Второй заход
8 дней. Стаево - Кривец. Река Воронеж. (Тамбовская область).
21 июля. с. Стаево

Обратно так же: Липецк Грязи Стаево (о.п. 418 км). Еле дотащил вещи до реки, пришлось перебежками нести рюкзак / 2 сумки. Уж время 16 ч. Пошёл в тот же лес ночевать, хотя не особо радостно из-за кабанов. На том же месте поставил палатку, и снова жучище прилетел. Дождь моросил периодически, а ночью лил не переставая, но я подвесил плёнку над палаткой и легко отделался. Кабанов не было.

22 июля

Утром провалялся до 9 ч. Вышло солнце. Собрал вещи, донёс до берега, плот на месте. Я привёз с собой 2 новых бутылки, заменил проколотые и отчалил.

Плот (перевёрнут)

За поворотом начались заросли водорослей; ветер попутный. По пути вымыл посуду в реке. Увидел маленького ужика, он рыбу заглатывал, а потом шмыг и ко мне в плот залез с этой рыбой куда-то между бутылок…

Уж обедает

Дальше водоросли и тина пошли сплошняком каша, не провернуть перекрыта вся река на километр вдаль. Что делать-то? Вот влип. Проскрёбся сколько-то, вижу наконец бережок без камышей, я туда.

Куга

Вылез на крутой склон, там дорога по берегу идёт к дачам, а другая поперёк в лес, с одной стороны сосновый, с другой   посадки дубов и берёз. Вот я там и расположился под деревьями, а в сосновом костёр опасно разводить. Нашёл куст малины, полакомился. Ветер сильный, комаров мало, из леса красивая панорама на другой берег.

Просторы

23 июля. с. Тарбеево

Ястреб ? Ястреб ?

Утром в 5:30 разбудил мотоцикл, потом я ещё поспал до 7 ч. Сделал зарядку, позавтракал (мюсли, чай, ягоды, шоколадка).

Пришлось обносить кугу (водоросли): потащил плот и вещи перебежками через дачи до лесочка. Спустил на воду за дачами, там пляжик неплохой и водоросли почти кончились. Доплыл до пляжа базы отдыха "Родничок". Вышел за водой, сказали есть родник в лесу, но далеко. Поскольку вещи караулить некому, набрал воды на базе из крана, но она с мутью и пахнет неприятно, из колодца была лучше.

База отдыха

Отправился дальше большой автомобильный мост на Мичуринск, под ним коровы в тень спрятались. Течение сильное.

Автомобильный мост на Мичуринск

Дальше село Старое Тарбеево. На обоих берегах полно отдыхающих с машинами. У Тарбеево в воде торчат деревянные столбики от старого моста. Дальше повороты, ручей впадает в реку, местечки для отдыха под дубами всё занято. Земснаряд стоит в реке, может, взялись дно чистить? Вылез на последний бережок ночевать, возле какого-то болота. Тут мелко, поворот реки, на другом берегу идёт ЛЭП.

24 июля. с. Горитово

Белые кувшинки Белые кувшинки

Под утро замёрз в спальном мешке, посмотрел на термометр: 16°, а на спальнике написано "комфорт 10°". Позавтракал, отплыл в 9:30.

За поворотом снова водоросли, две линии ЛЭП идут строго на север через реку  они и просеки видны со спутника в GoogleEarth. Тут всё лес, дальше встретилась база отдыха несколько человек на пляже, дети прыгают в речку.

Так давайте уж начнём через речку прыгать !

Неподалёку большой детский лагерь. Там ребятишки отрядами купались, как в старые времена; большая лестница спускается к берегу, в лягушатнике за заборчиком вожатая проговаривала: "Бабка села на горох и сказала деду ох", и дети приседали в воду. (Потом я эту фразу ещё два раза слышал в других населённых пунктах). Потом увидели меня, и воспитательница скомандовала: "Поприветствуем путешественника!", и хором: "Здравствуйте!", и руками помахали. Очень приятно, я им тоже помахал. Подъехал к ограждению вопросы, ответы… Лагерь называется "Спутник".

Лагерь "Спутник"

Вспомнилось детство, пионерские лагеря... Хорошо было!... Дальше проплыл  ещё лагерь, без детей. Я вылез пообедать на пляж под грибок, от солнца.

Следующий лагерь

Откуда-то появился охранник и стал меня турить. Сделал я салат, а ел уже на плоту на ходу.

Салат ем на ходу

Дальше село Новое Тарбеево, колья от старого моста. Возле них тоже есть пляж.

Снова водоросли замучили, долго пробирался, вилять пришлось. К вечеру добрался до села Горитово берег высокий, огороды, одна улица тянется на километры. Вылез в самом начале села на бережок, там и расположился.  Под берегом из земли вытекает ключик вода холодная. Тут рядом окраины огородов, картошка, подсолнухи видны.

Подсолнухи

Подошли местные купаться культурные. В сёлах принято здороваться с незнакомыми, не как в городе. Сказали у них тут спокойно, про магазин приезжает машина-автолавка 2 раза в неделю, как раз завтра утром будет.

Место открытое, ещё засветло всё покрылось росой, полез спать в 10 вечера.

25 июля

Хибарки Хибарки
Подсолнух Подсолнух

Утром проснулся, когда уже солнце палатку грело. После зарядки пошёл в село к машине-магазину, а она уже уехала. Село тут захудалое, домики древние. Завтрак, сборы, отчалил в 12:30.

С реки села не видно высокий берег и огороды. На другом от села берегу расположился палаточный лагерь, стоит высокий шест с флагом, молодёжь. А с этого берега дворец строят наверно, бетонный причал, парадная лестница, газончик, кирпичная веранда, домик.

У-у-у

Где был мост торчат бревна, мелко, камушки, река разделяется на 3 протоки. Дальше долго заросли по берегу, не выйти. Где-то тут должен быть родник, как мне вчера сказали. Вот выход на берег, стоят лодки вылез пообедать, тут две девчонки купаются, речка мелкая. Спросил про родник, говорят, вот он тут по тропинке в 30 шагах. Так что повезло, а то вода кончалась. Надо пройти по хилому мостику через болотный рукав, и тут слева колодец в земле, квадратный деревянный, там вода чистая.

Родник

Набрал свои пузыри: 5+2,5 л. Потом пообедал и отправился дальше.

Пристань у родника

Ветер попутный, снова водоросли, но с протоками, пришлось вилять сильно. На правом берегу показался лес, речка стала чистая.

Река

Вроде видно выход на берег трава вмята. В лесу-то лучше ночевать сухо, росы не будет. Но решил плыть дальше. Запах изменился то был болотный, а теперь дубами пахнет, свежестью. Тут попал в камышовые заросли, в тупик. Надо было по левой стороне объезжать. Что делать? Назад против течения не хочется лезть. Оказалось, что тут мелко по пояс. Встал на дно и повёл плот напролом в дыру в камышах, вылез на чистую воду. В лес выйти негде камыши, трава. Показалось место на левом берегу, ступеньки в круче прорублены, дно песчаное, лодка полузатонувшая. Здесь и вышел на луг.

Напротив леса

Небо закрыли облака, тепло. Напилил у прибрежных деревьев сухих веток для костра, кирпичи тут лежат, а также куча бутылок от водки. Из села приехал дядя на велосипеде купаться, потом машина мимо проехала. Спать пошёл в 10 ч вечера. Ночью жарко стало, запарился. Время около 3 ч ночи. Тут кто-то подплыл с реки, булькал и шуршал. Я так и не понял, человек или зверёк. Вылезать не стал, чтобы комаров не пускать в палатку.

26 июля. р. Иловай

Проснулся по будильнику, позавтракал. Сумка и рюкзак похудели – пора затариваться продуктами.

Поплыли дальше. Река хорошая, на правом берегу лес, дубы, снова свежий запах, птицы стайкой в лесу мельтешат, чирикают. Несколько поворотов, мелко – по колено, по пояс.

Поворот дебри

Вот справа как-бы канал среди камышей аккуратно, чисто. Это река Иловай, вытекает из леса. Там тоже мелко, на дне песок, только вода холодная: 18°, а в Воронеже 25°. Залез туда против течения немного, дальше всё завалено упавшими деревьями.

Река Иловай

Решил тут остановиться на обед и сходить в магазин в Старую Казинку (Борок), да и заночевать тоже тут в лесу. Здесь интересно, дубы древние, здоровые, деревья переплетаются, как шеи у Змея Горыныча. Земля бугры да ямы. Всё же кто-то тут бывал ржавая консервная банка лежит.

Вот в 14 ч оставил тут вещи, перешёл-переплыл Воронеж, вышел на дорогу и отправился в село. Поход до магазина занял 2 часа. Наелся там мороженого, напился сока, на закуску поднял яблоко и ещё одно с дерева сорвал, которое за ограду торчит. Из колодца набрал ещё бутыль воды. В селе есть небольшая церковь с синей крышей и золотой луковицей.

Церковь в Старой Казинке
Двор

Обратно добирался ещё 2 часа, к 19 ч был в лесу у Иловая. Нашёл ровное место для палатки.

Река Иловай с берега

В лесу

Дальше от реки в лес идёт вроде слабая тропинка между дубов, вот бы погулять, только уже темнеет. Поужинал, да и спать.

27 июля

В лесу В лесу

Около 6 ч утра как шаги у палатки шур, шур. На двух ногах идёт...  Думаю, живность какая-то. Потихоньку выглядывать стал, но никого не увидел, наверное птица, в кусты ушла.

Место для костра с вечера очищал от листьев, сучков развёл тут огонь, сварил овсянку, добавил изюм, чернослив, орехи, сгущёнку вкуснятина. Закусил бананом и яблоком. Пока собрался, отчалил в 11:15.

Проплыл под мостом на Старую Казинку. Течение хорошее.

Мост в Старой Казинке

В полдень вылез в тень на мостки возле села, тут пообедал. Дальше на правом берегу в лесу посёлок – лесхимучасток; за поворотом на сухом дереве сидит ястреб; потом высокий песчаный обрыв с пляжем, лес сосновый.

Вон он

Бережок

Дальше у берега рыболов попросил помочь – крючок зацепился за кувшинки. Низкий мостик в лесничество, я еле прошёл под левый пролёт (он повыше). Здесь на пляже много народу. С берега стали мне сватать спутника на плот, я говорю: "Мне надо в спутники женщину", а они отвечают: "С женщиной ты не месяц будешь плыть до Липецка, а все полгода!"

Мостик

Несколько поворотов пляж, пеньки от старого моста. Берега заросшие, вылезти негде, вот подальше у обрыва увидел место без камышей, тут причалил. Вылезать неудобно с вещами.

Пеньки от моста

Но взгромоздился наверх – сплошные дебри, чтобы пройти, отпиливал ветки у сливы с колючками, да попал по пальцу пилой. Пришлось тут забинтовываться. Дальше стал прорубаться в лес через крапиву, ежевику, сучья, трухлявые деревья. Вещи перенёс. Лес весь трухлявый, стволы переломанные валяются, завалил ещё ствол – он весь проеден муравьями.

Трухлявый лес

Нашёл место для палатки, расчистил от сучков. Дров полно кругом. Поужинал уже в 22:30. Ночью опять кто-то сучьями трещал, ломился сквозь дебри, как лось.

28 июля. с. Кривец

Река Река
Тина Тина
Водоросли Водоросли

Утром поздно встал, зарядка, завтрак. Спустил вещи с обрыва на плот, отплыл уже в 12:50. На дне волнуются красивые водоросли, тина длинными нитками тянется по течению.

Здесь река гладкая, вдали видно сосновый лес. Повороты, течение приличное, где мелко, песок на дне. Любопытная цапля спустилась на берег и смотрит на меня (а обычно они сразу удирают). Потом улетела.

Цапля

Взлетела

Добрался до конца южной петли. Тамбовская область закончилась, началась Липецкая. Уже видно дома в селе Кривец. Время 16 ч, туча надвигается с молнией. Народ разбежался с берега. Решил вылезать, прятать плот и успеть на автобус в Липецк.

Туча

Вышел на противоположный от села берег. Здесь довольно живописно. Запрятал плот, пришлось в Кривец переплывать через реку, с вещами и забинтованным пальцем (рюкзак упаковал в полиэтиленовый мешок). А тут оказалось мелко, можно пешком перейти :).

Туча прошла мимо, дождь чуть капнул. Собрался, пошёл в 18 ч, до остановки дошёл за 1 ч 15 мин, а последний-то автобус оказался аж в 20:30.  Маленький общительный мальчик с велосипедом показал, где остановка, потом сказал, что я могу к нему обращаться и впредь. Когда я сел в автобус, за поворотом на трассу влил-таки ливень, потемнело. Пока ехал, доедал остатки печенье, яблоки, и смотрел за стекло на дождь…