ЧАСТЬ 3. Боргойская степь

Ущелье р. Джида. Ущелье р. Джида.
р. Джида. р. Джида.
Закат после дождя. Пойма р. Джида. Закат после дождя. Пойма р. Джида.
Просторы Боргойской степи. Просторы Боргойской степи.
Удобная постель... Удобная постель...
Ужин с видом на небо... Ужин с видом на небо...
Этот район нашего путешествия занимает долину среднего и нижнего течения реки Джиды и прилегающие к ней сухие солончаковые Боргойские степи. С севера район ограничивают Хамар-Дабанский и Боргойский, а с юга - Джидинский хребты. Боргойская степь - сухая безлесая низменность на стыке Сибири и Центральной Азии. Она раскинулась среди пологих горных хребтов под почти всегда ясным голубым небом. На протяжении тысячилетий этот край был колыбелью цивилизаций кочевников, самые известные из которых - империя племен гуннов и государство великих монголов.
На этом этапе нашего путешествия не было, каких либо сложных препятствий с точки зрения велосипедного туризма, кроме не сложного перевала Капитанка. Но этот край поразил нас своей красотой и умиротворенностью - широкие долины, пологие склоны холмов и далекий, утопающий в голубой дымке горизонт, побуждают к движению, маня увидеть то, что скрыто за изгибом рельефа.
Часть 4. Через два хребта Хамар-Дабана назад к Байкалу

Подъем на хр. Малый Хамар-Дабан. Подъем на хр. Малый Хамар-Дабан.
Спуск с Малого хребта. Спуск с Малого хребта.
Конец спуска, долина реки Темник. Конец спуска, долина реки Темник.
Переправа велосипедов. Переправа велосипедов.
Подъем на Большой Хамар-Дабан Подъем на Большой Хамар-Дабан
На перевале. На перевале.
Грибные места - проехать не возможно! Грибные места - проехать не возможно!
Перевал. Большой Хамар-Дабан. Перевал. Большой Хамар-Дабан.
"Веселый" спуск к Байкалу. "Веселый" спуск к Байкалу.
Удугинский тракт. Удугинский тракт.
"Бродяга к Байкалу подъехал..." "Бродяга к Байкалу подъехал..."
Переправа снаряжения и участников. Переправа снаряжения и участников.
Хамар-Дабан (в переводе с бурятского хребет - нос, ореховый перевал) - это название горной страны у Байкала, которая подразделяется на малый и большй Хамар-Дабан, разделенные рекой Темник. Горы круто обрываются к Байкалу и являются естественной преградой для воздушных потоков, переносимых через Байкал. Осадков здесь выпадает больше, чем на смежных пространствах, влажный климат способствует обильному росту разнообразной растительности, за что хребет иногда называют "сибирскими джунглями".
В этой части нашего путешествия мы проехали полевыми, лесовозными и заброшенными, зарастающими дорогами от поселка Усть-Урма через Малый Хамар-Дабан до реки Темник, где нам снова пришлось собирать катамаран, так как из-за сильных дождей переправа в брод стала невозможной. Переправившись через реку мы вышли к поселку Таежный и на на старый Удугинский тракт по которому преодолев хребет Большой Хамар-Дабан спустились к ст. Бабушкин на берегу озера Байкал. Удугинский тракт на сегодня единственный, по которому можно пересечь весь Хамар-Дабан прямо в середине хребта на автомобиле высокой проходимости. В летне-осенний период сплошная тайга между Байкалом и  Темником становится постоянным прибежищем добытчиков ягод, грибов и орехов. Охотники и рыбаки едут подальше, к Темнику, и еще дальше - на Малый Хамар-Дабан.  История тракта насчитывает уже два столетия. В Мысовске (в 1941 г. переименован в Бабушкин), тогда «филиале» Посольского монастыря, ещё до постройки Кругобайкальского тракта местное купечество затеяло строить свой Кяхтинский тракт, который был бы короче и удобнее остальных хамар-дабанских трактов — Хамар-Дабанского из Култука, Игумновского и Ивановского и предназначался для перевозки грузов из Китая в Россию и обратно. В 1964 этот тракт как бы возродился: в построенном на левом берегу Темника поселке Таежный создается крупный леспромхоз. С запретом рубок и ликвидацией леспромхоза вновь оставленный эксплуатационниками тракт потихоньку размывается, но в последние годы его открыли для себя спортсмены - автомобилисты и велосипедисты.
На этом этапе закончилась активная часть нашего иаршрута.