Чёрно-белый Черемош. Реки под дорогами 

2

2. Чёрно-Белый Черемош. Реки под дорогами

 

            Утром первого дня похода, быстренько завершив все дела, оставшиеся с вечерне-ночного стапеля, было начато прохождение Чёрного Черемоша, который является очень популярной и посещаемой рекой Карпатского региона, что было известно ещё при планировании и подтверждено картинами, которые мы увидели из автобуса при заброске. На первых порах никаких серьёзных требований река не предъявляла – можно было спокойно срабатываться с экипажем и привыкать к своему судну.

Судно мне в этот раз досталось своеобразное – кат-4 от "КС", правда, водоизмещение его было ненамного больше, чем у двоек, которые составляли основную массу судов нашей группы. Важной особенностью было также то, что нас на этой четвёрке шло 5 человек. Этот вопрос мы долго обсуждали с Костей перед походом. Я долго сопротивлялся тому, чтобы идти на четвёрке впятером – и дело не в том, что это может как-то помешать успешному прохождению препятствий, а в том, что я не могу понять смысла водного похода для человека, сидящего пассажиром. Мне кажется, что этому человеку может быть очень плохо морально, во всяком случае, сам я никогда и ни за что так не пойду. Предпоходные изменения состава группы и судов привели к тому, что от избыточности экипажа никуда нельзя было деться. Оптимальное решение данной задачи пришло с озарением в поезде – родилась идея, каким образом рассадить пятерых человек так, чтобы все участвовали в гребле и управлении судном, и при этом соблюдался баланс сил. И как я потом радовался, что нас на кате, который, кстати, называется "Бабслей", было именно пятеро, и именно пятеро конкретных человек: Хейтэлл, Таня, Илья, Володя и я! И эксперимент по превращению четвёрки в пятёрку без пассажира стоит считать завершившимся успешно.

Чёрный Черемош казался весьма интересной рекой с быстрым течением и постоянной шиверой с малым числом камней. Сплав был приятен и несложен. Среди общего фона могу выделить несколько препятствий довольно странной структуры, странной в том плане, что я подобных ещё не видел: цепочки плоских бочек через всю реку после маленьких-маленьких сливчиков, которые сливами язык никак не поворачивается назвать. Завариться, а уж тем более кильнуться в них шансов не было, но вот сбить с курса и полностью погасить скорость при недостаточной отработке на входе и пробивании бочки могло спокойно. Судя по всему, это были пороги Верх. и Ниж. Берды, Верх., Средн. и Нижн. Дземброни – однозначно идентифицировать их не было смысла.

Более-менее интересным был каскад порогов Гуки. Порог Верхние Гуки был оккупирован украинскими каякерами, у которых там проводились слаломные соревнования. В пороге была поставлена трасса из двадцати ворот, часть из которых мы собрали при прохождении порога. Препятствия порога были обычными для Ч. Черемоша: валы, небольшие бочки. Никаких сложностей прохождение порога не вызвало, но массу радостных эмоций принесло. Вскоре мы подошли к порогу Нижн. Гуки, который из окон автобуса показался многим весьма страшным. Но ни с берега при просмотре и съёмке, ни, тем более, с воды при прохождении, ничего страшного увидено не было. Хотя  косые валы у левого берега, пожалуй, достигали полутора метров и можно согласиться, что это самое мощное препятствие на реке, как и было отмечено в лоции.

Далее река успокаивается и снова превращается в беспрерывную шиверу без препятствий, которые сильно выделялись бы из общего уровня. Неизменным было и постоянное присутствие населёнки, которое создавало странный эффект: что это такое –вроде сплавляемся в походе по горной реке, а вокруг дома, машины разъезжают, дети из школы идут, и через каждый километр висит новый мост. Так и хочется назвать Чёрный Черемош какой-нибудь "рекой ста мостов". Часто на мостах нас встречала местная ребятня. И помыслы у неё были разные: кому-то из нас везло меньше, и их закидывали комьями грязи, а кому-то, в частности нашему экипажу, посчастливилось получить букетики из красивых горных цветов, ласково собранных местными девчушками.

            Весь Ч. Черемош до его стрелки с Б. Черемошем мы прошли за полтора дня. В с. Устерики сдули первый раз свои каты и закинули их в кузова ГАЗонов. Судов и вещей у нас было много, и людей тоже, так что людям приходилось в самых изощрённых позах и хитросплетениях друг с другом ютиться в кузовах между рамами и рюкзаками. Не успели мы далеко отъехать от Устериков, как зарядил очень сильный ливень, который на протяжении большей части дороги усердно поливал нас. Больше всего было обидно нескольким участникам, которые решили переодеться в сухую "береговую" одежду. Когда все уже вымокли насквозь, а ливень никак не прекращался, отчего было очень холодно, наконец-то додумались развернуть над кузовом тент. Тент сразу придал нашему временному жилищу поистине домашний уют, а позы, в которых наши тела сплетались, стали ещё изощреннее, чем были до того. Так мы и доехали до начала спортивного участка Белого Черемоша.

            Времени до темноты было ещё очень много, а потому, чтобы не терять его даром, после обеда было решено пройти часть каскада порогов Б. Черемоша. В лагере остались Настя, Илья, Дмитрий и Женя, а остальные да присоединившийся к нам в тот день экипаж катамарана "Стриж" пошли на разгруженных судах кататься по Б. Черемошу. Белый Черемош значительно меньше по расходу и ширине русла, чем Чёрный, и по ощущениям более техничный, то есть абы где не пройдёшь – постоянно нужны осмысленные и очень точные манёвры.

            Стоит признаться, что никто не знает, где точно мы начали сплав по Б. Черемошу, но есть мнение, что где-то в районе деревни Галошина, как раз перед всеми основными порогами, которыми являются Горбы, Каляла, Дудки и Воротца. Судя по всему, в тот вечер мы прошли все кроме последнего. Кататься на катах без вещей было довольно приятно. Кроме того, что интересной была сама вода, где основными препятствиями были бочки шириной во всё русло, небольшие сливы перед ними и скальные выступы берегов, которые необходимо было обходить, так ещё и не видно особо следов цивилизации по берегам, хотя понятно, что они были совсем близко. Хороших уловов на участке достаточно, мы этим пользовались и шли походным порядком, отрабатывая промежуточные чалки, взаимостраховку и прочие элементы тактики прохождения горных рек. Снова никаких особых сложностей и море позитивных эмоций. Экипаж уже пришёл к определённому взаимопониманию, и все манёвры выполнялись как надо. При этом вместо оставшегося в лагере Ильи, с которым я хожу в экипаже уже второй год и не сомневаюсь в нём, на правом носу сидел Лёха, обычно шедший на двойке с Настей. Но он сразу же удачно влился в наш дружный коллектив и работал очень технично, с огромнейшей самоотдачей, просто монстр (в хорошем смысле слова, естественно). В Володиной стабильности сомневаться не приходилось. Ну а то, как работали Хейтэлл, для которой это был первый серьёзный водный поход, и Таня, самый младший участник нашей группы, просто приводило меня в неописуемый восторг. Не ожидал я, что они смогут так сильно грести, несмотря на всё их девичье изящество, что так быстро освоят технику, несмотря на малый водный опыт. Не прав был, дурак.

            Закончить решили возле живописного подвесного моста над рекой. По идее, там нас должны были ждать те же водители, которые везли нас утром. Костя пошёл искать их, и пока он там бегал, мы любовались местными пейзажами, цветущими и излучающими чудесный запах деревьями. Костя вернулся, водителей не нашёл. Ну что делать? – взяли каты и потащили. Пока тащили, увидели в одном из дворов ГАЗ и быстренько договорились, чтобы его хозяин подвёз нас до лагеря, тот согласился с оплатой по формуле "за бензин плюс ещё, сколько дадите".

            На следующее утро пошли по Б. Черемошу уже с вещами, в походном порядке. Тот участок, который катали вчера, и на этот раз проехали без приключений, но самое интересное – порог Воротца – было ещё впереди. Порог заметно сложнее, чем всё остальное на реке, и в одном из его ключевых мест мы хорошенько посидели на камнях над сливом, причём дважды на одних и тех же. Воротца представляют небольшой каньон, где река сужается, и образуется ряд неплохих (под метр) сливов с бочками. При этом линию движения выбирать почти не приходится – она в основном единственна. Проходили порог со взаимостраховкой с воды и без дополнительного просмотра с берега.

            А дальше, когда скалы и лес по берегам расступились, мы снова увидели привычную для Карпат картину: дороги с разъезжающими по ним машинами, деревни, мосты, горы мусора, нескрываемые следы "мусорных селей". К естественным препятствиям в реке добавилось множество искусственных, таких как сваи старых мостов, всякие железяки, электроплита, холодильник – на любой вкус и цвет. Интересных препятствий почти не было, а вот занятных разговоров предостаточно. Особенно интересно было слушать Володины рассказы с наглядными примерами о геологии, а точнее о строении гор.

            Благополучно миновав все подстерегавшие нас на пути холодильники, мы снова пришли в Устерики. Там мы пообедали, попрощались с бравым экипажем "Стрижа", который решил от нас отделиться, и пошли дальше по реке Черемош (тот, который Чёрно-Белый). Черемош вбирает в себя всю воду из Белого и Чёрного Черемошей, а потому техничных препятствий в нём нет, но зато валы побольше будут, чем в истоках. Часто встречаются мели, но как правило рядом с мелью, где шкура царапается об дно есть хорошая цепочка валов, куда устремляется большая часть воды реки, где можно пройти и весело попрыгать вверх-вниз. С реки открывается достаточно хороший вид на горы, в которых она протекает. Здесь горы уже не очень высокие, во всяком случае снега на вершинах нет, при этом зачастую вся их поверхность от подножья до вершины используются в хозяйственной деятельности: там расположены жилища, пастбища горных коров (прим. – термин "горная корова" введён в научный оборот нами), сады. Местные дети здесь отличаются большей жестокостью – это проявилось в том, что кидались они с дороги в нас уже не цветами или грязью, а камнями. Спасибо, что жестокость в них не уживается с меткостью.

            Как-то, в очередной раз причалив, чтобы подождать Олю с Тимой, у которых в тот день что-то всё никак не ладилось, мы услышали в рацию Дмитрия. Он говорил, что мы достигли того, к чему шли – порога Амиго. При этом все шедшие впереди его уже прошли, оставались лишь наш кат и кат Оли с Тимой. Дмитрий описал порог и порекомендовал не лезть влево, ибо там находится основная бочка, в которой его с Женей и Лёху с Настей уже поварило при прохождении. Когда мы отчаливали, он ещё добавил, что на раздвоении реки перед порогом нужно идти в правую протоку, ибо именно в ней находится порог. Оля с Тимой либо не услышали этого, либо не прислушались и усвистели именно туда, где ничего не было. Мы же, увидев, что они благополучно вышли из за острова, разделяющего реку, ринулись в порог. Общая высота сливов Амиго – около двух метров, и они достаточно крутые (в смысле: не пологие), поэтому с воды не очень понятно, что находится за сливами. Заходили где-то по центру, но в процессе маневрирования в пороге ушли влево и попали в ту самую злобную бочку, благополучно продавили её и даже не сбились с курса. Всем прохождение Амиго в тот вечер очень понравилось. Ночевали мы тогда возле порога, рядом с дачей какого-то начальника ФСБ Украины, на небольшом клочке пригодной для стоянки земли между грунтовой дорогой и болотцем.

            Так мы прошли Черемоши: Чёрный, Белый и просто. Учитывая постоянные переезды, общие пейзажи, примерно одинаковую сложность рек, из всего этого получился какой-то единый Чёрно-Белый Черемош. Река под мостами, река под дорогами, река с горами мусора по берегам и горами настоящими в поле зрения. Так и течёт она, река эта, с пережатым человеком горлом, выражая своё огромное возмущение громким рёвом своих порогов и недовольным ворчанием шивер.

 


Комментарии
Guest22.03.09, 19:09
Голос из Москвы 
Когда-то я родился там, где вы побывали, давно... в другой стране... Спасибо, что дали возможность увидеть вашими глазами то, что уже давно осталось в глубоких кладовых памяти...
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 3 к.с.
Опубликовал Сергей Пахтусов