25-й день похода, 26 апреля

День мрачный и тоскливый. Серое небо, серый снег, перемешанный с пеплом. С океана дует сырой ветер с мелкой крупой на грани дождя. До дома вулканологов нам нужно преодолеть 10 км по прямой. Пять километров прошли очень быстро, а вторую пятерку, как заведено в этом походе. А заведено так: если проходим 20 км - то достаются они как 40, если проходим 10 км - то достаются они нам как 40, если 5 - то тоже как 40. Вот и эти 5 км достались нелегко. При приближении к вулкану увеличилось количество пепла на снегу, и лыжи перестали скользить. Да и жалко портить дорогостоящие лыжи об шлак. Сняли, вложили в рюкзаки, и пошли пешком. Начали периодически проваливаться по пояс. Решили подняться выше на кальдеру вулкана. С кальдеры отличный вид на лавовые потоки и на извергающийся вулкан (в хорошую погоду). А сейчас туман, и мы ничего не видим, потихоньку плетемся к домику, таща рюкзаки с тяжелыми лыжами и выискивая путь среди различных проблем.
В конце концов дошли до дома. Он огромный, двухэтажный. Как всегда с трудом попали внутрь. Еще полдня впереди. Затопили печь, приготовили обед. Зайдя в дом и увидев сахар, Артем набрал столовую ложку в рот и стал жевать. А в городе говорил, что не ест шоколадные конфеты с белой начинкой.
Сходили к термальному источнику, который бьет прямо из-под берега реки. Для купания сделана отгородка. Вид купальни не воодушевляет. Зато температура воды 38 градусов – идеальная. И очень приятный песочек. Жаль, что туман и мелкий снежок, а то можно было бы сфотографироваться в бассейне на фоне пыхтящего вулкана. Вечером покушали еще два раза. Я отремонтировал лыжную палку и вкладыши в пластиковую обувь, надеюсь, что до города дотянут. Завтра в идеале дойти до рек Жупановых и перейти их, но вряд ли осилим это расстояние.
Пройдена еще одна часть маршрута. Самая интересная. И она прошла довольно удачно. Много дней стояла хорошая погода, хотя по-прежнему холодно, но уже не так, как в первую треть пути. Посмотрели Кроноцкий заповедник с его вулканами, термальными источниками и фумарольными полями, Долиной гейзеров и кальдерой вулкана Узон.
  Теперь задача благополучно дойти до города. Он уже относительно близко. Вулкан Карымский виден с «домашних вулканов». Если все удачно сложится, то до города 5 дней.

26-й день похода, 27 апреля

До рек Жупановых не дошли, вообще никуда не дошли. Встали рано утром. На улице туман, не видно угла дома. А нам идти по сложной местности, рискованно. Решили переждать денек в домике.
    Аргументов много:
  1. Шлак будет присыпан свежим снегом.
  2. Отдохнем.
  3. В хорошую погоду мы легко компенсируем то, что можем пройти сегодня.
  4. Если развеется, сможем увидеть вблизи вулкан.
  Утром звонили в город насчет погоды, но не дозвонились. После обеда еще позвонили. Новость убила нас вместе с нашими аргументами: плохая погода на две недели. Город невероятно отодвинулся, а казалось, вот-вот несколько рывков - и мы в городе. Теперь будем по плохой погоде день за днем пробиваться по 10 – 15 км.
27-й день похода, 28 апреля

Встали в 7.00. На улице пурга с крупным, мокрым снегом. Снега навалило почти по колено. Деваться некуда, надо пробиваться. Благо хоть видимость есть, метров 100.
  Перешли реку Карымскую по мосту, но не смогли перейти ручеек, впадающий в неё. Пришлось снимать лыжи и почти по пояс в снегу вылезать на борт в сторону вулкана Карымского. Через три часа прыгания по оврагам и кочкам начали спуск к р. Крестьянской. На свежий снег активно стал сыпаться пепел да так, что перекусить стало проблемой.
Чем ниже спускались, тем меньше было свежего снега и спокойнее погода. К вечеру стало безоблачно. Появилась надежда на нормальное окончание похода. Да вот никак не могли уйти от одной проблемы – пепел. Он покрыл весь снег. А в низовьях нового снега не выпало, и мы вновь идем по грязи. Сами тоже грязные с ног до головы, а на лыжи страшно смотреть. Как далеко это протянется? Пепел очень затрудняет движение. Когда мы уже были километрах в 20 от вулкана, нас так оглушил грохот, что мы аж подпрыгнули с перепугу. Побросав рюкзаки и взяв фотоаппараты, мы рванули на ближайшую сопку. На огромный черный гриб дыма мы не успели, зато сфотографировали выбросы, которые стали происходить ежеминутно.
  К девяти часам вечера добрались обессиленные до домика в низовьях р. Крестьянской. Быстро поели гречневую кашу и упали спать. Завтра будет тяжелый день, один из ключевых в походе: переход через самую большую реку на маршруте.
28-й день похода, 29 апреля

Мы живы, здоровы, сидим в тепле. А могло быть все иначе. О переправе мы знали то, что её проходили с лыжными палочками, слегка подмочив трусы. Я тоже намочил трусы, которые перед переправой сунул в нагрудный карман.
  Если подробнее… Утром легко докатились до правой Жупановой и перешли её, не задумываясь. Вода вроде холодней, чем на реках Семячиках и погода пасмурная (ветки возле воды покрыты льдом). Вытерлись, оделись - и к левой Жупановой. Когда дошли, определили два возможных варианта перехода, где реки наиболее широкие. Решили начать с нижнего. Выпилили шест для упора в грунт, закрепили на рюкзаках лыжи, разделись - и в воду. Я шестом упираюсь в грунт, Артем за мной прячется от течения и придерживает меня, чтобы не снесло. Идем. Вода по колено, по пояс, впереди еще глубже. Пытаемся сделать несколько шагов ниже по течению, также глубоко. Назад, здесь нам не пройти. При попытке выйти на берег мы попали ... в яму. Артем кричит: «Я сейчас поплыву». Я на него глянул, он стоит по грудь в воде, руки держит над водой (наверное, не хочет мочить перчатки). Глаза круглые и по ним видно, что плыть не хочется. Я делаю шаг к берегу и оказываюсь в таком же положении. Хорошо, что течение в этом месте не сильное, так бы уплыли. Выскочили на берег удивленные, перепуганные, ошарашенные. Что делать?! Мы голяком, мокрые, сильно охладились. Думать некогда. Решили быстро повторить попытку, чуть дальше от ямы. История та же. По грудь - и на берег. От холода уже трясет. Ногам невыносимо больно ступать по камням. Решили одеваться, но через секунду передумали. Лучше совершим еще попытку, только на другом месте, на 100 м выше. На этот раз я надел пластики без вкладышей, чтобы легче было наступать на камни, Артем пошел босиком. Течение в этом месте сильнее, зато глубина меньше. Шаг за шагом передвигаемся. Краем глаза вижу: перешли больше половины. Про себя думаю: «Если опять яма, то все равно будем прорываться к противоположному берегу, хоть в плавь». Но в середине небольшая отмель, вода чуть ниже пояса. Вот уже скоро берег, и опять глубоко, по пояс. Прорвемся. Артем вместо поддержки сам еле держится и не успевает за мной идти. Ему трудней, он босиком. Ног просто не чувствуешь, как будто протезы. Наконец, берег. Мы рухнули на рюкзаки и долго не могли привести себя в порядок. Так окоченели, что еле вытерлись и оделись. Вкладыши для пластиков были мокрые (при первой попытке, обувь висела на шее и зачерпнула воды). Нас, сидящих на рюкзаках, пробрал смех. То ли от радости, то ли от того, что миновали большую опасность. Так частенько бывает: смех после перепуга. Чем опаснее ситуация, тем смешнее потом она кажется.
Полумокрые, мы, чтобы поддержать организм, выпили горячего чайку из термоса, съели по кусочку сала. Затем рванули искать домик, который должен был быть в паре километров от нас. Нашли благополучно, и в нем оказалась реактивная печь. Два часа грелись и сохли. Промокло почти все, что было внизу рюкзаков, включая спальники. До конца не досушившись, пошли дальше к следующему домику, до которого 12 км. В палатке ночевать с мокрыми вещами не хотелось. И день терять впустую тоже не хотелось. 12 км - недалеко. И даже есть наст, но посыпанный слоем пепла. На лыжах идешь, как на снегоступах. На полях стоят лужи, между которыми с трудом находим проходы. Пока мы пурговали под в. Карымским, в низовьях шел дождь. Из-за дождя вода в реке поднялась, и мы получили такое жестокое купание.
  Еле дошли. Холодная вода забрала все силы. Домик теплый, мы должны хорошо восстановиться. Завтра надо обязательно дойти до р. Дзендзур. Это около 25 км. С утра будет освежающий брод через р. Гаванка. В течение дня могут быть еще броды.
29-й день похода, 30 апреля

Этого я боялся очень сильно, но надеялся, что у нас такого не будет. А оно случилось. Циклон с плюсовой температурой днем и ночью, да еще с дождем. За день проходишь чуть более 10 км и вечером нет сил даже приготовить поесть. Снег раскис и глубоко валится. Да еще выпало около 20 см свежего снега, который, как пластилин, забивается в крепления везде, где может. Лыжи облепляет со всех сторон так, что они становятся неподъемными. На склонах можно провалиться чуть ли не по пояс. Но мы прошли 16 км. Утром 3 км почти пролетели, а потом резко начали валиться. Расстояния, проходимые за день, позорные, но с таким снегом это подвиг. У нас хорошая физическая форма. Я каждый выходной ходил на ски-турах по лыжне «Здоровья» до «первого взлета» и, если погода позволяла, поднимался на склон Авачинского вулкана на высоту 1500-2000 м (туда и обратно примерно 60 км). Если бы не тренировки, то мы в этих условиях не проходили бы за день более 10 км.
Дошли до домика на р.Теплой. Смогли выйти на связь. Похоже этот циклон надолго. Тяжело придется нам под конец похода.
  За время похода я почти отвык разговаривать. Общаемся вечером, утром и несколько минут днем. Остальное время все идем и идем. Артем, наоборот, стал разговаривать со всеми вещами, которые попадаются ему под руку. А я на его бормотания все время спрашиваю: «Чего?».
  - Я не с тобой разговариваю, а с креплением.
  - Зачем разговаривать с креплением, когда можно поговорить со  мной?
  - А мне надоело все время говорить только с тобой.
  -Ты смотри, чтобы у тебя крыша не съехала, потерпи еще несколько дней, и мы дойдем до людей.