Обкатка и проверка ходовых качеств новой лодки Викинг 4.7, обучение молодежи прохождению несложных порогов, фотосъемки живности и красивых местечек по берегам и просто разминка к лету!
Нитка маршрута Гнивань Сутиски

29 апреля

Долгожданное начало нового похода. Срочно пытаемся поставить на GPS OZI Explorer с топографическими картами, конечно не успеваем. После долгих сомнений и метаний, бегу в парикмахерскую, чтобы выглядеть на Реке человеком,и крашусь в янтарный цвет - получается огненно-рыжий, ну и ладно. Беру кпк с собой, чтобы почитать в дороге, получается в комплекте куча зарядок. Решили в летний поход электронику не брать, кроме моих супер-часов с компасом, связи там все равно не будет, без GPS не заблудимся.
Срочно делаю вторую прививку от клеща, на всякий случай.
Везу байдарку, весла, рюкзак, немного продуктов. Тяжело, но терпимо. У Волка рюкзак тоже не маленький - ремнабор, гермы, 2 спальника.

30 апреля, Гнивань

Покоя нам нету... Покоя нам нету...
Стапель в Гнивани Стапель в Гнивани
Доехали весело, полный вагон молодежи, все едут на майские гулять в Киев.
Познакомилась с соседями, оставила им свой зимний список, что посмотреть. Вытащили меня из вагона, тут и Волк бежит.Как и не расставались. Теперь ведь в аське каждый день встречаемся, здороваемся, все обсуждаем. Волк меня кормит, мы перекладываем рюкзаки - уменьшаем количество сумок. В Киеве жара, цветут вишня и тюльпаны. Садимся в электричку-экспресс Киев-Жмеринка до Гнивани, ехать долго, 4ч. С нами еще идут в поход сын Волка Юрка и Настя на нашей старой Щуке. Они выехали раньше, встретимся уже на месте. Я бы своего сына тоже взяла, дети есть дети, хочется передать им опыт и свои увлечения, чтобы быть по одну сторону. Но в принципе я против компаний, приходится долго ждать, много болтать и делать много лишнего.
Едем, хочется кушать, но все в рюкзаке, Волк уговаривает потерпеть до вечера, когда будут и шашлыки, и 5 капель, и чай с шоколадкой.
Доехали, после Винницы остались в пустом вагоне. Встретили Юрку и Настю. Настя большая и веселая, Юрка - высокий, худой и ведет себя невозмутимо, как опытный бродяга. Он много ходил в пешки, горные, а в водные - только с отцом, но давно, и не капитаном. Пыхтим  по дороге до высоченной дымовой трубы бывшего завода напротив станции,и еще чуть-чуть до берега Буга. Остановились стапелиться на заросшей крапивой тропинке. Собрались, надулись, все как-то закидали, отошли.
Молодежь заливает вода, Щука распласталась и перегибается пополам, хлебает воду кормой и бортами. Настя сначала думала, что сидеть надо на дне, лодка рыскает и тянет вправо.
Первое впечатление от Викинга - восторг! Нос и корма подняты, легко скользим, легко управлять, хорошо идет против ветра по волне. Весла сначала кажутся коротковаты - по настоянию капитана купила 2.20 вместо старых 2.40, но потом привыкли, руки не устают и не пачкаются, можно легко и сильно гребануть. После 10 дней гребли синдром скрюченности пальцев не появился, я вообще не обращала внимания на весла, гребла на автомате.
Мы легко уходим вперед, видим на берегу группу с детьми на катамаранах. Они с завистью смотрели нам вслед, им против ветра идти тяжело.
Поют соловьи, надрываются лягушки, белая пена черемухи и вишни, пахнет рекой, солнце садится. Идем за Гнивань, почти до высоковольтной линии перед Ворошиловкой,примерно 10 км до родничка, на крутом берегу встаем, лодку тащим наверх. Быстро варим кашу, по глоточку за начало похода, чай. Уже темно, найти ничего не можем, все дела откладываем на завтра.

1 мая, Сутиски

Молодой Волк Молодой Волк
Создано человеком Создано человеком
Встали рано, молодежь беззаботно дрыхнет. Умылись, сварили кофе, суп из окорочков. Набрали много неучтенной еды, которую надо быстро съесть - колбаса, мясо, шоколад, селедка, сыр. А я уже привыкла есть по минимуму, больше просто не лезет. Разбираем вещи, жарим окорочка. Спать в новом спальнике жарко и непривычно, все-таки он больше для севера. Утром солнышко, раздеваюсь и за пол-дня незаметно обгораю, хотя вроде и не жарко и ветерок.
Юбки коротковаты, не могу натянуть свою с боков, даже если выпрямить ноги, в щели на порогах захлестывает вода. Надо подшивать кайму. Волк свою даже не пробовал натягивать, он постоянно мокрый, при встречном ветре ему еще и с моих весел вода летит.
Дошли до Сутисок http://sergekot.com/sutiski/ , до плотины, перетащили и обнесли ее и мостик. Сходили в имение графа Гейдена. Там самое красивое - смотровая площадка на скале и башенка. И еще ворота с башенкой привратника.В парке видно немецкую планировку, но насадили обычных деревьев, он стал как неухоженный лес. Сейчас в главном доме школа-интернат, старые здания разрушены и перестроены.
Еще немного прошли, поискали родничок и встали не доходя до Тыврова, перед мостом.
Сначала прокопали ямку, чтобы брать воду, потом нашли криничку повыше. Вечером искупались, вода почти теплая. Сначала Волк, я за ним, из самоутверждения - и видимо, напрасно, простудилась и кашляю до сих пор. Всю ночь орали соловьи, потом запели свою песню лягушки.
2 мая, Тыврово, Клещов

К прохождению готовы! К прохождению готовы!
Старая гвардия Старая гвардия
Дежурит молодежь.Встали рано, сварили борщ со щавелем.Капитан пугает порогами и показывает на карте маршрут.Коптим колбасу у костра, чтобы прожила еще немного. Не торопясь отходим. У гранитной скалы остановились, посмотрели озеро с лягушками, надели спасжилеты, каски, сфотались на память – первый порог...И вот мы уже у Тыврова, около старой мельницы. Встали за камень в конце порога снять видео, как будет проходить молодежь. Все произошло очень быстро – плывут, поворачиваются боком к струе и вот перед нами только желтое пузо Щуки...Капитан кричит – бросай фотик, хватай весло!!! Вижу, Настя плывет, подальше Юрка с двумя веслами, веселый, Щука кверху брюхом зацепилась за камень. Отбуксировали Настю на камушек, потом Юрку  подтащили на мелкое место. Он побрел спасать Настю с камня, а мы отбуксировали Щуку к берегу. Настя сильно ушибла ногу, а так – ничего не потеряли, нормально. Выдали им по 2 глотка для снятия стресса, переоделись, пошли дальше. Красивые берега, скалы, много камней, небольшие пороги. Встретили еще 2 байдарки, каркасные, из Вишневого, что рядом с Бояркой, они прохождения не знают, пристроились нам в хвост. Наша группа идет быстро, несмотря на то, что мы все время ждем Щуку, нас никто не обгоняет.
Прошли Клещов, там отвесная красивая скала, где тренируются альпинисты, новый мостик над водой. Нога у Насти болит, они не полезли наверх, а мы сбегали, красиво.
Прошли маленький порожек и перекат – долбанули лодку молодежи, они сели на единственный камень, который торчал на проходе.
Встали на ночь не доходя до Соколинцев на крутом берегу в дубовом лесу у ручья. Сварили лапшу с колбасой, чай, непременные 2 глоточка. Мы хорошо проехали по камню, дырочки в шкуре по кильсону, защитная полоса немного смещена, завтра будем клеить. Мне это не нравится, всего один день идем, ведь не пройдешь идеально, чтобы ничего не зацепить. По всей реке по берегу стоят люди с машинами, тентами, креслами – праздники, гуляют. Нагрела воды помыться – и залегли, походная привычка ложиться с темнотой и рано вставать. Еще вспомнили подробности, посмеялись. Ночью шуршал дождик, разбудили в 7 утра лягушки.

3 мая, Стрельчинцы

Капитан на дежурстве Капитан на дежурстве
Первые пробоины Первые пробоины
Наглядный опыт Наглядный опыт
Молодежь долго спит, мягкосердечный заботливый Волк не велит их будить. Варю молочную геркулеску. Когда переставляла треногу, опрокинула котелок, половина вылилась, пришлось начинать сначала. Следы замазала, никто ничего не сказал. Потом оказалось, что Волк заметил (и неудивительно, если он видит птичку на камне за 2 км), решил, что кто-то свою пайку выкинул, и тактично промолчал. А я без молочной каши не могу, для меня это первый по важности продукт.
Волк капитально проклеил лодку – длинными полосками, вдоль кильсона. Поели, очень долго собираемся, выходим только в 12. Прошли грот в скале, пособирали дикий лук. Обогнали группу на катамаранах из Киева, где много детей, поболтали с ними. Потом нас догнали таймени. Ходит народ, Волк говорит, с каждым годом все больше. Прошли Канаву, посмотрели родничок Джероло молодости Св. Ангелины, набрали воды. Его недавно облагородили, выложили камушками.
Проходим 2 каскада небольших порогов, мельницу и вот порог «буква Зю».Около с. Стрельчинцы, у острова, идем осматриваться. Настю решили пустить по берегу, Юрка идет один. Нас догнали  катамараны и байдарки из Донецка. Юрка снимает нас на видео, но видно плохо, мешают ветки деревьев. Камушек мы немного зацепили, чиркнули левым бортом, (вот был бы киль выдающийся!), и я не всегда четко отрабатываю команды, пытаюсь думать сама и недогребаю. Ну а Волк мог бы пройти с закрытими глазами, он здесь знает все. Юрка проходит уверенно, он понял, зачем нужны ремни в Щуке и не забывает теперь их надевать.
Ниже понтонный мост, проползаем под ним. Потом проходим веселый свежевыкрашенный желтенький газопровод через речку, раньше был весь ржавый. С. Воробьевка, понтон, перекат, небольшой порожек. Начало порога Киевский  прошли у п.б. и причалили в заливчике перед скалой, осмотреться. Перед этим хорошо сели на камень, его совсем не было видно. Киевский порог тоже прошли без Насти. Видео снимали с камушка посреди реки. Тут же повыше и стоянка с разложенными каменюками, типа Стоун-Хендж, которые Волк притащил от избытка энергии еще в 80-х. Теперь здесь конечно свалка, кто бы сомневался, но стоять удобно, рядом ручей. Пришли опять затемно, бегаем с фонариками, ну нельзя так утром тормозить. Волк ест чудо-бутерброд из всего, что осталось – хлеб с майонезом, лимоном и сахаром. Такое впечатление, ему все равно, что заглатывать.

4 мая, дневка

Родник у порога Киевский Родник у порога Киевский
Пещера Пещера
Куда делась рыба? Куда делась рыба?
Рядом стоят 3 группы, ну не совсем рядом – на другом берегу, и ниже по течению, видели их, когда ходили за водой. Волк сделал кабинку из тента – моемся, стираем, жарим блины, молодежь ушла в Воробьевку за пивом и рыбой. Рядом со стоянкой глазастый Волк нашел пакет картошки, килограмма 3, потом обнаружили забытый кем-то мешочек с колышками от палатки и складную вилку. Хорошо народ собирается, стоянку совсем не смотрят. Вот будут теперь деревянные колья до конца похода строгать. 2 дня было очень жарко, сегодня прохладно, отдыхают сгоревшие руки и плечи. Дождались из магазина молодежь и легли поспать. Они притащили редиску, селедку, консервы, пиво, сделали царский ужин с салатом! Вечером еще раз сходили на Киевский покататься, Юрка прошел его на пустой Щуке аж 2 раза, постоял в бочке, повыпендривался, сняли хорошее учебное видео «Как проходить Киевский порог». Тут же остановилась разношерстная группа на каяках, катамаранах и 1 самоделке- надувашке. Они осмотрели нашу красавицу, Викинги здесь еще редко появляются, и подсказали, как избавиться от пробоин – проложить под кильсон полоску пенки. Пришлось пожертвовать свой коврик, у Волка Ижевский – жалко, мой попроще. Буду спать на сидушках, что тут осталось – 4 дня, лодка важнее. От неудобного положения ломит плечи и спину. Заклеили еще 1 дырку, дааа, мне еще учиться и учиться.
5 мая, Печера, Забужье

...А взгляд - как у орла! ...А взгляд - как у орла!
Царевна-лягушка ждет принца... Царевна-лягушка ждет принца...
Утром варю манную кашу на остатках сгущенки, сухого молока, с изюмом, курагой и маслом. На всех не угодишь, чем больше народу, больше проблем, положение спасает только курага. Волк сжигает мусор, все-таки это его стоянка. Хотим выйти пораньше, в 10ч, сегодня нас ждет Печерский порог. Вышли в 10.30. Пошли ближе к л.б., мимо большого камня. Там течение засасывает под камень, погибла байдарочница в 1986г, на берегу ей памятник, а недавно еще и рыбак. Близко подходить нельзя. Почти сразу – Стой, весло сломалось! Юркино многострадальное весло, прошедшее Ангару, Енисей и Обь-Енисейский канал, не выдержало. Забиваем деревянный дрын, гвоздя закрепить нету, но держится плотно, идем дальше. Прошли села Гвоздев на л.б. и Рогозна на п.б. Длинный порог перед Алексеевкой. Порогам нет конца, один плавно переходит в другой, но получается все лучше. Не боимся, слушаемся капитанов, правым-левым, быстро реагируем. Молодежь ликует! Настя все грозится вернуться и пройти тот первый порог у мельницы, где они плавали кверху брюхом. Подходим к Печерскому порогу http://sergekot.com/pechora/, http://sergekot.com/sokolec/. по времени запаздываем, уже 14ч, пора на перекус, но капитан не хочет идти порог с полным желудком, обедать будем, когда пройдем. Первую часть прошли сходу, потом пошли смотреть. Юрка идет один. Щука складывается пополам – большой перепад воды, но переползает легко, проходимость у нее невероятная. Мы тоже проходим, кажется, что вода несет сама, но конечно это четко рулит капитан. На втором каскаде здорово долбало, хлебнули ведро воды, даже сидушка у Волка встала боком, так он упирался. Все же второй каскад - это порог III категории!
Поднялись по лесенке у статуи девочки,сходили посмотреть имение Потоцких. Там санаторий, красивый костел по проекту Городецкого, фамильный склеп в подвале за решеткой. Направо по парку мы не пошли, капитан выделил на осмотр всего полчаса.
Дальше камни по реке до самого моста, но уже не страшно. На л.б. красивая мельница, как замок, бурлящий слив. Сожгли ее в 1992, кому помешала? Так и не восстановили, а стены выстроены на века.
Печеру можно обойти по обводному каналу, катамаран-6-ка там и пошел, и ребята-каякеры тоже посмотрели и пошли в обход. Многие коммерческие группы здесь заканчивают поход и уезжают.
По л.б. крутые дачи. Шкрябаем еще час и встаем на ночь после небольшого порога за с.Забужье.
Берег затоптан коровами, но зато ровный хороший дерн, мягко спать, спина не болит. Посидели у костра, обменялись впечатлениями, посмеялись.

6 мая, Волчок

Знова буйне квитне черемшина... Знова буйне квитне черемшина...
Каждый день в 11ч поднимается встречный юго-восточный ветер, а мы как раз выходим. Молодежь на Щуке плачет и жалуется, что руки болят, пальцы не гнутся, а наша лодка легко рассекает волну, мне даже нравится. Руки не устают как раньше, когда я только и мечтала о перекусе или стоянке. Вырываемся вперед, потом стоим, даем молодежи передохнуть. Прошли 3 небольшие порога у сел Забужье, Перепеличье, Остапковцы. В последнем еще одна мельница. Фотаем аистов, цапель, лягушек, благо Волк замечает их издалека и я могу приготовиться.
На ночевку встали у Волчка, сходили в деревню за молоком. Налили парное, вкусное! Еды очень много осталось, крупы, макароны, кончился только сахар. Я простудилась, ночью вылезаю откашливаться. Заварила березовые лстья полоскать горло.

7 мая, Брацлав, Гранитное

Типа сюр Типа сюр
Сирень у Волчка Сирень у Волчка
Прошли Волчок, дошли до моста в Брацлаве. Сходила в магазин за хлебом и сахаром. Ветер так и дует в лицо, к хорошей погоде.  Дошли до мельницы, построенной в 1888г по проекту Городецкого. К ней примыкает электростанция, где еще работают немецкие генераторы, поставленные до войны. Вышел дядька-охранник со звездой Давида на груди, он проводит экскурсии по территории еврейского кладбища, коротко - бесплатно, подробно - за деньги. Оказывается, здесь находится могила раби Нахмана, международный центр паломничества иудеев. http://alvishnev8391.narod.ru/Evreyskiy_Braclav.htm Есть бесплатное кафе, где паломников поят чаем. Наверху, в часовенке несколько могил и множество книг на иврите. Здесь же на горке и старое еврейское кладбище.
Мельницу вроде бы выкупил киевский бизнесмен, сейчас там все порушено, винтовую лесенку из английского мелкозернистого чугуна распилили и уволокли цыгане, с ними никто не захотел связываться.
Если кому-то будет интересно узнать про Брацлавских хасидов или про мельницу, вот телефон экскурсовода:
+38-067-647-0128
Цирульников Ефим Львович
Плотину мы обнесли по дорожке.
На перекус остановились в Сосновом лесу у Сорокодубов. Затем должна была быть знаменитая аэро-динамическая труба со встречным ветром, но природа нас пожалела, начал накрапывать дождик и ветер дул в спину.
4-х каскадный порог Гранит прошли уверенно, молодежь легко сползла в дырочку, а нам пришлось повилять килем. Встали сразу за порогом у родника. Попробовали поставить у острова найденную на берегу сетку - ничего не попалось. Ночью шумел дождь, но даже костер до конца не затушил.

8 мая, Райгород

Встали, сварили котелок супа, есть не хочется. Болит голова и подташнивает. Может, вода в роднике не такая? Вроде железом отдает...
Выходила на берег и забыла в траве фотик, пришлось бежать за ним обратно.
Дошли до Райгорода, встали у станции сушиться. Дизель до Винницы будет в 3ч утра, а от Винницы можно доехать на экспрессе до Киева.