Однодневный поход по Иртышу на самодельной лодке по высокой воде. Видели пескочерпалки, продирались через лес, переносили лодку до озерa и гребли в нем без течения, но зато против ветра.
Нитка маршрута
Омск - Иртыш - пос. Харино - пос. Береговой
 
Подготовка

002 2017 002 2017
В этом году хотелось открыть сезон как-нибудь красиво, с изюминкой. Однозначно хотелось сделать это в Омске.
В этом году исполняется десять лет моему первому сплаву. Тогда мы шли с другом Антоном на лодке под гордым именем Сехмет. Тогда и деревья были ниже, и вода в Иртыше тоже была ниже, а мы были неопытными и вообще не знали, во что ввязываемся. Поэтому Антон был первым, кого я позвал в этот поход, жаль, он не смог. Зато смог верный друг Лухрасп, который только-только вернулся из путешествия по Европе.
План был простой. Пройти тот маршрут, который я не смог пройти в том году. Даже журнал я взял тот же, чтобы окончательно закрыть гештальт.
Цель похода - испытать Фомор-4 и просто вспомнить былое.
 
Подумав немного, я решил приложить художественное описание того похода десятилетней давности в виде интерлюдий курсивом.
Интерлюдия I. Лодка десять лет назад.

Лодку мы делали общего времени 4 часа не считая похода по магазинам и шитья парусов, которым занимались не мы. В общем, в пятницу около 1500 плюс минус мы готовы были выйти... Мы так думали.
Лодка представляла собой связанные камеры от КАМАЗа, плюс несколько китайских камер для шестерки. На этом всем была рама из старых досок, парус размером аж в два квадратных метра, плюс три весла, выточенных из досок. В состав экипажа входили Шкипер(я) и Боцман(Антон), плюс Кацман, который с нами впоследствии не поплыл
.
Про лодку

002 2020 002 2020
Лодка, известная как Фомор-4 - воистину чудо техники, рукоприкладства, костылетворчества и велосипедостроения. Когда-то давно, когда я отказался от монструозных маленьких лодок из камер, я увидел в магазине формата "все для сада" лодки. Маленькие, пляжные и ненадежные на вид. Хэ, подумал тогда я, а не сделать ли из них плот?
Сказано - сделано. Плот получил название Фомор, выглядел он как две лодки, соединенные последовательно с помощью Н-образной рамы. Рама была тяжелой габаритной, поэтому формат развития не нашел. Тогда я придумал Фомор-2: те же лодки, тоже последовательно, но соединены веревками. Неудобно, неуправляемо, зато можно грести по очереди. Опять же, формат развития не нашел, но выводы сделаны и в блокнотик записаны.
Потом я сотворил Фомор-3. Две лодки, кошмарно монструозная рама из досок, но зато парус! Рама была одноразовой, после каждого заплыва сжигалась или выбрасывалась, перед каждым следующим закупалась и собиралась. В общей сложности на третьих фоморах я прошел по Иртышу километров двести.
Но уже тогда я думал, что можно с этим что-то сделать. Хотелось избавиться от рамы и заодно не потерять сцепку и управляемость. И тогда я нашел решение. Баннер! Используя клей и какую-то матерь, я взял две лодки, соединил их последовательно, выкроил из баннера шкуру, склеил, натянул, надул. Вуаля!
Первое испытание Фомора-4 прошло год назад, так же на майских и на том же Иртыше. Правда, тогда из-за сильного холода поход пришлось прервать. В этот раз мы прошли весь запланированный маршрут, и даже еще больше, но об этом дальше. Сейчас скажу, что в стоячей воде мы шли 4 км/ч, а на Иртыше разгонялись до двенадцати. Кроме того, ни разу не промокли и не замерзли.
Старт и первые километры

002 2027 002 2027
002 2028 002 2028
О, старт и первые километры - вообще моя любимая часть похода. Сборка прошла легко. Я начал накачивать, друг Лухрасп в это время сходил в магазин за едой. Потом мы наскоро перекусили и поговорили с мужиком, который был дико удивлен нашей конструкцией и тем, что она самодельная в частности. Много говорил он, о многом нас расспрашивал. Одно могу сказать - это был один из тех, кого я поминаю добрым словом. Со своим мнением не лез, идиотами и самоубийцами не называл, а даже помог отнести мусор до причитающегося ему места. Спасибо тебе, неизвестный мужик.
Затем установили камеру. Это тоже важная часть похода. Мне захотелось заснять его на видео целиком, от первого лица, но ускорено. Для этого я взял старый телефон, установил на него софтину, подключил аккумулятор и закрепил на носу Фомора. Надо сказать, видео получилось интересным, хоть и дерганым.
А потом, после принесения Иртышу положенных жертв, мы стартовали.
И Иртыш нас понес. Погода была прекрасная, ветер - попутным и теплым, вода была высокой, а течение - быстрым. Мы гребли и наслаждались.
Зеленый остров

002 2049 002 2049
002 2052 002 2052
Здесь мы захотели сделать странную штуку. Зайти в заводь Зеленого острова и посмотреть на этот парк с воды. А заодно узреть место старта второго Фомора. Что можно сказать? Здание, предназначение которого уже не читается, с каждым годом все более и более походит на руины. Вода достаточно высока, чтобы остров под ней скрылся, видны лишь деревья. Более того - ветки собираются в плоты и медленно перемещаются по акватории, пугая непосвященных.
Там же мы встретили единственного человека на реке. Это был мужик на SUP-доске, который не спеша греб. Мы поздоровались и разошлись.
А затем вышли на простор речной волны. Отлично был виден водораздел между Иртышом и Омкой, вода различалась по цвету даже с нашего ракурса.
Еще видели палки.  Когда-то, лет девять назад, мы с Антоном шли примерно отсюда на втором Фоморе, я вел журнал и сделал мистическую запись "видели палки". Так вот теперь я понял, что же тогда имелось ввиду. Тысячи и тысячи их, вынесенных высокой водой из затопленного леса, теперь медленно плыли вдоль полуострова.
Но потом мы вышли на середину реки, где течение сильнее, и палки остались далеко на другом берегу, а мы погребли дальше, в сторону Советского пляжа.
Интерлюдия II. Старт у советского пляжа десять лет назад.

Стартовали мы тогда от Советского пляжа. По предварительным расчетам мы должны были плыть около 8-9 часов, опять же плюс-минус. Поэтому вышли в три. Погода была благоприятнее некуда. Дождь, ветер, аж горизонт заволакивало. Несли лодку на берег в два захода: вначале лодку, а потом Боцман (за что ему отдельное спасибо) принёс вещи. Вещи эти мы заранее упаковали в тридцатилитровый рюкзак, а его - в мешок для мусора, чтобы не намочить если вдруг. Правда, по дороге упомянутый мешок порвался. В это время я ставил паруса.
Спустили лодку на воду. Ветер прямо от берега, как надо. А тут смотрю - у паруса веревка выпала, и вот если б я проигнорировал, скольких бы проблем избежали... А я был настойчив, полез поправлять - и парус вместе с мачтой отвалился!
...Вылез из воды, положил мачту на борт, выдвинулись. Так вышло, что я сидел на носу лицом вперед, а Боцман сидел на корме лицом назад, чтобы лучше видеть (и чтобы никакой буксир не подкрался к нам тихонечко сзади). Поэтому, в частности, были проблемы с управлением, когда надо было повернуть налево, а боцман греб направо. Ну без этого тоже было бы скучно.
Первым, что бросилось в глаза, был лед. Да-да-да. Летом, на Иртыше лед. Мы решили к нему не особо приближаться, мало ли. Поэтому шли некоторое время вдоль пляжа, прям в его акватории. И тут мы увидели нечто, что на скорости несется к нам. Вроде бакена, только на боку и без поплавка, эдакие красные цилиндры. "Точно тянут против течения" - решили мы, стали обходить.
Потом был водоворот. Рядом виднелась табличка с указанием смертности на нем в 2007-9 годах. Решили обойти берегом. И тут аномалии раскрылись. Буйки не тянули по дну. Это была граница пляжа. А лед... при ближайшем рассмотрении он терял внешнюю твердость и дрожал в такт волне. Это оказалась пена!

Прямо по курсу открывался порт. По всем мыслимым и немыслимым правилам мы должны были его обойти стороной. Но вот проблема - течением на него несет, и буксир рядом отчаливает. Тогда я понял суть команды "Гребибля". И быстро. В общем, Иртыш переплыли прям-таки на норматив, хоть это и стоило куска здоровья: мало того, что с управлением пока терялись, еще и руки с непривычки уставали.
Дальше плаванье было медленным и протяжным. Шли по течению, по левому берегу. Делали остановки, нашли помимо всего прочего вполне туристически-обжитый домик из веток, там даже умывальник был, высадились на острове с рыбаком, поели сайры(у нас была с собой), увидели странную штуку посреди реки с надписью Р-319, думали, что это точка для морского боя. Гонялись с пятилитровкой, которая шла по фарватеру => на большей чем мы скорости, обогнали.
Погода улучшилась, выглянуло солнце, боцман поплавал, придумал "добавлять тяги" ногами, съели сыр, обошли несколько причалов, переплыли Иртыш... И тут вдалеке увидел небольшой фонтанчик прям на реке....

Мыс Доброй Надежды

002 2059 002 2059
002 2060 002 2060
Путь от Зеленого Острова до Мыса Доброй Надежды был насквозь тривиален. Были порты - да. Были краны - да. Были пескочерпалки (тысячи их!) - да. Но были и силы. Мы гребли. Но потом был Мыс Доброй Надежды.
Вообще я не знаю, как на самом деле называется это место. Возможно, никак. Но для меня он навсегда останется Мысом Доброй Надежды, и вот почему. Десять лет назад (да, теперь я часто буду использовать эту фразу) мы с Антоном вышли здесь на берег. Берег был хорошим и песчаным. Как сейчас помню, ели сайру с помидорами, ходили и предавались хорошему настроению. Единственное серьезное препятствие - Ктулху - находится дальше, а здесь тихо и спокойно. А еще он весьма удачно расположен с точки зрения маршрута: это то самое место, где ноги-руки уже успевают начать уставать. Хорошее место для того, чтобы остановиться, размяться и перепаковаться. А еще здесь неподалеку находится остановка общественного транспорта, то есть и уехать отсюда не сложно. Короче, весьма знаковое для меня место.
Так вот, через шестнадцать километров после старта, пройдя мимо кучи пескочерпалок, двух портов и пляжа Советского Округа, мы причалили к Мысу Доброй Надежды. Выгрузились. Лухрасп занялся едой, а я тем временем осмотрел лодку.
Да-с... Баннер - весьма интересная штука. С одной стороны крепкий и хороший, с другой стороны клеить его можно только особыми клеями. Мой оказался из таких, но для верности я усилил его скотчем. И вот он-то как раз и отказался держаться на изрядно подмокшем баннере и отклеился. Конструкция из-за этого не развалилась, но приятного в этом было мало.
Лухрасп же тем временем готовил перекус. Он взял кипяток из большого термоса, перелил в маленький и положил в него сосиски. Сосиски нагрелись и разбухли, из-за чего вытащить их было не просто, но зато как это было круто: горячие сосиски! Попили чаю, принесли Иртышу положенные жертвы, затем я стал испытывать Фомора на предмет одиночного использования. Что можно сказать? Маневренный, скоростной, ходкий, но курс не держит совсем.
Нагулявшись вдоволь (аж четыре минуты!), мы поправили камеру на носу и стартовали.
Интерлюдия III. Ктулху

Я не сразу понял, что это. Я даже потом делал лишь неуклюжие предположения. Я думал, что после марш-броска через Иртыш уже ничего не испугаюсь. Я ошибся.
Фонтан приближался. Высоты он имел в полметра, а диаметр в метр. Эдакий грибок. И вот все бы ничего, если бы при ближайшем рассмотрении не показался еще один... и еще... и еще... В общем, до самого фарватера на расстоянии метра 3-4 располагались эти фонтанчики, благо разной высоты.
Я еще говорю Боцману: "А давай между ними пройдем!" А боцман их не видел - пока.
И тут нас на них понесло. Мы стали рулить на фарватер, а на фонтаны несло ну прим очень сильно. Тут уже даже не гребибля, тут хуже. И нас развернуло. И Боцман увидел. УВИДЕЛ!! Я начал грести против течения, дав указанье "поворачивай!!" - "Куда?!!" - "Куда хочешь!!" Но повернуть не получалось. Тогда я сказал: "Держись!!" и нас понесло на Фонтан. Нас снова развернуло. Он был буквально в полутора метрах от меня. Он колебался и смещался. Он извергал волны...
Я увидел в нем Ктулху.
Он посмотрел на меня.
Мыслей своих я уже не помню.
Отпустил... Мы расстались друзьями.
Острова у Берегового

002 2068 002 2068
002 2069 002 2069
И двинули. Следующим пунктом должны были стать две весьма грязные достопримечательности Иртыша: речка Камышловка и Ктулху. В Камышловку мы идти не рискнули, ибо она весьма грязна, но вот Ктулху...
Он спал. Вместо огромных бурунов на пол реки мы видели лишь слегка необычное волнение, и не более того. Эх, вот в старые времена, - хотелось затянуть мне, но потом я огляделся. Вместо обрезанной доски у меня было байдарочное весло. Вместо камеры от КАМАЗа и нестроганой доски - надувная сидушка и теплый трюм Фомора. Вместо потрепанной штормовки и прорезиненных перчаток на мне неопрен и спасжилет. Дело в том, что это НЕ старые времена, а вполне себе новые, и это, на самом деле, хорошо. Да и Ктулху уже не вызывает того священного трепета, что десять лет назад. И с улыбкой простившись с ним, мы двинулись дальше. Туда, где некогда нас окружал ночной камыш.
Но вода была высокой. Такой высокой, что того берега, откуда нам когда-то кричали рыбаки, не было видно из под воды.
Из чувства ностальгии мы прошли ровно тем же маршрутом, что и десять лет назад. Никаких сложностей не было. Вообще. Река несла, хоть и слабо, скорость в протоках была ниже, чем на фарватере, но все же не нулевой, да и ветер еще помогал. 
Интерлюдия IV. Ночной камыш десять лет назад.

Темнело. После Ктулху мы не боялись СОВСЕМ ничего. Опасались только, что два танкера встанут посреди Иртыша, но когда мы увидели, что посреди Иртыша стоят два танкера, мы лишь улыбнулись. Ничто не могло напугать Шкипера и Боцмана.
Мы созвонились с людьми чтоб нас встретили, позвонили-узнали где мы. В общем, все было здорово.
Шли мимо острова. И тут нас начало затягивать в какую-то протоку. Причалили. Там сидели какие-то люди, которые нас еще на пляже видели. Поговорили. Узнали, что нам еще плыть и плыть. Стемнело совсем. Фонарей не было. Факел потух.
Через некоторое время нас затянуло-таки в какую-то протоку, мы решили идти по ней. Причалить не получилось, завязли в камыше. И началось. Гребли не переставая. Островов было много, все они поросли камышом. Он возникал из неоткуда прям перед глазами ,только успевай отруливать. Ориентировались по огням - а это был Береговой - и отражению деревьев в воде. Последнее было затруднительно, так как видно было только границу, а остальное покрыл мрак и камыши. Несколько раз мы успевали отрулить. Несколько раз упирались. Комары уже отстали. Хотелось спать и жить.
И тут острова кончились! Приплыли!!!
По лесам

002 2074 002 2074
002 2075 002 2075
002 2077 002 2077

Острова кончились. Это сейчас я, наученный опытом, знаю, что до финиша не далеко. А все потому, что теперь и лодки быстрее, и я гребу лучше, и вода мокрее. Когда-то я думал, что здесь аж три километра, надо грести. Короче, это место поразительно неинформативно. Но все равно момент, когда острова кончаются, является некоей вехой. Вроде, все, большая часть пройдена, теперь можно расслабиться.

Но нет. Наш план был круче, чем тогда. Мы хотели пройти до самой старицы и занести Фомора в нее, а оттуда добраться до деревни Надеждино. Но вначале мы должны были пройти через лес. Причем буквально.
 
Лес подходил к нам с правого берега. Лухрасп предложил любопытную теорию, что когда-то некие риэлторы предложили деревьям поселиться здесь, на берегу. Дескать, Иртыш не разливается, а мелкие паводки приносят плодородный ил, при этом воды всегда будет вдосталь. Но Иртыш спутал все планы и однажды разлился так, что весь лес стоял затопленным с месяц.
 
Сейчас было не лучше, но в этом-то и был план. Мне хотелось проплыть прямо по лесу. И вот мы нашли хорошую дырку между деревьями и кустами и нырнули туда. Вокруг были... деревья. Много их. Вообще маневрировать по лесу при слабом течении - редкое удовольствие. Во-первых требует быстрого принятия решения. Во-вторых приходится изогнуться и грамотно взгребнуть, чтобы пройти там, где надо. Ну и есть определенный риск оказаться в тотальном тупике, когда спереди кусты, слева завал, справа деревья, а сзади бревно только что упало. Надо сказать, таких мы не встретили ни разу. А в-третьих это обалденно красиво. И сюда даже нечего добавить.
 
Из впечатлений. Ветки порой бывали настолько низкими, что приходилось нагибаться до самого трюма, но и то вся лодка потом была в сучках. Дно в некоторых местах не нащупывалась веслом, хотя деревья стояли рядом. Повсюду торчали пни, на которых спасались от наводнения насекомые. Огромные бревна оказалось поразительно легко передвигать по воде. Узнать места не получалось.
 
Когда-то давно здесь был Надеждинский полигон и финиш Сехмет. Сейчас мы определили их скорее по косвенным признакам, в частности по наличию озера и приметной полянки. Солнце начало медленно клониться к закату, окрашивая окружающий лес в совершенно обалденные цвета, а мы подходили к берегу. Впереди нас ждал обнос и Надеждинское озеро.
 
Интерлюдия V. Финиш десять лет назад.

Плыть еще было. Много было. Но это были последние метры... эм... кило метры. Гребли из последних сил. Устали. Высаживались на берег, уже еле ходили по суше. Люди, что нас встречали, уже уснули и передали эстафету другим (Ребята, ОГРОМНОЕ спасибо, если б не вы, не нашли бы), кричали, а мы их не слышали. Ориентировались по огням. Шли медленно. Спать хотелось ужасно. Светало. Ни о какой медитации как вначале речи и не шло. Главное - дойти. Мысль опережает действие, и мы были уже на берегу с едой.
Высадились. Прошлись. Связались с берегом, еще далеко. Через некоторое время услышали их зов. Было 7 утра. Совсем светло. Увидели издалека. Подняли весла - пусть Иртыш нас несет. Все...
Об остальном красноречиво говорит видео нашего прибытия. Еле стояли. Термин "штормило" подходил больше всего. Поели - и спать.
Надеждинское озеро

002 2082 002 2082
002 2083 002 2083
002 2084 002 2084
Мы причалили к берегу. Задача номер один - вылезти из лодки. Кстати, не штормило совсем. Я так вообще спрыгнул и пошел, Лухрасп немного задержался, чтобы вылезти из лодки. Затем был короткий привал, за время которого я сбегал до озера и разведал подходы. Они были.
Ну а затем - обнос. Лодку на плечи, воду слить, поднять лодку на плечи - и вперед. Топ-топ-топ, и мы у озера. Затем нужно было заново погрузиться в лодку. И если вещи сгрузить - не проблема, то вот сесть самим и стартовать было не просто. Начнем с того, что озеро это на самом деле болото. А это значит, что берега глинистые и топкие. Я чуть не оставил там свои тапки. А потом нужно было как-то от этого всего оттолкнуться и стартовать, что оказалось той еще задачкой по причине крайнего мелководья возле берега.
И вот мы вышли на простор озерной волны. Ветер был встречный. То есть буквально несколько минут назад этот же ветер был приятным и попутным, но здесь мы шли в другую сторону, да и течение нам не помогало, так как озеро. И началось лютое превозмогание. Мы превозмогали и гребли, а ветер не ослабевал. Парусность у конструкции оказалась довольно высокой, и потому ветер прямо чувствовался. Скорость упала со средних шести с половиной до трех. Но берег был близко и мысль опережала действие. Мы гребли.
Отдельно не внушал доверия берег. Мы надеялись лишь на то, что возле деревни он чуть повыше, а значит не должно быть там такого лютого болотища, как то, что окружало нас по пути. Берег медленно приближался. Ме-е-е-едленно. О-о-о-очень ме-е-е-е-е-е-е-едленно.
Финиш и результаты

002 2089 002 2089
002 2090 002 2090
А потом был финиш. Берег был отличным, ветерок как будто успокоился, но взамен налетели комары. Деревенские пацаны жгли на берегу какую-то вонючую гадость, но от комаров это не защищало. Мы собрали лодку и пошли на остановку. На этом и кончился поход. Что можно сказать?
Во-первых маршрут пройден. Это само по себе круто.
Во-вторых сам Фомор. Он оказался быстрым, теплым, сухим и легким. Конечно, есть куда работать, но идея хороша. Фомор с честью выдержал все тяготы пути, был верным товарищем и не развалился. Камера тоже отработала, хоть и не до конца, батарейка села.
В-третьих мы сами. Мы молодцы.
А в четвертых... Эти десять лет прошли явно не зря. Все поменялось. Иртыш поменялся. мы поменялись, но я по прежнему люблю эти однодневные походы по этой родной для меня реке.
Теперь надо готовится к следующему большому походу.
 
Интерлюдия VI. Резюме десятилетней давности.

Мы прошли кучу километров (28, если быть точным) за 15 часов. Видели Ктулху. Плутали в камышах. Еле ходили по прибытии. Чуть не сдохли. Как Вы думаете, пойдем ли мы еще? Конечно пойдем!!

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте