Мы прошли от деревни Маслянино до деревни Старососедово вдвоем на трехместной байдарке "Салют-5.2". Вставали на мели ,проходили шиверы, мерзли, переходили речку вброд за водой. Отличный был поход!
Маслянино - Никоново - Старососедово.
День первый
Первый день. Новосибирск - Маслянино - Собачий Камень.
Начало.

IMG_7130 IMG_7130
IMG_7113 IMG_7113
IMG_7122 IMG_7122
Выехали мы рано утром, часов около шести. Заброс осуществлялся на машине, за что спасибо моей маме. Дорога была длинной и хорошей. Маслянино - красивая деревня, ухоженная, чистая... Так бы и остался жить, будь я любителем деревенской идиллии.
Нашли место. Возле самой деревни с этим была напряженка, в августе Бердь мелкая, песок у берегов топкий. Поэтому мы проехали еще несколько километров ниже по течению, нашли хороший выход к берегу и решили стартовать оттуда. Собрали Джеронимо, выпили чаю. По традиции кружку отдали реке - чтоб несла хорошо. Стартовали. Время старта - 09:31.

0-10 км

DSC_0078 DSC_0078
Средний темп на участке - 10.58 м/км.
По началу Бердь не радовала. Узкая, мелкая, медленная, содержащая кучу топляка. Плюс мы еще не умели управлять лодкой для нормального хода по таким рекам. Шивер и ускорялок практически не встречалось.

Цаплю мы встретили перед одной из отмелей. Она нас увидела и полетела вперед, вдоль русла. И всякий раз, когда мы ее догоняли, она повторяла тот же маневр. Наверное, у них такая развлекуха: увидел туриста - пролетел вперед.

Цапля показывала нам мели. Точнее, как. Садилась и ждала нас возле мелководья. И на одном из островов мы ее потеряли. Она села на мелкий участок реки, мы - пошли глубоким. Мы в правый рукав, она - в левый. Цикл разорвался, цапля не улетела вперед.

Вскоре стали появляться первые ускорялки, которые мы еще не умели проходить, но быстро учились. На мель вставали редко, обычно могли переползти. А когда нет - спасали неопреновые носки, в них в воде реально тепло. Но о них стоит написать отдельно.

10-20 км

DSC00142 DSC00142
IMG_7195 IMG_7195
Средний темп на участке - 16.15 минут на километр.
Одной из “хотелок” этого похода являлось посещение Пайвино. Мой папа был там много лет назад. Он там даже жил какое-то время, но это к повествованию не относится.

Мы остановились не в Пайвино. Мы его пропустили. Мы заметили его только от подвесного моста, где как раз и остановились. Я не буду описывать все изменения - не нужно. Могу сказать, что за столь долгое время меняется многое. И что через сорок лет я тоже, вероятно, не узнаю этих мест.

Была связь, хоть и не устойчивая. Мы поговорили с городом, поели, я собрал чабреца. Передохнули, немного прошлись. Папа показал мне песчаный пляж (поросший деревьями), дом (хоть и издалека) и вообще пейзажи. Но большинство мест было слабо узнаваемыми.

Но на самом деле кое-что папа опознал. Опознал он места, где в детстве ловили рыбу, опознал речку Каменку. По речке мы прошлись, она оказалась реально каменистой. Мне в тапок залетел камень в два сантиметра длиной!

20-30 км.

IMG_7235 IMG_7235
Средний темп - 11.49 минут на километр.
Затем была любопытная шивера перед Никоново. Вообще из-за того, что шли мы практически осенью, Бердь была мелкой. Там, где обычно находились шиверы, мы встречали мелководья. В том же районе встретился нам табун лошадей. Я вообще никогда раньше не видел табуны. Могу сказать - очень красиво.

Места были уже незнакомыми. Течение становилось все более слабым, кое-где и вовсе исчезало. А потом снова начиналось, и мы как правило вставали на мель. Очень помогали очки, которые мы прозвали лоцманскими. Из-за поляризации света через них лучше видно мели, а значит и проще их избежать.

Хотя с мелями все проще. Как правило они образуются на излучинах. Внешняя сторона в большинстве наблюдаемых районов глубже, чем внутренняя. На Берди встречаются и каменюки, и подводные коряги, которые не так просто обойти на скорости. И встречаются они как раз на более глубоких участках.
30-38 км

IMG_7242 IMG_7242
IMG_7244 IMG_7244
IMG_7245 IMG_7245

Средний темп на участке - 14.51 м/км.
Тем временем солнце начинало садится. В августе в принципе темнеет раньше. Мы стали искать место для ночевки. Планировался Собачий Камень, так как до Соколиного мы не успевали. Течение кончалось. Тогда мы решили ускориться. Оставалось что-то около двух километров, в принципе не далеко.

Ускорились. Спутник утверждает, что именно этот участок был у нас самым быстрым - на 36 километр скорость 7.42 км/ч, темп 8.04 м/км.

Вечер-ночь

IMG_7251 IMG_7251
На ночь встали у Собачьего Камня.
Первая проблема - костер. Все же мы несколько подмерзли, а внезапно выяснилось, что мы оставили топор в машине. Ну что поделать? Решили ломать. Тяжко, неудобно и вообще.
Вторая проблема - вода. Подходя к берегу, услышали мы звук ручья на соседнем берегу. Решили сплавать-разведать. Действительно, ручей годный. Но ради этого лезть в байдарку? Не-ет!
В результате я взял котелки и перешел реку вброд. Набрал две штуки - и вот тут-то и понял, что с пустыми идти было куда как легче. Течением сносит, глубина - местами на пределе, а котелки на вытянутых руках, чтобы не дай бог не из Берди!

Еще встретились ягоды. Оказывается, там растет шиповник и ежевика, и мы попали как раз на конец сезона. Поэтому наесться-не наелись, но вот чай с шиповником заварили и был он вкусен.

А потом, когда начало уже темнеть, приехали велосипедисты. Семья: муж, жена и ребенок. Оказалось, здесь не так далеко (по их велосипедным меркам) есть населенный пункт. Жаль не было связи. Точнее, была, но очень нестабильная, получалось разве что слать СМС-ки.

Поужинали, а остатки вывалили в термос для еды. Бесценная штука, и на следующий день он нам очень и очень пригодился. Легли спать. Очень давно я не ночевал на природе, уже и забыл, какой там сон...
День второй
Собачий Камень - Старососедово - Новосибирск.
Утро-сборы

IMG_7272 IMG_7272
Собирались мы встать часов в семь, чтобы выдвинуться пораньше. И проспали. Поэтому собирались в суете и спешке, успели позавтракать, загрузились в лодку и стартанули. По бортовому времени было 9:42.
0-10 км

IMG_7288 IMG_7288
IMG_7280 IMG_7280
IMG_7281 IMG_7281
средний темп - 9.58 минут на километр
Видели вывеску туристического лагеря. Прямо от воды указатель куда-то в кусты, “до такого-то лагеря 300 метров”. Пришли к выводу, что это для настоящих туристов: кто с воды сможет туда попасть, тот крут и достоин.

Затем поднялся ветер. По меркам Оби слабый: волны невысокие, против течения не сносит. Зато холодный и пробирающий до костей. Грести против него было нетрудно, но неприятно.

Мели мы проходили уже уверенно, почти научились получать ускорение на ускорялках без потерь. Очень хорошо срезали один из острых поворотов реки по полосе быстрого течения где-то на восьмом километре. И началось. Шиверы, ускорялки, мели, снова шиверы, снова ускорялки.
10- 20 км.

IMG_7296 IMG_7296
DSC00152 DSC00152
средний темп - 11.13 минут на километр.
Мы остановились у Соколиного камня, перекусили. Пообщались с местными рыбаками. Места красивые, но прохладно. И шиверы. Я очень не люблю выполнять на них маневр торможения, но здесь иногда приходилось. Первые пять километров прошли бодренько.

А потом все кончилось. И течение, и ветер. Зато местами появлялась связь, мы говорили с Большой Землей. В основном объясняли куда ехать нас встречать. Прошли Березовские скалы, видели кучу тренирующихся альпинистов. Поперекрикивались.

20-30 км

Средний темп 9.38 минут на километр.
Участок примечателен тем, что мы ни разу не встали даже на мель. Череда ускорялок и плесов. Ускорялки слабые, хватает ненадолго, но встречались часто. Здесь мы съели орешки, гематогенку. Шиверы встречались, но были они простыми и не примечательными. Зато вот на 31-м километре…
30-40 км.

IMG_7328 IMG_7328
Средний темп 11.50 минут на километр.
На 31 километре сразу же большая длинная шивера, острова посреди реки. Сложная (мы встали на мель), но зато интересная. И сразу после нее место, отмеченное как Грот. Мы встали там на привал.

Место прекрасное, если бы не одно но. Ветер. Есть старая мудрость - в лодке теплее, чем на берегу. Это я понял уже давно, а тут что-то забыл. Поэтому мы быстро поели, собрали вещи и двинули.

Снова шиверы, причем много и быстрых. Летели, даже долгая остановка не смогла существенно повлиять на средний темп. Хотя сил оставалось все меньше, а чем дальше, тем спокойнее была вода.
40-финиш

DSC00154 DSC00154
IMG_7334 IMG_7334
IMG_7379 IMG_7379
Средний темп не определяется.
Бердь явно с нами прощалась. Самые сложные шиверы (например, прижимало к берегу с поваленной березой), самые красивые пейзажи, единственные встретившиеся байдарочники. И естественно встречающая нас мама. Всегда приятно, когда встречают.

Дальше - рутина. Собрать, проверить. Поесть (нам передали очень вкусных котлеток). Обратно ехали долго, проехали по памятному мне мосту через Иню, постояли в пробке. Это уже к походу относится слабо.
Заключение
Благодарности

Во-первых конечно моему папе. Я давно хотел сходить с ним на лодке, и тут вот получилось. Теперь я с гордостью буду ему рассказывать о всех своих походах.
Во-вторых Большой Земле. Без вашей поддержки и помощи было бы грустно и плохо.
В-третьих моей героической маме, которая встретила нас у Старососедово и доставила нас в Маслянино.
И конечно моей любимой жене за все.
И вообще - это был очень приятный поход, я многое понял и получил удовольствие. Ну а так же закрыл сезон, что уж там говорить.
Выводы

О, выводов много.
1. Комфортный дневной переход - это не 50, а 40 километров. При этом больше 20 километров подряд идти уже тяжеловато.
2. в качестве сухпайка - сухофрукты (конкретно - курага и вяленые бананы) и гематоген.
3. Неопреновые носки - это счастье!
4. Поход с ночевкой удобен и хорош, Джеронимо для этого просто идеален.
5. В очередной раз хорошо себя показало Дыхание. Все так же прекрасен термос для еды.
6. По шиверам ходить очень даже можно, но ускорялки лично мне милее.
Вместо послесловия

Вечером перед стартом папа учил меня заполнять судовой журнал. В частности он сказал, что у любого похода должна быть цель. И я понял, какова была цель этого похода.
1) Провести два дня с папой.