11-й день похода, 12 апреля

Те прохладные ночевки, что были на Ключевской, оказались цветочками, а эта ночь была ягодкой. Так я не мерз никогда. Не знаю, сколько было градусов, но вода у изголовья под спальником частично замерзла. Ночью я получил такое переохлаждение всего тела, что на утро еле пришел в сознание и выбрался из спальника.
  Да, снаряжение у нас весеннее, на температуру минус 15. На минус 15 в палатке мы не рассчитывали. Еле двигаясь, собрали вещи. Теперь эти 16 км (реально около 20 км) для нас серьезный переход. Но дойти надо, еще одну такую ночевку я не переживу. У Артема начался кризис. Он не «сломался», а был просто морально убит. Маты и проклятья оглушали всю округу. Терпение и выдержка иссякли. Он хотел домой. Когда он услышал от меня, что я за ни за что не сойду с маршрута, он удивился и загрустил оттого, что я не разделяю его панического настроения. Если бы на Тумроках была возможность покинуть маршрут, то он, наверное, воспользовался бы ей. Но ни вертолетов, ни попутных снегоходов, к счастью для меня, не оказалось. И мы вместе прошли все до конца.
  После старта настроение поднялось – снег, как подменили, весь передутый, и идти легко, 4 км в час.
Пересекаем множество звериных следов: росомахи, рыси, лося и всякой мелочи, от мыши до зайца. В одной из речек увидели лося, то ли спящего, то ли мертвого. Достали фотоаппараты и ракетницу (вдруг это не лось, а медведь) и стали подкрадываться. Лось. Живой. И почему-то не убегает. Нафотографировавшись, решили спугнуть, чтобы заснять его во весь рост. От ракетницы он даже не вздрогнул. Когда мы подошли вплотную и лось встал, пытаясь убежать, тогда стало понятно – у него свернута или сломана нога. Мы оставили его в покое и отправились дальше к базе Тумрок.
Пришли к вечеру, с трудом находя проходы через множество ручьев и родников перед Тумроками. Нас приютили, дав нам крышу и печку. А самое главное, мы добрались до термальных источников!!! Когда мы в них залезли, то вспоминали и Ключевскую, и холода, и последнюю ночевку. Как мы тогда мечтали залезть в горячую воду источников…  Те, кто прилетает сюда на вертолете, не могут испытать то наслаждение от источников, которое получили мы.
12-й день похода, 13 апреля

Дневка.
Невероятное расслабление и отдых в тепле и в источниках. Ремонтируем снаряжение и лечим больные тела. Греемся в источниках, мажем разными мазями мозоли и синяки. На куртку с поломанным замком пришил липучки, срезанные с рюкзака. Проволокой пришил заплатки на вкладыши в пластиковые ботинки. И еще было много ремонта по мелочи. Даже спутниковый телефон заработал после того, как в антенное гнездо воткнули кусочек проволоки.
Прошли треть похода. Можно подвести итог этой части. Что запомнилось: три дня на грани выживания на Ключевской, сломанный замок куртки и как она мне заворачивается ветром на голову при попытке застегнуть крепление, обморожение на запястье, ледяная ночевка перед Тумроками, после которой я еле встал. Если бы мне заранее сказали, что я переживу, я не отправился бы в этот поход, по крайней мере, не через Ключевскую и не с таким легкомысленным апрельским снаряжением. Очень не хватает: вкладыша в спальник, пуховки (до пяток), теплой маски на лицо. Палатка очень объемная, надо маленькую, чтобы можно было прогреть.
    Сейчас я в тепле, здоров (не считая трех мозолей и небольшого обморожения запястья), отдохнувший, сытый. Ели оладьи с лопаты, потому что некуда было их складывать. Завтра идем дальше. Что нас ждет? Сейчас не хочется думать. Всегда надеемся на лучшее.
13-й день похода, 14 апреля

Поход продолжается
База Тумроки – место, где мы можем последний раз подумать: идти дальше или нет. Это последнее место, где мы можем отступить и выйти на трассу за 4 или 5 дней.
  Далее маршрут лежит через Восточный хребет, и мы удаляемся от трассы. Путь к отступлению будет отрезан хаотичным и непроходимым Восточным хребтом. Нам останется идти только в Петропавловск.
  И мы, несмотря на все трудности пройденного отрезка, решили идти дальше. Хотя вопрос этот даже не обсуждался, все было и так ясно.

Идти очень тяжело. После такого расслабления.., да еще перепарились в источниках. Рюкзаки скидываем через каждые 200 м. Сердце выпрыгивает, ноги не идут. На Тумроках мы забрали свою заброску, и вес рюкзаков подскочил к тридцатнику. Переваливать изначально мы хотели в районе озера Теплякова, но по мере обдумывания перевалы выбирали все ближе и ближе к Тумрокам. Наконец остановились в верховьях р. Поперечной.  Перевал близко, но подход по реке просто ужас: прижимы, вскрытая речка, кусты. Пару раз мы по очереди чуть не проваливались в воду, приходилось вытаскивать напарника, зависшего над ручьем.
После дня ковыряний на речке к вечеру увидели перевал. Погода портится, но надо рискнуть и успеть перевалить. Сконцентрировали все силы и пошли наверх. Еще 800 м перепада. При подходе к вершине перевала оказались в густейшем тумане.
Почти вслепую вышли на вершину перевала в 19.30. И это было всего в 7 км по прямой от Тумроков. Спуск мог быть приятным, но видимость нулевая. Видно снег в трех метрах перед лыжей. Пару раз упали и решили идти пешком, чтобы не свернуть шею. Чуть ниже, когда видимость увеличилась, а крутизна уменьшилась, одели лыжи. Оставалось полтора часа светового времени. И мы рванули, что есть сил, чтобы сбросить высоту и войти в более плотный лес.
  Темнеет. Хотели поставить палатку, но решили пройти еще минут 20. Пройдя 200 м, увидели строения. Торчат только верхушки крыш. Попытались найти вход в дом. Час копания не привел к успеху, зато нашли какую-то дырку. Наверное, отсутствующее окно. Внутри множество комнат (дом огромный), но полная разруха. Попытались затопить печь – нет тяги, труба забита снегом. Вместо того, чтобы снег из трубы выковыривать, попытались протолкнуть. Сделали мертвую пробку, которая исчезнет только к лету. Приготовили еду на горелке и легли спать.
14-й день похода, 15 апреля

Есть шанс вернуть один из потерянных дней. От графика мы отстаем на три дня. Для этого нам нужно сегодня добраться до озера Кроноцкого. Решили дойти до ручья Бараньего, где есть очень хороший домик, сделать обед и идти дальше. Снег не очень хороший, приходится тропить. Перешли р. Лиственничную по снежному мосту. Дошли до р. Бараньего, взяли как можно левее, чтобы не пропустить домик, и стали идти вдоль ручья. Но вскоре поняли, что недостаточно взяли влево и домик позади.
  Обедать все равно надо. Рядом с рекой расчистили площадку и приготовили обед. Впереди нас ожидали водные процедуры: нам нужно было босиком перейти р. Бараний. Испытание выдержали достойно, несмотря на то, что в момент переправы подул холодный ветер и пошел снег.
Пройдя метров 500 вдоль реки, увидели снежный мост. Обидно, но дело сделано. Снег после обеда стал проваливаться еще сильнее, иногда выше колена. Но нам помог старый буранный след, который еле виднелся. По нему мы прошли довольно много, но потом след оказался на другой стороне реки, а снежный мост, по которому буран проехал, уже рухнул. Нам пришлось последние километра 4 идти без буранки.
  В этих местах пойма р. Лиственничной, как паутиной, испещрена мелкими ручейками, которые не засыпает снег. Приходится снимать лыжи, переходить ручеек, вытаптывать площадку для одевания лыж и рюкзака. Надеваешь лыжи, начинаешь надевать рюкзак, площадка не выдерживает резко увеличившийся вес, ты проваливаешься и падаешь, как попало, в снег. Приходится начинать все сначала. Когда все получилось и ты проходишь метров 50 и видишь еще один ручей, то хочется выть от досады. Но даже на это сил нет. Хочется осилить последние 3 км - там, на краю озера, стоит домик и можно будет считать, что день сэкономлен. Артему в этот день повезло больше. Он весит на 20 кг меньше меня, и снег, который его выдерживает, подо мной проваливается. Силы у меня давно кончились. Подошвы ног горят, и каждый шаг как по углям. От этого еще тяжелее.
Но вот в последних сумерках дошли. Мы, обессиленные, долго сидели на рюкзаках возле домика. Но надо вставать и заниматься бытом. Войдя в дом, слегка ошалели: в одной из комнат лежит медведь, вроде дохлый. А может, это он так спит? «Пни его», - сказал Артем и отошел к двери. Я чуть помялся и пнул. Звук деревянный - замерзший. Он, похоже, залез в дом через выбитое окно и помер здесь. Медведь небольшой, но все равно вселяет ужас своими размерами. Мы заперли эту комнату и обосновались в другой, благо там тоже была печка.
  Меня начало знобить. Похоже я слишком долго возился разутый на переправе.
15-й день похода, 16 апреля

Сегодня надо перейти Кроноцкое озеро - более 20 км. После вчерашнего тяжелейшего перехода это кажется невозможным. Но снег хороший, и мы мчимся с огромной скоростью, иногда даже коньком. Однако вчерашний день и заструги на озере сказываются – силы ушли, как вода в песок. Перекусили, спрятавшись от ветра за один из островов.
  Перешли озеро к вечеру. Пока это был самый быстрый и легкий переход. Поставили палатку, сготовили на костре и легли спать.
16-й день похода, 17 апреля

Всегда кажется, что день будет тяжелым, а оказывается все намного хуже. Сегодня надо набрать 600 м высоты и пройти 20 км. Снег пришлось тропить. А самое неприятное - это лабиринт из сопок и кулуаров. Начинаешь идти по кулуару - заходишь в тупик, вылезаешь на гребень - тот быстро заканчивается, съезжаешь в другой кулуар. И так полдня. Все силы потратили. А могли избежать прыгания, если бы серьезней отнеслись к карте. Этот район у нас пришелся на стык двух карт разного масштаба, и по ним не проследить прямой путь от озера к кальдере.
Наконец поднялись в кальдеру в. Крашенинникова. Нам надо пройти километров 8 и, где-то на борту кальдеры, должен быть домик. Идем как всегда из последних сил. Накопилась усталость: ложимся спать после часа ночи, а встаем в 8 утра. И так ежедневно

Вышли из кальдеры, но к домику пришлось возвращаться: нам не верно указали его местоположение. Когда к нему пришли, нас ожидала еще одна неприятность: весь тамбур был плотно забит фирном. Лопата не берет такой плотный снег, пришлось выпиливать кусочки ножовкой. С трудом пробились к двери в дом. А когда открыли дверь, то увидели перед собой стенку снега. У нас все опустилось – здесь на высоте с нашей палаткой будет совсем туго. Чуть-чуть копнули и увидели внутри немного пространства. Решили откопать объем для ночевки по типу снежной пещеры. Но, когда начали копать, вошли во вкус и откопали все помещение, благо снег был не такой плотный, как в тамбуре. Печь чересчур реактивная. Все вылетает в трубу. К тому же дом имеет много сквозных щелей, в которые дует ледяной ветер. Дом нагрели, но не на долго, все выдуло вмиг.
  Сидим и разглядываем карту Камчатки. Пройдено полмаршрута по расстоянию. Всего пол маршрута.
17-й день похода, 18 апреля

Ночью в доме мороз. Под утро замерзли. На улице завывает пурга. Никуда не пойдем. Глупо выходить из домика, чтобы в 10 км от него в «чистом поле» ставить палатку или рыть пещеру. Устроили объедаловку. Спим и едим. К вечеру ветер утих, и дом резко нагрелся, стало как в бане. С печкой обращаемся аккуратно, т.к. она сгнила. Вот-вот развалится, год не протянет. Циклон не ушел, хотя ветер ослаб, валит
18-й день похода, 19 апреля

Утро. Пурга. Еще один день терять не хочется. И так три дня отставания от графика. Будем прорываться к Долине гейзеров. Видимость низкая, но иногда сквозь мглу виднеется гора Дуга, это наш главный ориентир. Ветер перераспределил свежий снег: на продуваемых местах его нет, а в канавах - почти по пояс.

К концу дня погода стала лучше, и мы уже спускаемся к р. Гейзерной. Опять вымотаны и выжаты.
  Появились фумарольные поля – копия Мутновки. Шипит, бурлит и воняет сероводородом. Спускаемся ниже – появился кипяток, бьющий из-под земли. Поставили палатку недалеко от одного из источников. В нем легко топим снег в котелке для приготовления пищи (экономим газ).
  Завтра важный день, идем смотреть самый уникальный объект на Камчатке – Долину гейзеров. Сильная усталость притупляет восприятие, но любовь к камчатской природе даст нам дополнительные силы.
  К сожалению, нам придется прятаться от егеря. Мы хотели взять официальное разрешение на посещение Кроноцкого заповедника и Долины гейзеров, но с нами почти не разговаривали, сказали, что не разрешаем и точка. Запугали огромными штрафами и выдворением из заповедника на вертолете, хотя это ненаучная фантастика. Неужели не понятно, что если мы решили пройти 600 км по горам и лесам, то нас не остановят никакие трудности, тем более не остановит бюрократ, сидящий в уютном кабинете где-то в г. Елизове. Мы все равно пойдем. Если бы он переживал за природу, а не за правильное оформление, то мы смогли бы договориться. Один звонок к егерю в Долину: «К тебе двое зайдут – сильно не зверствуй», - все решил бы. Мы тогда бы не стали прятаться от егеря, а пришли к нему открыто и осмотрели Долину, не нарушая правил. А сейчас мы поставили палатку в Долине и завтра пройдем по ней сверху донизу. Но совести у нас чуток есть: палатку мы поставили на снегу и готовить мы будем на газовой горелке, хотя дров хватает. Упаковки на маршруте мы нигде не бросаем, а несем до ближайшего костра или печки. После нас не останется никаких следов (кроме как от ботинок).
19-й день похода, 20 апреля

Спускаемся вниз по р. Гейзерной к основным гейзерным площадкам. Речка - сплошные прижимы. Приходится перепрыгивать ее по камушкам через каждые 50 м, рискуя набрать воды в ботинки. Через час ходьбы мы вымотанные и злые. Но чем дальше, тем интереснее. Усталость отошла на задний план. Мы попали в сказочный уголок весны. Снега нет. Из-под земли кругом бьет кипяток или струи пара. Самое интересное место, «Большой витраж», находится недалеко от домика, оборудовано смотровыми площадками.

Спускаясь ниже, мы чуть не сварились: впереди нас из борта сработал сильный гейзер, который перекрыл все ущелье и через речку ударил в противоположный борт. Если бы он сработал на две минуты позже, нас обдало бы кипятком, как из пожарного шланга. Через несколько минут гейзер затих, и мы бегом проскочили опасный участок.
Наконец мы добрались до самого желанного места в Долине гейзеров - красивейшего водопада с термальной водой. Когда мы шли купаться в водопаде, Артем озвучил наше состояние: «Это не может быть, это происходит не с нами!». Еще вчера мы шли по колено в снегу по снежным полям, где не за что зацепиться взгляду, полностью одетые, с накинутыми капюшонами. А сегодня в уголке весны купаемся в красивейшем водопаде.
  Купание, как в стиральной машине: сверху бьет и полощет сильнейший напор воды, а снизу обжигают струйки кипятка. Купание великолепное, но не надолго. Температура воды 30 градусов, а это для термального источника маловато.
  Невероятно довольные мы возвращались наверх, к своей палатке, еще раз осматривая Долину гейзеров и наслаждаясь фантастическим днем, подаренным нам природой.