Мы занимались изучением малонарушенных горных лесов Сихотэ-Алиня в районе поселка Сукпай. В этих живописных местах теперь ведет заготовки малазийская компания "Римбунана-Хиджау"
 

Краткий отчет о поездке на Сукпай
(Хабаровский край, район им. Лазо)

Участники:
Социально-экологический союз (Москва);
"Страж тайги" (Комсомольск-на-Амуре);
Центр охраны дикой природы (Москва).

Краткая справка

Река Сукпай - левый приток реки Хор, которая в свою очередь впадает в Уссури. Водосборный бассейн Сукпая целиком расположен в районе им. Лазо Хабаровского края, на западном макросклоне хребта Сихотэ-Алинь. Лесопромышленное освоение бассейна началось относительно поздно. Только в начале 70-х годов в устье реки Сукпай был построен одноименный лесозаготовительный поселок и основан леспромхоз. До настоящего времени рубки велись только в нижней часть бассейна. Большая часть долины Сукпая остается нетронутой промышленными лесозаготовками.

В 1994 году учеными хабаровского Института водных и экологических проблем (ИВЭП) было разработано обоснование создания Верхне-Сукпайского заповедника, включавшего верхнюю и среднюю части бассейна Сукпая. Верхне-Сукпайский заповедник был включен в перечень государственных природных заповедников и национальных парков, рекомендуемых к созданию на территории Российской Федерации в 1994-2005 годах, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации N572-р от 23.04.94, а также в Федеральную целевую программу поддержки государственных природных заповедников до 2000 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации N1032 от 10.10.95. В указанный перечень заповедник был включен по предложению Хабаровского краевого комитета по охране окружающей среды, согласованному с Администрацией края. Однако, в декабре 1997 года тот же участок леса, который планировался под создание заповедника, был выставлен на международный конкурс на право аренды участка лесного фонда для заготовки древесины. Тендер выиграла малазийская компания Римбунан Хиджау Интернэшнл Лтд, известная своими варварскими рубками в тропических лесах. Этим решением создан опасный прецедент, когда ценная природная территория, уже планируемая к взятию под охрану на федеральном уровне, может быть отдана в хозяйственное использование.

В качестве обоснования такого решения выдвигались, в частности, тезисы о том, что территория утратила свою ценность в результате рубок и пожаров. Однако, предварительный оперативный анализ бассейна реки Сукпай, проведенный в начале 1999 г. Центром охраны дикой природы совместно с Инженерно техническим центром "СканЭкс" на основе материалов космической съемки, не подтвердил сведения о наличии каких-либо существенных нарушений (пожаров или рубок), произошедших за последние годы на территории планируемого заповедника.

Текущая активность Римбунан Хиджау.

В этом году Римбунан Хиджау реально начала работы в Сукпае. Почти все местные жители, с которыми мы разговаривали, считают, что Римбунан собирается работать в Сукпае всерьез. Компания уже вложила достаточно большие деньги (по некоторым данным, от 15 до 25 миллионов долларов) в технику, инфраструктуру и прочее.

По Оборской железной дороге вновь возят лесОтремонтирована Оборская железная дорога, которая не функционировала до этого три года. По информации с места, Римбунан вложил около миллиона долларов в ее ремонт. Пока, правда, прошло только два состава с лесом из Сукпая до станции Кругликово. Каждый состав состоит из 8 вагонов и способен везти 500 тонн грузов. Водить более тяжелые поезда имеющимися тепловозами не позволяет рельеф. Несмотря на успешную проводку состава, большая часть заготавливаемого сегодня леса перевозится лесовозами до поселка Малая Сидима, где складируется и отправляется далее по той же железной дороге, которая от Сидимы к западу, вероятно, находится в лучшем состоянии.

Римбунан также купила бывшую базу (нижний склад, погрузочную площадку и пр.) Сукпайского леспромхоза, имеет в поселке собственный склад ГСМ и автономную электростанцию. В Сукпае есть постоянный представитель Римбунан, но, по словам сотрудников лесхоза, все серьезные вопросы решаются в Хабаровском офисе. Компания закупает новую технику: мощные бульдозеры и пары Timberjack'ов (харвестер + форвардер). Один из наших респондентов видел, по крайней мере, 4 уже закупленные пары. Нам приходилось слышать о 60-ти парах, закупленных Римбунан по Хабаровскому краю (компания ведет лесозаготовки не только на Сукпае), и даже о 40 парах, которые планируется закупить только для Сукпая.
На момент поездки освоение арендованной территории еще не началось. Однако, в этом году компании были дополнительно выделены 7 делянок в 536 квартале Верхнесукпайского лесничества по краткосрочному пользованию, где в настоящее время Римбунаном строится дорога и ведутся рубки. В то же время, по сведениям лесхоза, Римбунан планирует заготовить значительные объемы лесозаготовок (150 тыс. куб. м.) на арендованной территории уже в этом году. В лесхозе даже сообщили, что не успевают отводить необходимое количество лесосек. Со следующего года компания планирует выйти на объем лесозаготовок 300 тыс. м. куб. ежегодно.

На момент нашей поездки главная деятельность Римбунан на арендованной территории состояла в активном строительстве дороги Сукпай-Нельма для транспортировки срубленной древесины на тихоокеанское побережье. Нельма - это небольшой посёлок на берегу океана в пределах Хабаровского края. Эта дорога имеет долгую историю и должна по-крайней мере раз пересечь территорию Приморья через бассейн реки Самарга. По имеющимся у нас сведениям, дорога со стороны Нельмы уже построена местными лесозаготовителями почти до границы Приморского края. Известно, что приморские власти и местная удэгейская община на Самарге выступали против планов пересечения дорогой бассейна реки Самарги. По словам сотрудников Сукпайского лесхоза, Римбунан «решала» эту проблему. Активность Римбунан наводят на мысль, что компания либо уже «решила» вопрос, либо надеется на его положительное решение в близком будущем. В лесхозе нам говорили, что в планах Римбунан - также освоение нетронутых лесов бассейна реки Самарги (Приморский край).

Часть лесовозной дороги Сукпай-Нельма до реки Ниж. Боленку была построена еще леспромхозом по правому (северному) берегу Сукпая. Эта дорога находится в хорошем состоянии и сегодня. У нее есть ответвление вдоль ручья Восточный Цафактай, в устье которого она пересекает Сукпай по железобетонному мосту и идет по левому (южному) берегу реки до ручья Боленку (левый приток Сукпая) и далее - вдоль Боленку. Однако, действующим является лишь относительно небольшой участок за мостом. Дальше проехать можно только на вездеходе. Мосты через Боленку в плохом состоянии. По словам местных жителей, эта дорога была спланирована по левому берегу и далее - почти до устья Тагэму (крупнейший левый приток Сукпая). Эта дорога планируется к использованию Римбунан. В Южный межрайонный комитет по экологии представлены на согласование материалы на строительство (реконструкцию) участка дороги вдоль Боленку. В лесхозе нам говорили, что именно эту трассу Римбунан будет использовать для прокладки дороги на Нельму.
Однако, в действительности дорога на Нельму строится компанией по правому (северному) берегу Сукпая от места, где дорога около ручья Ниж. Боленку (правый приток Сукпая), поворачивает и по старому зимнику выходит к сегодняшним делянкам Римбунан в 536-м квартале на водоразделе Сукпая и Кабули. От этого поворота отходит новая дорога, строящаяся вдоль Сукпая. В настоящее время, построено четыре километра этой дороги от места, где старая лесовозная дорога пересекает Ниж. Боленку. По словам дорожников, именно эта дорога и пойдет на Нельму. В настоящий момент уже спланировано 20 километров этой дороги: визирная просека прорублена до ручья Удэгейский (правый приток Сукпая), недалеко от метеостанции «Сукпай» напротив устья Тагэму. Визир прорублен по истокам многих ручьев и родников, питающих Сукпай. Отсюда остается около 10-ти километров до водораздела с бассейном Самарги. Эта точка - ближайшая до существующей оконечности дороги в верховьях реки Нельма.

Строительство этой дороги рассечет северный Сихотэ-Алинь (и ареалы обитания крупных млекопитающих, например, тигра), отрезав Ботчинский заповедник, планируемый Анюйский нацпарк и примыкающие лесные массивы от бассейна реки Бикин. При этом становится неизбежным лесохозяйственное освоение бассейна Самарги и образование сплошной полосы освоения вдоль дороги. Лесозаготовки будут сопровождаться увеличением частоты антропогенных пожаров, изменением гидрологического режима Сукпая. Создание дороги еще больше подорвет популяции многих животных, так как сделает всю эту территорию значительно более доступной для охотников, рыбаков, туристов и т.д.

Традиционное природопользование на Сукпае и планы Римбунан.

Долина реки Сукпай является территорией, достаточно давно и интенсивно используемой местным населением в целях охоты, рыболовства, сбора ягод и других недревесных продуктов леса. Верховья бассейна Сукпая (отданные сегодня в аренду Римбунан) являются официально утвержденной территорией традиционного природопользования коренного народа - удэгейцев. В окрестностях Сукпая сегодня действуют две удэгейские общины - в селе Гвасюги (Хабаровский край) и в селе Агзу (Приморский край). Первая из них обладает правами на традиционное природопользование в верховьях Сукпая, вторая - в долине Самарги. Вся верхняя часть долины Сукпая поделена на индивидуальные охотничьи участки, которые распределяются расположенной в селе Гвасюги общиной «Джанго», причем, не только между удэгейцами, но и среди русских (в поселке Сукпай, например, русских большинство). По Сукпаю и его притокам построено достаточно большое количество зимовьев, активно используемых местным населением. Для многих жителей Сукпая недревесные продукты леса, добываемые в бассейне Сукпая, являются сегодня важным источником средств к существованию. Уже сегодня антропогенная нагрузка на территорию бассейна достаточно велика. Лесоразработки и строительство дорог многократно ее увеличат.

В целом, отношение к Римбунан и планируемым рубкам у местного населения неоднозначное. Большинство охотников и рыбаков, с которыми мы разговаривали на Сукпае, считают, что после вырубок Римбунан ситуация с их промыслом значительно ухудшится. Уверенности, что компания будет платить существенные деньги местному населению, пока нет. Некоторое количество местных жителей (как из Сукпая, так и из других поселков) уже работают сегодня на лесозаготовках компании. Правда, платят им, по полученной нами от местных жителей информации, весьма умеренно - около 1200 рублей. Это значительно ниже, чем платят в российских лесозаготовительных организациях, работающих на территории того же Сукпайского лесхоза. Сколько будут получать операторы харвестеров и форвардеров, пока не ясно. Однако, говорят, что Римбунан уже решила не использовать для этого местных (Сукпайских) рабочих. В этом случае следует прогнозировать сокращение числа рабочих мест в поселке, так как два человека, работающих на паре харвестер-форвардер, заменят не одну бригаду местных вальщиков.

Российские водители лесовозов, возящих лес до Сидимы, получают 750 рублей в месяц базовой оплаты плюс по 30 рублей за первые два рейса (50 рублей - за третью ходку в день, 70 рублей - за четвертую). Три рейса - это максимум того, что реально сделать за день при существующих дорогах. На сегодняшний момент на вывозке занято 6 КрАЗов.
Для нас осталось также неясным, были ли в реальности Римбунан сделаны какие-либо существенные вложения в инфраструктуру поселка. В лесхозе нам говорили, что намерены заставить компанию поставлять дрова местным жителям, но пока Римбунан не хочет этого делать. По словам сотрудников лесхоза, Римбунан помогает только поселковой и районной администрациям. В чем эта помощь заключается, объяснено не было. Единственная организация в поселке, чье финансовое положение за последнее время явно улучшилось - сам Сукпайский лесхоз. За последние несколько месяцев контора лесхоза обзавелась вторым этажом, была обшита кедром, активно ведется внутренняя отделка. Только что на большинстве рабочих мест в конторе лесхоза была установлена новая оргтехника (компьютеры, принтеры, ксерокс).

Лесные экосистемы бассейна Сукпая.
Нами было проведено краткое полевое обследование верхней и средней части бассейна реки Сукпай, собраны данные для проведения дешифровки космоснимков среднего и высокого разрешения и составления карты растительности территории. Уже сейчас можно сказать, что нами были осмотрены почти все основные типы сообществ на данной территории. Более подробное описание и карты будут подготовлены нами после обработки всех полевых данных.
редварительные результаты обследования свидетельствуют, что лесной покров территории представляет собой довольно сложную мозаику различных стадий послепожарной сукцессии (с учетом различных типов местообитаний), в том числе, - очень поздних стадий (несколько сотен лет после последнего пожара), и пожарных рефугиумов (участков, где в обозримом прошлом не было пожаров). Флористически территория беднее, чем в низовьях Сукпая и в долине реки Хор. Тем не менее, были обнаружены виды животных и растений, занесенных в российскую Красную Книгу. Наибольший интерес представляют массивы елово-пихтовых лесов и смешанные леса по долинам рек и ручьев. Территория также имеет важную водоохранную функцию, является местообитанием ряда важных для местных жителей промысловых видов животных.

Вместе с тем, представляется сомнительным, что создание именно заповедника в верховьях Сукпая будет поддержано местным населением. С нашей точки зрения, оптимальным для сохранения и устойчивого использования данной территории было бы создание заказника с режимом, допускающим традиционное использование недревесных продуктов леса местным населением, однако запрещающим или ограничивающим лесозаготовки, добычу полезных ископаемых и дорожное строительство.
С лесохозяйственной точки зрения, обращают на себя внимание два факта, выявленные в ходе обследования. Во-первых, по нашим предварительным данным, в материалах лесоустройства регулярно занижается крутизна склонов, на которых произрастает лес. Во-вторых, реальные запасы древесины на значительной части территории аренды, по предварительной оценке, существенно ниже заявленных. Все эти факты приводят нас к мысли, что реально достигнуть планируемых объемов заготовки (500 тыс. м куб. в год) на территории аренды Римбунан сможет, только серьезно нарушив экологические нормы. (В первую очередь - соблюдение водоохранных зон, сохранение леса на склонах с крутизной выше 30 градусов, сохранение местообитаний краснокнижных видов.) Мы считаем, что на эти моменты должно быть обращено пристальное внимание органов охраны природы при проведении экологической экспертизы проекта ведения лесного хозяйства на арендованных территориях.

Краткие выводы

Лесохозяйственное освоение верховьев реки Сукпай компанией Римбунан Хиджау приведет к уничтожению существующих лесных экосистем бассейна, более широкому распространению пожаров, эрозии почв и нарушению гидрологического режима реки. Все это разрушит сложившуюся систему использования местным населением недревесных и древесных продуктов леса, которая является сегодня заметным источником средств к существованию для многих местных жителей. Можно также прогнозировать увеличение паводков в низовьях Хора, уже сегодня регулярно приводящих к наводнениям.

Лесохозяйственное освоение бассейна реки Сукпай сопряжено для Римбунан со значительными финансовыми затратами. По нашим оценкам, качество древесины на арендованном участке достаточно низкое. Одним из немногих способов повышения эффективности бизнеса может стать абсолютная минимизация затрат компании на соблюдение экологических норм и вложений в местную инфраструктуру и экономику. Имеющаяся информация о деятельности Римбунан в тропиках подтверждает, что именно такая тактика является для нее типичной (см., например, "Лесной бюллетень", N 8-9).

Другим необходимым условием выгодности лесозаготовок на арендованной территории является строительство дороги на Нельму. Эта дорога представляет угрозу всей экосистеме центрального Сихотэ-Алиня. Прямая дорога на побережье сократит затраты на перевозку и уменьшит возможности контроля за действиями компании со стороны районных властей и других организаций. Это сделает также легко доступным для лесохозяйственного освоения бассейн реки Самарга, что, вероятно, входит в планы Римбунан. Отсутствие активности компании в прошлом году и регулярно появлявшаяся информация о ее возможном отказе от аренды подтверждают наше мнение, что проект находится на грани экономической целесообразности.

Из района Сукпая вывозятся практически все сортиментыСейчас в Сукпае есть все предпосылки для реализации наихудшего для местного населения сценария, когда оно в течение нескольких лет лишится существенной части доходов от использования как древесной, так и недревесной продукции лесов бассейна Сукпая, не получив при этом адекватной финансовой или иной компенсации. При этом Сихотэ-Алинь перестанет существовать как целостная экосистема, расчлененная на отдельные изолированные лесные массивы.

Текст: Д.Аксенов, М.Карпачевский
Фото: М.Карпачевский, А.Остроухов

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Ссылка: