железнодорожная станция Байкал / Спортивный туризм | Велотуризм
 

Одиночное велосипедное путешествие по льду Байкала

8 - 15 марта 2009 г.
14 марта, суббота, день седьмой

Впереди мыс Рытый - длинный, низкий, оголённый Впереди мыс Рытый - длинный, низкий, оголённый
Метеостанция Солнечная (Покойники), 5 изб, людей не видел Метеостанция Солнечная (Покойники), 5 изб, людей не видел
Утром в палатке лёгкий минус, чай во фляжке, спрятанной в меховой рукавице, даже не застыл. На дворе t=–8°С. Небо затянуто, но солнце иногда пробивается. Берега видны, Байкальский хребет в облаках. Ольхон тоже виден – тонкой полоской на горизонте. На завтрак разогреваю вторую половину приготовленной с вечера каши (манка на сухом молоке). В дополнение к ней – колбаса, галеты, чай, халва, сахар. 
Лёгкий попутный ветер. На протяжении первого часа больше приходится идти пешком. Пересёк несколько хороших старых трещин (некоторые широкие как дороги) в направлении Святого Носа – Ушканьих островов. На запад они вытянулись в сторону Онгулёма. По моему курсу таких "нитей Ариадны" нет, поэтому иду, продавливая смёрзшийся снег. Ехать по нему тяжело (КПД такой работы невысок), но ехать получается раза в 2 быстрее, чем идти. И поэтому получается, что б`ольшую часть сегодняшнего расстояния я всё-таки еду, при том, что б`ольшую часть времени – иду. Местами снег не глубокий, не более 5 см. Но это не фирн, по которому велосипед мог бы ехать, не проваливаясь колёсами, и не лёгкая пороша, поверх гладкой, ровной дороги. Снег подо мной смёрзшийся, заледеневший, одновременно и рыхлый, и плотный. Колёса продавливают его, зарываются, и он удерживает, тормозит их словно песок.
Как вперёдсмотрящий на марсовой площадке шхуны, окружённой дрейфующими льдами,  всматривается вдаль, выискивая разводья, так и я рыскаю взглядом по снежным просторам, пытаясь обнаружить участки открытого льда или заледеневшую трещину, идущую в нужном для меня направлении. Автомобильные колеи вдоль западного берега тут наверняка есть, но они, должно быть, расположены гораздо ближе к берегу. Через пару часов удалось подрезать одну такую колею. Ехать по ней раза в два быстрее, но дорога делает две петли (к торосам и в сторону Рытого), а затем уверено, под прямым углом, уходит в направлении западного берега. От возможности узнать – есть ли дорога или открытый лёд под западным берегом – отказываюсь, покидаю колею и снова иду морем. Но впереди по моему курсу как будто уже показались участки открытого льда.
В 11.00  t=– 5°С. Всю температуру воздуха даю "в тени". В первое время солнце сияло так, что лицо у меня довольно быстро обгорело. В те дни на солнцепёке температура воздуха поднималась до плюсовых отметок.
Ветер встречный, затем – от западного берега, боковой и  довольно сильный. Оставляю слева какой-то скальный мыс. Впереди Рытый – длинный, низкий, оголённый.
На Рытом встретил два УАЗ-фургона. Ольхонские шофёры везут двоих молодых француженок в Северобайкальск, а здесь у них пикник у святого места (по языческим поверьям). У всей компании в активе четыре языка (французский, английский, русский, бурятский), но ни по одному из них у гостей и хозяев нет пересечения, и как они между собой общаются – непонятно. Из Северобайкальска обратно в Хужир они, возможно, пойдут вдоль восточного берега. Хотя, со слов водителей, дорога там в снегу, колеи постоянно заметает. Но и по западному берегу обстановка не лучше. От Косы (мыс Бол.Коса) до Котелков (мыс Котельнический) обычно вообще никто не ездит. Предпочитают ехать через Святой Нос и далее под восточным берегом. На мыс Заворотный и чуть далее ездят егеря Байкало-Ленского заповедника и рыбаки. От Котелков дорога на пос.Байкальское должна быть хорошая, хотя тоже в снегу, но её прочищают, т.к. на мысе большая посещаемая база, горячие источники. По GPS-навигатору расстояние от мыса Рытый до пос.Байкальское 186 км (напрямую через берег), до мыса Покойники – 35 км. Естественно, что при движении по льду расстояния будут больше.
После того, как поймал дорогу (снежные поля остались позади), я еду по чистому льду с пятнами старого снега. Но теперь его на глазах заметает – сразу после встречи с француженками началась метель. Вскоре их машины обогнав меня, скрылись в снежном вихре. Что гостьи смогут увидеть на Байкале при такой погоде? Западный берег ещё как-то просматривается, а по другим направлениям – сплошная белая пелена. Всё побережье слева от меня – территория Байкало-Ленского заповедника, вход в него запрещён. Об этом на каждом мысе извещает специальный информационный щит. Встретил ещё два джипа – японец и УАЗик. Водитель японца сказал, что ~20 км до Большой Косы будут очень тяжёлыми, его машин прошла тот участок на второй передаче. Дальше Косы они не были, но количество снега на пути к ней – по нарастающей и можно только предполагать, сколько его за Косой. Расстояние от точки нашего стояния до Северобайкальска они оценили ~ в 200 км. Более-менее чистого льда у меня отсюда будет ещё ~ 50 км, но сейчас метёт и если это продолжится, то весь лёд, что у меня  впереди, тоже уйдёт под снег. В этом году погода не совсем обычная – как правило, до мыса Елохина (граница Иркутской области и Бурятии по западному берегу Байкала) снега не бывает. Ещё три УАЗика прошли встречным курсом, но гораздо ближе к берегу. Снег прекратился, но ветер остался и теперь гонит позёмку. В период затишья вижу на горизонте, справа и немного уже позади, контур Большого Ушканьего острова. Мыс Покойники низкий, далеко вдаётся в Байкал. На Покойниках 3-4 избы и ещё строят, есть люди. Чуть дальше вдоль побережья расположена метеостанция "Солнечная" (но её тоже зовут "Покойники") – штук 5 изб, людей не увидел, но они там, должно быть, есть. В бухте Солонцовой уже в сумерках видел ещё машины рыбаков, разъезжающих от одной проруби к другой.
По льду густо намело. Колёса, хоть и шипованные, прессуют слой свежего снега и предательски скользят на этой снежной прослойке по гладкому льду. Несколько раз падаю, возможно, следует немного сбросить давление в камерах. Палатку поставил в море. От Солонцовых мысов подъехали рыбаки на УАЗике, пообещали мне назавтра много снега – "по колено". К ночи t=– 8°С. За сегодняшний день прошёл около 60 км.
15 марта, воскресение, день восьмой

Ветер вдоль берега гонит клубы снега Ветер вдоль берега гонит клубы снега
Мистер Хоган, датчанин Мистер Хоган, датчанин
На пятки датчанину наступает поляк, он тоже идёт на север На пятки датчанину наступает поляк, он тоже идёт на север
Кажется, ветер не стихал всю ночь, трепал палатку. Вчера ставил её в снегу, за ночь ветром вокруг домика аккуратно выдуло снег.  Утром t=– 4°С.  Вокруг над горизонтом облачно, посредине – солнце. По льду метёт позёмкой, горы в снежной хмари, но линия берега видна. Далеко впереди по курсу в море вдаётся коса какого-то мыса (отсюда боюсь ошибиться какого именно). Над Байкалом ветер кружит и носит снежные вихри. Сильными порывами свежий снег парусами поднимается вверх на десятки метров, закручивается в столбы, наподобие смерчей. Сказать, что направление ветра непостоянное, не сказать и половины. Такое впечатление, что над Байкалом он одновременно дует в разных направлениях. Вот он вдоль берега гонит клубы снега на север, и тут же в море – точно такие же вихри несутся в южную сторону. Приходилось видеть, как над Байкалом, два высоких снежных языка, гонимые ветром, летят встречными курсами.
Ехать по слою свежего снега поверх гладкого льда не получается, как и вчера вечером, колёса на нём скользят, как будто еду на лысой резине. Снега не так много, сантиметров пять, но вот приходится идти пешком, и то осторожно – ноги хоть и в снегу, а всё равно проскальзывают. Морем срезал до мыса Большой Солонцовый, снега действительно стало больше. С утра я прошёл порядка 10 км, когда навстречу мне подъехал джип. Водитель Александр Бурмейстер из "Лиги байкальских ледовых капитанов", едет из бухты Заворотная в Хужир. Уверяет, что дальше будет много снега, хотя севернее мыса Заворотный он нынче не был. Целиком полагаться на его мнение я бы не стал. Но он уже пятый или шестой, кто за последние сутки говорит мне о глубоком снеге на подступах к Большой Косе и далее за ней. До мыса Котельниковский отсюда по GPS 90 км. Если прогнозы насчёт снега верны и впереди его не менее 30 см, то мне с велосипедом до Котелков идти по сугробам дня четыре. Далее, если дорога от Котелков действительно окажется хорошей, то можно пытаться доехать до Северобайкальска за день, т.е. к БАМу я в лучшем случае выйду 20-го вечером. Значит, к полудню 22-го в Екатеринбург, на закрытие конкурса "Путь-2008" я не успеваю.
Принимаю приглашение Александра ехать с ним в Хужир, а позже выяснилось, что и в Иркутск, поскольку именно в Иркутск, к себе домой, он направлялся в тот день. По мнению Александра, проходить Байкал на велосипеде надо в конце марта, захватывая первые числа апреля. Для такого пробега лёд в это время должен быть самый благоприятный.

Комментарии
Тимофей08.11.13, 16:13
Хороший пробег. Будем иметь ввиду, что лучше в начале апреля - и теплее, и снег подтает 
. Не могу понять - почему не было буеристов? Пожалуй, это самый эффектный способ для зимнего Байкала
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте