30-й день похода, 1 мая

День начали в плохом настроении, а закончили в еще худшем. Сегодня в плане не было конкретной цели. Нам нужно было пройти как можно дальше по раскисшему снегу, а вечером еле живыми упасть в палатке, вот и весь план. Мы его выполнили.
  С утра несколько километров прошли нормально, но к полудню снег стал валиться. Через 6 км (перед р. Дзендзур) должны были быть домик и теплый источник, о которых я не раз слышал. Когда мы дошли до обозначенного места и все обыскали в округе, то ничего не нашли. Хорошо, что мы вчера не сделали рывок из последних сил (которых уже не было) до этого места. Мы бы пришли сюда ночью, и сюрприз был бы убойный. Позже, уже в городе, выяснилось, что нам неверно указали место нахождения домика и источников.
  Ничего нет, идем дальше.
Перешли босиком р. Дзендзур. Неглубоко, но долго пришлось искать выход на противоположный берег. Очень радовались последнему броду на маршруте. Но, пройдя несколько сот метров, уперлись в речку, которая на карте нарисована тоненькой волосинкой, а на самом деле широкая и с бортами метра четыре. Пришлось опять раздеваться. Ноги промерзли при переходе через р. Дзендзур. И вот опять в ледяную воду. Решил спуститься с борта по веткам, но получилось не очень удачно. Я съехал по снегу и повис на ветках, а ноги уже в воде. Сверху посыпался снег в лицо, за шиворот, в ботинки, висящие на шее. Держась за ветки, я подумал: «А правильно ли я делаю? А что я могу сейчас сделать? Прыгать надо». Отпустил руки. Приземлился удачно. Воды чуть выше колена. Это был последний брод. Остальные речки мы обходили по верхам.
  К вечеру погода сильно ухудшилась, подул холодный ветер, пошел снег. А мы уже вышли на открытые места. Окопались возле речки. Завтра нам брать перевал 1500 м. «Как мы это будем делать в пургу при нулевой видимости, да еще когда насыплет много снега. Как избежать лавин? Там сложный рельеф, а без видимости мы, как слепые котята, будем лезть, куда не надо», - с этими мыслями мы легли спать.
31-й день похода, 2 мая

Утром появилась надежда. Сквозь тучи проглядывает солнце, виден весь горный рельеф, снег хороший. Мы рванули и за час прошли километра 4. Потом началось: снег все глубже, погода хуже, видимость пропала. Влезли в облачность. Скорость наша снизилась до 1 км в час, затем до нескольких сотен метров. Нас взяло такое отчаяние! Мы прокляли все на свете. Почему над нами так издеваются? За месяц ни единого дня с хорошим снегом, а под конец нас решили добить. Такого пессимизма у нас не было за весь поход. На Ключевской было хуже, но была надежда на то, что циклон уйдет и начнется нормальный весенний поход. Когда замерзал на Щапино, думал, что соберемся, пройдем 15 мин. и согреемся. Когда не могли перейти Жупаново думали, что в крайнем случае - вплавь, а там дров много - согреемся. А сейчас не на что надеяться. Снег уляжется только через несколько дней. И вообще, по времени и физическим затратам поход должен был уже закончиться. А все эти дополнительные дни, как какое-то наказание. Неужели нам и сегодня не взять перевал, а с таким снегом мы его не возьмем.
  Подрезаем крутейший склон с полуметровым слоем мокрого снега. А сейчас подрезаем склон с надутой, толстенной доской. Так можно спасателям работу подкинуть. А что нам делать? Мы идем вслепую, не видим, что в метре перед лыжей. И только лыжными палками прощупываем, куда влезли. Снег и небо слились в одну белизну.
  Но вот снег стал чуть легче, и видимость улучшилась. Появилась возможность видеть и обходить ямы и бугры. Скорость уже более 500 м в час. Мы его все-таки сделаем! И вот наконец вылезаем на гребень. Левее нас, немного внизу, сквозь туман виден перевал. И тут - как приз победителям - солнце пробилось из-за туч. Спуск вниз!
  Небольшой ветер дует в спину, но не мешает катиться. Сняли камуса и летим вниз по мягкому снегу. Проехали фумарольную площадку в. Дзендзур. Она выглядит как дырка в снегу, из которой валит пар. Едем дальше. Оборачиваюсь, Артем едет вдали маленькой точкой. Через 30 секунд оборачиваюсь, уже не едет, а копошится в снегу. Упал. Надо подождать. Летим дальше. Резко вылетаю на лед, но удержался. Вдруг впереди в трех метрах канава с карнизом, пытаюсь круто вырулить и падаю в снег, да так глубоко вхожу, что на поверхности торчит одна голова, и, вдобавок ко всему, на ноге в этот момент мышцу свело. Долго выковыривался.
  Наши опасения насчет плохого снега на этой стороне не оправдались, и к 9 вечера мы были на Таловских источниках. Перекусили и купаться. А температуру не додумались проверить. Прыгнули в холодный бассейн и долго мерзли, не могли выйти с холодной воды на мороз вытереться. Регулировка бассейна есть только на охлаждение. Во втором бассейне кипяток. В суете не заметили регулировку. В общем, по нормальному не искупались.
32-й день похода, 3 мая

Ожидали наст. Не встал, только корочка. К обеду лениво доковыляли до Налычево. Сейчас произойдет торжественная встреча с цивилизацией. Я стучусь в дверь домика, дверь открывается, оттуда выскакивает собака и больно кусает меня за ногу. Вот так встреча! Дальше пошло лучше. О нас уже знали. Разместили в домике поближе к источникам, дали дрова, воду и нашу заброску.
  Как только телу дашь слабину, оно начинает разваливаться. Вот и мы целый день ходили еле живые. Никак не хотелось шевелиться.
  Выяснили, что оптимально сейчас идти через Пиначевский перевал: туда вчера ушли снегоходы, через речки сделаны мостики, да и погода не очень хорошая, чтобы лезть на Корякский перевал.
33-й день похода, 4 мая

За 9 часов дошли от Налычево до поселка Пиначево и, вроде, не устали. Это 45 км с перевалом 1200 м, притом что снег хороший, но не идеальный. В начале -  буранка, затем она переметена снегом, и пришлось немного потропить. При подходе к поселку Пиначево снег раскис и очень грязный.
  Если бы на маршруте был бы нормальный наст, то мы спокойно проходили бы по 60 км в день. В этом нам не повезло. Как бы там ни было, мы дошли.
Эпилог

Ну вот и пройден весь маршрут. Оказалось тяжелее, чем хотелось. В основном из-за аномального для этого времени года холода и отсутствия наста. Если бы мне сказали, что можно весь апрель ходить по лесам и ни разу не будет наста, я бы не поверил. И сейчас мне плохо в это верится, но это так. Я мечтал пойти в весенний теплый поход, не получилось. Как бы там ни было, мы прошли весь маршрут, ничего не сокращая. Нельзя сказать, что мы дошли до финиша из последних сил, просто в один из дней поход закончился. Плохие впечатления быстро стираются из памяти, и остается только хорошее. И сейчас, сидя за компьютером и вспоминая поход, думаю, что было здорово.
  Вряд ли у меня будут еще столь продолжительные походы, но на Камчатке много мест, которых я не видел, так что мы будем проходить новые и новые маршруты, путешествуя по Камчатке.