Как это было

Катманду Катманду
В Непале феминизм победил! В Непале феминизм победил!
Речка, которая течет в Катманду, считается священной, т.к. в ито Речка, которая течет в Катманду, считается священной, т.к. в ито
Утренний Катманду хорош относительной тишиной, отсутствием пыли Утренний Катманду хорош относительной тишиной, отсутствием пыли
Все провода в Катманду идут поверху. Столбы похожи на запутавшие Все провода в Катманду идут поверху. Столбы похожи на запутавшие
При такой экологии неудивительно, что у Шивы было много рук )) При такой экологии неудивительно, что у Шивы было много рук ))
Первые впечатления: правостороннее движение, куча мотоциклов, узкие улицы, нет светофоров, все всё время бибикают. Обезьяны бегают по городу, как у нас кошки, правда, не везде. Улицы заполнены вывесками, названий нигде не найдёшь, хотя по карте улицы подписаны, про номера домов вообще нет смысла говорить - их нет. Город 2-3-х этажный, милионник! и поэтому очень большой. В туристическом районе Тамель улица представляет собой торговые ряды, вперемешку с отелями и ресторанами. Куча велорикш!
Закупались к походу продуктами и всякой фигней в супермаркете, наверное, единственном в Катманду, работает он, кстати, до 9 вечера! 5-ти этажный, большой, наверное, с 1/4 ашана по площади!!! Там есть практически всё. От сахара и макарон, крупы и сникерсов, быт.хима и памперсов, посуда, обувь, одежда и т. д. Но вот гречки там нет! Как нет ее ни в Турции, ни в Австрии, ни в Иране! Ну и после закупок переночевали и в путь. Отель 2* но тянет на все 3*, 8$ в сутки с человека с нормальными сан-узлами и горячей водой.

Наш ответ семафорной азбуке! Наш ответ семафорной азбуке!
После обязательного для таких условий купания в речке Доктор обн После обязательного для таких условий купания в речке Доктор обн
Мосты (наравне с дорогами) имеют огромное значение для Непала. И Мосты (наравне с дорогами) имеют огромное значение для Непала. И
Вечером вода была выше, все было страшное и мощное. Я даже был м Вечером вода была выше, все было страшное и мощное. Я даже был м
Стоянка на шикарном пляже с серебряным песком Стоянка на шикарном пляже с серебряным песком
Воду для приготовления и питья нужно сначала йодировать, потом ф Воду для приготовления и питья нужно сначала йодировать, потом ф
Местные плавают по речке либо на автомобильных камерах, либо вот Местные плавают по речке либо на автомобильных камерах, либо вот
Кемпинг Borderland на берегу Бхоте-Коси Кемпинг Borderland на берегу Бхоте-Коси
Команда Команда
Первые несколько дней - сплошные вялотекущие плесы. Качаем мышцы Первые несколько дней - сплошные вялотекущие плесы. Качаем мышцы
Дети, завидев нас, бросаются в воду и плывут к катам в надежде п Дети, завидев нас, бросаются в воду и плывут к катам в надежде п
Деревня Деревня
Купание - единственное спасение от жары. По нескольку километров Купание - единственное спасение от жары. По нескольку километров
У нас в походе один серьезный порог. Отцы рубяццо У нас в походе один серьезный порог. Отцы рубяццо
Тень Тень
Приехали на реку часам к 3 дня. Там офигенный кемпинг Бордерлэнд, газончики с травкой, пляжик, стационарные большие палатки с кроватями и бельём. Река Бхоте-Коси сразу видно многообещающая, скучать не даст, но мало воды :-( Мы рассчитывали на 100 кубов, а там едва набралось бы и 20. Решили ночевать и с утра назад до Сан-Коси, даже вещи из машины выгружать не стали. Загорали, купались, вечером играли на гитаре. С утра быстренько перебросились вниз, и в 12 уже начался стапель, в 15:30 вышли. Впереди предстояло 250 км говносплава и угрёба по ровной воде. Населенки по началу, первые 50 км, пока дорога шла вдоль реки, было очень много. Чтобы вещи не потырили, мы вытаскивали каты на берег, складывали их стопкой, а вещи кидали внутрь между баллонов. И с двух концов зажимали нашими тентами, которые брали вместо палаток. Под вечер поняли, что в тентах душно, меньше +27 температура не опускалась. Ночевать легли тупо на пенках на улице. Так весь поход и спали на улице. Комаров вроде не было совсем. Готовили по утрам и вечерам на костре, днем на газу кипятили воду, заливали каждый себе в тарелку сублиматы, ну и в кружку, разумеется, чай. На все про все на обед закладывали 1 час. Воду брали прямо в реке, заливали йод в нее, отстаивали 15 минут, а затем фильтровали фильтром МАЛЮТКА-П. В Москве фильтр из сладкого чая сделал прозрачную несладкую воду, но он типа не особо торопливый, струйка маленькая на выходе. А потом, когда он начал забиваться песком, так вообще караул настал. Приходилось его продувать в обратную сторону. Потом пришли к выводу, что надо еще и 20-30 минут ждать, пока осядет взвесь песка. На это все времени много уходит, поэтому воду готовили с вечера и заливали в 5 литровые бутыли.
Порогов не было 2 дня, на 3-й появились, обозначенные на карте как класс 4, для нас же они тянули максимум на 3 категорию. Когда дорога ушла от реки, населенки поубавилось. На ночевку уже вставали смелее, катамараны оставляли у воды. Но все равно на утро приходили зрители, садились рядочком в 2 метрах от нас и смотрели как на представление, как на живой цирк. Детишек очень много все в возрасте от 6-7 лет до 12-13. Плывешь, а они бегут по берегу и кричат бай-бай (на местном «привет») или намасте (непальское и индийское приветствие). Те, что посмелее - прыгают в реку и плывут к нам. Гроздями забираются на катамаран и довольные едут с нами. Одни спрыгивают, когда уже далеко до дома – на смену им приплывают новые - вот и все развлечение. Хватают весла и за нас гребут, им в радость - нам в отдых.
Дома они строят почему-то наверху, очень далеко от воды. Огороды - прямо на склонах: они делают полочки, и гора выглядит как гигантская лестница. Жара днем на воде +46 градусов, купаешься каждые 10 минут. Одежда сохнет вся на теле минуты за 4! Накануне 1 мая дошли до первого нормального порога под вечер. Народ начал очковать и разводить дискуссии, что порог сейчас категории 6Б. Но утро вечера мудренее! :-) С утра высказалось мнение, что вода типа упала за ночь и порог теперь уже класс 5Б. По мне так это был классический порог 5 категории. Пульнули его, в итоге, все катамараны. Вокруг резвились местные на надувных шинах с самодельными веслами, и вплавь там без спасжилетов плавали! (Правда не по основной струе).
Съемки прохождения этого порога - практически единственные прикольные фотки со сплава, остальное все - просто матрасные зарисовки. Но и тут не обошлось без косяка, порог то оказался двухступенчатым. Вторую ступень заметили, когда в нее все влетели. Жалко не засняли :-( хотя все её оценили тоже в 5 категорию. Валы, конечно, были прикольные! Дальше опять река утихла. 

На курумнике Женя сломал себе ребро. С левой стороны груди торча На курумнике Женя сломал себе ребро. С левой стороны груди торча
Утром, как заправские робинзоны, выложили на пляже из всей снаря Утром, как заправские робинзоны, выложили на пляже из всей снаря
Надели полный корсет… Надели полный корсет…
.. но до вертолета Женька дойти не смог .. но до вертолета Женька дойти не смог
Пришлось пересаживать вертушку ближе к лагерю Пришлось пересаживать вертушку ближе к лагерю
Вечером встали на ночевку. При постановке лагеря Беляков Женя получил травму, подозрение на перелом ребра. Двигаться пострадавший практически не мог - все через боль. Дальнейший сплав невозможен. Смастерили ему лежанку, чтоб оставался в положении полулежа - так ему было удобней, и бросились звонить куратору в Москву, а тот - в страховую. Передали GPS-координаты. Трое участников уже в темноте побежали в деревню узнать про дороги. Там по-английски никто не говорит, да и жесты они не особо понимают. После 40 минут пантомимы выяснили, что дорога высоко в горах в часе ходьбы. Транспортировка пострадавшего туда просто нереальна. Звонит страховая и уточняет, действительно ли есть опасность для жизни, и возможны ли другие варианты. Заверяем их, что вариантов нет. Далее следует долгая череда переговоров по спутнику с докторами, страховой и нашим куратором. Батерея спутника на исходе, деньги кончились, но куратор забросил еще.
Ночью налетел аццкий ураган с сильным ветром. Плюс сильная гроза. Дождик не то что как из ведра, а как из гидромассажного душа - сильный, колючий, но теплый. Пришлось срочно ставить тенты. Ветер был настолько сильный, что приходилось тент держать изнутри всем четверым! Гром и молнии сверкали прямо над нами. Было немного страшно. Всю ночь в итоге практически не спали и боролись со стихией! К 6 утра по местному (4 по Москве) состоялась последняя конференц-связь с участием нас, страховой и врачей. После этого спутник сдох (и не заработал даже после возвращения в Москву).
К 10 утра на пляж у стоянки приземлился вертолет со спасателями. Непалец и два швейцарца. Как мы узнали уже позже, эти ребята творят просто чудеса - немногим ранее они прямо с воздуха эвакуировали группу с семи тысяч. Беглый осмотр, и пострадавшего упаковывают в корсет и сажают в вертушку. В качестве сопровождения полетел Саня Косухин. 
(Прилетели в военный аэропорт Катманду, оттуда на "скорой" - в госпиталь. Провели там двое суток. Диагноз - либо отошел хрящ, соединяющий нижние ребра с солнечным сплетением, либо разрыв межреберной мышцы. Через два дня переселились в отель.)
Остальные участники расслабились на часок на солнышке после бессонной ночи. В результате ВСЕ сгорели! :( особенно остро это ощущалось под вечер, больно было шевелиться.

Жара била все мыслимые рекорды - 46 в тени! Народ прятался в вод Жара била все мыслимые рекорды - 46 в тени! Народ прятался в вод
Отцы в супер-пороге Тихий Отцы в супер-пороге Тихий
Жара била все мыслимые рекорды - 46 в тени! Народ прятался в вод Жара била все мыслимые рекорды - 46 в тени! Народ прятался в вод
Дальше сплавлялись вдесятером. Особенно напрягал встречный ветер из долины, при течении порядка 10 км/ч нас сдувало вверх по течению, приходилось постоянно грести и напрягаться. На катамаране без двух участников - raftmaster'е ребята (Доктор и Женечка) задолбались больше всех. В результате я поменялся с Бурмистровой Женей и дальше до конца дня шел на рафтмастере. Оказалось не зря :) в порогах, которые как раз начались (мы подошли к коридору джунглей) на этом катамаране был сплошной фан! И плескало, и качало и даже в бочках держало пару раз! Прошли 3 порога 5-ки, 4 порога 4-ки! Против ветра оказалось значительно легче идти, если оба сядут вперед, а не по диагонали. 
В один из дней (кажись, еще полным составом) стояли на берегу около какого-то местного храма. Вроде это был Shiva temple. Зафоткались там с мега-деревом и местными колоритными стариканами - священниками. Желающим поставили красные точки на лбу. Это у них какой-то обряд помазанья. 
Коридор джунглей кончился, река опять стала не интересной, просто целыми днями тупо гребли и купались. За время сплава по берегам видели много обезьян, они в основном сидят на деревьях, и когда мы проплываем мимо - они сматываются. Даже зафоткать их было тяжело - сильно пугливые :) Но это и хорошо, если б ночью они к нам заходили "погостить", мы бы, наверное, не досчитались и половины своих вещей! Один раз видели орлов! Они офигенно здоровые, если расставят крылья – то метра 2 получится! Под конец маршрута - гонцы побежали за транспортом, остальные остались на антистапель.

До аэропорта доехали без приключений, хотя было видно, что полиц До аэропорта доехали без приключений, хотя было видно, что полиц
Все магазины закрыты. Работать им разрешено только с 18 до 20. И Все магазины закрыты. Работать им разрешено только с 18 до 20. И
Все магазины закрыты. Работать им разрешено только с 18 до 20. И Все магазины закрыты. Работать им разрешено только с 18 до 20. И
А в Катманду полыхает революция... А в Катманду полыхает революция...
Приключения только начинались! Оказалось, что в Катманду революция, забастовки и все дороги перекрыты, действует запрет на любые виды наземного транспорта. И местные ни за какое бабло не соглашались нас куда либо везти. До Катманду - 600 км! За день до нашего прибытия в конечный путь – оттуда выехали немцы (которые сидели и ждали уже 4 дня) на мотоциклах по трое!! Под вечер мы выяснили, что можно как-то выбраться силами военизированной полиции до ближайшего аэропорта в Биратнагаре и вылететь в Катманду местными авиалиниями. Такой поворот событий стал возможен благодаря указу министра туризма Непала. Нас везли местные полицаи ночью с оружием и с мигалками несколько часов. Такая же переброска днем грозила вероятностью быть побитыми даже при полицейском сопровождении. 
Выводы

1. Спутниковый телефон иметь нужно.
2. Очень хорошо иметь также сменные аккумы для него, а самое лучшее - солнечную батарейку (у нас была и она спасает);
3. Страховаться тоже нужно, причем не экономить, а брать действительно полные пакеты услуг. Мы заплатили 40$ с человека за это, но в итоге страховая покрыла примерно 6 тыс $ за вертолет и 1 тыс $ за больницу.
4. Подготовительную работу для спасработ надо провести заранее: назначить конкретного куратора в Москве (пробивного парня), наладить личные связи со страховой (если возможно), найти локального куратора на месте (лучше рафтинговую фирму, знающую все особенности местности, реки и нюансы русского туризма), проработать связи с МКК для официальных действий и связать их вместе через московского куратора.
Как оказалось, страховые компании хоть и хорохорятся своими связями, но на деле вертолет на месте будут искать очень долго - нет у них таких связей. В нашем случае вертолетную компанию и спасателей для страховой предоставил местный куратор (кстати очень рекомендую в Непале http://www.raftnepal.com/ и девушку Ольгу из нее - они творили чудеса). 

Комментарии
inventor13.04.13, 15:34
Фотки 
https://picasaweb.google.com/112306543964177773445/NepalHimalayas
О Маршруте
Категория сложности: 5