День четвертый

Утро четвертого дня оказалось утром находок: мы обнаружили колышки ровно на том же месте, куда я их вчера положила (почему вчера мы их не нашли, до сих пор не понимаю), кетчуп так же благополучно оказался на своем законном месте в синем рюкзаке. На завтрак у нас были макароны хоть и вчерашние, но зато со свежим кетчупом.
По протоке, у которой мы ночевали, мы прогрябали всего метров двести, после чего у нас случился долгожданный обнос. Обнос этот происходил мимо экскаватора, в котором, глядя на нас, сидел финн с квадратными глазами. Потом мы вышли на железную дорогу. Ох, если бы Вы знали, как необычно слышать команду «На колени!», когда обе гондолы стоят на рельсах! Выполнить эту команду было просто необходимо, ведь наши фотоаппараты стонали от нетерпения запечатлить сию курьезную картину.
Длина обноса была настолько маленькой, по сравнению с 5 км и даже 2,5 км в начале похода, что, честно говоря, стало обидно. Наши капитаны – вроде бы серьезные люди, а позволяют себе так мелочиться…
Обнос, конечно, хорошо, но пришло время и наш катамаран снова на воде. Мы идем по озеру Алалампи, после которого будет последняя протока до Янисярви. Дядя Вася сказал, что мы неплохо идем, и протоку, длиной всего 1,5 км, мы осилим минут за 20.
Не тут-то было! Участники похода Видлица 2002 поймут, о чем я говорю, взглянув на фотографии с этой протоки. Сначала мы еще гребли, а потом начали шкрябаться по дну. Иногда гребцы слезали с катамарана, чтобы его протолкнуть. Тогда на палубе оставалась Лиза: ноги не хотела промочить, сентябрь все-таки. И получается, пятеро человек толкают груженый катамаран, на котором сидит Лиза. Название такой проводимости пока не придумано.
В какой-то момент мы плюнули на все это протаскивание и решили сделать привычный обнос. Девчонки таскали рюкзаки вдоль берега. Приходилось либо скакать по камушкам, как молодая козочка, либо пробираться через бурелом, как бурый медведь. (И все это при условии, что Лизе никак нельзя намочить ноги)
Мужчины, в это время, по колено в воде склонившись над катамараном уговаривали его хоть капельку проплыть. Но, увы, он отказывался, и приходилось его толкать. Зато они впервые в жизни прошли «порог» вдвоем на катамаране и без весел.
Через несколько сотен метров обноса-проталкивания вода, казалось, стала нормальной. Было решено причалить катамаран и после перекура сесть за весла. Здесь очень кстати оказался Юрин термос с горячим чаем, т.к. промокли все и вроде бы даже Лиза.
Место этой вынужденной стоянки было очень красивое. Высокая березовая роща с травянистым подлеском выглядела какой-то светлой и кружевной.

Дядя Вася с Юрой и мы с дядей Жорой отправились за оставшимися рюкзаками, но мы с дядей Жорой свернули налево к так называемому именному порогу. Какая часть этого ручейка называется порогом, я так и не поняла, но сфотографировалась здесь с удовольствием. Итак, мы идем на место, где оставили рюкзаки, с ожиданием того, что сейчас встретим дядю Васю и Юру. Идем, идем… Почему-то они нам никак не встречаются, да и долго как-то идем. И лес уже какой-то другой, и речка вполне полноводна (не похожа на Видлицу 2002)… Потом до нас дошло, что мы проскочили то место с рюкзаками и прошли почти всю протоку в обратном направлении.
Я, понимая, что четверо нас ждут у катамарана, пока мы тут шастаем, сильно испугалась, что дядя Вася будет ругаться. Но, видно, к тому моменту, я плохо знала дядю Васю. Нашей пропажи он даже не заметил (или сделал вид?).
Зря мы понадеялись, что после этой березовой рощи можно будет грести. Нет, ну мы, конечно, погрябали, но буквально метров двадцать. После чего опять начали шкрябаться, и мужчины сова начали проталкивать катамаран. Когда вся эта протока поперек горла встала, мы со Светиком решили помочь в проталкивании.
Бедные мужики, не так-то это просто! Мало того, что по колено в холодной воде приходилось пыхтеть над катамараном, так нам еще и никак было не синхронизировать наши действия. Получалось, кто в лес, кто по дрова. Куда «рулить» - неизвестно каждый тянет, куда ему удобнее. Один пытается поднять нос, другой развернуть корму, а третьему кажется, что пора садится за весло и уже карабкается на гондолу…
Но больше всего мне запомнился другой момент. Я в очередной раз из очередных последних сил пытаюсь столкнуть катамаран, который, как мне кажется, прочно сидит на камне, как вдруг гондола с легкостью выскальзывает у меня из рук, и я по грудь сажусь в воду на колени. Теперь осталось только голову помыть, а так я уже искупалась. Но семеро (точнее четверо) одного не ждут, и когда я, выругавшись, все же встала на ноги, катамаран был уже далеко. Тут передо мной возникли другие трудности: скакать по мокрым скользким камушкам через приличное течение, не опираясь на катамаран, оказалось сложновато…
Как бы то ни было, все недовольство этой протокой улетучилось, как только мы увидели в просвете протоки озеро Янисярви полное воды!
Хотя о чем я говорю? «Недовольство». На лицах шестерых первопроходцев этой протоки Вы могли бы увидеть все, что угодно: улыбку (она не слезала с лиц на протяжении всего похода), раздумье (о том, между которыми камнями логичнее просочиться), ну, конечно же, некоторую усталость, но никак не недовольство. В конце концов, не зря же мы так часто потом (не без иронии) вспоминали эту протоку.
Ну, вот мы выходим в Янисярви, нам бы поскорее выйти в воду и сесть за весло (ведь мы так любим грябать!), но нет. Мы же герои!!! И нам необходимо сделать памятное фото для потомков. Подумаешь, еще несколько минут проведем в холодной воде. Кроме того, наш чемодан без ручки (я имею в виду Лизу) переправлялся по берегу, откуда его надо бы забрать.

Наконец, весь экипаж на катамаране и готов грябать., да вот только с камешков-то мы еще не слезли. И вот я, маленькая хрупкая девушка мокрая насквозь встаю в позу бегущего египтянина и толкаю груженый катамаран с пятью грябублями в придачу. Беспредел!!! Но Ингочка – умничка, она со всем справилась! (сам себя не похвалишь…)
На озере у меня начались душевные терзания. Дело в том, что изначально прохождения каньона было назначено на сегодняшний день, а я после протоки чувствовала себя замерший и настолько уставшей, что мне не светит. У меня было огромное желание пройти этот каньон еще тогда, еще во время квартиръерства. Но сейчас у меня нет никаких физических возможностей воплотить свою мечту в реальность.
Всю дорогу я никак не могла подобрать слов, чтобы объяснить свою проблему дядям и попросить их отложить наше прохождение на завтра. Но люди собрались понятливые, и все было ясно без слов. Каньон будет завтра!
Кстати о взаимопонимании. Почти всегда, когда мы шли по спокойной воде без приключений, на катамаране было абсолютное молчание. Это не говорит о том, что люди собрались неинтересные или необщительные, нет. Просто бывает молчание, которое говорит о легкости отношений и полном взаимопонимании. Это как раз тот случай.
Очевидно, что не только я устала и замерзла после протоки. Общим советом было порешено пообедать на какой-нибудь скале на берегу озера. В этот обед я не помню ничего, кроме костра, на который смотрела, а так же ног и носков, которые на нем сушились. А еще я звонила маме в город, к тому моменту я уже успела соскучиться.
Обед постарались на долго не затягивать (он у нас длился 1,5 часа) и вскоре погрябали дальше. Ну и чтобы нам жизнь медом не казалось, конечно же, подул встречный ветер.
Пока народ общался с веслом, я глядела в небо; оно было необыкновенным. Прямо над нами проходили тяжелые грозовые тучи, а на другом конце Янисярви острова освещались яркими лучами солнца. Нам было завидно и обидно, что это солнце не над нами.
Уже почти у подхода к речке Янис мы сели на песчаную мель, где Светик купалась во время квартиръертверства. Она отметила, что уровень воды в озере упал. Ладно, посмотрим, что будет потом.
На последних метрах на Янисярви мы решали, где будем делать стоянку. В силу предстоящего обноса через первую плотину и неумолимо приближающихся сумерек, стоянку сделали прямо у плотины.
СПАСИБО нашим мужчинам! Пока мы скакали по полянке в поисках места для палатки, они уже принесли дрова. Кроме того, нам показалось, что если убрать вот эти огромные намокшие деревянные бруса подальше, то появится отличное место для второй палатки. И снова мужики взялись за дело. Дальше по сценарию девушки переодеваются во все тепленькое и сухое (в тот вечер мы с Лизой представляли себя два больших зеленых презерватива), мужчины в это время готовят таежник. В общем, мужчины в тот вечер вели себя как настоящие герои, а мы себя вели просто похабно (мне очень стыдно).
И все же, несмотря на это, во время ужина с чашечкой адмиральского чая дядя Вася произнес красивейший тост за милых дам. Было очень приятно, но с другой стороны этот тост еще сильнее указывал на нашу с девчонками бестактность: не дядя Вася должен был нам говорить за все спасибо, а мы ему, а так же дяде Жоре и Юре.
Кстати, буквально через несколько минут после лестных слов от дяди Васи, мы услышали от Юры все то, что может услышать в свой адрес глупая баба. Дело в том, что палатки-то мы, конечно, поставили, но только под Юриным местом оказалось дерево внушительных размеров…