Ну и как, скажите, верить после этого прогнозам? Полмесяца ждали Ветра, и вот, казалось бы, самое оно: всю следующую неделю обещают 6-8 м/с с усилениями до 16-18! Другой возможности для кайт-похода в этом сезоне уже не будет. Спешно собираемся и прыгаем в междугородний автобус. За окном метели, сидим как на иголках, уже представляем, что несёмся под парусами вот по тому или вот по этому полю. Изучаем карты. Наконец четыре часа дороги пролетели, выходим у какой-то одинокой остановке на трассе. Выгружаем горные лыжи, рюкзаки и волокуши. Водитель:

-Ну и куда вы теперь?

-Обратно в Уфу.

-А я думал, самые дураки на свете – шофера. Оказывается, нет.

Автобус уезжает дальше, а мы остаёмся вдвоём посреди степи. И только тут доходит, что ветра-то нет. «Дует, но мало», - оптимистично заявляет Егор. «Полный штиль», - отвечает его напарник пессимист. Истина, как водится, была посередине.

К походу мы готовились с начала зимы, но снег выпал слишком поздно и мало. Ждали, ждали, но проклятый антициклон никак не собирался отступать. Протянули до конца февраля, а тут уж и весна подкралась. По плану должны были ехать в Зауралье, но там прогноз был слабый, да и снег вполне мог уже растаять. Пришлось спешно менять Зауралье на степные районы Башкирии, придумывать маршрут на ходу. Ветер обещали отличный, поэтому ставку сделали на маленькие кайтики. Взяли Pansh Legend 4.5 (ручки), JoJo RM 6 (ручки), Paraavis NEO 7 (планка) и самый большой Paraavis Xtazy 10 (планка). Ручечную «Дюну» 9, которая при всех своих недостатках славилась хорошей тягой, оставили дома.

 

x

День первый. Штиль.

Начало маршрута


Ну вот, стоим мы на остановке, надеваем горнолыжные ботинки, перекладываем вещи. Солнышко светит, хорошо. Только ветра нет. А без него кайты не полетят, хоть ты тресни. Вышли на поле, разложились. Безуспешно пытаюсь поднять в воздух свою десятку. С помощью Егора мне это даже удаётся, но дальше дело не пошло. У кайта не хватает сил даже сдвинуть меня с места, не говоря уж про волокуши. У Егора получается гораздо лучше. Его шестёрка не только поднимается в воздух, но и умудряется еле-еле тянуть. Преимущество ручечных кайтов для слабого ветра очевидны. Решение лежит на поверхности: попытаться переставить мой кайт на ручки. Вообще-то такая операция конструкторами не предусмотрена, а если уж и делать, то надо как-то настраивать полученный аппарат. Но мы просто привязываем всю подкуполку к стропам от ручечника,

Утренний намаз


и – чудо – кайт взлетает и тянет. Дуракам везёт! Правда, сразу же выяснилось, что змеюка вышла хромая. Чуть что – сдувается и падает задней кромкой вниз. Но главное, тянет!

Трогаемся. Скорость сравнима со скоростью пешехода, но главное, не нулевая. Егор отстаёт. Забираю у него волокушу, но даже так проезжаю поле первым. Пересекаю ручей, забираюсь на крутой берег и останавливаюсь ждать. Если в нормальный ветер кайтинг отнимает не так уж много сил, то езда в безветрие по нагрузке сродни восхождению на гору. В напряжении всё тело. Кайт то дёргает с места, то норовит упасть. Важно всё время держать его под контролем. Для тех, кто не знаком с кайтингом, будет удивительно, что на такой ерундовской скорости приходится ещё и тормозить лыжами. Плугом, как на спуске с горы. Иначе натяжение строп ослабнет, и змей грохнется на землю кучей тряпок. Поднять его из такого состояние в слабый ветер крайне сложно, особенно если он зацепится за сухую траву. Приходится отстёгиваться, проходить на лыжах 30 м (длина строп), расправлять, потом снова возвращаться назад, пристёгиваться и пытаться поднять его в воздух. Не надо забывать, что сзади привязаны волокуши.

Да, о волокушах. Их преимущество в кайт-походах неоспоримо. Позволяют перевозить впечатляющее количество груза, и при нормальном ветре практически не ощущаются. Участники больших походов берут с собой по 50-100 кг каждый. В конструкции любых волокуш необходимо решить две проблемы: чтобы не переворачивались (на скорости 60 км/ч перевернётся всё что угодно), и чтобы не разбились. Егор сделал волокушу из двух пластиковых саней с открытым верхом. Обе половинки едут рядом, и при прохождении кочки одна половинка налетает сверху на другую, а на следующей кочке возвращается на место. Полные перевороты бывают, но крайне редко. Моя волокуша сделана из двух оцинкованных корыт, одно сверху на другом, как пирожок. Ей абсолютно не страшны перевороты. Откидные лямки позволяют её использовать ещё и как рюкзак. Правда, объём маленький, всего 90 л. Название «рюкзаку» я придумал не позитивное, зато очень точное: «Гроб».

 

Итак, пока дожидаюсь Егора, в голове созревает решение, что делать дальше. Надо удлинить стропы с 30 до 60 м и ехать на одном кайте вдвоём. Сказано – сделано! Тяга заметно возросла. Управлять стало технически проще, но физически сложнее. Появилась ещё одна трудность. Если мой вес брутто – 80 кг, сзади на верёвке больше сотни, спереди тянет кайт. Что должно произойти? Правильно, при определённых манёврах меня приподнимает над землёй. Интересные, скажу, ощущения! Тем не менее, мы уверенно заезжаем в гору и даже впервые за день умудряемся ехать довольно быстро. Радость длилась недолго. В конце горы спуск, и хорошенько разогнавшись, мы въезжаем на небольшое нескошенное ржаное поле.

В «Нанайском эпосе» Сергея Прощенко http://kiteteam.ru/kite-trip/nanajskij-epos-chast-ii красочно описано, как выглядит кайтовый ад. По его мнению, располагается он на одной из проток Оби. Так вот, сообщаю, кайтовый ад имеет развитую сеть филиалов и в Башкортостане. 

Поле ржи


Ржаное поле выглядит красиво и дружелюбно, но знайте, это замануха! Стоит только проехать несколько метров, как сотни золотых нитей опутывают лыжи. Ты продолжаешь двигаться дальше, а лыжи остаются на месте. Вовремя высунув морду из снега, можно увидеть, как потерявший контроль кайт медленно падает и тонет в золотой пучине. Если на высоте 60 м вполне достаточно ветра для «жизни» змея, то у поверхности земли ветра нет в принципе, и шансов взлететь никаких, особенно, когда подкупольная расстроповка переплетена колосками. Хорошо, что я не один. Егор помогает расправить купол и подкидывает его в воздух, а я пытаюсь не дать ему упасть, маневрируя на предварительно вытоптанном пятачке. С десятого раза получается. Проезжаю метров десять, и снова всё повторяется. После следующих дцати метров сдаёмся и складываем кайт, уж лучше пешком. Когда всё было сделано, оказалось, что надо ещё и найти рюкзак. Он где-то совсем рядом, но где? Кое-как наткнулся на следы. Но самое забавное, через несколько шагов появилась дорога, по которой мы вполне могли бы переехать поле. Знать бы раньше! И вот, все трудности позади. Егор смотрит на приборчик, и тот выдаёт: за час прошли по полю 150 метров. Причём половина пути пройдена под кайтом!

Наконец мы снова на хорошем поле. Проезжаем с километр, и ветер кончается совсем. Всё, на сегодня хватит, пора вставать на стоянку. Кайт уже не может вытянуть нас даже под горку. Складываем и спускаемся к ручью коньковым ходом.

Так нельзя! Необходимо что-то делать. Возможности кайта уже исчерпаны, нужен только ветер. Решение приходит неожиданно. Из «гроба» получается отменный бубен, а стучать в него можно треккинговой палкой. Егор где-то слышал шаманские заклинания, но точных слов не знает. Чтобы духи нас поняли правильно, показываю им пример: изо всех сил дую на висящий мешок от кайта, мол, вот так он должен трепыхаться на ветру. Надеемся, что нас услышали те кто надо, а не жители соседней деревни. Долго бы потом ходили слухи про сумасшедших горнолыжников.

Набираем воду из ручья, готовим ужин. Вода отвратительная, с осадком непонятного происхождения. Но нам пофигу. Едим и ложимя спать. За день пройдено целых 7 км.

P2240026
x


 

x

День второй. Кукуруза

P2240006

     Утро. Рассвет. Всё в инее. Штиль. 

Поднимаемся пешком на гору. Смотрим прогноз: 6 м/с. Где ветер??? Да уж, нашаманили…

Однако налетает туча, и кайт лениво взлетает. Впереди горы. Сегодня у руля Егор. Чтобы затащить вверх 200 кг, приходится делать кайтом резкие развороты, от чего он весьма ощутимо дёргает. На рывках пилота непременно поднимает вверх, главное не терять контроль. Пересекаем овраг, радуемся, но кайт делает не тот поворот, и нас уносит через овраг обратно. Рвётся стропа, все, включая кайт, падают. Чинимся и предпринимаем вторую попытку. Результат повторяется. Чёртовы кевларовые стропы! Взял их как запасные, а тут пригодились в качестве удлинителей. Никакой прочности.

Ветер наконец-то усиливается. Дальше поедем на двух кайтах, причём мой надо вернуть на планку. У Экстазика  очень сложная схема строповки, поэтому распутать все верёвочки и правильно привязать удаётся не скоро.

Наконец-то трогаемся, и… начинается настоящий кайтинг. Когда хочется если не кричать от радости, то уж точно петь. Один горизонт сменяется другим, и никогда не знаешь, что ждёт тебя за очередным холмом, ровное поле или обрыв, овраг с ручейком или оттаявшая пашня. Ветер свистит в стропах, сзади весело громыхает «гроб». Хочешь – неторопливо сливаешься по ветру, хочешь – делаешь галс и разгоняешься до весьма приличной скорости.

На одной из таких гонок, правда, «гроб» не выдержал и раскрылся, засеяв поле озимыми макаронами. Скорый ремонт, и гоним дальше.

Вот и деревня Дмитриевка, где планируем пересечь по мосту реку. Складываем кайты, впрягаемся в волокуши и топаем по главной улице, ловя на себе недоумённые взгляды местных. Волокуши скользят по асфальту без энтузиазма, горнолыжным ботинкам такое и в страшном сне присниться не могло. С громким топотом наведываемся в магазин и двигаемся дальше. За рекой подъём. Обливаемся потом и с трудом штурмуем безымянную вершинку. Ветер ослаб, и скоро уже стемнеет. Надо хоть от деревни отъехать.

Кое-как  запускаю кайт из травы, стоя под проводами ЛЭП (подняться выше не было уже сил). Лениво заезжаю на горку, и взору предстаёт новая засада. Знакомьтесь, поле скошенного подсолнуха. Палки торчат из земли на полметра. Роняю кайт, и понимаю, что сделал это совсем напрасно. Тонкая подкуполка Экстазика моментально запутывается. Даже после того как подойдёшь и расправишь купол, едва ли ему будет суждено взлететь, не лишившись пары строп.

Травинка


Егор скрылся за горизонтом. Останавливать его по рации нельзя, иначе у нас будет два запутанных кайта на расстоянии в километр. Дёргаю кайт с большиим усилием, подсолнухи ломаются, стропы рвутся, но купол взлетает. Поехали. Только бы не уронить, только бы не уронить! Ветра, как на зло, совсем мало, а подсолнухи становятся выше и гуще. Назад против штиля выйти уже не получиться, а впереди конца-края не видно. Егора тоже не видать. Вот это западня!

Чтобы не уронить кайт в слабый ветер, надо во-первых очень чётко им управлять, во-вторых тормозить плугом. Но как это сделать, когда двухметровые лыжи едут по частоколу? К счастью, выбираюсь на узкую тропинку, я бы сказал даже просеку, замечаю на ней следы Егора. Так несколько легче, но всё же. Экстазик – молодец, старается в воздухе удержаться, понял уже, чем ему грозит падение. Он конечно был в курсе, что по законам физики кайты не имеют право летать в штиль (тем более, планочные), но решил пойти на преступление, и дотянул до конца поля, сразу же бухнувшись бессильной тряпочкой в мягкий снег. Рядом лежала такая же тряпочка под названием JoJo RM. Укутываем их снежком. Спокойной ночи, наши любимые кайты! Спите крепко, набирайтесь сил для завтрашнего дня.


Экстазик

День третий. Лэндлыжинг.

«Если хилый – сразу в гроб». Это слова Высоцкого про Паншик. Кайт он хороший, но слишком слабый, поэтому сегодня снова поедет в «гробу».

А вот Экстазику – самое то. Весело стартует и бодро затаскивает в гору. Хорошим будет день, если он начинается с восхождения, пусть и на локальный пупырь. Первый раз затягиваю один из двух триммеров – убавляю избыточную тягу. Правда, скоростные поля длились недолго. За очередным оврагом взору открылась очередная заморочка. Налево пойдёшь – кукурузное поле с посадкой найдёшь, направо пойдёшь  - в турбулу  попадёшь, прямо пойдёшь – огребёшь. Делать нечего, пошли прямо. Нам предстоит проехать участок открытой пашни метров двести. Мы уже знали, что на лыжах по земле ехать можно. Вперёд!

Поле русское поле


Кайт встаёт в зенит. Вывести его оттуда страшно, ибо сильно дёрнет. Когда стоишь на снегу – ерунда, а вот с такой ситуации – эээ… Перекашиваю планку, отклоняюсь назад, поехали! Первым не выдерживает верёвка «гроба», обрывается. Сажаю змея на пашню, наспех привязываю волокушу. Теперь она буквально висит на поясе. Кое-как поднимаю кайт, и еду до тех пор, пока не теряю лыжу. Снова возвращаюсь, в это время кайт запутывается. Не отцепляя «гроб», подхожу, расправляю, присыпаю мороженой землёй, возвращаюсь назад. Теперь выбираю другую тактику: разгоняюсь сразу со старта. Не знаю, можно ли это назвать глиссированием, но сопротивление уменьшается, и я благополучно доезжаю до снежной тропинки, уверенный, что по ней доеду до края поля. Как бы не так! Разгоняюсь ещё сильнее, приходится сливаться по ветру – опять на пашню. Падаю, проезжаю тушкой по чернозёму. Кайт снова запутывается. А я лежу, и мне смешно. Вспоминаю про лыжи и асфальт. Распутываю, стартую, и наконец доезжаю до снега. Присыпаю змея и наблюдаю, как Егор пытается повторить мой путь. Я понимаю, ему сейчас очень хреново, но поверьте, невозможно сдержать смех, когда видишь несущегося по земле лыжника. Но самое-то смешное, что пашню можно было легко объехать, знать бы об этом раньше!

Стою на асфальте


Егор записал на видео мою поездку. Думаю, это первая запись подобного рода. Пусть она войдёт в историю нового направления в кайтинге – лэндлыжинге. А что, раз уж на лыжах можно ехать с волокушей по пашне, почему бы летом не кататься в своё удовольствие по скошенной траве? Обязательно попробую! Пора уже ломать стереотипы! Можно, можно на лыжах летом кататься!

В веселом настроении понеслись дальше. Впереди было кукурузное поле, ЛЭП, дорога, речка с полыньями, болото, и снова дорога. Вот тут-то и случилось ещё одно приключение, которое могло бы закончиться плохо.

P2260050


После очередной встречи с кукурузой я заметил, что кайт стал откровенно тупить. На сильном ветру было ещё нормально, а вот сейчас с ним стало что-то не то. Егор дождался, когда проедут машины и благополучно переехал дорогу. По его команде тронулся и я. Подъехать к насыпи ещё получилось, а подняться уже не смог: кайт свернулся и упал за дорогу. Взлететь уже нереально. Пока убирали стропы, по ним проехала машина. Хорошо, что на колёса не накрутились!

При осмотре оказалось, что порвано около десяти подкупольных строп. Вот он почему так тупил! Привязываем и едем. Ветра опять слишком мало. Низкие провода мне проехать не удаётся. Кайт неизбежно падает и цепляется за траву. Егору проще, у него ручечник, и в данном случае это явное преимущество. А для меня каждое падение кайта отнимает слишком много сил, как физических, так и моральных. Хочется пить, но нечего, грызу снег.

Кое-как преодолеваем безветренную низину. Впереди полкилометра открытой пашни с подъёмом в гору. Снова скоростной старт, и – вперёд! Главное, не терять скорость. По пути можно найти остатки снега, что намного упрощают задачу. По снегу любой дурак проедет! Чёрт возьми, как прикольно выглядит лыжня на голой земле!

За пашней начинается хорошее поле. Пять минут отдыхаем на ходу, наслаждаемся скоростью, а дальше снова за работу. Кукурузное поле с пересечением низких проводов. Егор едет прямо, а я делаю большой крюк, чтобы разделить одну сложную задачу на две простые: сначала провода, потом кукуруза. Даже не верится, проехал на отлично. За кукурузой начинается болото. Высокая трава и рыхлый снег, много мелких ручейков. Так или иначе преодолеваю всё это безобразие, сажаю кайт и ищу глазами Егора.

P2260054


А вот и его змеюка, в проводах болтается! Смотрю, снимает, пытается ехать дальше и снова вешает. Второй раз всё серьёзно, иду на подмогу. Пока прохожу полкилометра по рыхлому снегу, Егор отпускает ручки, теперь в проводах уже ручки, а не кайт. Кое-как удаётся снять. Потом полчаса распутываем стропы. Приятное это занятие, нервы успокаивает.

Пока возвращаюсь к своему кайту, Егор трогается. Ничего, догоню. Ага, догнал! Пристёгиваю кайт, волокушу, лыжи, но одна лыжа не пристёгивается. Вычищаю снег, делаю что-то ещё – результата никакого. Старое железное крепление упорно не хочет защёлкиваться, а я-то думал, на нём ломаться нечему. Останавливаю по рации Егора. Теперь уже ему идти до меня километр. Никакие шаманства не помогают. Становиться ясным, что поломка серьёзная. Поход окончен.

Очередной день

Последняя ночёвка. Утром, как назло, хороший ветер. Решаем выбраться до какой-то нефтянки. Я выезжаю на оставшихся в живых лыжах с двумя волокушами, Егор пешком. Оказалось, ехать против ветра по глубокому снегу с тяжёлым грузом не так-то просто. Егор приходит первым.

P2260052


Переупаковываем вещи, топаем в бейдевинд по грунтовке. Дует метров пять в секунду, да толку-то что?

P2260053


Дорога, попутка, Стерлитамак, автобус, Уфа, трамвай, мы дома.
x

Выводы.

Конечно, нам не повезло с погодой. Вопреки прогнозам сильного ветра не было ни разу, а вот штиля предостаточно. То же самое со снегом, обычно его больше. Кто-то скажет, мол, ну нафиг такой кайтинг, когда есть более подходящие места вроде озёр и водохранилищ. Согласен, но когда всё просто и легко, когда одним галсом можно проехать хоть десять, хоть двадцать километров, тоже не так интересно. В нашей местности скорость зависит не от ходовых характеристиками кайта, а от умения принять правильное решение, как пройти то или иное препятствие. Уронишь кайт на кукурузу – вычёркивай 5-10 минут. Попадёшь в тупик –  складывайся и обходи. Выберешь правильный проход в посадке – получай в награду пару километров хорошей «дороги». И уж точно никакие просторы водохранилищ не заменят внезапно открывшегося вида с далёким горизонтом, за которым тебе непременно откроется другой неизвестный горизонт.

 

Снаряжение.

Всю дорогу ехал на кайте Параавис Xtazy 10. С одной стороны – это очень стабильный купол с хорошим ветровым диапазоном. Турбула практически не ощущается. Сложить его в фантик – надо ещё постараться, свалить через переднюю кромку практически нереально. В то же время, в слабые ветра он серьёзно уступает ручечнику. Некоторая сложность на парковке ощущалась, но терпимо. Основная его беда – тонкая подкуполка. Для нашей местности такая не годится. Очевидно, придётся изготавливать её на заказ из более толстой оплёточной стропы. В сильный ветер я бы взял Pansh Legend 4.5. Маленький, послушный, прощает ошибки. Тише едешь – дальше будешь.

Егор ехал на стареньком, штопаном - перештопаном с восемью заплатками JoJo 6.  Единственный плюс этого кайта в том, что он дешево стоит и его порвать не жалко.  Он сшит из очень толстой ткани, почти из брезента. Подкупольная расстроповка очень толстая и в оплетке. Тем не менее за время похода порвана одна стропа и кайт серьезно потерся о камни и наст.

Волокуши. «Гроб» к концу поездки изрядно побился. Возможно, стоит его укрепить. Обязательно надо переделать крепление. В любом случае корыта закрываются не плотно, внутрь набивается снег. Пластиковые волокуши Егора финишировали с потёртым дном и двумя большими пробоинами. В следующий раз я бы их уже не взял.

Одежда. Использовал мембранную куртку и полукомбез Red Fox Snow Man. Никаких претензий. Не мёрзнешь и не мокнешь. Точнее, мокнешь, но влага быстро испаряется. Рукавицы c верхонками Red Fox, утепленные тинсулейтом – выше всех похвал. Они остаются сухие, даже когда держишься за мокрую планку или копаешься в снегу, а прочная верхонка делает их неубиваемыми. Чтобы снять рукавичку, достаточно взмаха рукой, она остаётся висеть на петельке. Надевается так же легко без помощи второй руки. Очень удобно в кайтинге.

Егор ехал в охотничей фуфайке Holster. Поверх которой в первый день одевал Hoisterовскую жилетку с карманами. Но изрядно вспотев в первый день, от нее отказался, и далее чувствовал себя вполне комфортно.

Лыжи. Использовал классику 195 см, остался доволен. Однако из-за сломанного железного крепления пришлось досрочно завершить поход. Егор взял полутораметровые широкие карвы. Мне они не очень понравились, а ему вполне.  

 

Нередко на маршруте посещали невесёлые мысли, особенно когда не было ветра. Однако теперь, когда пишу отчёт, остались только приятные воспоминания. Уверен, что никогда не забуду этот поход, а значит, он удался. Пусть пройдено совсем немного, пусть мы наделали ошибок, но до нас здесь вообще никто никогда не ходил на кайтах. Значит, мы были первыми. Значит, это наша победа.



Видеоролик о походе (сделал Егор) http://youtu.be/U93GQobM0pM

x


Комментарии
Ура первопроходцам! 
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Ссылка:
Опубликовал Алексей Ерастов