Первоуральск - Аркаим через Агаповку
Аркаим

В 80-х годах прошлого века случился небольшой переполох в науке. История, особенно мировая, как известно, нервно относится к находкам, которые могут поставить под сомнение ее представления о развитие человеческой цивилизации. В 1987 году были обнаружены следы неизвестной цивилизации эпохи бронзового века на Урале (!), в Челябинской области. Первый обнаруженный город датировали 2-3 веком д.н.э. (время существования Трои). Первые найденные артефакты, первые геологоразведочные работы подтвердили внушительные уровень развития населения, построившего крепость-город, в последующем названную Аркаим - по названию одной из сопок расположенной поблизости. Это открытия стало палкой в колесо тем, кто до сих пор считал, что в отличие от Европы в Восточной ее части и особенно в Зауралье жили дикие племена полулюдей, лишенные всяких следов техногенности и высокоразвитой культуры. Чтобы увидеть все собственными глазами отправляемся в Аркаим...

Времени у нас не очень много. Хочется многое успеть. Поэтому отправляемся в пятницу ночью, сразу после работы, уставшие, но возбужденные предстоящими переключениями.

0835

Нам предстоит проехать около 600 км. Маршрут Екатеринбург - Челябинск - Южноуральск - Магнитогорск - Агаповка - Аркаим. Смертельно хочется спать. Жрем наркотики. Колем в сердце адреналин.

0839

По сей день Аркаим до конца не изучен. Можно сказать, что изучение его только начинается. Начинается уже больше 20 лет. А пока выдвигается куча гипотез по поводу. Первый вопрос, волнующий исследователей - откуда же все-таки пришли люди основавшие, а потом уничтожившие здесь города 4000 лет назад. С юга? С севера? Если с юга, то это очевидно индо-иранцы, если с севера, то какие-нибудь арийцы или скинхеды. Думаю, увидев все собственными глазам, мы сможем поиметь свою точку зрение на данный вопрос. Но вот, наконец, Челябинск.

0858

Челябинск проезжаем насквозь, там 5 утра, город внутри пустой. Движемся по Свердловскому проспекту - Блюхеру - Уфимскому тракту - Челябинскому тракту в сторону Троицка. Можно объехать город не заезжая в него непосредственно по ЧКАДу, но это дольше.

0860

Следующий город Южноуральск - небольшой городок. По пути попался живописный храм и один гипермаркет сети Молния (местное явление).

0864

Надо сказать, что начиная от Южноуральска климат и перспектива резко меняются с кислой дождливости на приветливое лето, со смешенного леса на живописную степь напоминающую заставку операционной системы Windows.

0872

Дороги ровные, скоростные. ДПСников мы лично не встретили за все 600 км пути. Местное население весьма сумасбродно, творчески ориентировано. Вот, допустим, типичный местный клозет.

0883

0880

0885

Типичные одномоторный пропеллерный самолет. Таким нехитрым способом роллы и суши доставляются до клиента в любую точку области за 15 минут.

0889

Надпись на табличке над девушкой гласит, «Агаповское охотничье хозяйство вход по пропускам». К сожалению, мы не знаем что такое "пропускам" и вообще, наш ковер цветочная поляна, поэтому смело едим по этому самому хозяйству.

0908

Кстати через минут тридцать пути нас попыталось нагнать автовазовское чудо с явным намерение остановить. Мы не поддались на провокацию, утопив педаль акселератора в пол.

0913

Сразу после реки Уй(!) - кстати, сбылась мечта всей моей жизни, я-таки умылся Уем, ну то есть в Уе - так вот, сразу после того как мы переехали Уй...

0923

Есть два известные способа добраться до Аркаима. Первый - через Бреды, второй - через Агаповку. В первом случае мы подъезжаем к заповеднику с востока, во втором - с запада. Мы выбрали третий путь - напрямую через степь по бездорожью, это весьма отразилось не только на финишном цвете автомобили, но и на наших впечатлениях.

0940

0930

И вот, наконец, после изнурительного, долгого, но небезынтересного пути - Аркаим. Собственно Аркаим - огороженная территория возле пос. Александровский представляющая из себя обычную южноураьскую низменность с разбросанными сопками, редкими, прохладными речушками. Въезд на территорию заповедника свободный. Стоянка автомобиля на территории туристического лагеря - 50 руб с машины за день. 150 руб за одну палатку также в пределах туристического лагеря. Можно поселиться в гостиничных коробках за 200 руб в сутки. Либо за 600 руб. в симпатичных домиках на поэтичной вершине холма также на территории лагеря. Мы выбираем - палатку.

1122

Костры можно свободно разжигать. Дрова продаются повсеместно, но лучше брать с собой уголь, чтобы готовить. Хотя можно не готовить - на территории туристического лагеря есть кофе-столовая (комплексный завтрак - 60 руб, обед, ужин - 150), магазин, доступны розетки на 220 вольт в номерах и в свободном доступе на столбах для тех, кто живет в палатках. Наверное, можно привезти свой обогреватель, микроволновку, чайник, холодильник и поставить палатку возле эл.столба, понавтыкав удлинителей и розеток.

0991

На территории заповедника мала концентрации нормальных людей. 90% туристов - это поломники-сектаны, не упускающие возможность хорошенько трахнуть тебе мозг верой, добром, красотой, гармонией, как только ты потеряешь бдительность. Их можно увидеть спочковавшимися на сопках, воспевающими жуткие, холодящие кровь гимны неизвестным богам. Мы не теряем бдительность и начинаем - после вкусного обеда - исследовать территорию.

1099

1091

Итак, здесь около пяти музеев, десяти памятников древности, различные реконструкции, проводятся тематические лекции, экскурсии, обучение ремеслам. Попробуем объять необъятное за полтора дня. Идем к жилищам каменного века.

0967

Каменный век, если верить википедии, предшествовал Бронзовому. Предшествовал, если верить википедии, означает стоял перед, то есть был до. Такие домишки вполне могли быть за тысячи тел до строительства аркаимовских поселений. Внизу - результат 2 граммов волшебства и неординарной фантазии художника-воссоздателя.

0969

Можно заметить, запирались дома надежно с помощью железного замка. Целый день возле лагеря открыты лавочки со всякой экзотерической фигней, няшными украшениями. Недалеко от них притаились казахи, который дадут прокатиться на своих тощих лошаденках (это не эвфемизм!) за 150 руб.

0960

0965

Пока казахи томят своих полудохлых лошаденок под туристами (это не эвфемизм!), мы уходим ко сну, запостись силами для завтра. Очень тепло. Воздух свежий. Небо - облачное, но все эти полтора дня было невероятно для нас, для среднеуральцев тепло. Утром разбудил параплан - еще один аттракцион. Думаю, удовольствие поглядеть на Аркаим с высоты птичьего полета стоит около 2000 тыс. Варим кофе и после завтрака продолжаем исследовать территорию.

1005

Музей природы и человека. О крае всего по чуть-чуть. Экспонатов очень мало, в основном не относящиеся к находкам бронзового века.

1010

1023

Смотрителя музея мы не нашли, зато нашли это.

1016

Внизу на первом этаже музея можно купить все репродукции любых музейных экспонатов. Даже саму крепость.

1019

Далее движемся к так называемой казачьей усадьбе (дому зажиточного казака, раскулаченному после 1917) и мельнице, привезенной, не спиздеть, из самого Парижа(!).

1014

И вдруг мы замираем от ужаса. Этому нет объяснения. Посредине поля - лес, а точнее куст рук.

1030

1034

1037

Бежим от этой ереси со всех ног в казачью усадьбу.

1040

1041

Обратите внимание над кроватью - антресоли. На самом деле там не лыжи, пусты банки, елочные игрушки лежали, а спали дети. Детям не полагалась своя отдельная комната, так же как и старикам, которых хранили на печке. Здорово, сколько можно свободной площади очистить, если переселить ребенка из его комнаты на антресоли или в кладовку. Я бы мог сделать из детской кабинет или библиотеку. Нужно будет потом проконсультироваться в органах ювенальной юстиции по этому вопросу.

1045

Мельница перевезена из поселка Париж и воссоздана в парке. Во внутрь попасть можно, но не рекомендуется, так как сама она кишит голубями, а также продуктами их жизнедеятельность. К слову сказать, именно за счет последнего эта ветхая постройка не рассыпается.

1058

1060

Идем на уроки гончарного искусства. На скорости 100 руб. в час вас научат лепить горшки и обмажут с ног до головы глиной.

1076

1073

Иногда получается что-то вроде такого.

1083

1077

Можно просто устроить созидательный отдых или поплескаться в местных речках среди лотосов.

1089

1093

После четырех опозданий на экскурсию до города-крепости, мы решили отправиться туда самостоятельно. Внимание: табличку «Вход на территорию без сопровождения экскурсовода запрещено» можно смело игнорировать. Если догонят, возьмут штраф 500 руб. Но наверняка, не догонят. Мы встретили по пути экскурсию, на которую опоздали, присоединились к ней.

1100

Итак, возвращаемся к главной цели нашего путешествия к городу Аркаим. Собственно для чего люди едут в это место?
Чтобы увидеть древнейший город в мире (!), город времен Трои (!!). Итак внимание - город Аркаим!!!

1001

Город Аркаим - восточная сторона!!!

1103

Город Аркаим - западная сторона!!!

1105

Собственно вот и все, что мы знаем об Аркаиме. Ну а пока мы рассматриваем южнауральскую степь под названием Аркаим, наш экскурсовод взывает к нашему воображению, чтобы мы чувствовали себя не настолько обманутыми, насколько сейчас себя ощущаем.

1108

Эти бревенчатые нагромождения - тоже реконструкция, то есть те же 2 грамма свободы и неудержимая фантазия художника.

1114

1115

По официальной версии поселенцы с юга (Индия, Пакистан) пришли сюда 4000 лет назад. Обосновали несколько десятков городов отнесенных друг от друга на расстояние 50 км. Наладили свое металлургическое производство. А потом ушли предав свои деревянные форты огню. Жили люди в крепости. Комнаты внутри города оборудованы по типу казарменных помещений с двухуровневыми нарами в жилой части. Колодец с печью - в нежилой части. Собственно город Аркаим - элементарная крепость, которые ставили повсеместно. Два кольца оборонительных рвов с бойницами, центральная площадь, маленькие улочки-лабиринты, водяной ров вокруг форта. Ориентация по сторонам света не такая уж редкость у строителей времен язычества. Собственно крепость как крепость. Но все-таки крепость, а не город.
Однозначного мнения по поводу загадки Аркаима у меня не сложилось. С одной стороны, здесь явно были рабочие поселения с животноводческо-металлургическим укладом. Форты готовили к активной обороне, значит существовали некие набеги со стороны врагов, значит, были и иные формы взаимодействия с соседними племенами, то есть торговля. Что могли дать аркаимцы - только металл. Но для чего? На что они могли его менять? На спокойную жизнь? Ушли они, кажется, обратно откуда пришли, не добившись своей цели, если таковая у них была. Унеся с собой все секреты своей цивилизации. Возможно, только у местного населения есть ответы, если внимательно всматриваться в их глаза, возникает ощущения, что они что-то такое знаю про Аркаим и ни за что, никогда не скажут.