Группа из Ставрополя решила обычным летом попасть на обычное море, но необычным способом - пешком через горы по территориии Кавказского заповедника. Нитка маршрута: Ставрополь - Азишский перевал - Лагонакское плато - Белореченский перевал - Черкесский перевал - Бабук-Аул - Солох-Аул - Дагомыс.

4-х дневный поход на море по маршруту Лаго-Наки – Дагомыс

Начнем с того, что не такое уж это дешевое удовольствие – идти на море пешком. Гораздо проще купить билет на поезд, 9 часов пути – и ты на море. Но нет, мы не ищем легких путей. Мы – это ставропольская неопытная группа друзей, которая, не глядя, согласилась пойти на авантюру одного нашего товарища, прочитавшего об этом маршруте в интернете. Он расписал нам в красках все положительные стороны этого путешествия, красоты, которые мы там увидим, ну и самым главным доводом стало то, что далеко не каждый сможет похвастаться пешим походом к морю. Купив ботинки, палатку и спальники, и сделав один пробный поход с ночевкой за месяц до начала путешествия, мы решили, что готовы покорять всё, что угодно. Узнав о нашем намерении, к нам присоединился и один бывалый, который и сделал нитку нашего похода. Сначала мы оплатили газель, которая довезла нас от Ставрополя до Азишского перевала, потом с нас взяли деньги за пребывание в заповеднике (сутки – 100 руб. с человека). Так как мы должны были идти через заповедник 4 дня, то получается 400 руб. с каждого.

Заплатив сразу кучу денег, наше путешествие началось с того, что вылезти из маршрутки никто не захотел – так на улице было холодно. В 6 утра горы – не самое теплое место в мире. Все сразу кинулись натягивать на себя самые теплые вещи, и заваривать горячий кофе, который, к слову сказать, на этом холоде остывал мгновенно. Но, чуть попрыгав, мы все-таки относительно согрелись, и даже оценили красоту восходящего солнца. Нашему взору предстало великолепие красок: и темный лес, и зелень лугов с еще не везде сошедшим снегом, и даже густой белый туман в каком то ущелье, находящемся намного ниже нас. И все это играло на солнечном свету, который только начал пробиваться из-за гор. На этой радостной ноте мы бросились покорять горы.

Лаго-накское плато оказалось еще красивее – такого разнотравья я в жизни не видела. Цветов – просто море – и все разные: и розовые, и белые, и желтые, и даже сиреневые и фиолетовые. Причем еще и разных оттенков. Встречались бабочки – одна красивее другой. Мы встретили там лошадей и стадо коров. Таких ухоженных коров я никогда не видела – у них шерсть просто блестит и кучерявится. Вот что значит пастись на природных лугах. Деревьев на плато нет вообще – зимой выпадает очень много снега и очень холодно, поэтому максимум, что там может вырасти – это низенькие кустарники. Посудите сами – мы шли в самом конце июня, и нам то и дело попадались на пути острова снега. Люди, которые были здесь в мае – сказали, что все плато в то время было покрыто снежным ковром. Причем там гуляет еще и нехилый ветер, так что шапки у нас пользовались популярностью. Но само плато относительно ровное – там присутствуют небольшие подъемы или спуски.

Хотя когда начались холмы, мне это показалось совсем не радостным. Я сбилась со счету, сколько нам пришлось преодолеть холмов, то, спускаясь по ним вниз, то, поднимаясь наверх. Ночлег наш должен был быть у озера Псенодах, и никак иначе. Приходилось все время идти и идти. Когда мы часам к 8 вечера дошли до озера, я уже всех своих спутников просто ненавидела, ноги горели огнем, на улице заметно похолодало, и согреться мне удалось только в спальнике в палатке, и то после стаканчика вина. Зато когда я согрелась, мне стало хорошо. Я смогла оценить все красоты этого озера с плавающими в нем льдинками и островками снега. Самые смелые мыли в этом озере руки, я к их числу, как оказалось, не отношусь.

Перекусив, все разошлись по палаткам спать. А было нас 7 человек взрослых и один ребенок семи лет. И жили мы в трех палатках. Так, безумно уставшая, но сытая и довольная, я уснула со страшными мыслями о том, что таких дней предстоит еще три. Но долго поспать нам не дал… ветер. Тот ветер, о котором я говорила выше, разгулялся настолько, что наша палатка просто ходила ходуном. Было страшно, что ее просто порвет в клочья или ветер унесет вместе с ней и нас. Все мысли о том, а не выйти ли из палатки по неотложным нуждам, вмиг улетучились. К утру ветер все-таки стих, но когда мы проснулись, начала портится погода, тучи закрыли небо, поэтому нам в спешном порядке пришлось сворачиваться, даже не отзавтракав. Сделав пару кадров у озера, начался наш второй день путешествия.

И начался он с довольно крутоватого подъема по снежникам. Мы ползли, как могли, и, конечно, привалы в связи с этим участились. Наконец-то к обеду мы вышли на площадку с шикарным видом. Этого просто не передать словами. Фотоаппараты стали просто плавиться, хотя и они не могли передать весь объем внезапно открывшегося вида с ущельями на переднем плане и кавказскими хребтами в легкой дымке – на заднем. К тому же эта площадка оказалась довольно посещаемой людьми. Мы видели туристов на лошадях. Нашему взору также предстала целая поляна с названиями городов из выложенных камней. Я не представляла, что туда ходят или, по крайней мере, ходили люди из разных мест нашей родины. Многие названия настолько стары, что успели зарасти травой так, что их невозможно было даже прочитать. И О, Ужас! Мы не нашли на этой поляне города Ставрополя! Надо же было это срочно исправить, чем наши мальчики и занялись, пока мы готовили обед. Плотно пообедав, некоторые члены нашей команды, особо сдвинутые на почве гор, приняли решение покорить гору Оштен, у подножия которой мы находились.

Итак, трое из нашей команды отправились на покорение высоких вершин, а оставшиеся, и я в том числе, не спеша, пошли по тропе, при этом фотографируя все подряд. Наконец-то мы смогли в полной мере насладиться природой, ведь нас никто не подгонял. Наш путь лежал в ущелье, где брала свое начало река Белая. По правде говоря, начало – это громко сказано, потому что кроме тонюсеньких водопадиков, никакой речки и не было. Но по ходу нашего движения, на наших глазах водопадики превращались в ручейки, а ручейки – в речку, и перед турбазой нам даже пришлось ее переходить вброд.
Добравшись до турбазы, мы поняли, что там рулят местные, и палатку нам разрешили ставить только в строго определенном месте, что нас не устроило, так как мы хотели по максимуму спрятаться от ветра. К тому же магазинчик, на который мы так рассчитывали, оказался совсем пуст. НИЧЕГО! Все подчистую разгребли до нас голодные туристы, а пополнение провизии происходит только с вертолета, которого там уже ждали как бога. Наши ребята, которые полезли на Оштен, догнали нас примерно через два часа, поэтому у нас было время попить чай и передохнуть. Немного отдохнувшие, мы выдвинулись в путь. Нас ждал Белореченский перевал. Если бы я знала, что будет так страшно, я бы не пошла.

Путь наш лежал по лесной тропе в лесу, которая уходила все выше и выше. Фотоаппараты мы попрятали подальше, поэтому фотографий этих мест нет. Страшно было потому, что чем выше мы поднимались, тем чаще встречались крутые снежники, которые надо было переходить по горизонтали. Поясняю – представьте место схода лавины (нет деревьев, только снег), и это место надо перейти. Такая своеобразная горка – если бы кто-то сорвался, то катился бы до самого подножья горы. Шли след в след. Безо всякой страховки. Сложнее всего было идти первому. Не помню как остальные, но я переходила такие места только на полусогнутых и, вцепившись руками в снег (как будто это меня спасло бы). В такие минуты у меня вся жизнь пробегала перед глазами. Но, слава богу, все обошлось, и никто не сорвался. У моей подруги вообще началась горянка – тошнота и головокружение. Радуясь каждому пройденному снежнику, мы каждый раз думали, что это последний, но всякий раз на пути появлялся новый. Когда мы, в конце концов, преодолели их всех, радоваться ни у кого уже не оставалось сил. Не знаю, на каких остатках сил, но мальчишки развели костер и стали жарить шашлык. К слову сказать, все это время один наш товарищ тащил его в рюкзаке. Чтобы не пропал, мы шашлычок замариновали, а потом заморозили. Итог второго дня – снова сытые и довольные, мы завалились спать. Ветра в этот раз не было, но у нас же не бывает все гладко. На Белореченском перевале нет полян! Мы нашли кое-как относительно ровное место, но у нас же было целых три палатки, поэтому всем ровного места не хватило. Всю ночь мы сползали и со стороны выглядели в своих спальниках как гусеницы, пытавшиеся занять горизонтальное положение.