Часть 9-я. Национальный парк "Бейт-Гуврин и Мареша". Монастырь Бейт-Джемаль и мощи Св. Стефана. Винодельня Мони.
Израиль.
Возвращение на Святую Землю.
Часть 8-я здесь:
https://www.marshruty.ru/travel/007israelfebruary/
День 13-й, Четверг, 11 февраля 2016 года
Бездельник Мойша. Долина реки
Аялон. Башни Азриэли. Навигатор Ира. Государство для людей и небогатая жизнь.
Семь климатических зон. Самсон – первый назорей. Не было у евреев железа.
Бейт-Шемеш («Дом Солнца»). Национальный парк Бейт-Гуврин. Мареша – город, где
родился Ирод Великий. Древние маслодавильни. Колумбарий. Пещера-маслодавильня.
Дом с подземной цистерной. Известняк и мел. Рожковое дерево. Церковь Св. Анны.
Сидонские пещеры. Монетка для Харона и пирожок для Цербера. Это не наши арабы. Опунция
и мексиканская кошениль. Колокольные пещеры. Город Бейт-Гуврин. Римский
амфитеатр и византийский рынок. Крепость Бейт-Джиблин. Вид сверху – лучше.
Подземелье римских бань. Разметка для игры в мельницу. Потому что с овцами
договориться невозможно. Монастырь Бейт-Джемаль. Салезианцы и Сестры Вифлеема. Церковь
и мощи Св. Стефана, Первомученика. Гамалиил («Деяния Апостолов»), сын его Авив
и Никодим («Евангелие от Иоанна»). Первая метеорологическая станция Израиля. Семейная
винодельня «Мони». Здесь же, как на пороховой бочке. Кошерное вино.
Католический монастырь Дир Рафат и Королева Палестины. Модиин: в гостях у
Наташи и Левы.
Ровно в 9-00 мы уже стояли на привычном углу. В Тель-Авиве
было пасмурно. Подъехавшая на машине гид Таня также привычно поблагодарила нас
за пунктуальность.
-Сегодня мы с вами последний день экскурсируем, -напомнила
Таня.- Планы на завтра определили?
-Да, -ответили мы.- В Яффу сходим, в музей Иланы Гур.
-Не забудьте про бульвар Ротшильда, -заметила Таня.- А как
там легендарный Мойша из магазина «Свет» поживает? Тот, который вам апартаменты
открыть должен был?
Магазин "Свет"
-Мы его так и не увидели, -пригорюнились мы.- Загулял
(видать) Мойша, на работу вообще не ходит. Даже лампы в магазине пыльные, скоро
паутиной зарастут.
Тель-Авивские небоскребы
Строительство метро
-Выезжаем на трассу Аялон, -сообщила Таня.- Она же шоссе 20.
Тут была долина реки Аялон, здесь Иисус Навин останавливался. Дороги расширяют
постоянно, но очень грамотно все делают – никаких пробок или заторов не
возникает.
-Перед нами три башни Азриэли: круглая, квадратная и
треугольная. На треугольную вначале денег не хватило, позже построили.
Руководил маршрутом говоривший женским голосом навигатор.
Таня называла его Ирой.
-Для Наташи и Левы все купили? –заботливо спросила Таня.-
Погода явно улучшается.
-Четыре бутылки вчера заначили, -сообщили мы.- От сердца (можно
сказать) оторвали. Апартаменты наши постоянно улучшаются: вчера Ленни (пока мы
по Галилее рассекали) деревянные накладки для нашей железной винтовой лестницы
сделал и в серый цвет покрасил – чтобы следы не оставались.
На наши очередные распросы о том, какова жизнь в Израиле,
Таня ответила так:
-Небогато живем, в общем. Покупаем подержанные машины,
бензин очень дорогой и страховка. Первые полгода после эмиграции государство
полностью тебя обеспечивает – за это время (предполагается) человек должен
выучить в ульпане иврит. Другое дело – что ты через полгода делать будешь. Но
государство все равно поддерживает: например дотация на съем жилья сокращается
постепенно. Нищим не подаю – они просто работать не хотят. Когда мы в Израиль
приехали (а это без малого 20 лет назад было), не было ни воровства, ни
пьянства. Доллар тогда 3,2 шекеля стоил (сейчас – 3,8).
-Медицина бесплатная, но до определенного предела.
Стоматологию страховка не покрывает – как и во всем мире. В стране много
частных компаний, потому гарантированные отпуска маленькие, но растут
потихоньку – вместе со стажем. Государственных праздников не так много –
примерно десять дней в году. Выходных дней тоже два, только это пятница и
суббота.
-Мы (кстати) на юго-восток движемся. Бейт-Гуврин, куда мы направляемся,
на широте Ашкелона находится, только восточнее.
-Очень красивые Иерусалимские горы. Почвы здесь – сероземы
(бедные), но на них хорошо растут сосны. В горах издавна террасное земледелие
использовали. Ближе к побережью Средиземного моря расположены плодородные
красные почвы. Несмотря на то, что Израиль – страна маленькая, в нем семь
климатических зон имеется.
-Между Тель-Авивом и Иерусалимом (как раз посередке)
расположен древний город Модиин. Оттуда родом был Хасмоней с сыновьями и именно
там в 167 году до н.э. они начали освободительную борьбу против греков, успешно
завершившуюся. Отказались евреи свинину жрать и срочно в эллинизм перейти.
Неподалеку от Модиина на склонах холмов (общей площадью 2,5 кв. км)
располагается заповедник библейской природы.
-Вон вдоль дороги заросли горчицы. Сейчас период желтых
цветов. В Израиле много чего растет, что в России «растет» только в магазине.
Горчица
-Долина реки Сорек. На берегу реки Сорек Самсон и Далила
впервые встретились. Самсон (Шимшон) был судьей (предводителем) племени
(колена) Дана. Территория эта колену Дана (по распределению Иисуса Навина)
отведена была, но жили там филистимляне. Племя Дана севернее ущло, а Самсон
остался. Первым назореем был – не пил вина, волосы не стриг (в них сила). История
Самсона известна: когда у него волосы отросли – всех грохнул (вместе с собою).
-У филистимлян не было централизованного государства, они
образовали союз из пяти городов. Три города (Ашкелон, Ашдод и Газа) находились
на берегу Средиземного моря, два остальных (Экрон и Гат) – поглубже.
Филистимляне были одним из племен «народов моря» (морских разбойников) и осели
в Палестине в 12 веке до н.э.
-В этих же местах произошла битва еврея Давида с
филистимлянином Голиафом. После того, как Давид влепил камень из пращи в лоб
Голиафу, он выхватил у Голиафа железный меч и отрубил тому голову. Филистимляне
умели выплавлять железо, у евреев железа не было.
-Сейчас мы с вами город Бейт-Шемеш («Дом Солнца») проезжаем.
Когда филистимляне украли Ковчег Завета и привезли его сюда, в городе эпидемии
начались. А сейчас город ортодоксы оккупировали – здесь жилье на 30-40%
процентов дешевле, чем в Иерусалиме или Тель-Авиве.
Наконец мы добрались до национального парка Бейт-Гуврин.
Вход в парк - 29 шекелей. Выдали карту парка, включенного (2014 год) в список
охраняемых ЮНЕСКО культурно-исторических объектов. Таня с удовольствием
констатировала, что здесь-то я точно не был.
В парке вовсю цвели миндаль и маки (анемоны?). Подъехали два
автобуса, наполненные шумными детьми, и в парке сразу многолюдно стало.
-Детишки с едой, -комментировала Таня.- Праздник какой-то. С
чем нормальные евреи ходят? Правильно, с едой.
-На территории парка находятся остатки двух древних городов
– Мареша (9 -1 в. до н.э.) и Бейт-Гурвин (1 – 10 в. н.э.). Эти города были
расположены на перекрестке торговых путей в Месопотамию и Египет.
-После разрушения Первого Храма Марешу заселили идумеи,
пришедшие из пустыни. Затем здесь появились сидоняне и греки (4 в. до н.э.) и
вырыли пещеры. В 120 году до н.э. при хасмонейском царе Иоханане Гиркане I все
нееврейское население Мареши было насильственно обращено в иудаизм. Вернее,
всем сделали предложение, от которого они не смогли отказаться: либо иудаизм
принимаете, либо на все четыре стороны отсюда идите. Считается, что Ирод
Великий именно в Мареше родился.
-Дома в городе имели верхнюю жилую часть и нижнюю подземную,
в которой располагались хозяйственные помещения и можно было (в случае войны)
укрыться. Но в некоторых пещерах тоже жили. Всего на территории парка (500 га) найдено
около 500 пещер с 3500 комнатами.
-Древние отреставрированные маслодавильни. Они на территории
парка встречаются часто, так как выращивание оливок и производство оливкового
масла всегда было важной отраслью хозяйства. Масло использовалось для
приготовления пищи и сохранения продуктов, в парфюмерии и для религиозных
обрядов.
-Первая пещера, которую мы посетим, уже знакомый вам (по
крепости Масада) колумбарий (3 век до н.э.) с 2 тысячами ячеек, где выращивали
голубей. В Мареше обнаружено около 85 таких пещер с десятками тысяч ячеек для
выращивания голубей. Голубей и их яйца ели, приносили в жертву, да и помет не
пропадал – как удобрение использовали.
Дикий укроп
Холмы Мареши
-Сейчас мы с вами зайдем в пещеру, где находится одна из 22
маслодавилен, обнаруженных в Мареше. Жернов такой массивный, чтобы косточку
оливковую растереть. Потом всю размолотую массу – под пресс.
-Дом (чудом сохранившийся и частично реконструированный) с
внутренним двориком и с подземной цистерной. Под полом одной из комнат дома был
обнаружен клад из 25 монет, самая поздняя из которых 113 годом до н.э.
датируется. Возможно, что дом разрушили примерно в это время – время правления
Гиркана I.
-Почвы здешние из известняка и мела состоят. Это осадочные
породы, но разные. Мел там, где море глубокое было и остатки живых организмов
плотнее спрессовывались. Более пористый известняк образовывался там, где
помельче было. Местность вокруг (как видите) – плавные холмы высотой 250-350 м,
состоящие из мела и известняка, но сверху часто «корка» из более твердых пород
имеется (от полутора до трех метров).
Розмарин
Выбравшись из пещеры, подошли к дереву, под которым валялись
многочисленные стручки темно-коричневого цвета.
Рожковое дерево
-Рожковое дерево! –обрадовался я и стал немедленно собирать
стручки в сумку.– Перекусим на досуге. Этими плодами еще Иоанн Креститель
питался.
-Опять ты все знаешь, -с досадой произнесла Таня.
-Внизу остатки церкви Св. Анны (матери Девы Марии и бабушки
Иисуса), построенной крестоносцами. Считается, Св. Анна родилась в
Бейт-Гуврине. Византийская церковь Св. Анны имела солидные размеры (52 на 56
м). Церковь, восстановленная крестоносцами, была гораздо меньше.
Церковь Св.Анны
Прошлогодний миндаль
-А теперь спустимся в пещеру № 8, так называемую «сидонскую».
Она использовалась для захоронений. Почему «сидонская»? Не позднее 230 года до
н.э. греки из Сидона организовали в Мареше свою колонию. Надгробная арамейская
надпись главы колонии, Аполлофана, сына Сесмайоса, сообщает, что он умер в 196
году до н.э. в возрасте 72 лет, после 33 лет служения.
-Пещера имеет центральный зал и два боковых. В конце
центрального зала вход в следующее помещение (украшенный изображениями двух
амфор – символом победы), напоминающее греческий храм. В нем, надо полагать
находились алтари для жертвоприношений. Имена погребенных идумейские, греческие
и финикийские. Всего в Мареше найдено 25 подобных подземных гробниц.
-Понятно, что за прошедшие тысячелетия и следов от
захоронений не осталось. Но реставраторы восстановили рисунки, украшавшие
пещерную гробницу, и даже поясняющие их надписи: в основном на греческом, но
есть и на арамейском. Фризы гробницы украшены изображениями животных (как
существующих, так и вымышленных), сценами охоты. Все росписи выполнены в очень
живой экспрессивной манере.
-Часть изображений отражает представления греков об
устройстве загробного мира. Например, петух – спутник в царстве мертвых.
Трехголовый пес Цербер, из пастей которого течет яд, охраняет выход из царства
мертвых, не позволяя умершим вернуться в мир живых. Пока одна его голова спит,
две другие сторожат выход из царства Аида. Одним из подвигов Геракла была его
победа над Цербером. В качестве доказательства победы Геракл вывел Цербера
наверх. От дневного света Цербера стошнило и от пены из его пасти появилась
трава аконит.
-Когда умершего провожали в последний путь, ему в рот клали
монетку – плата за перевозку Хароном через реку Стикс (одну из подземных рек).
А уж потом умерший выпивал воды из Леты (другой подземной реки) и обретал
забвение. А в качестве презента для Цербера обычно подкладывали пирожок.
-Во время римско-парфянских войн Мареша был опустошен
парфянами и центром округи стал близлежащий Бейт-Гуврин.
-Пойдемте выпьем кофе, а потом я вас на машине к следующему
объекту отвезу, -предложила Таня.- Пешком туда далековато.
И тут набежали дети и оккупировали все столы. Быстро поели,
попили колы и (бросив на столах бутылки) побежали дальше.
-Это они школу прогуливают? –задумались мы.
-Мальчишки по-арабски говорят, -констатировала Таня. И
(подумав) добавила.- Это не наши арабы.
Мы между тем купили себе по маленькому стаканчику
крепчайшего эспрессо (всего по 7 шекелей).
Когда мы сели в машину, Таня прочувствованно заявила:
-Спасибо вам ребята, большое! Без вас бы я всего этого не
увидела. Варила бы на кухне борщ дурацкий. Ведь обычно туристы Иерусалимом и
еще парой мест, которые на слуху, интересуются.
-Да ведь ты сама нас сюда привезла, -заметила свояченица.-
Мы и понятия об этом национальном парке не имели.
-Конечно, -парировала Таня.- Специально выбрала. Отсюда до
Наташи с Левой недалеко.
-Вот перед нами кактус опунция. Растение не местное: его
завезли, потому что на нем мексиканская кошениль водится – это насекомые такие,
из самок которых карминовый красный краситель получают. Стоило только завезти,
как тут же анилиновые красители изобрели и надобность в кошенили отпала.
-Наконец мы добрались до «Колокольных пещер». Это уже
территория Бейт-Гуврина. Их вырубили в византийский и ранний арабский периоды.
-Пещеры появились как результат добычи мела в каменоломнях.
Огромные круглые залы со сводами высотой 12-15 метров. Форма колокола
объясняется способом добычи камня через узкое отверстие сверху с постепенным
расширением в разные стороны, что обеспечивало пещерам большую устойчивость. На стенах еще сохранились следы обработки.
Около пещер растут инжир и миндальные деревья.
-Иногда пещеры используются для проведения концертов
классической музыки.
-А сейчас едем в Бейт-Гуврин. Название Бен Гуврин впервые
встречается у Иосифа Флавия, который сообщает о завоевании его римлянами в 68
г. н.э. Позднее при императоре Септимии Севере город был переименовал в
Элевторополис. В византийский период Бейт-Гуврин становится христианским
городом.
-Римский амфитеатр в Бейт-Гуврине - один из наиболее хорошо
сохранившихся на территории Израиля. Он использовался для гладиаторских боев,
спортивных состязаний и сражений гладиаторов с дикими животными. После
восстания 132–134 гг. под руководством Бар–Кохбы римская армия стояла в
окрестностях Бейт-Гуврина и выстроенный здесь амфитеатр (3500 посадочных мест) является
типичным для военного городка.
-Сохранились столбы, на которые натягивался тент, защищающий
от солнца и дождей, и даже остатки штукатурки на стенах. Под сценой амфитеатра
видны раскопанные арки и там же под землей находились подземные пещеры,
использовавшиеся для содержания диких животных перед боем. В настоящее время
амфитеатр также используется для представлений.
-В 363 году н.э. полгорода землетрясение разрушило.
Наступила эпоха христианства, гладиаторские бои запретили и на месте амфитеатра
расположились рынок и мастерские.
-В 635-636 годах Палестина арабами завоевана была и к
моменту появления здесь крестоносцев населения в городе не осталось. Совсем. Поглазев
на развалины, франки принялись наводить справки, куда они попали и назвали
местность Бейт-Джиблин.
-В 1131 году умирает король Балдуин II Иерусалимский. Ему наследовали его
старшая дочь Мелисенда и ее супруг Фульк, граф Анжуйский. Фульк решает взять
под контроль перекресток, где сходились дороги в Иерусалим, Хеврон, Лод и
(главное) Ашкелон, откуда частенько заявлялись непрошенные арабские гости. В
1136 году в северо-западной части бывшего города (на развалинах римских бань)
построили замок, который передали ордену госпитальеров. Именно с этого момента
госпитальеры стали воинствующим орденом. Это была одна из пяти крепостей,
окруживших Ашкелон, который в 1153 году крестоносцы все-таки взяли.
-Крестоносцы построили к востоку от амфитеатра квадратный
замок (48 на 46 метров) с башнями по углам. Позднее к южной стене пристроили
церковь; юго-восточной башней пришлось пожертвовать. Внутренняя крепость вместе
с церковью были обнесены двойной внешней стеной (190 на 150 метров, толщина
внешней стены 3 метра, внутренней 2 метра). Ворота находились в юго-западной
части стены; чтобы попасть во внутреннюю крепость, неприятелю теперь надо было
пройти от них на восток, а потом два раза вдоль разделявшей замок пополам стены.
В 1244 году крепость крестоносцы окончательно потеряли.
-В 1949 году к северу от бывшего замка был основан кибуц
Бейт-Гуврин.
-Церковь, пристроенная к южной стене – довольно солидная: 30
на 16,5 метров, с 6,5-метровым центральным нефом и 5-метровыми боковыми нефами.
15 крестовых сводов опирались на 8 центральных колонн. Колонны очень массивные,
потому что крыша – каменная. На одном из камней свастика высечена –древний
языческий символ движения, Солнца и т.д.
Развалины базилики
-Поднимемся наверх: вид сверху – лучше.
И мы поднялись по узкой крутой лестнице.
-Такую лестницу с одним пулеметом от целого полка защитить
можно, -заметил я.
-А сейчас римские бани навестим, -предложила Таня.- Вот на
этой мраморной плите разметка для игры в мельницу высечена.
Еще раз пройдя через базилику, крепость мы покинули.
-Толя, пришлешь мне самые красивые кадры? –спросила Таня.
-Из 800 снятых за день? –переспросил я.- Я их отбор
сестренкам поручу – пусть мучаются.
Напротив крепости нашлась автозаправка с кафе и туалетом. Мы
сели перекурить рядом.
Я попросил Люсю попозировать с развернутой картой Израиля, а
Таню – показать на карте пальцем, где именно мы сейчас находимся.
Таня предложила перекусить пиццей, мы же ответили, что все
зависит от того, в каком именно формате пройдет наша встреча с Наташей и Левой
в их доме.
Таня позвонила Наташе и сообщила, что нас ожидает дружеский
ужин.
-Зачем же мы аппетит себе перебивать будем?– решили мы.
-Наташа с Левой ждут нас к 18-00, время еще есть, -сказала
Таня.- Хотите я вас на винодельню отвезу?
-Отлично, -обрадовались мы.
-Но перед этим заглянем в один монастырь, -предупредила Таня
строго.
-Итак, запомнили: слева от дороги – крепость, справа –
бабушка Иисуса Христа, -сообщила Таня, садясь за руль.
И мы поехали по дороге мимо совершенно библейских пейзажей.
Казалось, что сейчас выйдет на дорогу Самсон с ослиной челюстью (ей он филистимлян
лупил). Несколько нарушали впечатление три оранжевых экскаватора, выстроившихся
в ряд на обрыве холма. Да и американская агава в те времена здесь не произрастала.
-Овечки, -задумчиво комментировала Таня пейзаж.- В каждой
отаре есть один козел – овцы за ним идут. Потому что с овцами договориться
невозможно.
-Ну вот и обещанный монастырь. Бейт-Джемаль («Дом Красоты»).
Находится на вершине горы неподалеку от города Бейт-Шемеш, окружен садами.
-Итальянский католический монастырь основан в 1919 году салезианцами.
Салезианскую конгрегацию создал итальянец Джованни Боско. Салезианской конгрегация
названа в честь Св. Франциска Сальского (1567-1622), епископа Женевского,
обратившего в католичество 70 тысяч кальвинистов. Здание монастыря с башней средневекового
вида построено в конце 19 века и в нем когда-то размещалась
сельскохозяйственная школа.
-В Палестине салезианцы появились в 1904 году, за пять лет
до основания Тель-Авива. Конгрегация занимается в основном педагогикой и
профессиональным обучением молодежи. Монастырей (на самом деле) здесь два:
мужской салезианский и женский Сестер Вифлеема. Сестры Вифлеема дают обет
молчания. У салезианцев есть еще монастыри: и в Назарете, и близ Вифлеема, но
территория Бейт-Джемаль связана с христианскими святынями.
-В Бейт-Джемале (кроме двух монастырей) имеется небольшая
церковь Св. Стефана, христианского Первомученика, побитого камнями за
христианскую проповедь в Иерусалиме примерно в 33-36 гг. н.э. Церковь построена
в 1930 году на том же месте и в том же стиле, что и существовавшая здесь в 5
веке н.э. византийская церковь.
-Ее остатки обнаружили при раскопках 1916 года. Часть мозаик
из (пола) византийской церкви перед вами – на стенах храма вывешены.
Мозаики позволили датировать время
постройки византийского храма – никак не раньше 427 года. Дело в том, что на
мозаиках выложены кресты, а в 427 году византийский император Феодосий II запретил
изображать кресты на полу, считая, что попирать кресты ногами – нехорошо.
-Археологи, проводившие раскопки, предположили, что именно
здесь находилась могила святых Стефана, Никодима, Гамалиила и его сына Авива, о
которых рассказывает священник Лукиан в своем послании 415 года. В этом
послании Лукиан возвещает всей Церкви, что Раббан Гамалиил, учитель Саула (Св. Павла),
упоминающийся в «Деяниях Апостолов» как член Синедриона, заступившийся за христиан
(гл.5, 34-41), являлся ему три ночи и указал место погребения четырех
вышеупомянутых святых.
-Узнав об этом открытии, Иоанн, епископ Иерусалимский,
повелел перенести мощи в Иерусалим, на гору Сион (в храм на месте Тайной
Вечери), а на самом месте погребения был воздвигнут монумент, содержащий часть
мощей Св. Стефана.
-В своем видении Лукиан сообщает, что его видения Гамалиила
происходили неподалеку от храма в Кафар-Гамале, селении, находящемся в 30 км от
Иерусалима.
-Ученые считают, что название данного места, Бейт-Джемаль,
является преобразованным названием Кафар-Гамала, т.е. поместья Раббана
Гамалиила Старшего, знаменитого еврейского ученого, о котором и идет речь в
послании Лукиана. Согласно этому посланию, а также другим христианским
преданиям, именно Гамалиил предал тело Св. Стефана земле, когда оно было
оставлено (после побиения камнями) неподалеку от Гефсимании, в Иерусалиме.
-Гамалиил отвел достойное место для погребения мученика в
своем собственном имении, Кафар-Гамала. Это был щедрый жест, потому что могилы
покупали. После того, как он и его сын Авив приняли христианство, Гамалиил
пожелал быть похороненным рядом со Св. Стефаном. Позднее там же был похоронен и
Никодим, племянник Гамалиила, один из тайных учеников Христа (упомянутый в «Евангелии
от Иоанна»), которого Гамалиил приютил у себя после исключения Никодима из
Синедриона.
-Осенью 1999 года были проведены археологические раскопки на
холме, находящемся по левую руку при въезде на территорию монастыря с шоссе. Во
время них было обнаружено округлое сооружение византийской эпохи, а поблизости
от него камень, служивший притолокой. На камне высечена рамка, а внутри рамки –
полустертая надпись по-гречески «Хранилище мощей Стефана Первомученика». Это
открытие положило конец всем сомнениям и попыткам найти Кафар-Гамалу в другом
месте.
-Часть мощей Св. Стефана находится сейчас в Иерусалиме,
другие – в Константинополе (Стамбуле) и Риме. Мощи остальных трех святых находились
в Иерусалиме до эпохи Крестовых походов. В 1104 латинский патриарх Иерусалима
Даимберт переправил их в итальянский город Пизу, где они и находятся в
Пизанском соборе в мраморной урне с надписью «Гамалиил, Авив и Никодим».
-Нынешний храм в Бейт-Джемале построен по проекту архитектора
и археолога Маврикия Гислера, монаха-бенедиктинца из аббатства Дормицион на
горе Сион в Иерусалиме. В украшении храма принимали участие итальянцы и один
немец. Много росписей под византийскую мозаику.
-Четыре витража в нижних окнах церкви, изображающие ключевые
моменты из жизни Иисуса (Рождество в Вифлееме, Крещение в реке Иордан, Распятие
и Смерть на Голгофе, Воскресение и Вознесение в Иерусалиме) в 2003-2004 гг.
сделали российские художники Владимир Березовский и Владимир Голонишин.
-Под этой церковью еще одна имеется – подземная.
-В 1919 году на территории монастыря открылась первая метеорологическая
станция Израиля, которая и до сих пор работает.
В церкви предлагалось много христианской литературы на
русском (бесплатно).
Кроме того, в монастыре продавали вино (по слухам – весьма
неплохое) собственного производства, но покупать мы его не стали – впереди нас
ожидала целая винодельня.
На поиски которой мы и отправились. Поиски - потому что Таня
представляла ее месторасположение весьма приблизительно.
Наконец, мы увидели указатель, следуя которому подъехали к
слегка обшарпанному ангару. Внутри ангара все оказалось вполне прилично, к нему
примыкала пещера с длинным столом и скамьями (для дегустаций).
Есть у винодельни и своя страница на фейсбуке:
https://www.facebook.com/MonyWinery/
Встретил нас глава этого семейного бизнеса: араб-христианин по
имени Шакиб.
Дегустация стоила 15 шекелей с носа. Т.е. за 300 рублей
каждый попробовал по 2 сорта белого и по 2 сорта красного вина. Вино нам
понравилось.
Шакиб рассказывал, Таня переводила.
Оказалось, что основал это семейное предприятие еще дед
Шакиба. Дедушка долго ездил по стране и искал, где лучшие оливки выращивают.
Нашел это место в 1980 году и арендовал пещеру и земли (2000 дунам, т.е. 200
га) у монахов, которым она и принадлежит. Половину земли оливковые деревья
занимают, половину – виноградники.
-А купить землю дед не пытался?- спросил я.
-А зачем? –перевела Таня.- Здесь же, как на пороховой бочке.
-Как вино (водка и т.д.) кошерными становятся? –спросила
жена.
-В процессе создания вина должны только иудеи участвовать,
-перевела Таня.- Шакиб не участвует.
-Вначале выращенный виноград просто продавали на сторону.
Потом стали делать бочку вина для себя. А (наконец) в 2000 году организовали
винодельню и назвали ее в честь дяди Шакиба, Мони, умершего в 29 лет. Мони был
семейным врачом, учился в Италии.
-Работников на винодельне сейчас трое, при сборе винограда –
30-40. Полный интернационал: арабы-мусульмане, арабы-христиане, евреи,
таиландцы, шриланкийцы и т.д.
Виноград машина собирает, но для дорогих вин его вручную срывают.
Это одна из 6 виноделен в стране, у которых собственное (выкупленное)
оборудование имеется.
-Шакиб был в этом году во Франции, учился вино делать. В
Москве тоже бывал. Лоза в виноградниках также из Франции.
-Вино из винодельни «Мони» по всей стране продают и даже в
США экспортируют. В год винодельня «Мони» 200 тысяч бутылок вина производит.
По результатам дегустации мы купили у Шакиба две бутылки
красного сухого вина в качестве подкрепления наших дружеских намерений при
визите к Наташе и Леве. А то четыре бутылки белого как-то неубедительно. Ведь
шесть – наверняка лучше.
Шакиба настолько очаровали жена со свояченицей, что он
предложил им стать «лицом» винодельни – клиентов привлекать. Те ответили, что
мысль им нравится, вот только спиться боятся.
Я сфотографировал честную компанию вместе с Шакибом на фоне
церкви со статуей Девы Марии, Королевы Палестины. Шакиб попросил прислать ему
это фото, что я (позднее) и сделал.
Еще позднее (по фото) определил, что земли семья Артуль
арендует у католического монастыря Дир Рафат, расположенного в 26 км западнее
Иерусалима. В двух км восточнее монастыря существовала арабская деревушка Дейр
Рафат («Развалины монастыря»), которую жители покинули во время
Арабо-Израильской войны в 1948 году. Теперь на месте деревушки поселок Гиват
Шемеш находится.
Но еще в 1855 году деревушка вынуждена была (из-за долгов)
продать часть своих земель. Покупателем
оказалась Латинская патриархия Иерусалима. По законам Османской империи иностранцы
не имели права приобретать земли на территории империи, так что только в 1925
году (после прихода англичан) покупка была узаконена. И сразу же на месте
разрушенной византийской базилики началось строительство монастыря.
В 1927 г. в монастырь из Италии была привезена 2,5-метровая
бронзовая копия статуи девы Марии в монастыре сестёр Св. Доротеи в Виченце.
Её первоначально венчала корона с 12 позолоченными
звёздочками. Отцы монастыря решили корону снять, но позже вернули.
-Ехать к Наташе и Леве еще рано, -заметила Таня.- Давайте я
вам про Александра Македонского расскажу. Всю работу за него папа сделал – объединил
Грецию.
-Погоди, -остановила ее свояченица.- Я только за бутылкой
белого к Шакибу сбегаю. На сухую история не так интересна.
-Дверь то в винодельню обшарпанная, а вино очень даже
ничего, - размышляли мы, пока свояченица за вином бегала.- И внутри все
замечательно. От налоговой службы (видать) маскируются.
Вдобавок к вину Шакиб снабдил свояченицу закуской –
тарелочкой с маринованными оливками.
С террасы винодельни открывалась волшебная панорама долины с
не менее волшебным закатом.
И мы слушали, слушали (потягивая белое вино) про Александра
Македонского, Селевкидов, Птоломеев и Хасмонеев, да и римлян (заодно). Так бы и
сидели. Путешествие заканчивалось и к концу его историю Израиля я представлял
себе довольно четко и (самое главное) почти непрерывно.
Проехали Бейт-Шемеш, где по лестнице красиво стекала вода и
въехали в город Модиин, где и жили Наташа с Левой. Модиин построен по
предварительному плану и рассчитан на 250 тысяч жителей. Модиин – фактически
спальный район для тех, кто работает в районе большого Тель-Авива и в
Иерусалиме.
Свояченица немного волновалась. Дело в том, что с Наташей
она никогда не виделась. Познакомились они, переписываясь в «ЖЖ». И теперь им
предстояло «развиртуализироваться» - так первую встречу в живую в «ЖЖ»
называют.
-Добро бы я одна в гости приехала, -размышляла свояченица
вслух.- А то еще и «золотых» ребят с собой прихватила. Успокаивает только то,
что Таня с Наташей и Левой давно дружит.
Опасения ее были совершенно напрасны. Нас встретил накрытый
стол и гостеприимные хозяева.
Среди прочего выяснилось, что Наташа коллекционирует фигурки
и изображения сов. У нее их огромная коллекция. Свояченица знала об этом и
привезла очередную сову в подарок.
Плов в исполнении Левы оказался просто бесподобен. К нему
прилагались паста из баклажанов со вкусом печенки (свояченица ее даже сфоткала
– от восторга), хумус, салаты, а на десерт – яблочный штрудель и печенюшки с
кунжутом. Но и наше вино пригодилось тоже.
Выяснилось, что Наташа приехала в Израиль из Москвы, а Лева
– из Питера. Здесь они и встретились. Лева целый месяц дворником проработал
(«сел в ведро с говном» - по его образному выражению). Но за 20 лет полностью
адаптировались и имеют отличные работы.
Лева выразил мне сочувствие:
-Однажды я с тремя барышнями путешествовал. Это фатально
тяжело.
-Ничего, я уже привык, -ответил я.
Можно было посидеть в гостях и подольше, но мы помнили, что
Тане (после того, как она нас в Тель-Авив отвезет) еще до Хайфы пилить. И мы
откланялись, сердечно распрощавшись.
На улице Таня сказала:
-Ну, вы ребята, даете. Я о Леве с Наташей за сегодняшний
вечер больше узнала, чем за все годы дружбы с ними.
В Тель-Авиве мы сдали все гарнитуры Тане и попрощались.
На родимой улице Дизенгоф вовсю кипела ночная жизнь.
Молодежь к Шабату готовилась.
В апартаментах мы поняли, что Ленни (их хозяин) посетил нас
вновь: развесил картинки и расставил обувь.
Послезавтра мы уже улетаем. Так что завтра – последний день
в Израиле.
Из «Писем на Родинку»:
«Сегодня целый день по пещерам национального парка «Bet Guvrin-Maresha»
лазали. Пещеры меловые (в них мел и добывали), отменные. В одной голубей (на
еду) разводили. Есть одна очень прикольная, погребальная, с фресками. Есть
просто великолепные. Навестили римский амфитеатр и крепость (с церковью)
крестоносцев. Церковь не просто так, а на месте рождения Св. Анны (бабушки
Иисуса). Крепость госпитальеров была, именно после ее строительства Мальтийский
орден военным орденом стал. Потом в католическую церковь Св. Стефана заехали.
Католики к народу ближе - полно бесплатной литературы на русском.
Потом на винодельню Мони съездили, пару бутылок прикупили и
отправились на ужин к Наташе с Левой. Ужин удался – Наташа с Левой прекрасные
люди. Израиль за время нашего последнего визита (9 лет назад) сильно
продвинулся. Вино прекрасное делают, дороги на глазах строят. В Тель-Авиве
метро сооружают. Раскопки - полным ходом. В Магдале, где раньше детская
карусель стояла, археологический комплекс находится. В принципе, ежели все
раскопать - людям жить негде будет: мраморные колонны под ногами валяются. И
все для людей делается. Стараются евреи - бедные, но честные. Много работают,
не очень много зарабатывают, а еда и бензин - дороги. 1 кг мороженого мяса - 60
шекелей (1200 рублей). Кефир есть, ревьон называется.
Экскурсии у нас закончились. Завтра выспимся, съездим на
рынок Кармель (кремов прикупить), оттуда до Яффы дойдем, погуляем. Нужно будет
еще по бульвару Ротшильда пройтись. А послезавтра на Родинку возвращаемся. В
Белое Безмолвие, так сказать. Ждите, в общем.»
Анатолий Новак,
08 марта 2018 года