Несложный пеший поход по Ловозерским тундрам,предпринятый группой туристов из Липецка
Ловозерский ГОК-пер.Эльморайок-оз.Сейдозеро-р.Мурнуай-г.Сенгисчорр-р.Тавайок-г.Сенгисйок-оз.Сенгисъявр-г.Ангвундасчорр-р.Чинглусуай-оз.Сейдозеро-р.Чивруай-р.Бухта-г.Нинчурт-оз.Райавр-пер.Чивруай-ладв-оз.Сейдозеро-пер.Эльморайок-Ловозерский ГОК-пос.Ревда

4.09.13 День первый

Рядом с первой стоянкой Рядом с первой стоянкой
Скала Куйвы Скала Куйвы
Эльморайок Эльморайок
В 9.20 выгружаемся из поезда в Оленегорске и на подвернувшемся микроавтобусе отправляемся в сторону рудника Карнасурта.Водитель удивляется,что кто-то еще в сентябре ходит в горы,а потом начинает рассказывать о превратностях нелегкой жизни на севере.
     На проходной рудника нас записывают в тетрадь,спрашивают о дате нашего возвращения,на чём весь интерес сотрудников ГОКа к нам пропадает.На территориии рудника пустынно и уныло,видимо дела идут не очень.
   Перевал проходим быстро,подъем и спуск несложные,далее по хорошей размеченной тропе спускаемся к Сейдозеру.Непривычно хорошая для Кольского полуострова погода добавляет хорошего настроения.По пути попадаются живописные ручейки.В зарослях березняка много грибов-добавка к ужину обеспечена.
   Лагерь разбиваем на берегу маленького озерца,соединённого протокой с Сейдозером.Вечером на чашку чая заходит парень с соседней стоянки,он приехал сюда из Белоруссии ещё в середине лета,по его выражению-на пару деньков,да так здесь и остался.В ходе разговора выясняется не очень хорошая для нас новость:мост через реку Сергевань,по которому мы планировали выходить в Ловозеро разобран,так что маршрут прийдется корректировать.
   Уже в сумерках иду фотографировать окрестности.
5.09.13 День второй

Водопад на Мурнуае Водопад на Мурнуае
Второй лагерь Второй лагерь
  В дорогу трогаемся довольно поздно,а путь неблизкий,в планах подняться по долине ручья Мурнуай на Сенгисчорр,а затем спуститься к озеру Сенгисъявр.
 Проходим через небольшое болотце,переходим Эльморайок по шаткому мосту.По мере движения тропа сужается и становится почти незаметной,а по мере подьема пропадает вовсе,теряясь в зарослях кривых берёзок и густом подлеске.Некоторое время тратим на её поиск по навигатору,изредка находим следы человеческого присутствия в виде кострища и вытоптанных участков.Видимо ходят здесь не часто.Поднимаемся по склону выше зоны леса и идем по курумнику,скорость движения падает до предела.К обеду понимаем что заданного темпа выдержать не удастся так что решаем особо не спешить.Часто спускаюсь к ручью пофотографировать перекаты.
    Вечером выходим к каскаду водопадов в километре от истоков Мурнуая,разбиваем лагерь.С плато в ущелье дует ураганный ветер,палатку располагаем у подходящей скалы.
     После ужина иду фотографировать водопады,обращаю внимание на облака необычной формы.
     Ночью сплю очень плохо,ветер ревет как реактивный самолёт,палатка раскачивается и хлопает тентом.Завидую своим попутчикам-храпят на славу.Временами забываюсь,потом вновь просыпаюсь.Снятся кашмары про сорванную и унесенную ветром палатку,вскакиваю-все нормально,вновь не надолго засыпаю.

6.09.13 День третий

Рассвет Рассвет
Сейд Сейд
Сегисчорр Сегисчорр
  Просыпаюсь очень рано,ещё до рассвета,проверяю первым делом палатку-всё в порядке,повреждений нет.Иду в примеченное еще с вечера местечко.Рассвет оправдал ожидания- выдался потрясающим.Нахожу то,что проглядел в сумерках-камень поставленный на три более мелких-похоже на сейд.Интересно,старый или это творчество собратьев-туристов?
   Еще раз спускаюсь к водопадам-освещение просто волшебное,правда ветер с вечера только усилился и чуть не валит с ног,штативом воспользоваться не удается,фотографирую с рук со стабилизатором,прижавшись к скале.
   Выходим,без особых проблем поднимаемся на плато,там-полное безветрие.Оглядываюсь назад,над долиной Мурнуая облака буквально кипят.Видимо место такое,создаётся эффект аэродинамической трубы.
   Идем к вершине Сенгисчорр.По плато проходит вездеходная дорога,вдоль неё встречаются кучи мусора:обломки досок,посеревшие от времени деревянные ящики,какие-то бревна.
   На вершине есть сотовая связь,отзваниваемся домой,устраиваемся поудобнее,перекусываем,смотрим вниз на Умбозеро.
   Ишем обозначенный на карте спуск к Сенгисъявру.Склон оказывается далеко не из лучших,у одного из моих спутников всплывают старые проблемы с коленями.Решаем Сегисъявр отложить на следующий день и по руслу пересохшего ручья спускаемся к реке Тавайок.Стоянку организуем в лесу близ старой заросшей грунтовки.
   Вечером прогуливаюсь по лесу,обдумываю дальнейшие планы-мы сильно выбиваемся из графика,видимо прийдется сокращать маршрут.
7.09.13 День четвертый

Вид на Хибины Вид на Хибины
Лагерь ночью Лагерь ночью
Непогода Непогода
Облака над Сенгисъявром Облака над Сенгисъявром
Утром небо заволокло низкими тучами.Выходим рано,следуем по грунтовой дороге вдоль р.Тавайок в сторону Умбозера,а за тем начинаем подниматься на гору Сенгисъйок.По мере подьема останавливаемся пофотографировать открывающиеся виды Хибин и Умбозера.Погода продолжает портиться,с запада ветер несёт черные тучи,начинает накрапывать мелкий дождь.Что-же,с погодой нам пока до неприличия везло.
   Дождь усиливается,нас накрывает облако,видимость падает до 20 метров.Пройдя еще немного останавливаемся на перекус.За время стоянки ветер рвет тучи на куски и уносит на восток.Дождь прекрашается,в просветы между туч проглядывает голубое небо.
   К Сенгисъявру выходим рано,проводим ревизию продовольствия:из-за обилия грибов образуются излишки,решаем приготовить полноценный обед.
  Вечером иду фотографировать окрестности в лучах заката,в очередной раз везет с освещением.
   Ночью ветер снова, как и на Мурнуае пытается сдуть нашу палатку,но на этот раз засыпаю спокойно,тест на ветроустойчивость пройден,всё будет в порядке.
8.09.13 День пятый

Рассвет над оз.Сенгисъявр Рассвет над оз.Сенгисъявр
Лагерь в  долине Чинглусуай Лагерь в долине Чинглусуай
Неверный путь Неверный путь
Утро встречает незабываемой картиной:за ночь ветер почти стих,над озером медленно проплывают багровые облака.
   Завтракаем,затем начинаем подъем на Агвундасчорр.На вершине останавливаемся близ останцов выпить чаю,попутчики в слух мечтают о обещаной мной дневке на Сейдозере.Затем выдвигаемся к истокам р.Чинглусуай.Вот здесь я допустил ошибку...
   В книге "Туристские путешествия по Кольскому полуострову" написано:"Чинглусуай имеет два истока. Правый начинается водопадом из снежников цирка. Подъем по нему труден и не имеет смысла."К нему-то мы и вышли.Затратив немалое время на спуск полюбовались многометровым обрывом и водопадом,развернулись и направились на север,к другому истоку,спустившись уже в полном соответствии с предложенным в книге описанием.Обещаная днёвка откладывалась еще на один день.
  Лагерем стали у небольшого озерца близ слияния двух истоков реки.Неподалеку на камнях обнаружили пакет,содержавший несколько изрядно проржавевших баллонов с газом и сломаною горелку.Особого значения находке не придали-по видимому кто-то не нашел заброску.

9.09.13 День шестой

Рассвет в ущелье Чинглусуай Рассвет в ущелье Чинглусуай
Находка Находка
Вечер Вечер
Новый день как водится встречает отличным рассветом.Рано встаем и выдвигаемся реке Эльморайок.По началу хорошая тропа теряется в поросшем березовым криволесьем курумнике-уже знакомая по долине Мурнуая ситуация.Движемся по границе леса.Михаил,по дороге собиравший грибы, обнаруживает растянутую на камнях майку,а под ней записку от отставшего от группы и заблудившегося туриста.Из текста понятно,что он собирался выйти на плато Ангвундасчорр,к сотовой связи,а так же место,где оставил вещи-по видимому найденные нами газовые баллоны.Записка датируется августом.Надеюсь,что с парнем всё в порядке.
   Проходим место впадения Чиглусуая в Эльморайок,сверху замечаем тропу по которой спускались к Сейдозеру в первый день пути,выходим к месту первой стоянки,ставим лагерь.
Вновь встречаем уже знакомого нам Рому из Белоруссии,дарим ему пачку киселя.Вспоминаем,что за последние пять дней людей мы так и не встретили.Вечером иду фотографировать.
10.9.13 День седьмой

Сейдозеро утром Сейдозеро утром
Утро Утро
Истукан Истукан
Днёвка.Просыпаюсь рано,попутчиков не бужу,отправляюсь налегке прогульнуться по северному берегу сейдозера,штиль полный.Возвращаюсь в лагерь,готовлю завтрак.Затем иду на Эльморайок,смыть с себя пот.На обратном пути встречаю егерей,они по утрам объезжают акваторию озера на лодке.Здороваемся.Меня спрашивают информацию о нашей группе,записывают данные в журнал.
   Ближе к обеду с Михаилом совершаем вылазку по северному берегу до р.Куклухтюнуай,где-то в лесу находим творение туристов-идола,вырубленного из бревна.На обратном пути собираем грибы к обеду и ужину.
11.9.13 День восьмой

Рябина на берегу Рябина на берегу
Лесная тропа Лесная тропа
У избы У избы
 Утром после завтрака выдвигаемся к чивруайской избе.Минуем небольшое болото,по завалам переходим Уэлькуай и оказываемся на южном берегу Сейды.Тропа здесь шире,чем на севере,порой подбирается вплотную к берегу,по дороге попадается много оборудованных стоянок.Чисто.Обязательных для подобных мест куч мусора почти нет.В августе здесь убирали добровольцы,да и егеря заказника за порядком следят.
   Переходим по мосту Сейдуай,останавливаемся на перекус.Во второй половине дня приходим к избе.Внутри убрано,в тетради на столе призыв соблюдать чистоту.Записей от туристов мало-старый журнал недавно заменили.Оставляем рюкзаки и налегке отправляемся в короткую радиалку к скалам выше по течению реки.Почти не фотографирую-неудачный контровой свет.Присматриваю точки для съёмки на будующее.
  Время ужина,в меню снова грибы.
12.9.13 День девятый

Лес в долине Лес в долине
Обед Обед

Ночью начался дождь и продолжался всё утро,на камнях довольно скользко,с продвижением на Нинчурт и Райавр решаем повременить.Объявляю днёвку.После завтрака с Михаилом вновь отправляемся к скалам.На этот раз фотографии выходят удачнее,через некоторое время небо начинает проясняться,скалы эфектно подсвечиваются солнчем через прорывы в облаках.На обратном пути снова собираем грибы.

13.09.13 День десятый

Райавр Райавр
Краски тундры Краски тундры
На Нинчурт На Нинчурт
В пути В пути

Рано утром отправляемся в радиалку.Вдоль берега Сейдозера доходим до залива Церчецаб,идем к р.Бухта.Тропа хорошо заметна,видно,что место популярно у туристов.Вдоль ручья поднимаемся на Нинчурт,подьем хороший,легкий.Чуть недоходя до конца ущелья сворачиваем левее и выходим к вершине.В верхах заметно холоднее,чем у озера,дует ветер.Перекусываем недалеко от триангуляционного знака и отправляемся к вершине Энгпорр,откуда затем спускаемся к озеру Райавр.Жаль,поджимает время,На берегу останавливаемся лишь для очередного перекуса.Возвращаемся так-же,через Энгпорр,подъем здесь более пологий,чем со стороны Страшемпахк.Затем следуем на перевал Чивруай-ладв.К избе выходим по тропе вдоль ручья уже в сумерках.Надеялся увидеть закат над скалами,но ветер нагнал облаков.Ужинаем уже в темноте,при свете фонарей.

14.09.13 День одиннадцатый

Остров Остров
Последний вечер Последний вечер
Начинаем путь домой.Уже знакомой дорогой вдоль южного берега проходим до моста через Эльморайок,устраиваем перекус с видом на Сейдозеро,а затем поднимаемся к границе заказника.Чем ближе цивилизация-тем больше мусора,по дороге начинают попадаться груды консервных банок и пластиковых бутылок из под пива.От подобного зрелища становится грусно.Ставим лагерь на одной из таких стоянок,собираем в отдельный мешок всё,что сможем унести.Выходной день,и мимо нас постоянно проходят небольшие группы туристов,как правило с легкими рюкзаками.Видимо местные жители спешат провести последние теплые деньки на природе.
Ночью ветер доносит откуда-то всплески бурного веселья.Ностальгируем по безлюдью в горах.

15.09.13 День двенадцатый

Взгляд с перевала Взгляд с перевала

Утром пьём чай,пакуем рюкзаки и отправляемся через перевал к руднику.Делаю финальный кадр.На проходной ГОКа вновь отмечаемся в журнале-"выбыли",отзваниваемся в МЧС и пешком топаем в Ревду.Останавливаемся в небольшой гостиннице приводим себя в порядок,выбрасываем свой и чужой мусор в контейнер и отправляемся погулять по посёлку.Музей посетить не удалось:воскресенье-выходной день.Утром следующего дня отправляемся на  попутке в Оленегорск,к поезду.