Часть вторая. Лофотены
16 июля 2013 года. Вторник. Шестой день.
Встали в 630. Попили кофе, и пошли через территорию кемпинга прогуляться к морю. Там на побережье, оказалось, из какой-то выброшенной штормом посудины сделали ветровую арфу. По посудине натянуты струны, и при сильном ветре она поет.
Вернулись в лагерь, позавтракали и долго, не канонически собирались. Решили попробовать проехать дорогой вдоль моря и вернуться снова к парому, чтобы повторить вчерашний путь по Е10 – где мы вчера проскочили без остановки. Дорога там красивая. Погода, правда, не балует: дождя нет, но горы все затянуты.
В 9 часов выезжаем из кемпинга, пытаемся ткнуться на береговую дорогу, но – нас останавливают очень вежливые дорожные рабочие, которые объясняют, что эта дорога закрыта на ремонт. Ну, нет, так нет. Возвращаемся к Е10 тем же путем, что приехали вчера.
В 10 часов подъезжаем к обзорной точке на Е10 и около получаса лазаем и фотографируем. Красиво, но было бы намного лучше, если бы не низкая облачность.
Виды со смотровой площадки на Е10.
Виды со смотровой площадки на Е10.
В 11 часов мы в административном центре Лофотенских островов – городе Сволваре.
Вообще-то у нас запланирована вылазка к скале «Зуб дракона», но что-то лезть туда сегодня неохота. 2 часа болтаемся по городу, порту, сувенирным магазинам.
Порт в Сволваре
Решаем, что на «Зуб» сегодня не полезем – настроения нет, да и погода очень неустойчивая. Съездим лучше вокруг острова Гимсёя. Он у нас в планах был.
В 13 часов выезжаем из Сволвара.
По дороге останавливаемся фотографировать и просто приходим в восторг от этих мест
После моста на о. Гимсёя, сворачиваем направо – на 861-ю дорогу, идущую по восточной стороне острова.
Примерно к 14 часам доезжаем почти до северной оконечности острова и вместо скалистых берегов видим чудесный песчаный пляж. Гуляем по пляжу. Купаться не решились по причине сильного холодного ветра (пока разденешься – промерзнуть успеешь), но ногами по воде походили. Водичка хорошая – освежающая.
Пляж на острове Гимсёя
На этом острове, кроме всего прочего, расположена, как пишут, самая северная площадка для игры в гольф. Мы на это место глянули издалека, но решили туда не ездить – все равно мы в гольф не играем.
Проехав по 862-й дороге, мы перебрались на 861-ю дорогу, и, обогнув остров с западной стороны, вернулись на Е10.
Решили, что на сегодня хватит – начинает накапливаться усталость от обилия впечатлений и пора сделать хотя бы подобие полу-дневки.
Примерно в 1530 на трассе Е10 находим кемпинг Lofoten Turistsenter, расположенный недалеко от довольно большого озера, Steirapollen и, выяснив, что у них есть свободный домик, решаем денек отдохнуть от постановки лагеря. Заселяемся в домик и радуемся благам цивилизации.
Стоимость домика на два – три человека – 650 NOK. Прихожая, гостиная, кухня, спальня, санузел.
Проехали всего 105 км.
Маршрут 16 июля.
17 июля 2013 года. Среда. Седьмой день.
Выехали из кемпинга в 9 утра. Едем обратно в Сволвар – надо же все-таки залезть к «Зубу Дракона».
По дороге – опять останавливаемся и фотографируем всякие красивые места
В 1020, благодаря точным координатам начало тропы на Зуб, которые были найдены в отчете votez , за что ему огромное спасибо, мы выходим к Зубу. На площадке стоит полно машин и собирается несколько групп, обвешенные веревками и крючьями – скалолазы – они полезут на сам «Зуб дракона». Они полезут, а мы на них посмотрим от основания Зуба.
Должна еще раз сказать, что, если бы не точные координаты (с нашим «знанием» английского и полным незнанием норвежского языка), мы бы этот выход на тропу весь день проискали бы.
Поэтому, чтобы не искать в чужом отчете, повторю координаты из отчета: (Lat 68.244339 Long 14.577831, в более правильной системе 68°14'39.75"N 14°34'40.92"E, справа от автостоянки (там какая-то школа). Тропки две и надо выбрать ту, что идет сразу резко вверх.. Добавляю: и приводит на лоб, вдоль которого натянута цепь для подъема). Если кому-то нужно более точное описание подъема, то можно почерпнуть его из отчета votez, хотя там более-менее все очевидно.
Тропа начинается с подъема по довольно крутому каменному лбу, но на нем навешена железная цепь, цепляясь за которую, легко проходишь этот подъем. Дальше тропа – то довольно крутая, то вполне себе пологая. Зато виды открываются – просто великолепные. Опять же по описанию votez , доходим до развилки у большого камня и идем по правой тропе, которая ведет к Зубу. Левая тропа – к Чертовому мосту, туда мы решили не ходить. Хватит нам для первого выхода по горным тропам и Зуба.
Вид на Зуб Дракона с тропы.
Вид на Сволвар сверху – почти от Зуба.
Последний кусок тропы достаточно крутой и не совсем безопасный. Без всякого горного опыта я бы туда ходить не рекомендовала. Вверх еще полбеды – спускаться будет куда хуже. Думая про себя: опять лезем наверх, стараясь не представлять себе, как я буду тут спускаться, мы в 12 часов добираемся до основания Зуба. Час сорок ушло у нас на подъем.
Сидим и смотрим, как карабкаются наверх скалолазы. Пока лазают одни группы, продолжают подходить новые. Очень популярное место.
Зуб Дракона
В 13 часов начинаем спуск. Благополучно пройдя крутой и не очень приятный кусок, доходим до почти ровного места и устраиваем небольшой перекус с отдыхом минут на тридцать.
В 1530 – мы у машины. Радуемся, что сегодня погода нас пропустила. За наше упрямство даже солнышко посветило. Но ноги гудят и отваливаются. Понимаем, что решение не лазать еще и Чертовому мосту было правильное.
В Сволваре подъезжаем к парому, который ходит в Бодё и, на всякий случай, выясняем расписание. Вдруг все же решим идти на пароме в Бодё.
Останавливаемся в городке Кабелвёг, чтобы сфотографировать местную церковь.
Костел в Кабелвёг
Объезжаем еще одно колечко вокруг с выездом к морю в районе Digemiset.
В 18 часов едем в сторону поселка Eggum. Там, по описаниям, какой-то природный объект с каменными скульптурами. Погода начинает портиться. Идет мелкий дождь, дует сильный ветер, все опять затягивает низкой облачностью
В Eggum гуляем с 19 до 20 часов. Природа красивая, но, если честно, каменные скульптуры впечатления не произвели. Да и погода не радует.
Побережье в Eggum
Каменная скульптура
В принципе здесь есть некое подобие кемпинга и кафе. Но вставать в таком кемпинге можно только с кемпером. В принципе можно и с палаткой, но машину рядом не поставишь. А в такую погоду, на продувном месте, бегать от машины к палатке как-то не хочется. Заходим в кафе, берем кофе и пожевать. Хозяева – опять корейцы! Похоже, что они всюду. Решаем ехать дальше в сторону Москинеса и О , и по дороге искать место для ночевки или кемпинг.
В 20 часов выезжаем. По дороге проезжаем мимо музея викингов в Борге. Но музей уже закрыт. Решаем, что заедем сюда на обратной дороге. В этот музей попасть очень хочется.
Здесь идет сплошная населенка – без кемпинга не приткнешься. И кемпингов на основной дороге нет, показаны какие-то в стороне. Решаем ехать сегодня до О, чтобы завтра уже просто погулять в тех местах.
В районе Flafostad появляются места для стоянки и кемпинги, но мы уже решили ехать до конца дороги.
За ним великолепная система мостов в сторону селения Fredvang, но решаем, что по ней покатаемся на обратной дороге, а то уже довольно поздно, а день был напряженный.
После въезда на остров Москенесёя просто поражают виды дороги и скал вдоль моря. Но поскольку все затянуто, даже не останавливаемся фотографировать. Вдруг на обратной дороге погода улучшится.
В 2215 мы доезжаем до О. Сам поселок в стороне, а дорога заканчивается большой площадкой для автомобилей. Можно было оставить автомобиль и отойти с палаткой, но опять лень таскать от машины вещи. А в поселке Москинес мы видели указатель на кемпинг. Возвращаемся в Москинес и 22 15 встаем в кемпинге. На ресепшине уже никого, но мы ставим лагерь – расплатимся завтра утром. Все замечательно, только найти сухое место для палатки оказалось несколько проблематично. Но нам все же удалось отыскать почти сухой кусочек в болоте и даже машину поставить рядом с палаткой.
Кемпинг в Москинесе
Но место, в котором расположен кемпинг, изумительно красивое!
Ужинаем, а потом, в результате похода за питьевой водой, Андрей пытается своей головой разбить большой камень. Попытка почти удалась. Правда камень остался цел, а у Андрея оказался огромный фингал под глазом, рассеченная бровь и разбитые очки. Лечим глазик и ложимся спать. Решаем, что завтра оставляем машину и палатку в кемпинге и идем гулять пешком до О и в окрестных горках. И следующую ночь ночуем здесь же. Тогда завтра не надо будет вечером ставить лагерь. А пройти 4 км до О можно и ногами.
Стоимость кемпинга за 2 ночи -360 NOK
Проехали -214 км.
Маршрут 17 июля.
18 июля 2013 года. Четверг. Восьмой день.
Встала в 730. Дождь льет, как из ведра. Попила кофейку под тентом. На запах кофе выполз из палатки Андрей. Вид у него, после вчерашнего бодания с камнем….
К 9 утра дождь заканчивается, но кругом ходят тучи. Все равно пойдем пешком.
В 1140 утра выходим на пешую прогулку в сторону к О. Идем мимо очаровательных небольших поселков. Территории около домов украшены маленькими фигурками рыбацких домиков. Просто прелесть.
Дорога очень красивая, но погода портит впечатление и почти не дает фотографировать – все затянуто.
Дорога из Москинес в О.
В 1340 неторопливо доходим до О.
Проходим автомобильную площадку и по тропе идем к берегу. Видим, что вдалеке народ стоит в палатках, даже наверху на склоне чьи-то палатки видны.
Выходим на мыс. Виды потрясающие даже в плохую погоду. Что же здесь в хорошую погоду видно? Разбредаемся в разные стороны. Ощущение – что стоишь на краю света, хотя видна сквозь облачность цепочка островов, убегающая в море. Становится понятно, почему здесь дорога кончается. Дальше – только обрывистые берега.
На краю света
Через некоторое время подваливает целая толпа туристов – видимо автобус подъехал – и очарование одиночества на берегу исчезает.
Решаем залезть чуть-чуть наверх, чтобы посмотреть на озеро, вдоль которого уходит тропа одного из пешеходных маршрутов в этих местах.
Вид на озеро
Устраиваем небольшой перекус на камушках. Прилетает чайка и начинает нахально клянчить у нас еду. Приходится с ней делиться, а то орет очень противно.
Перекус
Андрей бежит на обрыв – фотографировать.
Спускаемся снова к автомобильной площадке. Здесь небольшой сувенирный магазинчик. Покупаем кое-что и рассматриваем вывешенную карту этих мест с указанием пешеходных маршрутов. Далеко пойти мы не сможем – времени нет, а вот еще в одно место решаем чуть-чуть подняться: посмотреть на водопад и еще одно горное озеро.
Примерно в 17 часов уходим из О в сторону Москинеса. Погода вроде начинает налаживаться, иногда даже солнышко проглядывает. В музей рыбы решили не ходить – настроения не музейное.
По дороге мы приглядели возможную стоянку без кемпинга около пос. Тинд. Стоять мы здесь уже не будем, но вдруг кому пригодится. Если ехать из Москинеса, то перед самой табличкой «Tind», сразу за крутым поворотом дороги, после речки, впадающей в море, есть очень незаметный поворот за разрушенное (скорее всего производственное) здание.
Там вполне приличная полянка на пару машин и 2-3 палатки. И речка рядом течет. Случайно туда полезли – посмотреть: нет ли тропы оттуда куда-нибудь наверх.
Дорога к водопаду, падающему и растекающегося дальше сразу в два озера, начинается на единственном перекрестке на этом отрезке дороги в поселке Сёрваген, не доходя (если ехать из О) до озера Сёрвогватн. Там даже на машине можно почти до самого водопада доехать.
Лезем к водопаду.
От водопада великолепный вид на озеро и море
Решили залезть еще немного повыше по тропе – там еще одно озеро должно быть. Поднимаемся по тропе. Эта тропа вообще-то уходит на примерно 15-км маршрут, который можно пройти по горам почти до конца этого острова. Но на это у нас времени нет. Нужен еще одни день, а нас поджимают сроки вылета на Шпицберген. Послезавтра вечером нам уже надо быть в Тромсё, а у нас еще посещение музея викингов запланировано на обратную дорогу.
Выходим на берег верхнего озера. На берегу табличка, из которой можно понять, что это озеро используется как источник питьевой воды, и в нем запрещено купаться. При этом никаких заграждений не стоит.
Побалдев немного на берегу озера, идем вниз. Решаем нижнее озеро обойти кругом – чем идти по шоссе, лучше прогуляемся вокруг озера. Там идет почти проезжая дорога, хотя проезд по ней перекрыт. Это – как бы зона пешеходных прогулок для жителей и гостей близлежащих поселков.
Обходим озеро, выходим снова на трассу и шлепаем по шоссе к нашему кемпингу в Москинесе. Примерно в 2030 – мы приходим к нашей палатке, еле передвигая ноги. Прикинули, что прошли в сумме около 15 км.
Завтра начинается дорога в сторону Тромсё.
Пешеходные прогулки между Москинес и О.
19 июля 2013 года. Пятница. Девятый день.
Вскочили в 6 часов утра, потому что ярко светило солнце. Пока собирались и завтракали снова начало натягивать облачность. Решили все-таки еще раз съездить в О, а вдруг видно будет лучше, чем вчера. В 810 выезжаем из кемпинга и через 15 минут мы уже на автомобильной стоянке в О. Видимость, конечно, лучше, чем вчера, но не настолько хорошая, чтобы опять бегать к морю. Полчаса поболтались недалеко от площадки и двинулись в обратный путь, останавливаясь на всех возможных обзорных площадках
Доехав до поразивших нас по дороге системы мостов, решаем по ним прокатиться.
Между двух мостов на дороге к Fradvang
Едем дальше, и в 1110 мы в Борге подъезжаем к музею викингов. Попав в музей, мы понимаем, как хорошо, что мы запланировали лишний день на дорогу в Тромсё.
По музею мы проходили около 3, 5 часа. Сначала – просто музей с находками из быта викингов, потом короткий, на 20 минут игровой фильм из жизни викингов, потом долго бродили по реконструкции дома викингов – просто восторг.
Дом викингов снаружи
И внутри.
Потом идем около полутора километров до озера, где можно прокатиться на реконструированном корабле викингов. По дороге еще постреляли из лука, покидали боевой топорик, посмотрели кузницу и пошли грести веслами на корабле:
На корабле викингов
В общем, в этом месте можно гулять целый день. Но, труба зовет, и, перекусив в кафешке музея, в 1435 едем дальше.
В 1630 мы на том отрезке Е10, который по дороге туда не удалось сфотографировать из-за гонки с горячим норвежским парнем. Но, видимо, не судьба. Сегодня вообще все затянуто облачностью.
В 19 часов встаем в кемпинге в Sandtorg. Кемпинг, скорее это гостиница, но есть место под палатки и кемперы. С палатками – только мы и еще несколько кемперов. Ставим палатку почти на берегу.
К счастью, ветра нет, поскольку вся площадка открытая и в ветреную погоду здесь будет не слишком комфортно. Правда, кемпинг самый дешевый из всех, где мы ночевали – 100 NOK и даже с бесплатным душем. Воспользоваться им нам не удалось по причине того, что народ из кемпера затеял стирку, и слили всю горячую воду. Правда, утром душ все-таки мы принять успели.
Проехали за день – 277 км.
Вся приливная зона засыпана какими-то белыми кораллами. Кораллы за Полярным кругом?
На берегу обнаружили страшную, выкинутую на берег рыбину:
Маршрут 19 июля
20 июля 2013 года. Суббота. Десятый день.
Встали в 730. Все затянуто, моросит то сильнее, то слабее. Поскольку народ еще не проснулся, бежим в душ, пока есть горячая вода. Собираемся, завтракаем, и примерно в 10 утра выезжаем.
В 1120 мы в Бьерквик поворачиваем на дорогу Е6. Дорога начинает забираться наверх. Выезжаем на красивое, заросшее лесом плато с огромным количеством озер, вокруг окруженное высокими горами.
Примерно в 12 часов натыкаемся на вывеску « Polar Zoo». Про частный полярный зоопарк я читала в Москве, но почему-то мне казалось, что он находится где-то в другом месте. Сворачиваем по указателю и находим этот зоопарк (если не ошибаюсь от основной трассы примерно 4 км). Специально координаты точки я не снимала, но все фотографии с геопривязками.
Идем гулять по зоопарку. Стоимость входных билетов – 170 NOK на нос. Но, если вы будете в этих краях, то очень рекомендую прогуляться по зоопарку. Огромная территория с большими вольерами. Сначала мы думали, что никого там и не увидим. Но увидели:
В общем, прогуляли мы там до 1340, можно было и дольше гулять, но все-таки хотелось бы быть в Тромсё не слишком поздно.
Тут выясняется, что у Андрея кружится голова. Как он ехал до этого – непонятно. (Как выяснилось позже, одни из запасных очков оказались слишком сильными, и он ехал с большим напряжением. Когда очки поменяли на нормальные – все встало на свои места. Но выяснили мы это только вечером.)
Приходится мне садиться за руль. Скажу честно, что в таких поездках, я гораздо больше люблю сидеть на пассажирском сидении: смотреть по сторонам, отмечать по карте, где мы находимся, снимать видео. Но, ничего не поделаешь, придется вести машину. Правда, удовольствие от вождения машины по этим горным дорогам тоже очень велико.
С 1530 до 1630 останавливаемся на обед на стоянке около дороги.
В 1640 останавливаемся на смотровой площадке, с которой видна дорога, сворачивающая с Е6 в сторону Тромсё.
В 18 часов мы уже в кемпинге в Тромсё. Поскольку кемпинг находится в черте города, то, конечно, ни о каких домиках, не заказанных заранее, не может идти и речи. С палаткой – мест полно, но на машине к ним не подъедешь – они на другой стороне речки, через которую есть только пешеходный мостик. Но выбора у нас нет, т.к. нам надо быть рядом с аэропортом, чтобы завтра в спокойном режиме ехать к самолету.
Оставляем машину на стоянке в кемпинге, ставим палатку. Оставляем в машине все барахло, кроме спального, поскольку есть можно приготовить и около машины – рядом площадка для барбекю. Решаем, что ужинать будем позже, а сначала съездим на разведку в аэропорт.
Ставлю навигатор на аэропорт и через тоннель под фьордом и дальше по острову, мы через 20 минут уже в аэропорту. Смотрим, где стоянки для машин, где регистрация на самолет и едем обратно в кемпинг.
На обратной дороге опять ныряем в тоннель и тут понимаем, что мы попали куда-то не туда. Система дорог, с кольцевыми развязками, с кучей указателей (на норвежском, естественно). И, как не сложно догадаться, навигатор под землей не работает. Приходится выбрать первое попавшееся направление, только чтобы выбраться на поверхность. Выезжаем где-то в центре острова, ставим навигатор на мост через фьорд, и, покрутившись по городу, наконец, попадаем на другую сторону фьорда через мост. Понимаем, что эти норвеги, чтобы машины не ездили из одного конца острова на другой через жилые улицы, сделали систему дорог под землей!!!!
Вернувшись в кемпинг, готовим ужин под моросящим дождем и ужинаем, наблюдая, какие бывают интересные приспособления для авто, чтобы ночевать в кемпинге, но без домика.
Перепаковываем вещи: что нужно взять с собой, а что оставить в машине в Тромсё.
Ложимся спать под равномерный звук дождя, стучащий по тенту над палаткой. Интересно, как все это мокрое барахло будет себя вести в машине, пока мы будем на Шпицбергене? Протухнет окончательно или все-таки не совсем? Но сушиться негде и некогда.
Итог дня: проехали примерно 315 км, с посещением полярного зоопарка.
Стоимость стоянки в кемпинге с палаткой на двоих: - 230 NOK. Кстати, я пожалела, что не заказала из Москвы проживание в домике – сегодня это было бы гораздо удобнее. С машиной и палаткой этот кемпинг не лучшее место.
Маршрут 20 июля.
Фотографии по этой части поездки можно посмотреть здесь: https://picasaweb.google.com/113535544203876492684/201302
И здесь: https://picasaweb.google.com/113535544203876492684/201303