Девятый общесибирский первомайский велопробег «Кузбасс – Алтай» 2011 Таштагол - Алтамаш - Каяшкан - Турочак - Кебезень - Артыбаш, Телецкое озеро
 
Вступление

Не могу вспомнить, как давно – наверно, с пару лет назад услышал я впервые про первомайские велопробеги. Скорей всего на майские много где на великах катаются, но вот в Сибири катаются с размахом.

 Началось все в 2003 году с двух городов (Новосибирск и Томск) и трех участников, имена которых известны любому велопоходнику – Аскольд Волков из Новосибирска и супруги Одивановы из Томска. С каждым последующим годом список городов, участвующих в пробеге, расширялся, а количество участников росло и к прошлому году практически достигло трехсот пятнадцати человек.

В солидном списке таких сибирских городов, как Новосибирск, Барнаул, Томск, Омск, Якутск, Кемерово, Красноярск, Бийск явно чего-то не хватало. Так что еще зимой было решено внести в список участников Новокузнецк и проверить на себе, каково это – три дня крутить педали в веселой компании трехсот сибиряков. Когда на сайте велопервомая Игорь Томас наконец-то обозначил маршрут, решение ехать было принято окончательно. По заявленному маршруту Таштагол – Иогач (Телецкое озеро) пару лет назад мы уже проезжали, да и от нас это недалече. Оставалось решить вопрос на чем мы доберемся до Таштагола и вернемся с Телецкого.

За два с лишним месяца постепенно собралась группа. Несколько человек вышли на нас через форум на местном сайте. Двое новосибирцев, не желающих отделяться от родной новокузнецкой команды. Молния – из Междуреченска. Всего набралось семнадцать участников. Некоторые совсем новички. Новички не в велосипеде, а в велопоходах.
 
Сергей Пигарев (Ypsa) – руководитель
Сергей Архипов (Архип)
Антон Гольдберг (Angol)
Анатолий Шарлай (Tolian)
Алексей Менькин (Culsound)
Андрей Сигарев
Андрей Мосин (Борисыч)
Володя Цамалаидзе
Кирилл
Ирина + Андрей Басалаевы (Assa)
Олег + Ирина Хитровы
Костя Дергунов+ Таня Лобадюк
Петя Саенко + Ира (Молния)
 
Начались совместные тренировки, ни в одной из которых я не участвовал по причине вечной занятости (тренировался в одиночку). Параллельно с тренировками был найден автобус для людей и грузовик для велосипедов. Также был обозначен официальный и неофициальный спонсор. Официальным стал магазин «Твоя стихия», предоставивший нам разные нужные велосипедные штуки и майки с логотипом, неофициальным пришлось стать Володе, почетному спонсору нашего травмотделения. Володя абсолютно безвозмездно обеспечил нас грузовиком «Бычок». «ПАЗик» добыл за одиннадцать тыщщ Архип. В общем, все складывалось благополучно, и в четыре часа утра тридцатого апреля был назначен старт от «Глобуса».

В ночь перед стартом накатило обычное настроение – внезапно до жути неохота стало куда либо ехать и комната в коммуналке стала вдруг дико уютной. Твердо зная, что все это неправда и сомнения улетучатся, стоит лишь выехать из города, я упаковал рюкзак, глотнул коньяку и завалился поспать пару часов.
 

30.04.2011 Первый день. 44,8 км ТАШТАГОЛ - АЛТАМАШ - перевал

Как обычно, я проспал. Спасибо Толяну – заехал за мной, разбудил.
Без нескольких минут четыре утра. У «Глобуса» уже шла погрузка в грузовик, автобус стоял рядом.

Архип, наш энерджайзер, в автобусе шутливо признался –
- Вы, говорит,- чего, думаете, я поехал?- мне пацаны насос халявный от «Твоей стихии» обещали, а он четыреста рублей стоит. Вот и поехал, а так хрен бы вы меня заманили.

В половине девятого утра в Таштаголе разгрузились и отпустили Володю с  «Бычком».
 Вместе с нами на площади перед администрацией суетилось 314 триста четырнадцать  человек (число участников в этом году). Некоторые крутили педали, с задумчивым видом переключая скорости после снятия-надевания колес, кто-то просто лежал на ковриках. И все вместе по очереди ходили в туалет в городскую администрацию. Оказывается, была договоренность даже насчет туалета в помещении администрации.

В десять утра начинается построение. Руководители от городов собираются на трибуне. Тренер немного волнуется, но старается этого не показывать. Бессменный организатор велопробега, Игорь Томас, он же Russian Killer, практически человек-легенда, говорит первые слова. Небольшая речь зам главы администрации Таштагольского района. За ним выступают руководы от городов со своими словами. Тренер не растерялся, сказал от имени новокузнечан емко и от души.

 Люди в разноцветной одежде, шлемах и банданах, с рюкзаками за плечами и на багажниках, держась за рули велосипедов улыбаются, шутят и громко приветствуют выступающих. Все рады – ведь каждый ждал этого дня целый год.

Открывая девятый общесибирский велопробег,  Томас говорит про ежегодное усложнение маршрутов и, впервые,  долгожданный сход с асфальта.

 Всеобщие аплодисменты и ликование, и толпа на площади, превращаясь в людей на велосипедах, выстраивается в колонну по двое и за машиной ДПС плавно вытекает на дорогу.

Мы выезжаем в числе последних, не спеша и приглядываясь к остальным.
Люди вдоль дорог и из окон автомобилей машут руками, желают удачи.
 День обещает быть солнечным.

Стройная колонна «по двое» быстро разбивается – кто-то ускоряется, уходя вперед, кто-то отстает, чтобы остановиться переодеться. За городом от колонны отделяется с десяток лидеров, тело колонны растягивается. По плану в хвосте едут замыкающие с рациями и аптечками для людей и велосипедов. Технички тоже разбиваются – кто-то плетется в хвосте, кто-то уходит вперед. Свой автобус мы отпустили до перевала за Алтамашем, к месту запланированного привала.

Первый час я еду ближе к хвосту колонны, не спеша покручивая педали, глазея по сторонам и разговаривая с другими велосипедистами. Все, что я знаю об этих людях – это их имя и название города на бэйдже. И этого вполне достаточно, чтобы улыбнуться друг другу, пошутить и перекинуться парой фраз.

Сложно описать словами чувство, когда рядом с тобой несколько сотен незнакомых людей. И абсолютно все равно, кто они и чем занимаются в обычной жизни – сейчас все они, как и ты, крутят педали, и в голове у них такие же мысли, как и у тебя, потому что людей с другими мыслями здесь просто не может быть. И это здорово.

Разные города едут по-разному. Земляки Томаса, новосибирцы, как и положено по принципу автономности, едут с полной загрузкой, только саксофон и крупные и тяжелые общественные вещи загружаются в техничку. Про саксофон история особая – звуки саксофона в новосибирском лагере при свете костра стали практически ежегодной традицией. Барнаульцы напротив, едут налегке, сгрузив всю поклажу в машину сопровождения. Руководитель «Велобарнаула», Алена, в этом году вместо двух колес ехала на четырех.

У нас же, как и в других городах, кто как захотел – кто-то налегке, кто-то с рюкзаком. Я, как и большинство наших, рюкзак сбрасывать не стал.

То и дело попадались байкеры, разбортовывающие колеса . Не столько проколы, сколько пробои – вся дорога в щебне, и пробить камеру, особенно недокачанную, сложности не представляло.
Пока мы с Лехой медленно катились в хвосте пелатона, наша группа окончательно разбилась и ушла вперед. Не привычный к таким скоростям, я все же ускорился и к первому привалу добрался до начала колонны.

Сразу после привала ощутимый подъем, несколько девушек сразу слезают с седла и идут пешком.
Желание полосить (от слова Лось) – одно из тех желаний, с которыми сложно бороться, и я ускоряюсь, тем более, что энерджайзер Архип оторвался далеко вперед.

Как я ни старался, Архипа догнать не удалось, причина чего обнаружилась, когда я все же остановился передохнуть, и Архип, не спеша, подъехал вместе со всеми.

За Алтамашем начался перевал. Надо сказать, что по сухой дороге путь от Таштагола и первые километры подъема на перевал проехались совершенно по другому, нежели в 2009 (ссылка). Как говорится, «на самом интересном месте»… В общем, на место стоянки приземлились в два часа дня. За день пройдено сорок пять километров. Место для этой ночевки, как и для следующей, Томас выбрал заранее.

Мы вытащили из ПАЗика вещи и он укатил вперед, на Телецкое, оставив нас одних, в лучших правилах автономности. Место для лагеря выбрали в десятке метрах справа от дороги, на мокрой глиняной почве, возле палатки новокузнецкого бардформирования. Да, совсем забыл – нас сопровождали на джипе барды. Клуб «Среда» под руководством Александра Горина, непосредственно бард Владимир Пономарев с женой и оператор «НОВО ТВ» Вадим Губин, задумчиво озвучивший за ужином возможность завтрашних падений велосипедистов при спуске с перевала (сдается мне, была бы рядом камера, Вадим в эту минуту нежно бы ее погладил).

 По левую сторону дороги без ограничений текла по стокам снеговая вода, так что проблем с водоснабжением не было.

В горах быстро темнеет. И холодает тоже. Еще не успело солнце спрятаться за еловыми вершинами, а мы уже напялили теплые кофты.

В первый день последние байкеры подтянулись довольно быстро – к половине шестого все были на месте лагеря. Народ, поставив палатки и организовав быт, начал прогуливаться по дороге как по Арбату. Была даже замечена пара с маленькой собачкой на поводке. Пожалуй, эти места такого количества прогуливающихся еще не видели.

Архип вовсю горланит «Новокузнецк чемпион» и знаменитую распевку Фредди Меркьюри, давно ставшую его, архиповской, а теперь и нашей, новокузнецкой визиткой. Рядом с нами разбили лагерь кемеровчане. Пристально посмотрев на подошедшего к нам из лагеря кемеровчан Алексея Стоянова, Архип спросил с серьезным видом, кто он – Олейников или Стоянов. Обошлось рукопожатием.

Толян, как обычно запасшийся спиртом, запасы свои достал и попытался было развести водой из канавы, но был вовремя остановлен бдительным доктором. Спирт в итоге развели растопленным снегом.

Получившимся напитком угостили двоих якутов и Толян с Лехой отправились наводить алкогольные связи с общественностью. Наши же алкогольные пристрастия замкнулись на Владимире, который настолько воодушевился, что я предложил преобразовать его гитару в тепло костра – все равно спьяну он не спел целиком практически ни одной песни.
Ужин удался на славу, спасибо кулинару Архипу и нашим девушкам Иринам, его помощницам. Несколько блюд на выбор порадовали нас едва ли не больше, чем Толяновы запасы.

По темноте вернулись Толян с Лехой. Оказывается, народ не пьет! Омск так вообще никак и нисколько – это ж надо!

На огонек костра забрела Оля, единственная представительница Красноярска. Красноярские байкеры уж пару лет байкотируют призывы Томаса и организовали свой собственный первомай в степях Хакасии. Ну а Оля, конечно же, в этом году сделала правильный выбор.

За бытовыми проблемами пролетел вечер. На небе проступили звезды. Леха, обещавший нам игру на варгане под звездным небом, уже вовсю храпел в палатке. От лагеря новосибирцев доносились звуки саксофона. Говорят, даже были конкурсы. Но мы уже расползлись по палаткам. Перед сном я немного загорелся от зажженной для тепла горелки, но быстро потушился и уснул.
 

01.05.2011 Второй день. 62,3 км. перевал-КАЯШКАН-ТУРОЧАК

В палатке ноль, снаружи минус пять.
Наш лагерь встал немногим позже шести утра, от холода. Официальная побудка в семь утра.

Договорился с Алексеем Стояновым закинуть к ним в «Газель» нашу с Толяном палатку (пришлось взять в поход размером и весом с хороший рюкзак) и пакеты с продуктами. Туда же пошел рюкзак Кирилла, одного из новокузнецких новосибирцев. Кирилл за год изменился – вдруг взял да и перестал есть. Только вот сегодня утром съел немного гречневой каши, а так только траву какую-то жует из под тишка и все. Где уж тут рюкзак-то везти.

Всеобщего построения в десять часов утра мы не дождались. Тренер предложил Томасу альтернативное место стоянки за Турочаком, и в итоге мы стартовали раньше, чтоб разведать место.
Впереди был великий и могучий перевал, на котором мы чуть не умерли два года назад.

 Он начался и кончился. Я стоял у будки на вершине и думал, что, возможно, из дороги вырезали кусок километров в десять, а оставшееся раскатали грейдерами, чтоб не так круто было.

Специально для нас, ровно также, как специально для нас бульдозерами расчистили снег на вершине перевала. Но по километражу все совпадало. Подъем от начала перевала – девятнадцать километров шестьсот метров. Впереди спуск 7200 м. Конечно, в прошлый раз был проливной дождь, мордодуй и менее серьезная подготовка.

Несколько фотографий на еще не затоптанном сотнями ног снегу и мы летим вниз. На спуске нас обогнали несколько барнаульцев, тоже, видимо, проигнорировавших построение.

 Ненадолго остановившись у поворота на знакомую пасеку и убедившись, что через снег нам туда не пробраться, мы погнали вперед. Первым улетел Костян. За ним я. Так мы и летели вдвоем до Каяшкана. Дальше, оторвавшись от остальных впятером пошли колонной со сменой лидера. До Лебедя долетели практически незаметно. Даже Борисыч сокрушался, что не мог нас догнать.

Перед Турочаком, за мостом были в районе полудня. Дождались наших, встали на берегу Лебедя и, пока Тренер с разведкой гонял на старое место стоянки, организовали обеденный перекус. Через полтора часа подъехали первые новосибирцы. Вернувшийся с разведки Тренер сообщил, что наше старое место для жилья непригодно, и новосибирцы рванули вперед. Вслед за ними собрались и мы.

Поддавшись соблазнам цивилизации, закупили в Турочаке разливного пива и отбросили мысли об аренде бани на ночь. До запланированной Томасом стоянки с ручьем оставалось меньше десяти километров.

На второй день проявилась разная степень подготовленности участников – если первые прибыли на место стоянки во втором часу дня, то последняя группа под всеобщие искренние аплодисменты скатилась с дороги в восьмом часу вечера.

Лагерь разбили на большой поляне метрах в пятидесяти от дороги. Дальше шли мелкие заросли, посреди которых тек ручей. За ручьем на пригорке раскинулся большой луг, над лугом возвышалась гора.
Впервые за поход обнаружились клещи. Одного сожгли, второго Тренер жестоко раздавил.

Кемеровчане, сдав нам наши вещи, отчалили в баню, где и заночевали, поддавшись пагубным соблазнам. Нас же ждали конкурсы и общение.
Рядом поставили палатки ребята с детьми. Все из Новосиба. Я насчитал пятерых детишек. В основном тандемы (велосипеды на нескольких ездоков) на двоих, но один парень вез себя и двоих ребятишек – парнишка лет шести еще подкручивал педали, а трехлетний просто сидел в кресле в шлеме и держался за рукоятки.

Когда Тренер узнал фамилию одного из отцов семейств, то от души покачал головой, увидев перед собой легенду российского велоспорта.
Дальше было обустраивание быта, налаживание Толяном и Архипом связей с общественностью. Я бродил по лагерю с фотоаппаратом.

Стемнело и начались конкурсы. Девяносто процентов призов досталось Новокузнецку. Тест на трезвость (проехать по туалетной бумаге), перетаскивание бревен велосипедами, девушки с помадой на велосипедах (сделав круг по поляне, надо успеть накрасить губы), мегаконкурс на бомбометание от Володи Свинтуса, танцы с велосипедом, и, наконец, суперлосиный конкурс – гонки 1:1 (гонки на первой передаче). Толян раскрыл недюжинные способности, прославив Новокузнецк на всю Сибирь. 

А дальше мы заманили Томаса на огонек, накормили, напоили и побеседовали по душам. Кстати, на вопрос, нуждаются ли новокузнечане в проверке перед серьезными походами, он ответил, что, пожалуй, нет. Игорь, ловим на слове!

И в свете костра под разлетающимися искрами под гитару пел Володя Пономарев.

Ночь обещала быть не такой холодной, как вчера.

02.05.2011 Третий день. 62,7 км. САНЬКИНО-КЕБЕЗЕНЬ-АРТЫБАШ

Мы снова проснулись до всеобщей побудки – старые, наверно, стали, не спится по утрам.

За завтраком Кирилл есть отказался, сославшись на то, что уже ел вчера. Вместо завтрака он пошел пристраивать свой рюкзак в какую-нибудь машину.

Половина наших с разрешения Тренера свалила еще до построения. Мы остались и решили ехать в группе – за вчерашними гонками я так вообще не почувствовал духа велопробега.

Построение в десять утра и толпа на велосипедах начала выползать на асфальт. Пока я снимал старт, ребята порядком упилили вперед, так что пришлось все же ускоряться и пролететь пяток километров, пока их не догнал. Дальше ехать решили колонной по двое со сменой лидеров (пока двое ведут и гасят собой ветер, остальные сидят на колесе. По команде «смена» лидеры берут в сторону и откатываются в конец колонны, уступая место следующим). Таким макаром за нами пристроилось еще несколько человек, отбившихся от своих.

Впереди была развилка со знаменитыми блинчиками. Каково же было наше разочарование, когда выяснилось, что блинчики кончились. Но еще большим было разочарование теток, узнавших, что следом едет двести пятьдесят голодных велосипедистов. Нас, оказывается еще помнят – Архипова подруга, говорят, вышла замуж и больше его не ждет.

За развилкой пошла череда спусков и подъемов. На одном из спусков колонна наша распалась, все примкнувшие к ней растерялись. Самое сложное – держать строй на спуске. Пришлось потратить минут десять, чтобы собраться снова.

Километров за десять до Артыбаша нагнали наших, стартовавших раньше.
На Телецком оказалось почище, чем летом, в сезон. Переехав мост, все собирались у автобусной станции. Володя на «Бычке» уже здесь. Велосипеды быстро разобраны, упакованы и отправлены в Новокузнецк. На пять вечера на берегу озера запланировано построение и закрытие велопробега.

Перед построением парни выловили Томаса для общего фото. После фотографирования Новокузнецк трижды дружно проревел «Игорю Томасу гип-гип ура!» и началось построение. Кто-то поблагодарил организатора за проплаченную погоду. Действительно, все три дня погода стояла на редкость безоблачная, о чем свидетельствовали красные обгоревшие лица вокруг. Речь Томаса, руководителей от городов (наш тренер почему-то исчез раньше положенного).

 Архип потом признался, что хотел выйти вместо Тренера и спеть свое «олелео» (звучит конечно не так как написано, но с точностью написать, а тем более пропеть эти звуки нормальному человеку навряд ли удастся) и все ждал от друзей толчка в спину. А откуда друзьям было знать про мысли Архипа? Так что «олелео» мы не услышали.
Мы не участвовали в предыдущих первомаях, но, думается, этот смело можно назвать лучшим.

Возвращаться домой никто из нас не хотел, но деваться некуда, и в час ночи мы были в Новокузнецке, на том самом месте, откуда выехали три дня назад. Шел дождь. В темноте под дождем собирая велосипеды, каждый думал о своем. Но если бы спросить, тогда, под дождем (да и сейчас тоже) – «Народ, а что на следующий год, на первомай поедем?», все как один, не задумываясь, ответили бы одинаково и в унисон – «Надо ехать!».

Видео:
 http://www.youtube.com/watch?v=saBVblyte_4

Сайт велопервомая:
http://velo-pervomay.narod.ru/

Отчет с фотографиями (здесь фото в текст вставить не получилось)
первая часть:
http://angol42.livejournal.com/61072.html#cutid1

вторая часть:
http://angol42.livejournal.com/61251.html#cutid1

третья часть:
http://angol42.livejournal.com/61685.html#cutid1


Комментарии
Boris' son26.02.12, 09:50
Надо и меня 
Тотохец, это Борисыч. http://www.marshruty.ru/Persons/Person.aspx?PersonID=7b26f5e5-339d-4ace-9f1d-23c1310db896
Добавь и меня в участники
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Опубликовал Антон Гольдберг