На что мог бы надеяться Владимир Клавдиевич Арсеньев в Уссурийском крае,
если бы не было у него такого замечательного проводника как Дерсу
Узала?
Вот и я потерял бы массу времени и сил в крае Монтенегрийском, если бы
не мой местный знакомец Алексей. Не устану благодарить этого
замечательного человека!
В этот раз Алексей предложил экспедицию в Кривошие. Я еще не бывал в
этих местах севернее Боки, поэтому согласился не раздумывая.
План был разработан Алексеем замечательный. Чтобы увидеть побольше, мы
уходили в горы в одном месте, а заканчивали в другом. Мы не были
привязаны к машине и поэтому могли посмотреть гораздо больше. Забросить
утром и забрать нас в конце дня должна была супруга Алексея - Юля.
Спасибо и ей огромное-приогромное.
Для того, чтобы встретиться с Алексеем и Юлей мы встали ни свет ни заря,
и не торопясь поехали на север через бОльшую часть черногорского
приморья.
Каждый новый десяток километров съедал всё больше весенних апрельских
красок природы. Я даже удивился, насколько это было заметно.
Лепетане. Оставляем машину рядом с переправой. Переправляемся на пароме
через пролив Вериге (пешеходы бесплатно) в Каменари. И вот уже Юля везет
нас в сторону Леденице.
Выгрузились. Юля умчалась на работу. А мы решили выпить по чашечке кофе
«на дорожку». И вот, пока мы пьем кофе в маленькой, придорожной кафане и
наблюдаем за маленьким спектаклем, который для нас устроили местные пес
и кот, будет не лишне вспомнить, что же мы рассчитываем сегодня
увидеть.
… Как мало информации … Опять я за старое … А что же делать, если это на самом деле именно так?
Мне известны всего две (!) книги, которые достаточно подробно рассказывают о старых Австро-венгерских крепостях в Черногории:
· Radojica-Rašo Pavicevic : «Werk - AUSTROUGARSKE TVRDAVE U CRNOJ GORI»
· Bernard Sullivan : «The Austro-Hungarian Fortresses of Montenegro: A Hiker's Guide»
К сожалению, у меня нет ни ой, ни другой.
Информации в сети – кот наплакал.
Поэтому основным источником знаний и в этот раз будет в основном небольшая работа:
· Ilija Laloševic Radojica Pavicevic : «Fortifikacioni sistem Воке Kotorske austrougarskog perioda»
Австро-Венгрия владела Приморьем с 1797 по 1805 год и с 1814 до 1918
года. Сразу же после первого утверждения на этой территории, австрийцы
тщательно изучили предыдущий опыт и приступили к развитию унаследованных
ими оборонительных укреплений. В 1814 году гарнизоны разной численности
были размещены во всех городах Боки и вокруг них, в зависимости от
военно-политической ситуации и ситуации на местах.
Например, в Рисане присутствовал постоянный армейский гарнизон в составе
не полного батальона. Над городом в 1891 году было устроено стрельбище,
а на побережье выстроен причал.
Во время кривошийского восстания 1869 года Рисан был центром
противоавстрийского сопротивления, и так же как во время восстания в
Герцеговине в 1875 году, он являлся главным связующим звеном между
повстанцами побережьем. Во время этого восстания Рисан был заполнен
беженцами и герцеговинскими семьями.
Семьи герцеговинцев идут в Рисан, спасаясь от боевых действий.
С 1882 года, Боко-Которский залив был преобразован из прибрежной оборонительно крепостной полосы в три оборонительных зоны:
· Южную - Адриатическую оборонительную зону;
· Восточную - Ловченскую оборонительную зону;
· Северную – Кривошийскую оборонительную зону.
Первые укрепления в прибрежной зоне, в целях защиты залива от вражеских
атак с моря, австро-венгры начали строить 30-х годов XIX века. По словам
профессора из Технического университета города Грац Фолькера Кристиана
Пахауера (Folker Pahauer), который является одним из основателей и
членов австрийской ассоциации по исследованию крепости, эта система была
построена в пять этапов до начала Первой мировой войны.
Австро-венгерские стратеги учли, что в дополнение к прямым атакам
кораблей на входе в Боку, есть опасность комбинированных действий
морской артиллерии и высадки морского десанта в Конавле, и заливе
Трасте, одновременно с атаками черногорцев из Драгали или со старой
дороги Цетинье - Котор, с установкой осадных орудий на Ловчене, которые
смогут накрыть цели в Боке, и атак из области Грбали на Будву. Чтобы
избежать этого, Австро-Венгерская империя с 1838 по 1914 построила
замечательную оборонительную систему, в которой гораздо большее внимание
стало уделяться береговым объектам, а не морской границе. И именно они
стали служить основой для операций против Черногории. Работа началась со
строительства дорог и основания лагерей для концентрации сил (Црквице и
Леденице-Гркавац), было начато строительство нескольких линий
оборонительных укреплений. Морской фронт остался лишь частью обороны,
тогда как гланое место стали играть крепости на внутренних рубежах.
Австрийские артиллеристы затаскивают орудия на высоты вокруг Боки.
Частью этой оборонительной системы стала Северная оборонительная зона,
покрывающая направление Драгали – Црквице – Герцег Нови – Леденице –
Котор.
Возведение крепостей в Кривошийском поясе обороны проводилось в основном
на третьем этапе строительства оборонных укреплений вокруг Боки, с 1881
по 1893 годы.
Конец апреля. Весна в горах севернее Боки задерживается.
В этот раз мы рассчитывали посмотреть укрепления, Северной -
Кривошийской оборонительной зоны, которая располагалась на границе с
Черногорией.
Табличка с датой и указанием той австрийской воинской части, которая строила дорогу.
Сверху видны многочисленные австро-венгерские постройки укрепленного района Леденице. На фотографии – остатки водяной цисцерны.
До 1869 года на этой территории находились две небольшие крепости в
Драгали и в Цирквице, с небольшими гарнизонами, выполнявшими жандармские
и таможенные функции.
Бокешское (Кривошийское) восстание 1869 года, которое преследовало цель
сохранить старые привилегии (освобождение местных жителей от
обязательной воинской обязанности), и большие потери в нём, указали на
проблемы Австро-Венгерской империи в организации обороны своих рубежей в
этой области, и в необходимости принятия интенсивных мер по возведению
новых оборонительных сооружений.
Крепость Under (donji Grkavac)
Крепость Under (donji Grkavac). Внизу видны домики, от которых мы начали свое восхождение.
Крепость Under (donji Grkavac)
Первыми крепостями на нашем пути по горным австрийский дорогам стали: Under (donji Grkavac) и Ober (gornji Grkavac).
Обе крепости были построены в период с 1891 по 1893 годы.
Гарнизон крепости Доньи Гркавац до Первой мировой войны был вооружен 2-мя 90-мм пушками ККМ-4, стрелковым оружием и пулеметами.
В распоряжении гарнизона крепости Горни Гркавац были пулеметы и стрелковое оружие.
В очередной раз беру на себя смелость взять под сомнение информацию
Павицевича и Лалошевича о типах артиллерийского вооружения. Мне не
удалось отыскать никаких упоминаний об орудиях с индексом ККМ-4. Скорее
всего, речь идет об орудии M4 калибра 9 см.
9см пушка М4 в капонире
9см пушка М4
Путь на высоты, до крепостей Унтер и Обер не был особо тяжел. Пока мы с
дочкой Машей ползали по руинам, Алексей оснащал и запускал летучее око.
Порой, перескакивая через груды обрушившегося камня, очень сложно
представить, как крепости выглядели «при жизни», поэтому взгляд с высоты
дает более полное представление. Да и к тому же эти картинки сами по
себе очень красивы.
Эти придорожные таблички или выбивались прямо в камне, или формовались
из цемента. Цементные время не пощадило, а вот каменные выглядят и
сейчас весьма бодро.
Крепость Ober (gornji Grkavac)
Если считать по количеству крепостей, то, посетив Унтер и Обер, мы
выполнили дневной план посещений ровно на половину. Однако наш
дальнейший путь в Црквице лежал мимо горы Вели Врх. И вот это «мимо» нас
никак не устраивало. Вершину решено было брать!