Албания / Самостоятельная поездка | Пешеходный туризм | Автотуризм | Спортивный туризм

Черногория в сезон. Часть 2-я: Монастырь Острог. Каньон Морача. Национальный парк «Биоградска гора». Поездка в Албанию.

27 - 31 августа 2013 г.
Скадарское озеро. Подгорица. Василий Острожский. Почему Сербия Черногорию отпустила. Смерть бегемота. Каньон реки Морача. Национальный парк «Биоградска гора». Легенда крепости Розафа. Первая Балканская война и образование Албании. Город Шкодер.
Бар - Подгорица - Острог - Колашин - Шкодер - Москва

Несостоявшаяся поездка на Скадарское озеро

Часть 1-я здесь:

День 6-й, Вторник, 27 августа 2013 года. Несостоявшаяся поездка на Скадарское озеро.

Ливень в Баре и отмена экскурсии. Завтрак по-черногорски. Легкий шопинг. Ресторан «Самба».

Всю ночь страшный ливень шел, часам к семи утра он прекратился, но небо хмурым оставалось. Сигареты, оставленные на столике на балконе, в хлам превратились. Зажигалки тоже не работали. Гугукали горлицы.

001-Хмурое небо
002-Хмурое небо

Вещи, вывешенные на сушилку на балконе, выглядели чуть более убедительно, чем промокшие сигареты.

003-Сушилка

В 7-45 пришла СМС-ка от фирмы «Парус»: «В связи с непогодой экскурсия на Скадарское озеро отменяется».

005-Ласточкины гнезда

-120 евро «сэкономили», -задумчиво протянула жена, намазывая айвар на хлеб и наливая себе чай.

004-Айвар

-Плюс 80 евро сдачи, которую мы вчера не получили, -поддержала ее свояченица.- Итого 200 евро. Фирма «Парус» обрекает нас на злостный шопинг, бессмысленный и беспощадный.

-На «выручку» (для начала) вполне в «Пивнице» позавтракать можем себе позволить, -сообразил я и мы отправились в «Пивницу».

006-Хмурое небо

Тем более, что немного распогодилось.

007-В Пивницу

В «Пивнице» мы с женой умничать не стали и заказали яичницу с пршутом, помидорами, сыром и маслинами (по 4 евро).

008-Яичница

А вот свояченица решила чивапчичи (мягкие длинные кебабы) с картошкой фри попробовать. Ей не понравилось.

009-Чивапчичи

Кофе плюс капучино – всего на 23 евро (вместе с чаевыми) вышло.

010-Центр Бара

Добрались до спортивного магазина, когда ливень начался вновь. В магазине спрятались все, кто успел. Барышни, выпросив зонт (взаймы) у продавщицы, рванули к Робна Куче в попытке купить зонты. И им это удалось.

011-Робна Куча
012-Зонты

Вернулись они с добычей: парой женских зонтов (по 3 евро) и одним мужским за 4 евро. Одолженный зонт продавщице из спортивного магазина вернули. Пока они за зонтами ходили, я по магазину гулял и окончательно убедился, что мужские вещи в Баре можно даже не искать.

013-С зонтами

У свояченицы из носа потекло, поэтому в кафе «La Esquina» зашли, где мы с женой грейпфрутовый сок (по 2-50) выпили, а свояченица чай с лимоном за 1 евро. Тут же и магазинчик рядом нашелся, где мы вино, кефир и пару упаковок бумажных платков купили. Подумав, и фляжку сербской сливовицы (для свояченицы) за 10 евро приобрели, а к ней – соки. Справедливо полагая, что простуду лечить вином не получится, а вот сливовицей – запросто. Так оно и вышло.

014-Сливовица
015-Сливовица
016-Соки

Взяв такси, за 2-65 до дома доехали. Сидя на балконе, мы с женой белое вино прихлебывали, свояченица – терафлю.

017-На балконе

В 14-30 вышло солнце и вернулась жара.

Делать нечего, на платный пляж отправились: два зонта и три лежака по-прежнему 8 евро стоили.

По дороге розмарин рассматривал, планируя пару веточек в Москву забрать.

019-Розмарин

Пока мы с женой купались, бедолага-свояченица на лежаке чай с лимоном пила, который ей периодически официант приносил.

018-Пляж в Баре
020-Пляж в Баре

И все-таки шопинг удался: проходя мимо палатки с колониальными товарами, барышни зацепили в ней две кофточки по 20 евро. Продавщица, воровато улыбаясь, запихнула в пакет с кофтами две нитки пластмассового жемчуга, но под суровыми взглядами барышень «жемчуг» из пакета вынула.

Приняв душ, открыли (на пробу) бутылку сербского «Вранаца». Вино оказалось не хуже черногорского, даже крышка такая же – жестяная. Остается только догадываться, что именно под этим названием в Москве продается – ничего общего.

021-Сербский Вранац

Свояченица (в целях укрепления здоровья) сливовицу попробовала. Вроде помогло: во всяком случае, к ужину в ресторане она готова была.

022-Робна Куча

Напротив Робной Кучи мы еще днем 5-звездный ресторан «Самба» заметили. Большая открытая веранда на втором этаже признана была годной для вечерней трапезы.

023-Ресторан Самба
024-Ресторан Самба

Взяли карпаччо из осьминогов, салат из томатов черри с рукколой, уху (рибла чорба) для меня и три телятины под трюфельным соусом. Пиво «Никшичка» и бутылку белого вина.

-Действительно 5 звезд, -сообщила жена, изучив меню.- Телятина наша 18 евро за порцию стоит.

025-Ресторан Самба

Рядом с нами гуляла большая компания русских, отлично пел музыкант, еда очень вкусной оказалась.

026-Ресторан Самба

Счет на 87 евро принесли, на радостях мы 100 отдали. И 5 евро музыканту вручили.

027-Ресторан Самба

Привычно дойдя до стоянки такси у «Княжьего сада», взяли машину и за 2-65 до дома доехали.

-В сущности, в связи с отменой поездки на Скадарское озеро мы немногое потеряли, -размышлял я вслух, сидя на балконе.- Были мы там со Стасом в прошлом ноябре, на курорте «Плавница». Насчет купания не скажу естественно, но ресторан там хороший – не хуже «Самбы» сегодняшней.

-Имеется там достопримечательность одна: рядом с рестораном в загоне с бассейном бегемотиха Никица обитает. Прикольное животное. Я вам фотки покажу.

029-Никица
030-Никица
028-Никица
Монастырь Острог

День 7-й, Среда, 28 августа 2013 года. Монастырь Острог.

Скадарское озеро. Подгорица. Василий Острожский. Острог – место уединения. Виноградная лоза в Верхнем монастыре. Св. Станко. Неразорвавшийся снаряд. Нижний монастырь. Сутоморе.

Встали мы в 6-45. Выпили кефир.

002-Паром

Кофе уже на балконе пили. В порт Бара как раз входил тот самый единственный паром, следующий из Бари, Черногории при развале Югославии доставшийся.

003-Паром

В 8-00 у ресторана «ВВ» нас подобрал автобус «Паруса». Барышни не забыли прихватить с таким трудом приобретенные вчера зонтики.

004-В ожидании автобуса

Надежда вернула нам деньги за несостоявшуюся экскурсию на Скадарское озеро и сдачу. В автобусе кроме русских оказалась черногорка с маленькой девочкой и совсем крохотным мальчиком.

Поэтому Надежда вела экскурсию на двух языках, иногда на сербский переходя.

-Сейчас мы поедем по красивой дороге до Подгорицы, мимо Скадарского озера, -начала рассказ Надежда.

001-Карта

-Территория Черногории невелика – 13812 кв. км., при этом большую ее часть горы занимают. Если горы эти разгладить – большая страна получится. Население – чуть больше 600 тыс. человек, при этом 4% из них – католики и 21% - мусульмане. Традиция уважительного отношения к разным культурам, религиям и обычаям веками складывалась, поэтому после развала Югославии гражданских войн на территории Черногории не было.

-Приношу извинения за отмену вчерашней экскурсии на Скадарское озеро, но погода просто не позволила: партнеры сообщили, что на озере сильный дождь и ветер, волны огромные – выйти на катере в озеро просто невозможно было.

-Скадарское озеро – второе по размеру озеро в Европе (после Онежского) и самое большое озеро на Балканах. Площадь его меняется от 300 кв. км. летом до 500 кв. км зимой. Заливные луга, которые мы из окон видим, это территория озера. Поэтому возле Скадарского озера мало населенных пунктов – берега болотистые.

005-Скадарское озеро

-На юге озера город Скадар находится – колыбель черногорской государственности. С 1913 года по решению Лондонской конференции Скадар (Шкодра) в состав Албании входит. Ей же треть озера принадлежит. В 15-м веке черногорские князья государство Зета организовали, Иван Црноевич на берегу Скадарского озера дворец построил, здесь же книги на кириллице печатали. В конце 15-го века турки появились и всех достали. Иван Црноевич в горы уходит, в Цетине, но турки и туда явились. Пять веков турки развитие Черногории тормозили. Сейчас черногорцев 600 тысяч, а тогда раз в шесть меньше было.

008-Железная дорога

-Другую часть Черногории Венеция захватила, но черногорцы терпели и выжили, спасли веру, культуру, обычаи и традиции.

-Озеро в криптодепрессии располагается – некоторые участки его дна ниже уровня моря находятся. Средняя глубина озера 3-6 метров, но есть колодцы глубиной до 60 метров. Впадает в озеро 5 рек, а вытекает из него только одна – Буна (в районе Улциня). От моря озеро горный хребет отделяет.

007-У Скадарского озера

-В озере 26 видов рыб обитает, а в его окрестностях – 70 видов птиц. Поверхность озера никогда льдом не покрывается, поэтому рыбы отлично себя чувствуют и прекрасно размножаются. Тем более, что хищных рыб (щук и судаков) в озере не водится. Есть окуни, но их немного.

-Скадарское озеро государством охраняется, промышленности здесь нет и не было никогда, поэтому вода в озере чистая. Самые ровные и плодородные земли в Черногории – вокруг озера, все сельскохозяйственные территории именно здесь. Выращивают абсолютно все, кроме ананасов и бананов, скотоводством занимаются. Виноградники обширные. При таком климате и удобрения не нужны.

006-Виноградники

-Обилие пресной воды. Воду в Баре не из Скадарского озера берут, а из огромного подземного озера с чистой родниковой водой. Если воду из Скадарского озера брать, то очистные сооружения строить нужно (вода хоть и чистая, но стоячая). Вместо этого из подземного озера трубы в региональный водопровод проложили – до Улциня вода доходит.

-Подгорицу (100 тысяч населения) мы чуть в стороне оставим. Столицу в нее перенесли, потому что добираться до нее удобно. Железная дорога в сторону Белграда есть, аэропорт. Все постоянные авиарейсы аэропорт Подгорицы принимает. Подгорица (бывший Титоград) удачно расположена, но показать в ней нечего – туда даже экскурсии не возят. Разве что современные здания из стекла. Подгорица – самый жаркий город Европы: температура воздуха летом – плюс 45 градусов. С июня до второй половины октября дождей в Черногории обычно не бывает. Вчерашний день – исключение.

-Здесь мы санитарную остановку сделаем.

-Мелкое предпринимательство в Черногории всегда развито было, даже во времена Югославии. Человек приходил с госслужбы и в собственной лавке торговал. Страна маленькая, все друг друга знают. Преступности и рэкета нет – до Белграда добежать не успеешь, как тебя поймают и внушение сделают. Налоги на бизнес небольшие. Мы с мужем 10 небольших автобусов в кредит взяли: часть их сами используем, часть в аренду турфирмам сдаем.

-Черногорцы на подъем тяжелы. Практически не путешествуют. А зачем? В Черногории все есть: озера и море, леса и горы. Но всех с удовольствием принимают, в том числе и на ПМЖ. Одно условие – вести себя прилично. Сама я тоже немного путешествовала – в основном по окрестным странам.

-Турки, пришедшие в 15-м веке, к 17-му веку чувствовали себя здесь как дома. Черногорцев с плодородных земель согнали. Котор захватить попытались: черногорцы помощи у Венеции попросили, та и помогла, но несколько своеобразно – забрала Котор себе. Так что в 17-м веке в Черногории трагическая ситуация сложилась: первый глубокий кризис, в том числе духовный. Черногорцы сейчас самыми высокими в Европе считаются: турки им селекцию устроили, только самые здоровые выживали. Развиваться с оружием в руках тяжело.

-Люди духом падать начали – помощи ждать неоткуда. Многие ислам принимать стали – только в этом случае турки их в покое оставляли. Вот откуда в стране 21% мусульман. С другой стороны (Которский залив) католики наседали – отсюда 4% католиков.

-И тут Господь, посмотрев на все это, сжалился и послал в Черногорию святого человека. В !610 году на границе Герцеговины и Черногории родился мальчик, которого назвали Стоян. Очень необычный ребенок. Хрупкий, со светлыми волосами, глазами и кожей – совершенно не похож на черногорца. С малых лет в церкви себя как дома чувствовал. Чудесный голос – самые горластые черногорцы замолкали.

009-Икона

-В разоренном турками монастыре Тврдош Стоян принимает постриг с именем Василий, но в монастыре не остается и идет в народ. Народ богохульничает, а он утешает. Просит не забывать обычаи и учить детей. Очень необычный монах: в монастыре не сидит, по домам ходит. На руинах церквей крестит. Турки не все церкви рушили: сносили крышу и минарет пристраивали, превращая церковь в мечеть. Церкви восстанавливать стали.

010-Складень

-У Василия дар исцеления открылся: люди от стресса с ума сходили, а он их молитвами исцелял. Руку прикладывал – раны затягивались, ноги и руки заживали. Зрение и голос возвращал.

-Митрополит Мардарий (главный в Черногории) Василия в Цетине пригласил. Василий пошел с радостью, но выяснилось, что Мардарий Унию с Ватиканом готовит. Василий Унию осудил и опять в народ пошел. Каждый день проповедует, выводит из кризиса и веру в Бога возвращает. Турков Василий раздражать начал: черногорцы ислам принимать перестали, а кое-где и вооруженный отпор туркам давать начали.

-Самого Василия трогать турки опасались, но покушения на него организовывали, безуспешные, впрочем. Тогда турки тактику поменяли: вооруженными отрядами на деревни нападать начали, где Василий накануне побывал, и деревни сжигать. Василий в Грецию, на Афон, отправляется, где его поддержали. Получив заряд энергии, в Черногорию возвращается.

-Сербский патриарх Паисий посвящает Василия в сан епископа, после чего тот в Москву за помощью отправляется. Русская православная церковь помогает Василию деньгами, книгами, иконами. Он восстанавливает монастыри и церкви, раздает деньги голодающим, а часть денег на выкуп старейшин черногорских племен использует.

-Слава Василия как целителя растет: уже и католики, и турки в ноги к нему падают с просьбой об исцелении. Он никого ни о чем не спрашивает и никому не отказывает.

-Наконец Василий устает и решает уединиться. Традиция отшельничества у сербских монахов развита. В Остроге в двух маленьких пещерах монах Исайя жил. Василий пришел к нему в гости и ему понравилось. Острог не только тюрьму означает, но и место уединения. Постепенно Василий пещеры в церкви превращает, приглашенные греческие мастера их расписывают. К нему люди приходят, и он к ним вниз спускается, но и народ сам наверх подтягивается.

Места для встреч мало становится, и Василий выкупает земли будущего Нижнего монастыря. В Остроге Василий до конца жизни остается, создав здесь монастырь. В 1671 году Василий безо всяких мучений умирает и его хоронят в полу одной из церквей, под плитой.

-Через три года на месте, где он умер, виноградная лоза прорастает. Прямо из скалы. Ученые утверждают, что на такой высоте (996 метров над уровнем моря) виноград не растет. А лоза до сих пор плодоносит – в месте этом, видимо, огромный источник духовной энергии находится.

-Спустя сто лет здешнему монаху вещий сон снится. Во сне к нему Василий Острожский явился и попросил плиту с собственной могилы поднять. Монах проснулся и сон забыл. Следующей ночью сон повторился, но монах ничего не предпринял. На третью ночь во сне монаху Василий Острожский в полном епископском облачении явился, с кадилом в руках и уже потребовал плиту с его могилы поднять. При этом уголек из кадила выпал и обжег ногу монаха. Монах вскочил, понял, что ногу ему уголек от костра, возле которого он вместе с другими монахами ночевал, обжег. И рассказал содержание сна сперва монахам, а потом и настоятелю. Подняли плиту, а там - нетленное тело Василия Острожского, Господь сохранил.

-Тело в раку переложили и со временем выяснилось, что мощи Василия также исцеляют, как и сам Василий. С тех пор в монастырь не только православные потянулись, но и представители других конфессий со всей Европы. И не только. Св. Василий Острожский всем помогает.

-У меня подруга в Питере живет. После 9 лет брака они с мужем согласились на суррогатную мать и даже ее нашли. Во время приезда ко мне в Черногорию я затащила их в Острог. Спустя 9 месяцев после этой поездки подруга позвонила и сообщила, что скоро у них в семье будет прибавление. Я поинтересовалась, как ведет себя суррогатная мать, и была немало удивлена, что подруга забеременела и готовится сама стать матерью.

-Та женщина у нас в автобусе с детьми: после рождения дочери врачи ей сказали, что детей она больше иметь не будет. Женщина попросила Св. Василия и сегодня его за сына благодарить приехала.

-В тяжелые времена мощи прятали. Однажды их в землю в ящике закопали, а тут река разлилась. Когда вода сошла, мощи Св. Василия неповрежденными оказались.

В Верхний монастырь автобус наш в 10-00 прибыл.

-Нижний монастырь мы обратной дороге посетим, -сообщила Надежда.- Порядок действий такой: очередь к мощам занимаем, выходим из церкви и записки оставляем, осматриваем монастырь и лозу. В церковной лавке всем бесплатно святую воду и лампадное масло дадут, остальное – за деньги.

055-Святая вода и лампадное масло

-В молитве перед ракой сначала за родных и близких просите, за себя – в последнюю очередь. Тоже самое в записке: свое имя последним ставьте. Конкретно имя и болезнь.

-А у нас кто-то болеет? –осведомился я у барышень.

-Я, -отозвалась свояченица.- Псориаз и витилиго.

-Вот за тебя и помолимся, -сообщил я.

011-У монастыря
012-У монастыря
013-Монастырь
014-Монастырь
015-Монастырь
016-Монастырь
017-Монастырь

При входе в монастырь пещера, где Исайя жил.

019-Пещера Св. Исайи

Пещера Св. Исайи

В монастыре к форме одежды демократично относятся: во всяком случае, от барышень ни юбки надеть, ни головы платками покрыть не потребовали.

018-Монастырь
020-Монастырь

Совершив «ритуал обряда», как один мой приятель говаривал, пошли монастырь осматривать.

022-Монастырь

024-Монастырь

-Вот эта фреска в византийском стиле Св. Станко изображает, -рассказывала Надежда.- Турки не просто деревни сжигали, но еще и детей ловили – в янычары забирали. Рядом с монастырем деревня была, турки на нее в 1712 году напали. Жители в лесу спрятались, а один 15-летний мальчик по имени Станко не успел, но, убегая из дома, схватил деревянный крест. Турки его окружили и потребовали крест бросить. Но его такая внутренняя сила наполнила, что от одного взгляда Станко турки взбесились и изрубили его на куски. Останки на опушке леса похоронили. Спустя несколько лет родители решили перезахоронить останки на семейном кладбище. Когда могилу вскрыли, руки мальчика, сжимавшие сгнивший крест, нетленными оказались.

021-Св. Станко

Св. Станко

-Руки эти нетленные в Верхнем монастыре хранились, но недавно в Нижнем монастыре специальную церковь построили и туда их перенесли.

023-Нижний монастырь

Нижний монастырь

-В конце концов черногорцы с духом собрались и в битве под Мартиничами (1796 год) 7 тысяч черногорцев 42 тысячи турок разбили. Говорят, что Петр Цетинский, молясь перед битвой, буквально над землей воспарил. Это был перелом в турецком нашествии: в конце концов турки ушли. В Черногории, согласно генетическим исследованиям, среди населения не более 1% потомков турок живет.

025-Монастырь

-А теперь к лозе пойдем.

026-Лоза

-Лоза плодоносит, на ней виноград висит. Из скалы выросла, землю сюда позже нанесли. Решетку для ее поддержки поставили.

027-Лоза
028-Лоза
029-Лоза

-В 1942 году история одна произошла. Немцы напротив монастыря артиллерию установили и обстрел монастыря начали. Но снаряды до стен почему-то не долетали. Только один снаряд в монастырь влетел, дверь разбил, но не разорвался, а на две части развалился. Его осмотрели – снаряд исправный.

-Дорога к монастырю довольно крута, но никогда на ней никаких происшествий не случалось.

030-Монастырь

В 12-00 в Нижний монастырь отправились.

031-Нижний Монастырь
032-Нижний Монастырь

-Обратите внимание на еловую аллею, -сообщила Надежда.- Елки только в горах выживают, потому что им жарко. А в Нижнем монастыре растут.

033-Нижний Монастырь

-Существует тесная связь между русской и сербской православными церквями: в сербских церквях иконы русских святых висят: Сергия Радонежского и Александра Невского, например. Поэтому мы как дома себя чувствуем.

041-Нижний Монастырь
038-Нижний Монастырь
039-Нижний -Монастырь
040-Нижний Монастырь
037-Нижний Монастырь
034-Нижний Монастырь
035-Нижний Монастырь

-Кельи монахов в Нижнем монастыре находятся. Но самих монахов в монастыре всего 12 человек, да и те на заданиях.

036-Нижний Монастырь
042-Нижний Монастырь
043-Нижний Монастырь

-В этих бочках монахи вино хранят.

044-Нижний Монастырь

В 12-30 из Нижнего монастыря обратно отправились. Когда уезжали, посетителей в монастыре раза в три прибавилось.

045-Автобус

В 13-00 автобус остановился в маленьком городке с памятниками павшим, церковью и кладбищем.

046-Городок
047-Городок
048-Городок
049-Городок

Оказалось, что нас пообедать в конобу «Bogetici» завезли.

050-Коноба

Заказали литр домашнего вина, чорбу из телятины и две ягнятины под сачем. В ягнятине костей и жира многовато оказалось, но съедобно. Сели мы за один стол с Тароном – у барышень на него свои планы имелись.

051-Коноба

Тарон – армянин, родился в Питере. Учился в Гамбурге, художник. Можно сказать, дитя мира. 7 лет на Бали жил, рисовал. В Танзании побывал. Приехал в Бар, потому что у него тут директором ресторана друг работает, который обещал выставить его работы.

Надежда предупредила, что завтрашняя поездка в Каньоны может не состояться из-за малого числа желающих. Вот барышни вербовкой таковых и занялись.

052-Коноба

И как-то легко уговорили еще двух молодых ребят (девушку и юношу) поехать завтра с нами.

-Если поедете, то завтра будете вино за нас счет пить, это мы вам обещаем, -заявила свояченица.

-Мы запомним и напомним, -ответила девушка.

-Мы с сестрой всегда за базар отвечаем, -сообщила свояченица.

-Вот если бы кто-то пообещал нам наливать бесплатно, то он бы разорился, -улыбнулась жена.

Счет 38 евро составил, отдали 40. Похоже, что группу назавтра сестренки сколотили.

Обед минут 40 занял, после чего дальше в путь отправились.

Знакомая по прошлому году разрушенная турецкая крепость-тюрьма возле железной дороги, Скадарское озеро и наконец (в 15-00) мы дома.

053-Турецкая крепость
054-Скадарское озеро

В 17-00 встретились с Валерой, который отвез нас на песчаный пляж в Сутоморе. При парковке Валера колесо машины камнем смял – это означало, что возвращаться в Бар нам на такси предстояло.

-Плевать, завтра в шиномонтаж схожу, -заявил Валера.

056-Сутоморе

Купание, что и говорить, волшебным было. Если не считать толпу народа на пляже – яблоку упасть некуда было. Валера (понятное дело) платные пляжи игнорировал, а именно там народа и не бывает.

057-Сутоморе

После купания началось восхождение в дом Валеры. Это нелегко оказалось, даже по сравнению с походом к нашей Большой белой куче в Зеленом поясе Шушани. К тому же к нашему дому подъехать можно, а здесь - только пешком.

058-Сутоморе
059-Сутоморе

Жил Валера в курятнике, даже собственной земли (хотя бы с горшок размером) не имевшим. Курятник при этом 3-этажным оказался и изрядно табаком пропах.

060-Курятник в Сутоморе
061-Курятник в Сутоморе
062-Курятник в Сутоморе
063-Курятник в Сутоморе
064-Курятник в Сутоморе

У Валеры только сливовица нашлась: хорошо, что мы вино с собой прихватили.

Выяснилось, что приятель Валериного приятеля виллу у моря неподалеку купил. Поскольку отопления центрального в ней нет, вилла за зиму отсыревает и обои там отклеиваются. Каждую весну – новый ремонт.

065- Сутоморе

Кроме того, Валера нам историю про своего знакомого рассказал, Патрика. Патрик, правнук писателя Чарльза Диккенса, виллы в Англии, Франции и Черногории имеет. Ни дня в своей жизни не работал, капитал от отца получил, а тот – от изданий деда.

Такси до Бара до посинения ловили, пока добрый дядя не остановился. Выяснилось, что владелец роскошного джипа также туризмом занимается и ему цены конкурентов любопытны были.

Деньги он взять категорически отказался и подвез к нашему придворному ресторану «VODA U KRSU».

066-Ресторан ВВ

Стейки, курица и бутылка белого в 59 евро нам обошлись. Плюс 7 евро чаевых. Да еще 2 евро за такси до порога дома.

Каньон Морача. Национальный парк «Биоградска гора».

День 8-й, Четверг, 29 августа 2013 года. Каньон Морача. Национальный парк «Биоградска гора».

Почему Сербия Черногорию отпустила. Смерть бегемота. Каньон реки Морача. Монастырь Морача. Гадание на кофейной гуще. Национальный парк «Биоградска гора». Прогулка вокруг Биоградского озера. Крепость «Пускать – не пускать». Картины Тарона Симоняна.

В 8-00 мы уже в минивэне «Паруса» сидели. Автобус был поменьше вчерашнего, потому что группа из восьми человек (включая нас) состояла. Из тех, кого барышни вчера сагитировали. Плюс гид Надежда и водитель.

002-Ваучер

-Многие туристы, посетившие Черногорию, покидают ее с твердым убеждением, что Черногория – приморская страна с отличными пляжами, -начала рассказ Надежда.- Это конечно же не так: Черногория прежде всего горная страна. В этом мы сегодня убедимся.

001-Карта

-Как я уже рассказывала, Черногория – страна крохотная:13812 кв. км. Население 600 тысяч человек. Три самых больших города – Подгорица, Никшич и Бар. Многие туристы от Будвы в восхищении остаются. Действительно, с июня по август в Будве не протолкнуться. А вот с сентября по май – как Мамай прошел, никого в Будве нет. Постоянное население – около 7 тыс. человек. Единственными приморскими городами, где люди круглый год живут, Котор и Бар являются.

-Итальянцы из Бари приезжать к нам на отдых любят. Там у них побережье очень грязное. Мало того, что заводы и фабрики на первой их линии расположены, так еще и особенности течений в Адриатике грязи добавляют: весь мусор от побережья Черногории и Хорватии как раз к берегам Италии относит. Да и отдыхать им у нас дешевле.

-Черногория была последней (не считая Сербии), шестой республикой, покинувшей Югославию. В 2006 году в Черногории референдум провели, в результате которого страна самостоятельность обрела. К тому времени от бывшей Югославии только союз Сербии и Черногории оставался.

-Почему Черногория отделилась? Чтобы судьбу Сербии не повторить. Сербия Черногорию отпустила благородно, а в 2004-2008 гг. в Черногорию поток русских инвестиций хлынул. Почему Сербия Черногорию отпустила? Все просто очень: общая многовековая история. Черногория для Сербии веками функцию как казаки для России выполняла: черногорцы первыми турков грудью встречали. Рослые самоотверженные воины.

-Поскольку страна собственный язык иметь должна, то появился черногорский язык – на самом деле диалект сербского.

-Маршрут наш через Скадарское озеро и Подгорицу лежит. Про Скадарское озеро я вам уже рассказывала. Очень богатое рыбой озеро. Толстолобика одно время разводить пробовали, но дело это забросили, и он одичал. Форель в озеро из горных рек попадает. Карпы до размера поросят вырастают. Водится в озере и совершенно удивительная рыба – угорь. Прожив в пресной воде 9-12 лет, угорь на нерест за 8000 км отправляется, в Саргассово море. После нереста погибает, а мальки в течение трех лет, вместе с Гольфстримом дрейфуя, до Европы доплывают. По ручейкам чуть ли не ползком в озеро пробираются.

003-Скадарское озеро

-До конца 18-го века размеры Скадарского озера гораздо скромнее были. До тех пор, пока одна из рек, в озеро впадающих, русло не поменяла, образовав своими наносами (глина, песок и камни) естественную плотину.

004-Скадарское озеро

-Отвечаю на вопрос. Бегемотиха Никица вначале в Белградском зоопарке жила. В то время распад Югославии вовсю шел, а животные это чувствуют. Никица очень нервной была, кричала, капризничала. В 1994 решили ее на Скадарское озеро переселить, на курорт «Плавница» - место тихое. Там ей вольер с бассейном подготовили. Никице новое место жительство понравилось, и она успокоилась. Милое, добродушное животное – дети очень радовались.

-В чьей-то светлой голове родилась идея бегемотов разводить и в гости к Никице бегемота из Венгрии привезли: огромные деньги за транспортировку отдали. Самец Никице понравился и целых десять дней пара любилась и радовалась. А на 11-й день Никица самца убила: что-то он не то ей сделал. От идеи разводить бегемотов отказались. Никица недавно умерла, буквально перед вашим приездом.

-Возле Скадарского озера много карстовых почв, а в карсте множество минералов содержится (удобрения не нужны): по три урожая инжира в год собирают.

-Сейчас мы Подгорицу миновали и в долину реки Морача въезжаем.

005-Долина реки Морача

-Длина реки Морача составляет чуть менее 100 км, весь свой путь она петляет, вырезав в скальной породе за миллионы лет глубокий каньон. Речка мелкая и узкая, в Скадарское озеро впадает.

006-Долина реки Морача
007-Долина реки Морача

-Сейчас 9-40. Сделаем 10-минутную остановку на смотровой площадке. Отсюда лучший вид на каньон реки Морача. Морача – сербское название одной травки: нечто среднее между укропом и анисом. Так что название речки как Укропница перевести можно.

008-Смотровая площадка

-Длина каньона 38 км, потом Морача влево уходит и начинается река Тара, по которой рафтинг организуют. На каньон Морачи лишь сверху полюбоваться можно – все остальное слишком опасно. Каньон реки Тара по своей величине самым большим в Европе и вторым в мире (после Большого каньона реки Колорадо в США) является: его протяженность 82 км, а глубина – 1,3 км.

009-Каньон реки Морача
010-Каньон реки Морача
011-Каньон реки Морача

Мы прихватили с собой художника Тарона и фотосессию устроили.

012-Каньон реки Морача
013-Каньон реки Морача
014-Каньон реки Морача

Оказалось, что совсем рядом со смотровой площадкой старинный монастырь Морача находится. Основан в 1252 году, разрушен турками и восстановлен к концу 16-го века.

015-Монастырь Морача
016-Монастырь Морача
017-Монастырь Морача

Монастырь по российским меркам просто крохотный: помимо главной церкви Успения Святой Богородицы имеется в нем церквушка Св. Николая, кельи монахов и пьедестал с колоколами.

018-Монастырь Морача
019-Монастырь Морача
020-Монастырь Морача
021-Монастырь Морача
022-Монастырь Морача
023-Монастырь Морача
024-Монастырь Морача
025-Монастырь Морача

Внутри храмов – яркая роспись в византийском стиле: такая же, как в Остроге.

026-Монастырь Морача

У монастыря маленькая пасека есть.

027-Монастырь Морача
028-Монастырь Морача

На территории ручей протекает, который монахи в желоб убрали.

029-Монастырь Морача

Фотографировать на территории монастыря нельзя, но никто за фотоаппарат не ругает.

Монахи торгуют продуктами собственного производства, в т.ч. медом и ракией.

030-Монастырь Морача

За 20 евро фляжку абрикосовой ракии купили и шесть 100-граммовых бутылочек с разными видами ракии за 15 евро.

032-Монастырь Морача

Осмотрев монастырь, сели за деревянный стол под навесом и взяли кофе (по 50 центов).

031-Монастырь Морача
033-Монастырь Морача
034-Монастырь Морача

Выяснилось, что Надежда на кофейной гуще гадать умеет. И никого из членов группы вниманием не обошла: кофейная гуща изо всех чашек была исследована, а предсказания сделаны.

035-Монастырь Морача

В монастыре почти час провели и в 10-45 дальше на север отправились.

036-В горах

По дороге горнолыжный курорт Колашин проехали.

037-Колашин

Волшебные горные пейзажи.

038-В горах
039-В горах
040-В горах

В 13-00 автобус прибыл в национальный парк «Биоградска гора».

041-Биоградска гора
042-Биоградска гора

-Площадь парка порядка 54 кв. км, -рассказывала Надежда.- Это самый старый заповедник Черногории. Еще в 1878 году указом короля Николы территория его взята была под защиту государства в статусе Княжеского заказника, сразу после освобождения от турок.

045-Биоградска гора
046-Биоградска гора

-На территории парка расположено шесть ледниковых озер, пять из них – на высоте свыше 1600 м и одно – Биоградское озеро – прямо у входа в парк. Довольно большое озеро – 228 тыс. кв. м. Средняя глубина – 4,5 метра. Вода прохладная (высота 1000 м), градусов 20, но на лодках покататься можно.

043-Биоградское озеро
044-Биоградское озеро

-На территории парка реликтовый лес растет, один из трех в Европе. Остальные два: национальный парк Поручица в Боснии и Беловежская пуща, на территории Польши и Белоруссии расположенная.

047-Биоградска гора

-А грибы здесь растут? –спросил я.

-Километрах в 20-ти отсюда и чуть повыше полно белых и лисичек, -ответила Надежда.- Но черногорцы их не едят – нет в культуре. Раньше белые итальянцам на продажу собирали.

-Для начала отобедаем: обед в стоимость экскурсии входит. Напитки – за деньги.

048-Биоградска гора
049-Ресторан

Очень приличный ресторан. Обед на веранде с видом на озеро подавали.

050-Ресторан

Подали салат и чорбу. В качестве горячего запеченную форель предложили или вареную ягнятину.

051-Ресторан

Мне положительно нравилась симпатия черногорцев к баранине.

052-Ресторан

Свое обещание всех вином за свой счет напоить мы выполнили. Сразу три бутылки белого и одну бутылку красного заказали (по 14 евро). Повезло, что молодежь пила мало и мы в 56 евро уложились.

053-Ресторан
054-Ресторан

После обеда Надежда нам свободное время дала и посоветовала Биоградское озеро по кругу обойти. Есть такой маршрут оказывается, длиной 4 км. Частично по тропе, частично по мосткам пролегает.

055-Биоградское озеро

Прихватив с собой Тарона, в поход отправились – обед растрясать.

056-Биоградское озеро

И местность, и Биоградское озеро мне чем-то Плитвицкие озера напоминали.

057-Биоградское озеро
066-Биоградское озеро
067-Биоградское озеро
068-Биоградское озеро

В пути дырявые лопухи встретили. Выяснилось, что их градом побило.

069-Биоградское озеро
070-Биоградское озеро
071-Биоградское озеро
072-Биоградское озеро
073-Биоградское озеро
074-Биоградское озеро

В парке мы два часа провели, с часу дня до трех, после чего обратно поехали. До Подгорицы от парка – порядка сотни километров.

075-В горах

По дороге Надежда нам про Черногорию рассказывала:

-Страна юная: ни образованием, ни медициной похвастаться не может. Хотя медицина и платная, и бесплатная имеются. Но чуть что – сразу в Белград едут.

А там и Подгорица показалась.

076-Подгорица
077-Подгорица

Подгорица

В 17-00 Вирпазар на Скадарском озере проехали. Надежда сообщила, что здешнюю крепость Бесац по приказу короля Николы для защиты от турок построили.

078-Вирпазар

Вирпазар

Теперь крепость восстанавливают.

Наконец у Сутоморе крепость Хай-Нехай показалась.

079-Крепость Хай-Нехай

Крепость Хай-Нехай

-Ее в конце 15-го века турки построили. Стратегическое значение имела: с ее помощью турки дороги контролировали. Название в переводе «Пускать – не пускать» означает.

Когда мы в Бар вернулись, Тарон предложил в ресторан зайти, где он у знакомого ресторатора выставку своих картин устроил.

-Работы вам свои покажу, -хмыкнул он.

Каково же наше удивление было, когда Тарон отвел нас в «Княжеский сад» прямо перед светлые очи Хамзы.

080-Княжеский сад

Мы, слегка обалдев, заказали у Хамзы три свежевыжатых сока: один грейпфрутовый и два арбузных (по 2-90). Но Хамза с нас денег не взял. Тогда, в качестве компенсации, купил я у Хамзы газету «Русский вестник» (1-50) за 2 евро.

081-Портрет королевы Милицы

Портрет королевы Милицы

082-Княжий сад
083-Картина Тарона Симоняна
084-Картина Тарона Симоняна
085-Картина Тарона Симоняна
086-Картины Тарона Симоняна

В общем, картины Тарона нам понравились, не понравилась их цена: от 700 до 2500 евро за холст.

Оказалось, что Тарон в Старом Баре поселился и по вечерам на балконе картины пишет.

На стоянке взяли такси и за 2-65 до дома доехали.

087-Бар

Засидевшись на балконе, обнаружили, что уже 20-30 и неплохо бы поужинать.

Я предложил в ресторан «Под лозой» сходить.

-Это который вдоль дороги? –уточнила жена.- Идти далеко.

088-Карта

В пяти минутах ходьбы от нашего дома харчевня «Орландо» находилась, мимо которой мы регулярно проходили. Туда и отправились.

089-Орландо
090-Орландо

Салат, четыре шампура вкуснейшего шашлыка и бутылка белого обошлись нам всего в 21-40. Радостно отдав 25 евро, спать отправились.

Поездка в Албанию

День 9-й, Пятница, 30 августа 2013 года. Поездка в Албанию

За штампом в паспорт. Улциньская Ривьера. Албанцы с точки зрения черногорцев. Легенда крепости Розафа. Первая Балканская война и образование Албании. Город Шкодер. Энвер Ходжа и пятиэтажки. Из храма в спортзал и обратно. Страсть к «мерседесам». Албанцы и Правила дорожного движения. Албанские леки. Старый Бар: ужин с Тароном.

С утра я на ласточек с фотоаппаратом поохотился – их гнезда под крышей прилепились.

002-Ласточки

Перейдя железную дорогу, спустились к ресторану «ВВ», где в 8-00 нас минивэн «Паруса» подобрал.

003-Железная дорога

В автобусе нас шесть человек находилось, не считая гида Надежды и водителя. И только мы втроем на Албанию посмотреть отправились, остальные – штамп в паспорте о пересечении границы получить. Они в Черногории дома (квартиры) купили, а безвизовое пребывание россиян в стране 30-ю сутками ограничено. Соответственно, по окончанию 30-дневного пребывания в Черногории нужно пересечь ее границу и въехать обратно.

004-Ваучер

Раньше россияне для этой цели в Дубровник кофе попить ездили, но Хорватия в ЕЭС вступила и границу закрыла. Можно в Сербию съездить, но от черногорского побережья это довольно далеко. Албания на лето для россиян безвизовый въезд открывает – и это близко. Правда, албанские пограничники (по слухам) за штамп в паспорте о пересечении границы деньги (от 5 до 20 евро) вымогать начали – русские приучили. Нечего и говорить, что спутники наши пятью евро с носа отделаться мечтали. Лично же для нас албанский штамп в паспорте разве что спортивный интерес представлял.

001-Карта

Накануне Надежда данные наших паспортов записала.

-Мы по групповому списку въедем, - сообщила гид.- Паспорта могут и не понадобиться.

-Сейчас мы с вами по Улциньской Ривьере движемся. Здешняя флора антиаллергическими свойствами обладает: цветение ее аллергии не вызывает. Достаточно сюда весной на две недели 3-4 года съездить, и всякая аллергия пройдет. Никто тему эту (к сожалению) не разрабатывает. А зимой тут цитрусовые плодоносят, что очень приятно.

-Здесь огромное количество оливковых рощ. Оливковое дерево само не размножается, его посадить нужно. Оливки сюда древние греки завезли. Оливки здесь особого сорта – мельче, чем греческие или итальянские, но вкуснее.

005-Оливковая роща

-Ухода за оливковыми деревьями не требуется, поливать тоже не нужно, но раз в 2-3 года крону подстригают, чтобы дерево вверх не росло.

-История этих мест богатейшая. Когда-то всю территорию бывшей Югославии и нынешней Албании иллирийские племена занимали. Со временем здесь греки появились, завоевали территории, на которых колонии основали, а потом с иллирийцами смешались. В 3-м веке до н.э. иллирийцы мощное государство создали, которое пиратством промышляло. Это очень не понравилось римлянам. В двух войнах с римлянами иллирийцы во главе с королевой Теутой поражение потерпели.

-Римляне здесь надолго задержались, но в 6-7 веках нашей эры земли этт славянские племена захватили. На всей территории бывшей Югославии (кстати говоря) на так называемом сербо - хорватском (по сути сербском) языке говорили. Славяне начали свои государства создавать. Потом турки пришли и 500 лет правили. Под воздействием турок албанцы ислам принимают, а на западе будущей страны – католицизм.

-Албанцы потомками иллирийцев себя считают, но это не так: албанский язык ни на один язык не похож. Вообще не понятно, кто они такие. К албанцам у черногорцев отношение двоякое. С одной стороны, албанцы спокойные и не амбициозные, особых усилий в жизни не прилагают. С другой стороны, в случае любой заварухи Албания всегда против Черногории выступает.

-Албанцы в Германию и Италию на заработки ездят. Деньги домой высылают: родителей и маленьких детей обеспечивают. В своей стране ни образование, ни экономика – ничего им не нужно. Но территорию (Косово) захватить, для них – милое дело. При этом очень способный и неагрессивный народ.

-Раньше туристов мы в Тирану возили, но потом поняли, что смысла нет. В Тиране неплохо центр отремонтировали, симпатично сделали. Но всего один музей, который закрытым часто оказывается. А ехать туда 100 км, по дороге при этом смотреть нечего – дорога утомительная. Самая интересная часть Албании ближе к Черногории находится. Поэтому туристов мы в Скадар возить стали. Албанцы его Шкодер называют.

006-Пограничный пункт
007-Пограничный пункт
008-Пограничный пункт
009-Пограничный пункт

-Попрошу вас паспорта (на всякий случай) передать.

В 9-00 границу мы пересекли легко и непринужденно, без предъявления паспортов – только списка с данными паспортов. Спутники наши слегка разочарованы были.

-Добро пожаловать в Албанию. Здесь кафе при границе есть, где все за евро купить можно, -предупредила Надежда.- Дальше – только за албанские леки.

010-Дегустация

В кафе «знаменитый» албанский коньяк «Скандербег» дегустировать давали. Я попробовал и мне понравилось: бутылка в коробке в 9 евро обошлась.

011-Коньяк

-Скандербег – национальный герой Албании, -пояснила Надежда.- С турками успешно боролся. Настоящее имя - Георгий Кастриоти: есть мнение, что он черногорец по происхождению. «Скандербег» - искаженное албанцами прозвище «Искандер-бей» (т.е. Александр Македонский), данное Кастриоти турками за храбрость. Название албанской валюты «лек» также от сокращенного имени Александр происходит.

012-В кафе

Кроме коньяка в кафе чудесный кофе (1 евро) предлагали. Предложение мы приняли.

013-В кафе

-В Албании только итальянцы что-то приличное строят, -сообщила нам соседка по автобусу.- Все остальное – убогое, как в 90-е годы в России. Все любой хлам с лотков продают. Помойка, а не страна.

014-Албания
015-Албания
016-Албания
017-Крепость Розафа

В 9-20 мы уже поднимались в крепость Розафа.

018-Крепость Розафа

Крепость Розафа

019-Крепость Розафа

-Крепость еще в 4-м веке до н.э. заложена была, -рассказывала Надежда.- Иллирийцами.

020-Крепость Розафа
021-Крепость Розафа
022-Крепость Розафа
023-Крепость Розафа

-Существует легенда о строительстве крепости. Согласно ней, крепость три брата строили, но только что возведенные стены постоянно рушились. Выход им жрецы подсказали: нужно принести в жертву одну из их жен, тогда стены крепости скреплены кровью станут. На строительную площадку обед братьям жены их по очереди приносили. И братья договорились: чья жена завтра еду принесет, ту в жертву и принесут. И пообещали жен своих не предупреждать. Но старший и средний брат обещание свое нарушили и жен предупредили, а младший – нет.

024-Крепость Розафа
025-Крепость Розафа

-Еду им на следующий день жена младшего брата принесла, красавица Розафа. Она от роли жертвы не отказалась, но попросила замуровать ее так, чтобы (пока у нее молоко есть) она могла своего грудного сына кормить. Так и сделали: окошко для груди в кладке оставили.

026-Крепость Розафа
027-Крепость Розафа
028-Крепость Розафа
029-Крепость Розафа

-Одно время на территории крепости тюрьма располагалась.

030-Крепость Розафа

-Крепость Розафа важное участие в Первой Балканской войне приняла. Война с октября 1912 по май 1913 года продолжалась. Сербия, Черногория, Греция и Болгария, объединившись в Балканский союз, против Османской империи выступили и разбили ее войска. Черногорцы осадили крепость Розафа и потеряли при ее осаде 10 тысяч человек.

031-Крепость Розафа
032-Крепость Розафа
033-Крепость Розафа
034-Крепость Розафа

-Командовал гарнизоном крепости видный албанский аристократ Эссад-паша Топтани, успешно оборонявший крепость целых семь месяцев. Эссад-паша ненавидел турок и выжидал подходящего момента. Как только такой момент (по его мнению) настал, Эссад-паша сдал крепость и город Скадар черногорцам, а сам вместе с гарнизоном и оружием в Центральную Албанию турок бить отправился.

035-Крепость Розафа
036-Крепость Розафа
037-Крепость Розафа

-В результате Первой Балканской войны Турция отказалась почти от всех своих владений в Европе, и они были разделены между членами Балканского союза.

038-Крепость Розафа
039-Крепость Розафа
040-Вид с крепости

-В 1913 году в Лондоне был подписан мирный договор, в результате которого Сербия, Черногория и Греция вынуждены были уступить часть своих территорий новому государству – Албании. На создании Албании настояли Италия (у которой свои на нее планы были) и Австро-Венгрия, стремившаяся не допустить выход Сербии к морю. Так, собственно, Албания на карте мира и появилась.

-Территория Албании 28 748 кв. км (вдвое больше, чем Черногория), население - 2,5 млн. человек.

С крепости отличный вид на окрестности открывался.

041-Вид с крепости

-Внизу под нами Шкодер лежит, немаленький город, -комментировала Надежда.- Четвертый по численности населения в Албании: 135 тысяч человек жителей. В столице (Тиране) – более миллиона жителей.

042-Вид с крепости
043-Вид с крепости

-Вон там Скадарское озеро, а на горе над ним – радары. Это уже черногорская территория: радары границу контролируют.

044-Скадарское озеро
045-Черногорские радары

Провели мы в крепости час и даже свадьбу увидели.

046-Свадьба
047-Свадьба

Выйдя из крепости, увидели, что единственный выезд большой автобус занял, устроив там себе стоянку. За ним уже очередь из машин выстроилась.

048-Автобус

-Типичный албанец, -заявила Надежда.- Типа он один тут живет. Всех остальных в упор не замечает.

Совместными усилиями убедили водителя автобуса проход освободить.

-Его, наверное, Форрестом Гампом зовут, -вспомнил я фильм.- Официально признанный идиот.

-Едем в Шкодер, -сообщила Надежда.

049-Шкодер

-На дома внимание обратите: фактически трущобы. И это еще самый красивый город – другие гораздо хуже. Тирана такая же: центр презентабельно выглядит, а стоит за угол завернуть – руины. Албанцы в этом во всем спокойно живут. Грязи нет, но все довольно обшарпанное. Страна контрастов, что и говорить.

050-Шкодер
051-Шкодер

-Более 40 лет Албанией Энвер Ходжа (1908-1985 гг.) управлял. Когда в 1939 году Албанию войска Муссолини оккупировали, создана была Албанская национально-освободительная армия (АНОА), боровшаяся с оккупантами. В 1943 году итальянские войска капитулировали и (более того) к АНОА присоединились. Вместе они в 1944 году немцев из Албании вышибли и пошли Грецию, Македонию, Черногорию и Сербию (Косово) освобождать. Албания единственной страной в Европе стала, которая сама себя от фашистов освободила.

052-Шкодер
053-Шкодер
054-Шкодер

-Командовал партизанами Энвер Ходжа, ставший лидером Албании. Вначале он с Югославией и СССР дружил, а когда СССР с Югославией рассорился, встал на сторону СССР. Потом в СССР культ личности Сталина разоблачили, Ходжа обиделся и стал с Китаем дружить, но и с тем (после смерти Мао) разругался. В итоге в Албании собственного розлива социализм построили, весьма своеобразный. Диктатуру, попросту говоря, причем жесточайшую. Полная нищета и ужас для всего населения.

055-Шкодер
056-Шкодер
057-Шкодер
058-Шкодер

-Ходжа был очень жесток к собственному народу, людей расстреливали за малейшие провинности. Он решил, что дома не выше пяти этажей строить должны. И без лифта. Потому, что когда окружающие страну империалисты Албанию бомбить начнут, то до бомбоубежища так проще добраться. А бомбоубежищ по всей стране понастроили много - и со вкусом.

060-Партизан Энвер Ходжа
Энвер Ходжа партизан
059-Энвер Ходжа
Энвер Ходжа

-Со дня смерти Энвера Ходжи немало лет прошло, но албанцы в своей стране работать так и не приучились, хотя в качестве гастарбайтеров в европейских странах весьма успешны оказались.

-Вон как раз албанские мужчины собрались. Что-то обсуждают. Без женщин.

061-Албанские мужчины
062-Албанские мужчины
063-Албанские мужчины

-Памятник герою, боровшемуся за освобождение Албании от турецкого ига. Не помню его имя. Героев у албанцев мало, да и откуда им взяться у народа, легко подпадающего под влияние более сильной цивилизации и защищающего ее интересы, причем добровольно?

064-Памятник герою

-На большей части Албании ислам исповедуют, а здесь, на западе страны, католиков очень много. Поэтому огромное внимание к этой части Албании Ватикан проявляет. Но все деньги, которые Ватикан выделяет (да и США) как в песок утекают. В ЕЭС Албанию не берут – слишком слабая экономика.

065-Собор Св. Стефана

-Сейчас мы с вами католический храм Св. Стефана посетим – самый большой храм в Албании. Все остальные по приказу Энвера Ходжи просто снесли.

066-Собор Св. Стефана

Собор Св. Стефана

084-Храм Св. Стефана
067-Собор Св. Стефана

-Собор уцелел, потому что из него спортзал сделали. Потом церкви вернули.

070-Собор Св. Стефана
068-Собор Св. Стефана
071-Собор Св. Стефана

Перед входом храм брошюру за 30 центов продавали. Я отдал 1 евро и взял две.

080-Буклет

081-Буклет
082-Буклет
083-Буклет

069-Собор Св. Стефана
072-Собор Св. Стефана
073-Собор Св. Стефана
074-Собор Св. Стефана

-Нынче в Албании веротерпимость декларируется, -рассказывала Надежда.- Новые храмы и мечети представители ислама, католиков и православных совместно закладывают.

075-Собор Св. Стефана
076-Собор Св. Стефана
077-Собор Св. Стефана
078-Собор Св. Стефана
079-Собор Св. Стефана

-Но не все так просто. Черногорское телевидение передачу сняло о черногорцах, живущих в Албании. Их много осталось, целые деревни есть. Интересная вещь выяснилась: в районах, где ислам преобладает, детям православные имена давать нельзя, а от черногорской фамилии требуют либо отказаться, либо ее на албанский манер переделать – с окончанием на «и».

-Это местный Большой театр.

085-Большой театр

-Это мрачное здание – гостиница «Розафа», единственная гостиница в городе при коммунистах. Иностранцы ночевать в ней боялись.

086-Гостиница Розафа

-В коммунистические времена иметь личный автомобиль в Албании запрещено было. Соответственно, дороги никто не ремонтировал. После падения режима у албанцев страсть к машинам появилась. При чем 90% автомобильного парка в Албании – это «мерседесы»: они их обожают. Неважно, что старенький или поцарапанный: главное - это «мерседес».

087-Мерседес
088-Мерседес
089-Мерседес

-Мы сейчас к центральной пешеходной улице подъедем. На ней на протяжении 100 метров мечеть, костел и православная церковь выстроились. Я вам два часа свободного времени дам, до 13-00. Советую небольшую сумму на леки поменять. Банков здесь полно, в основном они евро меняют.

-Тут все дешево очень, даже по сравнению с Черногорией. Поэтому если вы евро расплачиваться начнете, то деньги потеряете. Например, кофе 70 лек стоит (т.е. 50 центов, курс 1 евро = 140 лек). Но центы у вас не возьмут, так что придется вам 1 евро за кофе отдать. То же самое, если вы пообедать решите, произойдет.

-И самое главное: будьте аккуратны при переходе улиц. Машины у албанцев недавно появились и Правила дорожного движения они не соблюдают. От слова вообще. Светофоры и пешеходные переходы попросту игнорируют. Так что при переходе улицы смотрите в оба.

090-Переход

-В остальном здесь абсолютно безопасно.

091-Шкодер

Мы немного погуляли по пешеходной улице, чем-то московский Арбат напоминавшей.

092-Шкодер
098-Шкодер
099-Шкодер
100-Шкодер

И поняли, что пора в банк, деньги менять. Потому что всем пива захотелось, а барышням еще и поесть.

101-Шкодер
102-Шкодер
103-Шкодер
104-Шкодер
105-Шкодер
106-Шкодер

С подозрением взглянув на албанский банк, выбрали Национальный банк Греции.

107-Шкодер
108-НБГ банк

Несчастные 10 евро мы в банке минут десять меняли, предъявив паспорт.

Получили мы за них 1375 лек и розовую квитанцию, причем 1200 лек – купюрами, а остальное - монетами. Монеты, понятно, я себе забрал.

109-Леки

111-Обмен валюты

Выбрали кабачок «Сан-Франциско».

112-Сан-Франциско
113-Сан-Франциско
114-Сан-Франциско

Взяли две пасты с колбасой, хлеб с розмарином и три пинты местного светлого пива.

115-Сан-Франциско
116-Сан-Франциско

Улыбчивый официант принес счет на 1030 лек. Мы отдали ему 1200, а когда он сдачу принес, я поменял две свои монеты по 50 лек на одну достоинством 100 лек из сдачи, а всю сдачу ему обратно отдал. Сообразив, что меня монеты интересуют, официант с благодарностью сдачу принял, а мне от себя монету в 10 лек презентовал. Все довольны остались: официант чаевыми, я – монетами, а барышни обедом, обошедшимся нам чуть менее 9 евро (вместе с чаевыми).

117-Монеты
118-Монеты

Напоследок в сувенирном магазине я три бензиновые зажигалки (албанские ZIPPO) по 3 евро купил и без проблем сдачу в 11евро (с 20-ти) получил.

119-Зажигалка

Собравшись в 13-00 у автобуса, домой поехали.

120-Шкодер
121-Шкодер
122-Шкодер
123-Шкодер
124-Шкодер
125-Шкодер

Выяснилось какая именно недвижимость у наших спутников в Черногории имеется. Семейная пара (генерал с женой) квартирой в центре Бара владеют, а у еще одной бабушки - дом в Сутоморе. Тут мы хмыкнули: один дом в Сутоморе мы уже видели.

126-У границы
127-У границы

Неподалеку от границы автобус возле магазина притормозил. Оказалось, что все в этом магазине (начиная от картошки и заканчивая моющими) в полтора раза дешевле, чем в Черногории. Вот местные (в том числе и русские) и решили закупиться.

128-Маркет
129-Маркет

Нам то завтра улетать предстояло, но мы с удовольствием приняли участие в обсуждении цен.

130-Маркет
131-Маркет

На границе толпа образовалась, но наш водитель Зоран договорился и нас без очереди пропустили.

132-Граница
133-Граница
134-Граница
135-Граница

Албанский погранец заглянул в машину, сверил фото в паспортах с лицами и штамп (на выезд, не на въезд) в паспортах поставил. Безо всякой взятки.

136-Штамп в паспорте

По дороге до Бара болтали.

137-Черногория
138-Кладбище
139-Черногория
140-Черногория

-Албанки – просто красавицы, -заявили мы.

-Да, -согласился Зоран.- Это правда.

-А черногорские мужчины – просто красавцы, -продолжили барышни мечтательно.- Вот если бы их между собой переженить, какое бы потомство родилось замечательное.

-Не получится, -улыбнулась Надежда.- Черногорцы (в основном) православные, а албанки – мусульманки (или католички). Религия помешает.

-Мы тут вчера в отель «Принцесса» зашли: тот, который от дворца короля Николы неподалеку, -обратились мы к Надежде.- И просто поражены были: двухместный номер в нем аж 138 евро в сутки стоит.

141-Визитка отеля

-Директриса у отеля странная, -согласилась Надежда.- Чересчур высокие цены держит. Отель даже в сезон только на 40% заполнен. А уж что про сентябрь говорить, когда здесь никого не останется?

-В сентябре, кстати говоря, в Баре генеральная уборка мусора начнется.

Зоран довез нас прямо до дома, за что одарен был свояченицей 5-ю евро.

В 14-30 дома оказались и решили на балконе передохнуть. Мы с женой белый «Крштч» прихлебывали, а свояченица – Терафлю. Ветер такой был, что албанские монеты, которые я рассматривал, со стола сдуло.

142-Бар
143-Бар
144-Бар

Около 16-00 к морю отправились – искупаться напоследок. Барышни длинный путь выбрали, чтобы по рельсам не скакать.

145-Бар

За три лежака и два зонтика как обычно 8 евро заплатили. За 7 евро взяли себе две маленькие бутылочки «Вранаца» и черный чай с лимоном для свояченицы. Что удивительно, но к вину стеклянные бокалы подавали.

146-На пляже
147-На пляже

Признано было, что «Вранац» на пляже гораздо вкуснее, чем на балконе.

148-Вранац

Хватило нас на час, после чего домой отправились.

149-На пляже
150-На пляже

Причем барышни, вопреки обыкновению, не такси взяли, а пешком пошли и длинной при том дорогой.

151-Переезд
152-Дорога домой
153-Дорога домой

И дошли довольно бодро.

154-Дорога домой
155-Дорога домой

Переодевшись, спустились вниз и за 7 евро такси до Старого Бара поймали, куда в семь вечера прибыли.

156-Старый Бар
157-Старый Бар
158-Старый Бар

Тарон нам там один кабачок рекомендовал: «Kaldrma Dining Room».

159-Кабачок

Нашли мы его довольно быстро, но оказалось, что это экологически чистый ресторан, где спиртного не держат вообще и вина в частности.

Мы было призадумались, но тут нас с балкона напротив Тарон окликнул. Оказалось, что он там живет. И именно на этом балконе картины свои пишет.

160-Тарон

Тарон спустился и оправдался тем, что именно в этом кабачке ему нравится: ведь он не пьет и не курит.

-Зато мы и выпиваем, и курим, -заявили барышни.- Пойдем туда, где нам нравится.

И отправились в конобу «Spila».

161-Тарон
162-Коноба Спила

Заказали две запеченные дорады (для барышень) и ягнятину в вине (для меня), соленые сардинки, помидоры с луком и вино. Свояченице (в связи с простудой) взяли 100 грамм грушевой ракии и черничный сок (боровницу), чтобы ракию запивать.

163-Коноба Спила

Тарон ужинать с нами не стал, ограничившись чашкой капучино. Ему еще к девяти вечера у Хамзы в Баре оказаться нужно было. По делам.

164-Коноба Спила

Обсуждали планируемую нами поездку на Аляску. Тарон попросил его с собой взять.

На Аляску то мы съездили, но только без Тарона и четыре года спустя.

В процессе беседы я смотался в уже знакомый антикварный магазин (он же – сувенирная лавочка), где очередного серебряного ангела (барельеф на дереве) за 21 евро купил. Ей-богу не помню, кому его потом подарил.

165-Сувенирная лавочка
166-Два ангела

Счет 73 евро составил, 85 евро отдали. Зашли в маркет, где смородиновый сок купили и черничный чай. Такси никакого не было, но за 10 евро домой нас роскошный «БМВ» отвез.

Дома допили остатки спиртного, но (как ни старались) литровая бутылка белого «Крштча» все равно осталась.

Тем не менее, заснули мы вполне безмятежно.

167-Сувенир
Отлет

День 10-й, Суббота, 31 августа 2013 года. Отлет

Проснувшись, сбором чемоданов занялись. Барышни из старых дамских сумок имущество в новые переложили, а старые на помойку снесли. Взглянув через полчаса на помойку, с удивлением обнаружили, что их старые сумки кому-то пригодились.

168-Новые сумки
169-Старые сумки
170-Помойка

Стремясь не допустить перевеса, оставили в квартире шикарные зонты и полотенца, купленные в Баре, а также все шампуни. Часам к 10-00 чемоданы были собраны, а мы отправились в «Орландо» завтракать.

«Орландо» оказался закрыт и мы в придворный «VODA U KRSU» направились.

171-На завтраке
172-На завтраке

Заказали три английских завтрака (по 4,5 евро) и лимонад из свежевыжатых лимонов.

173-Английский завтрак

Завтрак в 20 евро (плюс 2 евро чаевых) обошелся.

Поднимаясь домой, две шикарные машины с московскими номерами заметили.

-Ага, -сообразил я.- Гуси на юг потянулись.

-То-то я вижу, что машины хорошие, -сказала свояченица.- Черногорцы сильно подержанные автомобили покупают. Дороги не очень (так они считают), кусты царапаются, да и дешево. Валера свою таратайку за 1000 евро купил.

Напоследок я розмарина нарезал.

В 13-30 за нами Ольга (встречавшая нас в аэропорту) заехала и повезла в Тиват.

174-Дорога в аэропорт
175-Дорога в аэропорт
176-Дорога в аэропорт
177-Дорога в аэропорт

Ехали мы полтора часа. Отдали Ольге 40 евро и попрощались.

178-Аэропорт
179-Аэропорт

Крохотный аэропорт был забит пассажирами. Все рейсы – московские. Кондиционер не работал.

180-Аэропорт

Оказалось, что мы зря за чемоданы переживали и зонты бросили – багаж весом до 32 кг бесплатно принимали. Сдав чемоданы, только потом заметили, что их за 7 евро обматывают.

В Duty Free набрали несколько упаковок пршута (6-50 за 150 граммов) и сушеный инжир, купили баночного пива «Никшичко» (по 2 евро), бутылку «Amaro Montenegro» (19-00) и бутылку «Pelincovac gorki list» (17-00). Ольга рассказала, что «Горький лист» не только для желудка хорош, но и при простуде помогает.

181-Посадочный талон

Рейс наш TYA 778 в 16-10 вылетал. И вылетел почти вовремя.

182-Под крылом самолета
183-Под крылом самолета
184-Под крылом самолета

Полчаса самолет над Домодедово кружил – аэропорт не принимал, так что чистое время полета 4 часа составило. В Москве лил дождь.

Паспортный контроль моментально прошли, к тому времени и багаж подоспел. Таможня нами не заинтересовалась, взяли такси в два адреса за 2500 рублей (60 евро тогда) и в 23-30 уже дома были.

Впереди еще целый выходной был.

-Отчего бы матушку в эту волшебную Черногорию не отправить? –задумался я.

И отправил.

Анатолий Новак,

10 августа 2021 года

P.S.

Срезанные веточки розмарина по приезду я в воду поставил, и они корни дали. Пересадил их в горшок и года три розмарин успешно рос. Но одну из московских зим не перенес. Это в Черногории розмарин на улице растет, а в Москве даже на утепленном балконе – нет.