Покатушки 2017

Формат обычный: Фотоотчет с легкими пояснениями и впечатлениями. И теперь еще и с видео. В начале года поставил новую цепь и ведомую звезду меньше поставил (о чем потом сильно жалел). Поменял два комплекта дисков сцепления. Пробег на начало сезона 19500, конец сезона 24000. Приобрел широкоугольное стекло Tokina 11-16 на фотокамеру и навигатор Garmin GpsMap64. И в связи с прошлогодними событиями разорился на хорошую текстильную куртку с защитой.
Погнали.

Верх-Карагуж

Дата: 22.04.17

Пробег ≈ 257 км

Нитка маршрута: Бийск-Сростки-Усть-Иша-Карагуж-Верх-Карагуж-Горно-Алтайск-Бийск

Покатушки 2017_01 Верх-Карагуж
Снег еще есть на вершинах гор. Грязи тоже хватает. Сложность возникла только с горкой перед Карагужем. На видео есть этот кусок. Уклон конечно большой был, но еще сказалось то что заменил заднюю звезду. Крутящий момент стал меньше...

Заехал на горку за Карагужем чтобы высмотреть дорогу
IMG_2308 Карагуж

В грязь сильно не лез. Часть пути меня сопровождало небольшое стадо лошадей. Блуждать даже не получилось. С навигатором чувствуешь себя на много уверенней.

Добрался по хребтам до Верх-Карагужа и вот перед поселком началась грязь. Унылые виды отдаленных поселков везде одинаковы.

IMG_2315 Верх-Карагуж

Далее заехал на хребет по дороге на Алферово и встретил трех квадроциклистов. Спросил дорогу, поболтали. Удивились как я один не боюсь катать. Предложили мне спуститься в лог и подняться на хребет Стамовой а по нему уже добраться до Алферово. Я не стал рисковать.

Горно-Алтайск

Новое стекло хоть и подвержено засветке более частой, но качество фото на лицо.

Верх-Ая

Дата: 29.04.17

Пробег ≈ 266 км

Нитка маршрута: Бийск-Советское-Сетовка-Колово-Верх-Ая-Алтайское-Россоши-Колбаны-Никольское-Глинка-Ленинское-Смоленское-Бийск

Покатушки 2017_02 Верх-Ая

В Колово свернул не после Половинки по гравию, а до нее - по полям. Перед поселком увидел несколько остатков тушь крупного рогатого скота. И без всяких скотомогильников - слегка офигел. В Колово остановился чтобы глянуть дорогу по навигатору. Местный мужик принял его за мобилу и начал рассказывать где тут у них лучше всего "берет". Я отмахнулся от него, подумав мой везде "берет". Тут грязи конечно мне хватило, но переднее крыло не забило до упора. Облачная погода предвещала нехорошее. А пейзажи получались очень красивые, слегка постапокалиптические)

Это пруды в полях между Сетовкой и Колово
IMG_2332 пруды за Половинкой

Пруд на реке Малая Бирюкса выше по течению от пруда Самолетский

Дальше дорога шла вдоль реки Большая Бирюкса и р. Широкий лог. На второй речке остановился перекусить и отдохнуть.
Если смотреть на фото дальше я поехал прямо на перевал. Слегка упал в грязи - не страшно. На перевале еле отыскал продолжение дороги. Дальше был небольшой лесок и грязевой брод) Он есть на видео. От него до Верх-Аи была сухая грунтовка по хребтам. В Россошах свернул в поля и начал пробираться вдоль реки Попречной в Никольское. Дороги почти нету. Заехал на горку полазил
С горы в некоторых местах спускал пешком мот. Ехал по траве вдоль полей пока не нашел полевую дорогу. А до Никольского плохая грунтовка.
IMG_2360 Колбаны

Урлу-Аспак

Дата: 6.05.2017

Пробег ≈ 311 км

Нитка маршрута:  Бийск-Сростки-Горно-Алтайск-Бирюля-Урлу-Аспак-Бийск

Покатушки 2017_03 Урлу-Аспак
Покатушка сверх-грязевая. Планировал проехать из Урлу-Аспака до Куюма. Но не смог.

За Урлу-Аспаком
Старался проезжать мимо грязи по травке. Разок падал в грязь. В итоге набил полное переднее крыло. Останавливался, снимал и чистил.
Встретил местного на лошадке и расспросил у него обстановку. Сказал что проехать то можно, только утонешь в грязи.
Не доехав до вершины перевала, развернулся и пополз обратно.
Отдохнул и перекусил
На пути обратно в поселке увидел этого мужика - махнул мне рукой, а я в ответ пожал плечами.

Эдиган

Дата: 13.05.2017

Пробег ≈ 522 км

Нитка маршрута: Бийск-Сростки-Горно-Алтайск-Чемал-Эдиган-Усть-Сема-Черга-Комар-Алтайское-Советское-Бийск

Выезд совсем не сложный с прекрасной погодой.
Покатушки 2017_04 Эдиган
Катаясь в этом году по Чуйскому, приметил для себя столовую в Баранголе "Сухарик". Нормально готовят и цена сносная.

Катунь в районе Соузги

А это я уже повернул на Эдиган - туристы пропали.

В Эдигане я свернул направо и полез вверх по реке Кайназара. Недалеко уехал - до этого брода
Он показался мне слишком глубоким. Побродил там, отдохнул. Выехал странный трактор с кузовом впереди из этого брода. Рассказал что можно пролезть на реку Алес.

Бурный Эдиган

На Ороктойском мосту
Видео выезда

Новая жизнь

Дата: 20.05.2017

Пробег ≈ 361 км.

Нитка маршрута: Бийск-Точильное-Лютаево-Карпово-Большая Тихая-Новая Жизнь-Туманово-Барсуково-Солонешное-Бийск

Покатушки 2017_05 Новая Жизнь
Давно уже всякими путями пытался туда доехать и на этот раз получилось.
В Лютаево нашел дорогу на Карпово.
Обычные для отдаленных поселков удручающие пейзажи
Примерно через в 4 километрах от Лютаево я приехал к дому. И там потерял дорогу. Выехал на ручеек и там решил передохнуть.
Навигатор помог - если смотреть на фото то дорога нашлась прямо курсу на горке. Преодолел брод по второму разу и поехал месить грязь.
Ручей Лютаевский близко к перевалу
Высоты недалеко от Карпово

Из того ущелья я приехал
В Карпово меня обогнал паренек на Рэйсере малокубатурном эндурике. Поприветствовал, потом смотрю остановился. Я тоже слез с коняги. Поболтали о дорогах и мотоциклах.

Это перевал перед Большой Тихой
За поселком Большая Тихая и началось все самое интересное. Поднялся в горку влево после выезда. Справа заметил какой то брод через ручей, но он мне показался сильно глубоким и грязевым. Ха ха. Впереди вижу болотистую лужу и решаю объехать ее по траве которая тоже в грязи. Почти проехав втыкаюсь в колею причем очень глубоко. При попытке вытолкать мот сам втыкаюсь сантиметров на 20. Пока щелкал лицом стоял мотоцикл засосало уже на половину колеса. Тогда я начал вытаскивать по отдельности перед и зад. Жижа не хотела отпускать свою добычу и очень громко чавкала. Собственно вот она. Фотографировать мотоцикл в ней я не стал.
На вид не страшно, но колея очень глубокая. Дальше дорога быстро кончилась. Я заехал в горку чтобы увидеть местность окружающую.

Заметил дорожку на другой стороне ручья. Шарахался по полям минут 15. Нашел брод через ручей, точней болото. Рисковать не стал - слез с мотоцикла и катил его помогая газом. Все равно уже весь в грязи и мокрый. И в самом интересном месте дал чуть больше газу мотоцикл проезжает вперед а я втыкаюсь ногой глубоко в жижу и быстро вытащить не могу. Ну и падаю вместе с мотоциклом в жижу, причем он на меня. Хорошее приключение :)
Дальше дорога уже была полегче. Мелкие броды мало грязи.
На видео как раз записан участок от Карпово до Новой Жизни
В ней я остановился возле мостика и пошел стираться в ручей.
Обстановка такая же
До Туманово там уже была гравийка нормальная
Это Ануй

Тоурак

Дата: 3.06.2017

Пробег ≈ 398 км.

Нитка маршрута: Бийск-Советское-Алтайское-Куяган-Тоурак-дебри-обратно-Куяча-дебри-Бийск

Покатушки 2017_06 Тоурак
  Планировал проехать от Тоурака до Демино и Чегона. Но все вышло совсем по другому. Характерная особенность выезда - большое количество бабочек. На скорости свыше 30км/ч начиналась бомбардировка.
Никольское
От Тоурака я поехал вверх по течению реки Этогол. Дорога грунтовка кое-где броды.
Таких там много

Здесь отдохнул и подкрепился. Подъехал местный на паджерике расспросил кто и зачем здесь. Про дороги он как то вяло рассказывал.
Через 16 км от Тоурака дорога прямо на Черный Ануй. А я поехал направо в Демино. Сразу же залез в каменистый брод. Через два километра я вообще отказался ехать дальше - глубокие грязевые ванны.
Вернулся к домику на одной из полян. Вываливается пьяный пастух. Лыко не вяжет, но все-таки попытался мне что-то разъяснить. Покатался вдоль ручья Микишин и в лесок забуривался. Дорога просто везде кончалась. Развернулся на Тоурак еще у одного из летников увидел Хонду 400ку кроссовую и три мужика. Поболтали и я не стал уже в третий раз пробовать а поехал в Куячу.

Поковыряв навигатор, я решил проехать из Куячи в Белое. Через 2-3 км каменистых дорожек и пары бродов подъезжаю к очередному...
Противоположный берег с небольшим обрывчиком. Я иду по реке прямо по воде, но там сильно глубоко. Вылез на противоположный берег и уже подумал валить отсюда обратно. Тут из кустов вываливается Пьяный мужик с двумя стволами - охотничек. И с довольно агрессивными нотками в голосе начинает расспрашивать что я здесь делаю, один ли я. Надпочечники впрыснули адреналинчику. Я рассказал куда хочу проехать и где был. Дальше он смягчился. И че - говорит - тебя это фигня останавливает что ли? Давай не боись! Я переехал через брод, переднее колесо заскочило а заднее нет. Он подбадривает дальше - ща погодь я помогу - бросает стволы в сторону, прыгает в воду и выталкивает меня. Говорит Да ты вообще больной :) Ты там будешь ехать мой друг спит на дороге - не трогай его! Да зачем он мне нужен твой друг...

Через пару километров проехал мимо друга. А еще через пару километров одна дорога свернула налево вверх по Куяче, а я поехал прямо. Дальше дорога просто кончилась я поплутал по поляне. Была какая то колея от внедорожника в гору, но я решил ехать обратно той же дорогой что приехал.По этой луже пешком проводил мот.
Видео

Куюм

Дата: 17.06.2017

Пробег ≈ 459 км.

Нитка маршрута: Бийск-Сростки-Майма-Чемал-Толгоек-Чемал-река Куба-Элекмонар-Куюм-Урлу-Аспак-Горно-Алтайск-Бийск

Покатушки 2017_07 Куюм
После этого выезда заменил комплект дисков сцепления (фрикционов).
Ущелье реки Толгоек
Через него я и хотел проехать а дальше через перевал на Уожан. Но на перевале стало очень сложно из-за угла наклона. И я почувствовал как свободный ход на рычаге сцепления начинает уменьшаться.
Бросил эту затею и поехал в Чемал, хотел подняться куда смогу по реке Куба.
Свалка не далеко от Толгоека

До поворота на Уожан там вообще асфальт. А дальше гравий и грунтовка. На карте нарисовано куча мостов через Кубу.

Проехав 7 километров от слияния Кубы и Чемала я понял что нету и в помине уже этих мостов. Мужик на Уазике подтвердил это. Я предполагаю что снесло их все 2014 году. Посидел я там часок другой. Жара сильная стояла - купался.

Ягоду нашел

Вернулся на трассу. За Элекмонаром свернул на Куюм. До Куюма гравий, дальше грунтовки.

Река Куюм

"Стабильность" во всей красе

Красота
Камера села на самом интересном месте. Проезд через Куюм вброд снимал уже фотиком.

Оттуда приехал
Туда уехал

Вскоре нашел поворот на Урлу-Аспак по точке сохраненной в навигаторе заранее дома. Как же он мне облегчил ориентирование на местности. Залез в перевал и спустился в Урлу-Аспак. По той же дороге где и пытался весной. Покумекал - весной бы я ни за что тут не поднялся.
Довольный поехал домой

Верх-Анос

Дата: 24.06.2017

Пробег ≈ 400 км

Нитка маршрута: Бийск-Сростки-Майма-Чепош-Аскат-Аюла-Верх-Анос-Камай-Актёл-Черга-Белое-Алтайское-Советское-Бийск

Покатушки 2017_08 Верх-Анос
Погода не предвещала ничего хорошего, но я выдвинулся на встречу приключениям. Заехал в столовую в Баранголе. Перед поворотом на Аскат напялил дождевик. Проезжая через Аюлу, я уже подумывал разворачивать коня домой. Вылез на Катунь
Мелкий противный дождик все моросил. Сплавщики не взирая на дождь радостные проплыли мимо. Я подумал - если им пофигу то мне точно надо ехать. Вернулся в Аюлу и пополз потихоньку вверх по реке Аюла.
Дальше повернул вдоль реки Агайры (Чемальского района). В Верх-Аюле заблуждал. Стая мелких собак, визгливо гавкая, бегала вокруг меня. Нашел там кое-как то ли местную жительницу то ли путешественницу. Поболтали, на сколько позволила свора псов, и я узнал дорогу.

Через пару километров я остановился чистить переднее крыло - забилось сильно. Дальше уже каменистые дорожки кончились, начались грунтовки. И солнышко соизволило выйти.
От Верх-Аноса я по полевым дорогам ехал уже вдоль Агайры Шебалинского района. В поселке Агайра развернулся, случайно съехав с пути. На реке Емурла до поселка Камай опять начались каменистые участки дорог с бродами. Зато без грязи.

Вдали поселок Камай

Немного разнообразил дорогу домой - за Алтайским заехал на горку
Мохнатая ее имя.

Беш-Озек

Дата: 5.08.2017

Пробег ≈ 800 км

Нитка маршрута: Бийск-Советское-Алтайское-Комар-Улусчерга-Мухор-Черга-Верх-Черга-Малая-Черга-Дьектьек-Беш-Озек-Озерное-Теньга-Онгудай-Старый Чикет-Алтайское Подворье-Онгудай-Шебалино-Черга-Усть-Сема-Майма-Бийск

Целый месяц сожрали дожди и прочие обстоятельства. Наконец то вырвался...

Покатушки 2017_09 Беш-Озек
Я чаще стал заезжать на Алтай через Алтайское. И движение меньше и безопасней. А по времени дольше минут на 15-20 до Черги.

В нее я не заезжал сразу свернул на Улус-Чергу (В этом выезде проехал все 5 поселков, в названии которых присутствует Черга) и дальше в Мухор-Чергу. Хотел за ней через перевал пролезть в Верх-Чергу

Улус-Черга

На подъезде к Мухор-Черге
Перевал мне не поддался. Полазил по высокой траве, разок навернулся и возвратился.
Дальше поднимался по реке Верх-Черга по бродам и грунтовкам.
В Верх-Черге началась гравийка. Заехал на перевал. Пообщался с довольно вежливым местным пареньком. Все мне на пальцах объяснил куда ехать.
Вид с перевала на Малую Чергу

В Шебалино дозаправился до полного бака и пехал обратно в дебри. На небольшом перевальчике за Дьектиеком пожевал
Далее меня ждал перевал Куяхтанар (так его местные называют а на картах он подписан как Кудатинский). Дорога каменистая, но проходимая.
Вид с него
За ним меня ждали пьяные пастухи. Поначалу немного дерзкие "Че один да без охраны? Не боишься?Давай я тебе своего коня а ты мне своего" А потом: "Да я никогда своего коня не променяю! Пошли с нами посидим побухаем..."
В Беш-Озеке быстро нашел дорогу вверх по Песчанке и двинулся к ее истокам.
В этом выезде проехал через 4-5 маральников
У истоков Песчаной расположена база. Я считаю очень удачное расположение. Я даже не ожидал что там может быть что то подобное. Подъезжаю к воротам а с другой стороны бегут чуваки по гравийке, типа спортсмены (в такую то жару - кайф побегать ага). У одного из них спросил туда ли я еду куда хочу, он подтвердил. Дальше началась гравийка.
Теньгинское озеро мне очень понравилось
В следующем году на нем заночую.
В Онгудае нашел отель Харлей - там и остановился на ночлег. В эту ночь там ночевали еще два мотоциклиста. Поужинал и спать. Утром полетел на старый Чикет. Камера уже села в Беш-Озеке.

Это вид с одного из серпантинов Старого. Виден въезд на Новый.
Такого вида дорожка там
Это уже наверху
А это на спуске
Обратно проехал уже по Новому. Дальше поехал на Алтайское подворье.

Вдалеке в центре кадра собственно "дача", охраняемая ФСОшниками
Слияние Катуни и Урсула
Асфальт блестит, все ограждения новые.
До дома доехал по Чуйскому. На Семинском мот закапризничал. Остановился опустил иглу немного - обеднил смесь.

Ороктой

Дата: 26.08.17

пробег ≈ 286 км

Нитка маршрута: Бийск-Советское-Алтайское-Черга-Шебалино-Верх-Апшуяхта-Каспа-Ороктой-перевал...

Покатушки 2017_10 Ороктой
Планировал как и в прошлый раз с ночевкой выезд... Заехал через Алтайское. В Шебалино не сразу заметил поворот.
На перевале перед Верх-Апшуяхтой сел обедать в беседке. Оказалось сухпаек слегка поврежден. Из пюре с котлетами слегка вытекла жижа и спички отсырели. Помогли местные, которые подъехали. Мужик мне еще предложил - Может тебе дать с собой коробок? - Да не я на базе ночевать буду. Рассказал как собираюсь проехать. За Верх-Апшуяхтой еще один перевал.
Примерно с этих мест я и начал съемку. Проезд от Каспы вниз по одноименно реке записан почти полностью без склеек. Большое количество бродов и довольно не простая дорога для моего мотоцикла.
Это уже не далеко от устья Каспы
Ехал вверх по Катуни и увидел хорошее место не далеко от Ороктойского моста и приземлился отдохнуть.
Долго они там крутились в водоворотах
Это уже за мостом
После поворота из долины Катуни сразу начался подъем. За поселком Ороктой он стал круче. Остановился в паре километров спросить у мужика смогу ли я вообще. Он показал дорогу. Дорожка, скажу я вам, не из легких
Поднимаюсь все время на первой передаче, виртуозно обходя валуны. За 150 метров до вершины перевала начинается очень крутой подъем. Такой что аж я остановился. Начал пробовать со сцеплением подниматься - орет но лезет очень лениво. Я чувствую что тросик сцепления опять уползает. Я заглушил и ослабил тросик побольше - ну сейчас точно хватит чтобы залезть... И пару раз я с большими оборотами пытаюсь стронуть коня, но безрезультатно. Отпуская ручку сцепления полностью, понимаю что теперь я по настоящему сжег сцепление. Решаю скатиться вниз а он и вниз не катится. И тут я обнаруживаю сосновую палку застрявшую между покрышкойй заднего колеса и реактивной тормозной тягой. Или маятником ли... Просто тут нахлынуло столько эмоций что я даже не разбирался когда и с какой стороны она воткнулась может не при подъеме а при спуске. Если при подъеме то это получилось сверх глупое сожжение сцепления. Ооо как я там матерился... Вот и вторая экстремальная ситуация. Мне очень повезло что это произошло на вершине перевала. Я начал потихоньку спускаться с перевала в Ороктой. Где то пешком где то на нем просто накатом с горки. В это время очень много критично переосмыслил и не только в плане путешествий своих, но и в плане вообще жизни. Добрался я до Ороктоя и достал телефон - нету Мегафона. Толкаю дальше. Доехал до центра поселка - нету Мегафона. Захожу в открытый продуктовый магазин (еще одно везение). Продавщица рассказывает что здесь ловит только МТС. Прошу у нее телефон и созваниваюсь с другом. Даю ей деньги и сильно благодарю. Выхожу и замечаю на другой стороне улицы движняк - местные играют свадьбу. Еще мне таких приключений не хватало... Потопал дальше до Катуни. Семья на универсале остановились спросили могут ли помочь я объяснил все и сказал спасибо. Остановился на берегу и оставил мот на дороге чтобы можно было заметить. Сам сел под дерево, мне предстояли около 5 часов ожидания. Я еще раз попробовал зажечь спички из сухпайка. Ничего не вышло, пришлось поживиться паштетами.
Ночное небо
Приехал друг, погрузили мотоцикл и поехали домой. В Бийске были в 5 часов ночи. При транспортировке еще отломилось зеркало правое и помялась морда слегка. Но это уже были мелочи...

Мунай

Дата: 16.09.2017

Пробег ≈ 430 км.

Нитка маршрута: Бийск-Ненинка-Акатьево-Сузоп-Новотроицк-Мунайский разрез-Акатьево-Солтон-Макарьевка-Кивда-Солтон-Березово-Кивда-Поповичи-Победа-Целинное-Бийск

Покатушки 2017_11 Мунай
Дождался сцепление и зеркало. Вообще последнее не совсем удачное путешествие очень во мне подкосило энтузиазм...
В планах было вообще проехать в Кемеровскую область. До Сузопа я уже раньше ездил. Новотроицк довольно унылая деревенька, за ней начинается грунтовка.

Я перед выездом смотрел много спутниковые снимки - дорога вроде есть. Нашел нужный поворот но проехал его специально чтобы доехать до разреза Мунайского. Там мужики мне рассказали что есть прямо дорога но там глиномес после дождей. А про ту по которой я хотел проехать они как то не внятно рассказали. Помнили что когда то и там кто-то ездил. Сказали пару поселений на пути. Мой поворот был на север не доезжая до разреза километр. Я вернулся и попробовал туда залезть. Нееет ребята извините я ошибся! Буквально через 50 метров началась чистая глина причем сырая. Долго я тут не протяну.

Поехал в Солтон а оттуда в Макарьевку. За ней начинается грунтовка. По навигатору доехал до Шумихи, которой на самом деле нету и в помине - даже покосившегося заборчика... Хотел вдоль реки Кондалеп доехать до Поповичей, но та дорога обрывается и уходит на самом деле в поля в другую совсем сторону. Встретил такого же заблуждавшего чувака на газели. Поболтали и разъехались.

Вылез на северную вершину Кивды и так и не нашел основную дорогу на Поповичи. Позже дома на спутниковых снимках увидел что какая то тропинка/дорожка есть между вершинами. А я возвратился обратно в Солтон, оттуда уже быстро нашел дорогу и долетел до Кивды.
Вообще закат меня порадовал. Но толи я криворукий... кароче не получилось нормальных фоток.