Ну во-первых я и не думала, что заберусь так далеко – были мы в погранзоне, на границе с Казахстаном, Монголией и Китаем)) еще чуть-чуть и я была заграницей, мало-мальской, но заграницей)))хотя в этих странах я бы с удовольствием побывала бы! конечно у меня возникали идеи на покорение вершин и перевалов погранзоны, но силы мои иссякли, не успев полностью раскрыться, еще в первый день, а он был таким…
Приехала я в Барнаул (как потом он стал называться – уездный город Б), кстати сказать, на этот раз мне повезло с попутчиками в поезде, это оказалась моя рабочая стезя, т.е. дети!!!! но их было трое и они никак не хотели быстро ложиться спать, а их отход ко сну длился часа два с половиной, я не лукавлю, потому  что они лягут, то у них одно случиться то другое. Они как собачка, которая прежде чем лечь спать совершает кругообразные движения вокруг себя))) Так вот приехала я в город Барнаул….потом еще надо было добираться до Бийска, а это плюс 2,5 часа, а потом нас ждала газель с группой…и так мы ехали до назначенного места до шести вечера, погода испортилась и пошел дождь, да еще такой нудный, что когда нас привезли в маральник (маралы – это их местные олени так сказать, но более грациозные и красивые), мы решили остановиться на базе, дождь шел, нам сказали, что в горах уже льет так месяц, и не надейтесь на что либо лучшее(( высота где-то 1500 на уровнем моря. Утро второго дня:более менее просветлело, но надежды на хорошую погоду не было, дождь то моросил, то переставал лить ….кстати о группе!! Нас было 7: нас двое, четверо из новосиба и один из горно-атайска и все они старички, уже за 50, кстати одна женщины была среди них, ну классная вообще, да и они в принципе ничего! Но что меня обидело, уже в самом конце похода мне Ваня рассказал – когда мы стояли в Бийске и грузились в машину, Алла посмотрев на меня тихо тихо сказала – «а девочка то не ходячая!!!» ААААААААА ААААААААААААААААААА ААААААААААААА АААААААААА АААААААААА АААААААААААААА АААААААААААААА это я то не ходячая, да конечно я не ас и не впереди шла, но все таки я же шла, и за это мне вообще надо сказать большое спасибо!!! Меня это конечно разгневало, но хорошо, что я узнала об этот в конце))  Так вот мы собрались и пошли…дождь перестал и кстати сказать все это две недели была отменная погода и стояла жара, только в последние дня 2-3 начался у них сезон дождей)))и дождь начинался ровно как по заказу в пять часов вечера. Вернемся к нашим баранам – идем, рюкзак, бляха муха тяжелый, НО по сравнению с другими у меня была косметичка, тем более я забыла (опять по фрейду) положить столько вещей, теплых!! вот я дурра, мы же в горы шли))ну там мне дали теплый свитер))хотела я еще взять красный лак для ногтей (а еще маникюрный набор), на случай если меня завалит лавина, чтоб по красному цвету сразу могли вычислить где яну и чтобы красиво предстать перед спасателями)))но зато я взяла французскую термальную воду (вообще то я ее взяла для поезда, чтобы брызгаться и жарко не было, это я вспоминаю мою поездку на Байкал, я была предусмотрительной, но вагон у меня был фирменный и кондишн меня спас и воду сохранил) все потом прикалывались надо мной и водой, особенно Ваня, но она нас спасала в горах в жару – ну представь: ты мудохоешся, прешь рюкзак в горы, и постоянно (ну лично мне) хочется пить и тут на перекуре я достаю этот волшебный флакон, как заветная лампа алладина, опрыскиваю себе лицо и эти благородные капли из недр французской земли освежают мое необыкновенное личико))), измученное солнцем, тяжестью ноши и усталостью, прохладные капли мерцают на солнце, усталость проходит и наступает нега………сидишь и балдеешь, прешься от того, что у других нет такой спасительной жидкости, но в принципе они не сильно переживали по этому поводу))) Кстати, Ваня за свою критику меня и моих вещей все-таки поплатился, да и вообще в этом походе сломалось все что только может быть, список действительно большой, я как-то хотела записать, что сломалось и потерялось, но вот жаль половины не вспомню: у палатки сломалась молния и швы, куртка ванина потерялась, мои браслеты порвались, мое ожерелье из костей мамонта потерялось, расплавилась кружка, ботинки, про носки я вообще не говорю, очки пропали (две пары солнцезащитных), штаны порвались, даже один дядечка из группы и тут стухся, а другой вообще отказался с нами идти,
но все по порядку....))

Первый день был тяжелый, от того что активно тают ледники все затопило, т.е. уровень воды поднялся, вброд во многих местах не пройти, мы пошли по левому берегу, да и вообще мы ходили исключительно по левой стороне (у руководителя реально была навязчивая идея ходить нехоженными тропами даже, если на другом берегу автобан), ну так решил наш руководитель! Сразу начался подъем в гору, я там навернулась, вернее съехала и испачкала единственную теплую кофту, аж до сих пор она не отстиралась от грязи)) плечи болели, сил у меня явно было мало, просто я еще не включилась)))))) ну и потом не включилась)))но хорошо, что был Ваня, который нес ВСЕ!!! мне сначала так было
к вечеру у меня был такой упадок сил, что ни хотелось ничего, просто бы поспать, аппетита не было вообще!! На второй день была, алиллуя, радиалка налегке без рюкзаков к мультинским озерам! Красиво конечно, цвет воды обалденный, но вот и все что я могу сказать, все же я ждала гор!! а так мы попрыгали на Шумах, огромные камни в устье озера, позагорали там и кстати я оценила прелесть треккинговых палок, это конечно вещь, она незаменима в горах, я так рада, что их взяла, потому что без них я бы загнулась уже во второй день!!
"Шумы" - между Нижним и Средним озером
На следующий день мы начали путь к горам, шли вдоль реки Куйгук, если я не ошибаюсь!!у меня там был вообще сплошной пространственный кретинизм, никак не могла сложиться когнитивная карта, вот мне говорят где мы идем как называется долина, к примеру, но мне все это было сложно представить, как мы идем? Куда?…только к концу похода я начала ориентироваться и показывать правильно на карте где мы находимся))был водопад куйгук, там я попрыгала конечно здорово,
за водопадом были озера, я уж не вспомню их названия, но оно было белесое, т.к. талая вода текла с гор, и вся известь туда попадала, но пить можно, одобрено минздравом))
и уже там виднелись ледники….
Верховья Куйгука

На след день мы шли все вверх и вверх, два товарища безнадежно от нас отставали…высота две тысячи с чем-то лес уже не растет, зато какие цветы и горные ручьи, благодать…..и одновременно мука, тащить рюкзак…но как только его снимаешь, сразу так легко становиться и вспоминаются слова из песни – «и сердце к вершине готово бежать из груди…» Кстати, люди на нашем пути так и не встречались, странно но было безлюдно – три наши палатки, горы, небо и тишина, обмедитируйся хоть)))
Озеро Акчан
только в конце путешествия люди появились! Потом мы спустились, нашли вкусные крекеры на стоянке, которые разработаны самим петербуржским НИИ питания)))
Поднялись и тут то начались разногласия в нашем лагере. Женя старичок отстал, немного поплутал, сильно вымотался. А другой – Анатолий возмутился, высказал все руководителю, мол что за фигня надо Женю отправлять обратно, он не дойдет, я в таком цирке участвовать не буду, где руководитель не может адекватного оценить силы участников и ситуацию и отделился на след день! На все это наш руководитель отшутился, сказал что Женю знает много лет, не раз ходил с ним, он опытный, и так у него всегда в первую неделю, а потом он включается…..но Женя в итоге так и не дошел до конца маршрута…….
На след утро все было мирно, Анатолий отделился, Женя поплелся с нами, и мы штурмовали перевал Суровый, название оправдало все…должны были идти на другой перевал – Акчан,
Изображение
там был наш маршрут и тропа там была...но руководитель решил иначе, на Акчане был снег, он видимо не захотел и посмотрев на карту решил пойти по-Суровому (типа там не сложно и есть тропа!!!!), с этого момента начались наши беды…..АХ#$ТЬ (простите великодушно за мой французский!!!!)

Итак, события прошлой серии: группа шла вверх и вверх, потом вниз, потом снова вверх, но OMG! в группе возникли разногласия и Женя не дойдет до конца. Анатолий тоже отделился. И теперь подробнее об "АХ#$ТЬ"

Это перевал категории 1Беее, не сказать, что очень сложно, трудно только с рюкзаком, если его снять легко можно взобраться! Кое где появлялся снег и лед под ногами, но только в самом начале, потом был курум, это огромные и не очень))) наваленные камни, вот и из этого курума и состояли все наши перевалы (но кстати не только из него, еще из марены – это сдвинутые лавинами и ледниками камни, тоже огромного размера, что в принципе облегчает по ним шествие) курум был кое где пляшущий, камни не плотно лежали, можно было легко соскользнуть с них, или еще лучше по голове сверху получить, но хорошо что была сухая погода, т.к. по скользким и мокрым камням ой как не приятно идти! Наклон был градусов 30 максимум, а может и то меньше, а высота где-то 2800, но это были мои первые в жизни горы в непосредственном прикосновении и мои первые перевалы!! Меня кстати перед этим поздравили с первыми покорениями гор, выпили коньячку с лимончиком за это и дали суперэнергетический батончик (батончикам надо уделить отдельное внимание: во-первых это была ЕДИНСТВЕННАЯ сладость, а во-вторых, я даже не ожидала, но они были супер, особенно с кокосом. Это как в самолете – происходит изменение во вкусовых рецепторах и соль плохо чувствуется, так и в горах – что-то меняется и ощущение острой не хватки сахара растет в геометрической прогрессии) Мы перевалили через Суровый, нам видимо он повернулся своей лучшей стороной, но Жене было плохо,
Изображение
он все еще никак не включался, и его и вещи пришлось поднимать!! Вид с перевала был великолепный, я давно этого ждала, снежные вершины виднелись вдали, и сама Белуха, высокие пики, озера необыкновенного цвета, долина была прекрасной, туда и лежал наш путь………..
АХ#$ТЬ (еще раз) но издали казалось, что вот оно все на ладони, идти чуть-чуть и что все озера лежат на одной высоте…..но не тут то было, мы спустились, пообедали, все красиво, все замечательно, ждали Женю…..пошли дальше…………..слов нет, долина Алла-Аскыр (как-то так она называлась) на вид обманчива, во первых озера соединялись болотами и комаров тьма…….они достали, нам нужно было спуститься и дойти до леса, но Женя опять отставал…ждали…поставили лагерь…..
Следующий день я прокляла (себя, своих попутчиков, руководителя, Алтай в целом)……
Изображение

В прошлой серии: Прошлая серия была очень познавательна, мы узнали два новых слова, а девочка попробовала суперэнергетический батончик с кокосом. Жене становится хуже. Было много комаров, недосказанности и точек, но нужно идти в лес. Под действием кокоса девочка решает наложить... ужасное проклятие!

…до леса мы перлись долго, тропы нет, все заполонила карликовая березка, бляха муха, она содрала все ноги, она тормозила скорость, тормозил и Женя….мы шли, по березе, болоту, вброд…перешли на другую сторону и опять ждали Женю, он терялся в кустах березки, блуждал…а на другом берегу сидели мы и ждали его, смотрели на его мучения как за триллером и так не заметно, переживая за Женю, съели половину запаса сухарей и колбасы, а какие же все-таки это были сухари…не передать))) Женя перебрался и мы решили что он сейчас отдыхает, мы идем вперед, через км наш руководитель возвращается за ним и тащит его рюкзак…..тут наша команда разделилась и мы – я, Ваня и Николай выбились в лидеры, шли по березке, вернее я тащилась, по куруму, комары…..было какое-то красивое озеро, в общем спускались вниз, красиво было, среди кедров, потом перешли вброд, пообедали, мы все искали тропу, которая должна была нас вывести к слиянию двух рек Ешту и Кураганом (что ли), это было самое ужасное, тропы нет, ветки хлещет по лицу, мошек……..тьма, спина болит, плечи болят, идешь, идешь, идешь, идешь, а конца нет, воды нет, ничего нет, сил тоже, так мы долго блуждали по тайге, сама удивляюсь и как я там не расплакалась вообще, но я уже была на готове, хотелось убить Ваню, но он тут был не при чем)))) с трудом добрались и спустились на оборудованную стоянку, я конечно ахерела там, это просто не передать словами, самое ужасное в этом во всем, это не отсутствие тропы, и воды, не боль за плечами и не длинный путь, а то что там были мошки, они облепили все что только можно, в носу мошки, в ушах мошки, рот открываешь и они туда мгновенно залетают………бля……….вспоминаю ужасаюсь……..простите мой мат, но это был кошмар!!!!

Мы дошли к восьми, остальных товарищей мы потеряли, решили подождать до завтра……….я спала до 12, это чудесно! в 12 дошли до нас Алла и Александр (наш руководитель и его жена), они рассказали, что не пошли вброд, как мы и шли исключительно правым берегом, у них тропы не было вообще, безпролазная тайга, они бросили Женю, забрали котелки, оставили ему спальник и пошли к нам на встречу…..в этот день пришлось организовывать спасработы по обнаружению Жени, Ваня и Николай пошли…пришли с Женей в 23.00, рассказали, что он плохо шел,  через каждые сто метров останавливался, вообщем задолбал их! На утро мы оставили Женю, он должен был отлежаться и пойти домой уже сам (в итоге, как выяснилось позже добрался!! слава богу!!) на мой критический взгляд у него не только было физическое истощение, но он и пространственную ориентировку потерял полностью, что-то у него с головой стало, но так показалось только мне, или я уже во всех вижу больных)))))
опять мы шли, через заповедник, перевалы, долины, все хорошо, только опять комары…так нас осталось пятеро! от маршрута запланированного мы безнадежно отстали….дальше я уже не помню, шли, шли, шли, шли….помню что нам медвежонок (под тонну веса - Ivan V) повстречался от которого мы убежали, потом были ледники,
Изображение
«бобслейная трасса» (река по леднику – Ivan V), скованные вечным сном божьи коровки и бабочки во льду, красивая цветочная долина внизу ледника…..
озеро Дарашколь, до которого мы перли день, опять же с высоты все кажется таким близким и безобидным
(но внешность обманчива, в который раз я убедилась, а вообще наверняка на этом Алтае все обманчиво).
Причем за всё время нам не встретился ни один человек!

До озера мы шли разными тропами  - я с Ваней и остальная тройка, мы до озера дошли первыми, но какими жертвами,
Изображение
это была полоса препятствий: очередное отсутствие тропы, болото, курум (здесь я смогла полностью проявить свои скалолазные навыки….хотя не совсем успешно, но у меня был свой взгляд (женский, а это все оправдывает) на преодоление препятствий), разлившиеся воды реки, брод, начался дождь….место красивое, особенно на закате...
После этого мы разъединились, мы пошли дальше, а группа из новосиба отправилась домой. Мы дошли до водопада Кони-Айры,
еще в одну долину зашли до ледников (три или два дня мы гуляли) и отправились обратно, вдоль Кучерлинского озера, еда заканчивалась, сладкого нет, сахара тоже, я грезила что мы доберемся до назначенного пункта и я куплю себе шоколада (потому что мозг отказывался работать и продуцировать что-то толковое, хотя он отказался работать вообще после первого дня)!!!! Как же я о нем мечтала……..за полутора суток добежали до Тюнгура….и вот он долгожданный магазин, и работает до 21.00 (так на табличке было указано), время 20.06, а продавщица говорит магазин закрывается в 20.00……………….я села и глаза мои прослезились и ради этого я бежала 2 дня, жизнь потеряла всякий смысл («ненавижу Алтай и все что с ним связано!»), если по научному говорить у меня возникла фрустрация и все… я сидела на лавочке у магазина………. но тут, о чудо, открывается дверь и мне говорят – ну ладно, заходите, много у вас там? Я влетела, купила шоколада, и мне было по кайфу, есть все-таки Бог на Земле)))))))))))))))))))
Изображение
ну и на след день мы обратно ехали в уездный город Б целый день…..