Ни «вежливость королей» (2 секунды и опаздал бы на ночной поезд), ни интересные утренние рассказы в гостях у Елены в Бийске (снова чуть не опаздал на автобус, даже билет мой уже сдали), ни совершенно пустой ПАЗик до Турочака (могли отменить рейс), ни баснословные суммы турочакских таксистов (до Бийки) ни смогли остановить нас на пути к Цели. На перекладных таки добравшись к вечеру до Бийки, просим помощи в транспорте до оз.Садринского у Александра (Славиного знакомого). Дело это не простое в предпразничной суете, да и не хотят отпускать гостей на ночь глядя, поэтому приходится отсиживать вечер в застолье…
Утром нас забрасывают на 30 км до Садры (дорога пока есть, но лесорубы уже собираются покинуть эти места). Пока добрались до большой избы на озере, было уже поздно идти через перевал (около 14:00). Да и 2 бессонные ночи сказываются. Прогулялся до конца озера – вчерашнюю лыжню альтаировцев на открытом участке практически замело. На озере – вода под снегом на льду.
Полседьмого, как только расцвело, мы уже в пути. Скорость у нас отличается на порядок (Славе всё-таки 61, да и от активного отдыха он далеко не в восторге – «дитя вертолётов, снегоходов». 8 лет он уже живет на Источнике, полностью отказавшись от благ цивилизации.), поэтому решаю не ждать и не мерзнуть, а идти до следующей избы, где организовать чай и обед.
В общем, «перевалив» Садринский (как оказалось, небольшой пригорок) и скатившись к избе в верховьях Албаса, ожидаю Славу, готовлю чай. Вскоре (час-полтора) появляется и он в не лучшем состоянии. Хотя ещё обеденное время, но я понимаю, что сегодня мы уже никуда не идём, хоть и добрались до свежей лыжни…
Полседьмого в путь, а лыжню всю ночь засыпало (отставание в 2 дня). Тепло, и весь упавший с приветствующих деревьев, снег тает на куртке. За три часа скатываюсь до Абакана (12 км по треку) и с досадой обнаруживаю там тонкую корку льда на лыжах (подлип). Изба натоплена, ружьё, бензопила, соболя, пельмени… Видно, что живёт хозяйственный охотник, но видно вышел по делам…
Через час-другой появляется Слава. Ни о каких подвигах и чудах левитации он уже не мечтает: лишь бы как-нибудь добраться до дому… Даю отдышаться ему часок и осторожно спрашиваю о наших дальнейших планах (т.к. по 3 часа в день катания на лыжах меня слабо устраивает). Ура – едем до следующей избы Асканчак (Туштуузук) – это ещё 12 км.
Снег валит не на шутку – такими темпами и завтра мы не найдём даже свою лыжню! Снег пушистый и приходится толкать перед собой кучу, а не тропить. Уже в темноте дохожу до избы. Пытаюсь распалить печь сырыми дровами и найти сушину. Через час-другой появляется Слава. Сегодня мы все мокрые, т.к. температура за бортом около -7С.

На следующее утро, выйдя часов в 10 и отмахав 11 км, я первым делом окунулся в Ключ. Правда, там сидели парни из коммерческой группы, поэтому я не сразу оценил все достоинства этого Онсена. Пока отмокал в Ключе, появился и Слава. Пошёл помогать ему откапывать его избушку и выковыривать дрова из сугробов (дровника нет!). В избе у него было около +13С, отопление от Ключа не засорилось за месяц отсутствия хозяина. Пробили дымовую трубу от снежной пробки и стали бороться с влажностью и отдыхать…
В час ночи (по-хакасски) случайно проснулись и на скорую руку организовали символический, праздничный стол. За компанию пришлось отхлебнуть вискаря. Пошёл расслабляться на часок в Источник…
2-го числа утром коммерсанты свалили, и можно было релаксировать в депривационном срубе хоть круглосуточно. Что я и делал )))
Через 5 дней появилось турьё (3 группы из Нска). Снова настал «кипишь». Приходили в гости к Славе всякие девочки пить чай - уходили с длинной лапшой на ушах )))
Хотелось бы ещё порелаксировать здесь недельку, но есть некоторые трудности в общении со Славой (верней уже нет никакого общения). Да, и других групп назад «в цивилизацию» до февраля что-то не предвидится. Напрашиваюсь в группу Ниижта, идущую обратно через перевал Минор. У них гитара, палатка, 2 девочки, длинные лыжи и неуёмный энтузиазм «по-быстрее выбраться», как видно вещи довольно несовместимые, но как оказалось бодрые ребята!
Выходим 7-го января в 9 утра. Через пару километров Сергей ломает «длинную лыжу» пополам. Никита уже идёт на «длинных лыжах» замотанных пластырем. Лыжню только чуть-чуть присыпало, поэтому идётся бодро. Стоять невозможно – тут же замерзаю (около -25С). Делаем обед, на месте, где осталась палатка. Остаётся час светлого времени. Разогнавшись и проскочив 2 км свороток на избушку на р.Коный, я здорово подставил группу. Впрочем изначальный план был – срезать с имеющейся уже лыжни. Склон, который нужно было пересечь, в темноте кажется крутоватым, поэтому «пятимся» назад параллельно лыжне (где лучше перевалить его в ночи не видно). Народ начинает нервничать, и не дойдя 100 м до избы, даже ищет место под палатку. В натопленной избе охотник принимает нас. Весело проводим вечер за рассказами про медведей.
Рано выходим в Космос. На улице – 30С и мороз покалывает лицо. По охотничьему путику резво режем отрог, который вчера обходили. С Минора катиться страшновато (итак, не умел, а за 2 года вообще разучился стоять на лыжах). Катя меня легко «накатывает», ну и остальной народ не слишком отстаёт. Зябкий обед на р.Байгол и снова ползём в перевалы. Ночуем в палатке, свалив на приток Камги, реку Балану. Ребята мастерски ставят лагерь: Олег – «печник», Сергей с Дмитрием – «на лесоповале», Настя с Катей – колют дрова, ну, а мы с Никитой скромно солим суп… ))
Эх, зимняя романтика – ночёвка в палатке, ночные дежурства, валка леса, «тройники», пуховки…
Дежурю ночью 3 часа - не хочу будить Настю, пусть отсыпается. Вся палатка, дальше 1 м от печки покрыта инеем. Утром завтракаем, быстро сворачиваемся и снова в обжигающий Космос… Конечности мерзнут просто моментально, даже в движении уже не согреваются ((( Интересно узнать температуру, а может быть лучше её не знать… )) Предыдущая бессонная ночь и сегодняшнее «сиденье у камина с глинтвейном» напоминают о себе – движешься практически, как замороженный зомби… На озере Кочимер новенькая крохотная изба и беседка. Лихо катим вниз по р.Бийка. Решаем без обеда рвать когти до села Бийка. Стоять уже просто не возможно – дрожь не помогает )))
Солнечно, морозно, народ в селе скидывает снег с крыш. Быстро нахожу дом Александра, но он в гостях в Майме. Ходим с Дмитрием по селу в тщетных поисках найти машину до Турочака. Водилы все «бухие», либо не хотят ехать в мороз. Александр так и не появляется «в обед». Нас селят в магазин с огромной печкой, которую мы весь вечер обнимаем… )) Разговоры зашли почему-то в сельскохозяйственный сектор, а по мне бы просвятится о физике плазмы, но эта тема похоже запретная, к сожалению… ((
Утром Александр нас вывозит в Чою, остальное - дело техники… В кафе, пока жду свой автобус, знакомлюсь с дамой, возвращающейся из урочища Чарбай, куда давно я хочу заехать в гости ))
Спасибо, вам ребята, что «вывели к людям», в цивилизацию. Вы такие классные!

Хотелось бы ещё развеять мифы об отшельниках, но не буду, т.к. надо отдать должное, всё-таки я «вломился» в их жизненное пространство, а не наоборот… Одно могу сказать, что «не так страшен черт, как его малютка»… ))