Сплав по рекам Шурбовка и Кубена осенью 2014г
ст.Ерцево-р.Шурбовка-р.Кубена-Иконниково-Сямжа-Вологда

Сплав по реке Кубена

Поход проходил с 10 октября по 20 октября 2014г.

Маршрут- Ерцево-р.Шурбровка-р.Кубена-до Харовска.

10.10.14 пятница.

Вечерней лошадью с Ярославского вокзала я и два моих рюкзака с тележкой отправились в путь.

Затолкать их пришлось на верхнюю полку бокового мест, под нижнюю бокового они просто не влезали. Проводница проверив билеты, предупредила, что курить в поезде запрещается, и посмотрев на моего соседа, а потом на меня, добавила -и пить тоже.

На следующий день 11 октября в 7-04 я высадился на ст.Ерцево. Кругом темень, такси не видно, на станции где горел свет, определился куда идти. Дождь моросит не преставая. Очень мелкий, ветра нет. Ощущение что водяная взвесь висит в воздухе.

Моя надежда взять такси на станции не оправдались, поселок как вымерший.  Пришлось идти пешком. Через 2 часа дошел до моста через реку Шурбовка. Мост это конечно не совсем мост, просто бетонная труба в насыпи. Произвел стапель и поплыл.

Нужно сказать, что лучше бы дойти до Антиповки и по грунтовке дойти до р. Кубены или до устья Шурбовки. А так весь день пришлось потратить на обнос поваленных деревьев, бобровых плотин и проводок. Местами река сужается так, что между берегами не проходит байдарка, местами заросшая хвощем, что гребсти невозможно. Весь день шел дождь, когда он прекращался, в воздухе висела мелкая водяная взвесь, которая оседала на одежду. Очень хорошо слышно как проходят поезда, хотя расстояние до железной дороги уже приличное. Прохождение Шуробовки составило 7ч. В 17-35 я достиг Кубены. Вход в нее оказался завален деревьями и пришлось в очередной раз их обносить.

В 18ч я нашел стоянку на откосе, тут уже останавливались рыбаки, висели на ветках старые сети. Только поставил палатку как зарядил дождь. Дрова заготавливал уже под дождем и в сумерках. Темнеет довольно рано, середина октября, в начале восьмого уже темно. Поужинал.  Дождь шел всю ночь не переставая.

12 октября. воскресенье.

Проснулся в 7-30. Сегодня решил сделать дневку, решил никуда не плыть.

Пока напилил дров, вскипятил чай, развесил сушиться одежду, было уже десять часов. Собрал спининг, прошелся по берегу, рыба не берет категорически.

Вернулся приготовил обед, искупался, вода как и следовало ожидать в реке ледяная.

Спать завалился в 23ч.

13 октября понедельник.

Проснулся в 6 ч. растопил печь, вскипятил чай, стал собираться. Дождь шел всю ночь. Кончился утром и я уже складывал палатку не под проливным дождем. В 8-40 отчалил. Дождь то идет, то прекращается. Похолодало. Пришлось утеплится. Рыба не берет, хотя попадаются перспективные заросли. Река течет по лесу, красота, тишина, иногда взлетают потревоженные мной утки.

Погода нужно сказать стоит мерзкая, хотя могло быть и хуже.

В 16 ч стал искать стоянку. Со стоянками тут беда, трудно найти подходящее место. В 16-50 нашел полянку и на ней остановился. Прошел за день 27км, за 8 часов.

14 октября. вторник.

Провалялся до 7ч. и прособирался до 9ч. Река местами очень напоминает р. Осуга, что в Тверской обл. Перекатики, меняются равнинным течением и река образует зигзаги вдоль обрывистых берегов. Проплыл мимо столбов торчащих из воды, толи мельница тут была толи причал , по карте к ней подходит старая грунтовка. Дошел почти до Явенги, остановился на левом берегу в паре км от Митинской. Её не видно из-за поворота реки, но видны уже холмы без леса. Прошел за день 23 км. Часто останавливался, ловил рыбу. Не берет. Встретил мужиков -проверяли сети. За день был один обнос, упавшая ель перегородила реку.

15 октября среда.

Ночью были заморозки, вся листва на земле замерзла, в бухте где я причалил стоит лед. Пока собирался пошла снежная крупа. В 11ч проплыл ст. Явенгу. После обеда снег повалил стеной, крупными хлопьями. Дзен. Плывешь на байдарке по черной воде и падает снег и тишина, кругом лес и река. Красота. Временами выглядывает солнце и становится веселее гребсти. Долго искал стоянку, наконец остановился в седьмом часу, чуть-чуть не доходя до реки Шунда. Раскладывался уже в темноте. Пока пилил дрова для печки похоладало и вода в котелке покрылась льдом. Байдарка тоже покрылась льдом. Вскипятил чаю, сходил окунулся, ужас, холодина. Очень устал, руки болят от гребли. На небе красота, яркие звезды, давно не видил такого чистого неба, виден уже Сириус, зимнее небо. Погода холодная, на улице дубак.

16 октября. четверг.

Отчалил в 10 ч. Весь день боролся против встречного ветра. Встал лагерем не доходя примерно 1км до пос.Ючка. Нашел замержий рыжик, сварил его вместе с лапшой. Мороз не проходит. Все попытки поймать рыбу не увенчались успехом. Молния боковая на палатке не растегивается-заледенела.

17 октября пятница,седьмой день пути.

Холодно, берег реки во льду, полдесятого вышел в путь. Проплыл Ючку, поселок стоит в живописном месте, сосны, за поселком хорошие подходы к берегу и к воде, можно остановится на ночь. Проплыл Хвостово. Ощущение что деревня дачная, никого не видно, видимо народ бывает только летом.

Полдня встречный ветер, после обеда стал дуть в спину или в бок. Немного замерз. Вообще день выдался трудным. Поднимал, проплывая уток и гусей. Один раз видел норку, переплывала реку.

Долго не мог найти стоянку. В темноте, когда рубил дрова, попал себе сучком в глаз, глаз воспалился, хорошо, что через день прошел. Ночью проснулся и растопил печь, на улице дубак, захотелось тепла и уюта. Конденсат, который образуется на палатке скатывается вниз и образует лед, так что низ палатки весь покрыт коркой льда.

18 октября, суббота -кошмарный день.

Утром спустившись с холма где я ночевал, обнаружил что река встала выше по течению. Ниже еще течет. Решил, что возможно дойду хотя бы до Гремячего, оттуда можно будет уехать, по дороге еще только села Опариха и Иконниково, но живет ли там народ и есть ли связь неизвестно. Я надеялся что река не встанет, потеплеет и я продолжу свой путь. Но моим планам не суждено было сбыться. Плыл я примерно километр и на очередном повороте протоки закончились и пошел сплошной лед. Весь день приходилось делать проводки, обносы, рубится через лед до проток. Прошел за весь день около 10км. Встал на стоянку в лесу на грунтовой дороге. До Иконниково примерно 10км по прямой. Днем светило Солнце и даже припекало, лед на бортах байдарки растаял, на веслах тоже. Как стало вечереть, так почуствовалось дыхание холода. Пока набирал воду в бутылки, вода в котелке успела покрыться коркой льда. Земля промерзла сильно, натопил печь, сварил с картошкой еще пару найденых у стоянки лисичек замерзших. Здесь связь отсутствует. Позже у местных узнал что утром было -17 на реке. В 3 км от реки уже -12. Байдарка вся во льду, складывать страшно, хотел затащить в палатку отогреть, но не стал, начнет таять, будет баня в палатке. Подогрел воды в котелке, помылся.

На небе красотища- звезды светят ярко.

19 октября воскресенье.

Утром собрал все вещи в 2 рюкзака и пошел по грунтовой дороге. Ходил в 2 ходки. В 15ч я был уже в Иконниково. Прошел 20км в общей сложности. Узнал, что опоздал на 2часа, уезжал в Вологду дачник, мог бы и меня захватить. Переночевал у местного жителя, который приютил меня на ночь. Он же и договорился с другом, который на следующий день отвез меня до Сямжи, а от туда автобусом до Вологды. В Вологде взял уже билет на вечерний поезд до Москвы. Прошелся немного по городу, посмотрел на достопримечательности. В Вологде шел весь день снег и вечером он выглядел, как будто на дворе стоит декабрь, а не вторая половина октября. На следующий день я уже был дома. Жаль что не сложился поход, не удалось сплавится до Харовска.

Местные сказали, что рыбы мало, повыбили ее всю электроудочками. Хотя проплывая заросли травы и камышей рыба плескалась средних размеров. Так же сказали что в том месте где я вставал на ночевку, рядом стоят лабазы, охотники подкармливают медведей для охоты, как я с ними не встретился не понятно. Когда шел до Иконниково слышал выстрелы, думал народ тетеревов стреляет, оказалось медведей.

Вот и весь мой поход по реке Кубена.