Один из дней отпуска разделенного между Петрозаводском и Петербургом мы с женой решили потратить на Шлиссельбург или, как его называли в советское время, Петрокрепость. Со стороны это, вероятно, было похоже на навязчивую идею - посетить за пару недель как можно больше городов, названных в честь Петра Алексеевича.

Крепость Орешек была основана новгородцами в 14 веке на одноименном острове в месте, где Нева вытекает из Ладожского озера. Спустя три века после многочисленных нападений русским форпостом на Северо-западе овладевают шведы, чтобы еще спустя 100 лет в ходе Северной войны сдать крепость войскам Петра I. Во времена шведского владычества крепость называлась Нотебург (Орех-город), Петр переименовывает ее в Шлиссельбург (Ключ-город).

После основания Петербурга и Кронштадта крепость постепенно утрачивает свое военное значение, но приобретает значение тюремное. С 18 по начало 20 века в Шлиссельбурге отбывали наказание самые различные политзаключенные Российской империи: неугодные фавориты, члены царской семьи, декабристы, народовольцы, анархисты. За 3 века в пределах крепости было построено 4 тюремных корпуса: военная тюрьма, Старая (политическая) тюрьма, Новая (народовольческая) тюрьма и самая вместительная - Уголовная тюрьма.

Заключенными Шлиссельбурга в разное время был наследник престола - Иван VI, убитый стражей при попытке его освобождения участниками военного переворота и брат Ленина Александр Ульянов, повешенный за попытку смены режима путем убийства императора Александра III. После революции 1917 года шлиссельбургская тюрьма прекращает свое существование.

Во время Великой отечественной войны древние стены и их защитники выдерживают 500-дневный натиск немецких войск. Эта "Брестская крепость у истоков Невы" не сдается врагу и не позволяет захватчикам замкнуть кольцо окружения вокруг Ленинграда.

Из прочих достопримечательностей Шлиссельбурга (города, а не крепости) можно упомянуть старый и новый Ладожский канал, вырытые вокруг южного побережья озера. Шлюзы Старого канала, строительство которого было начато при Петре, можно видеть в пределах города, недалеко от пристани. Одетые в гранит, неплохо сохранившиеся, но находящиеся ныне в забвении, шлюзы невольно поражают воображение.

Вместо заключения. Шлиссельбург, как это часто у нас бывает, представляет собой соседство вековых руин и постперестроечных развалин. Разруха, тоска, уныние. Крепость, впрочем, вялотекуще реставрируется, точнее, отстраивается заново по современным строительным технологиям "реставраторами" из Средней Азии. Ну, хоть так... Впрочем, побывать в Орешке рекомендую. Несмотря ни на что, это одно из тех мест, где история буквально чувствуется как некая субстанция окружающая предметы и постройки. Подобное чувство у меня было на Соловках...

PS Намеренно не описываю подробно историю крепости. Почитать про это можно, например, здесь: http://www.shlisselburg.com/history_krepost.php.