Карпаты / Спортивный туризм | Пешеходный туризм

Три высочайшие вершины Украины своими глазами

2 - 6 августа 2010 г.
Пешеходный маршрут по украинским Карпатам, с красивыми видами. Нить маршрута проходит через ряд второстепенных вершин и три высочайшие вершины Украины - г. Поп-Иван (2025м), г. Говерла (2061м) и г. Петрос (2021м). Каждая из них примечательна по-своему, но о всём по-порядку.

Первый день.

Перед КПП в Зелене. Перед КПП в Зелене.
Перед началом подъема. Наша дорога в центре кадра=) Перед началом подъема. Наша дорога в центре кадра=)
Последствия обильных осадков. Последствия обильных осадков.
Вид на Кош с дороги, снизу. Вид на Кош с дороги, снизу.
Подходим к оз. Маричка Подходим к оз. Маричка
   К пограничному пропускному пункту Зелене, что находится на границе Украины и Румынии, мы приехали 2 августа на микроавтобусе из Ивано-Франковска. Микроавтобус заранее заказал наш карпатский проводник. Погода – жара. Изредка прилетают тучи, тогда кожу холодит приятный ветерок, а когда выходит солнце - снова жара. Здесь у нас есть время надеть удобную обувь, раскидать по рюкзакам общие вещи – еду, костровые принадлежности, газ, палатки и т.д. Кстати, фотографировать на КПП нельзя. Ничего суперсекретного там нет, но когда пограничник увидел мой фотоаппарат, тут-же настойчиво попросил удалить свежие кадры. Да и ладно, впереди столько хороших снимков!
   После необходимой проверки и переписи данных из документов, пограничники открывают нам шлагбаум и мы начинаем путь по дороге у поймы реки. Этим летом в некоторых частях Европы были сильные дожди, количество осадков превышало норму. В итоге реки вышли из берегов, подтапливали дороги, дома, поля и т.д. Так и тут. Кое-где видны покосившиеся дома, поломанные изгороди. Мы доходим до места, где в реку впадает речка «Погорiлець». Переходим её, и видим перед собой резкий подъем. «Нам туда» - поясняет проводник.
   Примерно полуторачасовой набор высоты (до первой передышки) разделил нашу группу на несколько компаний по скорости подъема. Были впереди идущие, сзади идущие и средние. Практически все остальные дни мы шли таким порядком, естественно, не растягиваясь на большое расстояние.
Примерно на высоте полутора километров нам открылся вид на луга с пасущимися коровами и овцами. Ближе к лесу расположился жилой дом и службы – стойло, сарай. Всё это по-местному носит название «кош», «кошара», т.е. место где живут пастухи. Тут же изготавливают сыр, молочные продукты. Нам было интересно посмотреть, как люди живут без электричества и городских благ. В этом им не позавидуешь, за то они постоянно на природе, плюс, тут шикарный вид из окна))
   Сегодняшний первый день оканчивается для нас на озерце «Маричка», вода в котором просто ледяная – за день она не успевает нагреться, т.к. кроны елей закрывают воду от солнца, а питает его ледяной ключ из-под скалы. Я и ещё двое парней умудряемся искупаться. Хотя ритуал захода по колени, окунания и быстрого выпрыгивания на берег вряд ли можно назвать полноценным купанием, т.к. за эту минуту ноги успевает сильно свести. Несколько отчаянных девушек умудряются вымыть головы. Мы решаем, что это мазахизм=)
   Вот и окончен первый день похода. Столь ожидаемый ужин недолог, приняв пищу все расходятся по палаткам на отдых.
   Интересно, что примерно в момент выхода к пастушьему жилищу мы встретили и обогнали группу туристов, так же шедших на подъем. Группа была достаточно крупная человек 10-15. Получилось, что мы с ними шли наперегонки на протяжении всего остатка дня. По первому впечатлению от них мы думали, что они простые туристы… Но утром выяснилось, что это не так. За завтраком все очень удивились, увидев идущую вокруг озерца процессию. Вся толпа ребят и девчонок смотрела и фотографировала двоих, позировавших им у озера, это были жених и невеста в классическом костюме и белоснежном платье! Никто из нас не мог предположить, что увидит такое в горах. Оказалось, что они так празднуют помолвку, т.е. это репетиция перед свадьбой. Жених с невестой оказались спортивной парой и решили не останавливаться на высоте 1700м., а подняться на г. Поп-Иван, к заброшенной польской обсерватории «Белый слон»! Не у каждой пары есть такие предсвадебные фотографии.

Второй день

Отметка. Отметка.
На переднем плане наш лагерь, на заднем - Поп Иван с обсерв. На переднем плане наш лагерь, на заднем - Поп Иван с обсерв.
Причудливая фигура. Кого напоминает? Причудливая фигура. Кого напоминает?
Жених и невеста)) Жених и невеста))
Набираем высоту. Набираем высоту.
Впереди "Белый слон". Ну правда ведь, как замок?! Впереди "Белый слон". Ну правда ведь, как замок?!
   Позавтракав и собравшись, мы вышли вперед. Сегодня наша цель - Поп-Иван и заброшенная польская обсерватория «Белый слон». По природе окружающей нас, стало все явственнее заметно, что мы подбираемся к к высоте в две тысячи метров. Деревья вокруг стали сменяться кустарниковыми формами – Сосна горная, Можжевельник. Все больше становилось необлесенных участков, стоило сойти с тропы и вот у тебя под ногами черника, брусника, мхи долгомошники. Вместе с высокими елями исчезла тень. Над головой только небо с редкими облачками. Солнце шпарило, лишь облака и хилый ветерок радует прохладой пыльные руки, лицо.
   В горах очень коварная погода. При прохладном ветерке кажется, что солнце совсем не печет и укрывать кожу от солнца не нужно. Но это ошибка, т.к. от сильного ветра загара меньше не становится. По пути встретились два человека, один из которых был совсем обгорелый. С утра шел без какой либо защиты с голым животом, руками, шеей. Спросили у нас противоожоговое средство. Парень рад, что встретил нас. Облил себя пеной с ног до головы – «Теперь можно идти». Ничего, что похож на снежного человека?))
   Постепенно вершина становилась все ближе и ближе и вот стала видна черная громада обсерватории. Издали незнающий человек с уверенностью сказал бы, что это не что иное как средневековый замок. Здание облицовано темным камнем, имеет строгие формы и одну башню (для телескопа), все это в купе действительно напоминает очертания замка. Подойдя ближе, мы убедились в его удрученном состоянии. Бог весть, сколько он стоит так с провалившейся крышей, рухнувшими перекрытиями и дырами вместо окон. То ли после захвата немцами, то ли после окончания войны. Сейчас «Белый слон» притягивает романтиков из Польши, Украины и ближайших стран. У его стен всегда много людей. В этот день так же было сложно найти место в его большой ромбовидной тени для обеда. Примечательно, что здание обсерватории – самое высокорасположенное здание в Украине (может быть и в Европе?). Высота на которой оно построено – 2028 м.
    Посмотрели обсерваторию, пообедали. Пора в путь. Аккуратно спускаемся по тропе ниже, через седловину к вечеру подходим к г. Смотрич где на склоне у ручья ставим лагерь для ночевки.
   Нужно заметить, что питьевую воду мы несли с собой по расчету. Кто-то пил в пути, кто-то старался не пить, но «железный» запас на готовку был всегда. Водные запасы пополняли по возможности по пути на стоянках. Как правило, такие места всегда были.

Третий день.

Утренний туман. Утренний туман.
Один из старых пограничных столбов. Один из старых пограничных столбов.
Тучи группируются внизу Тучи группируются внизу
   Первый день без солнца. С раннего утра стоит туман. Когда солнце встало, туман поднялся на пол метра над землей и со стороны солнца стал поярче. Пока завтракали, собирались, ничего не изменилось. Что ж, придется идти в зоне видимости не более 20 метров! Перед стартом внимательно рассматриваем карту. Других средств навигации нет, видимых ориентиров тоже нет. Все мы становимся очень внимательны, никому не хочется идти лишнее расстояние))
   В условиях тумана стало интереснее встречать другие группы. Все равны перед вязкой молочной пеленой - туманом, поэтому мы интересуемся у них о дальнейшей дороге, они у нас как пройти к «пепевану». Т.к. группы в большинстве своем интернациональны, то каждый произносит названия по-разному. В итоге название «Поп Иван» трансформировалось в украинско-польское «пепеван», что по произношению напоминало больше «пепелац» из фильма кин дза дза. Забавно. Так же трансформировалось и приветствие при встрече. Русское «добрый день» соединилось с украинским «добрий дэн» и стало напоминать польское «добре»)))
   Вообще туман – интересная штука. Еще вчера ты был на этом месте, на вершине, разделяющей два водораздела, две пропасти по правую и левую руку; а сегодня ты стоишь на нем же, водишь руками по вязкому туману и не веришь, что рядом резкий спуск, очень красивые виды… Ощущение примерно такое, как-будто дезориентированный стоишь в мощном снегопаде.
   Примерно к обеду туман стал рассеиваться, улучшилась видимость. Поднявшийся ветер разогнал густые пелены с вершин. Во время обеденного перерыва мы с вершины водораздела наблюдали за формированием внизу туч. Ниже метров на пятьсот пасутся коровы на лугу. Еще ниже возвышенность живописно расходится балками в разные стороны. Именно из этих балок, начали постепенно стягиваться пальцы облака. Твердо зная свое дело, они методично закрыли от нас сперва коров, потом весь луг, и, наконец, начали теперь уже большой плотной массой по склону подниматься к нам. Еще пять минут назад они были внизу, а сейчас холодные струи можно было потрогать рукой, ощутить ладонью влагу, заключенную в них. Наш обед закончился на половине, т.к. нужно было упаковывать вещи от влажного облака и собирающегося дождя. До первых сильных капель, больше похожих на струи, не верилось, что сейчас начнется ливень. Но он начался, и пришлось быстро что-то соображать с укрытием. На нашу удачу, у одной из участниц похода, оказалось большое полотнище полиэтилена для укрытия автомобиля на стоянке. Его как раз хватило, чтобы спрятаться от дождя всем с рюкзаками. Рюкзаки были кстати, ими сразу обложили свое укрытие по краям, чтобы с ветром не залетали капли дождя. Надо отметить, не будь этого полиэтилена, мы бы переждали ливень в большем дискомфорте. Для рюкзаков у каждого был непромокаемый чехол, а себя можно было укрыть тентом от палатки. В общем, с полиэтиленом нам повезло, т.к. дождь оказался затяжным, на час с хвостом. После него мы вышли на улицу сухие и сразу двинулись в путь, чтобы не терять светлое время.
   Место для сегодняшней ночевки располагалось на берегу мелкого и небольшого озера Несмовите. Наша поляна окружена зарослями pinus mugo, и чуть поодаль палатками друзей. Стоянка у оз. Несмовите очень удобна – среди зарослей сосны горной есть много площадок для палаток. Местность - с одной стороны г. Туркул соединяется седловиной с другой высотой, а с другой стороны с данного плато, вдалеке, идет резкий спуск вниз. Рядом с озером есть родник (пополняем запасы). Для особых туристов у озера стоит объявление, что природу надо беречь, не ломать сосну на дрова. Для тех, кто очень желает развести костер, есть совет спуститься за дровами на 1.5 км ниже, их там достаточно (смеемся).
   Перед ужином, в красках заката рассматриваем нашу завтрашнюю цель - Говерлу. Она видна отсюда. Глядя на неё, пожимаем плечами – отсюда она не кажется такой глобальной, как вблизи. Но это мы узнаем завтра...
   А сегодня заканчиваем жевать вкуснейшую гречу с тушенкой, пьем чай под впечатления прошедшего дня и ложимся спать.

Четвертый день

На заднем плане Говерла(справа) и Петрос(слева) На заднем плане Говерла(справа) и Петрос(слева)
Впереди Говерла. Впереди Говерла.
Вид с Говерлы. Тут у меня сел аккумулятор. =) Вид с Говерлы. Тут у меня сел аккумулятор. =)
      Сегодня, не в пример вчерашнему утру, довольно солнечно. Оперативно завтракаем, фотографируемся на память и выдвигаемся. Печально, но действует порядок первого дня – несколько человек лениво собирают палатку, рюкзаки. Вместо того, чтобы идти со всеми, они уже сначала отстают, а потом в течение дня догоняют группу под присмотром уставшего от ожидания проводника. Не айс это.
      Читатель может подумать, что вот я описываю путь, но в промежутках между Белым слоном и Говерлой, завтраками обедами и ужинами, не пишу о красотах местной природы, о видах открывающихся в пути, значит таковых там нет. Это неправда. С каждого поворота, подъема\спуска открываются уникальные, непередаваемой красоты виды. Глазу бывалого в горах человека, неосновные виды будут несколько привычны, но человеку кто хочет поехать в Карпаты и сомневается, т.к. не был в горах ни разу, говорю, что не надо сомневаться, нужно собирать вещи и ехать!
     Как мы уже поняли, погода в Карпатах непредсказуема и переменчива. Только что светило солнце, было чистое небо, как вдруг наползает туча, грохочет гром и льет ливень. Только ты успеваешь утеплиться, надеть дождевик и рюкзак, как снова выходит солнце. Так было и сегодня. Погода менялась постоянно, поэтому мы были в постоянной готовности к дождю. И эта готовность себя оправдала.
     К обеду дожди прошли, установилась солнечная погода. А мы как раз подошли ближе к Говерле. С высоты Брескул, на коротком привале проводник рассказал, почему эта гора называется таким необычным словом. Оказалось, что это женское имя, которое давным-давно носила одна девочка. Она очень любила мальчика по имени Прут, но т.к. их семьи были в разных сословиях, их брак не мог состояться. Тогда они забрались на гору и вроде как покончили с собой. С тех пор гора стала называться именем девочки – Говерла, а река, берущая начало у горы – Прут.
       С г.Брескул казалось, что до вершины рукой подать. Но на самом деле нам предстояло спуститься по хребту (примерно на 100м. ниже) и далее набрать высоту 200 метров до вершины Говерлы. Во время тайм-аута собралась почти вся группа (отстающие с проводником снова были вне зоны видимости). Двое наших уже ползли к вершине, а мы за 10 минут отдыха набирались сил и смотрели на Говерлу. Она возвышалась голой громадой. Верхушка и прилегающие территории лишены леса, кое-где не было и травы, торчала каменистая земля. Вид у горы отнюдь не романтичный, и подъем довольно крутой. Хорошо, что нужно было набрать лишь 200 метров. Итак, каждый из нас, надевая рюкзак, уходил на подъем. «Встретимся на вершине!».
     Подъем на высочайшую вершину Украины (которая, правда, ниже высочайшей вершины России в 2.5 раза) дался сложнее пройденных вершин за последние дни. Обилие камней, неплотный грунт, большое количество спускающихся и поднимающихся людей без рюкзаков, палящее солнце и т.п. – всё это постоянно отвлекало внимание от пути.
     Но вот подъем пройден, и тут небольшое разочарование – то, что предстает пред глазами поднимающихся, не отличается особым шармом. Вершина – просто голый пустырь с двумя ни к селу, ни к городу, большими крестами, памятным знаком о восхождении Ющенко, толпой куда-то снующего народа и большим количеством мусора. Единственные вещи, которыми гора ценна, это своим статусом, и видами с вершины. Говерлу посещает много людей, и сегодняшний день не был исключением. Во время ожидания остальных участников есть время перекусить, пообщаться с другими людьми.

Тут мною был подслушан разговор двух украинцев. Оба они подошли к стелле и кинули по монетке, чтобы еще раз сюда вернуться. Тут я слышу следующее:
- дивися сколько дэнег!
- и шо?
- та давай возмём их с собой..
- Микола, зачем нам дэнги, у нас есть сало!
=)))

Сперва спускаться было трудно, но чем дальше от вершины, тем спуск более полог и в конце концов переходит в дорогу, по которой мы идем к месту ночлега, минуя сторожку лесничего.
У будки лесничего стоит большой информационный щит, где большими буквами написано, что в этих местах произрастает знаменитая «червона рута» - так называются цветки Рододендрона восточнокарпатского. Оказывается, вот что за цветок имелся в виду в известной песне! Лично я этого не знал.
     После будки лесничего дорога хорошо разъезжена, мы спешим по ней. Нашу скорость снижают только лужи по пути. Грязь на дороге страшенная. На обочинах то и дело встречаются памятники. Текст на всех примерно такой: «трагически погиб в турпоходе..» Мда, не очень приятно. Но не зацикливаемся на этом. По пятам преследует дождевая туча. Скоро приходим к месту ночевки, и тут же начинается дождь. Вот где пригодилось мастерство быстро собирать палатку, чтобы она не намокла. Палатки поставили, дождь перестал. =)
     Начинает темнеть, кто-то отдыхает, кто-то болтает, но все готовятся к ужину. Проводник греет еду. Народ собрался в общем месте – деревянной беседке. Я с другом Алексеем стоял поодаль лагеря, у спуска в балку. Отсюда открывается вид на Петрос. Вокруг него группируются тучи, так и норовя объять ватным телом громадину. Петросу это не нравится, он воюет с ними – на вершине то и дело вспыхивают молнии, грохочет гром. Из палатки наших друзей послышался возглас – они тоже наблюдают за действом. Мы переглядываемся и снова смотрим. Позади нас звучат голоса друзей о чем-то далеком и неважном сейчас, слышится потрескивание костра. Вокруг темные декорации леса и безмолвные горы. Впереди – немыслимый спектакль природы, демонстрация мощи на огромной сцене, едва окидываемой взором: в темно-серо-черных тенях туч на вершинах более низких гор, Природа говорит с нами Громовым голосом, и молнии вспыхивают огромными пучками, освещая полнеба, как бы заверяя каждое свое слово. Мы восхищены и с упоением смотрим этот спектакль.
     Вопреки опасениям все эти тучи обошли нас стороной, поползли на Петрос. А мы, вернувшись под свод хижины, принялись за ужин и разговоры с друзьями.

Пятый день

Погода с утра солнечная. Как говорят наши проводники, подъем на Петрос сложнее. И действительно, когда подошли ближе, увидели, что нас ожидает. По крутизне подъема Петрос жестче Говерлы, вдобавок набор высоты гораздо больше. Логично, что подъем дольше. Но здесь ты предоставлен сам себе, ибо встречных практически нет – из-за вышеперечисленного гора малопосещаемая. На её вершине, по сравнению с Говерлой, нет такого большого количества людей, только пара групп по 5-6 человек. На обширной площадке высоты растет щётка травы, стоит обгоревшая часовня (такая же, как на многих участках жителей Западной украины) и крест с фигурой распятого И.Христа.
      После подхода большего количества участников, пришлось ожидать отстающих ещё около часа. Это время мы провели с пользой – кто отдыхал в тени от часовни (единственной на горе), кто делал фотографии «я на Петросе». К этому времени собравшиеся снизу тучи стали подбираться выше и выше к вершине Петроса. Скорость у облаков выше нашей, и уже скоро раскаты грома стали слышаться совсем близко. Все мы на вершине уже приготовились трогаться в путь, ибо попадать под дождь и грозу совсем не хотелось. Наконец подошли отстающие, и уже в густом, объявшем нас облаке, мы начали движение вниз плотной колонной. Через минуту после выхода резко полил дождь с холодными, частыми каплями, разжижающий почву под ногами, превращая тропу спуска в скользкую горку. Но большая опасность в сложившейся ситуации ожидала нас от молний, т.к. мы оказались внутри грозового облака. Вокруг не было деревьев, высоких объектов, мы шли по пустынной, каменистой местности и именно мы являлись высочайшими объектами, к которым притягивает молнии по принципу одиноко стоящего дерева. У кого были не отключены мобильники, отключили их. В такой момент, когда сделано всё возможное для безопасности, ты всё равно чувствуешь, что этого не достаточно, но сделать больше нечего, становится не по себе. Сперва молнии звучали в стороне, сейчас же гром гремел одновременно с молнией. Звук был настолько резок, громок и оглушителен, что думалось, будто мы проходим эпицентр возникновения молний. Думаю, что каждый из нас чувствовал, что гром гремел прямо у него над головой. Одна из молний, сопровождающаяся громом, ударила так близко, что все мы не сговариваясь остановились. Я видел перед собой двух друзей, оглянулся назад, ибо существование конца колонны казалось нереальным. Кроме шуток, в этот момент было очень не по себе, захотелось остановить игру и выйти. Позже кто-то сказал, что почувствовал легкий ток по ногам… А в тот момент промелькнула мысль, стоило ли идти дальше, раз всё так плохо. Но ничего не поделаешь, нужно было продолжать путь, других вариантов не было. Хорошо, что наш проводник знал дорогу, т.к. видимость была никакая. В таких условиях велика опасность подвернуть ногу, упасть. Но все держались молодцом.
     Выход из дождевой тучи это, конечно, событие. Снова тепло. Мокрую одежду сняли. Спустились уже примерно на 300м.         Встретили древнего деда-черничника, обвитого седой бородой. В своей соломенной шляпе он напоминал Льва Толстого или старика Хоттабыча. Оказалось что тут он с утра, набрал уже много. Сейчас сидит у тропы, ест хлеб. Подивился на нас, пожелал счастливого пути. «И вам того же!».
     Впереди нам предстояли 14 километров спуска, в конце которого нас ждала баня и дом для ночевки. В процессе спуска несколько раз лили дождь, и столько же раз выходило солнце. Мы прошли мимо коровьей фермы, пары кошей, небольшой деревеньки. Менялась природа, появились деревья, ручьи превращались в реки. Наконец мы дошли до д. Квасы, где оканчивалась наша поездка в Карпаты. Всё что мы увидели и пережили за эти дни, каждый из нас будет тысячу раз рассказывать друзьям и всё-равно не сможет передать во всей полноте.

Заключение

После этих 5ти дней наша большая компания разделилась по группам, каждая из которых поехала по своему маршруту. Но дело не в этом, дело в том, что 5 карпатских дней запомнились нам надолго, нашей петербургской компанией встречаемся раз в пару месяцев в украинском ресторанчике, чтобы понастальгировать и запланировать что-нибудь интересное, хотя до карпатского похода многие друг друга не знали.
      Повторюсь, если кто-то из вас, читающих эти строки, сомневается, ехать или не ехать в Карпаты, мой ответ - "Не сомневайтесь! Собирайте вещи и поезжайте!!". Тем, у кого есть конкретные вопросы (или предложения), мой е-mail: panvadimm@gmail.com

В заключении хотел бы сказать спасибо всем друзьям, кто участвовал в этой поездке, друзьям с Украины, всем встретившимся позитивным людям.