Как это было

Первые впечатления: правостороннее движение, куча мотоциклов, узкие улицы, нет светофоров, все всё время бибикают. Обезьяны бегают по городу, как у нас кошки, правда, не везде. Улицы заполнены вывесками, названий нигде не найдёшь, хотя по карте улицы подписаны, про номера домов вообще нет смысла говорить - их нет. Город 2-3-х этажный, милионник! и поэтому очень большой. В туристическом районе Тамель улица представляет собой торговые ряды, вперемешку с отелями и ресторанами. Куча велорикш!
Закупались к походу продуктами и всякой фигней в супермаркете, наверное, единственном в Катманду, работает он, кстати, до 9 вечера! 5-ти этажный, большой, наверное, с 1/4 ашана по площади!!! Там есть практически всё. От сахара и макарон, крупы и сникерсов, быт.хима и памперсов, посуда, обувь, одежда и т. д. Но вот гречки там нет! Как нет ее ни в Турции, ни в Австрии, ни в Иране! Ну и после закупок переночевали и в путь. Отель 2* но тянет на все 3*, 8$ в сутки с человека с нормальными сан-узлами и горячей водой.

Приехали на реку часам к 3 дня. Там офигенный кемпинг Бордерлэнд, газончики с травкой, пляжик, стационарные большие палатки с кроватями и бельём. Река Бхоте-Коси сразу видно многообещающая, скучать не даст, но мало воды :-( Мы рассчитывали на 100 кубов, а там едва набралось бы и 20. Решили ночевать и с утра назад до Сан-Коси, даже вещи из машины выгружать не стали. Загорали, купались, вечером играли на гитаре. С утра быстренько перебросились вниз, и в 12 уже начался стапель, в 15:30 вышли. Впереди предстояло 250 км говносплава и угрёба по ровной воде. Населенки по началу, первые 50 км, пока дорога шла вдоль реки, было очень много. Чтобы вещи не потырили, мы вытаскивали каты на берег, складывали их стопкой, а вещи кидали внутрь между баллонов. И с двух концов зажимали нашими тентами, которые брали вместо палаток. Под вечер поняли, что в тентах душно, меньше +27 температура не опускалась. Ночевать легли тупо на пенках на улице. Так весь поход и спали на улице. Комаров вроде не было совсем. Готовили по утрам и вечерам на костре, днем на газу кипятили воду, заливали каждый себе в тарелку сублиматы, ну и в кружку, разумеется, чай. На все про все на обед закладывали 1 час. Воду брали прямо в реке, заливали йод в нее, отстаивали 15 минут, а затем фильтровали фильтром МАЛЮТКА-П. В Москве фильтр из сладкого чая сделал прозрачную несладкую воду, но он типа не особо торопливый, струйка маленькая на выходе. А потом, когда он начал забиваться песком, так вообще караул настал. Приходилось его продувать в обратную сторону. Потом пришли к выводу, что надо еще и 20-30 минут ждать, пока осядет взвесь песка. На это все времени много уходит, поэтому воду готовили с вечера и заливали в 5 литровые бутыли.
Порогов не было 2 дня, на 3-й появились, обозначенные на карте как класс 4, для нас же они тянули максимум на 3 категорию. Когда дорога ушла от реки, населенки поубавилось. На ночевку уже вставали смелее, катамараны оставляли у воды. Но все равно на утро приходили зрители, садились рядочком в 2 метрах от нас и смотрели как на представление, как на живой цирк. Детишек очень много все в возрасте от 6-7 лет до 12-13. Плывешь, а они бегут по берегу и кричат бай-бай (на местном «привет») или намасте (непальское и индийское приветствие). Те, что посмелее - прыгают в реку и плывут к нам. Гроздями забираются на катамаран и довольные едут с нами. Одни спрыгивают, когда уже далеко до дома – на смену им приплывают новые - вот и все развлечение. Хватают весла и за нас гребут, им в радость - нам в отдых.
Дома они строят почему-то наверху, очень далеко от воды. Огороды - прямо на склонах: они делают полочки, и гора выглядит как гигантская лестница. Жара днем на воде +46 градусов, купаешься каждые 10 минут. Одежда сохнет вся на теле минуты за 4! Накануне 1 мая дошли до первого нормального порога под вечер. Народ начал очковать и разводить дискуссии, что порог сейчас категории 6Б. Но утро вечера мудренее! :-) С утра высказалось мнение, что вода типа упала за ночь и порог теперь уже класс 5Б. По мне так это был классический порог 5 категории. Пульнули его, в итоге, все катамараны. Вокруг резвились местные на надувных шинах с самодельными веслами, и вплавь там без спасжилетов плавали! (Правда не по основной струе).
Съемки прохождения этого порога - практически единственные прикольные фотки со сплава, остальное все - просто матрасные зарисовки. Но и тут не обошлось без косяка, порог то оказался двухступенчатым. Вторую ступень заметили, когда в нее все влетели. Жалко не засняли :-( хотя все её оценили тоже в 5 категорию. Валы, конечно, были прикольные! Дальше опять река утихла. 

Вечером встали на ночевку. При постановке лагеря Беляков Женя получил травму, подозрение на перелом ребра. Двигаться пострадавший практически не мог - все через боль. Дальнейший сплав невозможен. Смастерили ему лежанку, чтоб оставался в положении полулежа - так ему было удобней, и бросились звонить куратору в Москву, а тот - в страховую. Передали GPS-координаты. Трое участников уже в темноте побежали в деревню узнать про дороги. Там по-английски никто не говорит, да и жесты они не особо понимают. После 40 минут пантомимы выяснили, что дорога высоко в горах в часе ходьбы. Транспортировка пострадавшего туда просто нереальна. Звонит страховая и уточняет, действительно ли есть опасность для жизни, и возможны ли другие варианты. Заверяем их, что вариантов нет. Далее следует долгая череда переговоров по спутнику с докторами, страховой и нашим куратором. Батерея спутника на исходе, деньги кончились, но куратор забросил еще.
Ночью налетел аццкий ураган с сильным ветром. Плюс сильная гроза. Дождик не то что как из ведра, а как из гидромассажного душа - сильный, колючий, но теплый. Пришлось срочно ставить тенты. Ветер был настолько сильный, что приходилось тент держать изнутри всем четверым! Гром и молнии сверкали прямо над нами. Было немного страшно. Всю ночь в итоге практически не спали и боролись со стихией! К 6 утра по местному (4 по Москве) состоялась последняя конференц-связь с участием нас, страховой и врачей. После этого спутник сдох (и не заработал даже после возвращения в Москву).
К 10 утра на пляж у стоянки приземлился вертолет со спасателями. Непалец и два швейцарца. Как мы узнали уже позже, эти ребята творят просто чудеса - немногим ранее они прямо с воздуха эвакуировали группу с семи тысяч. Беглый осмотр, и пострадавшего упаковывают в корсет и сажают в вертушку. В качестве сопровождения полетел Саня Косухин. 
(Прилетели в военный аэропорт Катманду, оттуда на "скорой" - в госпиталь. Провели там двое суток. Диагноз - либо отошел хрящ, соединяющий нижние ребра с солнечным сплетением, либо разрыв межреберной мышцы. Через два дня переселились в отель.)
Остальные участники расслабились на часок на солнышке после бессонной ночи. В результате ВСЕ сгорели! :( особенно остро это ощущалось под вечер, больно было шевелиться.

Дальше сплавлялись вдесятером. Особенно напрягал встречный ветер из долины, при течении порядка 10 км/ч нас сдувало вверх по течению, приходилось постоянно грести и напрягаться. На катамаране без двух участников - raftmaster'е ребята (Доктор и Женечка) задолбались больше всех. В результате я поменялся с Бурмистровой Женей и дальше до конца дня шел на рафтмастере. Оказалось не зря :) в порогах, которые как раз начались (мы подошли к коридору джунглей) на этом катамаране был сплошной фан! И плескало, и качало и даже в бочках держало пару раз! Прошли 3 порога 5-ки, 4 порога 4-ки! Против ветра оказалось значительно легче идти, если оба сядут вперед, а не по диагонали. 
В один из дней (кажись, еще полным составом) стояли на берегу около какого-то местного храма. Вроде это был Shiva temple. Зафоткались там с мега-деревом и местными колоритными стариканами - священниками. Желающим поставили красные точки на лбу. Это у них какой-то обряд помазанья. 
Коридор джунглей кончился, река опять стала не интересной, просто целыми днями тупо гребли и купались. За время сплава по берегам видели много обезьян, они в основном сидят на деревьях, и когда мы проплываем мимо - они сматываются. Даже зафоткать их было тяжело - сильно пугливые :) Но это и хорошо, если б ночью они к нам заходили "погостить", мы бы, наверное, не досчитались и половины своих вещей! Один раз видели орлов! Они офигенно здоровые, если расставят крылья – то метра 2 получится! Под конец маршрута - гонцы побежали за транспортом, остальные остались на антистапель.

Приключения только начинались! Оказалось, что в Катманду революция, забастовки и все дороги перекрыты, действует запрет на любые виды наземного транспорта. И местные ни за какое бабло не соглашались нас куда либо везти. До Катманду - 600 км! За день до нашего прибытия в конечный путь – оттуда выехали немцы (которые сидели и ждали уже 4 дня) на мотоциклах по трое!! Под вечер мы выяснили, что можно как-то выбраться силами военизированной полиции до ближайшего аэропорта в Биратнагаре и вылететь в Катманду местными авиалиниями. Такой поворот событий стал возможен благодаря указу министра туризма Непала. Нас везли местные полицаи ночью с оружием и с мигалками несколько часов. Такая же переброска днем грозила вероятностью быть побитыми даже при полицейском сопровождении. 
Выводы

1. Спутниковый телефон иметь нужно.
2. Очень хорошо иметь также сменные аккумы для него, а самое лучшее - солнечную батарейку (у нас была и она спасает);
3. Страховаться тоже нужно, причем не экономить, а брать действительно полные пакеты услуг. Мы заплатили 40$ с человека за это, но в итоге страховая покрыла примерно 6 тыс $ за вертолет и 1 тыс $ за больницу.
4. Подготовительную работу для спасработ надо провести заранее: назначить конкретного куратора в Москве (пробивного парня), наладить личные связи со страховой (если возможно), найти локального куратора на месте (лучше рафтинговую фирму, знающую все особенности местности, реки и нюансы русского туризма), проработать связи с МКК для официальных действий и связать их вместе через московского куратора.
Как оказалось, страховые компании хоть и хорохорятся своими связями, но на деле вертолет на месте будут искать очень долго - нет у них таких связей. В нашем случае вертолетную компанию и спасателей для страховой предоставил местный куратор (кстати очень рекомендую в Непале http://www.raftnepal.com/ и девушку Ольгу из нее - они творили чудеса). 

Комментарии
inventor13.04.13, 15:34
Фотки 
https://picasaweb.google.com/112306543964177773445/NepalHimalayas
О Маршруте
Категория сложности: 5