеров.  Прошел час с начала пути,  затем солнце коснулось горных вершин (Фото 40,41), а мы все плыли и плыли.  В голову поневоле закрадывались мысли о буйных ветрах, которые могут настичь нашу лодку среди этого водного простора…, со всеми вытекающими последствиями.
  Наконец, уже почти в сумерках (Фото 42,43), когда сидеть в тесной лодке стало невмоготу,  высадились в устье реки  Кабанья.
   По этой реке проходит  северная граница  Баргузинского заповедника. Мы обосновались на берегу, относящемся к его территории, но Сергей сказал, что беспокоиться  не  о  чем, так как среди егерей заповедника у него тоже есть знакомые.
  В этот вечер не рыбачили.  Пока разбивали лагерь, стемнело, да и, ранее пойманной рыбой,  можно было накормить две наших команды.
  Уничтожили ее часть за ужином  и легли спать.
  Утром встали еще до рассвета,  начали рыбалку на новой речке в ожидании новых впечатлений (Фото 44).  Серега пытался половить на спиннинг ленка, но безуспешно.  А мы предпочли хариуса  в руке  ленку  в  реке (Фото 45), и не ошиблись.  В результате получили то же, что и на речке Куркула (Фото 46).  Хотя, было и отличие.  Здешняя рыбалка сопровождалась очень красивым рассветом  и окружающим пейзажем (Фото 47).
  Пока мы развлекались,  Серега и Виктор приготовили еду  (Фото 48) (хорошо хоть, на этот раз, не рыбу), дальше – все по стандартной схеме: неспешный завтрак, сбор снаряжения и отплытие – теперь на Север, вдоль восточного берега Байкала.
  Следующей  целью был санаторий  Хакусы,  где намеревались пробыть не менее половины дня, покупаться в горячих целебных источниках, переночевать  и  двигаться дальше.
  Сначала все складывалось по задуманному.  Прошли турбазу  Биракан,  где Серега работал капитаном катера,  миновали  устье  речки  Шегнанда.  Дальше погода внесла свои коррективы.  При абсолютно ясном небе незаметно разгулялся  ветер, который  поднял на воде  довольно высокую зыбь (Фото 49).  Идти на полном газу стало невозможно, да и, при  загрузке нашей лодки, просто опасно.
   Прижавшись  к  берегу,  доползли до устья реки Томпуда  и  зашли в  ее дельту  (Фото 50,51).
  Это очень интересное место.  Типичная горная река, которая берет свое начало в хребтах, обрамляющих северо-восточную оконечность Байкала,  перед впадением в озеро течет по заболоченной межгорной долине, распадаясь на  несколько  рукавов  и  множество проток.  Здесь гнездится  огромное количество водоплавающей птицы, нерестится рыба, откармливается   молодь.
   На берегу одного из рукавов, недалеко от метеостанции Томпа, обосновался на постоянное жительство абориген, кстати, тоже  Серегин  знакомый.  От местных властей он добился разрешения построить так называемое «зимовье» (обычный деревянный дом), и, видимо в качестве оплаты за это, исполняет  егерские  функции,  охраняя  дельту  Томпуды  от  браконьеров.  Вот  к  нему мы  и  зарулили,  чтобы  переждать  непогоду.
  Как водится, посидели за столом, рассказали о нашем путешествии, посетовали, что,  кроме хариусов и щук, не поймали больше никакой рыбы.  То ли ему понравились, то ли  протеже Сергея помогло, но нам была разрешена  рыбалка  на  одной  из  проток,  где  должны водиться ленки.
  Уехали туда на моторе, и уже через полчаса начали охоту за этой пока не знакомой для нас рыбой (Фото 52).  Ленков видели:  в воде.  Перепробовали все блесны, которые  с собой были, все типы проводок, которые знали,  пару раз рыба гналась за блесной,  но в последний момент уходила в сторону.
  Результатом рыбалки стали лишь две щучки. За ленками, как-нибудь, придется приехать еще раз.  Может,  тогда,  поймем секрет их ловли.
  На обратном пути обогнали  несколько катамаранов, которые спускались с верховьев реки (Фото 53).
   Сплавы по Томпуде имеют спортивный характер, и классифицируются, кажется, по пятой категории сложности.  Попадают в верховья реки через озеро Фролиха и по тропе вдоль, впадающей в него, речки Левая Фролиха,  исток которой находится невдалеке.
  Так вот, встреченная нами команда из Нижнего Новгорода совершала именно такой сплав, во время которого один  сплавщик погиб.  Весь отпуск у ребят, конечно,  был испорчен.  Теперь  их  главной задачей была  отправка тела погибшего домой. Они сплавились на несколько дней раньше запланированного  срока, чтобы с метеостанции по рации вызвать катер МЧС и начать эвакуацию.
   Но мы об этом узнали только через час после возвращения на зимовье,  когда  каты  пришвартовались рядом с нашей лодкой.
   Общение с ребятами (Фото 54) оставило тяжелые чувства.  А каково было на душе у них,  трудно даже представить:  ведь им предстояла встреча и объяснение с родителями погибшего парня, которому всего-то было чуть за двадцать.   Как закончился их печальный поход мы так и не узнали.
  С момента, как укрылись от непогоды,  прошло более четырех часов.  Ветер стих, а значит, улеглась волна.
  Попрощались с хозяином зимовья, нашими невольными соседями по стоянке и  продолжили свое плавание.
  Ближе к  вечеру прибыли в санаторий Хакусы (Фото 55).
  Лагерь разбили за его территорией.  Виктор остался на охране, а мы, во главе с Сергеем, отправились на испытание санаторных горячих источников.
  Ну, что об них сказать?  Все - то же, что и на мысе  Котельниковский, только Байкала рядом нет и охлаждаться приходится на воздухе.
  Источники, естественно,  облагорожены и представляют собой небольшие бассейны (Фото 56).  Над парой ванн возведены крытые павильоны для купания в сильные  зимние морозы. Лечебный эффект достигается от многократного приема ванн, поэтому люди покупают путевки и живут здесь по несколько недель, разбавляя свое времяпровождение общением с Байкалом и его окрестностями.
  Территория ухоженная:  дорожки, фонари, жилые корпуса, танцплощадка, магазин.  Все сделано для отдыха и лечения больных, пенсионеров  и всех, кто по образу жизни к ним относится.
  Нам хватило часа пребывания в этой обстановке, после чего пошли к своему костру пить водку и спать в  своей палатке.
  На этом, в общем-то,  наш круиз по Байкалу завершился.
  Следующим  утром  за  час  доплыли  до бухты  Аяя (Фото 57),  откуда нам предстоял пеший маршрут (Фото 58) на горное озеро Фролиха.  Сергей же с Виктором возвращались в Северобайкальск,  чтобы приехать за  нами  через трое суток.

На горном озере Фролиха

Фото 1. По таежной тропе Фото 1. По таежной тропе
Фото 2. "Ходячий" рюкзак Фото 2. "Ходячий" рюкзак
Фото 3. Вперед и вверх Фото 3. Вперед и вверх
Фото 4. Это вам, не руль крутить Фото 4. Это вам, не руль крутить
Фото 5. Очередной перекур Фото 5. Очередной перекур
Фото 6. Отдых у лесного ключа Фото 6. Отдых у лесного ключа
Фото 7. Курья озера Источного Фото 7. Курья озера Источного
Фото 8. Вид на озеро Фролиха днем, с берега залива Окуневый Фото 8. Вид на озеро Фролиха днем, с берега залива Окуневый
Фото 9. Мыс и гора Медвежья Фото 9. Мыс и гора Медвежья
Фото 10. Наш лагерь на Фролихе Фото 10. Наш лагерь на Фролихе
Фото 11. Пока только консервы Фото 11. Пока только консервы
Фото 12. И консервы - хорошая закусь Фото 12. И консервы - хорошая закусь
Фото 13. Вечернее ненастье Фото 13. Вечернее ненастье
Фото 14. Вечерняя рыбалка в заливе Окуневый Фото 14. Вечерняя рыбалка в заливе Окуневый
Фото 15. Стандартный размер Фото 15. Стандартный размер
Фото 16. На уральского червяка позарился! Фото 16. На уральского червяка позарился!
Фото 17. После ночного дождя Фото 17. После ночного дождя
Фото 17. Восход на озере Фролиха Фото 17. Восход на озере Фролиха
Фото 19. "Рыбный" день Фото 19. "Рыбный" день
Фото 20. Под уху Фото 20. Под уху
Фото 21. На плаву и с широкими возможностями Фото 21. На плаву и с широкими возможностями
Фото 22. Золотой вечер на Фролихе Фото 22. Золотой вечер на Фролихе
Фото 23. Золотой вечер на Фролихе Фото 23. Золотой вечер на Фролихе
Фото 24. Бурундучок Фото 24. Бурундучок
Фото 25. Прогулка по байкальскому пляжу Фото 25. Прогулка по байкальскому пляжу
Фото 26. Голубая сказка Фото 26. Голубая сказка
Фото 27. Назад в цивилизацию Фото 27. Назад в цивилизацию
Фото 28. Северобайкальск слушает Фото 28. Северобайкальск слушает
   Уж не помню, откуда возникло желание побывать на Фролихе, - наверное, готовясь к поездке на Байкал, прочитал интересное описание в Интернете.  Своим товарищам никаких особых аргументов за этот вариант не приводил, тем не менее, предложение посетить озеро,  было принято.  И вот,  до цели -  восемь километров, а в головах – желание ее достичь.
  Первые несколько сотен метров вселили иллюзию, что предстоит легкая полуторачасовая прогулка по хорошо натоптанной дороге.
   Однако,  очень скоро «дорога» сузилась до ширины тропы (Фото 1),  которая,  к тому же,  пошла в гору.   Пришлось поднапрячься, чтобы затаскивать на нее  себя и поклажу за плечами.  Да еще,  проклятые корни деревьев и камни путались под ногами, заставляя прилагать дополнительные усилия (Фото 2,3).
  В голову полезли мысли,  что рюкзаки гораздо удобнее и легче возить на  багажнике  машины или в лодке, чем носить.  Сразу возникло уважение к господам альпинистам и иже с ними, кто пешком ходит в горы.
  Пороху хватило километра на полтора, после которых пришлось делать остановку на отдых (Фото 4).
  Примерно такими же отрезками, с перекурами (Фото 5,6), прошли первую половину пути.
   Только приноровились к ритму, как свалилась другая напасть: подъем стал почти не заметен,  зато тропа пошла по заболоченному склону холма  среди жиденьких берез и густой травы, обозначаясь временами жердочками, проложенными по сырым местам.  Ходьба по ним с рюкзаком оказалась не менее тяжелой,  чем в гору  посуху.
   Прошли и этот участок. Еще пара километров подъема, - тайга расступилась,  и перед нашим взором слева предстала  мелкая обширная лужа, заросшая по берегам деревьями и осокой (Фото 7).
   Разочарованию не было предела.  Стоило ли, упираться  восемь километров в гору, чтобы увидеть такой  пейзаж и водоем, в котором могут водиться, в лучшем случае, щуки?
  Уж приготовился было повиниться перед товарищами, да, на мое счастье, навстречу из леса вышла группа туристов человек в десять. Наш вопрос «Это и есть озеро Фролиха?»  их не на шутку развеселил.
   Оказывается, дошли мы только до курьи озера Источного,  соединенного протокой с основным озером,  расположенным дальше.
  Немного поговорили с ребятами (это были москвичи), порасспросили про рыбалку, возможные места для лагеря и, так сказать, «заселенность» берегов туристами. Находившийся среди них егерь Фролихинского заказника все популярно объяснил,  предварительно проверив у нас разрешение на его посещение.
  Получили пожелания хорошего отдыха, попрощались и разошлись своими дорогами.
  Оставшийся путь  был недолог.  Через несколько сотен метров  выходим  на небольшую поляну, окруженную соснами и березовым подлеском.  Сквозь деревья видна вода.  Бросаем рюкзаки и выходим на берег.
   Потрясающе !!!.  Перед нами предстало огромное озеро с изумительно прозрачной водой, окруженное горами (Фото 8).
  Открывшаяся панорама настолько поразила, особенно, в абсолютной тишине вокруг, что некоторое время  просто,  молча,  стояли  и  смотрели.  Только ради этого вида стоило пройти не восемь километров, а в два, в три раза  большее расстояние.
  Чаша озера имеет довольно сложную форму,  напоминающую букву  Y.  Ее «острая» часть, из которой  вытекает и затем впадает в Байкал река Большая Фролиха, направлена на Запад. «Отростки» образованы, заполненными водой,  межгорными  долинами Баргузинского хребта.  В них впадают  горные  речки  Левая (южная) и Правая (северная) Фролихи.
  Мы находились на берегу залива Окуневый, из которого  начинается слив в озеро Источное.  Отсюда отлично просматриваются основное зеркало озера,  его южный  «отросток»,  мыс и гора Медвежья,  разделяющие озеро надвое (Фото 9).  Здесь решили  остановиться, тем более,  что место это было рекомендовано москвичами,  как отличное для рыбалки с берега.
  Поляна, на которую вышли, находилась рядом,  на ней  устроили лагерь (Фото 10).  Она была уже «обжита» нашими предшественниками и, как нельзя лучше,  подходила для этого.
  Красотами, как говорится, сыт не будешь,  поэтому пару часов посвятили заготовке дров,  приготовлению еды (Фото11),  а затем,  славно отметили  свое прибытие (Фото 12).
  Ближе к вечеру на озеро и окружающие горы опустились тучи,  начал накрапывать мелкий дождик (Фото 13).  Погода - самая подходящая для рыбалки.  Пошли пробовать (Фото 14).
  Первые же забросы блесен подтвердили рекомендации москвичей и название залива, где мы находились.  Хоть и не крупный, до трехсот граммов,  окунь на вертушки брал со стабильностью курьерского поезда (Фото 15).  Но, самое интересное, что весь процесс погони и броска рыбы можно было наблюдать сквозь абсолютно прозрачную воду. Такой рыбалкой  вприглядку  до этого никто из нас не занимался.  Ну, очень веселый процесс!
  Пока мы с Володей хлестали спиннингами относительно спокойный вход в залив и заготавливали на ужин окуневую мелочь, наш хитрый Витя спустился ниже, к началу слива в озеро Источное,  и там, на поплавочную удочку и сохраненных червей,  натаскал около десятка полукилограммовых и более горбачей. Опять он нас обловил, пришлось фотографироваться с его трофеями (Фото 16).
   Тем временем, спустились сумерки, дождь не на шутку разыгрался и изрядно подпортил завершение дня.  А ночь, вообще, оказалась кошмарной.
  Наша палатка - это  «чудо»  китайской туристической промышленности за первый же час протекла как решето. В авральном порядке попытались повысить ее герметичность куском полиэтилена. Но и это не сильно помогло, так как вода начала  затекать под  низ.  В результате, вместо сна, почти до утра боролись с сыростью.  Только взошедшее солнце прекратило дождь и позволило приступить к ликвидации последствий потопа (Фото 17).
  Зато, словно в награду за перенесенные лишения, природа подарила изумительный по красоте восход (Фото 18) и яркий солнечный день.
  Этот день стал для нас «рыбным». Рыба - на завтрак, обед и ужин. Рыба -  жаренная, вареная, копченая (Фото 19,20). И рыба эта - Окуни. Было совершенно  непонятно,  почему они собираются в таком количестве, в неширокой, в общем-то, протоке, и  кого они здесь караулят?
  С Володей пытались ловить щук вдоль берега основного озера и озера Источного – безуспешно. Слишком мелко и мало растительности. Дошли до истока Большой Фролихи, в надежде поймать хариуса, - результат аналогичный.   Хариус, как я знал, водится также в  устье Левой Фролихи.  Но, до него подняться по берегу, не удалось, так как через пару километров от нашего лагеря тропа закончилась и началась заболоченная непроходимая тайга.
  Эти неудачные попытки привели к выводу, что без лодки возможности рыбалки на Фролихе сильно ограничены. Противоположный берег манил своей неизведанностью, однако, нам оставалось  на  него только смотреть.  Особенно, досадно было наблюдать,  как перед  мысом Медвежий  машет удочками команда  катамарана,  проплывшего  мимо нашего лагеря (Фото 21).
  Кстати, они оказались единственной группой туристов бывших вместе с нами на озере.
   Так, в рыбалке, разведке окрестностей, бытовых хлопотах прошел день, и наступил тихий  золотой вечер (Фото 22,23).  Боги  озера, словно желая показать, что все здесь в их власти, смилостивились и подарили, на прощание,  ясную  звездную  ночь, возможность хорошо отдохнуть перед обратной дорогой.
   Утром уже не рыбачили. Не спеша позавтракали, свернули лагерь, уложили свои пожитки и, с чувством легкой грусти, отправились в обратный путь. Закончилось наше пребывание в этом уголке Северного Прибайкалья. Пусть, мы ничего не поймали здесь,  кроме окуней.  Пусть, были «привязаны» к своему берегу. Зато, получили главное  -  воспоминания  о  чудном  кусочке  девственной  природы.
  Дорога обратно не показалась утомительной.  Тропа шла под гору,  рюкзаки  полегчали,  а несколько встреч с бурундуками  развлекли и позабавили (Фото 24). Грешны, одного даже слегка «раскулачили», проследив  его кладовку.  Думаю,  он  не  сильно обиделся  и  в  оставшуюся  часть лета  все  восполнил.
  На берегу  ждали не долго.  Успели только остыть после ходьбы (Фото 25),  как  раздался звук мотора,  и  показалась «наша» лодка.  Прошло менее трех суток  после  расставания с ребятами, а показалось - целая вечность.  Парни и тут не подкачали:  знали, что у нас должно было закончиться, и привезли все необходимое.
  Короткие посиделки, отчаливаем - гостеприимный  восточный берег Байкала  стремительно уменьшается в размерах (Фото 26).  Через час по курсу возникает, сначала, белая полоска городских строений Северобайкальска (Фото 27), а затем - нагромождение дачных «скворечников»,  от которого начался наш круиз (Фото 28).
  Все, знакомство с Байкалом закончилось.  Теперь он всегда будет манить к себе. Недаром говорят: «Тот, кто побывал на Байкале, не упустит случая вернуться сюда снова».  Надеюсь, эта поговорка сбудется.
  Оставшуюся часть дня потратили на приведение себя в порядок, покупке копченых омулей (30 рублей за хвост),  укладке вещей в машину, ну, а вечер посвятили прощальному ужину с нашими гостеприимными хозяевами и, теперь уже,  друзьями.

Дорога домой

Фото 1. Все готово к отъезду домой Фото 1. Все готово к отъезду домой
Фото 2. У стелы Фото 2. У стелы
Фото 3. Над горами дым горящей тайги Фото 3. Над горами дым горящей тайги
Фото 4. Остановка на обед Фото 4. Остановка на обед
Фото 5. Плотина Братской ГЭС Фото 5. Плотина Братской ГЭС
Фото 6. Деревенская свадьба Фото 6. Деревенская свадьба
Фото 7. У "Столбов" Фото 7. У "Столбов"
Фото 8. А это - один из них Фото 8. А это - один из них
Фото 9. Енисей-батюшка Фото 9. Енисей-батюшка
Фото 10. Плотина Красноярской ГЭС в г. Дивногорске Фото 10. Плотина Красноярской ГЭС в г. Дивногорске
Фото 11. Мост через Енисей ниже ГЭС Фото 11. Мост через Енисей ниже ГЭС
  Утром, после вчерашних  посиделок, не торопились.  Завтрак,  последняя проверка амуниции и машины, общение с  пришедшими на проводы соседями Виктора - время работало на нас.  Хоть в тайге «гаишников» и нет,  предосторожность никогда  не  бывает  лишней.
  Снимаемся на  память (Фото 1),  звучат  слова  прощания,  пожеланий  новой встречи,  садимся  в  машину  и  –  вперед.
  С  площадки на въезде в Северобайкальск  при свете дня открывается  отличная панорама города и  Байкала.  Не отказываем  себе  в  возможности  сфотографироваться на их фоне (Фото 2).
  Совсем скоро промелькнули рекламные щиты санатория Гоуджекит,  и  опять началась борьба с дорогой.   В этот раз она осложнялась еще  стойким запахом гари и дымом (Фото 3) от начавшихся лесных пожаров, которые сопровождали  до  самого перевала  Дабан .
   Реки,  горы, поселки,  мосты – все начало раскручиваться в обратном порядке.  Пара привалов в красивых местах (Фото 4),  заправка в  Звездном,  ремонт глушителя  в  Усть-Куте - в результате,  в  Братск въезжаем ближе к вечеру, но еще засветло.  Ради  интереса  спускаемся  к  Ангаре,  чтобы посмотреть на плотину Братской ГЭС.  В свое время она тоже была одной из великих «комсомольских» строек, куда нас партия звала.  Действительно, впечатляет (Фото 5).
  За Братском, свернув с трассы, заночевали на глухой лесной дороге.  Всю ночь боялись прихода на запах хариуса какого-нибудь любопытного медведя.  Соленая рыба, которую везли с собой,  дала характерный стойкий  душок, но Володя с упорством маньяка продолжал употреблять ее и не желал  выбрасывать. К счастью, все обошлось,  никому,  кроме хозяина,  она  не  понадобилась.
  Перегон до следующей ночевки под Канском прошел без особых приключений,  если не считать за таковое поломку и замену «краба» у машины на  «участке смерти»  трассы  М53 за Тайшетом.
  Ночь провели в лесу на берегу какого-то ручья. Правда, утром, чтоб выбраться оттуда, пришлось, в буквальном смысле, отсыпать песком метров пятьдесят дороги. За ночь выпала роса и машина не хотела подниматься на мокрый  травянистый склон.
   Уже за Канском,  встретились со своеобразным местным рэкетом.  Участники свадебного кортежа, во главе с женихом и невестой, из какой-то глухой деревни,  развлекались тем, что тормозили подряд все машины и пытались напоить, хотя бы пассажиров проходящих мимо авто (Фото 6).  Откупаться надо было деньгами,  но  мы поступили проще:  подарили  молодым  бутылку  водки «Пермская» и  поехали дальше.
   Под Красноярском заехали и «одним глазом» взглянули на знаменитый заповедник российского значения «Столбы» (Фото 7,8).
  Отличное место!  Был выходной день и  на центральной дороге, ведущей вглубь  заповедника,  тусовалось  множество людей.  Одни просто гуляли, как по парку,  другие куда-то шли с огромными рюкзаками,  наверное,  покорять  знаменитые скалы.  Чувствовалась атмосфера праздника, здоровья, радости от общения с природой.  К нашему сожалению, въезд на машине в заповедник запрещен, а для прогулки пешком побоялись оставить ее без присмотра. Поэтому, ограничились осмотром начальной части заповедника,  сделали несколько снимков  и  отправились  дальше.
  Возвращаться в Красноярск большого желания не было. Решили город объехать, а заодно, продолжить знакомство с «великими» стройками 60-70 годов прошлого века,  теперь,  посещением  Красноярской ГЭС на Енисее.
  Она расположена примерно в 30 километрах от Красноярска в городе-спутнике Дивногорске. Дорога к ГЭС, проходит вдоль реки, на которую открываются замечательные виды (Фото 9).  Не удержались и  спустились на берег, чтобы хоть помочить удочки в Енисее.  Конечно, ничего не поймали, но в водоеме отметились.
  Вскоре,  оказались на месте.  Со  смотровой площадки, устроенной перед ГЭС, обозрели это действительно могучее инженерное сооружение (Фото 10).  Нам было с чем сравнивать,  ведь  в Перми тоже есть плотина Камской ГЭС.  Сравнение оказалось не в нашу пользу.
  Автомобильное движение по плотине отсутствует.  Для проезда на левый берег Енисея чуть ниже плотины построен большой мост (Фото 11), от которого начинается трасса М54 в южные районы Красноярского края,  Хакассию и Тыву.
  По этой трассе и направились дальше.  Прошли около ста километров вдоль Красноярского водохранилища, а затем свернули на Ужур и поднялись к  Ачинску.  В итоге, совершили крюк более двухсот километров, зато увидели отроги Саянских  гор и  уехали с желанием когда-нибудь в них побывать.
  Дальнейшая дорога не отличалась разнообразием.  Еще пара  ночевок, перекусы в дороге,  заправки - все делали на автоматизме.  За две недели  изрядно  устали  и  хотелось домой.  К счастью,  машина больше не ломалась и позволяла гнать с приличной скоростью.
  Безболезненно прошли ночью Новосибирск, опять поплутали по Омску, а от Тюмени ехали, уже практически не останавливаясь.  Лишь в Екатеринбурге пришлось потерять пару часов в утренних пробках.
  К вечеру пятого дня были дома.
  Так  закончился  наш  Байкальский Вояж.