Сплав на двух катамаранах по Большому Енисею. Продолжительность путешествия: 18 дней. Количество человек: 9 взрослых, 2 подростка, 2 ребенка. Маршрут: По дорогке: г.Кызыл, оз.Мюнь. По Енисею: от оз.Мюнь - п.Тоора-Хем - п.Ырбан - Хутинский порог - Кызыл.
По дорогке: г.Кызыл, оз.Мюнь. По Енисею: от оз.Мюнь до Кызыла.

С чего все началось.

Республика Тыва

Все началось с того, что в 2009 году я пригласил своего друга Леху Васильева приехать ко мне в Туву за чудесными расчудесными красотами, которых он у себя в Ханты-Мансийске и сроду то не видел))) Звал я его конечно и раньше, но в связи с приближающимися событиями в его семье, а именно преддверием рождения первого ребенка – он решил ко мне приехать, иначе потом с семейными заботами времени не будет совсем. Сказано – сделано.

Как и всегда мой брат со своей бригадой сплавщиков-рыбаков собирался по любимому маршруту от оз.Мюнь по р.Большой Енисей до Кызыла. Свой отпуск я спланировал специально к этому походу и соответственно ожидал приезда Лехи, чтобы всем вместе отправиться в путь.

Но судьба распорядилась по своему. Получилось так, что основная бригада отправилась на заброс на несколько дней раньше. Это произошло по многим причинам – основная причина  это несовпадение отпусков у некоторых участников похода, поэтому решили поступить следующим образом: Основная бригада отбывает на несколько дней раньше, но забрасывается дальше от р.Харал на двух катамаранах. Я же дожидаюсь Леху и мы с ним вдвоем доезжаем до оз.Мюнь и идем на надувной лодке до первой косы основного русла Енисея, там разбиваем лагерь и ожидаем прибытия остальных. Ориентировочное время нашего ожидания должно было составлять не более 2-3х дней. Основной запас провизии был у них, и поэтому здесь нужно было очень точно спрогнозировать время. Вообще вся эта возникшая ситуация не была заранее спланирована, поэтому добавляла немного волнения за ее удачное свершение. Я начал волноваться, что у нас вообще ничего не получится, и больше всего я переживал за Леху, который ехал ко мне с одной целью – увидеть Туву во всей ее красе. Разочаровать я его не мог. Делать было нечего - решили так решили, ведь другого выхода у нас не было. В дальнейшем к нам с Лехой в команду добавился еще один участник – Игорь Алексеевич Карманов (дальше Игорь), которому разрешили уйти в отпуск буквально за два дня до нашего отбытия. У него была своя лодка, поэтому нас он не потеснил.

Итак дата отхода определена. Наша основная команда забрасывалась в верховье реки Харал на Урале – единственном транспорте, который был способен доехать до тех мест. Водитель был проверенный – он зарабатывал тем, что помогал туристам добираться до верховья Енисея и мы ни раз пользовались его услугами.

Основная команда едет к р. Харал.

Погрузка на Урал. Погрузка на Урал.
Все готово. Можно двигаться в путь. Все готово. Можно двигаться в путь.

25 июля в 7 утра Урал подъехал к Школе №5, где работает мой брат и начался погруз. Кстати говоря, процесс этот очень трудоемкий и важный. Главная задача – правильно закрепить жерди для катамарана, чтобы они не слетели с крыши. Урал пассажирский и такие длинные «палки» в салон не поместятся. Алюминиевые фляги, пластиковые бочки, сумки, деревянный ящик с лодочным мотором, сам катамаран, палатки, удочки, торпеды и другие вещи с муравьиным трудолюбием переносились нами из школьной мастерской в салон грузовика. На всё про все ушло около часа. Наконец всё собрали и уселись по местам. Я пожелал своим друзьям счастливого пути и они отправились в путешествие.

Приезд Лехи

Леха в Туве Леха в Туве
Леха бродит по центру Леха бродит по центру
9 километр 9 километр
На горе Догээ На горе Догээ

30 июля приехал Леха - уставший и довольный от увиденных красот по трассе М-54 Абакан-Кызыл. Я немного распереживался – не нахватался ли он впечатлений раньше положенного)). После небольшого отдыха и краткой экскурсии по Кызылу и его достопримечательностям, мы начали упаковывать вещи. Проверили все по списку – лодку, экипировку, продукты. Все плотненько упаковали и стали ждать следующего дня. Утром за нами должен был приехать на уазике Сергей – водитель, который согласился нас отвезти на оз.Мюнь за небольшую плату. Брат вообще предлагал нам искать транспорт до Тора-Хема на рынке! А если бы мы его там не нашли?! Короче пока нам не "подвернулся" Сергей – я был весь на нервах.

Игорь, который вошел в нашу вторую группу жил на втором этаже моего подъезда, поэтому собрались мы утром все в одно время без задержек.

Дорога до Тоджи

Сергей, Я, Игорь по пути на Мюн Сергей, Я, Игорь по пути на Мюн
Леха. Леха.
На перевале. На перевале.
По пути. По пути.
Это не оз. Мюнь, а его протока, которая впадает в Енисей. Это не оз. Мюнь, а его протока, которая впадает в Енисей.
Качаем лодочки Качаем лодочки
Место высадки Место высадки
Игорь и его мини лодка Игорь и его мини лодка
Леха и наш "Турист-3" Леха и наш "Турист-3"
На Мюнсокой протоке На Мюнсокой протоке
На Ленивой косе На Ленивой косе

31 июля. В 7 утра подъехал Сергей и мы стали грузиться. Две лодки вошли с трудом, да еще я купил нам с Лехой по гермо-мешку, которые мы утрамбовали битком и они стали выглядеть как две огромные колбасы. Возникли сомнения по поводу того влезет ли это все в уазик! Но наши переживания Сергей развеял сразу. «Да конечно войдет!» - сказал он. И реально все вошло. В салон взяли только рюкзаки с водой и едой на первое время.

В путь. Погода звенела! По небу мчались одинокие облака и небесная синева обещала нам хороший день. Дорога до оз.Мюнь не близкая и мы запаслись лимонадом и семками. Сергей – бывалый охотник и мы понадеялись на его знание дороги до Тоджи. Но хорошо, что спросили по пути в Сарыг-Сеп! Оказалось, что до Тора-Хема он ни разу не ездил, а места его охоты были далеко в другую сторону. Ну вот тебе раз! Доехали до заправки в Сарыг-Сепе, залили полные баки, развернулись, так как пролетели нужный поворот возле Бояровки и поехали уже в правильном направлении. Леха похоже начал немного нервничать и упрекать в шутливой форме меня в незнании маршрута нашего следования))) Ну ничего – так зато интереснее. По пути болтали о том о сем и не заметили как взобрались на перевал. Потом нам встретились стада оленей, которых здесь на Тодже специально разводят. Потом вдруг дорога раздвоилась и мы были немного в замешательстве какую из них выбрать. Выбрали самую накатанную)) и не ошиблись.

Едем дальше. Кругом тайга. Наконец подъехали к развилке посерьезней. На дереве красовалась огромная табличка «Тоора-Хем», которая указывала путь налево. И была еще одна дорога направо. Обе хорошо укатанные, вот только дорогу налево нам преградили какие-то строители не очень похожие на местное население (потом выяснилось, что китайцы). Конечно никто там не стоял и не держался за руки, чтобы нас не пустить, но почему то глядя на табличку Тоора-Хем, которая указывала налево – мы свернули направо! О как лихо! С полной уверенностью, что в Тоора-Хем нам не нужно.)) Едем значит едем, а дорога все хуже и хуже. Сергей начал немного нервничать. Через 20 минут такой езды мы остановились. Впереди возвышался огромный плакат на железных основаниях, короче это были большая железная арка с надписью про добычу каких-то полиметаллических руд. Я был в замешательстве, мои друзья были в ступоре, Леха по моему был в шоке.)) Утрирую конечно. Мы недолго думая развернулись и поехали обратно к этой самой злополучной табличке))

Дорогу нам уже никто не преграждал. Трудяги из поднебесной мирно сидели у обочины и курили. Мы пронеслись мимо подняв столб пыли. Вот где дорога так дорога. Отлично накатанная грунтовка для уазика как шоссе. Мы не ехали, мы мчались с ветерком. Теперь надо быть начеку и не пропустить спуск к притоку Енисея. Вот уже и озеро показалось. Озеро Мюнь с тувинского переводится как суп (бульон). Вот этот вот «бульон» тянулся на многие километры вдоль дороги и казалось, что он никогда не закончится. И только я об этом подумал как показался съезд с дороги направо. «Стой! Вот здесь нам надо!» – крикнул я наугад. И действительно это был наш съезд. Просто повезло, что мы его не пролетели! Скидали на землю все наши вещи, поблагодарили Сергея за помощь (денег он не просил, только на бензин, но мы, то знали какой это был тяжелый труд и незаметно сунули под козырек 3 тысячи), и начали готовиться к сплаву.

Глухая тайга за сотни километров от города. Может произойти все что угодно. Мы могли забыть взять что-нибудь важное (например пластиковый переходник от лодочной помпы). Эти мысли крутились в моей голове. Но слава Богу все обошлось. Накачали лодки, раскидали вещи, еще раз посмотрели по берегу – не забыли ли чего, уселись поудобнее и спокойно двинулись в путь. Время было около 17:00. Солнце светило ярко, ветра не было. Только мы, таежная тишина и всхлипывания весел. Лодка немного приспустила после вхождения в прохладную воду, но яркие солнечные лучи все компенсировали. Течение здесь было очень и очень медленное, но мы не старались грести, а просто шли по течению и наслаждались природой. После городской суеты, потом долгой дороги вот такой вот релакс нам был просто необходим. Леха сел за весла и потихонечку греб, а я млел на солнышке. Понемногу начали атаковать комары, но к середине русла все разлетались. Через некоторое время мы дошли до такого места, где река разделилась на несколько направлений, и нам пришлось выбирать. Так как мы должны были встретиться с командой на определенной «косе», то пролететь ходом ее нам было нельзя, и тут пришлось напрячь память. Так быстро прийти к нужному месту мы не могли, подумал я, и пошли дальше правым берегом еле отгребая, чтобы не «свалиться» в другое русло. Тут возник небольшой экстремальный момент: Леха не достаточно быстро работал веслами и мы чуть было не напоролись на корягу, торчащую из воды. Я конечно не подал виду и не стал осуждать друга, хотя можно было)) Мы остановились и вышли на берег. Дошли до другого русла и убедились лишний раз, что это «не наша коса». Теперь уже я сам сел за весла и мы погребли дальше. Через некоторое время показалась таки «наша коса»)) Я специально просматривал фотографии прошлого похода в 2009 году, и вспоминал что мы делали на первой остановке и где она была. (В тот год была отвратительная погода и нам пришлось в дождь и слякоть собирать катамаран и скорее отчаливать.) И конечно же я узнал это место. Игорь тоже его узнал)) «Ленивая коса» - так мы называли это место. Пристанище для тех, кому лень грести дальше. Радостные, мы разбили здесь наш первый лагерь. Трехместная палатка, которую родители купили без моего участия, оказалась вполне вместительная. Мы разложили спальники, приготовили суровый мужской, но сытный ужин, немного порыбачили и завалились спать. Леха первый раз ловил рыбу на торпеду. И ему очень понравилось.

Первое утро.

Поход за кислицей Поход за кислицей
На Ленивой косе На Ленивой косе

1 августа. Все утро было в заботах. Готовили завтрак, искали и рубили дрова, разбирали вещи и снаряжали снасти. После сытного обеда из тушенки и макарон мы с Лехой пошли на разведку. Ведь мы были на полуострове! В 2009 году наша рыбацкая команда останавливались как раз на этом мести и во время разведки в близлежащем лесу мы набрали целое ведерко дикой кислицы (красная ягодка). Я не стал терять время, смастерил из пластиковой бутылки небольшое ведерко, Леха взял кружечку и мы пошли пополнять суточную норму витаминов. Место, где росла кислица, было живописное: мягкий мох под ногами, редколесье, лесной аромат – для прогулок лучше не придумаешь. Под неустанное жужжание комаров и их кровожадные атаки мы все таки набрали полное ведерко ягоды. На обратном пути увидели следы копытного животного - прямо на песке и совсем свежие, наверное утром подходил к воде. Пришли в лагерь и обрадовали Игоря собранным урожаем. Замешали кислицу с сахаром и наяривали ее до треска за ушами. Вечером сходили на рыбалку, приготовили ужин, посидели и погрелись возле костра и с полным чувством выполненного долга пошли спать и переваривать впечатления от первого дня отдыха.

Второй день.

2 августа. Утром погода не задалась. Было пасмурно, вставать не хотелось. Завтрак, дрова, рыбалка. Игорь поставил сети в затоне напротив и после, вечерком, чтобы не было скучно, раскупорил бутылочку «белой» и закусывая колбасой немного пригубил. Начал накрапывать мелкий, но противный дождик. Мы спрятали некоторые вещи под лодку, забрались в теплую палатку, раскинули карты и стали коротать время за игрой в «козла». Кстати коротали очень успешно, по моему три часа к ряду безостановочной игры в карты. Вторая половина дня пролетела незаметно. К вечеру дождь успокоился и мы смогли спокойно приготовить себе поесть. Завтра должна прибыть бригада с Харала.

Третий день.

Сушим колбаску Сушим колбаску

3 августа. Дождь шел всю ночь и все утро. Деликатес в виде копченой колбасы и мяса начал задыхаться в полиэтиленовых пакетах. Пришлось срочно принять меры и подсушить наш провиант.

Дни стали тянуться в ожидании нашей славной Харальской команды. По плану к исходу третьего дня мы должны уже были встретиться, но этот момент не хотел наступать. Я уже начал беспокоиться, но тешил себя надежной на удачный исход событий.

И вот во второй половине дня мы услышали знакомые крики. Эгегееей, кричали нам! Мокрые, голодные и замершие – наши друзья шли все утро под дождем. Мы их встретили холодной водочкой, горячим чаем и вкусной колбасой.)) Причалили, разгрузили катамаран, разбили лагерь, познакомил Леху со всей нашей бригадой. Решено было завтра идти дальше, так как всю косу мы уже обловили)). Вечером нам рассказали о поездке на р.Харал, какие там расчудесные места и самое главное – душещипательную историю о том как топляк спас команду.

«Как топляк спас команду»

Катамаран на топляке Катамаран на топляке
Пропоротая гондола Пропоротая гондола
Результат встречи с камнем Результат встречи с камнем
Клеим Клеим
Зашиваем Зашиваем
Сохнет Сохнет
Ремонт гондолы Ремонт гондолы

Если кто не знает, что такое топляк, то я поведаю вам. Топляк – это дерево (часто высохшее), которое было сорвано с берега реки и унесено течением. Со временем дерево впитывает воду и начинает тонуть. Одним концом (тяжелым) оно упирается и держится за дно, а другим (более легким) торчит из воды.

Так вот. Если мне не изменяет память дело было так: по реке шли два катамарана – маленький, которым управляли Олег Евгеньевич и Серега, и большой тримаран, на котором был основной запас продуктов и остальная команда. Тримараном управляли вчетвером: Леха (мой брат), Юля (его жена), Эдик, Лена (жена Эдика), дети сидели в центре. Маленький катамаран шел впереди, тримаран шел за ним. В какой-то момент вторая команда не справилась с управлением и напоролась на камень, который пробил им защиту и пропорол правую гондолу. Они начали уверенно терять воздух и скорее причалили к берегу. Впереди идущий катамаран из-за крутизны поворотов реки мог просто уйти  дальше по руслу, даже не заметив отставшей команды. (Ни раций ни другого способа связаться у них не было), но этого не произошло. Догадались почему?)) Все дело в том, что после того как тримаран распорол себе «брюхо», первый катамаран зацепился за топляк, не мог сдвинуться с места и остался в зоне видимости! Они обернулись и увидели, что тримаран терпит бедствие. О как бывает!)) Они кое как отцепились от топляка и причалили к берегу. Получается, что топляк спас команду. Спас от раскола и переживаний.

Пришлось разбивать лагерь и чинить пропоротую гондолу, поэтому и потеряли целый день пути.

Вторая стоянка

Бригада прибыла на Ленивую косу Бригада прибыла на Ленивую косу
Вся команда в сборе Вся команда в сборе
Серега и набитый катамаран Серега и набитый катамаран
Лехи на катамаране Лехи на катамаране
В путь В путь
Капитан Капитан
Готовы трудиться Готовы трудиться
Мега-тент Мега-тент
Славян Славян
0 069-Вторая стоянка(баня) 0 069-Вторая стоянка(баня)
Уха по маламайски Уха по маламайски
Коптильня для рыбы Коптильня для рыбы
Вчерашний улов Вчерашний улов
Серега Серега
Как мы делали тент раньше Как мы делали тент раньше
Вечерний улов Вечерний улов

4 августа. Утро было ясное. Все складывалось удачно. Основная команда пришла можно сказать без задержек. Мы уложили все вещи на катамараны и отправились в путь. Шли на моторах и необходимость работать веслами отпала сама собой. Короче шли "на расслабоне". Так как одна из целей поездки была рыбалка, то зоркие взгляды бывалых рыбаков искали следующее место для стоянки. Это оказалась коса на очередном острове. Остановились с другой стороны острова, чтобы не привлекать внимание проходящих мимо лодок, так как п.Тоора-Хем был уже совсем рядом. Погода стояла отличная. Разгрузили катамараны и основательно расположились. Поставили большой тент, который купили этим летом. Точнее это был не тент, а целый переносной дом. Мой брат с 2003 года самостоятельно сплавляется по Енисею и каждый раз у команды возникал вопрос – «из чего же сооружать тент от дождя». Сначала это были большие полотна толстого целлофана, который растягивали на деревянные палки. Минус был в том, что каждый раз после смены лагеря, нужно было искать новые палки. Также во время сильного ветра такая конструкция была очень слабой. Со временем накопленный опыт подсказал ему приобрести такой вот большой тент, который раз и навсегда решил проблему с дождем и ветром. Чтобы его поставить нужно было минимум трое человек, а лучше четверо.

Все принялись трудиться как в муравейнике. Лена с Юлей готовили закуски, Олег Евгеньевич готовил уху (брат ее называл «уха по маламайски»), Эдик с Сережей рубили тольник, чтобы закоптить рыбу, брат пилил бревно, мы с Лехой рубили дрова, Игорь спал в палатке (видимо уморился от жары). Потом пошли с Эдиком на охоту проверять есть ли здесь дичь. Сначала обошли остров слева, и там были очень симпатичные камыши и заводи для уток, но было пусто. После двинулись в глубь леса, шли очень тихо, но застать врасплох рябчиков не удалось. Очень густой лес и стрелять было глупо. Дичь была, но добыть ничего не удалось. Пришли назад пустые. Остальной день прошел спокойно. Вечером сходили на рыбалку. Клев был такой, что "мы позабыли все на свете". Вечер провели за чисткой пойманной рыбы и ее засолкой. После вкусного ужина поиграли в карты и разошлись по палаткам.

Первая баня

Камни для бани Камни для бани
Леха строит каменку Леха строит каменку
Мишка помогает Мишка помогает
Лена и Эдик решили перебрать продкуты Лена и Эдик решили перебрать продкуты
Утренняя охота на рябчиков. Безуспешно. Утренняя охота на рябчиков. Безуспешно.
Вот такой вот кадр Вот такой вот кадр
Жареные грибочки Жареные грибочки
Коллективная мойка посуды Коллективная мойка посуды
Леха на вахте Леха на вахте
Бадминтон Бадминтон
Прыжок..удар. Прыжок..удар.
Прием. Прием.

5 августа. Утром Я побежал с ружьем искать рябчиков, которые вчера улетели. Ходил по лесу около часа, вдруг услышал порхание. Рябчик пролетел рядом поднялся и сел на ветку на вблизи стоящее дерево. Видно его было очень хорошо. Я прицелился и...бабахнул...мимо. Эх. Потом попытал счастье еще, потратив на это еще около 30 минут, но так больше никого и не встретил. Потом увидел Лену и Ксюшу, которые собирали грибы и, оставив своих пернатых в покое, пошел вместе с ними. Набрали грибов, в основном попадались маслята и моховички. Собрали не очень много, но на жареху с картошечкой хватило.

Вечером решено было соорудить баню. Брат начал строить каменку из нашего тагана. Он так смело укладывал булыжники как буд-то делал это каждый день, видимо уже набил руку на Харале. Когда дрова прогорели в угли и раскалили камни, мы накрыли ее нашим огромным тентом, засыпали края тента щебенкой, чтобы пар не выходил, и баня начала набирать температуру. Через 20 минут можно заходить. Было здорово. Сначала грелись, а потом ныряли в Енисей. Ууух,..бодрячок, и снова в баньку. Жаль, что не было веничков.

После бани устроили спортивные соревнования: из подручных материалов (веревки и палок) сделали подобие сетки для бадминтона. Достали ракетки, волан и… началось. Участвовали Я, Леха, Лена и Ксюша. По итогам состязаний в лидеры вышли Леха и Я. После долгой и упорной борьбы Я вырвал победу и вместе с ней главный выигрыш  – долгожданную конфетку)) После нескольких дней путешествия очень хотелось съесть чего-нибудь сладкого, а конфет мы взяли ну очень мало и пришлось выдавать их поштучно)) Больше всего от данного неудобства страдали дети, поэтому им выдавали по отдельной квоте, а вот взрослым пришлось "потрудиться", чтобы заработать заветной конфетки. Было очень весело и азартно.

После наступления вечера все дружно пошли добывать рыбу. И уже совсем поздним вечером запекли рыбку в фольге и устроили пир.

Река Хам-Сыра

Лагерь на р.Хам-Сыраа Лагерь на р.Хам-Сыраа
Первая рыбка на Хам-Сыре Первая рыбка на Хам-Сыре
Лехины заботы Лехины заботы
Молоток Молоток

6 августа. Несмотря на ясную погоду вечера, утро нас разбудило мелким дождем. Такие перепады обычны для верховья Енисея. Бывало, что гром гремит, тучи черные по небу ходят и даже где-то идет дождь, а ни капли на тебя не упало – обошло стороной. Собирать вещи на катамаран в такую погоду - хуже не придумаешь: все мокрое, на тебя все время льет, одеваешь кучу одежки и еще вещи туда-сюда таскать. Вообщем занятие не из приятных. Но мы ребята проверенные и трудностей не боимся. Разобрали все вещи, закинули на катамараны, уселись поудобнее и вперед к следующей стоянке. Впереди ждала  река Хам-Сыра – рыбный рай (вообще она так конечно не переводится). Шли опять на моторе и не напрягались. Прошли п.Тоора-Хем, п.Ий, моросящий дождик не прекращался. Потихоньку прибыли на место. Остановиться решили на острове в устье реки, где останавливались всегда, но вода была большая и пришлось переехать немного подальше на маленький островок, иначе рыбачить было бы не возможно. Дождь, который преследовал нас всю дорогу наконец успокоился. Скинули вещи, разбили лагерь. Вечером решено было съездить чуть выше по Хам-Сыре порыбачить. Ездили вчетвером Я, Леха, брат и Сережа. Нас они высадили на косе, а сами пошли кидать спиннинг в затоне. То ли мне везло, то ли мошки были более удачные, но я вытаскивал одну за другой, в то время как у Лехи был «голяк». Чтобы не разочаровывать друга отдал ему свою торпеду. Дело сдвинулось с мертвой точки… и тут жахнул жесткий ливень)) Ох как мы сматывали торпеды нужно было видеть. Побежали скорее в лес под деревья, но пока бежали все равно вымокли как не знаю кто и это в дождевиках. Сильный ливень долгим не бывает. Брат с Сережей ничего не поймали. Собрали снасти, бросили в катамаран и поехали на базу. Вечер провели за игрой в карты.

Таймень = 8 кг.

Крупнячок Крупнячок
Таймень на Хам-Сыре Таймень на Хам-Сыре
Готовим тайменя Готовим тайменя
Готово! Готово!

7 августа. Утро хмурое. Леха взялся колоть дрова. Наверное что-то нашло на него. Олег Евгеньевич читал книгу, Лена с Юлей где-то ходили, я бездельничал, а брат, Эдик, Сережа и Игорь уехали на катамаране в поисках рыбных мест. Рыбачить не хотелось, поэтому я не долго думая после сытного обеда лег спать)) Проснулся от духоты в палатке и громких голосов. Солнышко уже ярко светило и палатка нагрелась. А громкие голоса – это были восклицания от увиденного. Эдик вытащил тайменя примерно на 8 кг. А Сережа ленка на 5 кг. Это первый удачный улов за все время похода. Настроение у всех поднялось, этому в том числе способствовала погода. На ужин у нас был сырой соленый таймень и ленок, запеченные в фольге с картошечкой. Было очень вкусно))

Снова баня

Банька Банька
Снова готовим баньку Снова готовим баньку
Изба-читальня Изба-читальня
Жареная рыбка Жареная рыбка
Приятного аппетита Приятного аппетита
Процеживаем кислицу в морсик Процеживаем кислицу в морсик

8 августа. Опять затянуло все небо грустью. Но нас так просто не возьмешь! Сегодня будет баня! И не просто так парилка, а с настоящими березовыми вениками, которые сами и сделали. Мы уже люди опытные в этом плане и смастерить баню для нас не проблема)) Лена с Юлей ходили на прогулку по лесу и набрали кислицы, из которой мы сделали очень вкусный морс. Потом он помню как-то превратился в вино или что-то подобное)) На обед жарили рыбу. После печеного и сырого – жареное воспринимается организмом как праздник. Вечером рыбачили и на ужин тоже была рыба )).

Самую большую рыбу мы уже поймали и больше нам на Хам-Сыре оставаться не хотелось. Завтра соберем вещи и пойдем дальше вниз по реке.

Река Хоор-Ос

Остановка на косе Остановка на косе
Сушу промоченный сапог Сушу промоченный сапог
Стоянка в устье р.Хоор-Ос Стоянка в устье р.Хоор-Ос
Леха бездельничает Леха бездельничает
В поисках рыбы В поисках рыбы
Лагерь на р.Хоор-Ос Лагерь на р.Хоор-Ос
Закат Закат

9 августа. Собрали вещи на катамараны и отчалили. Погода была дождливой, но к обеду небо разъяснило и настроение команды поднялось.)) По пути остановились на косе, чтобы покидать спининг. Остальные либо сидели на катамаране, либо пошли погулять. Я был во второй половине. От нечего делать я пошел измерять глубину небольшой заводи. Это было довольно интересное занятие. В результате я провалился в сыпучий песок и нагреб воды в оба сапога.)) После небольшого перекура отправились дальше по реке. Наконец мы прибыли к нашей следующей стоянке р. Хоор-Ос. Лагерь разбили на нашем любимом живописном месте прямо около устья реки. Место красивое, но очень много комаров. Бывало их так много, что суп приходилось есть в накомарнике)) Как это делалось – тоже интересное зрелище)). К четырем часам вечера все палатки уже стояли и варился ужин. Леха уже нарыбачился и решил провести время в лагере. Мы с братом собрались на следующий день за рыбой и дичью в верховье Хоор-Оса.

В погоне за дичью

Первая и единственная добытая дичь Первая и единственная добытая дичь
Леха времени зря не терял Леха времени зря не терял
Вечерами за гитарой Вечерами за гитарой
Славян Славян

10 августа. Утро пасмурное и дождливое. С утра никуда мы не пошли, а спали тихонько в своих теплых палатках. Зачем зря мочить ноги, если в такую погоду все равно ничего не поймаешь. К обеду дождь прекратился и мы решились осуществить задуманное. Я взял ружье, Леха (брат) взял удочку. Пошли через лес. Я специально взял навигатор, чтобы проложить короткий маршрут и вернуться обратно побыстрее. Река петляла и мы решили пойти напрямик, чтобы сократить дистанцию. Не помню сколько мы шли, но вышли к одному из берегов. Я шел все время впереди с ружьем, Леха шел следом.  По пути так никого не встретили. Леха рыбачил – я присел отдохнуть. Обратно решили двигаться вниз вдоль реки. Через некоторое время Леха заметил на воде двух карахалей и энергично указывая мне пальцем и стреляя из невидимого ружья указал мне где они. Я не долго думая вскинул ружье и бабахнул. Одного уложил с первого выстрела, второй улетел. Дальше события развивались как в комедийном боевике (боевике потому что я был с ружьем, комедии – дальше узнаете). Стрелял я с расстояния в 30-40 метров. Дичь была на воде и, убитая, поплыла вниз по течению. Мало было попасть, теперь еще нужно ее догнать и достать из воды. Я мигом кинул ружье Лехе, а сам галопом побежал вдоль реки по всяким кустам и буеракам. Примерно сообразил, что объект, плывущий по течению реки, будет прибивать к одному из берегов куда врезается вода во время поворота. Обогнал свою добычу на приличное расстояние и стал ждать возле берега предварительно лег на траву, потому что бережок был крутоват. И вот наконец приближается моя добыча – я одной рукой держусь за коряжку, другую с усилием тяну к воде с единственной мыслью, что если промахнусь, то придется бежать заново - и.. хватаю ее! Ура! Первая моя добыча.

К лагерю пришли уже почти когда солнце закатилось за горизонт. Леха поймал мало, зато мне было чем похвастать. Когда я распотрошил и ощипал мою добычу – то она оказалась размером с мой кулак. Варили суп и ко всему прочему добавили моего карахаля. Было вкусно.

Ууух. Ну и денек. Завтра у Лехи (брата) день рождения. Будет весело я знаю.

Сладкий день рождения

Готовим тортик к дню рождения Готовим тортик к дню рождения
Мишка в мечтах о тортике Мишка в мечтах о тортике
"Мне бы только маленький кусочек..." "Мне бы только маленький кусочек..."
Праздничная стряпня Праздничная стряпня
Суета у стола Суета у стола

11 августа. С самого утра день был наполнен ожиданиями. Дети ждали сладкого чуда, взрослые ждали веселого дня, ведь сегодня День Рождения брательника! 37 лет! Сегодня мы достали из запасов все самое вкусное: сладкие коржи, вареную сгущенку, ананасовый и абрикосовый компоты и другие радости. Потом завели сладкое тесто и стряпали...просто жарили кусочки теста на сковородке. Вот тут в первый раз пригодилась моя газовая горелочка. После дымных пирожков из теста с тестом внутри принялись "стряпать" из коржиков тортик. Бедные дети все извелись, пока Юля намазывала сгуху на коржи. Наконец все уселись за стол и под воображаемую барабанную дробь вручили Лехе наш подарок - гитару! Конечно мы ее подарили раньше, но решили передарить заново - день рождения все таки.))

Пусть день и был пасмурный, и рыбачить никто не ходил всем сегодня было весело. Ели тортик, пели песни, поздравляли Леху. На следующий день решили покинуть реку Хоор-Ос и двинуться дальше до реки Хут.

Поселок Сейба и река Хут

До свидания, Хоор-Ос До свидания, Хоор-Ос
Так выглядел малый катамаран Так выглядел малый катамаран
Так выглядел тримаран Так выглядел тримаран
Едем и терпим Едем и терпим
Остановка в п.Сейба Остановка в п.Сейба
Остановка на Красной речке Остановка на Красной речке
Прибыли на р.Хут Прибыли на р.Хут
Жареная козлятина Жареная козлятина
Лена пытает счастье...зацепила Лена пытает счастье...зацепила

12 августа. Опять пасмурно и что-то даже моросит. Собрались неторопясь и вперед. Дождик идет, и мы идем. Впереди будет п.Сейба, где мы планировали купить свежего хлеба, сметаны и возможно дикого мяса. Удалось купить всего. Сережа – мастер переговоров и договорился. Купили вяленого дикого мяса, свежего мяса. Короче запаслись.

Дальше перед самой остановкой на р.Хут есть еще одна речка и называется она Красная речка. Однажды мы останавливались здесь и даже ночевали. Решили сделать небольшую остановку и размять ноги. Вода поднялась очень сильно, Красная речка разлилась и практически затопила то место, где мы раньше подходили к берегу. Слезли с катамаранов и начали пробираться к речке – в этом году она оказалась очень бурная и быстрая. Сделали пару фото и поехали дальше до основной стоянки.

Стоянка на реке Хут достаточно популярная, потому что, это последняя стоянка перед Порогом и возможно нам даже повезло, что она оказалась не занятой. Причалили, разбили лагерь – пожарили мясо! И тут Лена увидела плывущую по реке лодку – без хозяина. Леха и Олег решили ее спасти, так как скорее всего просто так лодка не могла взяться и наверное ее утащило с берега течением. Эта была настоящая "операция Ы". Выглядела она так: лодка медленно сплавлялась вниз по реке. Олег и Леха встречали ее катамараном снизу, двигаясь против течения и когда лодка дошла до них зажали ее между гондолами - завели ее так сказать в «гараж», которым послужил катамаран и причалили вместе с лодкой к берегу. В лодке были снасти. Скорее всего она приплыла с поселка Сейбы, подумал Олег. По близости больше людных мест не было. Если бы лодка ушла вниз по течению, то скорее всего в Пороге ее перевернуло и она ушла бы на дно. Так что сделали очень хорошее дело. После вкусного ужина и жареной козлятины за 500 рублей все развеселились, но вскоре почувствовали усталость от перехода и разошлись по палаткам очень рано.

Волшебный пейзаж на р.Хут

Гора Демир-Сал (Железная борода) Гора Демир-Сал (Железная борода)
Я и Леха Васильев Я и Леха Васильев
Заря Заря
Вот такой вид утром Вот такой вид утром
Миша ждет золотую рыбку Миша ждет золотую рыбку
В Ханты-Мансийске солнышка похоже не очень много В Ханты-Мансийске солнышка похоже не очень много
Гора Демир-Сал Гора Демир-Сал

13 августа. Никто не торопится вставать, но солнышко поднимается рано и начинает нагревать палатку и воздух внутри. В палатке становится душно  и хочешь-нехочешь, а приходится выходить на свежий воздух. Ясное, звенящее синевой небо подняло настроение. Наконец то закончился дождь! Беру полотенце и "мыльно-рыльные" принадлежности и иду к речке умываться. Ууух. Бодрячок! Встаю, вытираю посвежевшее после сна лицо, поднимаю взгляд и ...о чудо! Вот это красота! Все просто ахнули. В горах выпал снег, не берусь утверждать, но вчера снега в горах не было, а может быть были сумерки и мы его просто не заметили. Невероятно красивый пейзаж открылся нам в это день - ярко-синее небо, белоснежные горы, сочная зелень леса и переливающаяся солнечными отблесками река. Очень красиво. Все дружно принялись фотографироваться на фоне новой достопримечательности.

Целый день мы провели в лагере и восстанавливали силы после длительного перехода, сушили вымокшую одежду, готовили еду, загорали, гуляли, короче предавались безделью и праздности. Ближе к обеду подъехали жители п.Сейба на моторной лодке и очень обрадовались, увидав свою лодочку целой и невредимой. Поблагодарили нас за ее спасение, взяли  на прицеп и отчалили обратно в поселок.

Река Хут – очень чистая горная река, и когда она впадает в Енисей, то дает приличный отбой и очень хорошо видно как желтый (после Сыстыг-Хема) Енисей светлеет в прибрежной зоне, но дальше смешивается и вновь становится желтым и мутным. Чем еще примечательна эта стоянка, то это тем, что рядом бьет ключ - прямо возле реки, да такой холодный, что руки коченеют, когда пытаешься набрать в бутылку воды. Мы в этом ключе хранили бидон с соленой рыбкой. Очень удобно.

Ближе к обеду мимо нас вверх по течению пронеслась "Заря". Маршрут ее следования известный: из Кызыла до Тоора-Хема и обратно. После "Зари" всегда расходятся большие волны, в которые мы в детстве с удовольствием ныряли. Вот и сейчас по берегу прокатилась "морская" волна, которая заставила нас в спешке хватать все, что по забывчивости оставили на берегу: полотенца, шлепки, снасти.

Вечером рыбачили. Похолодало быстро, комары и мошки пропали сразу, можно сказать "по щелчку".  Развели костер, поиграли в карты, пели песни под гитару и разошлись. Завтра пойдем в верховье р.Хут.
Поход к верховью реки Хут.

Река Хут Река Хут
Проверка глубины в р.Хут Проверка глубины в р.Хут
На фоне р.Хут На фоне р.Хут
Ээээх,...хорошо! Ээээх,...хорошо!
Вдоль берега реки Хут Вдоль берега реки Хут
А я вон че нашел... А я вон че нашел...
Че то грибочки то не те... Че то грибочки то не те...
Ничего ... и такие зажарим )) Ничего ... и такие зажарим ))

14 августа. Утром нас встретил ясный солнечный денек. После непродолжительного завтрака мы пошли на охоту-рыбалку и сбор грибов и ягод в верховье реки Хут. Я, Леха, Лена и Ксюша пошли по протоптанной тропинке, которая пролегала вдоль речки. Брат, Эдик, Игорь и Сережа пошли напрямик через лес, чтобы сократить путь.

Поход занял около часа. Мы вышли к скале, где шумела река, перекатываясь по огромным валунам. Дальше идти никто не решался, потому что тропинка превращалась в полосу препятствий с элементами экстрима. Здесь мы отдохнули, а наши рыбаки уже во всю рыбачили. На обратном пути мы собирали грибы и смородину. День прошел незаметно.

С чем пирожки?

Лена и пирожки с картошкой Лена и пирожки с картошкой
Погода вечером Погода вечером
Ой, кажется снег начинается... Ой, кажется снег начинается...

15 августа. Утро было чудесное. Завтра решено было отходить и идти в порог. После порога стоянок практически нет, и нам нужно будет ходом пройти большой путь. Чтобы не останавливаться на обед мы всегда готовим в дорогу разные вкусные радости, например печем пирожки)). Девочки завели тесто и начали воплощать наши мечты в жизнь. Собранные нами грибы и картошка превратились в начинку для пирожков. Треугольные – с грибами, обычные – с картошкой. Основательно подготовившись к длительному переходу мы поужинали и сели играть в карты. Вечером начало холодать, да так сильно что пошел…снег. Идти в порог по такой холодине…Бррр..

Хутинский порог

Хутинский порог Хутинский порог
Мы на "Командирском камне" Мы на "Командирском камне"
После порога на всех напал жор После порога на всех напал жор
Отметим прохождение порога Отметим прохождение порога
Лехе все нипочем Лехе все нипочем
Остановка на р.Ожу Остановка на р.Ожу
Хорошо идет Хорошо идет
Крайняя остановка. Завтра в Кызыл Крайняя остановка. Завтра в Кызыл
Прощальный костер. Эпизод 1. Прощальный костер. Эпизод 1.
Прощальный костер. Эпизод 2. Прощальный костер. Эпизод 2.
Прощальный костер. Эпизод 3. Прощальный костер. Эпизод 3.
Прощальный костер. Эпизод 4. Прощальный костер. Эпизод 4.
Прощальный костер. Эпизод 5. Прощальный костер. Эпизод 5.

Ликбез.

«Протяженность порога 2,5 км. Большой Енисей зажат с обеих сторон скалами, русло сужается здесь до 80 м. Мрачная скалистая гора Дэмир-Сал равнодушно взирает на неукротимую ярость ревущей воды. Это самое трудное и интересное место в нижнем течении Большого Енисея. Прохождение Хутинского порога – мечта многих спортсменов-водников». Взято из путеводителя «Ле пти фюте».

16 августа. Утро. Холодно и сыро. Бррр. Собрали вещи, загрузили на катамаран и двинулись в путь. Как обычно в 500 метрах перед порогом мы швартуемся, чтобы пешком дойти до него, осмотреть как его лучше пройти. Так сделали и сейчас. Дошли до «Командирского камня», забрались на него и увидели Хутинский порог во всем его величие и красоте. Леха был в восторге, Я был в еще большем восторге от того, что мне удалось привезти Леху в это замечательное место. Сделали несколько фотографий и как вдруг увидели «Зарю», спускавшуюся вниз по реке. Это просто фантастическое везение увидеть со стороны как «Заря» проходит порог, да еще не просто с берега, а с «командирского камня», с которого порог просматривается как на ладони. Порог был пройден «Зарей» без проблем. По моему ее даже не качнуло. Вернулись к катамарану и начали готовиться к прохождению. Эдик, Лена и Ксюша несмотря на холод разделись до купальников, а вещи спрятали в бочки, чтобы не замочить. Остальные гребцы нацепили дождевики, сверху одели спасательные жилеты и все вместе двинулись в путь. Первым пошел большой тримаран, следом за нами двинулся катамаран поменьше. Оба катамарана были оснащены лодочными моторами, которые очень нам помогли.

Распределились следующим образом: Леха сел впереди слева, Эдик сел впереди справа, Сережа сел сзади слева, Я сел сзади справа, Брат сидел за мотором и одновременно командовал всей группой. Брат давал команды Лехе и Эдику, мы с Сережей повторяли то, что делают впереди сидящие. Перед вхождением в порог все дружно вскинули весла вверх и прокричали, обращаясь к Енисею и Хутинскому порогу: «Мы с тобой одной крови, Ты и Я!». Воодушевленные, мы медленно приближались к порогу, а порог приближался к нам. Сразу после «Командирского камня» нас хорошенько качнуло, что вызвало всеобщий детский визг. Дальше больше. Сразу после камня мы перестроились вправо, чтобы обойти основной свал, но не совсем успели и Леху хорошенько окатило. Дальше мы прошли по бровке и Леха отхватывал от порога самое интересное)), мы же Эдиком оставались практически сухие. Очень устойчивая конструкция тримарана и большая его длина не позволяла нам прыгать носом верх вниз и поэтому почти весь порог мы прошли без проблем. Катамаран с Олегом и Игорем, двигался за нами след в след, но был более легкий и маневренный и поэтому успевал отгребать. Дальше немного успокоившись и, то ли по невнимательности капитана, то ли по его преднамеренному умыслу мы следующие буруны порога прошли прямо по центру. Тут Леху окатило с головой, и Эдик тоже не остался сухим. По моему, все это Брат устроил специально, чтобы Леха получил от прохождения порога максимальное удовольствие, и он его получил. В целом порог прошли  удачно. Катамаран ни разу не развернуло поперек реки, короче аттракцион удался.)) Дойдя до реки Улуг-Оо мы пришвартовались сразу за ней. Переоделись в сухие вещи, достали пирожки и коньяк и отметили прохождение порога!

Дальше Енисей становился все более спокойным и размеренным и мы тихонько двигались вниз по реке, наслаждаясь пейзажами и поедая вкусные пирожки с картошкой и грибами. Вскоре выглянуло солнышко и мы остановились в устье р.Ожу, чтобы высушить мокрые вещи и немного отдохнуть. Остановиться на ночлег было решено на острове в 12 километрах от устья р.Уюк. Это последний остров, не доступный для взора человека, где можно спокойно отдохнуть.

Здесь мы разбили лагерь, отдохнули и начали строить огромное сооружение из сушняка высотой около 4-5 метров. Благо сухих каряг здесь было навалом. Местами пришлось поработать бензопилой.

Вечером все расслаблялись и пытались уловить последние мгновения подходящего к концу похода. Было весело и грустно одновременно. Когда совсем стемнело, мы подожгли наш вигвам из бревен, тем самым ознаменовав завершение нашего путешествия. Мы пели песни, танцевали и просто радовались.

Спать легли далеко за полночь.

Домой

Вещи собирать совсем не хочется Вещи собирать совсем не хочется
Скучные пейзажи Скучные пейзажи
Обратно в Кызыл Обратно в Кызыл
Разборка катамарана Разборка катамарана
Вот и все путешествие Вот и все путешествие
Скорее бы домой Скорее бы домой

17 августа. Солнечный ясный день пробудил нас ото сна. Путешествие подошло к концу и все невольно стали превращаться в городских жителей. Мысли были о доме и только о нем. Последний участок пути до Кызыла был скучен и вял. Нас окружали лысые горы. Брат называет эти места «Скучные пейзажи». После такого длительного путешествия и напряжения всех сил, нервов - организму хочется отдохнуть. Все расслабились. Брат еле держал румпель и почти спал на ходу. Когда мы приблизились к паромной переправе около с. Кара-Хак, Сережа позвонил по сотовому и предупредил товарищей, чтобы те подъехали к берегу и забрали его и Олега. Причалили сразу после старого моста. Мы остались разгружать и разбирать катамараны, а Сережа и Олег поехали брать машины, чтобы все это увезти.

Эпилог

Путешествие было чудесное. Незабываемые пейзажи, волшебные места, прекрасная рыбалка и надежная команда. Больше всего Я был счастлив от того, что мне удалось всю эту красоту показать своему другу - Васильеву Алексею. Надеюсь, Леха, ты читаешь эти строки и вспоминаешь ту поездку с радостью и преполненным чувством гордости.

А всем остальным читателям я желаю путешествовать по нашей необъятной стране, по ее далеким уголкам, открывать для себя новые, ранее не виданные места. Удивляться самому и удивлять других.