12 сентября

43 листопад 43 листопад
44 Михайлов брод 44 Михайлов брод
46 снова трубы 46 снова трубы
48 на выходе 48 на выходе
49 изнутри 49 изнутри
50 на входе 50 на входе
51 слив 51 слив
55 уютная стоянка 55 уютная стоянка

Отплываем около полудня, быстро доходим до деревни Михайлов Брод, с реки видны развалины сложенных из известняка домов. Чернь снова превращается в затон со стоячей водой, предвещая наличие насыпного моста впереди. Мост действительно больше напоминает плотину с парой проложенных с одной стороны труб для стока воды. На этот раз трубы бетонные и тоже едва шире наших Щук. Проход просматривается отлично и, памятуя о вчерашнем опыте, я, пригнувшись, ныряю в туннель. Над головой проносится темный свод, крошечный кусочек неба в случайном проломе, лодку выносит из трубы, я разгибаюсь и обнаруживаю перед собой треугольный язык воды, падающей в послемостовое улово с перепадом более полуметра. Длина языка – два корпуса лодки, справа он ограничен металлической балкой, через которую вода едва переливается, а основная масса воды стремится налево мимо обливняка в проем между окончанием балки и корягами, свисающими с насыпи моста. Ширина прохода метра полтора. Едва успеваю развернуть лодку, чтобы соскользнуть с импровизированного порожка на спокойную воду. Насладившись каплей выделившегося адреналина, высаживаюсь на насыпь и помогаю своему товарищу обнести препятствие. Проходить по воде его точно не стоит.

Последние километры до Зуши Чернь закладывает большие петли среди лугов и холмов. Изредка течение ускоряется, но в основном река широка и спокойна. В полутора километрах после Михайлова Брода на высоком правом берегу уютно расположилась сосновая рощица, есть удобные подходы к воде, однако с родниками все не так радужно – мы их практически не встречаем. На следующей излучине в очередной раз любуемся высоким левым берегом, лесом, раскрашенным красками осени, и сухими деревьями, нависшими над водой или уже упавшими в реку. Берега Черни радуют глаз на протяжении всего маршрута.

Деревня Гамаюново протянулась улицей вдоль реки, тем не менее, берег достаточно опрятен. Странно, что не видно лодок местных жителей, Чернь здесь около 25 метров шириной, глубина достаточна даже для купания. Проходим еще один «военный» мост. В армейскую бытность пролеты этого моста можно было регулировать по высоте, сейчас необходимости в этом нет, но все равно выглядит обнадеживающе. Впрочем, просвет достаточен для прохода байдарки.

Ниже Крыцино, незамеченного нами с реки, через реку перекинут основательный бетонный автомост, первое капитальное сооружение на всем маршруте. В двухстах метрах ниже автомост продублирован остатками плотины, а еще чуть ниже остатками старого деревянного моста.

Плотина представляет собой гребенку из пеньков деревянных свай, разделяющую шиверу и спокойную воду. Перепад уровней составляет около 0,6-0,7 м. Вода с шумом, пеной и брызгами прорывается в частично забитые плавником воротца между сваями. Плотина проходится достаточно легко при наличии свободных воротец. В целом препятствие более впечатляющее, чем сложное.

В сотне метров ниже на мелководье густо натыканы пеньки старого деревянного моста и набросаны бетонные плиты разрушенного пешеходного. Как ни странно, лодку приходится проводить на поводу – глубины для прохода на весле не хватает. Последний километр проходится легко – обычно малые реки в Средней полосе перед устьем страдают чрезмерной узостью и завальностью, на Черни этого не наблюдается.

Впадаем в Зушу, она здесь около 60 метров в ширину, ощущается несильно течение. Сразу после впадения Черни глаз невольно останавливается на высоком лесистом холме на левобережье. Масштаб ощущается в сравнении с расположенными вокруг дачами. Минуем автомост на мценской объездной, на резком (под 90 градусов) левом повороте реки наблюдаем сочетание симпатичных известняковых обрывов высотой с 2-3 этажный дом и кошмарной свалки бытового мусора, сползающей от построенных наверху гаражей. На мой взгляд – анти визитная карточка города. Зрелище печальное…

В черте города приятно удивлены чистым пляжем и аккуратным зданием ОСВОДа, приковывает к себе взгляд бетонный «дот» водозабора на левом берегу реки, и совсем неожиданной оказывается шустрая шиверка под старым фермовым мостом. Проходим под пристальными взглядами рыбаков и отдыхающих и, в виду церкви на склоне, финишируем на левом берегу. Берег замусорен, культурный слой, ничего не поделаешь. Пока сохнут лодки, успеваем приготовить на горелке чай и перекусить.

Достопримечательности:
· Высокие поросшие лесом берега,
· Городища (еще одно расположено недалеко от Плотицыно),
· «Военные» мосты,
· Индейская стоянка, если она все еще будет там,
· Каменный лоб перед Михайловым Бродом – отличный обзорный пункт,
· Остатки плотины перед впадением в Зушу,
· Виды Мценска с реки.

Итог
Лоция Михаила Трускова не утратила своей актуальности, и я полностью разделяю мнение автора о красотах Черни. Река понравилась: симпатичные виды, отличные места для стоянки, минимум населенки, чистые берега и прозрачная вода, отсутствие завалов, легкий подъезд и выброска. При наличии свободного времени после похода можно сделать небольшую экскурсию по Мценску. Из минусов можно упомянуть малое количество родников, хотя это, скорее всего, связано с жарким засушливым летом и началом осени. Течение незначительное, быстрины попадаются редко, но это в целом не удручает. Отличный выбор для ПВД. Рекомендую весьма!

© 2010 Олег –Snake– Скрипкин


Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 0