Маршрут проходил в удивительном природном районе Забайкалья - Чарские пески.
Новая Чара - Старая Чара - Чарские пески - Новая Чара

Песочница посреди тайги

На топографической карте Чарская пустыня выглядит "как будто кто-то сверху щедрой рукой взял и сыпанул песочка аккурат между двумя горными хребтами"...Помните, как в книге "Автостопом по Галактике" (The Hitchhiker's Guide to the Galaxy) описывалось "Гиперпространственное планетостроение": "Мой конёк - береговые линии... А как тщательно мы отстраиваем фьорды... А они вот почти закончили океаны...А здесь, вуа-ля, будут Гималаи!"

Согласитесь, песочница посреди тайги - действительно уникальное сочетание...

БАМовская романтика

АЦЦский поезд Тында-Кисловодск довез нас до бамовской станции "Новая Чара". Почему мы ехали в Чару из ТЫНДЫ - это уже совсем другая история - ссылка. Замечательный знакомый моей подруги, приютивший нас, был не против, если мы слазим на крышу его пятиэтажки. Оттуда открывался потрясающий вид на горы, пустыню и заходящее солнце. Настроение было каким-то по-особенному свежим и удивительно легким - наверное, это и называется "верить в чудо".

Только вперёд!

"Пески туда!"- неопределенно махнула рукой билетерша, и автобус, фыркая, скрылся в пыли. Так, доехав на рейсовом автобусе до конечной остановки поселка Старая Чара, мы расстались с цивилизацией.

Чем дальше в лес, тем...

Сколько разных дорог бывает у путешественников! Сколько неожиданностей поджидает их на пути! Первая дорога (с капризным характером) привела нас вплотную к реке - делать нечего - придется бродить по ледяной воде...

Вторая дорога всем своим неуверенным видом исключала наше по ней продвижение. В конце концов, явно состоя в сговоре с комарами, она и вовсе потерялась в болоте! Еле отыскали надежную "вереницу" кочек!

Третья дорога постепенно из лесной превратилась в...песчаную! Мы поймали себя на мысли, что восходим на наш первый бархан!
Ику-ику-ику-ыыыы

Это как попасть в другое измерение. Недавно, один знакомый рассказывал про телепортатор в своем холодильнике... Минуту назад всё тело ощущало таежный холодок, а лиственница щекотала нос, и вдруг - горячий песок, обжигающий ветер, и ты уже посреди стрекочущего царства кузнечиков!
По степени значимости, это, наверное, можно сравнить с нахождением на экваторе, когда одной ногой стоишь в северном полушарии, а другой - в южном! Но по визуальным, звуковым и тактильным ощущением всё намного ярче!
Оценить масштабы!

Бросив рюкзаки около небольшого озера (да-да, пустыня как выяснилось очень необычная!), мы взяли курс на Вон Ту Самую Желтую Дюну.
Как мало и как много нужно для счастья!

Уф...надо бы охладиться! Уф...надо бы охладиться!
Как мало и как много нужно для счастья! В данный момент, это я - о воде. Ведь пустыня в нашем представлении это только горячий песок, ни одной тени поблизости и либо полное отсутствие ветра, либо песчаная буря...Ах да, еще существуют миражи. Я уже почти умирала от жажды, когда мы каким-то чудесным образом (по GPS c загруженной топокартой) вышли к родничку на дне котловинки.
А дальше начались чудеса... Родничок вывел нас сначала к болотцу, а потом...к довольно широкой реке со стремительным течением...и такой вкусной водой!
Звуковые галлюцинации?!

Напор очень хороший, но вода немного ржавая Напор очень хороший, но вода немного ржавая
С новыми силами и запасом воды мы добрели до Самого Красивого Бархана и теперь не спеша бродили вокруг, ожидая времени, когда появятся тени, и можно будет заснять красивые кадры...Через какое-то время до нас донесся странный шипящий и бурлящий шум, как минимум - гейзера!
Оказалось, этот фонтан извергался из скважины на воду, которую оставила работавшая здесь партия геологов.
Наслаждайтесь тишиной...

Постепенно духота пустыни сменилась нежным дуновением ветерка. На смену дню приходил вечер. Появились долгожданные тени. Зверюшки начали расходиться по домам, а мы устроили Чаре (и себе) небольшую фотосессию.
Ночь на бархане

Ночевать мы вернулись к нашему озерцу. Так как палатку, ввиду облегчения рюкзаков, мы не взяли, спать предполагалось на пенках и в спальниках. Сначала устроились у самой воды, но там нас закусали активизирующиеся к ночи комары. Поэтому мы, сохраняя инкогнито, перебрались чуть повыше - под большую лиственницу, но и там нас уже ждали. Сперва мы пытались заснуть в москитных масках, мне это даже почти удалось. Но полусонному Роме пришла в голову идея подняться еще выше - на еще не остывшую дюну. Так мы и сделали. Звездное небо над головой, легкие колыхания ветра и ни одного комара. Спать.

П.С. Конечно, по утру песок был везде: в спальниках, в носках, в ушах, в глазах, в карманах брюк и пр. Зато домой я привезла много грамм ценного материала для изучения особенностей чарского песочка:)
Настоящие герои никогда...

Настоящие герои никогда не возвращаются обратно старым путём. И вот к чему мы пришли.
Всего-то 7 км по прямой...

Как мы искали брод на Верхнем Сакукане, и как мы все-таки его нашли; как мы шли у самой реки, иногда проваливаясь по колено в песок; как мы продирались сквозь непролазные дебри леса вдоль реки, выискивая звериные тропы; как мы траверсили прижимы, когда не могли прорваться в лес; как мы были рады увидеть наконец-то железную дорогу. А ведь всего-то семь километров по прямой...
Таких мостов вы еще не видели!?

Еще издалека мы поняли, что с мостом что-то не так... Траверс Чары не входил в наши планы...
До свидания, Чара!

До поселка мы добрались затемно частично пешком, частично стопом (да-да, бывает так, что и на пустынных дорогах везёт). На следующее утро у нас были билеты на поезд.

Все мечты когда-нибудь сбываются, и бывает, что от этого люди грустят. Но частичку Чары в душе и полные карманы песка я всё-таки увозила домой.