Европа / Самостоятельная поездка | Альпинизм | Горный туризм | Спортивный туризм
 

Похождения в Альпах с чашкой горячего капучино в руке

6 - 20 августа 2017 г.
Маршрут разрабатывали так, чтобы за две недели походить треккинги в Доломитах, погреться денек на море, взойти на пару простых вершин в Швейцарии и пройти одну-две виа-ферраты.
Нитка маршрута
Прага - Доломиты - озеро Гарда - Лазурный берег - Монако - Ницца - Церматт - Мюррен - Лихтенштейн - Прага
 
Вступление

Альпы – море – Альпы. Август 2017 г.

Александр, 32 года. Ольга, 31 год.

Выбрали основные пункты маршрута на две недели: Доломиты, Лазурный берег, Швейцарские Альпы. Цели наметили соответствующие: в Доломитах треккинг и виа-ферраты, на Лазурном берегу, конечно же, море и казино, ну а в Швейцарских Альпах что-нибудь выше четырех тысяч метров и изумрудно-снежно-красивое. Лететь, как раньше практиковали через соседнюю Финляндию, было бесконечно лениво (автобусы-переезды-ночевки в аэропорту). Хотелось залезть в самолет в Питере и через пару-тройку часов оказаться на месте.

Изучили ворох предложений авиакомпаний и компаний по прокату авто. Наиболее оптимальным вариантом оказался прямой рейс в Чехию (Прага). Самый бюджетный перелет (Аэрофлот) и наиболее выгодная аренда авто (Dollar через сайт EconomyBookings.com на 10 евро дороже, но зато все на русском языке). Билеты купили за четыре месяца до вылета –на двоих туда-обратно 32 тыщи. Хорошие условия для нас – 23 кг багажа и 10 кг ручной клади на человека. Едем в режиме палатка-горелка-тушенка-снаряга. Поэтому загрузились в разрешенные 66 кг. Из-за прилета в Прагу получились в итоге лишние 500 км, но экономия в денежном эквиваленте оказалась значительнее.

 

День 1. 06.08.2017, воскресенье

Рано утром прибыли в Пулково. Через два с половиной часа полета с чашкой кофе и коржиком приземлились в Праге. Визы у нас – нераскатанный Финский шенген. Вопросов у чехов не возникло. Прилетел – проходи.

Очередь в аэропорту Праги
Очередь в аэропорту Праги 

Пункт проката всех компаний расположен максимально удобно – в соседнем здании от аэропорта (терминал C). Указатели четко подсказывают куда идти.

Десять минут на оформление. Чешский язык – это смешной русский (еще смешнее чем польский и более понятный чем белорусский). Дивадло, машидло, арендатло. Получаем в полноправное двухнедельное владение забронированный эконом-класс – Skoda Citigo.

IMG_0218

Машинка маленькая, но на двоих с баулами-палатками-рюкзаками оказалась в самый раз. Аренда на 14 дней с полной КАСКО обошлась в 262 евро, плюс на кредитке заморозили 400 евро (разморозили на следующий день после окончания аренды).

Сколько стоят продукты в Италии и Швейцарии мы так и не выяснили. В Чехии цены приемлемые, ниже наших. Заезжаем в гипермаркет и затовариваемся в прок едой и газом. До вечера едем в сторону Италии и ночуем в придорожном мотеле под Мюнхеном.
День 2. 07.08.2017, понедельник

Рано утром выдвигаемся в путь. Не советую приближаться к Мюнхену в понедельник с утра. Пробки начинаются за 80 км до города. Съезжаем с автобана и проселочными дорогами объезжаем большие трассы.

Пробки под Мюнхеном
Пробки под Мюнхеном 

Далее на пару часов заезжаем посмотреть замок Нойшванштайн (Neuschwanstein). Бегом наверх и вокруг него. Красиво, но оооочень людно. На смотровой мост очередь как за маслом в союзе.

 

Сегодня в планах добраться до городка Кортина-д’Ампеццо (Cortina d’Ampezzo) в Доломитах (320 км от Мюнхена) и поэтому выдвигаемся дальше. И вот мы уже практически у цели, но к Кортина-д’Ампеццо оказалось не доехать – примерно за 30 км до города дорогу завалило камнепадом. Видимо это довольно частое явление в Альпах.

Замок Нойшванштайн (Neuschwanstein)
Замок Нойшванштайн (Neuschwanstein)

Пришлось искать ближайший кемпинг и ночевать. Кемпинг Camping Toblacher See оказался забитым до отказа.

IMG_0284

Заняли единственное свободное место. Оплатили не как за палатку, а как за кемпер: экологический сбор, электричество и пр. – 40 евро. Стандартная цена за место для кемпера. В Доломитах в горячий сезон (с 01 по 20 августа) самые высокие цены – в прайсах на жилье везде указана градация по датам и даже место под палатку в кемпингах зачастую довольно тяжело найти.

Кемпинг Camping Toblacher See. Доломиты
Кемпинг Camping Toblacher See. Доломиты 

Но никто вас не будет трогать если поставите палатку на приглянувшейся красивой дикой поляне.

День 3. 08.08.2017, вторник

За пару месяцев до выезда начали собирать информацию по Доломитам. В интернете толкового ничего не нашли. Заказали на Цицероне гайдбук с треккинговыми маршрутами Shorter Walks in the Dolomites. Книжка подробная и если хочется хорошенько погулять по Доломитам, то она самое то. Теперь лежит у нас в дальнем ящике и мы готовы ей поделиться. Пишите yanchesov@mail.ru – отправим почтой за пару пива. Также посмотрели видео различных виа-феррат на сайте discoverydolomites.com. В итоге информации получилось собрать ничтожно мало. Решили разбираться по месту.

 
Гайдбук Shorter Walks in the Dolomites
Гайдбук Shorter Walks in the Dolomites
 
Гайдбук Shorter Walks in the Dolomites
Гайдбук Shorter Walks in the Dolomites

Подъем в 6.30 утра, сборы, завтрак и мы выезжаем в поисках объезда заваленной дороги. Крюк в восемьдесят километров и мы на месте. Наш Гармин с обновленной картой 2017 не знает где есть кемпинги – пользы от него мало. Как показала практика, Гармин с обновленной картой дорог Европы, в Доломитах практически бестолковый. По дороге в магазине продуктов покупаем карту TABACCO  № 3. 

            Весь район Итальянских Доломитов поделен на квадраты. На каждый квадрат есть своя карта TABACCO с подробным описанием маршрутов по горам, начиная от самых простых и заканчивая сложными альпинистскими, а также с указанием дорог, троп, кемпингов, подъемников и пр. Продаются эти карты ВЕЗДЕ (в магазинах, в кемпингах, на заправках…). Больше всего карт с тем номером района, в котором ты находишься на данный момент.

На серпантинах в Италии постоянные пробки и расстояние в 20 километров можно ехать пару часов.

Поиск кемпинга по карте максимально упрощается – выбираем кемпинг Camping Sass Dlacia, который находится рядом с городком La Villa (район Больцано). В городке есть продуктовый гипермаркет и заправка. За 39 евро в сутки получаем просторную поляну с местом для палатки, машины и доступ ко всем прелестям инфраструктуры: кухня, душ, туалет. В магазине на ресепшене минимальный набор всего необходимого: газ, консервы, хлеб и пр.

Кемпинг Camping Sass Dlacia
Кемпинг Camping Sass Dlacia 

Ставим лагерь и выдвигаемся в сторону нашего первого маршрута. В гайдбуке Цицерон Shorter Walks in the Dolomites выбрали треккинг – 23, 24 (Lagazuoi piccolo. Маршрут The Kaiserjager Route + The Lagazuoi Tunnels). Маршрут оказался очень интересным и соответствующим своей категории сложности 3.

 
   
Walk 23 page 1
The Lagazuoi Tunnels
Walk 23 page 2
The Lagazuoi Tunnels
Walk 23 page 3
The Lagazuoi Tunnels

  

Walk 23 page 4 walk 24 page 1
The Kaiserjager Route
Walk 24 page 2
The Kaiserjager Route

Очень много построек, пещер и жилищ со времен Первой мировой Войны. Сначала для разминки простая тропа с подъемом, потом запутанные пещеры, навесной мост и затяжной кулуар. Весь маршрут пробит ступеньками, скобами и стальным тросом для страховки. Если страха высоты нет, то в принципе пешком и держась за тросы руками, пройти можно. Если страшно, вдоль обрывистых мест идет страховочный трос. Одетая система помогает чувствовать себя уверенно.

 
   
Доломиты. Lagazuoi piccolo. Маршрут The Kaiserjager Route.
Доломиты. Lagazuoi piccolo. Маршрут The Kaiserjager Route.
 
Доломиты. Lagazuoi piccolo. Маршрут The Kaiserjager Route.
Доломиты. Lagazuoi piccolo. Маршрут The Kaiserjager Route.
Доломиты. Lagazuoi piccolo. Маршрут The Kaiserjager Route.
Доломиты. Lagazuoi piccolo. Маршрут The Kaiserjager Route.
Доломиты. Lagazuoi piccolo. Маршрут The Kaiserjager Route.
Доломиты. Lagazuoi piccolo. Маршрут The Kaiserjager Route.
Доломиты. Lagazuoi piccolo.
Доломиты. Lagazuoi piccolo. Маршрут The Kaiserjager Route.
IMG_0744
Указатель тропы

На вершине – кафе. Выпиваем капучино и продолжаем маршрут. Спуск по вертикальной пещере. Долгий, но интересный.

Для спуска с вершины есть три варианта:

  1. Спуск по канатной дороге;
  2. Спуск по большой натоптанной тропе;
  3. Спуск через вертикальный 400-метровый тоннель, вырубленный внутри горы во времена Первой Мировой Войны. Состоит из сплошных ступенек вниз. Для спуска обязателен фонарь. Еще обязательны каски (но мы их забыли и спустились так).

Возвращаемся в кемпинг. Нужно определяться с маршрутом на завтра. На ресепшене кемпинга покупаем карту Табачо 3. Карты Выбираем на завтра маршрут 419 – 422 – 441 – 439 – фуникулер – 424.

Ночью началась гроза и пошел дождь, который быстро перешел в град размером с виноград. На крыше машины остались несколько малозаметных вмятин. Нам повезло, т.к. соседям основательно поколотило кемпер. На крыше остались пробоины.

День 4. 09.08.2017, среда

Утром ночные тучи растянуло и погода опять запела. Подъем в 6:30 и к восьми мы у горы Croda Negra на старте маршрута 419. Парковка у канатной дороги Col Galina. Вдоль маршрута на развилках стоят указатели и по тропе есть маркировка на камнях. Заблудиться очень сложно.

Подъем пешком. Единственный ключ маршрута – шестиметровый внутренний угол 80 гр. Проходим со своей страховкой. Стационарных точек страховки нет. Тут можно оценить маршрут чуть сложнее категории 3. Кто не имеет представления о скалолазании – не пройдет. На вершине потрясающий вид на главные хребты Доломит. На спуске тропа с еще одним внутренним углом – двадцать метров простого лазанья. На карте маршрут обозначен пунктиром – так обозначаются маршруты «есть за что зацепиться» (дословный перевод аннотации к карте).  Причем так обозначаются маршруты и с простым коротким довольно безопасным участком и с затяжным простым лазаньем с потенциально опасной стеной где, как говориться, «есть куда падать». Стоит обратить на это внимание! Местные туристы ходят такие маршруты в кроссовках и с улыбкой.

Croda Negra. Доломиты
Гора Croda Negra. Доломиты
Croda Negra. Доломиты
Гора Croda Negra. Доломиты

Весь маршрут занял около четырех часов и к полудню мы спустились на тропу, ведущую к нашей парковке. Время еще есть, открываем карту и изучаем соседние тропы. Выбираем маршрут через перевал и красивый траверс вдоль большой стены 441 к рифуджио Averau. Рефуджио в Доломитах (в переводе с итальянского – убежище, укрытие) – это уютные отели с прокатом снаряжения, зачастую с поднимающимися к ним подъемниками, и красивыми кафе с видом на горный пейзаж. Подходим к хижине. Мимо проезжают компании на горных велосипедах. Чета пенсионеров идут в кафе в системах и касках под впечатлением только что пройденной виа-ферраты. Влюбленная взрослая пара пьет красное вино на обед за соседним столиком. Покой и умиротворение. Хочется одеть розовые очки и сидеть улыбаться.

Рифуджио Averau. Доломиты
Рифуджио Averau. Доломиты
Пьем жгучий капучино на открытой веранде и спускаемся вниз до следующей хижины Scoiattoli. Там садимся на подъемник, который за 13 евро спускает нас до дороги. Час пути по тропе через красивый лес, и мы на нашей парковке. Возвращаемся в кемпинг и выбираем маршрут на завтра. Подъем на вершину Лаварела (Lavarella) 3055 м на карте также обозначен пунктиром. Решаем идти его. Он достаточно длинный. Ставим на 5:30 будильник и собираем запас еды.
День 5. 10.08.2017, четверг

Ранний подъем, завтрак и короткая дорога до старта маршрута. На старте все красиво: гостиница, кафе и платная парковка за 5 евро в сутки. Ставим машину и в 08:00 выдвигаемся. Широкая тропа ведет вверх по ущелью.

Лаварела (Lavarella) 3055 м. Доломиты
Лаварела (Lavarella) 3055 м. Доломиты 

Доходим до развилки и поворачиваем в ущелье, ведущее к вершине Лаварела, 3055 м. Тропа круто уходит вверх. Зеленые пейзажи сменяются каменистыми ландшафтами. Начинает задувать ветер, нагоняющий грозные темные тучи.

Лаварела (Lavarella) 3055 м. Доломиты
Лаварела (Lavarella) 3055 м. Доломиты 

Поднимаемся к финальному взлету к вершине. Встречаем спускающуюся группу с гидом. Перекрикиваяшум ветра гид нам советует: «Very hard storm, climbing is very difficult and dangerous». Отвечаем, что в курсе дел и продолжаем подъем. Через сто метров понимаем, что дальше идти реально опасно. Периодические порывы ветра сбивают с ног и резкий дождь безумно хлещет в лицо. Лаварела явно не хочет нас пускать. Хотя мы уже на высоте 3000 метров и до вершины рукой подать. Решаем не спорить и начинаем спуск. Вниз идти гораздо легче. За несколько часов взяв спринтерский темп спускаемся вниз. Здесь тепло, праздно пасущиеся коровы и широко улыбающиеся туристы. Не верится, что еще несколько часов назад горы выгоняли нас ураганным ветром и хлестким дождем. В целом весь маршрут занял около 8 часов ходьбы и набор высоты 1500 метров.

IMG_0431

Терять время на ночевку и день на переезд дальше по маршруту желания нет и поэтому быстро собираем лагерь, грузимся в машину и выдвигаемся в сторону моря. Ветром приносит циклон и мы уезжаем из теплых Доломит в сопровождении ливня. Дождь хлещет так, что приходится максимально снижать скорость и пробираться по серпантину с видимостью в 50 метров.

Решили остановиться в какой-нибудь придорожной гостинице. В интернете выбрать дальнейший маршрут, постираться и отоспаться на мягкой кровати. По дороге заехали в пару гостиниц. Район популярно туристический и поэтому стоимость проживания запредельная. Найти даже тесную захудалую комнату дешевле 100 евро нереально. Решаем ехать до альпийского моря-озера Гарда (итал. Lago di Garda) и к вечеру добираемся до его северного берега. Находим гостиницу BAIA AZZURRA HOTEL*** с выходом на пляж и останавливаемся на ночь. Стоимость – 110 евро с завтраком. Это чуть ли не самый дешевый вариант, который удалось найти (хостелы и кемпинги не искали).

 
День 6. 11.08.2017, пятница

Просыпаемся по привычке в 06.00 утра. Отель предлагает шикарный завтрак из клубники, ананасов и киви. Озеро Гарда – местная мекка виндсерферов и любителей активного катания на волнах. В десять утра солнце нещадно жарит, но вода все равно холодная, т.к. это огромное горное озеро.

 
Озеро Гарда. BAIA AZZURRA HOTEL
Озеро Гарда. BAIA AZZURRA HOTEL 
Озеро Гарда.
Озеро Гарда.

Купаемся, собираем вещи, выбираем кемпинг в итальянском приморском городке Сан Ремо (San Remo). Навигатор показывает 500 км пути. В планах посетить Монако и Ниццу. По дороге решаем остановиться не в Италии, а во Франции поближе к Монако. Нужен интернет. Останавливаемся в МакДональдсе, изучаем, что предлагают прибрежные кемпинги и гостиницы. Вариант с отелем сразу отпадает, т.к. август - горячий сезон. Свободных номеров мало и стоимость зашкаливает – дешевле 700 евро за ночь ничего не нашли. С кемпингами тоже не так просто. За 15-20 км от берега их довольно много, но нам хочется спать под шум прибоя. Приемлемые варианты во Франции не нашли. Решили ехать как и планировали в Италию в город Сан Ремо. Выезжаем дальше. 

В Италии очень много платных дорог и на въездах-выездах образуются довольно большие пробки. За переезд от озера Гарда до Сан-Ремо заплатили 45 евро. Можно было найти объезды, но не хотелось тратить время. Через час толкания перед пунктом оплаты и движения по автобану понимаем, что забыли в МакДональдсе рюкзак с документами и другими важными вещами. Едем обратно. Жестами объясняем официанту про наш blue bag. Нам повезло – его надежно припрятали и без проблем нам отдали. В итоге в Сан Ремо добираемся к вечеру. Кемпинг забит до отказа. Нам предлагают единственное свободное место для туристов без машин за 33 евро в сутки.

Кемпинг в Сан-Ремо. Италия.
Кемпинг в Сан-Ремо. Италия. 
Палатки и кемперы стоят буквально друг на друге.  Ставим палатку впритык к соседям, машину паркуем в городе на улице. Это окраина и проблем с парковочным местом нет. Охранник соседней платной парковки предлагает нам поставить машину к нему за 15 евро в сутки и спать в палатке на берегу. Отказываемся. В шаговой доступности местный супермаркет. Цены на продукты вполне приемлемые (как у нас). Ужинаем креветками с вином.
20170811_230941
День 7 и 8. 12.08.2017, суббота, 13.08.2017, воскресенье

Проводим два морских ленивых дня. Посещаем Монако, Ниццу, старый город Сан-Ремо, казино, пляжи, бассейн и прочие блага Лазурного берега. Погода шепчет: днем не жарко, ночью приятно тепло. Можно спать на берегу в трусах и без спальника.

Выигрываем в казино в Монако в рулетку 22,5 евро (не в центральном знаменитом для VIP, а в обычном для пролетариата). Монако – мекка богатеев: пробки из Бентли и Феррари, тети-старушки, усыпанные золотом-бриллиантами, загорают на пляже в одних трусах. Загорать топлесс богатые старушки, наверное, считают продвинуто модным и богато-современным, но, мля, наблюдать их сморщенные восьмидесятилетние сиськи как минимум визуально противно.

Монте-Карло
Монте-Карло 

В Монако очень много русских. Объявления о продаже самых дорогих квартир, шокирующие цифрами в восьмизначных суммах евро, написаны на русском языке. Ну а общее лично мое впечатление: напыщенный пафос хлещет через край. С такими финансовыми возможностями можно было бы сделать что-нибудь более оригинальное и амбициозное.

Монте-Карло
Монте-Карло 
Монте-Карло
Монте-Карло 

Днем гуляем по Ницце и едим мороженое в Хард-Рок-Кафе. Красиво и солнечно. Исключая военных патрулей, состоящих из солдат в форме спецназа. Брутальные рэмбо в бронежилетах с автоматами, увешенные гранатами и запасными рожками, колоритно смотрятся на фоне девушек в купальниках и прохожих туристов-пенсионеров.

Ницца
Ницца 
IMG_0515
Рэмбы Ниццы

Вечером в воскресенье устраиваем романтические посиделки у моря с волнами, звездами и глинтвейном. Слышим музыку с песнями и идем на звук, попадаем на вечерний праздник - горячие итальянцы толпой выплясывают под Энрике Эглессиаса. Красивый и заводной танец. Ближе к полуночи отправляемся спать.

Наша палатка стоит на самом краю кемпинга. Это место облюбовала местная молодежь для ночных посиделок. Они громко шумят и мешают спать.

Из палатки кричим по-русски:

«Тихо!! Люди спят!!».

В ответ: «Sorry..»

Засыпаем.

Молодежь возвращается через десять минут и, сначала шепотом, а потом громче и громче начинают разговаривать. Все-таки это их насиженное место, а мы сюда приехали и поставили палатку.

Главное кричать с интонацией. Все равно что.

Кричу:

«Утром я пожарю сосиски и буду их есть с кетчупом!!»

В ответ: «Sorry..»

Уходят.

День 9. 14.08.2017, понедельник

Встаем в семь утра, собираем вещи и выезжаем. Позади остаются берег, пляж и море. Сегодня в планах добраться до деревушки Церматт Zermatt (Швейцария) - 450 км.

На границе Италия/Швейцария нас останавливает пограничник. Проверяет паспорта, спрашивает куда едем. «Везете ли вы с собой много алкоголя и сигарет?». На противоположной стороне поста другие пограничники обыскивают с собакой машину с молодежью и эстонскими номерами. В Швейцарии легализована марихуана. Решаем, что пограничники ищут именно ее.

Нашему пограничнику отвечаем, что мы не курим, едем взойти на Маттерхорн и везем с собой бутылку вина, чтобы распить ее вечером при закате солнца. Пропускают без проблем.

Сразу после границы начинаются большие горы и серпантин.

Красивая дорога и тоннели приводят нас в городок Фисп (Visp). По пути в банке Raiffeisen Bank (их в Швейцарии очень много) на всякий случай меняем 100 евро на швейцарские франки. В итоге оказалось не зря. Летом 2017 года евро стоит на 10% дороже швейцарского франка. Все цены во франках. Можно рассчитываться евро, но, зачастую, 1:1. Несмотря на всю продвинутость Швейцарии платить картой можно далеко не везде. Обедаем в МакДональдсе. По цене – в три раза дороже чем у нас.

Наша цель на сегодня – Таш (Tache)(конечная остановка перед Церматтом, почему, описано ниже). Приезжаем во второй половине дня. Опять пытаемся найти гостиницу. В Швейцарии в каждом городке есть туристические инфо-центры где можно раздобыть нужную информацию, взять карту местности и расписание транспорта. Мы зашли в инфо-центр Tache и на ломаном английском спросили: «Я хотеть дешевое жилье и парковка». Тетя с полуслова нас поняла, схватила телефон и обзвонила несколько отелей. Далее сообщила: здесь дешево не получится. Также попытались у нее выяснить как найти начало маршрута восхождения на Брайтхорн (Breithorn, 4164). Посоветовала обратиться в альпинистский информационный центр в Церматте – подробно объяснила, как его найти.  Обошли ногами близлежащие гостиницы, но стоимость в 300 - 400 франков (270 - 370 Евро) заставила нас остановиться в палатке. Вообще вариантов остановиться на ночь бесконечно много: отели, гостиницы, гостевые дома/хижины (Chalet).

В пяти минутах ходьбы от вокзала Tache находится кемпинг Camping Alphubel (место под палатку и машину – 42 евро). Душ, умывальник, wi-fi и туалет в распоряжении постояльцев. Кухни нет, но мы ей обычно и не пользуемся – возим горелку и посуду. Выбираем удобную поляну, ставим лагерь и решаем съездить на разведку в Церматт. Все цивильно и красиво, но на доске информации кемпинга висит красочное объявление на нескольких языках (кроме русского): «Осторожно воры!». Больше всего нам понравилось на чешском: «Pozor zlodeju»: “Смотри в оба! Злодеи вокруг!».

Таш. кемпинг Camping Alphubel
Таш. кемпинг Camping Alphubel 

В интернете мы прочитали и в инфо-центре нам сообщили, что в Церматт на машине с двигателем внутреннего сгорания проезжать запрещено (разрешено только на электромобилях). Причина – Швейцарцы так любят свою природу, что этим способом борются за экологию. Сложилось впечатление, что Швейцарцы больше борются за бабло, чем за природу.

Туристам проехать нельзя, но здоровые гусеничные дизельные экскаваторы дробят породу своими ковшами и строят очередную гостиницу. Шлагбаумов и запрещающих знаков проезда в Церматт нет. Местные на стареньких уставших бензиновых машинах проезжают по своим делам. Также местные возят туристов на электромобилях.

Мы выбрали электричку. Отправление каждые 10-15 минут. Билет туда-обратно стоит 20 франков (18 Евро). Разобраться как купить билет и найти нужный путь отправления сможет и ребенок. Все предельно просто и понятно. Дорога занимает 20 минут в одну сторону. Оооочень много туристов-азиатов (так и не поняли китайцы это или японцы). Ходят большими группами, у всех безумно огромные чемоданы на колесиках, улыбаются и делают пару тысяч фотографий в минуту. Если бы еще не наступило время цифровых фотоаппаратов, то мы бы побились об заклад, что в их огромных чемоданах исключительно фотопленки.   

Электричка из Таша в Церматт
Электричка из Таша в Церматт
Электричка из Таша в Церматт
Электричка из Таша в Церматт

Впечатления Церматт оставил самые уютно-добрые. Народу много, но толкучки нет. Люди приветливые и отзывчивые. Все встают рано: в 7-8 утра пенсионеры отправляются на ближайшие треккинги, семьи с детьми на прогулки по тропам, а основная часть – на восхождение на Матерхорн и Брайтхорн. Кто-то едет кататься на лыжах. Не сезон, но снег есть. К 18:00 все с чувством выполненного спортивного долга занимают места в многочисленных ресторанах, барах, пабах и мееедленно попивают вино и пиво, наслаждаясь завораживающим видом на вечерние горы.

Альпинистский информационный центр в Церматте мы нашли без проблем: пять минут ходьбы от вокзала по главной улице. Все предельно просто и понятно: висят объявления от частных гидов и от гидов турфирм: набор предложений для любого бюджета и замысла.  За стойкой девушка приветливо улыбается. У нее разложены карты местности и маршрутов. Говорим: «Хочу на Брайтхорн (Breithorn)». Получаем карту маршрута, распечатку с расписанием работы подъемника и совет взять в аренду кошки. Также объясняет где найти магазин с арендой снаряжения: сто метров дальше по главной улице. Заходим в этот магазин. В аренду можно взять все, что необходимо для воплощения своих планов: лыжи, треккинговые палки, ботинки, каски, железо, веревки, скальники и пр.пр. Цены вполне приемлемые. Кошки мы взяли за 14 франков (12 евро) в сутки за пару.

Церматт
Церматт

Возвращаемся на электричке в свой кемпинг. Приготовить ужин не успеваем – начинается дождь, переросший в дикий ливень с порывами ветра и града. Картошку с тушенкой довариваем в палатке и ложимся спать. Дождь хлещет полночи. К утру тучи растягивает и погода налаживается. Климат радует.

День 10. 15.08.2017, вторник

Утром к нам подходит смотритель кемпинга и выдает распечатку с объявлением, что если будет сильный дождь, то нашу палатку в этом месте затопит. Просит переместиться на другую поляну чуть выше. Долго пытаемся понять почему он нас переселяет если всю ночь шел дождь, но нас не затопило, а утром когда ветер растянул тучи он к нам пришел. В итоге смотритель сказал: «Это требование полиции и это безопасно». Переселяемся и перетаскиваем палатку.

Цель на сегодня - восхождение на гору Breithorn, 4164 м. На электричке добираемся до Церматта. Дальше 15 минут пешком и десять минут в очереди в кассу на канатную дорогу на "Klein Matterhorn". Стоимость до верха и обратно кусается – 100 франков (90 евро) на человека. Но на подъемники в Швейцарии цены везде примерно одинаковые. Потом мы к этому привыкли. Десять лет назад пошли бы пешком, скептически фыркая на проносящиеся кабинки с людьми. Но времена меняются и, купив билеты, мы загрузились в кабинку. На подъеме несколько станций. Выходить гулять можно на любой и потом ехать дальше по оплаченному маршруту. Поездка прекрасна и красива: вокруг грандиозные вершины и ледники, внизу дикие олени и тушканчики. Вид портят стройплощадки на подъеме. Красиво и культурно, но техника грызет породу, Швейцарцы готовятся к новому горнолыжному сезону. Туристы хотят отдыхать, фотографироваться, кататься и пополнять бюджет страны.

Брайтхорн (Breithorn) 4164 м
Брайтхорн (Breithorn) 4164 м 
IMG_0646
Фото с подъемника

 Подъемник за час довозит нас до конечной станции Matterhorn Glacier Paradise (3817 м.) на плече Брайтхорн. Поездка стоит своих денег: во-первых дорога пешком до этой точки займет целый день и на станции придется ночевать, а во вторых с высоты финального безопорного взлета открываются действительно завораживающие своей гигантской бесконечностью виды на ледник и соседние долины.

IMG_0669
IMG_0670

Найти путь на Брайтхорн (4164 м) несложно: набитая тропа по снежнику и вереница людей просматриваются снизу до вершины. В альпинистском информационном центре в Церматте на вопрос как найти маршрут на вершину нам ответили: «Ошибиться сложно. Будет идти делегация». Подъем действительно прост и не замысловат. От конечной станции канатки час подъема бодрым темпом. Мы, с фотографированием, перекусами и любованием горными видами размеренным темпом поднялись за два часа. Обратный спуск – час. Советую взять детскую ледянку – на ней можно с ветерком спуститься минут за 20. Мы пробовали спускаться на пятой точке – быстро и весело, но сыро. Многие группы идут связками в кошках и с ледорубами, некоторые даже с ледовыми инструментами. Встречаются одиночные туристы, которые поднимаются в кроссовках. Маршрут доступен, предельно понятен и максимально безопасен. В то же время взору открывается закрытый грациозный ледник, снежные сбросы, соседние комбинированные вершины. Ну и панорамные виды на прилегающие хребты Альп и Маттерхорн.

Брайтхорн (Breithorn) 4164 м
Брайтхорн (Breithorn) 4164 м
Брайтхорн (Breithorn) 4164 м
Брайтхорн (Breithorn) 4164 м
Брайтхорн (Breithorn) 4164 м
Брайтхорн (Breithorn) 4164 м
Брайтхорн (Breithorn) 4164 м
Брайтхорн (Breithorn) 4164 м

К вечеру район опять затягивает облаками. Спускаемся вниз. Варим глинтвейн, закусываем местным сыром с грецким орехом. Покупаем в качестве сувенира семена эдельвейса. В темноте гуляем по поселку.

IMG_0655
День 11. 16.08.2017, среда

С интернетом в Швейцарии туго. Мобильный доступ к сети в роуминге дорогой до безумия (будь прокляты жадные Мегафон и МТС). С wi-fi тоже проблемы. В кемпинге за деньги и только у ресепшена. Либо МакДональдс (но тоже хитрости – пройти регистрацию и получить смс с паролем получалось раз-через раз).

Сегодняшняя цель – доехать до Мюррена (Murren). Оплачиваем суточный доступ к wi-fi в нашем кемпинге и на booking.com бронируем один из самых бюджетных номеров в Лаутенбрюннер (Lauterbrunnen). Букинг подсказывает, что до Мюррена на машине не доехать. Это действительно так. Если в Церматт ведет дорога по которой никто, кроме запрещающего знака, не может проехать, то в Мюррен действительно сложно добраться на личном авто. Но при огромном желании и наглости возможно.

IMG_0768

По дороге заезжаем на ледник Алетч. Справка: Алетч – самый большой и длинный ледник в Альпах, более 10 000 лет он покрывает южный склон Бернских Альп. Максимальная длина ледника составляет 25 км. Увидеть ледник можно несколькими способами: пешком по тропам, подняться на подъемнике – их как минимум три. Мы выбрали может быть не самый посещаемый вариант из деревушки  Fiesch, но, как нам показалось, отсюда виден практически весь ледник от начала до конца! Плюс метрах в 400 от подъемника находится вершина горы Eggishorn (2869 м.), на которую по тропе можно легко подняться! Даже детям. 

Ледник Алетч
Ледник Алетч
IMG_0728
Ледник Алетч
Ледник Алетч
Ледник Алетч
Eggishorn (2869 м). Доломиты. Ледник Алетч.
Eggishorn (2869 м). Доломиты. Ледник Алетч.
Eggishorn (2869 м). Доломиты. Ледник Алетч.
Eggishorn (2869 м). Доломиты. Ледник Алетч.

Внизу у подъемника большая платная парковка на честность: хочешь плати, хочешь не плати. Двадцать минут на подъемнике и двадцать минут подъема на г. Eggishorn открывают нам впечатляющий своими габаритами вид на ледник Алетч.

К вечеру проехав небольшое расстояние, но исключительно по серпантину добираемся до Лаутенбрюннера. Некоторое время тратим на поиск забронированного отеля. Местная тетя подсказывает как его найти. Старенький уставший трехэтажный дом в центре Лаутенбрюннера. Огромная комната с низкими потолками, общим огромным балконом, общей кухней и туалетом. Дом принадлежит полякам – на ломаном русском быстро находим общий язык. Рассчитаться можно только наличными. Карты не принимают. Ничего лишнего: все до предела просто и удобно. Долго воюем с плитой на кухне, которая не хочет нам жарить мясо. В итоге оказалось, что эта плита любит только свою брендованную посуду.

Гуляем по вечернему Лаутенбрюннеру. Разбираемся как на подъемнике и поезде добраться до Мюррена, находим продуктовый магазин.

Лаутенбрюннер
Лаутенбрюннер наша хибара
Лаутенбрюннер
Лаутенбрюннер
Лаутенбрюннер
Лаутенбрюннер. Ничего лишнего. Фонарь на потолке и койки.
Лаутенбрюннер
Лаутенбрюннер

Ужинаем на общем балконе с видом на ночной город и горы. Красота!

День 12. 17.08.2017, четверг

Сегодня в планах виа-феррата. На подъемнике, а потом на электричке за 40 минут добираемся до вокзала Мюррена. Здесь, в отличии от Церматта, развлечения более активные и больше молодежи: широко развит бейс, парапланы и прочие летучие виды спорта. Ориентир для поиска старта виа-ферраты – магазин Интерспорт и теннисный корт. Если встать к корту лицом, то по правую руку без проблем можно найти начало маршрута.

Сама по себе виа-феррата несложная: постоянно идет на спуск, весь маршрут (даже безопасные участки) провешен страховочным металлическим тросом. На вертикальных стенках закреплены лестницы (не скобы, а именно лестницы). Два индейских моста через кулуары с водопадами и один навесной через ущелье. Высоко, захватывающе и безопасно. Ну и конечно же панорамные виды на горы, пролетающие мимо бейсеры и парапланеристы. Около ключевого участка (траверс по стене) даже установлена деревянная площадка, чтобы в случае ЧП можно было положить пострадавшего, и висит тревожная кнопка вызова спасателей. Проходим маршрут за три  часа. Это медленным темпом с постоянными перестежками, фотографированием и отдыхом. Если идти активным темпом, то всю феррату реально пройти максимум за час. Финиш ферраты – деревня Гиммельвальд. От нее на подъемнике возвращаемся в Мюррен. Обедаем консервами с хлебом под деревом в сквере у корта. Пьем вино в честь успешного прохождения маршрута. Гуляем и спускаемся в Лаутенбрюннер.

Виа-феррата в Мюррене
Виа-феррата в Мюррене
Виа-феррата в Мюррене
Виа-феррата в Мюррене
Виа-феррата в Мюррене
Виа-феррата в Мюррене
Виа-феррата в Мюррене
Виа-феррата в Мюррене
Виа-феррата в Мюррене
Виа-феррата в Мюррене
Виа-феррата в Мюррене
Виа-феррата в Мюррене
Виа-феррата в Мюррене
Виа-феррата в Мюррене
Виа-феррата в Мюррене
Виа-феррата в Мюррене
Виа-феррата в Мюррене
Виа-феррата в Мюррене
 

По впечатлению – Мюррен самое интересное место в нашем путешествии: много треккинговых маршрутов, маршрутов для восхождений разных сложностей (здесь знаменитый Эйгер), дорог для горных велосипедов и для пеших прогулок, бейс, парапланеры и пр. Все снаряжение также можно взять на прокат. Предлагают даже скатиться на скользящем карабине по тросу подъемника – 500 метров вниз. Т.е. неделю на этот район можно смело закладывать.

Виа-феррата в Мюррене

После ужина варим глинтвейн, хозяева гостиницы (поляки) вечерами курят легализованную в Швейцарии марихуану и угощают нас.

День 13. 18.08.2017, пятница

Бронируем на букинге номер в Чешской деревне за 100 км до Праги и выезжаем. По дороге делаем крюк в Лихтенштейн. После уютных Швейцарских городков и захватывающих горных пейзажей Лихтенштейн кажется невзрачным и скучным. Гуляем по центру, заходим в музей современного искусства. Впечатлила только какая-то особенная любовь ко всему советскому. В музее отдельный красный кабинет с Лениным, в магазинах продаются книги и фотографии про союз.

Лихтенштейн. Музей современного искусства.
Лихтенштейн. Музей современного искусства.
Лихтенштейн. Музей современного искусства.
Лихтенштейн. Музей современного искусства.
Лихтенштейн.
Лихтенштейн.

В общем не советуем к посещению – не тратьте время.

К вечеру добираемся до Чешского городка Стари-Пльзенец и заселяемся в гостиницу. Городок угнетает развалинами и грязью. Как в российском захолустье в 90-е годы.

День 14. 19.08.2017, суббота

К обеду добираемся до Праги и заселяемся в Hostel Dakura. Хостел находится в отремонтированной больнице. От этого немного жутковато. Но все чисто и отремонтировано. Цена 45 евро вполне приемлемая, есть полноценная общая кухня. Парковка (т.к. выходные) бесплатная.
Прага Хард-Рок Кафе
Прага Хард-Рок Кафе 
Прага
Прага
  Приятно удивили информационные пункты в метро – сотрудники объясняют куда и как доехать и продают билеты на все виды транспорта. Гуляем по центру. Катаемся на кораблике по реке Влтава. Чтобы заманить туристов на борт организаторы предлагают бесплатное пиво – от клиентов нет отбоя. Также остались под впечатлением от Hard Rock Café Praha – огромное четырехэтажное заведение. Таких больших еще не видели. Ну а в общем обычная красивая европейская столица. Оказалась грязнее-разломанней-беднее чем мы ожидали.
День 15. 20.08.2017, воскресенье

Без проблем и лишних оформлений документов за пять минут сдаем в аэропорту арендованную машину и летим домой.

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Опубликовала Ольга Янчесова