без фото

Тропами Горного Алтая вдоль Катуни и Чарыша

Опубликовал Иван
 
Предисловие

Катунь рвётся на север Катунь рвётся на север
Я буду долго гнать. (С) Велосипед

Идея этого марафона родилась неожиданно, словно кошмарный сон. Давно хотелось покататься налегке горными тропами, обычно в этом существенно мешает груз. У нас на Алтае мне известны только 3 тропы, по которым можно более-менее передвигаться на велосипеде (пусть меня поправят, если я неправ) И все они чудесным образом были включены в мой дерзкий план.
Пост на форуме:
«Нитка маршрута: р.Бийка - Куюс - тропа вдоль Катуни - тропа вдоль Урсула - пер.Чике-Таман - Иня - тропа вдоль Катуни - Тюнгур - Усть-Кан - тропа вдоль Чарыша – Чарышское.
Специально спланированный маршрут позволит "отдохнуть" на немногочисленных километрах асфальта и гравийки для преодоления "жестких" велотроп.
Вставать будем рано, для того чтобы в 6 быть уже в пути. Приезжать будем поздно для того, чтобы проехать запланированное. Спать будем мало, чутко и неизвестно где....
Хотелось бы составить сильную команду из 4-х человек. Будет очень тяжело и больно (особенно в третий день), но очень интересно!
Возможность эвакуироваться будет из Онгудая и Усть-Коксы.
А теперь подумайте и решите - ВАМ такая жизнь нужна???
Если ДА, то пишите…», - отобрал только сильных…
Итак, изначально дано:
3 подготовленных участника. За спиной рюкзак со спальником. 3 ходовых дня. 540 км троп, гравийных и асфальтовых дорог. Нешуточный брод через реку Урсул. Погранзона.
Можно устраивать тотализатор: выдержат ли участники и их техника, не подведёт ли погода…

PS: Смею отметить, что средняя группа в подобном спортивном (!) маршруте умудряется проехать его за ВДВОЕ больший срок. Причины тому, как, то и невозможность передвигаться в седле по тропам и перевалам из-за груза, поздние подъёмы по утрам, так и слабая техническая и физическая составляющая участников. Так, например, сам в составе группы в июне 2004 года ехал первые два дня нашего будущего маршрута, в течении четырёх дней!
(с) Предводитель команчей
День перед стартом

Красиво, не так ли... Красиво, не так ли...
Жизнь довольно интересная штука: очень суетливая и напряженная, но умение находить время для отдыха и уметь интересно отдыхать - не это ли уж моменты в нашей жизни, ради которых можно и нужно находить свободное время! Вот и мы решили неплохо отдохнуть в алтайских горах. Место встречи было назначено, и участники этого похода направились с разных уголков нашей огромной планеты в устье реки Бийки.
Участников было трое: Иван - славный предводитель и идейный генератор шел к месту встречи через пороги и водные преграды могучей и красивой бирюзового отлива Катуни! Другая участница, Дарья, добиралась до гор алтайских на автобусной каракатице со славного города Новониколаевска. Данил же просто выехал на своем велосипеде из Бийска, когда солнце уже было в зените. (Он проехал в этот день 240 км, хоть и по асфальту.) В 21 час они встретились с Дарьей в поселке Чемал и неспешно докатили до Бийки. Немного перекусив уже в кромешной темноте и обсудив завтрашний день, мы отправились считать звезды на небесном полотне, на сон грядущий…
Первый день марафона

Тропа с прижимами и террасами 29 км Тропа с прижимами и террасами 29 км
Функциональный мост в Каянче Функциональный мост в Каянче
Брод через Урсул Брод через Урсул
Каньон Урсула Каньон Урсула
Катунь нас бесжалостно прижала Катунь нас бесжалостно прижала
Сыпуха по пути к Урсулу Сыпуха по пути к Урсулу
Скромный наш обед в Хабаровке Скромный наш обед в Хабаровке
Утро наступило неожиданно! (Подъём в 4.30.) Страшно хотелось спать, и в голове крутились мысли «что я тут забыл?» Легкий перекус, и мы уже мчимся по прохладной каменистой дороге вдоль прекрасной Катуни! Самочувствие вполне стабилизировалось. Солнце ещё не взошло из-за гор. Прохлада шептала добавить темп. На противоположном склоне Катуни уже вторую неделю жил Пожар… Долго ли, коротко ли, а чему быть, того не миновать – мы добрались до водопадика на реке Бельтиртуюк. Он как всегда хорош хоть и вода малая! На спидометре 30 км и здесь дорога заканчивается, начинается тропа.
Тропа постоянно петляет и напрягает нас резкими изменениями в своем рельефе. Даже один раз умудряемся плутануть, но лёгкий перекус позволяет не допускать таких оплошностей – летим вниз к реке… Некоторые участники, которые обожают крутить передачу «3-9» и недавно «сели в контакты» умудряются летать через руль, но все благополучно заканчивается незначительными царапинами, а их и без этого цватает из-за колючих кустарников. Так, штурмуя горки, открывая и закрывая бесчисленные загоны, крадясь между кустарников-кактусов, переходя и переезжая броды, лавируя по «минным полям» мы подъехали к очень хрупкому, но очень функциональному мосту через Катунь. Видно, что его центральная часть недавно горела – лежат свежие доски. Сколько бы маршрутов не состоялось бы, сколько бы рыбы не выловили бы местные в Сумульте, сколько бы травы не было бы потоптанно скотом, если бы не существовало этого замечательного подвестного мостика… Хвала и почёт мостостроителям! Пусть мрут, как мухи, поджигатели и их семьи!
Здесь мы вновь выскакиваем на грунтовую дорогу (на спидометре 59 км) и держим путь в устье реки Урсул. Около турбазы, где чалятся водники для покупки алкоголя и чипсов, встречаем хиппов, собирающих коноплю. Порадовали их рассуждения о броде через Урсул:
– Как там, вода большая, бродить можно сейчас?
– Нет, что вы!..
– Почему?..
– Можно, только обязательно нужно будет ботинки снять…
И надеть сразу белые тапочки! Брод должен был быть нешуточный – в середине июня 2004 на этом броде чуть один из участников велосипед не утопил, не говоря уже о том, что сам не уплыл… Вода была ещё большая – по пояс – с течением… Посмотрим, что нас ждёт в этом году…
После турбазы дорога заканчивается и начинается осыпной склон до устья Урсула, а затем тропа вдоль Урсула до Степушки, где и расположен брод. На время прощаемся с Катунью. Вначале тропа скачет, то вверх, то вниз. Внизу в каньончике извивается и бурлит Урсул. Склоны усыпаны земляникой, но времени на остановку нет… После опасного осыпного обрыва начинается нормальная тропа, по которой можно ехать, часто останавливаясь и смотря по сторонам… Какая красотища кругом!!!
Долго ли, коротко ли, но довольно уставшими (отметка - 75 км), наша команда добралась до брода. Иван отправился мерить глубину, как истинный Сусанин с березовым посохом. Вода оказалась, для этого сезона очень маленькая. В самом глубоком месте он не замочил даже трусов. В общем, водная стихия отступила, и мы, практически не напрягаясь, перебродили эту довольно серьезную реку. Дарью же, как самую маленькую и лёгкую, чуть не унесло течением, после того, как у неё в самом опасном месте сломался проверенный дважды посох. Купаемся и едем дальше…
На правом берегу Урсула нас встретили аборигены из Степушки. Деревню вокруг окружают горы, и дорога, соединяющая её с цивилизацией, представляет собой жестокие качели! Долго ли, коротко ли, но выскочили мы на долгожданный асфальт трассы М-52 (отметка - 86 км). Радости нет предела!
Темп резко возрос, несмотря на то, что дорога пошла вверх на перевал. Штурмуем местный магазин, в селе Хабаровка. Расслабившись и сев обедать рядом с магазином, имели неприятности в лице местного населения. Один парень-алтаец сначала просил, затем требовал прокатиться, после категорического отказа даже начал угрожать отнять транспортное средство на трассе. Медленно удаляясь, предрекал нам взятие перевала "чертова атамана" после заката солнца, хотя время было всего около 18 часов. А мы совсем объевшись, отправились штурмовать перевал. В этот раз он дался довольно легко и даже показался легким (взяли его без остановок минут за 40). Еще немного ждём отставшего участника и словно птицы летим вниз! На спуске скорость временами достигает более 70 км в час. Накатом въезжаем в село Купчегень, где пополняем свои пищевые запасы на ужин и завтрак. Миновав отметку в 120 км, решаем встать на ночлег в устье реки Большой Ильгумень, хотя можно было бы докатить до Яломана. Заехав на турбазу и не застав хозяина, для того, чтобы он скинул цену (не хочется платить 900 р за каких-то 8 часов постоя), катим к пионерскому лагерю, где нас директрисса размещает в отдельном доме за вполне умеренную цену.
День выдался не очень простой. Несмотря на смешной пробег в 120 км (13 км/ч средняя, 9 часов в пути), все мы довольно прилично напряглись на жаре, да и рельеф не давал нам расслабиться. Приняв контрастную ванну в бодрящей реке Ильгумень и плотно поужинав гречкой, мы улеглись спать часов в десять.
Второй день марафона

В гости - к Аргуту В гости - к Аргуту
Остановись, приятель! У тебя же дисковые тормоза! Остановись, приятель! У тебя же дисковые тормоза!
По хребтам идут дожди По хребтам идут дожди
Устье Аккема Устье Аккема
Экстремальная дорожка в Инегень Экстремальная дорожка в Инегень
Ежики, накатили!.. Ежики, накатили!..
Картина Репина Ждали... Картина Репина Ждали...
Морской бой... Морской бой...
Не щёлкай клювом Дарь! Не щёлкай клювом Дарь!
Так медленно  и так протяжно мы ездить не можем... Так медленно и так протяжно мы ездить не можем...
Энерджайзер перегрелся! Энерджайзер перегрелся!
Кисельные и молочные берега... Кисельные и молочные берега...
Будильник прозвенел в 5.45. «И что ему не спится»,– подумал Данил, но сегодня вставать было немного попроще. Быстро собираемся, доедаем остатки пищи и седлаем "коней". В этом месте, где вдоль дороги находятся древние курганы и каменные глыбы лежат необычайно красиво, находится один из самых красивых порогов на Катуни. Мы же направляемся в не менее интересное место, район, где находится самая высокая точка Сибири, священная вершина Белуха! Мы едем вдоль живописных бомов на Катуни до села Малый Яломан, местами виднеются следы старой дороги, которая находится чуть в стороне. Недалеко от поселка Иня любуемся горой Хрустальная, которая переливается в утренних лучах жаркого солнца. Проехали 29 км, асфальт заканчивается и начинается очень красивая скалистая дорога по прижимам над Катунью. Так мы доехали до поселка Инегень, который имеет дурную славу у туристов. В общем, законы каменного века здесь никто не отменял! Мы решили заправиться продуктами перед долгим рывком до Тюнгура, но магазин оказался ещё закрыт. Нам пришлось подождать 15 минут.
Наивно было полагать, что местное население оставит нас без своего внимания. Благо было еще утро, и особо буйные буругваи мирно храпели после бурной ночи! Но один абориген с подбитым глазом решил предложить нам сначало молоко, другой – мясо. После долгих отказов, аборигены, наконец, отстали. Через несколько минут абориген появляется с ведёрком кумыса, и предлагает его совершенно бесплатно, но мы ему ответили что мы спортсмены и алкоголь не употребляем! На такой ответ он, бедолага, обиделся и побрел одиноко, что-то бурча себе под нос. Мы же благополучно выжили свои 15 минут (!) в этой довольно непростой деревушке, которая славится своими боевыми действиями в борьбе против туризма и красногвардейцев.
Когда Иван выходил из магазина, наш старый знакомый с подбитым глазом, пытался спровацировать драку, но зачем с дураками связываться, подумал Иван, и мы двинули дальше! Проехав около 5 км от деревни, у Даши прокололось переднее колесо. Залатав пробой, мы отправились вдаль по очень интересной дороге. Недалеко лежит уже разобранный комбайн. Он здесь уже очень давно (с железного века), но алтайцы не нашли ему применения. Вскоре мы спускаемся вниз к Катуни по очень крутому и опасному спуску. Данила, с его дисковыми тормозами, «выкинуло» с дороги, о чём он пожалел наверняка впоследствии, т.к. «наехал на ёжика». Делаем небольшой привал на берегу Катуни. Здесь дорога заканчивается, на спидометре 53 км.
Впереди очень красивые прижимы и полочки, выложенные военнопленными после войны. Доезжаем до впадения Аргута и наблюдаем, как бирюзовая Катунь разбавляется молочной взвесью Аргута! Сделав пару снимков и заклеив в камере Данила аж четыре дырки, мы отправляемся дальше. Здесь же встречаем пеших туристов, которые направлялись в сторону Джазатора. Они ждали переправы через Катунь. Мы же успешно продвигались вперед. Эта тропа хороша тем, что здесь практически везде можно ехать, идя пешком только на каменистых или крутых участках. В этот раз мы поехали по верхней тропе. Долго ли, коротко ли, но мы спускаемся вниз к бирюзовой Катуни. Осторожно – спуск крут, как Останкинская башня! Даже с дисками легко покалечиться…
Здесь нас вновь встречает грунтовая дорога. Сегодня мы преодолели уже 77 км. Погодка – что в Африке! Очень хочется чего-нибудь прохладного и искупаться, поэтому на слиянии Катуни с молочным Аккемом мы устроили водную битву! Победила жара… После брода через Тургунду начинается очень красивый участок дороги, который пролегает через лес, а цвет Катуни бегущей рядышком буквально завораживает своей бирюзовой безмолвностью. Изрядно подустав и проголодавшись, мы выезжаем в село Тюнгур.
Посещение этой деревни прошло спокойно, хотя вечером и здесь можно найти приключений на свой зад. Плотно покушав, мы отправляемся против ветра в сторону Уймонской степи. Погода в горах резко меняется, а мы находимся недалеко от них и едем в сторону дождя и, конечно, против ветра. Недолго думая, мы решели немного переждать ливень, тем более, что осталось нам совсем немного до выполнения сегодняшнего плана. Пересидев тучку на остановке в течении получаса, мы отправились штурмовать «крайнюю» Уймонскую степь. Проехав три километра после своротка на Мульту, нам явился асфальт причем довольно накатистый, но мокрый и несмотря на усталось, наша скорость ниже 30 км в час не опускалась. В конечный пункт, поселок Усть-Кокса мы въехали уже в 21 час, намотав при этом 165 км со средней скоростью 18,4 км/час. Ночевку обрели на турбазе «Уймонский ковчег» за смешные деньги. Она оказалась довольно комфортной: был даже теплый душ в кабине космонавтов и горячий ужин! Вечером наблюдали как всегда очень звездное небо и местного зверя ужранного и отставшего от "стада". Он что-то мычал и долбился головой в забор турбазы.
Ключевой день марафона

А нам всё пофигу! А нам всё пофигу!
Говна! Говна!
Картина Репина Сосу..д Картина Репина Сосу..д
Начинаем утро с зарядки... и продолжаем до самого вечера.... Начинаем утро с зарядки... и продолжаем до самого вечера....
Утро! Это сладкое слово превратилось в страшного зверя за эти дни. Иван выглядывает из палатки – она мокрая, тяжёлые тучи на небосводе. Безрадостная перспектива… Снова в путь дорогу собираться. Делаем это практически автоматически, доедаем вчерашнюю гречку и вперед. Сегодня мы решили обойти стороной погранпост, приграничной зоны с Казахстаном. Причины тому у нас были, уж поверьте на слово.
Вот, например, Дарья является внештатным сотрудником японской контрразведки - это стало понятно сегодня утром по её нечленораздельным звукам явно японского акцента... Данил же не раскрыл себя, но есть информация, что, он «закреплен» за ЦРУ. Посудите сами – http://en.wikipedia.org/wiki/Stark. Но его знание некоторых специальных терминов, используемых в китайских спецслужбах, могут ввести кого угодно в заблуждение, поэтому до сих пор, вопрос остаётся открытым… Если поверхностно взглянуть на географию перемещений Предводителя, то явно прослеживается еврейский след. Также был шанс дважды его перевербовать во время пребывания его в КНР, и ведь он тоже знает, что такое «цыбана»!
И вот, спецслужбы всех этих стран, естественно, независимо друг от друга, полгода подготавливали плацдарм для выхода своих агентов из погранзоны. Это была задача не из лёгких, т.к. этот кусок земли напичкан засадами, блок-постами и контрразведчиками. Стратегическая зона, где стыкуются границы сверхдержав – Монголии, Китая, Казахстана и России. Итак, достоверно известно, что даже был запушен специальный спутник для этих целей. Однако все спецслужбы пришли к идентичному плану по выводу своих шпионов с этой территории. Оказалась таки лазейка!.. Ещё достоверно известно, что спецагенты тайного общества «Рерих форева» отсюда отправляют по неизвестным пока каналам секретную информацию, но не расстраивайтесь, пограничники не дремлют и скоро наглухо закроют им всякий доступ!
Но перейдём к повествованию – погода немного испортилась: вдали гремит гром и льет дождь. Но нам пока везёт и стихия нас не трогает. На выезде Усть-Коксы легко взбираемся на «перевал» Громатуха (ох, сколько же подобных «перевалов» было на отрезке Степушка – Хабаровка, в первый день – не счесть!). Дорога проложена вдоль спокойной горной реки Кокса. Позади уже большая часть пути и все уже немного подустали, но желание доехать и пройти намеченный маршрут придает дополнительные силы – ведь сегодня последний день маршрута! Вот уже проехали деревню Абай, ещё немного, и вот уже виден блок-пост.
По полученной свыше инструкции сворачиваем вправо в деревню Талды. Типа, едем покушать. Действительно, уже пройдено больше 60 км, а мы еще не ели толком. Тут Данил опять наехал на ежика, и пришлось заняться «любимым» делом. После, мы лихо переваливаем через довольно крутую сопку, и как на любой другой «линии огня», даём дёру через поля под автоматные очереди и канонады гаубиц. Вскоре выскакиваем на асфальт и наши скоростЯ увеличивают шансы на безуспешную погоню.
В поселке Сугаш погода окончательно испортилась, нас потихоньку «накатывает» дождь, а мы всё едем в перевал. Решаем немного переждать под лиственницей в грозу. Оборонительная тактика приносит свои плоды, стихия отступает. Штурмуем грязный Кырлыкский перевал. Начинается хороший спуск, на котором можно немного передохнуть. Еще немного, и грунт заканчивается, начинается хороший накатистый асфальт.
На мосту через Чарыш, на Дарью «нападает табун ежей» и не дают покоя! Отбиваемся последними заплатками и лейкопластырем и катим-катим, уходя от погони… В Усть-Кане обедаем в кафе. Поворачиваем на Коргон. Очень скоро вновь начинается довольно паршивая гравийка, но приятный рельеф, журчащий, свежий Чарыш под боком и встречный ветер придают сил!
Очень радует то, что начались русские деревни, и местное население дружелюбно встречает нас. Очень понравилась река Кумир, где местные русалки чуть не увели нашего Предводителя! А мы катим и катим, дорога петляет, то вверх, то вниз. В девятом часу въехали в село Коргон, это последний пункт на карте перед тропой. По быстрому перекусываем и отправляемся штурмовать тропу.
Обильные дожди сделали своё мерзкое дело: грязь забивает колеса и порой невозможно ехать. Вода нам также приготовила сюрприз: приходится немного охладиться в приторе Чарыша. Так мы проехали непростых 10 км, преодолевая бревна, камни и прижимы. Километры грязи – усталость давала о себе знать.
Уже темнело, и перломутровый закат настраивал на скорейшее завершение нашего путешествия. Выскочив на большую поляну, Дарья оказалась в окружении вражеского стада быков. Они оценили её красные и симпатичные велотрусики. Настал решающий момент в жизни! Недолго думая, бесстрашный Данил отвлек внимание на себя! Фишка удалась, и разъярённые морды переключились на красный джерси тореадора. Таких рогатых соперников Данил не встречал давно! Как только он уходил от острых рогов и поворачивался к ним спиной, они начинали новую атаку. Мощным звериным рёвом из глубины души и имитацией броска разорвавшейся гранаты, удавалось слегка сбить пыл рогатых каннибалов, но это помогало ненадолго. Сделав последний решающий отвлекающий маневр, Данил прыгает в седло своего «коня» и, втыкая «шпоры» в мягкие его бока, «адско вкручивает», что есть мочи. Рогатые враги двигают в его сторону, но не выдерживают темпа и довольствуются персоной Предводителя важно подкатывающего в этот момент на их незыблемую территорию.
Данил решает спасти шкуру Предводителя и устраивает обстрел камнями из катапульты! Враг был повержен «на голову», отрубленные головы развесили на каждой берёзе, устроили победные пляски, и продолжили свой нелегкий путь. Вскоре появилась дорога, а, проехав еще 5 км по грязи, она даже стала немного каменистой. Так нас встретила в свои неприветливые объятья Ночь!
Скорость уже никого не интересовала, мы просто хотели доехать и уснуть. Наконец выехали в долгожданное село Сентилек. Пытаемся устроиться на ночевку в тёмной и неприветливой деревне. Ни сразу нам это удаётся. Сегодня преодолели 240 км, со средней скоростью 19 км/час, в конце пришлось «помесить Говна».
Выводы

Утро воскресенья, 4:30, Все еще спят! Только нам не спится! Туман! Иван завез нас в очередные Говны, несмотря на то, что основная дорога хорошо видна. Штурмуем перевал и выплываем из тумана на вершину. Здесь нам открывается потрясающий вид на просторы необъятного Алтайского края, погружённого в туманный сон! Руки прочь от тормозов! Летим вниз, скорость временами достигает 70 км, отличное завершение довольно серьезного мероприятия! Качели продолжаются на протяжении всех 35 км до Чарышского. На одном из спусков Данил пробивает покрышку, повреждён обод. У Ивана вырывает спицу на заднем колесе, но времени на продолжительные ремонты нет – опоздаем на автобус. В Чарышском грузимся и отправляемся в Барнаул.
Можно сделать некоторые выводы по поводу таких походов. Несомненным плюсом является постоянный калейдоскоп событий. Этому способствует значительные дневные пробеги. Как минус – это отсутствие свободного времени «на слияние с природой» и переосмысление всего происходящего. Бесспорно, на таких мероприятиях повышается техника вождения и умение преодолевать горные перевалы «сходу».

(с) Даниил под чуткой редакцией Предводителя

PS: Чудно отдохнули, я после ещё всю неделю на работе отдыхал… (с) Даниил