железнодорожная станция Байкал / Спортивный туризм | Велотуризм
 

Одиночное велосипедное путешествие по льду Байкала

8 - 15 марта 2009 г.
12 марта, четверг, день пятый

Залив Устье Ая. С утра минус 12 Залив Устье Ая. С утра минус 12
Под берег острова Ольхон выхожу возле мыса Ухан Под берег острова Ольхон выхожу возле мыса Ухан
Утро ясное, в 9.00 t= –12°С. Сегодня лёд прекрасен – и для езды и как объект фотосъёмки. Ветер с утра северный, вдоль залива, потом – неопределённых направлений. После скалистых мысов Улан-Нур и Орсо береговая линия поворачивает на север, а я иду морем, курс на мыс Ухан острова Ольхон. По левую руку уже тянется островная горная гряда, сливаясь с материковой горной цепью (пока пролив Ольхонские Ворота ещё не виден). Группа Тиунова в 1998 году шла через этот пролив в Малое Море, обходя Ольхон с севера. Но со слов местных – нынче в Малом Море много снега, так что я обогну остров по льду с юга, а заодно прокачусь над самой глубокой впадиной Байкала.  Крутой каменистый берег Ольхона постепенно нарастает и подтягивается ко мне слева по курсу. Под берег выхожу возле мыса Ухан. Немного ветрено, торосов почти нет, впереди мыс Ижимей. А подо мной более полутора километров байкальской воды. Пытаюсь как-то прочувствовать это, но не получается. Размышляю, вот если бы здесь была свежая трещина, я бы бросил в неё монетку на память. И та монетка падала бы на дно 3 минуты. Я за эти три минуты проехал бы с километр. Значит, пока я еду свой километр, монетка всё падает, падает, падает. Да, глубоко тут…
В карте памяти моего фотоаппарата почти не осталось свободного места. Со мной есть флэшка, но пока она бесполезна. В сумерках, уже за Ижимеем, в бухте, на невысоком берегу заметил огоньки. По моим сведениям там должна быть метеостанция. Решаю, что на Ольхоне-то, на метеостанции, какой-то компьютер быть должен. Пос.Узур – штук пять живых дворов в устье реки Узуры. С моря все подходы к берегу забиты торосами. Вдоволь навалявшись со своим велосипедом на торчащих в разные стороны скользких ледовых плитах, я уже в полной темноте выбрался на берег и постучал в первую избу. Оказалось, что в Узуре находится обсерватория. Сомневаюсь, что в той обсерватории есть телескопы (предметом изучения, как я понял, являются какие-то виды космического излучения), но компьютер у техника Жени был, и с его помощью мы скопировали снимки из фотоаппарата на флэшку.
На берегу бухты поставил палатку, приготовил ужин. Ветра нет, в небе звёзды. t= –18°С (в 23.00). Сегодня впервые за весь день не встретил на льду ни одной души, ни одного транспортного средства. Пробег за день ~105 км, по маршруту – около 415 км.
13 марта, пятница, день шестой

Залив Узуры, 13 марта, пятница, день 6-й, ясно. Снаружи -20С Залив Узуры, 13 марта, пятница, день 6-й, ясно. Снаружи -20С
По автомобильной колее выезжаю из бухты в устье Узуры По автомобильной колее выезжаю из бухты в устье Узуры
Мыс Хобой с моря Мыс Хобой с моря
Ольхон как на ладони Ольхон как на ладони
Становая трещина Становая трещина
С утра ясно. Снаружи t= –20°С, в палатке – на пять градусов теплее. Проснулся позже обычного, солнце уже встало. Вчера в Узуре мне пришлось ждать, пока техник Женя приедет с рыбалки, и поэтому с копированием, а затем – с лагерем, управился достаточно поздно. Надо выходить, но вот ещё напасть: обнаружил пропажу вязаной шапки. Часа полтора бродил по торосам, отыскивая в них свой вчерашний путь от моря до берега. Дело оказалось не простым – найти следы среди битого льда. Путь восстановил, но шапку так и не нашёл (число 13, пятница). Впрочем, у меня с собой ещё одна. Залив, кстати, называется Хага-Яман. При свете дня обнаружил выход из его ледового мешка. Вдоль скалистого северного берега, по широкой старой трещине, в море, к чистому льду, проложен автомобильный след.
 Жители посёлка Узур промышляют ловлей рыбы и сдачей жилья отдыхающим. Живые домики смотрятся не совсем убого, во дворах – легковые авто, скотина. Электричеством  посёлок снабжает обсерватория (от дизельгенератора и солнечных батарей). Через остров, в пос.Хужир, проложена  автомобильная дорога.
По автомобильной колее, минуя полосы прибрежных торосов, выезжаю из бухты. Она и посёлок тут же скрываются в складках скалистого берега. Лёд чистый. Трещины и немного торосов в окружении мыса Шунта-Левый и далее за ним, к мысу Хобой. Чтобы не обходить морем прибрежные полосы торосов вышел на галечную отмель мыса Шунта-Левый. Тут же, в скальной нише, насколько мог, укрылся от ветра и перекусил. Отсюда хорошо просматривается заснеженная гряда Байкальского хребта на западном берегу озера. А вот кряжистый берег северной оконечности Ольхона заметно ниже того, что я видел вчера по южной окраине острова. Небо затягивает слоистыми облаками, ветер в спину, стоять холодно – еду. На мыс Хобой я заворачивать не стал – не по пути. Прощальный взгляд на остров – уже из моря.
Переходить Байкал к полуострову Святой Нос и Ушканьим островам (как мне предлагали спасатели в Слюдянке) я не буду. На оставшемся до финиша участке дважды пересекать Байкал – это значительно удлинит маршрут, а перспектива заполучить хороший лёд вдоль восточного побережья довольно сомнительная. Если уж мне суждено встретить глубокий снег на пути к Северобайкальску, то пусть это случится вдоль западного берега, а не восточного. Отсюда будет намного проще выбраться на БАМ или Транссиб, чтобы к 22.03 успеть в Екатеринбург. А по срокам расклад следующий. За пять дней я прошёл более половины моего маршрута. Таким образом, на оставшуюся часть пути (пока мне не известную) у меня, с сегодняшним днём, остаётся ещё 5 (максимум – 7) ходовых дней. Пока лёд вдоль западного берега достаточно хороший, вряд ли стоит искать на стороне лучших вариантов. У меня нет никаких сведений – есть ли к северо-востоку от меня снеговой покров по Байкалу и насколько он выражен, есть ли там поля торосистого льда, и если есть, то насколько они обширны. Мне не хотелось бы уже сегодня, по пути к Святому Носу, оказаться в ледовой или снежной ловушке, и потерять на этом время. Те колеи, что я вижу уходящими в море, проложены рыбаками с западного берега, и наверняка, все они оканчиваются в море, у становых трещин. 
Мой курс – на мыс Рытый, сейчас он расположен от меня почти строго на север. Однако наиболее выдаётся в Байкал прямо по моему курсу не плоский мыс Рытый, а более высокий и расположенный дальше на север мыс Шартлай. Моим планам засветло подойти к западному берегу не суждено сбыться – открытый лёд вскоре закончился. Кругом снежные поля, вернее, поле одно – сплошное, но на отдельных его участках снег настолько глубокий, что их приходится объезжать, тоже по снегу. От вихляющей езды по целине рюкзак раскачивает багажник, и тот не выдерживает – лопается крепление его стойки к задней вилке. Скрепляю место излома. Когда встречаются колеи, стараюсь ехать по ним, но все они идут под разными углами к тому направлению, которое я для себя определил. Более того – зачастую автомобильный след просто петляет от одной линии торосов к другой, а иногда и вовсе исчезает в них. Все эти следы оставлены рыбаками. Однако, на велосипеде двигаться по колее намного проще и я еду по ним, переходя с одной на другую. А когда их долго нет – иду какое-то время к берегу, в надежде подрезать идущий в нужном мне направлении автомобильный след.
Пасмурно. Ближе к вечеру ветер стих, t= – 4°С. Всё небо и горы с обеих сторон – в снежной хмари, что мелко сочится сверху. Лёд и под снегом гулко лопается, трещит, но образования его разломов я не вижу. Зато стали часто встречаться свежие трещины с водой, шириной до полуметра (при желании можно искупаться). В море – никого, я один в этой снежной пустыне… Еду по льду застарелой трещины, узкой и извилистой как лесная тропинка. Но это лучше, чем катить гружёный велик по снежной целине. В сумерках ставлю палатку где-то посредине между Ольхоном и Рытым. Что поделаешь? – пятница, тринадцатое…
К ночи t= – 10°С, ветра нет и судя по всему – быть не должно. Стенку делать не стал, да и разве угадаешь с какой стороны её ставить? Пробег за день ориентировочно 40 км.

Комментарии
Тимофей08.11.13, 16:13
Хороший пробег. Будем иметь ввиду, что лучше в начале апреля - и теплее, и снег подтает 
. Не могу понять - почему не было буеристов? Пожалуй, это самый эффектный способ для зимнего Байкала
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте