Первый заход. Романтика, завалы, зверьё
8 дней. Липецк, Мичуринск - Стаево, река Лесной Воронеж, самые-самые впечатления. (Тамбовская область).
Подготовка. г. Липецк. Неожиданное приключение

Мой маленький плот Мой маленький плот
Бережок Бережок

В понедельник пришёл я на место сборки, а там стоит одна палатка и возле неё девушка. Я начал прикручивать к плоту сиденье. Подъехала машина мужчина с мальчишкой. Подошли интересоваться вместе с той девушкой. Тут отдыхала группа в выходные. Вот он снова уехал, сказав, что через час вернётся и её заберёт в город (она из Москвы, вечером поезд), а меня попросил приглядеть за ней, потому что она одна осталась. Только он не приехал, и моё отплытие не состоялось.

Девушка мой плот сфотографировала, потом я предложил сфотографировать её на плоту. Пошёл дождь, она мне показала фотографии со своего аппарата, затем я её фоткал, на костре поджаривали хлеб и лопали, выгоняли лягушку из мешка, потом собирали её палатку.

Она мне отдала вещи, которые у них остались неизрасходованными. Мне достались: бутыль питьевой воды 5 л, банка баклажанной икры, спирали от комаров и прочная пластиковая сумка. Это всё пригодилось в походе.

Тот товарищ так и не приехал пришлось спрятать плот обратно, и провожать её пешком, нёс её сумку и свою, а она с рюкзаком и моими ластами. Дошли до Силикатного посёлка, по дороге я ей озёра показал, только дождик моросил. Потом проводил её до вокзала. Ну вот, такое непредвиденное романтическое приключение…

В среду всё сначала – приехал, достал плот, погрузился: коврик на палубу, рюкзак в пластиковый мешок, чтобы не промок, и на корму положил, туда же свою непотопляемую сумку. Сплавился до острова в центре города, с рюкзаком, палаткой, кастрюлькой и т.д. Там переночевал в крепости для пробы (первый раз я с палаткой), только всю ночь на центральном пляже тусовки, музон, вопли...

Крепость деревянная – её построили на острове в 2007 году для средневековых игрищ со штурмом: на ладьях, с копьями, мечами, щитами. Вокруг крепости выкопан ров. На остров когда-то вёл понтонный мост, да его убрали по непонятным причинам, и теперь там дебри, всё заросло.

Утром развёл костёр, вскипятил чай, позавтракал. Отнёс плот подальше, до обеда доделывал на нём всякие мелочи. Потом запрятал и переплыл в город. Всё готово к походу…

11 июля. г. Мичуринск, Тамбовская область

Утром переплыл с плотом на пляж, вызвал грузовое такси. Отвезли меня и плот в Мичуринск («Воздух везём!»). Урраааа !!! Просторы впереди!

Я тут впервые, но есть карта и спутниковые снимки, так что уверенно доехали до нужного берега, где дом-музей Мичурина. Отсюда я и начал сплав.

Река называется Лесной Воронеж. Течение слабое, прошёл под пешеходным мостом, под ним ласточки слепили гнездо, птенцы сидят кучкой. Потом спасательная станция, дальше видно собор, ещё большой пешеходный мост, красивый. Тут и пляж.

Дальше у реки домишки, виллы, мост в Заворонежское.

За ним берега, где народ с машинами отдыхает, город уже кончается. Тут мне объяснили, что дальше стоит плотина, и с неё можно слететь как с водопада. Плотину пришлось обносить по дорожке, около часа это заняло – вещей много.

Отплыл дальше, тут река пошустрее, вокруг деревья и кое-где завалы в реке, а уже вечер, так что вскоре вылез перед упавшими деревьями на подходящий берег. Трава у воды мелкая, но как пила, царапает. На берегу под деревьями местечко для ночёвки подходящее, и сушняка полно для костра.

12 июля

Динозаврик Динозаврик

Утром птички разбудили в 4:30 поют на все лады. Над рекой плывёт туман.

Развёл костёр, позавтракал. Отплыл в 10 ч, объехал первую корягу; на берегу лежит старое бревно, похожее на динозавра. Дальше попал в завал полчаса пробирался под упавшее дерево и сквозь ветки.

В 12 ч вылез на высокий берег по мосткам пообедать, под берёзами тут столик и скамейка, дальше от реки идёт поле, виден большой храм в Мичуринске. По берегу идёт тропинка, пень стоит, на нём плесень-гриб, который смахивает на череп.

Дальше отправился в 14 ч. В реке много упавших деревьев, и под водой затонувшие коряги. В одном месте река чистая, гладкая, и белые кувшинки разбросаны – красота. На камышах голубые стрекозы-бабочки сидят. Только русалок не хватает…

Проплыл мимо канала, потом посреди реки – заросший островок, слева завал – вообще не пройти, пробирался справа ломал ветки, камыши, это заняло около часа.

За завалом – разлив: чистая вода и широкая река. После 18 ч вылез на левый берег. Мимо прошла байдарка, в ней мужчина и женщина. Вечером в палатке было жарко, а утром 19°.

13 июля. п. Роща

Река Река
Бревно с горшочками Бревно с горшочками
Стрекоза Стрекоза

Проснулся в 5 ч, снова птицы поют, и ещё кто-то ревёт "А-а-а", зверюга какой-то. Позавтракал, отчалил в 10:30. Река ещё в тени, только один берег освещается солнцем. Снова мимо то завалы, то камыши, то разлив, но до обеда без препятствий. В одном месте встал ногами на дно, водоросли тут мохнатые, красивые, по течению волнуются.

Речка повернула на север, вылез на хороший бережок справа, размяться и пообедать. Здесь тень, можно несколько палаток ставить – местечки ровные. Сделал гимнастику, нарезал салатик, подкрепился.

Потом отправился дальше, через час мост у посёлка Роща. Тут тоже завал из брёвен, пробирался минут 15. И мост весь покосился уже. После него быстрое течение – прямо летишь.

Дальше поворот на запад, в реке коряги, похожие на осьминогов, потом местный пляж, народ, машины. После попал в завал из веток и мусора, на ветках натянута красивая паутина. Пробирался здесь минут 40.

Время уже 19 ч. Подходящего бережка не видно. Вылезать пришлось на крутой левый берег по гнутому стволу дерева, один его конец опускается в воду, а корень ещё на берегу, правда шатается. Я лез, хватаясь за торчащие с берега деревца, а вещи почти выкидывал наверх. Но как интересно!

Берег идёт от реки уступами, там, куда я выбрался, узкая площадка и ещё бугор. Вынес всё наверх. Тут деревья-кусты посажены рядами густо, небо закрывают, а внизу ровно, травы нет. Это всё бывший питомник Мичурина. Вечером уже в темноте собрался спать, слышу громкий шорох. Оказался ёжик, фонаря не боится, чешет себе по своим делам напролом.

14 июля

Решил сходить в посёлок на другом берегу за водой, овощами, яблоками. Вещи спрятал в зарослях. Пошёл сквозь лес, всё равно дороги нет. Поднял дубину и прорубался через крапиву, малину, ветки. Получилось долго, вышел на поле с колосьями, дошёл до моста и в посёлок. Он называется "Роща", туда ходит автобус №8 из Мичуринска.

Спросил про воду, сказали есть родник. Сходил, набрал бутыль 2,5 л. Тут заборчик, трубка из-под металлической крышки, из неё вода течёт, кружка есть. От родника идёт ручей (болото) с деревьями по берегам. Зашёл в магазин (их два на площади), купил овощи-фрукты, мороженое. По дороге обратно съел мороженое, бананы, сок. Через лес по своей просеке быстро вернулся.

Плыть уже поздно, поужинал пораньше и спать лёг тоже пораньше. Тут вообще хорошо, кругом тишина, ни троп, ни людей.

15 июля. с. Стаево

Заводь Заводь

Комары зудели за палаткой слышно, поэтому плохо спалось. Они тепло чуят, надо теплоизоляцию ставить. Отплыл в 10:40. За поворотом пляж, потом дебри, в одном месте мелко и камни на дне (старинный брод ?), потом справа плотина, загораживающая ручей.

Дно местами – чистый песок с волнами, на утонувших деревьях какие-то зелёные наросты со щупальцами.

Пообедать вылез под деревья на высокий берег, дальше за  деревьями видно кукурузное поле. На берегу оказалась ежевика, так что было вкусненько.

Отправился дальше. Лес кончился, последнее узкое место – обломал немного веток, тут меня уже видно с пляжа у села. Тут поговорил с местным человеком. За пляжем под водой проходят две трубы на другой берег из очистных сооружений возле села Стаево. В 17:30 вылез на ночёвку, тут луг и несколько деревьев, коровьи "следы", народ слышно у пляжа. Под деревьями в траве нашлись сухие ветки для костра.

16 июля

Встал в 6 ч, рядом сороки растрещались. Съел овсянку с изюмом, персик, печенье с чаем. Поплыл мимо сёл Красеньково, Стаево. В Стаево есть родник (где детский дом), но я не знал, мимо проплыл.

Пообедал на стороне Стаево, под деревьями. За зарослями не видно ни домов, ни огородов; вдоль берега идёт тропинка, и за полтора часа никто по ней и не прошёл. Поплыл дальше.

В речку впадает канал из отстойников (вчерашние трубы вливаются в озеро-отстойник). Такая была чистая речка, песочек на дне, а тут полоса грязной воды, дальше она расходится по всей ширине, и река грязная. Тут уже никто не купается.  А село ещё не кончилось. Снова пошли поваленные деревья, подводные коряги, здесь где-то и проткнул 2 носовые бутылки.

Потом повороты в сторону от села, тут народ отдыхает, речка уже почище стала. Любопытная девочка расспрашивала, куда я плыву. Сказал, в Липецк. Подальше нашёл волейбольный мяч в воде под кустами, взял с собой.

Ночевать остановился на последнем пригодном бережке, только тут деревьев нет, открытая площадка, дров тоже нет народ всё вычистил. Ночью роса, конденсат в палатке, но в общем это ерунда, утром несколько капель за шиворот...

17 июля. с. Никольское

Дров тут нет, пришлось плыть без завтрака. Подальше на ходу съел яблоко. Везде камыши, через реку лески натянуты парами. Село Устье не видно – бугор мешает. Дальше хорошее течение. С берега люди полезли в реку с вещами, а тут я выдвигаюсь. Попросили перевезти вещи на другой берег, а сами переплыли. Добрался до железнодорожного моста, здесь сливаются Лесной Воронеж и Польной Воронеж, и дальше идёт река Воронеж.

Вода почти кончилась. В обед вылез у моста, спрятал вещи и пошёл в село Никольское в магазин (там даже супермаркет), набрал продуктов, только плохо, что овощи привозные, тепличные, когда тут село и местные выросли уже. Во втором магазине спросил, где колодец, купил печенья, мороженое. Девушки-продавцы, узнав, что я сплавляюсь по реке, сказали: "Мы тоже хотим". Ну вот, дошёл до колодца, набрал 5 + 2,5 л. Ведро пришлось три раза закидывать, потому что оно дырявое.

Пришёл обратно к мосту, вытащил вещи, тут подъехали двое на "Газели" отдыхать, помогли перенести плот и вещи на бережок получше под мост, а где я вылезал – глубоко и скользко. Они и заметили, что в двух бутылках в плоту вода. Надо их менять. Пожелали доброго пути.

За мостом пляж у Никольского, тут местные с берега сказали, что дальше не пройду куга сплошная. Но я прошёл, здесь эти водоросли не очень реку заполонили метров на 80.

Потом идут дачи у Никольского, пляж. Возле берега стоит дерево с сухими ветками, я подъехал к нему, на костёр наломать, только зря – навалилась тьма комашек, потом полчаса их хлопал на себе. Добрался до леса на другом берегу, дач тут немного есть. Дальше смотрю  по берегам камыши, не видно выходов. Спросил у купающихся дачников про лес, сказали, что там комары и кабаны. Я и пошёл туда на ночёвку с вещами, а лес не на самом берегу, а метров за 200, а тут травища болотная.

Лес на бугре, сразу как входишь на горку. Видна тропа, взрытая. Может правда кабаны тут? Навалились здоровые и злющие комары это в жару. Большой лес большая живность. Вечером прилетел здоровенный жук с мышонка размером.

Комаров разогнал дымом. Еду спрятал в палатке, чтобы не трогали ёжики, мыши и предполагаемая живность.

Ну вот, ночью проснулся, слышу топот, треск веток, фырканье жуть кабаны пришли. Я в палатке замер и дышать старался потихоньку. Кабаны ничего, посопели и ушли. Может, тропа эта у них к водопою.

18 июля

Стоянка в кабаньем лесу Стоянка в кабаньем лесу
Два Воронежа Два Воронежа

На другой день сначала хотел уплыть дальше, но потом передумал и решил съездить домой отдохнуть, раз тут рядом железная дорога (ещё два дня рождения предполагались). Прошёл мимо кабаньего леса до развилки дорог, здесь на спутниковом снимке видна тропа прямо к полустанку, а тропы-то и нет, пришлось идти в обход, к мосту, а потом вдоль железной дороги к селу, в 18:40 сел на электричку до Грязей, оттуда на автобус в Липецк.

Второй заход
8 дней. Стаево - Кривец. Река Воронеж. (Тамбовская область).
21 июля. с. Стаево

Обратно так же: Липецк Грязи Стаево (о.п. 418 км). Еле дотащил вещи до реки, пришлось перебежками нести рюкзак / 2 сумки. Уж время 16 ч. Пошёл в тот же лес ночевать, хотя не особо радостно из-за кабанов. На том же месте поставил палатку, и снова жучище прилетел. Дождь моросил периодически, а ночью лил не переставая, но я подвесил плёнку над палаткой и легко отделался. Кабанов не было.

22 июля

Утром провалялся до 9 ч. Вышло солнце. Собрал вещи, донёс до берега, плот на месте. Я привёз с собой 2 новых бутылки, заменил проколотые и отчалил.

За поворотом начались заросли водорослей; ветер попутный. По пути вымыл посуду в реке. Увидел маленького ужика, он рыбу заглатывал, а потом шмыг и ко мне в плот залез с этой рыбой куда-то между бутылок…

Дальше водоросли и тина пошли сплошняком каша, не провернуть перекрыта вся река на километр вдаль. Что делать-то? Вот влип. Проскрёбся сколько-то, вижу наконец бережок без камышей, я туда.

Вылез на крутой склон, там дорога по берегу идёт к дачам, а другая поперёк в лес, с одной стороны сосновый, с другой   посадки дубов и берёз. Вот я там и расположился под деревьями, а в сосновом костёр опасно разводить. Нашёл куст малины, полакомился. Ветер сильный, комаров мало, из леса красивая панорама на другой берег.

23 июля. с. Тарбеево

Ястреб ? Ястреб ?

Утром в 5:30 разбудил мотоцикл, потом я ещё поспал до 7 ч. Сделал зарядку, позавтракал (мюсли, чай, ягоды, шоколадка).

Пришлось обносить кугу (водоросли): потащил плот и вещи перебежками через дачи до лесочка. Спустил на воду за дачами, там пляжик неплохой и водоросли почти кончились. Доплыл до пляжа базы отдыха "Родничок". Вышел за водой, сказали есть родник в лесу, но далеко. Поскольку вещи караулить некому, набрал воды на базе из крана, но она с мутью и пахнет неприятно, из колодца была лучше.

Отправился дальше большой автомобильный мост на Мичуринск, под ним коровы в тень спрятались. Течение сильное.

Дальше село Старое Тарбеево. На обоих берегах полно отдыхающих с машинами. У Тарбеево в воде торчат деревянные столбики от старого моста. Дальше повороты, ручей впадает в реку, местечки для отдыха под дубами всё занято. Земснаряд стоит в реке, может, взялись дно чистить? Вылез на последний бережок ночевать, возле какого-то болота. Тут мелко, поворот реки, на другом берегу идёт ЛЭП.

24 июля. с. Горитово

Белые кувшинки Белые кувшинки

Под утро замёрз в спальном мешке, посмотрел на термометр: 16°, а на спальнике написано "комфорт 10°". Позавтракал, отплыл в 9:30.

За поворотом снова водоросли, две линии ЛЭП идут строго на север через реку  они и просеки видны со спутника в GoogleEarth. Тут всё лес, дальше встретилась база отдыха несколько человек на пляже, дети прыгают в речку.

Неподалёку большой детский лагерь. Там ребятишки отрядами купались, как в старые времена; большая лестница спускается к берегу, в лягушатнике за заборчиком вожатая проговаривала: "Бабка села на горох и сказала деду ох", и дети приседали в воду. (Потом я эту фразу ещё два раза слышал в других населённых пунктах). Потом увидели меня, и воспитательница скомандовала: "Поприветствуем путешественника!", и хором: "Здравствуйте!", и руками помахали. Очень приятно, я им тоже помахал. Подъехал к ограждению вопросы, ответы… Лагерь называется "Спутник".

Вспомнилось детство, пионерские лагеря... Хорошо было!... Дальше проплыл  ещё лагерь, без детей. Я вылез пообедать на пляж под грибок, от солнца.

Откуда-то появился охранник и стал меня турить. Сделал я салат, а ел уже на плоту на ходу.

Дальше село Новое Тарбеево, колья от старого моста. Возле них тоже есть пляж.

Снова водоросли замучили, долго пробирался, вилять пришлось. К вечеру добрался до села Горитово берег высокий, огороды, одна улица тянется на километры. Вылез в самом начале села на бережок, там и расположился.  Под берегом из земли вытекает ключик вода холодная. Тут рядом окраины огородов, картошка, подсолнухи видны.

Подошли местные купаться культурные. В сёлах принято здороваться с незнакомыми, не как в городе. Сказали у них тут спокойно, про магазин приезжает машина-автолавка 2 раза в неделю, как раз завтра утром будет.

Место открытое, ещё засветло всё покрылось росой, полез спать в 10 вечера.

25 июля

Хибарки Хибарки
Подсолнух Подсолнух

Утром проснулся, когда уже солнце палатку грело. После зарядки пошёл в село к машине-магазину, а она уже уехала. Село тут захудалое, домики древние. Завтрак, сборы, отчалил в 12:30.

С реки села не видно высокий берег и огороды. На другом от села берегу расположился палаточный лагерь, стоит высокий шест с флагом, молодёжь. А с этого берега дворец строят наверно, бетонный причал, парадная лестница, газончик, кирпичная веранда, домик.

Где был мост торчат бревна, мелко, камушки, река разделяется на 3 протоки. Дальше долго заросли по берегу, не выйти. Где-то тут должен быть родник, как мне вчера сказали. Вот выход на берег, стоят лодки вылез пообедать, тут две девчонки купаются, речка мелкая. Спросил про родник, говорят, вот он тут по тропинке в 30 шагах. Так что повезло, а то вода кончалась. Надо пройти по хилому мостику через болотный рукав, и тут слева колодец в земле, квадратный деревянный, там вода чистая.

Набрал свои пузыри: 5+2,5 л. Потом пообедал и отправился дальше.

Ветер попутный, снова водоросли, но с протоками, пришлось вилять сильно. На правом берегу показался лес, речка стала чистая.

Вроде видно выход на берег трава вмята. В лесу-то лучше ночевать сухо, росы не будет. Но решил плыть дальше. Запах изменился то был болотный, а теперь дубами пахнет, свежестью. Тут попал в камышовые заросли, в тупик. Надо было по левой стороне объезжать. Что делать? Назад против течения не хочется лезть. Оказалось, что тут мелко по пояс. Встал на дно и повёл плот напролом в дыру в камышах, вылез на чистую воду. В лес выйти негде камыши, трава. Показалось место на левом берегу, ступеньки в круче прорублены, дно песчаное, лодка полузатонувшая. Здесь и вышел на луг.

Небо закрыли облака, тепло. Напилил у прибрежных деревьев сухих веток для костра, кирпичи тут лежат, а также куча бутылок от водки. Из села приехал дядя на велосипеде купаться, потом машина мимо проехала. Спать пошёл в 10 ч вечера. Ночью жарко стало, запарился. Время около 3 ч ночи. Тут кто-то подплыл с реки, булькал и шуршал. Я так и не понял, человек или зверёк. Вылезать не стал, чтобы комаров не пускать в палатку.

26 июля. р. Иловай

Проснулся по будильнику, позавтракал. Сумка и рюкзак похудели – пора затариваться продуктами.

Поплыли дальше. Река хорошая, на правом берегу лес, дубы, снова свежий запах, птицы стайкой в лесу мельтешат, чирикают. Несколько поворотов, мелко – по колено, по пояс.

Вот справа как-бы канал среди камышей аккуратно, чисто. Это река Иловай, вытекает из леса. Там тоже мелко, на дне песок, только вода холодная: 18°, а в Воронеже 25°. Залез туда против течения немного, дальше всё завалено упавшими деревьями.

Решил тут остановиться на обед и сходить в магазин в Старую Казинку (Борок), да и заночевать тоже тут в лесу. Здесь интересно, дубы древние, здоровые, деревья переплетаются, как шеи у Змея Горыныча. Земля бугры да ямы. Всё же кто-то тут бывал ржавая консервная банка лежит.

Вот в 14 ч оставил тут вещи, перешёл-переплыл Воронеж, вышел на дорогу и отправился в село. Поход до магазина занял 2 часа. Наелся там мороженого, напился сока, на закуску поднял яблоко и ещё одно с дерева сорвал, которое за ограду торчит. Из колодца набрал ещё бутыль воды. В селе есть небольшая церковь с синей крышей и золотой луковицей.

Обратно добирался ещё 2 часа, к 19 ч был в лесу у Иловая. Нашёл ровное место для палатки.

Дальше от реки в лес идёт вроде слабая тропинка между дубов, вот бы погулять, только уже темнеет. Поужинал, да и спать.

27 июля

В лесу В лесу

Около 6 ч утра как шаги у палатки шур, шур. На двух ногах идёт...  Думаю, живность какая-то. Потихоньку выглядывать стал, но никого не увидел, наверное птица, в кусты ушла.

Место для костра с вечера очищал от листьев, сучков развёл тут огонь, сварил овсянку, добавил изюм, чернослив, орехи, сгущёнку вкуснятина. Закусил бананом и яблоком. Пока собрался, отчалил в 11:15.

Проплыл под мостом на Старую Казинку. Течение хорошее.

В полдень вылез в тень на мостки возле села, тут пообедал. Дальше на правом берегу в лесу посёлок – лесхимучасток; за поворотом на сухом дереве сидит ястреб; потом высокий песчаный обрыв с пляжем, лес сосновый.

Дальше у берега рыболов попросил помочь – крючок зацепился за кувшинки. Низкий мостик в лесничество, я еле прошёл под левый пролёт (он повыше). Здесь на пляже много народу. С берега стали мне сватать спутника на плот, я говорю: "Мне надо в спутники женщину", а они отвечают: "С женщиной ты не месяц будешь плыть до Липецка, а все полгода!"

Несколько поворотов пляж, пеньки от старого моста. Берега заросшие, вылезти негде, вот подальше у обрыва увидел место без камышей, тут причалил. Вылезать неудобно с вещами.

Но взгромоздился наверх – сплошные дебри, чтобы пройти, отпиливал ветки у сливы с колючками, да попал по пальцу пилой. Пришлось тут забинтовываться. Дальше стал прорубаться в лес через крапиву, ежевику, сучья, трухлявые деревья. Вещи перенёс. Лес весь трухлявый, стволы переломанные валяются, завалил ещё ствол – он весь проеден муравьями.

Нашёл место для палатки, расчистил от сучков. Дров полно кругом. Поужинал уже в 22:30. Ночью опять кто-то сучьями трещал, ломился сквозь дебри, как лось.

28 июля. с. Кривец

Река Река
Тина Тина
Водоросли Водоросли

Утром поздно встал, зарядка, завтрак. Спустил вещи с обрыва на плот, отплыл уже в 12:50. На дне волнуются красивые водоросли, тина длинными нитками тянется по течению.

Здесь река гладкая, вдали видно сосновый лес. Повороты, течение приличное, где мелко, песок на дне. Любопытная цапля спустилась на берег и смотрит на меня (а обычно они сразу удирают). Потом улетела.

Добрался до конца южной петли. Тамбовская область закончилась, началась Липецкая. Уже видно дома в селе Кривец. Время 16 ч, туча надвигается с молнией. Народ разбежался с берега. Решил вылезать, прятать плот и успеть на автобус в Липецк.

Вышел на противоположный от села берег. Здесь довольно живописно. Запрятал плот, пришлось в Кривец переплывать через реку, с вещами и забинтованным пальцем (рюкзак упаковал в полиэтиленовый мешок). А тут оказалось мелко, можно пешком перейти :).

Туча прошла мимо, дождь чуть капнул. Собрался, пошёл в 18 ч, до остановки дошёл за 1 ч 15 мин, а последний-то автобус оказался аж в 20:30.  Маленький общительный мальчик с велосипедом показал, где остановка, потом сказал, что я могу к нему обращаться и впредь. Когда я сел в автобус, за поворотом на трассу влил-таки ливень, потемнело. Пока ехал, доедал остатки печенье, яблоки, и смотрел за стекло на дождь…

Третий заход
8 дней. Кривец - Ратчино. (Липецкая область)
7 августа. с. Кривец

На подходе к лесу На подходе к лесу

Неделю были дожди и холодно, сидел дома. 7 августа решил продолжить.

Купил помидоров и бутыль мичуринского кваса. В Кривце купил 5 л воды, нёс всё это 2 ч до места. Под конец подвезли на "Ниве" два добрых мужичка и ещё помидор дали.

Разложился, пообедал, перебрался с вещами на другой берег. Там какая-то белая коряга виднелась, шёл через реку, она голову повернула оказалась цапля. Плот на месте, ура! Думал тут заночевать, но дров нет, и место открытое, отсыреешь за ночь. Отплыл в 18:00.

Вода 21°. По карте через две петли лес и бережок. Добрался туда в 18:40. Лес сосновый, пляжик, дорога.

Тут место отдыха расчищены площадки до земли, скамейка, ямы нарыты здоровые, заложены брёвнышками и картонками. На ужин сварил гречку. Холодно. Палатку собрал уже почти в темноте. В Кривце в лагере – дискотека, слышно музыку, крики. Отрубились они в 23 ч, и я тоже спать пошёл.

8 августа

Утром лес в тени, а на реке в прогалине солнце.

Отчалил в 11 ч, мост из Кривца в лес в 11:50, течение сильное, мелко. Здесь ещё пляжик есть.

Река повернула на север. Обедал на берегу недалеко от водонапорной башни. Там стоит стол метров в 10 и скамьи такие же; ос тут много.

По реке дальше островок, пляж. Слева база отдыха ("Берёзка"). За ней водоросли снова почти всю реку забили, дальше камышовые островки, протоки.

В 17 ч вылез на бережок справа, со ступеньками. И стол есть. Кругом дубы. Просвечивает поляна, луг, где идёт дорожка в Преображеновку. На другом берегу неподалёку лесничество, собаки лают. Ужинал жареный на костре хлеб, квас, печенье, сухари.

9 августа. Лагерь

Цветок Цветок
Бабочка Бабочка

Утром с берега вид красивый, когда солнце только всходило. На том берегу деревья освещаются, а на этом тень и толстое дерево.

На завтрак съел мюсли с сухофруктами, яблоко.

Река виляет несколько раз, но в основном идёт на север. Хищная птичка кружится поблизости. Ветер сильный, попутный.

На обед вышел на интересный полуостров справа река, слева залив, два пляжика, травка, песочек. На него выходит дорога. Дальше в реке подводное бревно, только край выгибается над водой. Хищник всё кружит, временами пикирует на воду, может, рыбу ловит или лягушек. Вскоре я доплыл до местечка на правом берегу, где кто-то отдыхал раньше, подобрал там сухих дров, коряг и погрузил на плот. В реке плавают колючие водоросли, а на них пристроились другие цветочки, жёлтые.

Ещё немного – и добрался до лагеря у Преображеновки (я тут был в гостях прошлым летом, в июне здесь палаточный лагерь, а сейчас никого). Стоят большие широкие дубы, красиво. Скамейки, столики, турник... Я думал, здесь все дрова извели, потому и взял с собой дровишек на предыдущем бережке.

Подъехала машина с компанией отдыхать, я отплыл на нижний пляж, тут остался, берег здесь низкий, не надо никуда карабкаться. Компания уехала. Сварил на ужин гороховый супчик с гречкой, объелся, надо что-то одно было есть. Сегодня тепло…

10 августа

Восход Восход
"Дубки" "Дубки"
Кущи Кущи

Утром замёрз, проснулся, и комар пробрался в палатку. Солнце собиралось всходить. Я скорей взял фотоаппарат и побежал фоткать восход, дубы, речку. Кругом никого.

После завтрака решил сходить в Преображеновку ради интереса. Запрятал всё своё хозяйство, кроме коврика, мешков (которые стоят 10 р), полотенца и мыла чтобы место не заняли. А тут уже приехали люди на машине отдыхать неподалёку.

До Преображеновки асфальт идёт через лес.

Дошёл за час, там красиво, клумбы, магазинчик новый треугольником, берёза посреди площади, на берёзе скворечник.

Тут есть плотина и пруд. В магазине купил сладостей, овсянку в пакетиках, сок. Церкви в селе нет, хотел сфотографировать... У пруда пляж с грибочками и заборчиком. На проводах ласточки щебечут.

Пришёл обратно в лагерь, а коврика нет, и мешков !!! Пошёл к той компании, оказалось всё у них – отдали.

Собрался уплывать, ещё компания приехала из Липецка расспрашивали, как я плот строил и как живу на нём неделю («А у вас там что, холодильник есть?»), потом пожелали счастливого пути. Вперёд прошли байдарки, я отчалил в 15:10. Прошёл под мостом, он железобетонный, низкий - коврик перевесил вбок, а то не проходит.

Дальше за поворотом на берегу расположились байдарочники под отдельными дубами на поляне. Течение слабое, прошёл протоку, река повернула влево, а справа залив. Вскоре я вылез пора, увидел дерево-корягу, и бережок есть.

Тут луг, деревья кучками, дрова есть. Панорама на реку, сосновый лес за лугом, и коряга интересная. Когда ужинал, пришла откуда-то собака попрошайничать, вела себя очень скромно. Дал ей шоколадки и печенья. Потом в сумерках фотографировал луну.

11 августа. п. Дальний

Облака Облака
Рябь Рябь
Паразитики Паразитики
Лес на берегу Лес на берегу
Кувшинка ещё не распустилась Кувшинка ещё не распустилась

Проснулся по будильнику, задремал ещё на 40 минут. Позавтракал, собрался плыть, мимо прошли около 10 байдарок вчерашние, значит, шустрей меня собрались.

По реке и дальше бережки, потом лес. Облака сегодня интересные. Вода стала потеплее: 22,5°. Левый берег с лесом - дебри: коряги, дубы, корни, пещеры. Утки дикие на брёвнышке загорают, рядом кувшинка белая в воде светится.

Течение слабое, камышовые островки, за ними вылез пообедать на правый берег. Тут две скамейки, есть дорога куда-то. С берега уже видно посёлок Дальний, сгоревший лес. Прошлым летом всё выгорело.

Ветер поднялся сильный и встречный. Самолёты летают, бомбят полигон. Новый Су-31 (?) прямо над головой несколько раз прошёл.

Поплыл дальше на левом берегу посёлок Дальний, островок, вышел на бережок у озера Круглое. Люди подошли купаться, я спросил про воду есть колонка с артезианской водой. Мальчик проводил, набрал я 5 л. Тут дома строят новые бревенчатые после пожаров. Думал на другом берегу остановиться ночевать, но место не очень, и напротив посёлка. Отправился дальше, вышел после последнего пляжа на правый берег.

Здесь местечко хорошее, столик, дрова, кирпичи, решётка для кастрюльки, на деревьях натянуты буквы: "С днём рождения", под скамейкой 5 л бутыль с водой наполовину  пригодится. Только ос тут куча вьётся, и ещё два шершня. Но я с ними дружу, так что всё нормально. За деревьями дорога отсюда выходит на поле. На ужин гречка, чай, пряники. В 22:30 спать собрался, самолёты всё летают, и вертолёт большой с цветными огоньками.

12 августа

Восход Восход
Мальки у берега Мальки у берега
Сиреневый цветок Сиреневый цветок

Утром после завтака осы устроили драку за изюмину, сначала две осы, потом три. Дрались минут 10, потом поделили зоны влияния и грызли её с трёх сторон. Потом явился шершень и ухватил изюмину в лапы, осы разлетелись.

Отчалил в 11:15. Камышовые островки, чуть дальше справа отличный бережок, без обрыва, большой песчаный пляжик, лопушки, мелко, на дне песок, под деревом есть столик и скамейки.

Потом по реке топляк подводные деревья толстенные, на них водоросли растут, местами, а в основном на дне песок и мелко, пучки водорослей и ракушки блестят, красиво. Течение быстрое.

Часам к 5 вечера доплыл до леса у села Ратчино, где дорога. Тут мужики строят мост из брёвен, вот как! Созидание! Отодвинули доски, чтобы я прошёл в пролёт. За поворотом отмель и дорога в село. Здесь остановился ночевать.

Место неудобное, деревьев нет, какие-то невысокие заросли с колючками. Уже в 10 вечера села роса. Ночью гром и молния, зато росы не стало, смотрю 1 час ночи, тучи наползают, луна светит. Набросил на палатку плёнку, только она всё не закрыла. А тут и дождь полил. Палатка протекает насквозь, а вода собирается лужей. Дождь скоро кончился, я вытер лужи в палатке, подмок спальный мешок. Собрался уже спать кто-то в палатке в углу об стенку долбится, всё трясёт. Оказалось лягушонок успел забраться. Вот ещё! Стал его выгонять к выходу, руками ведь не возьмёшься. Ну выгнал. Пофоткал облака и луну. Какие-то ночные птицы ещё порхали. Спать пошёл в 3:40.

13 августа. Недалеко от с. Ратчино

Утро, тишь да гладь Утро, тишь да гладь
Розовые цветы Розовые цветы
Кувшинка Кувшинка
Костёр, луна Костёр, луна
Птичка Птичка

Утром всё мокрое после дождя, долго пытался костёр разжечь, на солнце вещи сушил. Отправился дальше в 12:40.

Мелко, течение быстрое, ветра почти нет. Ну вот, скоро Ратчино, надо завершать поход. Здесь много изгибов у реки, но они быстро проходятся.

Плавная дуга, деревья над водой наклонились, цветочки розовые, кувшинка.

Вот и приток из леса Становая Ряса, залив и остров, где раньше сосна была. На остров высадился обедать. А на левом берегу весь лес сгорел…

Хотел переплыть в лес ночевать, но с костром там опасно. Решил остаться на острове. Отправился на берег в лес за дровами, там настоящие дебри. В 2008 году был я на этом острове, а в лесу рушились старые деревья от ветра, с треском и тяжело падали.

Мимо пошли байдарки, и шли до вечера.

Собрался костёр разводить для ужина, тут выплывают резиновые лодки из-за деревьев метров за 100 там из села дорога к берегу подходит. Голос возмущённый, смотрю знакомые, у них тут домик. Они знали, что я мимо проплывать буду. Я крикнул, руками замахал, подплыли. Вот и встретились. Сфотографировались, назавтра они обещали меня забрать на машине.

Я поставил палатку прямо на песок у берега, другого ровного места нет, закрепил колышками с растяжками. Вечером ещё прошли байдарки и катамаран здоровый надувной, разноцветный. На нём сидят 4 человека, каждый с веслом.

Обо мне уже наслышаны от прибрежных отдыхающих. "Это вы из Мичуринска сплавляетесь?". А они идут кто от Преображеновки, кто от Кривца группа. Они высадились подальше в горелый лес на левом берегу.

Уже темно. От Ратчино слышно  – пришли две женщины на берег: "Луна, ура!" Потом они созвонились с байдарочниками, и те подъехали забрать их к себе. Стала сверкать молния вдали, я закрыл палатку плёнкой и пошёл спать.

14 августа

Цветы на острове Цветы на острове

Дождя не было, утром тепло и душно, солнце пригрело палатку. Я решил сфотографироваться в виде пирата. Тут валялся зеркальный коврик, взял его для отражателя.

От вчерашних туристов подъехала байдарка, два человека средних лет расспрашивали, как сделан плот, про реку Лесной Воронеж, можно ли пройти. В свою очередь посоветовали мне реку Битюг в Воронежской области.

Собрал вещи к 13 ч, переправился на другой берег, пошёл по дороге к Ратчино, созвонился со знакомыми. Довезли до своего дома, накормили борщом, помидорами, пирогом, яблоками до отвала. И кот у них здоровый рыжий тоже отвалился. К вечеру довезли в Липецк, спасибо!