24 октября 2009

Первый день путешествия ещё не наступил. Аня уже приехала накануне, а сегодня должны съехаться все остальные наши попутчики – 4 человека: Ирина, Миша, Мария, Максим.

Мы, тем временем, двумя днями ранее получили номера наших будущих Лэнд крузеров и оформили для себя разрешение в турполиции. Для ребят это надо делать имея копию туристической визы.

В поездку мы взяли нашего охранника – помощника Абду Халека, который работает у нас уже много лет. То, что нас сопровождал йеменец, не раз нам помогало. Он подписал бумагу, что несет ответственность за нас (это формальность в данном случае), но очень упростило процедуры на чек-пойнтах. Нам несколько раз не подсаживали военных, зная, что у нас есть местный сопровождающий.

Последние приготовления – покупки в дорогу.
Ночью встретили ребят, заселили в отель в старом городе, назначили встречу утром, часов в 10.

Утром мы заехали за ребятами. До того, как нам надо было забирать машины в фирме Herz, мы собирались заняться покупками в старом городе- браслеты, мужские юбки и т.п. , на что времени потом могло не быть.

Обедали в ресторане йеменской кухни Al Fakher. Кухня всем понравилась, в чем и не было сомнений.
Мы разделились – девочки за покупками на такси, ребята поехали забирать машины.

Тут выяснилось, что в 5 часов мы не сможем их забрать, так как их только вернул предыдущий клиент, надо провести техосмотр и т.п. тут же выяснилось, что нам дали номер машины с ошибкой. А разрешение уже оформлено. Позвонили начальнику турполиции, доктору Мусаиду, с которым знакомы лично и доложили о ситуации. Он заверил нас, что дождется ребят и все сделает быстро, раз так уж вышло.
Машину, в итоге, заменили вообще. СД не было.
Мы взяли
- мы ехали на Toyota Land Cruiser GXR
- ребята ехали на Toyota Land Cruiser VXR

Машины мы забрали только после 7 вечера, что сильно подпортило все планы. Мы еле успевали доделать все намеченное. Уже сильно уставшие закупились продуктами, водой и напитками, поужинали в пиццерии, разъехались по берлогам, чтобы утром отправиться в путь.

Дома мы быстро уложили вещи в машину и, шатающиеся от усталости, легли спать. Будильник на 5-30 утра.

В спешке мы не взяли ни лопаты, ни троса, ни зарядки для телефона, которая работает от прикуривателя, ни простыни. Список так и остался лежать на столе. Именно о простынях я пожалела потом больше всего, но только один раз. -)
25 октября (Сана-Аден)

У нас было СТОЛЬКО вещей! В принципе, забегая вперед, мы все таки ничего лишнего не взяли. Всем попользовались.
В нашей машине ехало 5 человек - нас трое (я, slaviron, Кристя), Аня и Абду Халек – в багажном отделении на мягком сидении. Часть вещей мы погрузили во вторую машину.

Выехали в 8-20 утра в сторону Адена.
По пути мы развлекались тем, что считали осликов. В этот раз до Адена было 370 км 72 ослика. Как то в прошлый раз было чуть меньше.

Пообедать решили в Иббе, в местной забегаловке. Заплатили 550 риал с носа.
Служащие едальни бегали на нас посмотреть. Никогда не перестану удивляться этому. Даже снимали на телефон, как диковинных зверушек.

Кстати, ели мы курицу и баранину. На счет курицы СРАЗУ не могу не заметить, что за все 10 дней (завтрак, обед и ужин) это был первый раз из двух, когда мы ели курицу. Просто среди некоторых путешественников, большим образом самостоятельных, существует мнение, что в Йемене подают только рис и только курицу.

Стол нам застелили чистой газетой и быстро накрыли. Все остальные посетители ели без скатерти! А нам честь! Вот такие натюрморты получились, но ребята остались довольны обедом и вспоминали о нем даже в конце путешествия – так было вкусно и необычно (для ребят-)) ).

Был ещё забавный случай, в районе Ярима, когда мы спрашивали дорогу (появилось много новых развилок, сокращающих путь и кое где мы спрашивали путь на всякий случай. Обычно дороги никак не обозначены.). Вот пока мы стояли, один садык так засмотрелся в нашу сторону, что не заметил дающего задний ход грузовика и врезался в него головой. К счастью, грузовик двигался медленно, и вмятин не осталось ни у садыка, ни у грузовика. Но мы ещё долго смеялись, вспоминая этот случай.

Наш путь в Аден лежал по дороге через Тайз. На Сумаре остановились отдохнуть на смотровой площадке, которых там несколько. Полюбовались видом на террасные поля, послушали мальчика, который прочитал нам свое стихотворение. Настоящий артист, однако. К тому же, он не просто читал свое стихотворение, написанное на тетрадном листке, но и продавал опунцию.

Вот и Аден.
Мы заселились в знакомый нам отель Yemen Tourist Night Hotel. Чистые уютные комнатки. Завтраки - обеды надо заказывать из забегаловки рядом, что не очень удобно. Раньше за отелем была стоянка для машин. Сейчас там что то строят и машины мы поставили перед отелем. Причем, чем позже вернетесь в отель, тем дольше от входа в отель поставите машину.

В Адене кто то из нас поехал купаться на пляж при отеле Gold Mohur (бывший Шератон), а кто то поехал на колодцы. Вечером было уже не так жарко и мы неплохо прогулялись.

Вечером мы ужинали в китайском ресторане. А где же ещё?! -) Дождались Сашу и смачно отужинали морепродуктами. О! Сырой тунец с вассаби – это что то! На 11 человек раскидали счет – по 2500 с носа.

Все расходы на Абду Халека оплачивали сами, раскидав стоимость отеля и еду за него на всех. А местным на отели стоимость на порядок дешевле, чем для туристов или для имеющих резиденс визу, как мы. И на отели, и на местные переезды самолетами-автобусами и т.п. Кое где он спал вообще бесплатно.

Общее время в пути (дорога – горный серпантин, включая остановки) 6 часов 40 минут
Проехали 414 км.
26 октября (Аден - Бир Али)

2 В кемпинге 2 В кемпинге
2 Закат в Бир Али 2 Закат в Бир Али
2 Пикап с пулемётом 2 Пикап с пулемётом
2 Улов 2 Улов
Рано утром (мне не спалось) я вскипятила наш походный чайник несколько раз и наполнила термос кипятком. Чуть позже, в 6-30, собрались все ребята и мы позавтракали в номере тем, что купили в дорогу- мясные консервы, плавленый сыр, хлеб, бананы. Обсудили предстоящий путь.
С этого дня к нам присоединился iskanderyem на Toyota Landcruiser GX.
Абду Халека мы пересадили к нему и ехали уже в составе 4 х человек. Аня с Кристей сзади, я на переднем сидении рядом с водителем, с мужем (slaviron). Я хороший навигатор и штурман и Слава это знает-)) .

В путь. Выехали из Адена по направлению к Бир Али.

Как только выехали из Адена вдоль дороги нам улыбалось теплое море. Какая красота!
Километров через 36 от Адена на посту нам пришлось долго ждать машину сопровождения. Тут мы узнали, что в этот день будет несколько туристических машин и нас хотели всех поставить колонной с одним сопровождением.

Этот самый пикап с пулеметом нам не дали в сопровождение, но мы вдоволь нафотографировались с ним. Солидно выглядит, правда?-)

Тут мы простояли что то чуть более часа. Подъехали туристы - греки, стали болтать и знакомиться. Еле расселись по машинам.

Тут мы поняли, как неудобно ехать с ними одной колонной.
Тургруппу везли водители, которые соблюдали скоростной режим, что правильно, конечно же. Наши машины были помощнее, мы ехали сами и тормозиться не желали. В итоге на каком то участке дороге мы все растерялись – т.е. мы поехали за машиной сопровождения в объезд Зинджибара, быстро. Греки поехали по городу и потерялись. Вот мы стояли и ждали их. Они же, как выяснилось, ждали нас, объехав городок с другой стороны. И потом в дороге нас не один раз тормозили полицейские, чтобы мы дождались их. Раздражало это здорово! Полицейские постоянно ругались, размахивая руками и растопырив пальцы в немом вопросе «Лещ!?» (почему?) - нас за скорость, водителей туристов – за то, что не следуют за всеми нами.
Мы ехали по своему маршруту, время рассчитали не учитывая таких вот проволочек. В конце концов, удалось убедить полицейских, что мы должны ехать отдельно, а не ждать потерявшихся туристов.

Дорога вдоль моря – что то фантастическое! Хотелось остановиться сразу и тут же искупаться. В принципе, мы так и хотели по началу, но машина сопровождения нас не устраивала и мы собирались поскорее отделаться от неё, доехав до места.

Выявился ещё один момент, который мы не учли. Полицейские после «доставки» нас на место стали просить денег за сопровождение.Доводы, что мы их не просили это делать – не подействовали. Сторговались на 1500 риалах. На «покушать».

Тут в нашем плане был гибкий вариант. Мы могли остановиться в Бир Али и заночевать или проехать ещё пару часов и остановиться в г. Мукалла.

Когда мы доехали ло Бир Али (колодец Али) То сразу решили, что остаемся.

Бир Али – песчаный пляж у подножья горы. Кемпинг. Можно спать на плетеных лежаках или под крышей (навесы) на матрасах. За матрас и постельное белье с нас, после непродолжительной торговли, взяли по 1200.

В кемпинге стоят мангалы. Мужчины съездили в ближайшую деревню в забегаловку, где разжились солью, перцем, углями, а так же купили готовый гарнир – рис. Так как рыбы было не много, ребята купили ещё готовой рыбы, фасоли, сахавик- приправа из томатов с острым перцем бис-бас.

К столу у нас было не только пиво, но и вино – Макс привез несколько пакетов вина, те, что продаются в коробках. Без коробок, как оказалось, его очень удобно провозить в багаже. Пиво и кое что погорячее тоже было. Но не все сразу и по немногу.

Развели мангал, запекли рыбу на решетке. Стол получился на славу. Нам принесли газовый фонарь, который классно светил.
Так душевно посидели! Анекдотами и рассказами искрили все. От смеха болели животы и все было прекрасно.

Ребята в первый день пребывания в Сане купили кальян. Тут же, в Бир Али, его и обновили, забив ароматным табаком с сухофруктами.

Ещё на этапе переговоров по ICQ с ребятами мы обсуждали в чем удобнее будет ходить. Я сообщила, что Слава то в юбке будет, что уже довольно привычно ему в поездках. На что ребята сказали, что ЮБКА, пусть даже мужская – это слишком-))
Сами же в первый день купили по зане (длинная рубаха) – одни белую, второй короткую серую, какую носят исламисты. Ну и надо было заключать пари-) Все-таки в конце путешествия юбки носились ими с большим удовольствием!
Как оказалось, в заннах было ещё удобно спать.

Нам выдали по матрасу и новые, абсолютно новые простыни и наволочки. Мы все залегли спать. Только под утро я накрылась пледом.

Ощущения невероятные. Многие из вас наверняка давно уже не спали под открытым небом? Аня привезла спальник и спала возле моря на плетеном лежаке.

Вот так закончился наш второй день. Весело и интересно. Засыпали под шум волн.

Общее время в пути (включая час на посте, ожидания, остановки, дорга - прямая ) ок. 7 часов.
Проехали 410 км.

27 октября 2009 (Бир Али - Мукалла – Вади Доан - Шиб)

3 В Мукалле 3 В Мукалле
3 По дороге на вулкан 3 По дороге на вулкан
3 Старая дорога в Мукаллу 3 Старая дорога в Мукаллу
3 Шибам1 3 Шибам1
Выехали из Бир Али в Сейюн через Мукаллу. Мы отклоняемся от дороги по побережью и едем вглубь страны.
Вот тут и началась фигня. Но не сразу.

Прекрасное пробуждение на пляже в Бир Али – открываешь глаза - перед тобой море.
В кемпинге есть туалет и душ.
Кто то из ребят с утра уже купался в море.

Мы собрали вещи, попрощались с Бир Али и поехали завтракать в деревенскую харчевню, в которой накануне мужчины покупали еду на ужин.
В таких заведениях все происходит одинаково. Нам застилают стол чистой газеткой или клеенкой и мечут на стол блюда по очереди. В этих заведениях клиенты – только мужчины. Заходят в едальню и радостно офигивают, увидев иностранцев. Кто посмелее и подобродушнее – знакомятся, перекидываются с нами шутками, просят сфотографироваться.

Ориентир - пушка на посту. От неё в деревню прямо и налево по дороге и попадете в забегаловку.

Я напросилась на кухню, где сняла ролик о том, как готовят хлеб. Хлебопек сначала заартачился, нахмурился и отошел в сторону- не захотел принимать участие в моем фильме! А ведь вчера вечером Слава мне рассказывал о нем, зная мой интерес к кухне, как тот ловко перекидывал лепешку с руки на руку. А все вокруг радостно орали, чтобы их поснимали. Слава же обратился к хмурому
- «Ну что ты, а вчера так здорово тесто растягивал!»
Дядька встрепенулся и спросил
-«Ты меня помнишь?!»
-«Конечно!» – сказал Слава, - «и вот моя жена хочет тебя снять!»

Завтрак стандартный – лепешки, фасоль, омлет, сладкий пряный чай – кому то с молоком, а кому то простой «ахмар», красный, как тут называют.

Прежде чем отправиться в путь – мы заехали на вулканы, которые дома, готовясь к поездке, рассматривали по google maps. Два вулкана стоят бок о бок. В одном кратер заполнен водой. На джипах подниматься по крутому склону просто, а пешком, наверное, минут 40. Да по жаре! О нет, мы на машинах.

Как только достигли края первого вулкана и вышли из машин – ахнули. Перед нами открылось самое настоящее озеро в кратере! ТАКАЯ красота! Диаметр обоих вулканов по 1 км 200 м! Одинаковые!

На второй вулкан мы уже не полезли, тем более, что воды в нем нет. У нас впереди дальняя дорога.

Дорога из Бир Али в Мукаллу – только успевай любоваться сменой пейзажа! Море на всем протяжении пути. Манит к себе. Но нет времени. Нас опять сопровождает машина с полицейскими. Не дает себя обгонять и грозят пальцем «Не балуй!»-). Когда ехали сразу за ними, то знаками переговаривались с теми, кто сидел в кузове - шутили.
Один участок дороги Аня проехалась вместе с ними, а потом долго расчесывала волосы.

Через 130 км от Бир Али – Мукалла. Приехали. Надо было найти аптеку, закупить напитки. На напитки в дороге мы потратили больше, чем на все еду вместе взятую-) В нашей машине был холодильник и мы все пили постоянно, наполняя его напитками снова и снова. Мои пьют "энергетики", я же не выношу даже их запаха. -)

Припарковались на горке, стали трогаться – а машина не реагирует. Умерла. Мы и с толкача пытались завестись, и съехали с горки назад, перекрыв часть дороги. Все терпеливо объезжали. Подъехали полицейские – которые, кстати, нас разыскивали. Когда машина заглохла, нам некогда было отвечать на звонки – звонил начальник турполиции из Саны. Тогда он дал команду- найти потерявшихся путешественников, которые должны быть в Мукалле, и объявили план перехват нас нашли с заглохшей машиной. Полицейские подзарядили нашу батарею (Абду Халек быстро купил крокодилы). Сигнально проводили до ближайшей мастерской, где нам припаяли отвалившуюся клемму. Подождали и с эскортом проводили до места встречи с двумя нашими другими машинами.

Жара жуткая!

Уф. В итоге мы проваландались в Мукалле 3 часа.

Из Мукаллы мы поехали вглубь страны – в сторону Шибама. Пейзажи сменяли один другой – все разные и просто фантастические!
В этот раз полицейскую машину нам не дали, а подсадили парочку человек с поста прямо в машину к Саше.

Остановиться хотелось постоянно – такое море и пляжи! Но надо было нагнать потерянные часы.

Вся дорога по Wadi Doan – оставила неизгладимое впечатление! Это первый пункт, который я наметила себе – сюда надо вернуться ещё раз. И все почти 300 км по этой дороге- сплошные картинки. Геометрические домики, похожие на маленькие султанские дворцы, горы, зелень, пастушки в высоких шляпах. Пастушки уже не те простодурочки, туристов чуют издалека. Если вы замедляете ход, чтобы хотя бы рассмотреть удивительное создание в высокой шляпе, она уже кладет на неё руку, готовая при виде фотоаппарата снять шляпу в мгновение ока! Я уже знала, что они могут и камнем швырнуть. А наши ребята этого не знали и были атакованы разбушевавшимися пастушками, когда остановились сделать фото хадрамаутских крестьянок.

Wadi Doan – огромная долина, разрезающая хадрамаутское плато.
Незабываемые виды!
Недаром меня уговаривали в свое время не сидеть в Мукалле неделю у моря, а ехать сюда. Но, скажу я вам, в июне ездить даже на машине по Wadi Doan, как и по другим местам в Хадрамауте, дело не очень заманчивое. Жарко так, что из машины больно то и не выйдешь. Нужно привыкнуть к жаркому климату и дня через 3 будет, более менее, приемлемо.

Пока мы ехали, стали замечать, что кондиционер в машине работать стал с перебоями. Будто от каждой точки он то замирал, то вновь работал.

Шибам.

Наконец то. Увидели своими глазами то, к чему так стремятся люди со всего света. Древние небоскребы, выстроенные из необожженных плоских глиняных кирпичей. Кирпичи лепятся из глины и соломы, поливаются водой и долго сушатся. И так несколько раз, пока не получится крепкий строительный материал. Глиняная единица.

Издалека все это выглядит почти волшебно. Дома стоят тесно друг к другу, огороженные невысокой стеной. Обособленно. И, только, напротив, через дорогу есть поле, на котором мальчишки вечно играют в футбол, а дальше – обычные жилые дома, привычные взгляду.

Так как мы подъехали к городу Шибам уже далеко после обеда, то не рискнули ехать на смотровую площадку. Сразу поехали в город.

Длинная вереница устало возвращающихся со смотровой площадки иностранных туристов сказала мне, что мы правильно сделали, что не поехали туда. Вернее, не пошли. Пешком ходить уже не хотелось.

Ну что вам сказать про Шибам. Издалека он красивее и заманчивее, чем вблизи.
Вспомнила о предупреждении о запахе. Есть. Запах нечистот и навоза. Но не одуряющий.
В самом городе не так и заметно, что это высотки – дома как дома. В Wadi Doan почти такие же, разве что не такие высокие.

А что мне совсем уж не понравилось, так это сувенирные лавки. Я ожидала не просто бОльшего выбора всяких древностей, чем в нашем сананском старом городе, но и разнообразие или чего то нового. Ничего подобного. Рассчитано все на спешащего туриста. Все жутко пыльное, в ужасном состоянии и ничего, абсолютно ничего нового.
Продавцы включают дурку и на все вопросы твердят «хадрамаут-хадрамаут» Покажешь им на старые неработающие часы – они кивают «хадрамаут-хадрамаут», хотя на них написано Swiss. На что то ещё - тот же ответ. На все вопросы хоть по английски, хоть по арабски начинают дурку включать с новой силой, чтоб вообще ничего не детализировать. Дошло до того, что я увидела маленький заварочный чайник, точно такой же, какой я купила в супермаркете. Китайский. Спросила цену и от куда. На что получила ответ китайского болванчика «хадрамаут-хадрамаут». Переворачиваю чайник и тычу в «made in China» и получаю смешок не знающего что ответить. Он просто ретируется и делает вид, что вообще не говорит ни на каком языке. Я разочарована и обижена.

Шляп с высокой тульей тоже не оказалось. Все смели туристы.

Посмотрела и на работу гида, что шел с туристами.
В одном из проулков была свадьба. Тентом закрыт вход во двор и слышно, как женщины улюлюкают, может быть даже танцуют. Видно только ноги. Гид показывает в ту сторону и объявляет – там женская свадьба. Часть туристов бросается туда и начинает фотографировать ноги женщин. Местные мужчины начинают возмущенно кричать, что «наших женщин фотографировать нельзя». Гид идет, будто ничего и не слышит. Только когда его настойчиво окликают – говорит- а? что? Провокатор-)))

Вот такой Шибам. Второй раз я, может быть, туда и не поеду. А может и поеду, чтобы пофотографировать окна.
Мне, если честно, жаль местных жителей города. Постоянные толпы в тесном Шибаме просто не могут их не раздражать. Вот и стали они такие раздраженные и неприветливые.

Ну и пара слов о том, что это место охраняется ЮНЕСКО. При входе в Шибам есть офис. Местные же жители ничего для сохранения такого чуда не делают. Засоренный город, приходящий с упадок из за плохих хозяев.

Жаль.

До свидания, Шибам, город с открытки.

А мы держим путь дальше, в город Сейюн.
Сейюн находится в 30 минутах езды от Шибама. Так как на дорогах часто нет никаких указателей мы проехали нужный поворот. Что, кстати, было не один раз и однажды увело нас в совсем другие края, но об этом позже.

Ориентировались мы на аэропорт Сейюна, что и вам советую.

Остановиться решили в отеле Samah Hotel. Удивительно было попасть в таком месте в отличный отель. 4 звезды, 2 бассейна, чистые огромные комнаты и бесплатный Wi Fi. Номер обошелся нам в 40 долларов, что по местным меркам, просто даром для отеля такого уровня. Старый корпус этого же отеля стоит по 35 долл за номер.

Да, и буковка упала, и звездочек поубавилось, но пока отель могу смело рекомендовать!-)

Именно в этом отеле мы второй и последний раз за все наше путешествие ели курицу. Питание тут было недешевое, по сравнению с забегаловками, и обошлось нам уже в 2800 на человека.

Вечером душ, бассейн, ужин, холодное пиво и Wi Fi.
Спать.

Общее время в пути (включая проволочку с ремонтом машины, остановки в Шибаме и в др. местах, потеря дороги в Сейюн ) ок. 11 часов.