8. Техническое описание маршрута

15 июля 2006 г. ,оз. Лама
Высадились на южный берег оз. Лама в 2,9 км западнее впадения р. Омон-Юрях в озеро. Поставили лагерь прямо на берегу. На катере доплыли до юго-восточной оконечности оз. Лама, оставили заброски.

16-17 июля 2006 г. Дни 1-2, оз. Лама - вверх по р. Омон-Юрях - левый приток р. Омон-Юрях (м/н ).
От места стоянки идём вдоль берега озера на некотором удалении от него. Берег озера местами заболочен и покрыт завалами деревьев. Срезая угол, выходим к реке Омон-Юрях. Идём вдоль левого (орографически) берега на некотором удалении от него. Чередование типичного таёжного "лома" (завалы, карликовая берёзка, ивовый стланик) с небольшими участками "паркового" леса. Троп нет. Движение по глубокому мху, временами утомительно; встречаются заболоченные склоны; небольшая скорость передвижения. Временами можно идти по отмелям реки.

Подходящих мест для стоянок достаточно.

Все притоки переходятся вброд. Переправы несложные, глубина не превышает 0,5 м, течение среднее, дно каменистое.

В середине второго дня вышли к красивому каньону на р. Омон-Юрях. Каньон свободно обходится по склону.

К концу второго дня лес редеет, долина реки несколько сужается, появляются безлесные пространства на высоких берегах реки.

На стоянку после второго дня встали метрах в 500-х выше впадения последнего крупного левого притока.

18 июля 2006 г. День 3, м/н - кольцо: [пер. на р. Муксуннералах - пер. МИТХТ - р. Омон-Юрях - м/н] (м/н)
Задача кольцевого выхода в этот день: пройти акклиматизацию, разведать возможные пути выхода на плато и возможные перевалы на реки Верх. Муксуннералах и Дынкенгда. Приток, по которому планировался выход, в верховьях раздваивается. Идя по левому (орографически) ручью, можно выйти на плато и перейти на р. Верх. Муксуннералах, идя по правому - на р. Дынкенгда.

От базового лагеря идём по правому берегу притока. Движение по некрутому склону по осыпям. Через 2,8 километра на реке встречаем каньон и каскад водопадов . Проход вдоль берега поверху по осыпям. За каньоном ущелье выполаживается. Предперевальный цирк у перевалов с р.Омон-Юрях на р. Дынкенгду и р.Верх. Муксуннералах (фото справа от слияния ручьев над водопадом)).

Подходим к слиянию двух ручьёв и переходим на левую сторону ущелья. Далее по многочисленным снежникам выходим на плато (перевал). Перевал, как и большинство выходов на Плато представляет собой очень широкую и протяжённую седловину. Тура нет, сложили свой.

Далее поворачиваем на юго-восток (азимут 154), в сторону вершины 1102 м. и второго возможного перевала, но уже на р. Дынкенгду. Идём через вершину. Вершина - огромный участок плато, почти ровный. Подъём на эту часть плато происходит, по некрутой осыпи. Выход на высшую точку по GPS. Это небольшая возвышенность, но есть триангулятор и тур. Оставили записку.

От вершины продолжаем движение на восток в сторону перевала на р. Дынкенгда. Через час выходим на перевал. Он похож на предыдущий - очень широкая и протяжённая седловина. Тура нет.

Отсюда поворачиваем на северо-восток (азимут 75), в сторону ручья-притока Омон-Юрях. Идем траверсом на ярко выраженную седловину между возвышенностями и вниз азимутом 20 гр. к р. Омон-Юрях. Направление движения хорошо видно. Начинается плавный спуск по многочисленным снежникам.А далее небольшой сюрприз (через 1,5 км от перевала) - начинается довольно узкий (10-15 м) и крутой (около 25-30 град, есть два небольших участка до 45 град.) заснеженный кулуар, который частично просматривается от его начала. Общая длина кулуара порядка 250-300 м, то есть получаем классический спуск с перевала 1Б.

Отправили двух человек назад, сложить тур и оставить записку. Перевал носит чисто спортивный характер, ибо другой перевал между Омон-Юрях и Дынкенгдой, расположенный в 1 км восточнее, проще - порядка 1А. Используя право первопроходцев называем перевал "МИТХТ".

После выхода из кулуара начинаются осыпи. Переходим на левый борт ущелья, срезая угол. Есть участки по 15 м. довольно крутой осыпи и снега.

Далее по лесу выход к лагерю.

19 июля 2006 г. День 4, м/н - пер. Омон-Юрях - р. Верх. Дынкенгда (м/н).
От лагеря идем вверх до ручья, стекающего с перевала. На ручье подъём по правому (орографически) берегу. Метрах в 200 от впадения ручья в Омон-Юрях начинается каскад водопадов общей высотой метров 70. Картинка впечатляет. Проход по берегу, каньон обходится по осыпям.

За первым каскадом водопадов следует второй, но уже меньшей высоты. Затем ущелье выполаживается, появляются снежники. По ним выход на перевал. Перевал, как и предыдущие, широкая и протяжённая седловина. Есть тур, чуть в стороне, на небольшой возвышенности. Записки не оказалось, оставили свою.

Спуск по осыпи до озера, далее по ручью до водопада. Для спуска в русло ручья преодолеваем участок 2 м крутизной до 40о. Водопад метров 20, обход по осыпи по левому берегу. Далее траверсом склона по осыпям, по камням заросшим травой в обход участков с карликовой березой, ивой.

Преодолеваем ряд не глубоких кулуаров. На границе зоны леса склон пересекает крутой, глубокий и узкий кулуар. Из-за него подрезать склон и выйти к реке восточнее не получилось. Спускаемся к основному ручью. На выходе из ущелья - скальный каньон, но не протяжённый - метров 100-150. Каньон проходится по воде.

Сразу за каньоном на правом берегу хорошее место для стоянки. Там и заночевали.

Перевалу можно дать категорию 1А.

20 июля 2006 г. День 5, м/н - вверх по р. Верх. Дынкенгда (м/н).
Река Верх. Дынкегда течёт в очень широком ущелье. От места стоянки до реки порядка 1.5 км.

Идём вверх по границе крутого склона и пологой части ущелья. Местность - типичная: троп нет, камни поросшие травой, карликовая березка, заболоченные участки и небольшие участки "паркового леса".

Где-то в середине участка через 4,6 км от стоянки подошли к руслу реки Верх. Дынкенгда. Река широкая и относительно спокойная. Движение по речной гальке и по берегу. Местами попадаются сложные для преодоления завалы.

Есть красивый, но неглубокий каньон. Обходится по берегу.

Два правых притока переходим вброд. Переправа в обоих случаях длиной 10 метров, глубина до 0,5 м, течение среднее. Характер местности остается таким до слияния трех ручьев.

Перед правым ручьём-истоком Дынкегды отходим от реки, срезая угол. Двигаясь по лесу средней проходимости, выходим к ручью-правому истоку. Он течёт в узком ущелье. Недалеко от места слияния каньон, но не глубокий, проходится по воде. Далее вверх по левому (орографически) берегу.

На стоянку встали на расстоянии 2, 6 км от устья.

21-22 июля 2006 г. Дни 6-7, м/н - выход на плато - исток р.Омутканан - исток р. Хойси - г. Плато (1365 м.) - приток р. Бунисяк (м/н).
Продолжаем движение по левому берегу. Невысокая гряда перегораживает ущелье. За грядой озеро.

За озером начинается подъём на перевал (плато). Подъём в правовой (орографически) части цирка. Подъём на перевал (плато) по северному истоку р. Верх. Дынкенгда). Не сложный, по средней осыпи до 20 град. Общая оценка - н/к.

Далее движение по плато. Плато представляет собой арктическую пустыню с участками средней осыпи, заболоченными участками, небольшими снежниками. Перепады высот - до 300 м., обычно можно найти проход среди холмов и увалов (Ф. 13 Вид на отрог с вершиной 1259 от озера сразу после подъема на плато).

Спускаемся к истокам р. Омуткан по осыпи, метров 100. Далее по широкой дуге идём на край виднеющегося каньона с озёрами в верхней части. Подходим к краю и останавливаемся, поражённые великолепной картиной. Каньон представляет собой подкову шириной метров 50 и глубиной около 100 м. Река падает мощным водопадом. В туче брызг сияет радуга .

Пересекаем долину, подъём на борт по средней и крупной осыпи. Пересекаем невысокий хребет. Далее спуск на перевал между реками Хойси и Хикикаль. Спуск по снежникам крутизной до 20 градусов. Самостраховка альпенштоком.

Водораздел между реками Хойси и Хикикаль - нагромождение увалов и озёр. Перевал - в северо-восточной части (Ф. 16 Вид на исток р. Хойси с северо-восточного хребта и путь группы (стрелкой обозначен ледник)). Тур есть, записки нет. Оставляем свою.

Далее движение в северо-восточном направлении. Подъём на борт ущелья и поворот на север, в сторону вершины Плато. Подъём крутизной до 20 гр. по осыпям . Вершина "Плато" - н/к, очень широкая и плоская, обозначена триангулятором. Здесь ветрено и холодно. Оставили записку.

Далее спуск к ущелью р. Бунисяк. Осыпи, средней величины.

Вышли к крупному левому притоку р. Бунисяк. Провели разведку возможного пути спуска. Приток вытекает небольшим ручьём из озера и падает водопадом в грандиозное ущелье. Оно шириной ок. 700 м. и глубиной метров 300. С края обрыва путь спуска не просматривается, поскольку под нами отвесные и отрицательные стены. Крайне камнеопасно. Сложно найти точки страховки веревки.

Спуск здесь явно превышает наши возможности.

Стали на ночёвку недалеко от озера.

23 июля 2006 г. День 8, м/н - спуск к р. Бунисяк (м/н).
От места стоянки прошли 2 км на восток (азимут 60) в поисках возможного пути спуска. Возможный спуск - в месте слияния двух рек, истоков Бунисяк. Здесь на карте обозначен наиболее пологий "язык" междунебольшим ручьём, впадающим в южный истокБунисяк, и основным руслом.

"Язык" террасами спускается к р. Бунисяк. Переход от террасы к террасе по осыпям. Первые две террасы и переходы между ними прошли по осыпям между террасами крутизной до 30 градусов и протяженностью по 20 метров. От третьей террасы следовал небольшой крутой осыпной участок, 5 метров крутизной 70 градусов. Далее спуск по осыпи крутизной 20 градусов, 100 метров, до границы зоны леса.

Здесь очередная терраса, за которой следует крутой участок, метров 20, средней крутизной 70 градусов. Есть два участка по 4-5 метра практически отвесных. Навешиваем перила. Точка опоры - дерево. Спуск "дюльфером".

Далее склон выполаживается до 25 гр. Спуск уже в зоне леса, по мху, карликовой берёзке, густым зарослям деревьев. Выход на р. Бунисяк в месте слияния двух истоков - южного и северо-восточного.

Сведениями о прохождении данного участка мы не располагали, можно считать первопрохождением. Мы расценили его как эквивалент спуска с перевала 2А к.т.

Встали на полуднёвку на левом берегу Бунисяк, немного ниже места слияния истоков. На небольшом пригорке есть удобная и красивая площадка.

24-25 июля 2006 г. Дни 9-10, м/н - вниз по р. Бунисяк - р. Талая (м/н).
Переправа на правый берег. Переправа чуть выше слияния, поочерёдно через каждую реку. Ширина каждой реки ок. 20 метров, глубина около 0,6 м, течение очень сильное. Переправа вброд, "стенкой", на пределе.

Далее движение вдоль реки по правому берегу. Путь тяжёлый, где по речной гальке и валунам, где по берегу по тайге. Троп нет, берег - заросли карликовой берёзки и ивки, глубокий мох, заболоченный участки. Встречаются и довольно мощные завалы (Ф. 26 Завалы на р. Бунисяк).

У крупного правого притока стоит изба. Это, пожалуй, единственное место на всём маршруте со следами пребывания людей. Причина проста - чуть ниже по течению Бунисяк уходит в живописный каньон. В нём много рыбы. От избы начинается едва заметная тропа.

Каньон неглубокий, метров 10. Не сплошной, есть места, где можно спуститься к воде. На верху есть хорошие места для стоянки. Одни из немногих на всём протяжении реки.

Ближе к озеру ущелье расширяется. Тропа пропадает. Река поворачивает на запад. Мы поворачиваем на север. Идём по азимуту. Характер местности не меняется - тайга средней проходимости, глубокий мох. К середине дня выходим к р. Талой в том месте, где река разделяется на протоки.

Хорошие места для стоянки есть на правом берегу. Переправа через протоки, вброд, не сложная. Эти дни стояла аномально жаркая погода. Термометр показал максимальное значение в 32 градуса. Южнее, в Эвенкии, начались таёжные пожары. Южный ветер принёс сюда густой дым, на Плато. Видимость сократилась до 200-300 м., тяжело дышать.

26 июля 2006 г. День 11, м/н - рад.: [оз. Лама (съём заброски) - м/н] (м/н).
Утром вышли из лагеря и двинулись вниз по правому берегу реки Талая а затем и Бунисяк. Переправа через эти реки по ходу движения не представляется возможной.

Вначале удобнее было идти севернее русла метров на 150 вдоль крутого склона. Идем по негустому лесу, по заросшим травой камням. Пройдя 1,3 км начали спускаться к руслу. Далее лес стал труднопроходимым, скорость движения резко снизилась. Через 0,5 км вышли на широкое старое русло реки. Пройдя по нему метров 800, решили снова уйти в труднопроходимый лес т.к. дальше появились отдельные протоки и основное русло реки. Двигаться вдоль русла по лесу приходилось преодолевая завалы, прижимы и маленькие протоки шириной до 1,5 м. и глубиной по щиколотку, дно каменистое.

Через 2,7 км постепенно характер леса стал меняться и началась заболоченная местность. Оставляя русло южнее, повернули на азимут 300 и пройдя 1,1 км по заболоченной местности вышли к берегу озера. На этом участке пути стали появляться тропы и даже мостик через протоку в болоте. От лагеря до места заброски прошли 6,5 км за 2 часа 30 мин.

Дельта впадения р. Бунисяк в оз. Лама представляет собой сильно заболоченную местность. Вдоль берега и в самой дельте большое кол-во топляка. По сравнению с 14.07 (когда мы оставляли заброску) вода в озере отступила на 1 м. От места заброски на другом берегу озера видны дома базы Карашевского. Место заброски, как мы убедились, капитан выбрал очень удачно, т.к. пристать южнее возможности нет из-за большого кол-ва топляка и заболоченной местности.

Переупаковали заброску и вышли в обратный путь. Обратно шли тем же путем.

27 июля 2006 г. День 12, м/н - вверх по Талая (м/н).
Переправились назад, на левый берег. Он более пологий, чем правый, и здесь меньше прижимов. Движение вверх, то тайге. Тайга средней проходимости, лес редкий, но подлесок из карликовой берёзки.

Крупный левый приток течёт в глубоком ущелье. Сначала пытались идти поверху по довольно крутым склонам, потом спустились вниз, к самой воде. И далее по речной гальке, камням с многочисленными бродами в обход прижимов, глубина, местами, до 60 см. И так до слияния рек Левой и Правой Талой.

Стоянка на левом берегу Левой Талой, в 500 м. ниже слияния рек.

28 июля 2006 г. День 13, м/н - вверх по каньону р. Прав. Талая - р. Бол. Хона-Макит (м/н).
Переправа на правый берег и далее по р. Правая Талая по правому (орографически) берегу. Река течёт в узком и крутом ущелье. Русло завалено крупными валунами, низкая скорость движения. Многочисленные броды, подъемы и спуски к руслу.

После поворота реки на северо-восток, примерно через 1,8 км от устья - каньон с двухкаскадным водопадом. Первый каскад обходится по левому берегу - там участок склона, крутизной 50 градусов, с мелкой осыпью и сырой "зелёнкой".

Второй каскад проходится в лоб, по скалам. Там практически отвесный участок, высотой 6 метров. На скальных крючьях закрепили перила, подъем с жумарами и самостраховкой. Далее на протяжении около 700 м идем вдоль русла по крупной осыпи. Затем русло уходит на север. Виден водопад, который обходится по левому (орографическому) берегу крутизной до 25 гр. В этом месте ущелье выполаживается, до совсем пологого участка перед озером - истоком Правой Талой. Водораздел между р. Талая и р. Хонна-Макита - невысокая гряда. За ней - исток Хона-Макита - большое озеро. Его обходим по левому берегу. Здесь - наледь.

Далее левым берегом Хона-Макита. Берег пологий, идти легко. Стоянка после второго озера, прямо на плато.

Сведений о прохожде-нии каньона на р. Правая Талая у нас не было, можно считать перво-прохождением. Данный участок оценён нами как эквивалент подъёма на перевал 1Б* к.т.

29-30 июля 2006 г. Дни 14-15, м/н - приток р. Южн. Неракачи - р. Южн. Неракачи - р. Дженкир (м/н).
Идём по левому берегу р. Хона-Макит. Левый приток, по которому выходят на Хона-Макит водные группы, значительно заболочен. Переправляемся через реку.

Водораздел на Микчангду практически ничем не отличается от предыдущего участка. Наш путь - на перевал через хребет на р. Юж. Неракачи. Срезаем угол, выходя к истоку Микчангды. Характер пути изменился - средняя осыпь, не крутая, не более 20 градусов, уступами выводит на перевал. Перед перевалом проходим небольшой каньон с водопадом.

Перевал - один из немногих классических, н/к, широкая седловина. Тура нет.

Спуск к озеру также прост, осыпь, небольшой снежник. На озере хорошее место для стоянки.

Далее по левому берегу озера выход на склон хребта долины р. Юж. Неракачи. Долина очень широкая. Склон пологий, уступами спускается в долину.

Идём по широкому уступу, километров 5. Далее спуск в долину и переход на правый берег. Долина сильно заболочена. В нашем случае болота частично пересохли, есть несложные проходы. При переправе р. Юж. Неракачи удалось найти участок каменистого дна. Были участки, где дно илистое и переправа не возможна. Местами человек с рюкзаком не может самостоятельно выбраться из ила.

Стоянка на р. Дженкир. Река Дженкир также течет в широкой долине.

31 июля 2006 г. День 16, м/н - кольцо: [горы Богатырь - восх. на в. 1591 - оз. Богатырь - перевал на р. Юж. Неракачи - м/н] (м/н).
От базового лагеря (у устья левого притока р. Дженкир) выходим в сторону г. Богатырь. Через 10 минут начинается подъём вдоль левого притока р. Дженкир. Вначале подъема встречались мох и мелкие ручьи. Позже - только каменистые осыпи. За 90 минут после выхода из лагеря поднялись к предвершинному скальному поясу, состоящему из разрушенных скал и нагромождения крупных камней. Подъем на ребро идет через небольшие каменистые гряды; средняя крутизна подъема - около 25°. При выходе на плато крутизна до 35° на протяжении 50 метров, преодолевается без применения навыков свободного лазания. После выхода на плато (Ф. 40 Панорама оз. Богатырь с узкого места юж ребра г. Богатырь) идем 800 м по азимуту 30 до триангуляционной вышки.

Г. Богатырь (1А, 1590 м.) представляет собой обширное, практически ровное, каменистое плато с 3-метровой триангуляционной вышкой посредине и туром. При этом от края плато триангуляционная вышка не видна. В туре была обнаружена записка группы лыжников из Москвы от 6 мая 1996, руководитель Романенков А.И.

Время движения от базового лагеря до тура на г. Богатырь составило 130 минут (чхв.).

В 100 метрах на север от тура заметны старые следы от вертолетной площадки и большие бочки с надписью "Эталон".

От тура двинулись по южному ребру горы для спуска к озеру Богатырь. Со склонов горы открывается грандиозный вид на скальные обрывы к озеру и ледник. Движение по ребру не представляет сложности. Через 1 км начали спускаться с ребра по отрогу. Слева по ходу движения крутой обрыв к леднику. Проходим 200 метров мелкой подвижной осыпи. Необходимы каски. Продолжаем обходить ледник по верху гребня. Далее начали больше сворачивать к озеру в сторону его восточной оконечности. Последняя большая ступень спуска представляет собой широкую полосу снежника с выходами льда в его южной части. Крутизна снежника в месте спуска до 40°. Спускаемся по снегу на протяжении 50 метров с самостраховкой альпенштоками. Снег рыхлый, удобно делать ступени. Внизу снежник заканчивается пологой ступенью. Южнее места нашего спуска снежник местами переходит в лед (спуск в таких местах без специального снарежения не возможен). Далее по каменистому склону выходим к озеру.

Время спуска от вершины (чхв) - 110 минут.

Озеро Богатырь красивое, много мошкары, следов медведей. Озеро, заметно, в период таяния снега разливается в цирке местами на сотни метров. На восточном берегу находится несколько явно возвышающихся травянистых холмов. На одном из них оставляем тайник и записку в рамках проекта "geocaching" . Обедаем.

От озера начинаем подниматься вдоль ручья на перевал на р. Юж. Неракачи (н/к, 1144 м.). Подъем пологий - 15-20° по каменистым осыпям среднего размера. Время подъема - 45 мин. На перевале в туре обнаруживаем записку всё той же группы Романенкова.

С перевала траверсируем склон г. Богатырь и через 45 мин. выходим на склон долины реки Юж. Неракачи. Далее за 120 минут плавным траверсом доходим до базового лагеря по каменистому и травянистому рельефу, местами заболоченному.

1 августа 2006 г. День 17, м/н - р. Юж. Неракачи - пер. на р. Колтамы Неракачи - склон в. 1540 (м/н).
От места стоянки идём вверх по левому берегу Южн. Неракачи. Берег пологий, чередование каменных россыпей, "зелёнки", заболоченных участков. Скорость движения невысокая.

Через 2,3 км от стоянки переходим по камням крупный левый приток.

Верховья Южн. Неракачи довольно интересное место. Отсюда есть два параллельных первала на р. Колтамы Неракачи. Один в западной части, другой - в восточной. Оба перевала н/к. Западный предпочтительнее при движении на оз. Ондодоми.

Начинается подъем на перевал. Подъем не крутой, не более 25 градусов, по средней и крупной осыпям. Время подъёма - около часа. Перевал можно считать классическим н/к. Широкая седловина, тур в центре. Снята записка московской группы лыжников Романенкова.

Спуск похож на подъём. Так же не крутой, и похожие осыпи. Далее выполаживание и движение по довольно пологой террасе по склону в. 1540 м.

Изменилась погода - сильный ветер, дождь. Облачность спустилась до высоты около 1000 м, все вершины затянуты.

Бивак на одной из террас. Есть хорошие площадки, мало воды.

2 августа 2006 г. День 18, м/н - рад. оз. Ондодоми (м/н).
Изменившаяся погода не дала подняться на вершину - затянута облаками. Остается только сходить на озеро Ондодоми. У нас отсутствовала информация о посещении туристами этих мест. Это - самая северная точка нашего маршрута, здесь фактически заканчивается Плато. Место красивое и интересное. Общая высота остаётся на уровне 1000 м, но характер местности кардинально меняется. Дальше - невысокие холмы с широкими речными долинами и болотами. Типичный тундровый пейзаж.

Вышли из лагеря, расположенного на северном отроге вершины 1540. Дождя нет, но низкая облачность, туман.

Пошли без потери и набора высоты вдоль северного отрога вершины 1540. Пройдя отрог, пошли к истоку ручья, впадающего в р. Ондодоми, текущего на север восточнее оз. Ондодоми. Стараемся сильно не сбрасывать высоту. Идем в сапогах по траве, местами заболоченной. Дойдя за 1 час до ручья, поворачиваем на азимут 290 и идем через плато к отметки высоты 1082. Из провала, где находится озеро, поднимается густой туман. Доходим до распадка, из которого вытекает ручей, текущий на юго-запад. Пересекаем плато с небольшим набором высоты. Идем почти без остановок. За два часа вышли к отметке 1082 над оз. Ондодоми. Озеро периодически закрывается туманом (видимость падает до 50 м). Сфотографировались, как смогли , перекусили и пошли назад (азимут 100). Это была самая северная точка нашего маршрута (N 69о 51,734' E 91o 41,012').

На обратном пути решили выйти к первым водопадам на ручье восточнее оз. Ондодоми. Дошли до ручья за 30 мин. Погода резко улучшилась, вышло солнце. Водопады высотой ~15м как всегда порадовали. Ниже водопада пересечь ручей намного сложнее - начинается глубокий каньон. По верху водопада перешли ручей без проблем и пошли в лагерь. Обратный путь оказался оптимальнее, обходить самые верховья ручья смысла не было. В 13-00 вернулись в лагерь. Весь путь занял 4 часа 30 мин ЧХВ.

3 августа 2006 г. День 19, м/н - исток р. Мал. Авам (м/н).
От места стоянки по террасе (средняя осыпь) идём вдоль склона в. 1540, плавно огибая её. Выходим на западный склон. Он же - правый берег реки Мал. Авам. Идём на юг, большими петлями обходя притоки, падающие в глубокие каньоны.

Спуск к истоку Мал. Авам по двум террасам. Далее по широкому водоразделу в сторону г. Орлиная. Водораздел слегка заболочен, но проходится легко. а стоянку встали на границе долины и склона Орлиной.

4 августа 2006 г. День 20, м/н - спуск к р. Микчангда (м/н).
Из отчёта следовало, что спуск на Микчангду есть, но где - совершенно непонятно. А из карты - что наиболее вероятное место спуска есть в юго-западной части г. Орлиная. Там наиболее протяженная и пологая терраса.

Утром двинулись в данном направлении. Погода - как и в предыдущие два дня. Вершины закрыты, моросящий дождь.

Терраса пологая, местами заболочена. Через час подошли к краю, просмотрели возможный путь спуска. Он похож на предыдущие - террасы спускаются к реке. Переход от террасы к террасе - по осыпным кулуарам. Высота ступеней - 15-20 м. Так прошли 3 террасы. Следующая терраса повыше - метров 50. Около 30 м. проходим по сильно разрушенным скалам - есть проходы. Собираемся на небольшой полке.

Далее покруче - градусов 60, и участок отвесной стены 5 м. На обломке скалы и крючьях закрепляем перила. Спуск дюльфером до осыпи .

Далее по весьма крутой, градусов до 40, подвижной средней осыпи до края террасы Метров 200 (Ф. 54 Спуска к краю террасы по осыпи). Затем по краю террасы на северо-запад до ручья. Ручей в каньоне. Далее ещё 2 террасы, переход между ними метров по 70 каждый. Также по крутой средней осыпи (Ф. 55 200 м спуска к краю террасы по осыпи).

Затем уже полого по тайге до реки, метров 500. Тайга лиственничная, с примесью пихты и подлеском. Встречаются завалы. Шли по одному из пересохших русел ручья.

Р. Микчангда шириной метров 30, течение слабое, глубина не превышает 0,5 м. Переправа без проблем. На речном песке - свежие медвежьи следы.

Спуск с плато оцениваем как эквивалент спуска с перевала 2А к.т. Обратный подъем на плато, на наш взгляд, весьма сложен.

Стоянка на левом берегу, чуть ниже устья левого притока. Здесь отличное место, ровная площадка. Сам участок реки очень красив, типичный, горно-таёжный. В реке полно рыбы (хариус), в тайге - голубика.

5 августа 2006 г. День 21, Днёвка.
Днёвка (единственная).

Просто так уходить из такого великолепного места была нельзя. Встали на днёвку. За пару часов наловили кан хариусов и насобирали голубики. Чуть ниже от места стоянки обнаружили следы пребывания людей (второй раз за весь маршрут) - оборудованная стоянка. Это место - наиболее удобное для выхода пешком от Ламы и сбора судов. Здесь же большой ровный участок речной гальки, куда может сесть вертолёт.

6-7 августа 2006 г. Дни 22-23, м/н - подъём на горы Бучарама - траверс гор Бучарама (м/н).
Подъём на плато проще спуска.Сначала шли по ручью, затем по тайге (средней проходимости) на подъём на первую террасу. Далее поворот налево и по ребру подъём до верха до плато. Террасы здесь менее выражены, везде есть проходы по осыпям. Осыпи мелкие и средние, встречаются скальные выступы, обходятся. Этот путь можно оценить как эквивалент подъёма на перевал н/к. .

Далее идём по плато по замысловатой траектории в обход притоков и каньонов. Хороших мест для стоянки на плато не очень много. Ровные площадки попадаются. Но далеко от воды. А рядом с водой либо заболочено, либо каньон. Но найти можно.

К середине второго дня, так как шли траверсом хребта, спустились на настоящий перевал между притоками рек Бучарама и Никита-Юрях. По форме перевал - классическая седловина. Тур в центре. И тут сюрприз - записка группы туристов Ивано-Франковского института нефти и газа от 18 августа 1975 года, руководитель Стогний Сергей. Записка была оставлена более 30 лет назад. А они сняли записку первопроходцев - группы из Саратова. Первопроходцы назвали перевал "Саратовский".

Однако, при внимательном рассмотрении тура, была обнаружена ещё одна записка, группы из Норильска от 13 июля 2004 года, руководитель Егорова Елена.

8 августа 2006 г. День 24, м/н - траверс гор Бучарама - оз. Лама.
При подходе к озеру Лама плато стало совершенно ровным. Равномерно покрыто камнями средней величины. Ориентирование - по GPS.

Подходим к краю плато. Открывается великолепная картина озера Лама. Спуск к озеру не прямо к берегу, а на восток, в сторону речки, впадающей в озеро. Похож на предыдущие - террасы, между ними проходы по осыпям. Осыпи среднекаменистые, крутизна местами до 40 градусов, протяжённость от 30 до 150 м. Местами встречаются опасные скальные желоба, покрытые тонким слоем камней и мха.

Спускаемся по террасам где-то до середины склона. Далее выход в кулуар и по нему до безымянной речки. Кулуар забит крупными глыбами. Спуск оцениваем как эквивалент спуска с перевала 1Б к.т.

Речка течёт в узком ущелье с большим количеством прижимов. Русло забито крупными валунами. Есть и скальные выходы. Движение по руслу с большим количеством глубоких бродов.

На выходе из ущелья - каньон. В нашем случае из-за низкой воды возможен проход прямо по воде. Но мы прошли по верху по бравому борту каньона.

От каньона до берега озера около километра по тайге средней проходимости. Речка до озера не доходит - исчезает под камнями метрах в 500-х от берега.

Ставим базовый лагерь в условленном с капитаном катера месте на краю сухого устья, есть ровная площадка на гальке. Очень много дров в виде плавника.

9 августа 2006 г. День 25, м/н - рад.: оз. Капчуг - м/н (м/н)
Вышли из лагеря на запад в сторону оз. Капчуг. Вначале шли по береговой линии, потом начался прижим и удобней стало идти по полке на высоком берегу. Встречается много голубики. Вновь спустились к воде. Преодолели несколько прижимов по крупным камням и скалам. Через 1,5 часа чхв вышли к перешейку между оз. Лама и оз. Капчуг. Стали подниматься, сразу же началась хорошая тропа. С верха перешейка открывается красивый вид. Спустились к оз. Капчуг. Тропа уходит на северо-восток. оз. Капчуг выглядит намного мрачнее Ламы. Все берега завалены большим кол-во топляка. Вспоминается, что на берегах этого озера проводился подземный ядерный взрыв, но явных следов никаких нет. Разворачиваемся и идем в лагерь тем-же путем. Весь путь к оз. Капчуг и назад занял 3,5 часа.

Маршрут окончен.

Далее - ждем катер, здесь, на высоком берегу, для него - оптимальное место, чтобы безопасно подплыть.