Киргизия / Спортивный туризм | Пешеходный туризм
 

Киргизский хребет Центрального Тянь-Шаня 2007

24 июля - 27 августа 2007 г.
 
Паспорт похода

Вершины Тянь-шаня Вершины Тянь-шаня
Нитка маршрута:
Заявленный: Пос. Шамшы – лесничество на р. Турган – устье р. Туюк - перевал Шамшы Западный 3900 м. (1Б) – р. Кель-Тер- пер. Кёль-Тёр-Ц-3700 (2Б) или пер. Скрытый (2А) – р. Чот – р. Восточный Каракол – р.Пытый– перевал Бытый Южный 4000 (1Б) – перевал Иссык-Ата Северный 4000 (1Б) – Лед. Петросянца - перевал Иссык-Ата 3964 (1А) – перевал Аламедин Восточный 4032 (1А) – р. Ашу-Тер – р. Алтын-Тер – перевал Туюк-Суу Восточный 4100 (2А) – р. Туюк – перевал Озерный 3900 (1Б) – Озёра – р. Сокулук – р. Шабай – поселок Белогорка

Пройденный:
Пос. Шамшы – лесничество на р. Турган – устье р. Туюк - перевал Шамшы Западный 3900 м. (1Б) – р. Кель-Тер
Радиальная разведка пер. Скрытый (2А), Кель-Тер Центральный (2Б) - р. Кель-Тер – пер. Кёль-Тёр-Ц-3700 (2Б)+ пер. 312 (1Б) – левый приток р. Кегети – перевал Кегети 3790 (1А) – р. Восточный Каракол – р.Пытый– перевал Бытый Южный 4000 (1Б) – перевал Иссык-Ата Северный 4000 (1Б) – Лед. Петросянца - перевал Иссык-Ата 3964 (1А) – перевал Аламедин Восточный 4032 (1А) – р. Ашу-Тер – р. Алтын-Тер – перевал Туюк-Суу Восточный 4100 (2А) – р. Туюк – перевал Озерный 3900 (1Б) – Озёра – р. Сокулук – р. Шабай – поселок Белогорка
Техописание маршрута

Голубое сиянье льдов Голубое сиянье льдов
Белое безмолвие-3 Белое безмолвие-3
Техническое описание.

01.08. минус 1-ая ночь, перетекающая в 0-й день.
Встретил нас представитель турфирмы на ночном вокзале Бешкека, куда нас выгрузили после 4-х часов измывательств на таможне. От границы до Бешкека поезд идёт около 2 часов, так что <глазок> никто не сомкнул. Полноприводный японец только снаружи казался крутым джипом, внутрь же мы с рюкзаками не влезали никаким образом. Но выхода не было и как-то россыпью упаковались. Потом была очень содержательная экскурсия по предутреннему, абсолютно тёмному и безлюдному Бешкеку, с посещением обменных пунктов, круглосуточных магазинов и туалетов. Дальнейшее путешествие осталось за гранью восприятия, поскольку усталость и бессонная ночь, усугублённая местным пивом и началом активной акклиматизации взяли своё и народ дружно уснул.
Тела участников с вещами были выгружены у развалин бывшей МТФ, на окраине пос. Шамсы, на берегу одноименной реки, где, по утверждению нашего гида-шофёра, дорога и заканчивается. Хотя, мутному взору участников была доступна уходящая вверх по реке колея, которая ничем не отличалась от той, по которой мы сюда доехали.
Прерванный на самом интересном месте здоровый сон требовал немедленного продолжения, и вяло поторговавшись с колоритным аборигеном (запрошено было 2000, остановились на 600-х сомов, от усталости), были допущены в уютный чистенький гостевой домик, где и почили.

02.08. 1 день.
Вышли в 9-00 по условному времени (здесь и дальше), поскольку местное время так и не узнали.
Дорога, практически сразу растворилась в осыпных языках. Как мы узнали позже, такая же судьба постигла дороги по долинам всех рек, стекающих с северных склонов в районе Киргизского хребта. В 2003 году сошли мошнейшие сели, и после этого дороги никто не восстанавливал. По пути (2,5 часа) встречались какие-то руины. Вместе с дорогами погибли и все мосты, в чём мы убедились через 5 часов хода. Благо, уцелели деревья. Перильная переправа. Ширина - 30м. Глубина 1 м. Скорость течения 12 м\сек. Расход (ориентировочно) 10-12 кубов. В 1 км. выше, аналогичный первому домик, с аналогичным киргизским лесником. В этот раз обошлись 200-ми сомов за ночь. Тенденция в целом вселяет оптимизм.

03.08. 2 день.
По длинной, пологой лужайке, 1,5 км вышли к переправе с разрушенным мостом, (20 м. 7-8-м\сек, 0,8м. 1А), и ПБ до устья второго крупного ручья (Уйтаулга). Развилка тропы, стойбище. Не доходя устья переправа на ЛБ. (25 м. 8-10 м\сек, 1.м. 1Б) Перила.
Через 4 км-Переправа на ПБ (20 м. 8-м\сек, 0,8м. 1А), и ещё через 4км, в устье р. Ат-Джайло - связка из двух переправ, ориентировочно 1А+1Б. Перед устьем должно было быть лесничество, но была только летовка с пастухами и их лошадьми, поэтому мы стали на р. Туюк.

04.08. 3 день.
Выход – 09-00. Тропа, временами фрагменты старой дороги. Через 2 часа выходим к очередной переправе на ПБ. (20 м. 8-10 м\сек, 1.м. 1Б) Перила.
Продолжаем движение по моренным валам, растительность исчезает прямо на глазах, хотя и до этого её было не густо. По дороге встретилось два островка с Тяшь-Шаньскими ёлками, а так, местами одинокие тисовые или можжевельниковые кусты.
Ещё через два часа – снова купались, на этот раз уже поспокойнее, (20 м. 8-м\сек, 0,8м. 1А)– максимум.
По ЛБ дошли до пустого лесничества, видимо нежилого, где и распрощались с тропой. Дальше нам направо, а ей – вдоль р.Туюк, к верховьям.
Определить распадок к перевалу достаточно просто, они здесь встречаются нечасто.
Крутой взлёт по моренному сбросу на висячую долину. Курумник, сначала крупный с проходами, потом мелкий и противный. Площадок – много, на любой вкус. Остановились 18.30 на большой поляне, поросшей черемшой, возле ручейка. Отметили 3000м.

05.08. 4 день.
Перевал Шамшы Западный 3900 (1Б).
Подъём в 06.00. Выход 07.30.
Подъём по моренным валам, осыпям и курумникам. Острые камни. Выбираем замысловатую траекторию, дабы не выходить на углы больше 12-15 градусов.
Очень тяжёлые рюкзаки и акклиматизация ещё прошла не полностью.
К 12 часам выползаем к перевальному взлёту. Высота – 300 метров. Кулуар забит снегом, но контрфорсы выглядят достаточно безобидно. В основании пересекаем снежник и выходим на контрфорс, где чередуются скальные и осыпные участки.
Бросаем верёвки, в основном для самоуспокоения, поскольку падать вроде как особенно некуда. К 14-00 выходим на седловину. Тура нет, записки тоже. Люди тут не ходят. Спуск по короткому не то снежничку, не то ледничку (перильная страховка) и дальше по осыпям. Тоже с перилами, лень бухтовать верёвку.
На спуск уходит 3 часа до выполаживания, и ещё час до ручья. Становимся в 18-00.

06.08. 5 день.
Разведка перевалов «Скрытый 2Б», «Кёль-Тёр Центральный 2Б»,
Погода испортила и настроение и эффективность разведки. Плюс очень скудные описания перевалов Скрытый и Кёль-Тёр, а также – полное отсутствие описания «номерных» перевалов. Предположительно идентифицировать 316 и 317 удалось с пер. Шамши, но возник вопрос, чем же они собственно отличаются от участков хребта слева и справа, и почему это считается перевалом, а то, что рядом – нет?
Ледник в верховьях р. Кёль-Тёр представляет собой классический пологий язык 1,5 – 2 км длинной, с резким взлётом на прихребтовом участке. Ежедневные грозы смыли остатки снега, и поверхность льда представляла собой сплошной каток. К точке 100% идентификации седловин выйти так и не удалось, не хватило времени и погода испортилась окончательно. При движении по леднику использовались кошки, связки, страховка на ледобурах в зоне трещин. Вечером было принято решение о изменении заявленного пер. «Скрытый» 2Б на пер. Кёль-Тёр-Ц-(2Б) и, если с противоположной стороны удастся, то не сбрасывая высоту пройти в связке пер. 312(1Б), + перевал «Кегеты 1А», по причине более близкого их расположения и наличия идентификации с противоположного хребта. К тому же подъем с нашей стороны не имел значительных участков голого льда, в отличии от подъёма на пер «Скрытый».
При плохом раскладе на южной стороне, как запасной вариант, отказаться от траверсной связки и идти вниз по заявленному маршруту на р. Чот. Всего в радиалке провели 10 часов. (8 ЧХВ). Морены, осыпи, 6 км. открытого льда.

07.08. 6 день.
Перевал, «Кёль-Тёр Центральный 2Б» 3700м. 2Б.+ пер. 312 (1Б)
Выход 06.30. Крутой подъём по боковому распадку, переходящему в кулуар. Сплошная мелкая осыпь, с участками средней. Цирка, как такового нет, небольшое выполаживание на месте отступившего льда. К 13.30 вышли под перевальный взлёт. Первые перила к бергшрунду левее скального выхода. Далее – через бергшрунд и подрезая склон – в лево.. Надо сказать, что издалека всё выглядело иначе. В близи – 3,5 верёвки с бергшрундом ровно посередине. Поскольку никакой разницы в траекториях подъёма определить не удалось, двинулись мелкими траверсами с преобладанием левой стороны. Перильная страховка. На седловину поднялись в 15.30. Седловина скальная, разрушенная, зацепиться верёвкой есть за что. Намека на тур, или на то, что здесь вообще кто-то побывал до нас обнаружить не удалось. Сложили несколько камней и оставили записку. Спуск по перилам 40 метров льда, и дальше по осыпи, с перильной страховкой. Внизу достаточно обширный цирк, и чётко просматривающийся путь к пер.312 Оценка перевала в 2Б вызывает некоторые сомнения, поскольку видно, что снежно-ледовая обстановка сильно изменилась со времён классификации данного перевала. Субъективно – 2А со звездой. Хотя, при наличии развитого снежника или ледника в его старом русле – вполне оправдано. Траверсом 800 метров прошли под разрушенными скалами (перила 100м. далее – связки). Пришлось потерять метров 30 высоты. К 17 часам вышли в понижение хребта, которое и посчитали перевалом 312 (1Б).
На спуске пологий ледничёк, переходящий осыпь. Остановились в 21-00 в кромешной тьме.


08.08. 7 день.
Выход 09.00. Попытка подрезать склоны, дабы не терять высоты привела только к вывернутым ступням. Вниз, к реке есть только путь по кулуару, траверсы малореальны. От устья кулуарного ручейка сразу уходим влево, пересекаем р. Кегеты по камням (н\к) и выходим к останкам дороги (11.20). Кое-где уцелели даже дорожные знаки. Этакий «Обгон запрещён» посреди вздыбленного курумника. Очень сюрреалистично! Толку от уцелевших кусков дороги не много, так как они уходят на длиннющие серпантины, а по линии падения воды всё забито свежими селевыми выносами. По ним и движемся. Места очень мрачные. Серые осыпи со всех сторон.
Останавливаемся (18.30) прямо на дорожном полотне у последнего Z-образного участка подъема. Дальше нет воды, площадок, и вдобавок со всех сторон постоянно летят камни. А наша «Зима» нуждается в кружочке диаметром в 5 метров, для уютного ночлега.

09.08. 8 день.
Перевал Кегеты (3790м. 1А)
Выход в 8.30. Идея срезания двух последних витков серпантина поддержки в массах не получила, и поэтому побрели по полке, которая раньше была дорогой. Нудный тягун, при котором невзначай выходим в 30 метрах от соседнего перевала практически на гребень, а потом не меняя высоты траверсируем вдоль хребта 2 км. камнеопасного склона. В 15.00 выходим на седловину, представляющую собой коридор между двумя осыпными склонами. Есть тур. Есть даже люди. Через 30 мин. на перевал вышла группа европейских маунтбайкеров, из Швейцарии, Франции, Люксембурга, Германии, Бельгии, Голландии и ещё откуда-то. Касок 20, а может и больше. Русских с ними двое, но мы их не дождались, начали спуск. Снег, ветер, гроза. Мокрый осыпной склон. А тут ещё сверху летают мокрые велосипедисты, и при этом норовят сбросить побольше камней. На колёсах спускаться не то, чтобы проще, но значительно быстрее… Обогнали они нас ещё на крутом участке, а к реке В.Каракол мы спустились по их следам уже затемно, под сплошным снегом.

10.08. 9 день.
Гигантская долина, очень красивая. С трёх сторон закрытая белыми шапками вершин.
Ни деревца, ни кустика. Вдалеке видны стойбища, пасутся кони, резвятся сурки в зелёной травке. И всё это под ярким южным солнцем! Идиллия! Особенно в контрасте с прошедшим днём и ночью… Движемся по торной конной тропе. По дороге, в порядке налаживания добрососедских отношений с гражданами стран бывшего СНГ, останавливаемся возле юрт, здороваемся, ведём содержательные беседы при помощи жестов и русских матерных международных выражений. В ответ нас угощают кумысом (кымыз), сметаной, лепёшками и другими вкусностями. Скорость на таких препятствиях падает катастрофически! Обедаем возле устья р. Пытый в 14.00. Там тоже стоит юрта, и хозяева пообещали вечерком подняться к нам наверх и принести свеженького кымызу. Что они и сделали, уже глубокой ночью, и не бесплатно.
На развилке в верховьях р.Пытый обнаружили два камня, базальты с пиктографическими изображениями. Лагерь поставили рядом, очень было интересно, побродить по окрестностям, поискать ещё какие артефакты. Но больше ничего не нашли. Ночью продолжалась пытка кумысом…

11.08. 10 день.
Отягощённые ночными возлияниями вышли 09.30.
По моренным валам, курумникам и осыпям вышли под перевальный взлёт к 15.00. Поскольку время ещё оставалось, выслали разведку на перевал. Разведка доложила о проблемах со спуском (снежный козырёк). Решили пораньше отбиться, чтобы с утра решать проблемы.

12.08. 11 день.
Перевал «Бытый Южный» 4000 м. 1Б
Вода в котлах за ночь промёрзла до дна.
Выход 07.00.
Подъём по крутой осыпи в направлении скальных пальцев. 1 час.
Тур, записка. Начало спуска – 09.30.
Снежный козырёк вызвал некоторые опасения, и по причине невозможности организации надёжной страховки (седловина – мелкий гравий, перед козырьком – свежий снег, до льда не докопались). Приняли решение организовывать «Дюльфер» по кромке ледового языка, правее линии традиционного спуска. Расходную петлю одели на скальный палец, и посыпались вниз. 2 часа 30 мин.
С низу козырёк выглядел вполне мирно, но не возвращаться же…
Дальнейшее движение по закрытому леднику в связках, далее, когда свежий снег закончился, развязались и пошли длинным траверсом к противоположному берегу ледника. По очень крутому, свежему и мокрому моренному языку вышли на борт. 15.30. Пересекли по свежим валам несколько параллельных пустых ледниковых русел и остановились в песчаном межморенном распадочке. 17.00.

13.08. 12 день.
Перевал Иссык-Ата Северный 4000м. 1Б (2А)
Выход 06.30. и через 30 мин. вышли на пологий ледник в цирке. Справа обошли воронку в центре ледника и подошли к началу перевального взлёта. Угол от основания до бергшрунда оценен в 40°, но склон покрыт натечным льдом.
В 07.15. начинаем навеску перил на всю длину имеющихся верёвок. До бергшрунда ложится 260 метров, через 2 ППСа На ледобурах. Натечный лёд лежит на мягком снегу, и лежит неравномерно. Иногда проламливается и участник куда-то летит… Причём как глубоко лететь можно узнать только остановившись.
Третья ППС устанавливается прямо в бергшрундную трещину 15.30. Дальше угол увеличивается до 45-50°, но корка становиться тоньше. Неприятно то, что выход с нашей траектории приходится (как оказалось) на очень живую осыпь. И от туда в послеобеденное время стали прилетать подарки. Выставили наблюдателя, поскольку выход на траверс на таких углах совсем не грел (в плане потери времени и верёвок). Пятый и шестой ППС установили к 17.00, и освободив директрису, лидер ушёл на навеску траверсных перил на углах до 40° (повесили сдвоенную ? 8)
Все эти телодвижения сопровождались снежными зарядами, и клочками облаков, летающими вокруг, то сверху, то снизу. На траверс начали выходить уже в сумерках, к 19.00. На седле собрались к 20.30, но верёвки и один рюкзак ещё оставались на склоне. Палатку поставили на снежной полке, рядом с перевальной перемычкой, решив, что утро вечера мудреней. Отбой 23.00 основной части группы, поскольку двое замыкающих ещё ходили на одну верёвку вниз + траверс туда и обратно за заклинившим рюкзаком и снимали последние верёвки. Благо луна на 3\4 подсвечивала.

14.08. 13 день.
Пер. Иссык-Ата Сев – по леднику Петросянца под пер. Иссык-Ата 1А (3964м).
Выход в 08.00. Причём, по мере готовности участники просто пристёгивались к перилам и шелестели вниз. Параллельно туда же спускали рюкзаки. Получалось достаточно быстро и весело. Склон снежно-ледово-скально-осыпной, в зависимости от высоты и направления. По осыпи пошли левым траверсом, и вышли на лёд в самих верховьях ледника. По леднику (в верхней части закрытый, внизу - открытый) простым азимутом двинулись к основанию характерного отрога, за которым находится распадок пер. Иссык-Ата 1А 3964 м. Сбросив метров 100 высоты вышли на правый борт ледника. Моренные валы крутые, мокрые и живые. Отрог снизу обходить не надо, это далеко, и чревато потерей высоты больше 300 метров. Мы двигались вдоль отрога вверх по забитой моренками долине, до характерного поворота на лево 1,5 км от выхода со льда. Тут есть места под палатки, туговато с водой, но леднички с левого склона местами опускаются почти до дна долины и можно набрать снега или льда. Просматривается путь на хребет бокового отрога.

15.08. 14день.
пер. Иссык-Ата 1А (3964м).
Наконец-то число 13, которое длилось у нас два дня, закончилось!
Выход 08.00. 1час в лоб по склону поднимаемся на хребет бокового отрога.
2 часа – траверс хребта(1Б), осыпи, разрушенные скалы. На снежное плато в месте смычки бокового и основного хребта выходим к 12.00. Ещё час движемся траверсом ледового склона. Справа внизу очень некрасивые трещины. Подходим под ледовую стенку, которая является верхней частью излома бергшрунда. Обходим серпантином справа. К 14.00 выходим на перевальную седловину. Снимаем-оставляем записки. Погода стремительно портится, ветер, снег. В 15.00 начинаем спуск. Крутая мелкая сыпуха, по которой просто съезжаеш, причём быстро и небезопасно. Укладываем верёвку. Верёвку жалко, по ней катятся камни, но так быстрее и спокойней.
В 16.20 выходим на ледник, связываемся, поскольку часть закрыта какими-то свежими ледяными пятнами, очень скользкими. Идём в кошках.
К 18.00 находим площадку под палатку. Кругом чёрные базальты и маленькие водопаники. Справа два варианта подъёма на Аламедин. Утром надо смотреть.

16.08. 15 день.
Пер Аламедин Восточный. 1А 4032 м.
Варианты следующие: 1 – короткий. По борту цирка, подрезая крутую мелкую осыпь под жандармами. Вроде просматривается чей-то след, но очень неприятно всё выглядит, и всю ночь сыпалось именно оттуда.
Вариант 2: Длинный, но безопасный. Пересечь распадок выходящий из перевального цирка, подняться на боковой гребень, сильно разрушенный, но широкий и выходить к перевалу по контрфорсу. Выбираем второй, при этом подавляя в зародыше демократические настроения некоторых «заматерелых» участников.
Пересекаем в устье распадок, ведущий к перевальному цирку, выходим на разрушенный, но широкий боковой отрог 11.00.
По обломкам скал и россыпям камней, чередующихся со снежниками, проходим траверсом бокового хребта под чёрные скалы, это уже склон основного хребта.13.00
На хребте 4 потенциальные «дырки» причём карты указывают на одну из двух центральных. ВНИМАНИЕ!!! Неточность карт. Боковой гребень, указанный на наложенной 500м-ой. хребтовке является контрфорсом вершины. Перевал показан чуть левее места смычки с основным хребтом. По отношению к тому отрогу, по которому мы поднялись - перевальная седловина – самая ПРАВАЯ, возле скальных пальцев. Подъём вправо по осыпи на хребет, и траверс по хребту до перевальной седловины.15.00. Записка Бешкеккского спелеоклуба трёхдневной давности. Вниз ведет натоптанная дорожка к выходу на ледник. 16.00. По открытому леднику, в кошках сбрасываем высоту до моренных полян. Из под моренного вала, сразу мощным потоком начинается р. Ашу-тер. Это первая вода. Ночуем. 19.00

17.08. 16 день.
Р. Ашу-Тер – р.Алтын–Тер.
Выход в 08.30. по малозаметной тропе ПБ. Встречаются озёра. Вскоре река уходит под морены. К 14.00. начинается крутой спуск в долину Алтын-Тер. Впереди всю дорогу маячит грандиозный кулуар с ледником и ручьем. Это путь к пер. Обзорный 1Б. Абсолютно не греет. Очень уж круто выглядит.
Вдоль ручья – водопада спускаемся в долину. В ней два русла, разделённых большим островом. Левый поток – молочно белого цвета – р. Алтын-Тёр. Ночуем на острове 17.00. К вечеру – сильная гроза.

18.08. 17 день
Всё тоже, но в обратном порядке.
В 08.00 выход. Вдоль реки по ПБ разбросаны обломки скал гигантских размеров.
Подъем не такой крутой, как вчерашний спуск. Перед озером тропа переходит на ЛБ (Н/к). Возле правого ручья тропа теряется окончательно. Дальше – только ледниковые выносы. В цирке сходятся языки 4 ледников. Нам – по левой кромке третьего. 18.00 останавливаемся перед ледником.

19.08. 18 день
пер. Туюк-Су Вост. 2А 4100. (он же пер. Тарановой 1Б) с какой стороны посмотреть…
Дежурные просыпаются в 5:00, выход в 7:00. От места ночевки по гребням морен в восточном направлении выходим за 2 ходки по 40 минут в цирк южной камеры ледника Алтын-Тор Северный (под язык ледника второй камеры). Далее по камням справа от ледника поднимаемся на верхнее плато (еще 40 минут), и там на камнях одеваем каски, страховочные системы и кошки.
В кулуаре, ведущем на перевал много плотного снега, ступени хорошо держат. Примерно за 1,5-2,5 часа группа поднялась на седловину. Сняли записку. Спуска с перевала на ледник Туюк как такового нет – большое, ровное, заснеженное плато начинается прямо от перевала.
Можно пройти к седловине пер. Тарановой, можно вообще уйти… Связались и пошли сначала в направлении скального гребня, идущего с в. Тарановой, потом в направлении скального огурца в гребне, идущем от в. Грязнова. Вышли в карман с гребешком. Слева – трещины, справа по склону подходит бергшрунд. По гребешку дошли до предполагаемой трещины, Снег в том месте глубокий, но более рыхлый чем в остальных местах. Трещину переползали на скользящем карабине по перилам, закрепленным на ледорубах с обоих концов. Дальше вышли на старые следы и по ним добрались до правой боковой морены, где начали готовить обед. После обеда, по крутому моренному валу скатились вниз к р.Ала-Арча. Заночевали на ПБ, на пойменной терраске.

20.08. 19 день.
По долине р. Ала-Арча поднимаемся до развалин ГМС, которые уже только угадываются, как ориентир.13.00
От развалин ГМС по зелёным полянам и руслам пересохших ручейков приближаемся к устью каньона. Подъём по желобу, переходя с берега на берег. Ступени высотой 2-3 метра. Выходим к скальному гребню, разделяющему долину. Дальше поднимаемся по холмистым склонам, Выше проходим одно, затем второе небольшие озёра. 17.00.

21.08. 20 день.
Пер. Озёрный 1А 3592м.
От второго озера подъём по каменистой террасе (нагромождение камней) на висячую долинку. 11.00. Выше начинается язык ледника, с него выход на мелкую осыпь.12.00. К перевалу ведут «ворота» из разрушенных скал 20 метров. На седловину выходим к 15.00. Седловина узкая, в гребне разрушенных скал, с юга скалы крутые. Тур не обнаружен. Спуск по осыпи 30-35° между скальными останцами, «жандармами», до карового озерца зелёного цвета. 17.30. Далее – по узкому наклонному желобу, перекрытому камнями и обломками скал. Сверху просматриваются озера, но за перегибами их уже не видно. К 19.00 выходим к долине р.Чон.

22.08. 21 день
Днёвка. Посвящена подготовке к выходу в населёнку.

23.08. 22 день
Дальше – только вниз!
Спуск по моренным полям и валам. Некоторые проблемы тактической ориентировки, поскольку валы заканчиваются то обрывами, то пологими участками. Обрывы обходим, доставать снаряжение нет ни сил, ни желания. Буквально на 5 км. находим тропку.
Стараемся её не терять, и бежим вниз. Слева остаются распадки Кичи-Тёр, и через два часа Ашу-Тёр. К вечеру добегаем до р. Шабай. Встречаются юрты и кони.

25.08. 24 день.
Звоним в Бешкек, нашему туроператору и заказываем бусик на 15.00.
По убитому просёлку, лёгкой рысью за пол-часа до оговоренного срока добегаем до Белогорки. Есть магазин, а в нём есть холодная «Балтика №3». Вот ради этого и стоило всё это пройти и выдержать, Момент истины состоялся!

Итоги, выводы, рекомендации.

Группой был успешно пройден заявленный пеший маршрут 5 ой категории сложности по далеко не самому традиционному пешему району - Киргизскому хребту. Основная концепция при планировании маршрута заключалась в том, чтобы пройти по наиболее интересным в туристском, и сложным в техническом планах уголкам Киргизского хребта, при этом не скатываясь на слабую горную четвёрку. Для этого был спланирован абсолютно линейный автономный маршрут, включающий в себя все необходимые элементы пешей пятёрки, но, не имеющий ни одной заброски и «бабочки», которые так нравятся горным группам.
Как известно, наиболее насыщены сложными и интересными перевалами северные отроги и Главный хребет. Поэтому маршрут был спланирован так, чтобы пересечь эти отроги и ГКХ, следуя параллельно ему, с востока на запад. Вместе с тем, во время акклиматизационной части похода, группа перевалила через хребет Шамши (пер. Шамши) пройдя затем, через два перевала, на сторону южных отрогов. Во время движения по маршруту были посещены долины Иссык-Ата, Бытый, Минджилки, Кен-Тор, Аламедин, Алтын-Тор, Аксай, Ала-Арча, Адыгене, Чон-Тор, Сокулук… Пройдено девять перевалов, один из них- 316\317 – пройден, вероятно впервые. Пришлось изменить маршрут, обойдя пер. Скрытый 2А через более сложный перевал 316\317 и пер. Кегеты из-за неустойчивой погоды и недостатка информации. (Партия гелогоразведки в устье ледника охраняется очень несговорчивыми ребятами, к тому же с автоматами). Вместе с тем, насыщенность походу добавили несколько переправ на реках Шамши, Кегеты, Сокулук в этом году особенно многоводных и бурных…
При построении маршрута использовался принцип ступенчатой акклиматизации, при котором высотный график имеет вид восходящей пилы (см. Высотно-ходовой график). За счет правильной акклиматизации, мы имели возможность в средне фазе похода совершить прохождение трех локальных препятствий подряд на высотах порядка 4000 м. менее, чем за три дня, с последующим выходом из района путешествия.
В походе применялись горелки Китайского производства и они нас не подвели. Практика работы с газом лишь подтверждает, что хорошо горит в горах лишь высотная газовая смесь, которая имеет соответствующую стоимость. Мы воспользовались более приемлемым для нас вариантом, дешёвой газовой аппаратурой и самым дешёвым бытовым газом, который не разу нгас не подвёл, несмотря на утренние температуры в -15 градусов и высоты – более 4000 м. Также широко использовались две японские радиостанции с комплектом батарей вместо аккумуляторов. Трудно переоценить роль радиосвязи для оперативных действий при разведке или для обеспечения безопасности на сложном маршруте… Связь в пределах прямой видимости была всегда, в долинах же с существенным перегибом склона приходилось иногда ловить отраженные волны на расстоянии до 7 км.
Погода в целом была благоприятная, за исключением нескольких дней неустойчивого характера, однако продолжительной непогоды на высоте нам удалось избежать.
За время похода мы не имели никаких конфликтов с местными жителями и милиционерами, кроме серии обысков в Бешкеке.
Весьма четкая работа при немалых ценах за услуги (турфирма «Достук-Треккинг», 720005, Бишкек, 18-линия, дом 42-1, тел. +996 (312) 545455; 427471; 540237; e-mail: dostuck@saimanet.kg, dostuck@elcat.kg, www.dostuck.com.kg,. При желании сэкономить, круглосуточно на вокзале Бешкека дежурят «левые» перевозчики.

Комментарии
Tsvetik24.06.12, 00:17
Палатка 
А что за палатка у вас такая? Самошитая?
Guest22.11.08, 18:15
А "горники" - балованые! 
Пешеходная пятёрка в типично горном районе, да ещё и с такими показателями... Надо срочно убрать! А то горников комплексы замучают!
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 5