Описание маршрута

Чистое ходовое время – 6 часов 40 минут
Перепад высот – 436 м
Пройдено, км – 17,5 км

В 8:15 начинаем путь от бетонного моста сначала по каменистой дороге, которая ближе к перевалу становится грунтовой. Уклон примерно 15-20гр. Через 45 минут выходим к базе МЧС. До перевала остается совсем немного идти, уже отчетливо слева видны скалы урочища Жолоб. Буквально через 15 минут, проходим смотровые площадки, где можно как и сотни туристов со всего побережья, сделать несколько фотографий на память (можно сказать, что начало маршрута – здесь). Это и есть перевал Азишский (1816 м, три перехода). Здесь на бревнах устраиваем завтрак.
В 10:40 снова на маршрут. Через 300-400 м впереди, расположено КПП. «Лаго-Наки», где оформляем визы на 5 ночей (по 100р с человека за сутки) и следуем дальше (если прийти слишком рано, то не следует радоваться отсутствию проверяющих, т.к. основной контроль на выходе – и штраф там же; поэтому лучше разбудить сотрудников заповедника – рядовые ВС РФ и оформить документы).
После КПП, через 5 минут хода тропа раздваивается: налево под шлагбаум (Ф1) идет дорога на следующий пер. Абадзешский по хребту Каменное море (с верхней точкой г.Нагай-Кош), на право резко в низ уходит тропа на г. Абадзеш. Если забрать сильно влево, то можно с откосов хребта увидеть великолепный вид на долину р. Белая и Инженерный хребет (Ф2), если конечно повезет и не будет облаков, а также дойти до первого большого снежника, который расположился в большой карстовой воронке (Ф3) (нам повезло и в этом году снега много) (30 минут от КПП). Дальше берем правее, чтобы вернуться на дорогу и через 1 час 50 минут подходим к Абадзешскому перевалу (2056), который расположен между г. Абадзеш (2360 м) (по правую руку чуть спереди) и г. Нагай-Кош (2090 м) (по левую руку чуть сзади). Перевал легко определить по памятнику, установленному героя ВОВ (Ф4). Хорошая грунтовая дорога идет дальше на юг, в направлении горы Оштен (ее скальная гряда – хороший ориентир). Через 30 минут выходим на исток (а может и приток) реки Армянка. Это оживленное место, где большинство туристов устраивают привал, и мы не исключение – обед, набор воды.
Те, кого не ослабили первые километры пути, поднимаются вверх по течению и находят там два снежника и небольшие водопады (смотрится красиво, а искупаясь в них, получаешь заряд энергии на остаток дня).
В 15:30 снова на маршрут. Тропа к перевалу Оштеновский (2117 м) идет по урочищу Лагонаки, ориентир тот же - гора Оштен (2807 м). На подъеме пересекаем ручей и немного заболоченный участок (лучше держаться чуть правее). Преодолев перевал через 40 минут, сворачиваем налево (тропы нет) и по травянистому склону начинаем движение к подножию горы Оштен. Проходим подъем в 100 метров за 20 минут и видим у подножья горы (справа) в низине уютную долинку с двумя небольшими озерами (Ф5), одно из которых в виде полумесяца – это и есть место нашей стоянки. Однако предстоит преодолеть спуск по довольно крутому травянистому склону и через 50 минут, уже устраиваем лагерь. Место выбрали ближе к снежнику – ровное и без густой травы.

Примечание: т.к. в конце лета в озерах вода не проточная, ее лучше добывать из снежника, который здесь же, или подняться чуть выше, как бы обходя гору слева и набрать воду в ручье. Также интересным фактом является то, то ночью сюда приходит пастись стадо туров и даже видели медведей на водопое.
04.08.2008 Восхождение на Оштен

Чистое ходовое время – 4 часов 40 минут
Перепад высот – 768 м
Пройдено, км – 10 км

Восхождение осуществляется радиальное по восточному склону.
Подъем в 8:30. Завтракаем. Выходим на маршрут в 9.10 (часть группы остается в лагере на дневку). Идем налегке, взяв с собой только один рюкзак с перекусом и водой. Поднимаемся сначала на холм (Ф6 Т1) и преодолевая небольшой овраг, выходим на травянистый склон (Ф6 Т2). Постепенно набираем высоту (иногда попадаются старые таблички маркированной тропы) и оказываемся на седловине (справа г. Блям (2405), слева безымянная (2378) (50 минут от лагеря) (Ф6 Т3). Выходим на тропу, идущую к Оштену (ориентир – турики). По тропе достигаем осыпного склона (Ф7 Т4), по которому выходим к снежнику (гора Блям остается справа). Прежде чем начать пересечение снежника (самое узкое место ок. 50 м, уклон 15-25гр), замечаем на той стороне большой тур, на него и держим путь (Ф7 Т5). Снова выходим на тропу, справа склон обрывается в сторону восточного цирка Оштена, слева склон вершины 2730 м, лежащей в 1 км южнее г. Оштен. Перед началом гребня находится каменный останец высотой около 2 м, заметный издалека (Ф7 Т6) (Ф8) (два часа от лагеря). Держим путь на предвершину (забирая больше вправо) - удобный для ходьбы участок гребня – вдоль самого обрыва (Ф7 Т7) (мы не заметили основную тропу, и пришлось преодолевать крутой осыпной участок слева).
Выходим на предвершинный гребень. Тропа четкая, камни не большие (Ф9). Со стороны Фишта (перевала Фишт-Оштеновского) дует сильный холодный ветер и все затянуто облаками. Подъём по гребню до вершины, оставшиеся 500 м не представляет трудности, набор высоты небольшой, но нам приходится идти при очень плохой видимости. Достигаем вершины (2804 м) в 12:10 (Ф10). Здесь нас ожидал приятная сюрприз – есть хороший сигнал сотовой связи, можно дать весточку домой
Находим записку группы из Чебоксар, оставляем свою. Перекусываем и в 13:10 начинаем спуск. Погода: сильный ветер, сплошная облачность. Спускаемся тем же путем, но после снежника берем чуть левее (по ходу) к горе Блям (Ф7 Т8). На его почти плоской вершине находится два небольших озерца круглой формы. Не заходя на вершину, спускаемся в ущелье по крупной осыпи (Ф7 Т9) и вдоль ручья (Ф6 Т10) выходим к лагерю в 16:10.
Спуск по ущелью оказался интереснее (красивый ручей и интересный ландшафт), но большие камни, высокая трава и заболоченность местами, отнимают больше сил – для восхождения лучше выбрать путь по склону.
05.08.2008 Подножие горы Оштен – пер. Фишт-Оштеновский

Выход на маршрут – 12:00
Остановка на ночь – 19:30
Чистое ходовое время – 5 часов 30 минут
Перепад высот – 169 м (максимальный 565 м)
Пройдено, км – 15,5 км

Подъем в 10:00. Завтрак, сбор лагеря. Выходим с места стоянки в 12.00 в обратном пути, к реке Армянка, здесь (через 1 час 10 минут) набираем воды. Здесь около переправы берет начало тропа к Инструкторскому окну (1977 м) (если смотреть на Оштен, то тропа уходит влево) – хоть вначале и трудно определить по какой из 3-4х тропинок продолжать движение, дальше они все сходятся в одну и промахнуться мимо каменных "ушек" инструкторского окна невозможно (Ф11).
Постепенно тропинка забирает правее, словно серпантином обходя скалу по склону. Слева видны скалы Каменного моря, чуть правее вдали заметна гора Большой Тхач, в центре с белыми вершинами - трехтысячники Тыбга и Чугуш, покрытые ледниками, справа вдали гора Ачишхо, за которой прячется поселок Красная Поляна. Снова идем в небольшую горку, разделяющую истоки реки Армянка. Забираемся, наконец, на холм. Впереди, как на ладони, перевал Гузерипль (1965 м) (Ф12). Тропа уходит вниз, к небольшому мелкому озерцу и далее, то набирая высоту то теряя, местами по осыпи и каменным завалам, взбираемся на крутой склон перевала (через 1 час 20 минут хода от реки Армянка). Впереди у нас долина реки Мутный тепляк и Армянский перевал.
От Гузерипльского перевала хорошо утоптанная тропинка идет сначала вниз, а затем, плавно набирает высоту и приводит на перевал Армянский за 50 минут хода (1865 м). Здесь устраиваемся на обед.
В 16:40 начинаем движение с перевала: начало спуска к приюту Фишт выглядит довольно устрашающе - крупные камни и очень крутой уклон, кажется градусов до тридцати, а слева обрыв, и тропинка идет по самому его краю. Но, постепенно тропа расширяться, а склон - выполаживается. Через 20 минут начинается зона леса. Пересекаем ручей (еще через 10 минут) и небольшое болотце и выходим к реке Белой. Слева виден мостик и симпатичные и аккуратные домики под красными крышами - это приют Фишт (40 минут от перевала) (1640 м). Не пересекая реку, поворачиваем по тропе направо в сторону Фишт-Оштеновского перевала. Тропа идет по высоким зарослям (с человеческий рост) без набора высоты. В это время начинается сильный дождь. Решаем не менять маршрут и продолжить движение на перевал. Через 20 минут пересекаем реку Белая выше по течению, от сюда начинается крутой подъем. Движение сильно затрудняет дождь: тропа грунтовая, быстро раскисает, спасают только крупные камни как опора. Вместе с нами на перевал идет и облако – температура упала, ветер. В 19:30 (1 час 40 минут от приюта) поднимаемся на перевал (2205 м), где очень быстро разбиваем лагерь чуть западнее памятников рядом с карстовыми воронками.
Решение подниматься в плохую погоду было неоправданно рискованным, т.к. все промокли, очень устали и замерзли. Восхождение на следующий день было под угрозой срыва.
06.08.2008 Восхождение на вершину Пшехо-Су

Чистое ходовое время – 3 часов 35 минут
Перепад высот – 538 м
Пройдено, км – 11 км

К счастью, переохлаждение вся группа перенесла стойко, заболевших нет. С первыми лучами солнца, начинаем сушку вещей и обуви. Затем завтракаем, пополняем запасы воды в карстовых воронках: дело не хитрое, просто нужно спустить под снежник и собрать талую воду, аккуратными струйками сочащуюся снизу (Ф13, Ф14). Т.к. вся группа отправляется на маршрут, решено рюкзаки собрать и оставить в одной из карстовых воронок подальше от тропы (благо вера в честность туристов крепка и непоколебима). Восхождение осуществляем налегке.
Выходим на маршрут в 12.50. Подъем начинаем по тропе от карстовой долины (Ф15 Т1), которая постепенно набирает высоту по травянистому склону. Через 15 минут выходим к большому снежнику (Ф15 Т2). У нас два варианта: спуститься к его основанию и обойти по осыпи (падение высоты около 100 м, затем снова набор, да еще и по камням…) или пересечь снежник по склону. Выбираем 2-й вариант, как более интересный, пусть и опасный (уклон до 30 гр, рыхлый снег) (Ф16). Далее предстоит преодолеть еще один снежник, но с набором высоты (Ф17 Т3) и выйти уже на склон Пхесо-Су (Ф17 Т4). Затем обходим снежник и выходим на осыпной склон крутизной около 40 градусов. Движемся немного наискось, забирая чуть левее, выбирая более пологие участки (средний уклон 40 гр, камни до 40 см). Через 50 минут от начала подъема вышли на гребень, и далее идем направо в направлении вершины (Ф18). С погодой нам опять не везет – облака с большой скоростью движутся со стороны Фишта. Именно поэтому на плоском плато Пшехо-Су не сразу можем найти вершину. Берем максимально левее (вдоль скального откоса к Фишту), ориентируемся по карте (Ф19). Тропы нет, но идти легко – мелкий камень, поросший травой. После 50 минут поиска в тумане (в 15:25) – мы достигаем вершины Пшехо-Су (2743 м) (Ф20), на которой из камней сооружен большой тур, где мы находим записку другой группы и оставляем свою.
Долго на вершине не задерживаемся, т.к. температура опустилась до 7 гр, сильный ветер со стороны Фишта, начинаем спуск. Т.к. выход на маршрут был поздним (сушка одежды и отдых после тяжелого предыдущего дня), и сплошная облачность при сильном ветре также не внушали оптимизма, решаем отменить восхождение на Фишт, и сразу с Пшехо-Су спускаемся снова на Фишт-Оштеновский перевал тем же путем. Неспешный спуск занял всего 1 час 40 минут.
По пути в лагерь снова заглядываем в карстовую долину, чтобы набрать воды со снежников, и устраиваем лагерь в долинке у каменного завала под памятниками (южнее) (Ф21).
07.08.2008 пер. Фишт-Оштеновский – приют Бабук-Аул

Выход на маршрут – 12:50
Остановка на ночь – 22:40
Чистое ходовое время – 7 часов 55 минут
Перепад высот – 1839 м
Пройдено, км – 21 км

Подъем в 9:00. Не спеша готовим завтрак, собираем лагерь. Выходим с места стоянки в 12.00. Погода хорошая и теперь спуск до приюта Фишт, не представляет такой сложности, как на 3-й день подъем в дождь. За 50 минут спуск заканчивается пересечением реки Белая в ее верховье, где мы решаем устроить долгожданный водный моцион и продолжаем путь. До приюта Фишт идти еще 40 минут сначала среди высокой травы, а затем вдоль берега до мостика через реку Белая в низовье, около самого приюта (Ф22).
На приюте у нас проверяют путевки. Здесь за главного уже последние 10-15 лет добрый и разговорчивый начальник Михалыч. Он же нам рассказывает ужасную новость – «озеро Хуко закрыто для туристов, и штраф – 6000р». Причем, как он объяснил, штрафуют не сотрудники заповедника, а ФСО (федеральная служба охраны), которая стоит на страже покоя Президента, у которого там рядом дача. Поэтому вариантов не много – меняем маршрут, и минуя озеро идем на Бабук-Аул.
Оставляем мусор здесь, который мы не жгли, а бережно собирали, - чему несказанно рад Михалыч, ведь последнее время «измельчал турист» и груды консервных банок и мусора, для этих заповедных мест, стали нормой.
Нам показывают начало тропы на Белореченский перевал, которая делает крутой поворот налево от приюта и углубляется в густой лес. Здесь она многократно делится, но все равно сходится воедино (к тому же маркировки в изобилии). Через несколько минут - подходим к развилке троп: правая к Малому Фиштинскому леднику и на вершину Фишт, но мы продолжим путь по левой (основной) тропе в сторону перевала с небольшим набором высоты - около 200 метров. Тропа здесь хорошо утоптана и маркирована, блуждать негде: слева - крутой обрыв, справа - отвесные скалы массива Фишт. Идем по краю букового леса. Вскоре тропа опять раздваивается (ориентир - большой камень с туристической маркировкой): тропа идущая вправо приведет нас к подножию Фишта и Малому Фиштинскому леднику. Рядом с развилкой, чуть ниже тропы родник с прохладной водой. Тропинка постепенно поднимается. Справа от нас возвышаются серые скалы массива Фишт, в них виден вход в пещеру, известную как грот Асланбека (Ф23). Слева от нас - пик горы Белореченской или Хрустальной, названной так за выходы на поверхность хрусталя и других самоцветов.
Оставив рюкзаки на тропе под присмотром добровольцев, устремляемся по крутому склону в пещеру. Тропа с уклоном до 40 гр, по осыпи и траве, через 10 минут приводит к входу. Достаем фонари и внутрь. Пещера представляет собой просторный свод и один большой зал в виде колодца. Фото на память и но маршрут (Ф24).
Идем дальше, слева от тропы небольшой памятник воинам 20-й горно-стрелковой дивизии и через 15 минут от пещеры мы уже на Белореченском перевале (1782 м) (1 час 40 минут от приюта).
Отсюда можно пойти по тропинке в сторону горы Хрустальной и дальше по Главному Кавказскому хребту вплоть до Красной поляны, но мы по основной тропе продолжаем идти дальше, траверсируя склон, почти без перепада высот по зеленым лугам вдоль южных обрывов горы Фишт, к Черкесскому перевалу. Этот участок пути запоминается огромным количеством больших и маленьких камней, между которыми и петляет тропа. Слева от нас - безбрежные леса, а впереди - острый пик горы Маврикошка (1954 м); чуть правее Маврикошки - Черкесский перевал (1836 м) (1 час пути) (Ф25). Непосредственно перед перевалом пересекаем ручек и проходим мимо домиков, где пасутся лошади. Т.к. впереди нас ожидает «веселый» спуск – плотно перекусываем и отдыхаем.
От Черкесского перевала, идем по старой черкесской дороге (тропе), которая петляет по буковому лесу, часто пересекаемая ручьями. Первые километры, падение высоты незначительное. Тропа хорошо маркирована. Через 1 час 15 минут останавливаемся у указателя «Бабук-Аул» (Ф26), дальше начинается самый «веселый» участок, поэтому необходимо собраться с силами и духом.
Тропа петляет между корней деревьев, камней, со средним уклоном 30-40 гр. (на 3 км перепад в 650 м). Часть группы спускается бегом – это требует хорошей подготовки, но зато экономит силы и не так болят колени, а часть идет обычным темпом. В итоге к развилке «Бабук-Аул – о.Хуко» (окончание спуска) первые приходят через 40 минут, вторые – через 1 час 20 минут (21:20) (Ф27).
Уже темно. Дальше идет хорошая грунтовая дорога. Через 10 минут проходим строения кордона «Бабук-Аул», но т.к. уже ночь – никто нашими документами не интересуется. Продолжаем движение, не сворачивая с дороги еще минут 20 (1 км), до окончания справой стороны забора. Здесь видим указатель на приют «Бабук-Аул» (Ф28) и тропу направо, которая через 100 м приводит к переправе через реку Шахе (подвесной мост). Снова выходим на дорогу и через пару километров (40 минут) выходим наконец-то к приюту Бабук-Аул (366 м).
Нам показывают наши места для палаток (40 р за место с палатки) и мы быстро устраиваемся на ночлег.
08.08.2008 приют Бабук-Аул – поселок Солох-Аул

Выход на маршрут – 9:55
Окончание похода – 15:00
Чистое ходовое время – 4 часов 20 минут
Перепад высот – 66 м
Пройдено, км – 16 км

Подъем ранний. Собираем лагерь, завтракаем. Выходим на маршрут в 9:55.
Путь до Солох-Аула лежит по старой дороге, вырубленной пленными турками прямо в скале в 19в. Справа обрыв к реке Шахе, слева отвесные скалы. Дорога многократно пересекается ручьями и мелкими речушками. Через 2 часа 40 минут выходим в реке Бзыч. Переправиться лучше в брод, хотя есть и навесной мост, но его вид не вызывает доверия. Попутно умываемся, наводим марафет.
Еще 1 час 40 минут пути и вот мы уже в Солох-Ауле (15:00), откуда вскоре уезжаем на автобусе в 15:40 до Сочи.
Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

Поход пройден всеми участниками группы.

Общая протяженность маршрута составила - 91 км, которые были пройдены за 32 часа 40 минут (ЧХВ) (средняя скорость 2,8 км/ч).

Группа состояла в большинстве своем из неопытных туристов, однако это не сказалось на выполнении заявленного маршрута, проблем с акклиматизацией, восприятием нагрузок – не возникало. Сложные погодные условия позволили участникам получить дополнительный опыт, однако не способствовали восприятию в полной мере окружающих красот.

При подготовке к походу использовались многочисленные материалы Интернета. Ввиду простоты рельефной структуры плато и большой туристической активности в этот период, особых проблем с ориентированием не возникало.

Для того чтобы посетить все запланированные объекты (в частности вершины), необходимо иметь пару дней запаса, чтобы, если потребуется, переждать погоду.

В целом воды на маршруте в достатке (ручьи, реки, озера), но иногда приходилось использовать снег. При этом, чтобы не тратить газ горелок, снег собирали в пакеты и пользовались уже талой водой.

На некоторых участках маршрута (подножие Оштена, пер. Фишт-Оштеновский) нужно быть готовыми к ночным посещениям лагеря любопытными местными обитателями – турами (медведей не видели, но и они есть).

Маршрут может быть интересен в первую очередь начинающим туристам, которые хотят приобщиться к красотам гор и самостоятельно проверить свои силы на практике. Плато Лагонаки дарит возможность составлять любые маршруты по протяженности и сложности (имеется ввиду относительно новичков), но при этом насладиться чарующими красотами Кавказа.
Дополнительные сведения о походе

Особенности погоды: конец июля – начало августа по всем источникам самый благоприятный период для посещения плато, однако погода здесь меняется очень быстро и абсолютно непредсказуема. Один год (2007) весь поход стояла солнечная и жаркая погода, на следующий (2008) дождевые облака посещали нас с завидным постоянством.

Важной особенностью является то, что облака начинают окутывать перевалы и вершины ближе к 12:00, поэтому чтобы насладиться великолепными пейзажами, необходимо осуществлять восхождения как можно раньше.

Особенности группового снаряжения:
• использовали газовые горелки – быстрое приготовление пиши в любую погоду (расход – 1 балон в день на одну горелку);
• карты использовали ламинированные (дороже, но удобно в любую погоду).

Особенность аптечки: сделали три одинаковых комплекта (на каждую палатку), чтобы в любой ситуации звено (два человека), могли осуществить медицинскую помощь.
Состав аптечки и ремонтного набора – традиционный для пешеходных маршрутов.

Особенности личного снаряжения:
• дождевики очень пригодились, использовались комплекты (таны и куртка);
• использовали два типа обуви: на простых и протяженных участках (пологие склоны, грунт, трава) – легкие кроссовки; на восхождениях, осыпях и т.п. – трекинговые ботинки. Также две пары обуви было оправдано при постоянных дождях – возможность смены, без срыва маршрута;
• пригодились ветровки – на вершинах был сильный ветер и низкая температура в облаке.

Питание:
• использовали сублимированные продукты «Гала-гала»: говядину (100 г пакеты – 250 р.), супы (44 г – 25 р.). Это позволило сэкономить по весу, минимизировать мусор (что важно было, т.к. все не пищевые отходы мы собирали и сдавали на приютах и кордонах).
• Хорошо пошли сухофрукты и орехи на карманное питание (яблоки, курага, изюм, миндаль, фундук); крупы на ужин и завтрак (гречка, пшенка, рис, красная чечевица); сгущенка в мягкой упаковке к чаю;
• Ввиду использования горелок – на всех привалах старались готовить чай: это придавало сил и хорошо утоляло жажду;
• Сладости (шоколад, конфеты, пастила) – не стали вожделенными, охотнее шли просто галеты со сгущенкой;
• Заметили, что аппетит у большинства участников группы к концу похода стал падать, что объяснялось накапливаемой усталостью (явление не очень логичное, т.к. после адаптации в горах, организм наоборот должен был активнее включаться в работу для восстановления сил);
• Рацион был подобран под маршрут: на восхождения – утром и днем углеводы, вечером белки; на длительных участках – больше жирной пищи. Соотношение Б:Ж:У в среднем на маршрут – 1:0,9:4,2 (2700 ккал в день).

Вес рюкзаков:
• Юноши: 10 кг снаряжения, 5 кг еды, 4 кг личных вещей, 2 кг запас воды – 21 кг;
• Девушки: 8 кг снаряжение, 2 кг еды, 4 кг личных вещей, 1 кг запас воды – 15 кг.

Раскладка составлялась таким образом, что вес рюкзаков постепенно уменьшался у всех, за счет разделения еды по рационам (завтрак, карман, обед, ужин).