Места заповедные

Ширяевский овраг Ширяевский овраг
Каменная Чаша Каменная Чаша
Выветренные скалы - столбы Выветренные скалы - столбы
Спуск с козьей тропы Спуск с козьей тропы
Ширяевский овраг Ширяевский овраг
Вид на Волгу Вид на Волгу
Качалка нефти. Качалка нефти.
Обед Обед
Козья тропа Козья тропа
Весь наш путь можно условно поделить на 4 части:
1. Самарская Лука;
2. Усолье - Казань;
3. Казань;
4. Казань- Тольятти.

Наверно есть смысл и рассказывать именно в таком ключе.

Места заповедные. "... Запрещается пасьба скота, косьба травы и копье земли..."

Самарская лукагеографическое название местности, образованной изгибом Волги и Жигулевскими горами. Среди растений и животных, встречающихся здесь, имеются очень редкие или не встречающиеся больше нигде виды — эндемики. Есть растения, сохранившиеся от доледникового периода. А в открытых горных породах можно наблюдать окаменелости и отпечатки древних морских организмов. Самарская Лука с давних времен известна многим путешественникам благодаря Жигулёвским горам, возвышающимся над Волгой. По красоте и великолепию Жигули вполне можно сравнивать с кавказскими горами. Густые лесные массивы чередуются с крутыми каменистыми обрывами, уходящими в воду. В глубине лесов бьют родники с чистейшей водой.

Ниже по течению Волга сливается с рекой Сок. Недалеко от места впадения Сока в Волгу расположен Царёв курган. Высота кургана составляла около 80 м, но из-за разработок камня современный курган стал намного ниже. Там, где Волга делает резкий поворот и сужается, попадая в тиски двух гор — Серной и Тип-Тяв, образуются так называемые Жигулёвские ворота. В этом месте произошло опускание земной коры и горные породы под напором воды были разрушены — Волга нашла более короткий путь к Каспию. Гора Серная — это самая высокая вершина Восточных Жигулей, а гора Тип-Тяв — наиболее высокая среди Сокольих гор.

Красивейшие места! Очень хорошо, что проехали по ней почти 2 дня. Благодаря доброму самаритянину, Мише (Тольятти), который вызвался быть гидом, мы увидели не только широко разрекламированные места, но и потайные заповедные уголки.
Ширяевский овраг и святой источник в Каменной Чаше, самая высокая точка Жигулевский гор - гора Стрельная таки была покорена нами, отличный асфальтовый кусок вдоль Волги до Богатыря, а на второй день - красивый и сложный участок козьей тропы, с обалденным спуском к реке. Как награда - купание в Волге под Жигулевском.
Отдельно стоит упомянуть ночное приключение в виде ширяевских штолен! Шарахание в ночи и ползание по огромным коридорам оставили неизгладимое впечатление...
Второй день закончился переездом через Волгу по ГЭС и видами части Тольятти. Ночевка пришлась на очень популярную часть городских пляжей - Муравьиные острова :)

Off №1 Проезд по Самарской Луке родил один из первых запоминающихся фраз этого похода :) . Увидев вывеску, предупреждающую о заповедности, а именно различных запретах, типа пасьбы скота и т.п... Это слово позволило продолжить в таком же ключе: "... Запрещается пасьба скота, косьба травы и копье земли..." :)
Часть вторая - довольно холмистая...

Паром Тольятти-Усолье Паром Тольятти-Усолье
Стоянка на р.Свияга Стоянка на р.Свияга
Ульяновск. Мемориал Ульяновск. Мемориал
Художественный и краеведческий музеи в одном здании Художественный и краеведческий музеи в одном здании
Церковь в Ундорах Церковь в Ундорах
Усолье - Казань

С утра переправились за 1,5 часа через Волгу и попали в Усолье. Отсюда началось наше плавание по асфальтовым волнам вдоль Волги. Медленные длинные ступенчатые подъемы до 100 м, а потом такие же длинные, но несомненно более приятные спуски.
Бесчисленные поля, луга и меловые холмы дополняли этот довольно однообразный пейзаж.
Жара все эти дни стояла неимоверная, только когда вкручиваешь побыстрее - немного обдувает, ну и на спусках само собой.
Горки, чем ближе к Татарстану, стали выше, хотя группа уже вкатилась хорошо, это было заметно.
На этом отрезке событий было наверно всего 3, но зато каких судьбоносных :)
1. Мы не попали в древний город Болгар. В Тетюшах уже нет пристани, точнее пристань есть, но в ней никто не пристает. Так, спустившись по крутой щебенке вниз, потом пришлось несолоно-нахлебавши ехать обратно.
2. В те же Тетюшах мы попали на национальный праздник - Сабантуй. Прошлая возможность в Башкирии не была нами использована, так теперь праздник сам нашел нас :).
3. В Камском Устье мы случайно встретились с велосипедистами из Казани. Познакомились, обменялись телефонами и договорились о встрече в Казани.
Казанские покатушки

В Казани мы оказались неожиданно, точнее незапланировано рано по графику и довольно поздно по времени суток. Поиски гостиницы и еды привели к тому, что в гостиницу с громким названием "Релакс" мы завалились уже в темноте.
Название содержанию соответствует не вполне :). Наш комфортабельный номер на 8 коек (нас пятеро) был оборудован ванной с душем, который надо держать в руке :) (оказалось, что более дешевый номер не имеет и этого!), а койки... В общем ночлежка ночлежкой :)
Ну да нам было уже все равно. Намылись и спать.

К 11 часам утра команда в количестве 4 (четырех) человек оказалась на площади Свободы, где встретилась с ребятами Казанского велоклуба.
(Юра решил нас покинуть в виду неопределенности планов передвижения группы после Казани, мне так показалось по крайней мере. Жаль, что он пропустил покатушку по Казани...)

Начали с осмотра Казанского Кремля, замечательного памятника старины и религиозного центра. Также захватили часть экскурсии в мечети Кол Шериф.
Следующее место - Раифский монастырь. 30 км от города, потом еще дальше - Свияжск (тот самый остров Буян). Места потрясающе красивые!
По левому берегу обратно

На утро Денис решил уехать автобусом до Оренбурга.
Продолжить путь обратно в сторону Самары осталась самая бесшабашная часть группы в лице Крохи, Андрея и меня.
Отбросив за ненадобностью жесткое планирование, мы автобусом подкинулись до Ульяновска (4 часа).
Нам хотелось проделать обратный путь уже по другому берегу Волги. Единственным препятствием был мост в городе, пересечь который на велосипедах не представлялось возможным.
Положившись на удачу, которая всегда с нами, мы храбро подъехали к началу моста, где нас и остановили.
Нужно ловить машину, иначе нельзя.
Запланировав, что 100 проедут, а 101 остановится, потерпели сокрушительное поражение...
Остановилась ПЕРВАЯ: машинка с открытым кузовом. То, что надо! Погрузили велики в кузов, а сами втиснулись в маленькую кабинку. Шлем очень пригодился в данной ситуации, хорошо держал удары моей головы о потолок, так как пришлось восседать на коленях у Крохи :). На прощание помахав гаишнику ручкой, мы переехали мост :). Даже денег с нас не взяли, есть же добрые люди!

Не долго рассматривая атлас, решили проехать вдоль самого края Волги, так как двигаться по загруженному шоссе Ульяновск-Димитровград не было никакого желания.
Первый ориентир - д.Красный Яр, воды в колонках нет, есть только у запасливых местных жителей. Они же кстати от щедроты души весьма обогатили зеленным разнообразием нашу консервную еду :).
На высоком холме заметили храм и колокольню, явный новострой, но все же чем-то привлек нас. И не зря..
У церквушки встретил нас звонарь, который немного рассказал об истории строительства церкви, а также разрешил подняться на колокольню и даже позвонить в колокола.. Гул в голове потом был непередаваемый :)
Пожелав ему здоровья, поехали дальше.
Песчаная дорога в сосновом лесу, почти как Карелия, дело к вечеру и хотелось найти симпатичное место для ночевки. После пары съездов с дороги мы каждый раз оказывались на высочайшем обрывистом берегу Волги, но с местами как-то туговато. Наконец нам повезло: не доезжая до п. Крестово Городище нашлось отличное место. При заходящем солнце поставили палатки, успев налюбоваться открывшимися видами заката и Волги.
7. В полях... Впереди Димитроград.

Интересным и странным выдался этот день. От Волги продолжили движение по лесной дороге, местами довольно песчаной, которая привела нас к поселку Крестово Городище, скорее это просто садоводство. Судя по карте дальше предстоит петлять по полям. Грунтовка накатанная, едем даже очень быстро, местами до 25 :), что приятно.
Четко расчерченные поля, иногда просто логи-овраги, дорога очень красива, цветет иван-чай и много всякого другого разнотравья.
По карте  скоро поедем вдоль реки, а там и мост с поселков Чувашский и Татарский Калмаюр недалеко.
От Калмаюров кусок дороги вроде был и очевидный в начале, но все же мы малость где-то разошлись не так, хотя других вариантов вроде и видно не было. К тому же Володя пробил колесо, сначала один раз, потом второй... потом третий (!)..Нашли, что кусок корда пробивал камеру. Правда на одной из таких вынужденных стоянок, пока ребята клеились, нашла полянку клубники, сладкой, сладкой, наелись до отвала. Наобум, сравнивая карту и навигатор, стали выбираться на нужную дорогу, пришлось ехать по тех.дороге по полю, по-диагонали, трясло нас немилосердно.. хорошо не очень долго :). А дальше выбрались-таки на нормальную наезженную грунтовку и понеслись снова вперед.
Редко попадающие машины раздували неимоверную пыль, но тут главное держаться с наветренной стороны :). Перед Кипреем четвертый прокол у Володи :) Опять замена камеры, клейки по всем правилам и т.д.
Каких-то 11 км, а сколько впечатлений :)
После п.Кипрей - асфальт, трасса на Димитровград. Холмистый рельеф. Чем ближе к Мулловке, тем уже дорога, обочина щебенчатая. Машины едут часто, грузовики, автобусы прижимают, страшновато даже.
В Мулловке на въезде замечательная столовая, и весьма кстати. Пока мы шатались по полям погода все время угрожала нам дождем, периодически покапывало, но несерьезно. После нашего обеда небольшойдождик все-таки прошел, но мы его переждали.
Дальше дорога имеет крутой подъем, также узкая. Нелегко было. Затем такой же крутой спуск. Перед ним объяснила ребятам, что спускаемся вместе, никаких виляний и обгонов, первый не тормозит и крутит педали всегда! По одному нас просто спихнут с дороги. Дорога предельно узкая, так что в конце спуска перед постом ГАИ фуры просто подтормаживали и ждали, пока мы проедем. Это был самый напряженный участок за весь поход.
Ну и все собственно, въехали в Димитроград, промчали его насквозь, закупились продуктами, и решили отъехать от города, встать на ночевку.
Это оказалось не так просто. Сначала мелкие поселочки-дачи (с водой непросто, колонок не было, попросили набрать воды в одном из домов), потом просто поля, так проехали еще и Лебяжье.
Вечереет заметно, а мы все катим :) Так как вариантов не оказалось подходящих, просто съехали в лесополосу меж двух полей. Лесополоса - два ряда раскидистых берез, между рядами все покрыто опавшей листов, спать было очень мягко :)
7. Снова Тольятти

От Лебяжьего через Александровку и Ташелку въехали снова в Тольятти. Дорога как дорога, жарко и асфальт :)
В этот раз у нас было немного осмотреть город, чем мы и воспользовались :)
Снова созвонились-встретились с Мишей (Mishvel), и договорились вместе прокатиться по окрестностям Тольятти, за что ему огромное еще раз спасибо :)