Представить Крым, а тем более поход по Крыму без ночевок в лесах, без пьянящего аромата трав крымских гор трудно. И, на первый взгляд, невозможно. А если другого выхода нет? Если леса закрыты, а по плато курсируют рейды милиции в поисках нарушающих запрет посещения горно-лесной зоны туристов? Вот тут и вспоминаешь о тех местах, которые хотел посмотреть, но которые всегда оказывались в стороне от маршрутов. Вспоминаешь о Юго-Восточном Крыму, где леса исчезли еще много веков назад, а пейзаж - это голубые холмы Коктебеля. О вертикальных, как срезанных ножом обрывах куэст, о дорогах вдоль моря, о Лисьей бухте и Меганоме. Так может самое время отправиться в другой, не совсем привычный велотуристу Крым?

День первый, 20 км

Панорама с горы Узун-Сырт Панорама с горы Узун-Сырт
Узун-Сырт Узун-Сырт
11:00-12:00 - сбор участников велопохода на привокзальной площади под памятником В.И. Ленину. Случайность, но вождь мирового пролетариата протянутой рукой указывает как раз в сторону крымских гор . Затем - упаковка вещей и настройка велосипедов на территории расположенного рядом велопроката "Фео". 13:00 - продолжение сбора участников и, наконец, запоздавший почти на 2 часа выезд.

Поездка по исторической части Феодосии (и одновременно возможность привыкнуть к велосипедам) сокращается до 40 минут: по извилистым улочкам частного сектора мы медленно поднимаемся к вершине Тепе-Оба, к великолепной панораме Двуякорной бухты, к местам съемок к/ф "9 рота".

На спуске с г. Мадам Бродская одна из участниц падает: ушиб колена. К сожалению, для велопохода нужна не только физическая подготовка, но и техника езды: между велотренажером и велосипедом разница есть и немалая. Будет лучше, если вы просто возьмете велосипед на выходные и покатаетесь по паркам, за город или на работу.

В итоге мы выбиваемся из графика, местом ночевки становится палаточный лагерь летчиков, планеристов и парапланеристов на вершине хребта Узун-Сырт. Сильный ветер едва не сносит палатки, но все это восполняет неповторимая панорама вечернего Карадага, вид на Коктебель и Бараколь, а парящие в небе парапланы, стоящие рядом самолеты и дельтапланы создают неповторимое ощущение свободы. И уже не случайным кажется название кафе: "Джонатан Ливенгстон". Здесь "Чайка" Р.Баха - уже не совсем сказка.

День второй, 20 км

монастырь Суб-Хач монастырь Суб-Хач
Медрессе (Старый Крым) Медрессе (Старый Крым)
Ровная дорога ведет нас по вершине Узун-Сырта к смотровой беседке с красивым названием "Звездопад воспоминаний". Когда смотришь отсюда на Узун-Сырт становится понятен перевод названия хребта - "Длинная спина". Здесь родилась легенда о М.Волошине и парящей шляпе, здесь на камнях можно найти автографы 20-х годов прошлого века, оставленные первыми советскими летчиками-испытателями.

Дальше наш путь идет в Старый Крым. Набег на одичавший виноградник - первый признак того, что пришло время обеда. Перекус в каштановой аллее и мы снова готовы ехать навстречу впечатлениям. Медресе и мечеть хана Узбека, затем - армянский монастырь XVв. Суб-Хач. Недолгая экскурсия по монастырю, восполнение запасов воды и спуск вниз. На поляне в окружении леса, с видом на Старый Крым и г. Агармыш мы останавливаемся на ночлег.

День третий, 40 км

Бор-Кая Бор-Кая
Ужин при свечах Ужин при свечах
Чем дальше маршрут отходит от первоначального плана, тем, как ни странно, он начинает нравиться мне все больше. Выехав на Симферопольское шоссе мы движемся в Грушевку. Отъехав несколько км от Старого Крыма сворачиваем на малоприметную дорогу, ведущую на карьер и дальше - в Грушевку. Здесь почти нет машин, лес подступает совсем близко. Внизу виднеется русло реки и живописные полянки. Эта дорога проходит в обход гор и к Грушевке ведет почти постоянный спуск. На песчаном пляже водохранилища обед домашним творогом со сметаной, купание и отдых.

Через магазин "Солнечной долины" мы едем в направлении г. Бор-Кая - самой восточной из крымских куэст. С целью сократить расстояние сворачиваем на грунтовку, которая приводит... на капустное поле и превращается в узкую тропинку. Недолгая прогулка пешком, две переправы через канавы для орошения и мы снова на грунтовке, ведущей в Курское. От Курского к Бор-Кае ведет асфальт.

В дальнейшем сокращать таким способом не стоит, лучше объехать Бор-Каю со стороны с. Долинное и выехать в Курское. Под первым скальный обрывом можно переправиться через р. Мокрый Индол и, оставив велосипеды, пешком прогуляться к пещерной церкви.

Или... На вершину Бор-Каи ведет накатанная грунтовка. Дойдя до границы участков (бело-зеленый столб) дорога заходит в лес и превращается в пешеходную тропу. Дальнейший путь велосипедом становится затруднителен. Примерно на середине Бор-Каи в седловине тропа снова на некоторое время переходит в дорогу: здесь стоит свернуть и спуститься в Долинное, т.к. дальше, петляя вдоль обрыва подъезжаешь к экстремальному (порядка 40 градусов по осыпи!) спуску.

О том, что вы спустились именно в с. Долинное можно либо догадаться, либо спросить у местных жителей: указатели на въезде и выезде из села полностью закрашены белой краской

Самый простой вариант - проехать под Бор-каей по грунтовке, начинающейся через 1,2 км после поворота на Холодовку. Свернете раньше - попадете на капустное поле. Эта дорога позволяет подъехать почти к пещерной церкви. После пешеходной прогулки и осмотра - немного возвращаетесь назад, к мосту через р. Мокрый Индол. Дальше - в Курское.

Для того, что бы подъехать к склону Бор-Каи переправляемся через р. Мокрый Индол. Прячем велосипеды в лесу и по пешеходной тропинке отправляемся к пещерной церкви, предположительно позднего средневековья. Как оказывается на месте - церковь пытаются "привести в порядок" несколько человек, тележками вывозя многовековой культурный слой изнутри и отсыпая им склон. Археологам там делать больше нечего и больше, чем известно о церкви сейчас - а известно немного - узнать не удастся. Рельефы не вписывающиеся в каноны православия сбиты, а монеты и другие артефакты стали небольшой платой за труд "во славу Божию" работникам орудующим лопатой и киркой по наследию веков. Выслушав увлекательный рассказ об истории пещерной церкви от одного из архе-, точнее, геологов возвращаемся назад. Жаль, но не менее 90% услышанного - лишь домыслы и вымыслы...

От Курского по живописной грунтовой дороге отправляемся в с. Тополевка, где нас ждет дегустация меда с чаем из горных трав. Небольшой отдых и на закате мы уезжаем на ночевку - на берег Мокрого Индола чуть ниже стоянки Ак-Су. Густой лес, за ветвями деревьев не видно даже звезд, совсем рядышком журчит речка, а на походном столе горят свечи, стоит вино, на костре готовится ужин.

День четвертый, 50 км

Покинув место стоянки мы уже асфальтом возвращаемся в Грушевку, чтобы начать один из самых сложных участков нашего пути - перевал через главную гряду крымских гор к Судаку. Через 6 км подъем сменяется затяжным спуском с серпантином.

К обеду мы подъезжаем к Судаку. Осмотр города и крепости приходится опустить: на это нужно около 2,5-3 ч., которых у нас нет. На автокемпинге Меганом - купание в море и перекус. А дальше - путь к Прибрежному, где, как оказалось, не так просто найти место для лагеря: Установка палаток и разведение костров на пляже запрещено, для этого выделен отдельный загон - огороженный рабицей, открытый для ветров и обзора гуляющего по набережной народа участок с вытоптанной травой и пылью. За рабицей - одинокие палатки и туристы, больше напоминающие животных в вольерах зоопарков. Извращенная свобода и окультуренный таким способом туризм оставляют лишь неприятный осадок. Но не все так плохо! С другой стороны поселка расположена заброшенная турбаза с диким пляжем, закрытая от ветра и еще не сильно обжитая "дикарями".

Ужин на крыльце пустого деревянного домика, скрип фонаря на ветру и дождь.

День пятый, 25 км

Подъем из Лисьей бухты Подъем из Лисьей бухты
Утро, как и стоило ожидать после 50-ти километрового переезда, ранним не было. Несколько раз на костре грелся чай, медленно доедался завтрак. Заброшенная турбаза с даже невыбитыми стеклами и кроватями в домиках, которую мы покинули около полудня, оказалась только началом путешествия по своеобразным, а местами - странным местам этой части Крыма. Построенные в восточном стиле декорации киногородка, и уже, скорее абсурдная, атмосфера Лисьей бухты: камни расписаны орнаментами, а люди... просты как дети и чистоплотны как поросята. Лисью бухту иногда называют Письей бухтой. И не случайно. Люди в одежде здесь встречаются реже чем без.

Ехать здесь невозможно: сперва велосипеды даже пришлось перетаскивать по кромке размытого берега, а дальше - волочь по рыхлому песку. Этот участок тянется примерно 1,5 км. и все это время не покидает ощущение, что это все не реально. Здесь театр абсурда - это образ жизни и мы здесь не меньшая диковинка, чем жители Лиски для нас.

Бухта завершается нагромождением кафешек. За ними - резкий, но не долгий, подъем, большую часть которого приходится идти пешком. За ним - не менее резкий спуск по грунтовому серпантину. Внимание! Здесь ездят машины. Так что разгоняться и входить в повороты по внешнему радиусу не стоит. Это чревато ДТП.

Грунтовка переходит в бетонкку и выходит на трассу Курортное - Щебетовка. За Щебетовкой, где мы отдыхаем и устраиваем перекус, начинается подъем на последний в этот день перевал. Справа - скалы Карадага, а попутный ветер позволяет не только ехать вверх, но и любоваться пейзажем. Впереди нас ждет Коктебель. Учитывая большую вероятность дождя и сильный ветер мы останавливаемся на турбазе Коктебелика. Душ и ужин за сервированным столом, а затем - прогулка по ночному Коктебелю. Если вы думаете, что это красиво - то вы ошибаетесь. Грязь и перекрикивающие друг друга бары, кафе, дискотеки. Ночной Коктебель красив издали, например, с причала...

День шестой, 25 км

Путь в Феодосию и легкое недоумение от того, что 5 дней похода уже позади

PS:
То, что группа состояла только из девушек перед началом похода вызывало некоторое беспокойство: для многих инструкторов такой состав был самым страшным воспоминанием. Наверное, им просто не повезло! Или же наш состав был тем исключением, которое подтверждает правило . Если у участниц этого похода впечатления остались такие же положительные, как у меня - буду рад встрече на более сложных и интересных маршрутах. Только нужно будет немного потренироваться ездить в горки и с горок