Г.Миасс – с.Чёрное – Устиновский каньон – дер.Кучукова – с.Аушкуль – дер.Шарипово – дер.Кожаево – оз.Ворожевич – г.Уйташ – хр.Нурали – исток р.Миасс – оз.Шарамбай – р.Иремель – пос.Ленинск – г.Миасс

Исток

р. Миасс  в каньоне р. Миасс в каньоне
1день

Начало маршрута по г.Миассу. Туристы знакомятся с городом и его историей. На берегу городского пруда первый десяти минутный привал. Маршрут проходит по оживленной автотрассе. Необходимо соблюдать правила дорожного движения. Пересекаем автотрассу М5, далее наше направление через село Чёрновское. Это крупное село, есть продуктовый магазин, автобусное сообщение с городом Миасс. В 4 км от села на восток находится «Городище каменных фигур». Наш путь на юг. Направление село Устиново. Через 4 км автобусная остановка в коллективный сад «Рябинушка». Асфальт закончен нам на запад по грунтовой дороге. Через 3 км в конце сада аншлаг «Устиновские известняки». Это памятник природы площадью 46.86 га охраняется государством. Стоянку на обед удобно сделать по дороге на северо-запад 400 м. от аншлага на левом берегу р.Миасс. Тихая, уютная стоянка, много сухих дров. По окончанию обеда, маршрут пролегает по левому берегу вверх по течению, вдоль железной дороги. Через 1 км железнодорожный мост. Оставив велосипеды, мы знакомимся с «Устиновским каньоном». Через ж.д. мост мы переходи на правый берег. Вниз по течению находятся небольшие гроты. В одном из гротов были найдены останки длиношорстного носорога. За ж.д. полотном вверх по течению находится не большой водопад. Но как бы здесь не было красиво, дорога нас зовёт вперёд. Переносим велосипеды через ж.д. полотно по левому берегу выезжаем на просёлочную дорогу. Направление на с.з. Ещё пройдено 3 км и дорога выводит нас на грунтовку. Теперь у нас южное направление. И вот, наконец уставших дорога нас выводит к разрезу. Это искусственный водоём, в нём велась добыча золота. Вода чистая и тёплая, но надо быть осторожными, у берега уже глубоко.

Ура!!! Это первая ночёвка. По окончанию благоустройства лагеря желающие могут испытать удачу рыбака.

2 день

Утро. Дежурные готовят завтрак, остальные собирают лагерь. Двести метров от стоянки дорога поворачивает на запад в гору. Через два километра деревня Кучукова. У деревни выходим на хорошо грейдированную дорогу, это автобусное сообщение Кучукова–Учалы. Наше направление на деревню Аушкуль. Деревня стоит на берегу озера Аушкуль и у подножия г.Аушташ. Гора считается священной. На северном склоне у подножия горы «Аулий» в переводе «Святой» источник. В нём находится вода лишь в конце мая в начале июня всего один месяц в году. От источника по северному склону вверх уходит тропа. На вершине находится захоронение святого Рамазана. По преданию в зависимости от греха поднимают камень на вершину. В деревне есть магазины. Можно купить продукты. Далее дорога пролегает по берегу озера и огибает гору Аушташ. Через 1.5 км деревня Яльчигулово. В начале деревни поворот на лево в деревню Шарипово. В деревне ниже моста на р.Уй есть водопад. После моста дорога уходит на запад по правому берегу р.Уй. Через 2 км деревня Кожаео. Ещё 2 км оз.Ворожевич (Карагайкуль). Стоянку удобней сделать на юга восточном берегу, так как есть удобные подходы к воде. Не удобства заключается в том, что за дровами приходится далеко ходить. Вода в озере чистая и тёплая. На блесну и малька не плохо берёт щука.

3 день

Утро. По озеру стелется сизый туман. Встаёт с востока огненный диск солнца всё вокруг становится розовым. Мать Природа просыпается, извещая своё пробуждение пением птиц. И в этот миг хочется, как древние Руссичи вскинуть руки к солнцу и воскликнуть. Ура!!! Солнце!!! Ура утро!!! Любители фотоохоты вас ждут уникальные трофеи. Коснулся воды первый луч солнца. Туман тает. Нам открываются вершины хребта Алабия, г.Уйташ. Лагерь оживает, начинается обыденная суета. Дежурные остаются в лагере. Мы, захватив «штурмовой» рюкзак с чаем и перекусом на велосипедах делаем радиальный выход на г.Уйташ. Дорогу преграждает р.Уй штурмуем в брод. На левом берегу не большая деревня Азнашево. Пересекаем деревню, наша дорога на запад уходит на подъём. Преодолев небольшую горку, мы вновь штурмуем в брод р.Уй и упираемся в дорогу вдоль сосновой лесопосадки. Наше направление на юг до ручья, который пересекает нашу дорогу. Перед ручьём через лесопосадку на подъём уходит дорога. 10 мин отдыха и мы движемся по дороге вверх. Примерно через километр оставляем велосипеды и продолжаем движение пешком. Дорога становится круче и переходит в тропу. Через 40 мин тропа становится положе и неожиданно перед нами вырастает скальный выход. В скале есть проход, протиснувшись через него, мы попадаем в «Дворцовый дворик». Со всех сторон высятся скалы, а между ними как в парке растут деревья. Отдохнув и переведя дыхание, мы вновь продолжаем подъём по тропе, который становится ещё трудней. Не большой, но крутой подъем, мы преодолели, и тропа вновь становится пологой. С правой стороны от тропы подъём по щели на вершину скалы. Соблюдая технику безопасности, мы поднимаемся наверх. Перед нами г.Аушташ, оз.Ворожевич и хребет Нурали. Знакомимся с «Катакомбами». Осмотрев окрестности, мы осторожно спускаемся на тропу и продолжаем свой маршрут к вершине. Тропа проходит мимо каменной гряды с не высокими скалами. Неожиданно среди сосен появляется бетонный тур. Это вершина г.Уйташ (874 м) Выходим на смотровую площадку, и мы видим все самые высокие вершины Челябинской области. Хребты Уреньга (1155 м), Зюраткуль (1160 м), Нургуш (1406 м), Иремель (1582 м). Мы смотрим на эту красоту, и невольно вспоминаются слова «...Умным горы надо, чтобы обходить, нам они нужны, чтобы их любить». Далее наш маршрут лежит по каменистому склону на юго–восток. Мы видим камень похожий на лежащего верблюда. Путь сложный, с запада вертикальная стена вниз с востока каменистый крутой склон. Невольно чувствуем себя канатоходцами. Наконец все страхи позади, перед нами каменный исполин. По тропе поднимаемся наверх, на не большой площадке с высоты птичьего полёта мы любуемся окрестностями. Но вот снова спуск, велосипеды, броды, стоянка, обмен впечатлениями, костёр под звёздным небом.

4 день

Прощаемся с уютным, тёплым, чистым озером и снова в путь. Возвращаемся в деревню Яльчигулово. В Яльчигулово наше направление на север хребет Нурали. Хребет Нурали (752 м) по своему ландшафту похож на Саяны и Алтай. Весь изрезан ущельями, где берут свои начало ручьи и реки. По легендам на хребте Нурали есть пещера, в которой спрятал свои сокровища разбойник Юсуп. Вдоль хребта идёт дорога. Продолжая движение по дороге, мы достигаем развилки дорог. Одна дорога уходит прямо вдоль хребта, другая уходит влево на подъём. Мы направляемся влево, пересекаем не большой березнячок, выезжаем на поляну. Справа от нас ручей - это река Миасс. На берегу, мы делаем стоянку. Отдохнув и пообедав, мы продолжаем подъём по дороге вдоль ручья на перевал. Дорога сужается и переходит в тропу, которая упирается в небольшое болотце. В начале болотца родник - ЭТО ИСТОК РЕКИ МИАСС. Ещё немного и мы на перевале. Запечатлев себя и всё окружающее нас, мы начинаем спуск по тропе, по которой совершали подъём. И вот мы вновь внизу продолжаем движение вдоль хребта на север. Через 6 км дорога нас приводит к северному началу хребта, у подножия которого в 70-х располагалась звероферма, на которой разводили: песцов, черно-бурую лису, кроликов. Сейчас напоминают об этом только каменные развалины. Живёт здесь фермер, который занимается животноводством. Пересекаем в брод небольшую речку Шарамбай и по левому берегу на запад мы движемся к озеру Шароамбай. На берегу живописного и уютного озера разбиваем на ночлег - последний наш лагерь. Прощальный костёр, песни под гитару, загадывание желаний.

5 день

Подъём. Завтрак. Сбор палаток, упаковка вело рюкзаков и лёгкая грусть, что заканчивается наш маршрут. Последний переход. Дорога лежит на северо-восток по левому берегу р.Шарамбай. Примерно через 2 км перекрёсток, на восток деревня Мулдакаево, на запад Звероферма, нам на север. Ещё позади 3 км и перед нами речка, которую мы штурмуем в брод. После брода мы видим каменное строение, это была горно-обогатительная фабрика. 500 м и наше направление меняется, дорога уходит на восток в гору. Преодолев подъём, слева мы видим старые отвалы, немного выше находится старая шахта. Закончив спуск, дорога нас выводит к озеру Курманкуль. Озеро мелкое, по берегам заросшее камышом, дно илистое. Обогнув озеро по дороге, и преодолев ещё одну небольшую горку, мы выходим на «перекрёсток». На юг - деревня Мулдакаево, на север - п.Октябрьский. Нам на север. Через километр штурмуем в брод р.Иремель. Сразу после брода сворачиваем на дорогу, уходящую на восток. Через 1.5 км мы выходим на грейдированную дорогу и поворачиваем на право, направление п.Ленинск. За 20 минут преодолев 8 км мы в посёлке. В Ленинске начинается асфальтированная дорога, есть автобусное сообщение с г. Миассом, продуктовые магазины. До революции посёлок назывался, Царёво – Александровский прииск. Здесь были найдены самые крупные золотые самородки. В 1824 г. царь Александр 1 при «попытке» счастья «нашёл» в шурфе самородок весом в 8 фунтов и забрал себе на память. Этот самородок называется «Подкидыш», так как за день до этого был найден мастеровым Дементием Петровым. В 1842 г. Никифором Сюткиным был найден золотой самородок весом 36 кг 21 гр. За свою форму он назван «Большой треугольник». Наше направление на г.Миасс по автотрассе. Неожиданно наш маршрут пересекает железно-дорожный переезд, сразу за переездом р.Миасс, мы форсируем её через мост. Через 100 м с права прилегает просёлочная дорога, мы сворачиваем по ней, 300 м по берегу разреза р.Миасс. Здесь нас ждёт стоянка на обед. Приняв водные ванны, отдохнув и отобедав, мы возвращаемся на автотрассу. Мелькают километровые столбики, и вот М5, наше кольцо сомкнулось. Далее маршрут проходит по знакомой трассе. Вот клуб туристов «Горизонты Урала». Как незаметно пролетели пять дней. Мы прощаемся, но верим - встречи впереди!!!